Детоцентризм в отношениях
Материнский инстинкт является базовым для психики любой женщины, не считая отклонения. Любовь к собственному ребёнку всегда безусловна и не требует дополнительных мотивов. Своё чадо ближе, роднее и важнее всех остальных. С точки зрения психологии это норма.
Проблемы начинаются в тот момент, когда мышление матери принимает деструктивные черты. Её ребёнок воспринимается главным не только для неё, но и для всех остальных
Она начинает думать, что окружающие обязаны признать важность её детей и вывести их в приоритет
Отсюда все эти истории, когда женщина считает возможным не спрашивая обойти всю очередь и отовариться быстрее остальных, просто потому что она с ребёнком. Или позволить своему маленькому принцу вести себя так, как ему хочется, игнорируя недовольство окружающих. Терпите, это дитё!
Но хуже всего, когда женщина после рождения детей перестаёт быть женщиной для своего мужчины. Его потребности перестают её интересовать, вся жизнь, все ресурсы и действия направляются на ребёнка. В такой ситуации муж оказывается в ситуации, при которой у него больше нет партнерши, есть только мать его детей.
В зоне обоюдной ответственности всё перенаправляется на маленького человечка, а вот забота друг о друге исчезает. Все ключевые факторы здоровых отношения таят на глазах
Внимание, понимание, поддержка и забота пропадают, мужчина остаётся ни с чем. То, ради чего он женился, больше не существует и брак трещит по швам
Задумываясь о пополнении в семье, стоит учитывать тот факт, что ресурсы перераспределить не получится. Придётся их увеличить. В противном случае возникнет дефицит в других местах и фундамент ячейки общества рухнет.
Ребёнок должен получать столько времени, сколько требуется для ощущения безопасной зависимости. Ни больше ни меньше. Если он становится причиной ущерба для кого-либо, это уже большая проблема. В браке детоцентризм выражается в дефиците внимания родителей по отношению друг к другу.
Одинокие мамы с детьми часто либо вовсе отказываются от отношений, чтобы полностью посветить себя ребёнку, либо активно ищут ему отца. В итоге мужчина не видит в ней женщину, не чувствует себя важным, не видит смысла в такой коммуникации. А ребёнок получает очередную дозу вседозволенности и укрепляет свой эгоизм.
Психологам хорошо знакомы истории, когда дети запрещали мамам встречаться с мужчинами или считали возможным выбирать спутника для неё. Этот мне не нравится, этого не хочу, этот нам не подходит, этого надо послать
Важно помнить, что любовь не ограниченный ресурс, но она отличается в зависимости от объекта
Детям уделяется определенное время в определенном формате, личная жизнь взрослых неприкасаема. И другим людям ваши дети тоже даром не нужны, соблюдать правила и нормы это их обязанность.
Чем он вреден для родителей?
Детоцентризм в семье, особенно в первые годы жизни малыша, бьёт по отношениям между мужчиной и женщиной
Чаще всего после родов мама сосредотачивает на ребёнке всё своё внимание и заботу, забывая о том, что и она, и муж тоже личности со своими интересами и потребностями
И если в первые несколько недель жизни ребёнка такой «перекос» оправдан, то с течением времени он может очень больно ударить по семейному счастью. Когда пара привыкает выполнять только одну, родительскую, роль, романтические чувства постепенно отходят на задний план и в какой-то момент люди живут в одной квартире как воспитатели, слуги для своего ребёнка и соседи. Когда детоцентризм проявляется у одного из партнёров, второй, вероятнее всего, очень быстро начнёт отдаляться, ведь к нему в этом доме начнут относиться как к ресурсу по улучшению жизни ребёнка. А такое отношение – это явно не то, на что мы рассчитываем, говоря «да» в ЗАГСе.
Фото Pixabay
Комментарий социолога
Уважаемые родители! В воспитании ребёнка очень важно помнить о гендерном принципе. Да, примерно до 5 лет ваш малыш, независимо от пола, должен чувствовать себя царём (или царицей)
До этого возраста его бесполезно воспитывать, давать наставления и т. д. Ведь он просто не поймёт вас в силу возраста
До 5 лет ребёнка важно и нужно окружить заботой и вниманием максимально, насколько возможно. Так вы сформируете у него высокую самооценку и веру в себя. Малыш поймёт, что родители любят и ценят его, а значит – вырастит счастливым
Малыш поймёт, что родители любят и ценят его, а значит – вырастит счастливым.
Я считаю, что детоцентризм в семье, где есть маленький ребёнок, приносит больше пользы, чем вреда. Но, как быть, когда малыш подрос? Вот здесь то и следует вспомнить о гендерном принципе воспитания:
- Сын. Если вы хотите, чтоб ваш сын вырос настоящим, серьезным и самостоятельным мужчиной, предоставьте ему право на это. Покажите достойный пример отца, главы семейства. Подсознательно он начнёт копировать папу. Не стоит воспитывать мальчика в атмосфере вседозволенности. С раннего детства он должен понять, что для получения желаемого нужно прикладывать усилия.
- Дочь. А вот с девочкой стратегия должна быть иной. Счастливой она станет только в том случае, если с раннего детства будет получать родительскую защиту. Девочку полезно баловать, радовать и всячески поощрять. Она должна чувствовать себя любимой. Такая девочка, когда вырастет, будет иметь высокую самооценку и окружать себя только достойными людьми.
Cоциолог Алёна Дубинец
Раннее развитие: старт или тормоз?
— Насколько полезно, по вашему мнению, раннее развитие детей и вообще увлечение дополнительным образованием? Не оборачивается ли это чрезмерной нагрузкой, распылением внимания детей, подчинением их интересов родительским амбициям?
— Ранее развитие ребенка создает хорошую стартовую основу для успешного обучения и социальной адаптации. Раннее развитие способствует формированию речи, моторики, внимания, восприятия и других познавательных процессов, поддерживает познавательную активность, воображение, творчество. Опыт разных видов деятельности, высокая двигательная активность стимулируют развитие мозга, закладывают хороший потенциал для будущего.
Однако следует помнить об индивидуальных особенностях детей — у них разный темп развития, предпочтения и, главное, возможности, которые далеко не всегда совпадают с желаниями и стремлениями родителей, с их выбором видов деятельности и методов обучения.
Успех раннего развития зависит не столько от того, чему мы хотим научить ребенка, сколько от того, как мы это делаем и что требуем. Существует ошибочное мнение, что необходимо научить ребенка в дошкольном возрасте всему и сразу, и это создает стресс, который нарушает развитие мозга и, если методы и нагрузки очень интенсивны, а требования непосильны, это может затормозить развитие.
Что такое детоцентризм и откуда он взялся?
Фото Kingscollege
Детоцентризм – это стиль воспитания, в котором личность ребёнка и его потребности априори ставятся выше личностей и потребностей других членов семьи. Такая увлечённость ребёнком пришла в западное общество на смену более традиционной модели патриархального воспитания, где дети играли второстепенную роль и исполняли любую волю родителей.
Детоцентризм в Европе и Америке стал возможен лишь после Второй мировой войны, а именно в период бэби-бума, когда на смену голодным военным и послевоенным временам с высоким уровнем детской смертности наступила эра благополучия.
В России же детоцентризм стал чётко проявляться только в 2000-х годах, после того, как постсоветские волнения улеглись, а экономика начала возрождаться.
К развитию зацикленности на детях приложили руку и маркетологи. Когда производители поняли, что манипулировать родительскими чувствами очень легко, они радостно начали штамповать рекламу детских товаров и транслировать мысль о ценности материнства и детства. Под таким соусом люди радостно соглашались, что у ребёнка должно быть только всё самое лучшее, а исполнять любую волю маленького человека важнее, чем заботиться о себе.
Фото Pixabay
После такого пояснения становится очевидным, что стремление сосредоточить всё своё внимание и ресурсы вокруг ребёнка не всегда оборачивается пользой для семьи и растущей личности. Более того, зачастую детоцентризм даёт результаты, противоположные тому, на что рассчитывали родители
От счастливого детства — к дошкольным университетам
— Согласны ли Вы с тем, что нынешнее поколение родителей более детоцентрично, чем поколение бабушек и дедушек? С чем Вы связываете такое внимание к детям — с более комфортным бытом, освободившим время для воспитания детей, или с модой?
— Не думаю, что современная женщина тратит меньше времени на работу по дому. Конечно, стиральная и посудомоечная машины, газовая плита и электрическая духовка, мультиварка и робот-пылесос сделали труд женщин более легким, но исследования 2021 года показали, что бытовые дела отбирают у современных хозяек не менее 4,5 часов в день, то есть требуют серьезных временных затрат.
Скорее всего, детоцентризм — это осознание родителями большей ответственности за воспитание и, конечно, мода. А мода в любой области нашей жизни — это социальное давление.
По моим наблюдениям и сокрокалетнему опыту консультирования родителей, начало активного включения молодых родителей в процесс обучения и подготовки к школе я бы связала с началом обучения шестилетних детей. Это середина 70-х годов прошлого века. Шестилетний ребенок в школе (в первые годы в первый класс приводили и детей, не достигших 6 лет) требовал не просто повышенного внимания, а многочасовой совместной работы педагогов и родителей.
Буквально через год стало понятно (экспериментальное обучение шестилеток проводилось под пристальным наблюдением десятка научных институтов РАО), что для шестилеток нужен не только особый режим, изменение методики и содержания обучения, но и довольно строгий отбор.
Оказалось, что далеко не все дети этого возраста выдерживают нагрузки, могут успешно учиться, не все, даже после нескольких месяцев обучения, адаптируются к школе.
Тогда же возникли первые группы подготовки к школе. Два параллельно существующих варианта обучения в начальной школе — 1–3 и 1–4 — породили нездоровую конкуренцию родителей, так как возникло совершенно необоснованное мнение, что 1–4 — это программа «для дураков», а значит, ребенка нужно готовить к школе. Так началась гонка усиленной подготовки. К тому же 70–80-е годы были периодом рождения и победного распространения мифа, который и сегодня имеет своих фанатов, — «после трех уже поздно». Миф этот основан на ложном утверждении о том, что окно развития мозга закрывается в дошкольном возрасте, поэтому нужно успеть научить ребенка всему и сразу за очень короткий период. В середине 80-х группы, курсы, университеты раннего развития предлагали научить «раньше читать, чем ходить», вырастить «гения с пеленок», научить одному, двум, трем иностранным языкам и так далее. Не включиться родителям в это соревнование было невозможно, и к середине 90-х в больших городах практически каждый ребенок проходил дошкольные университеты. А это требовало физического, эмоционального, интеллектуального и материального участия родителей
Глянцевые журналы, специальные издания для родителей и многочисленные шоу на ТВ подогревали внимание к талантам и уникальным способностям малышей. Дрессировка дошкольников, изматывающая малыша битва за поступление в престижную школу стали модой
Детоцентризм экономики
Дети являются лишь частью общества. Кроме них есть пенсионеры, работающие, безработные, женатые, незамужние, лица с ограниченными возможностями и так далее и тому подобное. Детоцентризм в экономике сводится к приоритету ребёнка над всеми остальными.
При катастрофически низких пенсиях, больших проблемах с городской инфраструктурой для инвалидов, невысоким уровнем образования и слабым развитием малого и среднего бизнеса, назначаются материнские капиталы и выплаты для мам с низким уровнем доходов. К чему это приводит прямо сейчас? Конечно к росту недовольства и рождаемости среди безответственных людей. Часто неграмотных, необразованных, малоимущих.
Ситуация проста. Бюджет формируется из налогов, которые платят те, кто занят в экономике страны. При падении уровня жизни в целом, ухудшаются условия. Снижается уровень образования, школьные туалеты похожи на ….., рабочих мест недостаточно, размер оплаты труда неадекватный ценам в магазинах, городская инфраструктура напоминает территорию после бомбёжки.
Образованные и обеспеченные люди хорошо понимают, что материнский капитал не позволит дать детям всё необходимое, на выплаты для малоимущих они рассчитывать уже не могут, а условий для высокого качества жизни в стране недостаточно. И отказываются от рождения второго,третьего, а иногда и первого ребенка. Понимая, что на 50 000 семье не выжить, а 100 заработать не получается, они принимают решение не обрекать ребёнка на мучения.
Совсем другое дело с необразованными, бедными и безответственными. Семьи, где мужчина считает нормальным бросить ребёнка и не платить алименты, а для женщины кажется неплохим вариантом признать себя малоимущей и сесть на шею налогоплательщиков. Сумма материнского капитала кажется чем-то очень существенным, такие деньги приводят к потере дара речи.
Любая здоровая экономика закладывает расходы на создание условий. Люди должны иметь возможность реализоваться, найти своё дело, получать за это достойную оплату, а вся инфраструктура создаётся с целью повышения качества жизни.
Дороги, школы, детские сады, квалифицированные педагоги, здравоохранение, правоохранительная система, транспорт, поддержка малого и среднего бизнеса, создание рабочих мест и так далее. Отказаться от всего этого в пользу выплат на детей, утопия, считают экономисты. Ну а к чему это приведет на самом деле, увидим в ближайшем будущем.
Последствия детоцентризма для ребенка
Мне кажется, нам скоро придется защищать родителей, а не детей. К чему приводит детоцентризм самого ребенка? Кем он вырастает, будучи много лет пупом земли?
Очень глупо считать, что детство – это исключительно источник положительных эмоций и радостных событий. Нельзя ограждать ребенка от негативных чувств. Он с малолетства должен научиться преодолевать их. Ему необходимо с раннего возраста учиться жить, а не пребывать в иллюзорном мире, созданном родителями. Социальная среда не всегда будет такой доступной и располагающей, ведь ребенок когда-то повзрослеет и столкнется со всеми отрицательными событиями, от которых его старательно оберегали и прятали. Когда начинать адаптацию, если не сейчас, в детстве?
Я не верю, что чем больше мы вкладываем в ребенка, тем больше отдача. В детско-родительских отношениях, к сожалению, принципы человеческого капитала не всегда работают. Напротив, мы получаем обратный эффект. Когда мы в упор не видим оговариваемых мной факторов риска, имеем следующую непривлекательную картину.
Детоцентричный ребенок не имеет авторитетов, потому не уважает взрослых. В детстве мы имеет дело просто с невоспитанным чадом, а в подростковом возрасте сталкиваемся с неуправляемым повзрослевшим организмом.
Дети, наделенные властью над родителями, вырастают слишком требовательными. Они хотят брать, но отдавать что-то взамен не намерены. Они потребляют, потребляют, потребляют, а аппетиты только растут. Неудивительно, что внучок откровенно ждет смерти некогда любимой бабушки, дабы занять ее жилплощадь. Ну, ему же нужней! Он молодой и надо где-то жить! А заработать – это сложно… Не для царских особ.
Вы не вырастите полноценную личность при детоцентричном типе воспитания. Ребенок не сможет интегрироваться в общество, так как его качества не будут соответствовать запросам социума. Он будет уязвим и слаб, с кучей комплексов и завышенных требований. В ответ – лишь негатив и игнорирование.
При появлении братьев, сестер ребенок будет реагировать слишком негативно, ведь теперь есть конкурент. Кстати, такие дети, став взрослыми, почти не способны на нормальное родительство, ибо не привыкли брать на себя ответственность за других и о ком-то заботиться.
Такие люди потом не хотят работать. Они привыкли все получать готовеньким, и это на самом деле удобно. Зачем тратить силы и время, работая «на дядю»? Можно же дальше свесить ноги с шеи родителей! Так мы получаем бездельников, живущих в 30-40 лет на пенсии пожилых пап и мам. Вы не исполняете принципы гуманизма, потакая прихотям ребенка. Вы попросту растите тунеядца.
Мы сейчас ставим во главу угла не воспитание, а человека. И пытаемся видеть в только научившемся ходить карапузе целую личность! Трехлетке позволяем вопить в общественном месте, независимо от того, что это за место и насколько негативно реагируют на писк другие люди. Вы считаете, что с самого младенчества ребенок должен быть услышан и понят, а главное – принят со всеми его индивидуальными потребностями? Тогда ваше чадо будет управлять вашей жизнью, как игрушечной машинкой.
В чём опасность такого воспитания
Дети формируют собственную модель поведения, глядя на родителей. Когда у маленького человечка проходит процесс становления личности и характера, необходимо взять главенствующую роль на себя.
Детская нервная система уязвима, особенно подвержена стрессовым факторам. Ребёнок устаёт от суеты вокруг него, от стремления достичь невозможного. Это провоцирует апатию, комплекс неполноценности, депрессивность в подростковом возрасте.
Дети становятся невыносимыми, невоспитанными, грубыми, им безразличны чувства окружающих. Самое главное для них – молниеносное удовлетворение собственных нужд и потребностей.
Желая дать своему чаду самое лучшее, родители забывают о нравственных ценностях, душевных качествах – о том, что делает человека человеком. Если вы хотите «посеять» в ребёнке высокомерность, желание манипулировать, неумение справляться с поставленной задачей – практикуйте детоцентризм.
Почему страдают взрослые
Когда дети воспринимаются как гаранты комфортной старости, формы скрепления брака, атрибуты социального статуса, традиционный семейный институт разрушается.
Родители попадают в коммерческую «ловушку», и в «погоне» за всем самым лучшим записывают дитя на несколько секций, обучают иностранным языкам, приобретают дорогостоящие гаджеты.
Постепенно ребёнок привыкает к постоянной суете вокруг него, и воспринимает такую ситуацию как должное. Ему нравится, что «царь» в этой семье – он, и каждый пытается угодить и сделать всё как можно лучше. Вскорости вы почувствуете усталость и другие последствия детоцентризма:
- психологическое и физиологическое изнеможение;
- ощущение того, что вы не принадлежите самому себе;
- нарастание истеричного поведения ребёнка;
- полное отсутствие свободного времени.
Станет проблемой даже поход на прогулку – вам придётся всегда одевать ребёнка, ведь он не желает этого делать. На этом фоне развивается апатия, ощущение безвыходности.
Маленький руководитель
Стремление к комфорту заложено в нас эволюционно. Если бы человек не стремился сделать свою жизнь лучше, проще и удобнее, нас никогда не настигло бы развитие. Но психологам хорошо известно, что любой рост возможен только в определенных условиях, а именно при наличии опыта и ресурсов.
Проще говоря чтобы изобрести самый современный самолёт, необходимо понимать что из себя представляют все предыдущие модели. В чём их преимущества и недостатки, что можно доработать, чтобы стало лучше. Без этих знаний мы будем снова и снова изобретать велосипед.
Когда родители пытаются следовать запросам ребёнка они забывают учитывать отсутствие у него опыта. Он, как и все мы, хочет сделать свою жизнь комфортнее и удобнее, но совершенно не понимает что для этого нужно. Выпрашивая игрушку в детском магазине и проявляя здоровую настойчивость с элементами манипуляции, ребёнок основывается исключительно на своих потребностях, игнорируя устройство экономики и суть происхождения денег.
Каждое его требование идёт в противоречие с миропорядком и по этой причине в большинстве случаев не приведёт к улучшению, а напротив станет причиной ряда неприятностей. Ведь пытаясь опрокинуть на себя кастрюлю с газовой плиты он наивно полагает, что найдёт нечто интересное или на крайний случай завладеет очередной игрушкой в виде этой самой кастрюли.
Почему детоцентризм опасен?
Детоцентризм не подходит ни для одной из вышеперечисленных моделей. Он основывается на признании ребёнка главным и на готовности отдать ему в руки пульт управления собственной жизнью. То есть по большому счету женщина делает так, как хочет ребёнок. Она думает, что он точно знает что ему нужно.
Но, как было сказано выше, дети не имеют опыта и не понимают устройства мира, не способны соблюдать нормы морали, правила и законы. Следовательно ведут себя эгоистично. При чём этот эгоизм направлен не только на других людей, сверстников и взрослых,но и на будущего партнера в отношениях. Мир, в котором всё крутится вокруг его хотелок, становится привычным.
Это естественным образом приведет к отторжению в обществе, неспособности стать деталью этого крупного механизма. Ожидания будут завышены, что закончится обидами и огорчениями. Единственным проявлением любви для таких людей станет вседозволенность. Но во взрослой жизни никто не позволит использовать себя без адекватной отдачи и человек превратиться в изгоя.
Правильные подходы к воспитанию
Ребёнок (правильно воспитанный) счастлив тогда, когда счастливы его родители. В «погоне» за новыми игрушками, одеждой и гаджетами для своего дитяти вы забываете о себе, о супруге, о ваших интересах.
И что самое главное – этим вы не делаете блага для ребёнка. Вы не обучите маленького «босса» правилам достижения успеха и развития, всегда потакая ему.
Узнав всё это, вы, наверное, задумались, как перевоспитать своё чадо. Выделяют множество подходов к воспитанию детей, и все они эффективнее детоцентризма.
Методы коррекции
По утверждению психологов, у детей уверенность в себе формируется, когда они ощущают себя под защитой родителей. Дети должны следовать вашим советам, слушать и слышать вас. Ребёнок должен выбирать из того, что вы ему предлагаете, а не то что выбрал самостоятельно – ведь это прихоть.
Чтобы воспитать гармонично развитую личность, уважающую других людей, нужно:
- Отдавать себе отчёт в том, что мир не будет вращаться вокруг вашего ребёнка. Не позволяйте вашему чаду подумать иначе.
- Показывать ребёнку, что вы его любите, но он – не единственный. Покажите, что вы также цените ваших родителей, супруга, братьев и сестёр.
- Будьте слегка эгоистичны. Не выполняйте желания малыша, если вы заняты своим делом – пускай подождёт либо сделает желаемое самостоятельно.
- Установите чёткий режим дня. Это поможет вашему чаду сформировать уверенность в себе.
- Выработайте определённые запреты. Если вы отказываете ребёнку в чём-либо, не меняйте своего решения независимо от ситуации и его истерик.
- Будьте искренни и честны. Не нужно растить ребёнка с иллюзорными представлениями о действительности. Он должен познавать реальный мир для адекватного восприятия социума и правил поведения в нём.
Что касается семейного времяпрепровождения, то не следует постоянно заниматься тем, что нравится малышу. Родители вправе провести свободное время вместе наедине друг с другом, оставив ребёнка с бабушкой или няней.
Так ваше чадо поймёт, что вы – личности, которые интересуются ещё чем-то помимо него. Он начнёт понимать, что не является «пупом Земли», и манипулировать он вами не сможет.
Как избежать детоцентричной модели воспитания?
- Не забывайте о себе и своих потребностях. Вы – самый важный человек в своей жизни. Наблюдая это, ребёнок будет уважать чужую личность и взрастит в себе здоровый эгоизм.
- Будьте внимательны к партнёру. Ребёнок в какой-то момент вырастет и уедет из вашего дома, а партнёр – это тот человек, с которым, в идеале, вам ходить под ручку за пенсией.
- Научитесь выстраивать свои границы. Если в семье не существует понятия личной территории (физической и внутренней), ребёнок не будет чувствовать себя в безопасности и вырастет невротичным.
- Будьте объективны. Для здоровой самооценки необходимо, чтобы у ребёнка было понимание того, что он не всегда самый лучший и талантливый (но от этого не менее любимый).
- Научитесь ругать и хвалить объясняя. Мотивированное поощрение и наказание воспитают в ребёнке чувство справедливости и понимание своей ответственности.
- Приобщайте ребёнка к домашним обязанностям. И речь здесь не только о мытье полов и посуды, но и о ведении домашних финансов, выбора совместного отдыха и обсуждении планов на лето. Чем больше родители расскажут ребёнку об окружающем мире, тем проще ему будет начать самостоятельную жизнь.
*****
Детоцентричная модель воспитания – это очень сложный и опасный путь, который часто заводит родителей не туда. В таком подходе вероятность воспитать здоровую личность и выжить самим очень мала. Если вы не верите психологам, посмотрите на мужчин лет сорока, которых воспитали мамы и бабушки и которые всю взрослую жизнь пьют и винят всех в своих неудачах. В конце концов дети любят родителей не за лучшие секции и брендовые шмотки, а просто так, потому что они мама и папа.
Фото Unsplash
Чем он вреден для детей?
Когда в семье появляется ребёнок, многие родители (а особенно мамы) долго не могут осознать, что этот маленький человек – не их продолжение, а отдельная личность со своими желаниями, характером и ценностями. Ребёнок вырастает во взрослого и живёт сам по себе в социуме. И чем проще будет его вхождение в социум, тем лучше родители справятся со своей задачей
Когда мама и папа концентрируют всё своё внимание и ресурсы на ребёнке, то вероятнее всего развитие одного сценария из двух:
- А) Если у ребёнка слабая нервная система, то он вырастает несамостоятельным, неспособным принять решение, забитым и безынициативным. Кроме того, постоянный контроль в сочетании с потаканием любой прихоти приводит к тому, что человек превратится в вечно обиженного на всех (да-да, и на родителей тоже) эгоиста. Любой отказ или негативный отзыв будет восприниматься как глубокая личная обида.
- Б) Если у ребёнка устойчивая нервная система, то эгоизм и самолюбие приобретут деспотичную форму. Желание получить то, что он или она хочет любой ценой будет доминировать над моральными ценностями, а помыкание близкими людьми станет нормой. Кроме того, привычка манипулировать родителями с детства будет приобретать сложные и изощрённые формы.
Фото Pixabay
Как появился детоцентризм
Детоцентризм – это особый стиль воспитания, при котором в семье устанавливается культ детей. Их желания, нужды и потребности ставятся на первое место.
Подобная модель семьи появилась в 1960-х годах, когда общество начало уходить от классического патриархального стиля воспитания. Этот стиль предполагал главенство взрослых, жёсткое и беспрекословное подчинение родителям, забота о них.
Современные внутрисемейные отношения поменялись, ребёнок стал центром семьи, самой важной её частью, в то время как взрослые лишь потакают ему. Детство начало восприниматься как безусловная ценность – ребёнку нельзя отказывать, и уж тем более наказывать
Так появилось новое понятие «детоцентризм», подразумевающее идею самобытности детства.
Факторами, повлиявшими на возникновение этого стиля воспитания, являются:
- изменение экономической ситуации – взрослым не нужно постоянно думать, чем накормить ребёнка и во что его одеть;
- появление свободного времени, которого были лишены люди, жившие в начале 20 века.
В Интернете и в телевизионных рекламах навязывается идея «уникальности малыша». В сознание взрослых «вкладывают» мысли о том, что ребёнка нужно одевать во всё суперуникальное, что не может стоить дёшево. Родители хотят обеспечить крохе достойное детство, приобретая новые гаджеты, дорогую одежду и игрушки, ставя свои интересы на второй план.
Ребёнок становится избалованным, невыносимым, он привыкает, что родители всегда потакают его капризам, и детская истерика появляется в ответ на любой отказ.
В будущем ваше чадо не сможет без проблем адаптироваться в новый коллектив, ведь там не будет привычных ему «слуг».
Что такое детоцентризм и как его избежать
Что будет, если поставить собственные интересы на первое место?
Если вы чувствуете, что ребенок занимает всю вашу жизнь, все внимание сконцентрировано на нем и у вас совсем не остается времени для себя, то стоит задуматься, не пора ли проявить капельку эгоизма? Вы ведь хотите вырастить счастливого ребенка? Тогда заботьтесь в первую очередь о себе, иначе у вас ничего не получится. Не стоит думать, что если вы перестанете ставить нужды детей во главу угла, то совершите ужасный родительский грех, мир от этого не рухнет
Такой подход действительно может полностью изменить вашу жизнь и сделать вашу семью счастливой.
Многие молодые мамы приходят к выводу, что с рождением детей они неосознанно забывают о себе, прекращают нормально питаться, высыпаться, откладывают важные дела, отказывают себе в покупке новых вещей. Все это делается якобы ради детей. Но позже приходит прозрение. Подумайте, как будет выглядеть мать или отец, которые на протяжении нескольких лет не заботились о себе? Не лучший пример для ребенка, правда?
Как избежать детоцентризма
Если вы хотите изменить ситуацию, то начните относиться к себе так, как к собственным детям:
1. Сводили детей в поликлинику? Отлично! Но не забудьте и сами записаться на прием к врачу, если у вас есть проблемы со здоровьем.
2. Купили детям новую одежду? Позаботьтесь о себе и смените старые спортивные штаны на юбку/брюки.
3. Приготовили детям вкусный полезный обед? Не заталкивайте в себя полуфабрикаты.
4. Следите за тем, чтобы дети вовремя ложились спать? Не сидите допоздна за компьютером или в телефоне, вам тоже нужно отдыхать.
5. Стараетесь, чтобы дети вели активную жизнь и регулярно занимались спортом? Выделите время на спорт для себя. Иногда достаточно просто вечерней прогулки, чтобы улучшить свое состояние.
6. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери были настоящие друзья? Не забывайте чаще встречаться со своими друзьями (и желательно без детей).
7. Стремитесь привить детям хорошие манеры? Применяйте эти же манеры в общении с партнером, тогда для споров и скандалов не будет повода.
Покажите детям, как выглядит счастливый взрослый человек и они будут равняться на вас. Альтруизм и самоотверженность – хорошие качества, но быть хорошим и счастливым родителем без малой доли эгоизма невозможно. Прислушивайтесь к своим детям, уважайте их интересы, но открыто говорите о собственных потребностях. Если вы всегда будете им потакать, то ничего хорошего не добьетесь, а только потеряете ведущую роль в семье. Разрешайте детям решать, что они хотят сегодня надеть или сколько лавровых листов положить в суп, но не позволяйте им манипулировать вами.
Многие современные родители невротично сомневаются в себе, ищет информацию о том, как правильно воспитывать детей и забывают, что начинать нужно с себя. Иначе так можно всю жизнь прожить в состоянии паники, с ощущением беспомощности и несостоятельности.опубликовано econet.ru.
Фото Adriana Duque
Подписывайтесь на наш youtube канал!
https://youtube.com/watch?v=rWmb0A9KvfU
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание – мы вместе изменяем мир! econet
Доверие и уважение с дошкольного возраста как основа для воспитания самостоятельности
— Марьяна Михайловна, как Вы сами вспоминаете свое детство и детство своих ровесников? Действительно ли тогдашние родители уделяли меньше времени воспитанию и развитию детей? Как осуществлялась подготовка к школе?
— Мое детство — конец 1940-х — начало 1950-х. Как большинство детей, я ходила в детский сад. Не помню какую-то специальную подготовку к школе или даже занятия. Мы в основном играли, подолгу гуляли, нам много читали, мы учили стихи, разыгрывали сценки. Не помню, чтобы рисовали, лепили. И точно нас не учили читать, писать и считать. Всему этому я научилась уже в школе, к концу первого класса я записалась в библиотеку, ходила туда через день и читала все подряд. С письмом было сложнее — чернильница-непроливайка, которую я носила в специально связанной сеточке, норовила выскользнуть из рук, а ручка-вставочка с 86-м перышком была неудобной (перья, которыми писали ученики, были под номерами, и 86-е было самым лучшим, так как оно позволяло писать тонкие и толстые линии в буквах, как тогда учили). Я время от времени приходила в свой детский сад, но, демонстрируя успехи, старалась не показывать свои тетради с корявыми буквами и кляксами. Красиво писать я научилась только в четвертом классе.
Думаю, и тогда были родители, которые уделяли много времени детям. Мои чудесные родители воспитывали нас с братом личным примером. Они работали врачами и по очереди дежурили сутками.
Но не помню ни одного раза, когда бы они отмахнулись от моей просьбы или не выслушали меня. Всегда поддерживали наши интересы, не заставляли делать уроки (это была наша ответственность), ежедневно не контролировали, огорчались вместе с нами неудачам, помогали, никогда не ругали и не наказывали.
Но мы знали, что не можем их подвести. Доверие и уважение с дошкольного возраста формировали самостоятельность и ответственность.
Два пути воспитания ребёнка
У родителей есть два пути воспитания. Первый основан на словесных ограничениях и поощрениях, когда ребёнку на каждом шагу повторяют «так надо», «так не надо», «вот так можно», » вот так нельзя». Естественно в случае отказа прислушиваться к приказам взрослых, в ход идут наказания вплоть до применения физической силы.
В результате ребёнок вынужден подстраиваться и формирует у себя привычку «быть удобным». Чтобы получить желаемое, нужно соответствовать ожиданиям взрослых, одновременно это уберегает от проблем. Например, ремня или лишения мультиков. Причинно-следственной связи в своих поступках они не видят, главное делать так, как скажет значимый взрослый. Воспитатель, учитель, начальник, президент.
Второй путь — личный пример, желательно с объяснениями. Когда родитель делится своим опытом и показывает результат, параллельно рассказывая о том, почему нужно поступать именно так. Вот я пришёл в магазин, выбрал нужный мне товар, проследовал на кассу, оплатил его и теперь он мой. Если бы не оплатил, меня бы поймали за воровство и наказали. А так, жуй мороженку, мы всё сделали правильно и вот итог.
Эта концепция подтверждена психологами, которые доказывали эффективные модели обучения для детей. Сначала ребёнок должен увидеть, потом выполнить с помощью взрослого, затем сделать то же самое самостоятельно, но под присмотром взрослого и только потом он способен что-то делать без посторонней помощи.
Наблюдение за опытом и совместное выполнение задач лежит в основе обучения. Такие дети чаще добиваются успеха, становятся независимыми и самодостаточными, а их действия эффективны, потому что всегда основаны на опыте. Сначала на родительском, затем на своём собственном.
Плюс ко всему исключаются комплексы связанные с зависимостью от других людей, нет необходимости искать того, кто скажет как надо. Лучше найти того, кто покажет результат и поделится методами его достижения.