Из опыта бывалых мам:
«Анжела 25 лет, г.Санкт-Петербург, сын Алексей 5 лет. Сын с двух лет пытается использовать еду не по назначению. С самого начала строго ловлю его за руку и говорю «Еда не игрушки! Едой не кидаемся!» Сейчас очень редко, но все-таки еще кидает» «Ольга, 29 лет, г.Новосибирск, дочь Анжела 2,5 года. Не приемлю решений типа: Вон из-за стола! До следующего приема пищи без перекусов! Я дочке все время все объясняю, да, еду бросать не разрешаю, но объясняю почему. Выдаю для бросания пластилин, поролоновые кубики и разрешаю перекладывать еду из тарелки в тарелку. Не вижу в этом ничего страшного» «Таисья, 28 лет, Г. Пермь, двойняшки Тимофей и Василина 2,6 года. У Тимофея период бросания начался в год и два месяца. Василина сначала с интересом наблюдала за братом и недели через 2 дети стали вместе бросать игрушки, пульты, книги и все что попадется под руку, порой друг в друга. Насчет друг друга – мы просто объясняли, что это больно, так делать нельзя. Опыт пришел быстро, так как один другому быстро дал понять что такое «больно когда прилетит игрушкой» По всему остальному – старались каждый раз давать варианты, типа куклу кидать нельзя, мяч – можно. Еще сильно помогло, когда муж стал выходить с детьми на улицу и подолгу бросать камни в лужу, пока дети не устанут. После этого до конца дня точно никто из наших карапузов ничего не бросал и постепенно эта привычка ушла, хотя многие дети делают это почти до школы. Мне кажется, именно метод «набросаться вдоволь» так сработал».
Выводы:
Кидание игрушек и предметов – это важный этап развития личности малыша. Ребенок бросает и наблюдает куда и как падает предмет, какие звуки издает. Старайтесь оберегать малыша от кидания опасных, бьющихся предметов, не кричите и не ругайте его. Объясняйте почему нельзя бросать ту или иную вещь. Если кидает в людей – останавливайте и отводите в сторону. Опасные вещи делать нельзя, даже иногда. Помогайте ребенку исследовать мир вокруг, поддерживайте самостоятельность и организуйте безопасные зоны для игр
Так малыш будет познавать свойства предметов, переключит свое внимание и начнет все реже кидать игрушки. Постоянные запреты могут усилить желание все кидать
Лучше предложите альтернативу того, что можно кидать: листики во дворе, носочки в стирку, мячики в корзину
Пусть кроха удовлетворит свои потребности в кидании, тогда эта деятельность станет ему менее интересной. Приучайте малыша к порядку: хвалите за каждую убранную вещь, не разрешайте доставать следующую игру, пока не убрана эта. Хвалите за уборку, даже если пока это не очень похоже на порядок. Продолжайте обучать, все придет со временем. В подростковом возрасте будет легче. Для мотивации ребенка на уборку игрушек предложите заняться чем-то интересным сразу после того как игрушки будут убраны. Еще можно превратить наведение порядка в игру – убирать наперегонки или только игрушки определенного цвета. После трех лет попробуйте метод соревнований со словами «спорим, ты не умеешь убирать игрушки?». Дети обожают соревноваться, особенно если мама постоянно проигрывает.
( оценок; рейтинг статьи )
«Она сама» или «я нечаянно»
Ломаются игрушки у каждого ребенка, даже у самого аккуратного и бережливого. Поэтому, увидев сломанную машинку или куклу, не нужно сразу наказывать ее маленького владельца — сначала следует разобраться в ситуации. Причины поломок могут быть разные, в том числе:
Низкое качество игрушек. Увы, производители не всегда заботятся о долговечности своей продукции, экономя на используемых материалах. Даже при бережном обращении низкокачественные игрушки быстро ломаются, и вины ребенка в этом нет. А вот родителям стоит подумать о приобретении более надежных и качественных товаров.
Детская любознательность. Как устроена машинка? Что находится внутри игрушечного планшета? Подобные вопросы интересуют ребенка, и лучший способ узнать правду — получить ответы опытным путем. Разобранные игрушки — это зачастую результат любопытства ребенка и его безобидного желания познать окружающий мир.
Скучные игрушки. Не исключено, что ребенку просто неинтересно играть с теми игрушками, что у него есть. Возможно, мальчик хочет конструктор, но ему дарят машинки. Или вместо игрушечного кухонного набора, девочка получает очередного пупса.
Особенности характера. Многие дети в дошкольном возрасте просто источают энергию. Они настолько активны, а иногда и импульсивны, что в их руках игрушки, действительно, ломаются случайно.
Капризы и протесты. Если ребенок обычно аккуратно обращается с игрушками, но в определенный момент начинает их специально ломать, значит, он испытывает эмоциональный дискомфорт
Таким образом он привлекает к себе родительское внимание и выплескивает негативные эмоции. Отсутствие ценностей. Нередко детей балуют близкие — покупают игрушки без повода или в качестве утешения/поощрения
Нередко детей балуют близкие — покупают игрушки без повода или в качестве утешения/поощрения
Отсутствие ценностей. Нередко детей балуют близкие — покупают игрушки без повода или в качестве утешения/поощрения
Такая система воспитания формирует у ребенка потребительское отношение к жизни и отношениям, лишает умения ценить свое имущество. Имея множество игрушек, ребенок быстро теряет к ним интерес и часто просто ломает от скуки.
На самом деле сломанные игрушки могут многое рассказать о детях, их интересах и даже проблемах. Поэтому, прежде чем придумывать наказание, обязательно разберитесь в ситуации — это поможет вам лучше узнать своего ребенка.
Как отучить ребенка ломать игрушки
На первых порах главная задача родителей не мешать малышу познавать окружающий мир, и наоборот, всячески ему помогать в этом. Не стоит тут же поднимать за ним брошенные на пол вещи и выставлять на полки только что скинутые оттуда игрушки. Лучше просто наблюдать за действиями малыша и давать ему подсказки. Если кроха никак не может закрыть коробочку, потому что она переполнена, нужно показать ему, что нужно освободить в ней немного места, и тогда крышка легко встанет на свое место. Если малыш пытается оторвать кукле голову, нужно объяснить ему, что так делать нельзя, потому что куколке будет больно, и вместо нее предложить крохе другую игрушку, которую можно легко разобрать и собрать заново.
Если ребенок пытается ко всем окружающим его предметам применить силу, стоит обеспечить его такими игрушками, которые ему точно придутся по вкусу: специальные мягкие блоки из которых можно строить крепости, высокие лежанки и пещеры, а также прыгать по ним, надувной мяч, кегли, крупные конструкторы, из которых можно строить башни и ломать их. Можно научить малыша комкать ненужные листы бумаги и забрасывать их в специально повешенное для этой цели кольцо над мусорным ведром. Предложите крохе попробовать себя в лепке из пластилина или полимерной глины. Можно поиграть с малышом в машинки с настоящими авариями и столкновениями.
На детской площадке маленький разрушитель сможет применить свою силу, налепив большое количество куличиков растоптав свои труды. Зимой можно вместе с малышом построить снеговика и сломать его, а осенью сгрести большую кучу из опавшей листвы, а потом разворошить ее.
Вопрос «почему ребенок ломает игрушки», беспокоит многих родителей. Что делать в такой ситуации и стоит ли бить тревогу, сейчас попробуем в этом разобраться.
Возможные причины
Ребенок может ломать игрушки, разбирая их на детали, в процессе познания окружающего мира Давайте разберемся, почему малыш может испытывать потребность в том, чтоб все ломать и игрушки в частности.
Любопытство. Ребенок не задается целью ломать игрушки, ему просто интересно, что у них внутри. Не стоит забывать, что малыш в таком возрасте, когда активно познает окружающий мир, ему интересно, что из чего состоит, как крепятся детали. Особенность темперамента ребенка. Так подобное поведение встречается у холериков, достаточно активных детей, испытывающих сложности с концентрацией на одном деле и усидчивостью, управлением своими эмоциями. Такой малыш может сломать игрушку в порыве, под влиянием своего эмоционального характера. По мере взросления он научится быть более аккуратным и сдержанным. Несоответствие игрушки возрасту ребенка, его уровню развития
Важно понимать, что малыш на каждом этапе своей жизни должен получать определенные навыки и знания, к которым он будет готов в данный конкретный период. И в ситуации, когда игрушка слишком сложная или наоборот простая, он не может играть с ней по правилам
А когда он не может с ней взаимодействовать, приходит самое простое решение — карапуз просто разбирает игрушку на части, пытаясь хоть что-то получить от вещи, которая ему неинтересна или непонятна. Игрушка низкого качества. Иногда вовсе не ребенок виноват в том, что вещь сломалась Возможно, была приобретена игрушка, изготовленная из некачественных материалов, хрупкая, ненадежная при эксплуатации, поэтому достаточно быстро пришла в негодность
Попытка привлечь внимание родителей. Наблюдается у детей, которые лишены достаточного общения со взрослыми, например, когда родители постоянно заняты на работе, не находят времени на общение с малышом Папа или мама пытается задабривать карапуза новыми подарками, надеясь таким образом купить его любовь, при этом ребенок негативно реагирует на игрушки, ломая их, чтоб родители наконец-то обратили на него внимание
Злость, направленная на взрослых, зачастую при наличии обиды. Например, малыш мог расстроиться из-за того, что ему не купили то, что он просил. Когда под руку попадается какая-то старая игрушка или только что купленная, но не та, что ему нравилась, то она обязательно будет поломанной. Плохое самочувствие, отсутствие настроения может также привести к тому, что у ребенка повысится возбудимость, появится агрессия, что приведет к швырянию игрушкой об стену, ее последующей поломкой. Период возрастного кризиса. Ребенок может ломать предметы для того, чтоб заявить о своем «я», формировании себя, как личности, о том, что он может сам все делать, не требуя родительского контроля. Таким образом, он пытается самоутвердиться. Копирование поведения взрослых. Если ваш малыш начинает что-то ломать, убедитесь в том, что вы не проявляете негативные эмоции в присутствии карапуза. Если мама в порыве скандала начинает разбивать тарелки, то не стоит удивляться, когда ребенок повторяет то же с игрушками.
«Она сама» или «я нечаянно»
Ломаются игрушки у каждого ребенка, даже у самого аккуратного и бережливого. Поэтому, увидев сломанную машинку или куклу, не нужно сразу наказывать ее маленького владельца — сначала следует разобраться в ситуации. Причины поломок могут быть разные, в том числе:
Низкое качество игрушек. Увы, производители не всегда заботятся о долговечности своей продукции, экономя на используемых материалах. Даже при бережном обращении низкокачественные игрушки быстро ломаются, и вины ребенка в этом нет. А вот родителям стоит подумать о приобретении более надежных и качественных товаров.
Детская любознательность. Как устроена машинка? Что находится внутри игрушечного планшета? Подобные вопросы интересуют ребенка, и лучший способ узнать правду — получить ответы опытным путем. Разобранные игрушки — это зачастую результат любопытства ребенка и его безобидного желания познать окружающий мир.
Скучные игрушки. Не исключено, что ребенку просто неинтересно играть с теми игрушками, что у него есть. Возможно, мальчик хочет конструктор, но ему дарят машинки. Или вместо игрушечного кухонного набора, девочка получает очередного пупса.
Особенности характера. Многие дети в дошкольном возрасте просто источают энергию. Они настолько активны, а иногда и импульсивны, что в их руках игрушки, действительно, ломаются случайно.
Капризы и протесты. Если ребенок обычно аккуратно обращается с игрушками, но в определенный момент начинает их специально ломать, значит, он испытывает эмоциональный дискомфорт
Таким образом он привлекает к себе родительское внимание и выплескивает негативные эмоции. Отсутствие ценностей
Нередко детей балуют близкие — покупают игрушки без повода или в качестве утешения/поощрения
Отсутствие ценностей. Нередко детей балуют близкие — покупают игрушки без повода или в качестве утешения/поощрения
Такая система воспитания формирует у ребенка потребительское отношение к жизни и отношениям, лишает умения ценить свое имущество. Имея множество игрушек, ребенок быстро теряет к ним интерес и часто просто ломает от скуки.
На самом деле сломанные игрушки могут многое рассказать о детях, их интересах и даже проблемах. Поэтому, прежде чем придумывать наказание, обязательно разберитесь в ситуации — это поможет вам лучше узнать своего ребенка.
4 Мама боится одиночества
Очень многие мамы решают родить ребенка «для себя», чтобы «в старости было кому подать стакан воды», чтобы не остаться одной. Очень велика вероятность того, что взрослея, ребенок будет чувствовать бессознательное чувство вины каждый раз, когда уходит из дома погулять с друзьями, когда самостоятельно решает выбрать профессию, когда создает свою семью. Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.
Процесс отделения ребенка от родителей естественен и закономерен. По мере взросления отношения между родителями и ребенком трансформируются, дети строят свою жизнь.
Причины детского поведения
Причин такого поведения ребенка может быть несколько.
- Тип темперамента малыша .
Поведение, при котором наблюдаются чаще разрушительные действия, свойственно детям с типом темперамента – холерик. У таких детей игрушки ломаются сами по себе. Данный тип темперамента означает непоседливость, быстроту действий, большую активность.
Такой ребенок может просто бежать сломя голову и по ходу наступить на игрушку, даже не заметя ее на своем пути.
В маленьком возрасте (2 – 3 года) дети еще не умеют управлять своими эмоциями.
Это возможно не раньше 7 – 8 лет. Поэтому ругать малыша за поломанную игрушку точно не стоит.
- Плохое самочувствие ребенка .
Это может быть банальная усталость, а возможно — это проявление начала болезни. У ребенка может что-то не получаться в процессе игры и в таком состоянии он воспринимает свои неудачи с повышенной возбудимостью и проявлением агрессии.
- Некачественные игрушки .
Дешевая игрушка может очень быстро поломаться. И ребенок будет совсем в этом не виноват.
- Игрушка может не соответствовать развитию малыша на данный момент времени.
Обязательно нужно учитывать возрастные особенности конкретного периода жизни. Если игрушка не соответствует возрасту ребенка – это означает то, что он попросту не сможет с ней справиться в процессе игры. За этим последует огорчение малыша и своеобразная сдача игрушке от ребенка в виде её поломки.
- Малыш находится на стадии познания мира , в том числе и методом анализа, который заключается в разборе целого на составные части. Таким образом, ребенок пытается понять, как все устроено в этом мире. Многие из взрослых могут вспомнить ситуацию, как разбирали в детстве непонятную для себя вещь, будь то будильник или утюг.
- Выражение недовольства .
В маленьком возрасте дети не способны к анализу ситуации в целом и самоанализу в частности. Если он не может справиться с игрушкой, значит в этом, по его рассуждениям, виновата только она. Если в машинку не помещается его любимый кубик, значит виновниками, сложившейся ситуации является кто-то из них. Поэтому надо разобраться либо с кубиком, либо с машинкой, отшвырнув их прочь. Примерно так рассуждает ребенок. Ему даже в голову не приходит, что предметы не соответствуют размеру друг друга, и он их не правильно подобрал для своей игры.
- Проявление своего «Я». В крошечном возрасте (с первого месяца жизни) ребенок полностью зависит от родителей и не противоречит этому. Но постепенно вырастая, у него начинает формироваться осознание себя как личности.
Привлечение внимания
Такими методами ребенок пытается привлечь внимание к себе со стороны родителей. Разрушительное поведение может послужить для взрослых неким сигналом к действию. Чтобы лучше научиться понимать своего ребенка и иметь в арсенале способы быстро договориться с ним в любой конфликтной ситуации, смотрите интернет-курс для родителей детей от 1 до 7 лет Послушание без криков и угроз >>>
Чтобы лучше научиться понимать своего ребенка и иметь в арсенале способы быстро договориться с ним в любой конфликтной ситуации, смотрите интернет-курс для родителей детей от 1 до 7 лет Послушание без криков и угроз >>>
Что делать, если ребенок грызет ногти?
Как мы уже выяснили, чаще всего в основе проблемы лежит психологический фактор, а значит, чтобы ее устранить, необходимо выяснить причину такого поведения.
Наш эксперт объясняет, что немаловажную роль играет поведение взрослого: недопустимо раздражение, замечания, физическое воздействие. Мария Владимировна советует набраться терпения и помнить, что негативная реакция старших в сочетании с внутренним недовольством ребенка — это самая благодатная почва для поддержания его тревожности. Любой «срыв» и резкое замечание неминуемо отбросят вас назад на пути борьбы с этой неприятной привычкой.
Итак, подытоживая все вышесказанное, родителям ребенка, который грызет ногти можно дать следующие советы:
- прежде всего попытайтесь выяснить причину детского беспокойства, поскольку в большинстве случаев желание обгрызать собственные ногти и кутикулу вызвано именно повышенной тревожностью. Устраните ее источник — процесс пойдет быстрее;
- ни в коем случае нельзя ругать ребенка или тем более применять к нему меры физического воздействия. Крик, упреки и грубость только усугубят положение;
- наладьте детский режим дня. Выспавшийся ребенок — спокойный ребенок;
- следите за питанием. Рацион должен быть сбалансированным и разнообразным;
- тщательно соблюдайте гигиену рук. Ногти должны быть чистыми и аккуратно постриженными. Детей постарше можно сводить в салон на маникюр к мастеру;
- не ругайтесь при ребенке, постарайтесь создать дома благожелательную и дружественную атмосферу любви и взаимопонимания;
- запишите сына или дочь в секцию. Не заставляйте насильно — найдите то, что будет ребятам по душе;
- избегайте непосильных нагрузок и «не задирайте» планку ожиданий;
- чаще разговаривайте и проводите время вместе;
- если вы соблюдаете все рекомендации, а ребенок все равно продолжает грызть ногти, можно попробовать воспользоваться специальными средствами — например, нанести особый лак, обладающий горьковатым привкусом.
pixabay.com  / 
Онихофагия — это достаточно серьезная проблема, решение которой потребует времени и усилий как со стороны ребенка, так и со стороны его родителей. Откладывать ее в долгий ящик не стоит, поскольку промедление только усугубит ситуацию. Комплексный подход поможет отучить ребенка от вредной привычки и сохранить красоту рук.
Почему взрослые делают подарки
Если с мотивами поведения детей все более или менее понятно, то поведение взрослых не так просто. Даже понимая, что ни стали жертвами ребенка-вымогателя, они все равно продолжают ему потакать. Почему?
«Имидж – все»
Порой мы просто боимся показаться скупыми и прижимистыми. Особенно хорошо это заметно, если речь идет не о собственном ребенке, а о ребенке родственников или друзей. «Что подумают его родители, если я откажусь подарить малышу эту безделушку? Тем более что мне она не очень дорога…» Родители между тем либо стесняются попросить пресекать выпрашивание ребенка, либо еще не осознали, что такое поведение стало проблемой.
«Артистам – аплодисменты»
Довольно предсказуемо поведение взрослых на прием «Мечта всей моей жизни». Если ребенок со слезами на глазах рассказывает, как долго мечтал об этой игрушке и лакомстве, рука непроизвольно тянется к кошельку. Тут стоит проанализировать, а не случалась ли такая же ситуация вчера и позавчера?
«Ленивый воспитатель»
Стоит признать, иногда мы попросту откупаемся от детей, потому что нам лень или некогда вникать в суть вопроса. Игрушка куплена, ребенок доволен и не капризничает, мы успеваем зайти в магазин, на почту и в поликлинику, все сложилось. Между тем проблемы начинают нарастать как снежный ком. Помните, мы их не решили, а только отсрочили!
«Коса на камень»
Наконец, бывают и просто слабохарактерные взрослые, мягкие и уступчивые, которые не могут противостоять сильному и упрямому малышу. Они быстро передают ребенку ведущую роль в отношениях, позволяя ему принимать решения за двоих. Справедливости ради, родители редко оказываются в таком положении, зато из бабушки или тети иной малыш «веревки вьет»!
«Не мой размер»
Игрушки ребенка могут не соответствовать ему по возрасту. Если крохе неинтересно играть с ними, то, возможно, понравится ломать. Старайтесь, чтобы игрушки малыша росли вместе с ним. Чем старше кроха, тем более функциональные предметы ему необходимы. Ненужные, надоевшие машинки, погремушки или каталки малыш не ломает, он их реконструирует, чтобы начать другую игру. Трудно придумать много игр с заводным медвежонком, который стучит в барабан. Вот и приходится барабан оторвать! Нужно, чтобы игрушка развивала фантазию. Малыш должен иметь возможность сам наделить своего героя выбранными качествами характера, сам озвучить его, изменить движение игрушки по его собственному сюжету.
Выбирая ребенку в магазине новых друзей, откажитесь от заводных, говорящих, поющих игрушек, фигурок с фиксированной позой, неподвижных. Возможно, правильный выбор решит проблему сломанных игрушек!
Выбирайте ребенку игрушки, которые учат его развивать фантазию.
Учите ребенка играть. Показывайте ему, как можно оживить игрушки, как построить трассу для машинок, домик из кубиков, как организовать сюжетную игру. Не думайте, что дети умеют играть с самого рождения. Игра − это тоже определенная работа, требующая воображения, знаний и умений.
Что делать с разрушительным поведением ребенка
Первое и, пожалуй, самое важное, что нужно сказать, отвечая на вопрос что делать, если ребенок ломает игрушки – это не ругать. Таким способом воздействия добиться ничего хорошего нельзя. Напротив, это еще больше усилит агрессивное поведение ребенка, а в самом худшем варианте приведет к тому, что малыш замкнется в себе
Впоследствии бороться с этим будет сложно
Напротив, это еще больше усилит агрессивное поведение ребенка, а в самом худшем варианте приведет к тому, что малыш замкнется в себе. Впоследствии бороться с этим будет сложно.
Чтобы справиться со своими эмоциями, посмотрите интернет- семинар от детского психолога Мама, не кричи!>>>
Что еще может помочь родителям?
Если вы заметили, что ребенок плохо себя чувствует, не стоит давать ему игрушки, которые требуют определенной концентрации внимания или дополнительных усилий. Стоит оставить только самые любимые вещи, с которыми он постоянно играется, не требующие в процессе игры больших стараний.
Покупайте качественные игрушки – так может звучать ещё один ответ на вопрос родителей: ребенок ломает игрушки, что делать? Так вы избавите ребенка от излишних разочарований и как следствие проявления агрессивности
Лучше купить малышу одну, но качественную игрушку, нежели приобретать несколько дешевых.
Переключите внимание. Дети способны быстро переключаться с одного действия на другое. Привлеките внимание малыша к другому виду деятельности, используя при этом игровую форму
Например, можно предложить малышу построить замок из пластилина, в который он поселит свою любимую куклу или гараж для его машины. Немного родительской фантазии и вопрос решен.
Как реагировать родителям, если ребенок ломает игрушки? Ответ прост – смотрите глубже. Причина ведь не в том, что он ломает, а в том ПОЧЕМУ он ломает.
Привлеките внимание малыша к другому виду деятельности, используя при этом игровую форму. Например, можно предложить малышу построить замок из пластилина, в который он поселит свою любимую куклу или гараж для его машины
Немного родительской фантазии и вопрос решен.
Как реагировать родителям, если ребенок ломает игрушки? Ответ прост – смотрите глубже. Причина ведь не в том, что он ломает, а в том ПОЧЕМУ он ломает.
Помогите ребенку справиться с эмоцией, которая вызывает приступ гнева и злости. Например, вместе с ним постройте железную дорогу или помогите усадить мишку на машину так, чтобы он не падал.
Покупайте ребенку игрушки соответствующие его возрасту
При покупке надо обязательно обращать внимание на этикетки, где всегда значится, для какого возраста предназначена игрушка. В соответствии с этим уже приобретайте понравившуюся вещь, как вам, так и малышу. Немаловажен и тот факт, что игрушка, не подходящая возрасту ребенка, может причинить ему вред (мелкие детали, которые можно проглотить или вдохнуть и т.д.).
Не преувеличивайте значение происходящего
В такой ситуации всем членам семьи не стоит фиксировать разрушительное поведение ребенка. Это означает не проявлять эмоциональной реакции на происходящее:
Вопросы типа: «Зачем ты так поступаешь?» и т.д.
Поиски объяснений такому поведению.
Переспрашивания.
Горестные причитания
Немаловажен и тот факт, что игрушка, не подходящая возрасту ребенка, может причинить ему вред (мелкие детали, которые можно проглотить или вдохнуть и т.д.).
Не преувеличивайте значение происходящего. В такой ситуации всем членам семьи не стоит фиксировать разрушительное поведение ребенка. Это означает не проявлять эмоциональной реакции на происходящее:
Вопросы типа: «Зачем ты так поступаешь?» и т.д.
Поиски объяснений такому поведению.
Переспрашивания.
Горестные причитания.
Повышенное внимание со стороны родителей может невольно закрепить такое поведение малыша и не дать перейти ему к освоению других способов познания
- Проводите с ребенком больше времени. Никакие, даже самые дорогие игрушки не способны заменить родительскую тепло и ласку. Чаще разговаривайте со своим ребенком. Спрашивайте как у него дела, интересуйтесь тем, что его беспокоит. Всегда говорите о том, что любите и благодарите его за то, что он у вас есть.
- Давайте игрушки, которые невозможно поломать или же не жалко. Например, пластмассовые или тряпичные кубики, резиновые машинки и т.д. Это могут быть старые ненужные вещи, которыми вы уже давно не пользуетесь. Дети прекрасно играют с простыми вещами – их воображение позволяет им это делать.
Всегда нужно помнить о том, что дети – это такие же люди, как и вы сами. Ребенок может себя плохо чувствовать, быть чем-то не удовлетворен или у него просто может быть плохое настроение. Не стоит сразу начинать читать поучительные нотации.
- Ребенок бьет детей в детском саду
- Почему ребенок не слушается
- Как объяснить ребенку что нельзя
Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?
Итак, в причинах подобной ситуации нет абсолютно ничего криминального. Скорее всего, вы уже выбрали один-другой возможный случай из перечисленных выше. И перед тем, как перейти к советам психологов о решении проблемы, поговорим о том, чего делать однозначно не стоит. Это: крики, ругань, горестные завывания, обвинения ребенка в том, что он не знает цену деньгам, требования объяснить причину своего поведения, угрозы и тому подобное. Такой реакцией вы ничего не измените в лучшую сторону, а скорее всего – лишь усугубите недопонимание между вами и малышом.
А теперь перейдем к тому поведению, которое психология рекомендует для детей, чьи дети постоянно ломают игрушки:
- Попытайтесь установить причину произошедшего. С высокой долей вероятности, это что-то из перечисленных ранее вариантов. Спрашивать у ребенка особого смысла нет, потому что он и сам не знает, почему так поступил, или знает, но не скажет из-за стыда (например, если это была месть за съеденную тарелку супа). А вы, проанализировав ситуацию и предшествующие ей события, вполне можете разобраться, что к чему.
- Уделяйте ребенку достаточно внимания. Если сломанная игрушка – сигнал о том, что вас в жизни дочери или сына слишком мало, то пора это менять. Поверьте, время, проведенное с родителями, для малыша намного ценнее, чем очередная покупка. Даже если он, капризничая, будет утверждать противоположное. И не забывайте подробно, предельно просто объяснять детям, как пользоваться теми или иными вещами. То, что для вас очевидно, для них – загадка и тайна.
- Не подавайте плохой пример. В присутствии детей порой приходится сдерживать свои эмоции: где-то не использовать нецензурную лексику, где-то не наорать на супруга/супругу, где-то – не ударить кулаком по столу и не бросить телефон в стену. Ребенок чутко копирует все модели поведения, которые вы демонстрируете. И если вы покажете ему, что выражать свою злость и гнев можно, ломая вещи – то он и будет ломать игрушки каждый раз, когда испытает негативные эмоции.
- Учитывайте интересы и уровень развития ребенка. Игрушки должны быть для него интересны, и игра с ними должна быть ему посильна. Не надо покупать двухлетнему ребенку замысловатые наборы для юных гениев – приобретите для него простой конструктор, кубики, тесто или пластилин для лепки, пальчиковые краски. Не нужно дарить девочке, которая равнодушна к куклам, шикарную Барби – купите ей динозавров, машинки, детские музыкальные инструменты, или что угодно еще, что ей по-настоящему нравится.
- Не покупайте дешевые игрушки, либо будьте готовы к их поломке. В принципе, когда ребенок находится в стадии очень активного изучения окружающей действительности, вполне можно приобретать для него игрушки «на один раз», которые будет абсолютно не жалко. Но тогда и не вините малыша, когда он их сломает. А если вы хотите, чтобы они продержались подольше, то отдавайте предпочтение более качественным изделиям из прочных материалов. И они не обязательно должны быть очень сложными – детская фантазия может и в простом сучке помочь увидеть волшебную палочку.
- Предоставляйте ребенку возможность проявить силу без последствий. Например, построить песочный замок и сломать его. Сделать снеговика и разбурить его. Собрать кучу осенних листьев и с размаху бухнуться в нее. В домашних условиях это могут быть поделки из пластилина, которые также постигнет участь разрушения. Если вашему ребенку нравится проверять всякое разное на прочность, нет смысла его от этого отучать. Лучше направить его деструктивную энергию в то русло, где это не принесет существенного ущерба.
И напоследок отметим, что покупать игрушки всегда нужно для ребенка, а не для себя. Вы, конечно, можете делать такие покупки и себе, но тогда не нужно отдавать их малышу. Хрупкие, красивые, коллекционные вещи могут нравиться вам, но они абсолютно нефункциональны в качестве детских игрушек. Разве что уже в более старшем возрасте, когда ребенок тоже сможет получать удовольствие исключительно от эстетической привлекательности каких-то вещей.
Похожие посты
Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта
Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.