Безопасность в магазине
Крупный магазин — вселенная с бесконечным количеством объектов, манящих ребенка новизной и красками. Отправиться в самостоятельное путешествие с целью заняться их изучением — лучшее приключение для малыша. Чтобы этого не произошло, пусть у него будет активное общение с вами, а при себе — любимая игрушка, книжка, ваш смартфон с играми, наконец, лишь бы он не заскучал и не решил получить новые впечатления отдельно от вас.
- В магазине не оставляйте ребенка без присмотра: витрины, телефонный разговор, примерка одежды не повод выпустить малыша из рук и из вида.
- Напишите номер вашего мобильного телефона на руке ребенка или положите в карман записку с ним, чтобы с вами могли связаться, если малыша найдут в соседнем магазине без сопровождения. Хорошо, если у ребенка всегда при себе контакты родителей: бирка на одежде, записка в кармане, адресник на рюкзаке.
- Не паникуйте, если потеряли малыша из вида. Зовите ребенка по имени, возвращаясь в то место, где видели его в последний раз.
- Обратитесь к охране магазина, в их арсенале есть набор средств (включая службу радиооповещения) по нахождению потерявшихся посетителей.
- Перед походом в магазин проговорите с ребенком план на случай, если он потеряется: оставаться на одном месте, звать вас по имени, обратиться к дяде или тете в форме / с биркой на груди (охрана или сотрудник магазина), к другому человеку, вызывающему доверие (другой маме), чтобы сообщить о том, что родители потерялись, сказать, что в кармане / в сумке / на брелоке рюкзака или любимой игрушки записан телефон мамы или папы.
- Пристегивайте ребенка ремнем безопасности (имейте свой при себе) к тележке в супермаркете.
- Держите малыша за руку или на руках на эскалаторе, в лифте, на лестнице, в секциях, в проходах, в ресторанных двориках и во всех остальных местах тоже.
- В торговых центрах учите ребенка никогда не уходить с детской площадки, не дождавшись вашего возвращения. Даже если кроха наигрался и начал волноваться, что вас все еще нет, он не должен покидать того места, где вы его оставили.
Санитарная безопасность
- Учите ребенка, что ничего нельзя класть в рот без вашего разрешения, будь то выпавшая на землю из кармана сушка, кусочек сыра на дегустации в магазине, красивая ягода в лесу или конфета от сердобольной бабушки в очереди в поликлинике.
- Приучайте малыша тщательно мыть руки с мылом по возвращении с прогулки домой. Если вы принесли с улицы каштановые орехи или красивые камешки (только крупного размера!) — вымойте их с мылом и хорошо просушите.
- Учите ребенка не трогать животных и птиц на улице: они могут быть источниками инфекций, представляющих серьезную угрозу для здоровья человека.
- Всегда выходите на улицу с бутылкой питьевой воды, влажными и сухими салфетками, дезинфицирующим гелем для рук.
Самые опасные ситуации: как научить детей правильно реагировать
Как мы уже выяснили, подозрительные незнакомцы – самая непредсказуемая угроза. А значит – о ней надо рассказать в первую очередь. Что ребенок должен знать об этом:
- Ни в коем случае не ходить куда бы то ни было с кем-то, без предварительного согласования с родителями;
Одно дело, когда мама утром говорит, что из садика заберет бабушка/няня/сестра, причем в присутствии воспитателя и совсем другое – когда некто приходит и говорит, что «он договорился с мамой». Верить – только родителям!
- Не вступать в разговоры с незнакомцами;
Некоторые умеют заговорить так, что и взрослый поверит. Потому лучше сразу уходить от разговора, стараться уйти в то место, где вокруг много людей и громко говорить: «Я Вас не знаю, мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми».
Ведь бывают просто общительные старушки, например, которые по простоте душевной начинают спрашивать малышей о чем-нибудь. Поэтому лучше пусть ребенок выучит эту фразу.
И, разумеется, правила поведения на дороге – транспорт есть везде, въезд, обычно, в каждый двор имеется.
- С какой стороны обходить машину, автобус, трамвай;
- На какой свет переходить проезжую часть и в каком месте;
- Как определять по светофору, что делать на каждый цвет;
- Где пешеходная зона и в какие моменты нельзя выходить на дорогу.
Учитывайте и то, что находится рядом с вашим домом и тем местом, где гуляет ребенок. Сами оцените, что из этого представляет опасность и как избежать несчастных случаев. Стройка, пруд, завод, свалка – любое из подобных мест может нести угрозу.
И помните – заниматься обучение безопасному поведению ребенка на улице нужно еще с колясочного возраста. А в 1-2 года это должна быть целенаправленная, ежедневная работа
Прослушайте семинар “Внимание: прогулка! Как гулять с малышом?”
В этом семинаре, вы получите ответы на вопросы:
- как научить ребенка ходить на улице, держась за руку;
- как отучить убегать от мамы;
- что делать с конфликтами между детьми на площадке?
- если ребенку дарят подарки или начинают разговаривать незнакомые люди, как быть маме?
- правила удобной, понятной прогулки, приучающей ребенка слушаться вас!
>>>Жмите на ссылку, чтобы ознакомиться с полной программой семинара!
Лучше перестраховаться, лучше несколько раз рассказать одно и тоже, чем потом сокрушаться. Пусть дети всегда будут здоровы и счастливы!
- Как заставить ребенка слушаться?
- Как вести себя с ребенком?
- Как развить самостоятельность у ребенка?
Памятка по организации отдыха и досуга на свежем воздухе
Каникулярное время для детворы – это возможность восстановить ресурсы организма через длительные прогулки, походы, развлекательные мероприятия на свежем воздухе.
Чтобы исключить несчастный случай во время пребывания на свежем воздухе, родителям нужно:
- Не допускать продолжительного пребывания дошкольника на улице без присмотра взрослых. Детсадовец должен знать адрес своего проживания, номера телефонов родителей.
- Располагать точной информацией о том, куда и с кем идет подросток, когда он должен вернуться домой. Нет ничего предосудительного в том, чтобы попросить отпрыска периодически звонить и сообщать о своем местонахождении. Или скидывать геолокацию в Viber либо другом мессенджере.
- Объяснить детворе социально одобряемые нормы поведения в общественных местах.
- Напоминать о необходимости соблюдения правил безопасности при играх на спортивных площадках.
- После покупки велосипеда родители должны научить дочку или сына кататься на закрытой площадке. Следует помнить, что самостоятельное передвижение на велосипеде по городу разрешено подросткам только с 14 лет. Ездить на мопеде подростки имеют право, когда достигают 16 лет.
- Если родители планируют отправить подростка в загородный лагерь, целесообразно перед поездкой научить его плавать. При использовании надувных кругов и нарукавников во время купания рекомендуется сначала проверить их целостность. Купание несовершеннолетних без присмотра взрослого запрещено. Нырять в незнакомых водоемах опасно.
- Заплывать за буйки в местах, предназначенных для купания, запрещается даже тем, кто умеют плавать. Также нельзя подплывать к движущемуся теплоходу или катеру.
- Игры на воде, предполагающие захваты и удерживание человека под водой, опасны.
- Передвижение детей на самодельных плотах, бревнах, надувных матрасах ставит под угрозу их жизнь и здоровье.
Правила безопасности детей дома для родителей: памятка
Советы, которые должны дать родители детям
Объяснять ребенку правила безопасности дома нужно, начиная примерно с трех лет. Информация усваивается постепенно и к моменту, когда вы решите, что ваши сын или дочь могут на некоторое время остаться одни, у них уже будет понимание, что можно и чего нельзя делать в отсутствие взрослых. Время самостоятельного пребывания ребенка дома нужно увеличивать постепенно от 15 минут до целого дня. Чему родители должны научить ребенка? Ниже описана памятка согласно правил безопасности для детей.
Вот что должен знать ребенок о бытовой безопасности:
- Запрещено играть с розетками, острыми инструментами, легковоспламеняющимися предметами.
- Запрещено включать электрическую и газовую плиту без разрешения взрослых.
- Запрещено пробовать моющие средства, парфюмерию на вкус.
- Запрещено разговаривать с посторонними на улице и пускать их в квартиру.
- Правила распространяются не только на собственную квартиру, также нужно себя вести в гостях у бабушки, в школе и пр.
Вот как сделать жилье безопасным для ребенка:
- Определите, какие предметы и объекты в доме вызывают повышенный интерес ребенка. Используйте защитные опции для них: силиконовые накладки на углы мебели и дверные ручки, съемные ручки и блокираторы на оконные рамы, заглушки на розетки, фиксаторы на дверцы шкафов.
- Химию, лекарства, поводки для животных и опасные продукты (например, уксус) храните в недоступном месте.
- Не заводите дома ядовитые и колючие комнатные растения.
- Позаботьтесь о снижении травмоопасности: провода уберите в кабель-каналы в плинтусах, на ковры прикрепите противоскользящие накладки, в душевую кабину или ванную постелите противоскользящие коврики, детскую мебель выбирайте со скругленными углами.
- Ребенку постарше покажите, как перекрывать газ, воду и отключать электричество в квартире.
Обязательно проинструктируйте ребенка, кому звонить в нестандартной ситуации. Внесите в телефонную книгу не только свои мобильные, но и рабочие телефоны, а также номера дедушек, бабушек или других взрослых, которым доверяете. Попросите коллег не забывать сообщать вам, если ребенок звонил на рабочий номер.
Рассказать детям о бытовых опасностях нужно доступно, но не запугивая. Старайтесь выстраивать доверительные отношения. Ребенок должен чувствовать вашу заботу, а не только контроль. Объясните, что об угрозах вы предупреждаете, чтобы защитить, потому что любите и беспокоитесь за его жизнь.
Общие правила безопасного поведения ребёнка на улице
Обеспечивая безопасность детей на улице, помните, что:
- Не нужно одевать дорогие украшения и прочие дорогие аксессуары для ребёнка на улицу.
- Не нужно вешать ключи на шею или на другое видное место (кладите их в потайной карманчик).
- Ребёнку нельзя говорить с незнакомцами, уходить с ними куда-либо, брать что-либо из их рук, садиться в машину и т.д. Обязательно проговорите с малышом, что нельзя отвечать на вопросы, где взрослые, кто дома, где дома что лежит и т.д.
- Ребёнок должен знать о том, что нужно всегда смотреть по сторонам (чтобы не оказаться под колёсами машины) при выходе из подъезда, переходе через дорогу, во время игр на придворовой территории.
Чтобы обеспечить безопасность детей на улице, родители должны усвоить с ними уроки на тему «кто я».Так ребёнок должен знать следующую личную информацию:
- Его имя, фамилию, домашний адрес и телефон, а также имена родителей.
- Также необходимо выучить с малышом, какие опасности/травмы могут быть получены им или другими детьми: не трогаем острое, тяжёлое, горячее (чтобы не пораниться, не удариться, не обжечься).
Ребенок и природа
Не только транспорт и другие не совсем адекватные люди могут стать опасностью для маленького человечка. Существуют еще и природные явления: дождь, град, гроза, гололед, мороз, сильная жара. Каждое из них требует соблюдения своих правил:
- При гололеде нужно быть максимально осторожным, не бегать и не обгонять прохожих;
- Во время грозы нужно находиться дома. Нужно научить его возвращаться при первых признаках надвигающегося ненастья;
- В сильный летний зной лучше на улицу не выходить, а если гулять, то только в головном уборе;
- В морозы нужно одеваться как можно теплее.
Дополнит тему: «Правила поведения в лесу».
Определенную опасность несут и представители животного, растительного мира: бродячие собаки, бешеные животные, дикие животные, постоянно обитающие в населенном пункте (мыши, крысы, жалящие насекомые и др.), жгучие и опасные растения.
Не нужно дразнить даже домашних животных, их поведение порой бывает непредсказуемо, особенно по отношению к беззащитным детям;
Важно научить не есть ягоды, фрукты, даже если они полностью съедобны, но собраны вдоль дороги;
Не стоит забывать о гигиене – при любом контакте с животными, землей необходимо тщательно мыть руки.
Правила безопасного поведения на улице – необходимость нашей жизни, без которой ни нам ни нашим детям обойтись невозможно, и прививать их ребенку нужно начинать как можно раньше. Знание этих правил детьми – залог родительского спокойствия и уверенности в их безопасности.
Незнакомцы
Конечно, люди – не собаки, но порой от них исходит злобы и ненависти намного больше, чем от животных. Все мы пытаемся воспитывать наших детей в строгой дисциплине, учим не грубить старшим и пытаться помогать немощным. Увы, иногда эта помощь способна обернуться для них трагедией.
Правоохранительные органы считают, что половины произошедших с детьми бед можно было избежать, если бы родители научили их говорить «Нет!» на предложения незнакомцев пойти посмотреть кино, прокатиться на машине или покормить котят. Ребёнок независимо от возраста должен знать назубок, что никогда родители не пришлют за ним в школу незнакомого человека.
Послушные дети твёрдо знают, что подчиняться они должны только принудительным просьбам родных и близких.
Какие бывают опасности
Самое главное – подготовить ребенка ко всему, с чем он, теоретически, может столкнуться, если вдруг останется на улице один. Знать – значит, быть готовым.
Постарайтесь построить вашу беседу так, чтобы малышу было интересно слушать
Пусть задает вопросы, если захочет, но главное – завладеть его вниманием. Как – зависит от вас, ведь вы лучше знаете своих детей и как найти к ним подход
Список опасностей на улице для ребенка:
- Проезжая часть. В первую очередь следует объяснить правила движения пешеходов, как переходить дорогу и прочее;
- Всевозможные стройки, заводы и другие огороженные забором предприятия. Нужно, чтобы ребенок понял, что на территорию подобных объектов вообще не следует заходить;
- Гаражи, заброшенные дома. Эти места таят в себе разнообразные угрозы, одна хуже другой, их нужно обходить стороной;
- Лес, поле, безлюдные переулки. Очень опасны неожиданными неприятными встречами для любого человека, не только ребенка;
- Темное время суток. Не нужно доводить детей до страха темноты, этот пункт надо объяснять особенно аккуратно (читайте, что делать, если ребенок боится темноты?>>>);
- Незнакомцы, предлагающие что-либо. Все взрослые знают, какие бывают маньяки и ненормальные, а вот дети не всегда могут правильно оценить опасность. Главное правило – ни с кем и ни под каким видом ребенок не должен уходить никуда;
- Ровесники-хулиганы. Не все родители должным образом воспитывают в своих детях положительные качества, и один из важнейших моментов – подсказать, как общаться с агрессивно настроенными сверстниками;
- Речки, озера и другие водоемы. Прекрасно, когда рядом с домом есть вода – красиво, приятно. Но это только прибавляет угроз для детей. (хотя, бывает и так, что дети не любят купаться. Узнайте, что делать, когда ребенок боится воды?>>>;
- Бродячие животные. Правильное обращение с животными включает в себя не только то, что их нельзя обижать, но и то, что не надо трогать незнакомых животных. Ведь это может быть даже опасно!
- Резкое изменение погодных условий. Казалось бы – ураганов и извержений вулканов в вашей местности нет, что еще может случиться? А если ребенок промок под дождем – как ему себя вести? Это обязательно надо знать;
- В конце концов, ребенок может просто потеряться. Как вести ему себя в этом случае – расскажите до того, как может возникнуть подобное.
Почему дети так беспечны?
Дети младшего возраста просто не понимают, что такое опасность, так как никогда с ней не сталкивались. Будучи оберегаемыми своими родителями, они не задумываются, что их может подстерегать за пределами дома. Взрослые ограничивают их от бед.
Те, что постарше, уже достаточно самостоятельны. Они без родительского пригляда стараются встречаться с друзьями в кафе, ходят в кино, гуляют по городу, часто задерживаясь по вечерам.
И в том, и в другом случае родителям следует как можно больше доверительно беседовать с детьми, чтобы они были готовы в экстремальных случаях выстоять.
Итак, вот основные факторы риска, про которые следует упомянуть при разговоре с детьми о правилах поведения на улице.
Быстро находим друг друга в толпе
«На минуточку отвлеклась – и ребенок растворился в толпе. Вот только что стоял здесь – и нету!» Такое может случиться в любом многолюдном месте – в парке аттракционов, в супермаркете: малыш потерялся. И может наделать глупостей, ведь его пугает не только его внезапное одиночество в толпе, но и то, что его будут ругать родители.
Малыш должен знать, что если он разминулся с мамой и папой, не нужно их искать – стой там, где стоишь, и жди помощи. А она обязательно придет, ведь родители поднимут на уши всех, кого только можно.
Обычно советуют объяснить ребенку, что он может обращаться к людям в форме (милиционерам, охранникам, дежурным администраторам). Однако крохе очень сложно отличить человека, наделенного полномочиями, от дорожного рабочего в спецовке. Малышу также нельзя принимать помощь обычных людей, предлагающих вместе поискать маму.
Родителям, которые делают громкое объявление по радиосвязи, нужно просить подойти малыша не к справочному бюро (которое и взрослый не найдет), а к выходу, если он один, или к любому другому приметному месту.
Если вы едете в людное место, оденьте ребенка поярче, – это поможет заметить его в толпе. Возьмите с собой его фотографию: если ребенок потеряется, вам будет что показывать окружающим людям во время поисков.
Правила поведения на улице
Безопасное поведение в каждой семье понимается по-разному, в связи с чем родители и составляют правила конкретно для своих детей. Предлагаем ознакомиться с основными правилами безопасного поведения на улице, которые могут стать основой для создания собственных:
- Всегда нужно предупреждать родителей, куда идешь, с кем и когда вернешься.
- Не нужно в темное время суток одному гулять на улице. Если сложилось так, что уже темно, то домой лучше добираться по освещаемым местам.
Не привлекай лишнее внимание, громко разговаривая по телефону и т. п
Не носи на улице дорогие украшения, особенно когда гуляешь без взрослых. Не нужно вешать ключи от дома на шею или на ремень брюк. При обнаружении молодой и шумной компании лучше перейти на другую улицу и ни в коем случае не вступать с ними в конфликт. Избегай перебранок в общественных местах. Если кто-то из прохожих спрашивает дорогу, можно объяснить и даже нарисовать путь, но не провожать до этого места самостоятельно. Если незнакомый человек попросил помочь ему с сумками, обещая за это вознаграждение, нужно ответить категорическим отказом. Если незнакомец предлагает попробовать себя в сфере шоу-бизнеса и красоты, не нужно стесняться спрашивать, когда и куда можно по этому вопросу подойти с родителями.
Если поблизости начинает тормозить авто, нужно отойти от него подальше и ни при каких обстоятельствах не садиться в машину
Если кажется, что кто-то преследует, нужно перейти на другую улицу, зайти в магазин или обратиться за помощью к взрослым, то есть привлечь внимание к себе. Во время игр не следует залезать в заброшенные транспортные средства, здания и прочие подобные места
Если угрожает опасность, не нужно стесняться громко звать на помочь и защищаться. В общественных местах нужно строго соблюдать общественный порядок, правила уличного движения и пользования транспортными средствами. Не портить общественное и государственное имущество. Не сорить на улице и в общественных местах. Запрещено распивать алкогольные напитки и играть в карты. Бережно относиться к природе и труду других людей.
Пункты, касающиеся общения с незнакомцами, можно объединить простым и понятным правилом: «Взрослый человек никогда не попросит помощи у ребенка».
Все пункты можно подкорректировать и дополнить в зависимости от того, чему хотят научить ребенка родители.
Что должен знать ребенок до того, как окажется на улице один
Правила дорожного движения
Познакомить ребенка с основными правилами дорожного движения обычно не составляет труда. Вместе с ним вы ходите в детский сад, магазин, в гости и ни раз пересекали дорогу. Это самый подходящий момент и объяснить ребенку, и показать собственным примером, как вести себя на проезжей части. Как только малыш это усвоит, можно уже спрашивать его – как нужно поступить, где встать, на что смотреть.
По моему мнению, ребенок должен знать правила поведения «с запасом». Автобус и трамвай не стоит обходить ни спереди, ни сзади – идем к пешеходному переходу. Между «зеброй» и светофором – выбираем второе. Переходим дорогу в два приема с остановкой посередине – только в крайнем случае.
Понаблюдайте, во дворе, особенно рядом со своим домом, ребенок меньше обращает внимание на транспорт. Да, скорость машин тут значительно ниже, но понимать, что она может появиться внезапно из-за угла, съехать с места, закрыть обзор малыш должен
Нельзя общаться с незнакомыми людьми
То, что ребенку не следует разговаривать с незнакомцами, брать у них что-либо, тем более идти с ними куда-то – правила понятные всем. Но в отличие от поведения на дороге с подобными ситуациями малыш сталкивается намного реже. Поэтому подготовка ребенка к подобным ситуациям будет скорее теоретической.
Можно использовать для этих целей игру, разыгрывать сценки. Ребенок должен усвоить, что нельзя уходить куда-то с незнакомыми или садиться в машину к чужим, даже если они говорят, что знают родителей. Лучше объяснить ребенку, что если к нему обращаются нужно сохранять дистанцию в 2 раза больше вытянутой руки, никогда не подходить близко.
Пока Вы вместе с ребенком старайтесь не допускать ситуаций, когда посторонний угощает малыша конфетой или обращается лично к нему. Если родитель посчитает допустимым принять угощение, он должен сделать это сам и передать ребенку. Допустимо отвечать на вопросы за малыша. Основное, что можно продемонстрировать – незнакомые взрослые разговаривают со взрослыми.
К кому можно обратиться за помощью
Немаловажно, чтобы ребенок заранее знал, к кому он может обратиться в затруднительной ситуации. Не запугивайте детей полицией – малыш должен понимать, что люди в униформе – это первые взрослые, к которым он может обратиться за помощью
В случае, если ребенок заблудится или потеряется, против родителей будет работать и запрет на разговоры с незнакомыми людьми. Не следует забывать об этом. Поэтому, несмотря на запрет общения с посторонними, запугивать малыша ими тоже не стоит.
Ребенок должен знать, что может обратиться к взрослым за помощью, если в зоне видимости нет служащих. Разучите одну фразу: «Здравствуйте, я потерялся, позвоните, пожалуйста, моей маме».
Контактная информация
Ребенок должен знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей, их телефон. Такую информацию можно разучивать с самого раннего возраста. Ситуация, когда она может понадобиться, возможна задолго до того, как Вы сами отпустите ребенка одного. Малыш может потеряться в магазине, отстать от группы детского сада на экскурсии, выскочить или заскочить в общественный транспорт.
Как вести себя в различных ситуациях
Сесть и объяснить ребенку перед выходом из дома как вести себя во всех возможных ситуациях, с которыми он может столкнуться невозможно. Даже если предположить, что теоретически родители это сделают, такой объем информации ребенок не усвоит.
Во время прогулок обращайте внимание ребенка на те, или иные моменты. Ребята полезли на дерево – так делать не стоит, можно упасть и разбиться
Собака гуляет одна без хозяина – не надо ее дразнить и привлекать внимание, лучше замереть на месте, чем бежать.
Понаблюдать общение ребенка со сверстниками и откорректировать его поведение родители так же способны еще во время совместных прогулок. Поэтому пока Вы рядом со своим чадом старайтесь разобрать ту или иную ситуацию с точки зрения «если бы ребенок был один». Это позволит малышу заранее приобрести определенный опыт поведения в различных обстоятельствах без участия родителей.
Пока Вы рядом – предоставьте ребенку определенную свободу, понаблюдайте за ним. Первое время перед самостоятельными прогулками сын гулял уже «один», мама выходила просто «почитать во дворе». Аналогичным образом можно и первые несколько раз отпустить ребенка в школу «самого». Пройдите за ним и понаблюдайте. Это позволит родителю и несколько успокоиться, когда он убедиться, что ребенок может сам принять решение, и откорректировать его действия, если оставшись «один» малыш что-то сделал не так.