Динамическая гимнастика: польза и вред для новорожденного

Как выполнять?

Существует ряд элементарных правил, которые помогут снизить вероятность травм или ушибов:

  • Сделайте место для занятий безопасным на случай падения ребенка (постелите матрасы или проводите упражнения над кроватью).
  • Начинайте с минимального. Не рекомендуется сразу делать резкие движения.
  • Перед началом гимнастики сделайте разогревающий массаж. Длительность первых занятий не должна превышать 10 минут. Далее темп и продолжительность можно увеличивать.
  • Если вы покормили малыша, приступить к упражнениям можно только через час.
  • Делайте гимнастику, когда ребенок полностью здоров и находится в хорошем расположении духа.
  • Осуществляйте правильный захват: большой палец вкладывается в ладонь малыша, а рука обхватывает его запястье.

Гимнастика включает в себя целый комплекс процедур:

  • массажи;
  • закаливание;
  • водные процедуры;
  • воздушные ванны;
  • упражнения на шаре.

Вот некоторые из наиболее доступных:

  • Крестик. Разведите ручки крохи в стороны. Аккуратно подкиньте тело так, чтобы в полете оно образовало крест с руками.
  • Пружина. Возьмите кроху за руки, его стопы должны упираться вам в живот. Медленно подтяните его к своей груди и верните в прежнее положение.
  • Обезьяна. Крепко обхватите ручки малыша и раскачивайте его из стороны в сторону.
  • Вправо-влево. В одну руку возьмите стопы ребенка, в другой будут находиться его руки. Покачайте малыша в таком положении из стороны в сторону.

Более сложные упражнения лучше изучать с опытным инструктором.

Вот на видео вы можете посмотреть элементы динамической гимнастики:

Всех детей, которые не успели достичь возраста в один год, принято относить к категории грудничков. Этот период жизни очень важен для ребенка, поскольку именно сейчас начинается полноценное развитие и формирование всех функций опорно-двигательной системы. На смену тем рефлексам, которые были с момента рождения, приходят более серьезные и важные.

Помочь сформировать все необходимые рефлексы поможет динамическая гимнастика для грудничков.
Кроме того, нужно проводить общеукрепляющий массаж для грудничков, который относится к лечебной физической культуре (лфк). Кроме того, массажи позволяют укрепить контакт родителей с ребенком.

Выбирать гимнастические упражнения необходимо в зависимости от того, настолько правильно ваш ребенок развивается, нет ли у него каких-либо нарушений. Поскольку в случае нарушения развития гимнастика будет иметь лечебный характер, соответственно, проводиться она опытными специалистами. Конечно же, если все хорошо, то можно проводить гимнастику в домашних условиях.

Поскольку для каждого месяца жизни грудничка характерны свои этапы развития, упражнения основываются на них.

Необычная зарядка в 3 месяца

Итак, в этом разделе вашему вниманию будет представлено пошаговое описание семнадцати несложных упражнений. Эти упражнения с элементами массажа отлично подойдут для  зарядки с трехмесячным грудничком.

Упражнение 1.

Начнем с ручек. Возьмитесь за кисть и нежно растирайте кожу круговыми движениями. Двигайтесь к локтю от кисти, и от локтя к плечу. Сделайте 4-6 витков. Поглаживания должны быть легкими, но кожа на ручке к концу массажа должна покраснеть. Это значит, что кровообращение стало более интенсивным.

Упражнение 2.

Малыш лежит на спинке. Скрестите его ручки на груди, при этом проследите, чтобы он держался за ваши пальцы. Затем начните разводить ручки в стороны и возвращайте в исходное положение. Можете делать при этом потряхивающие движения. Повторите несколько раз.

Упражнение 4.

Сделайте несколько круговых движений руками по часовой и против часовой стрелки. Рука должна вращаться в плечевом суставе. Если вы делаете это упражнение впервые, избегайте резких движений, чтобы не травмировать ребенка. Если вы делаете это не впервые, движения могут быть более интенсивными.

Упражнение 5.

Если ребенок еще не умеет сам переворачиваться на животик, стимулируйте его. Придерживая за одну ручку и ножки, задайте туловищу движение вперед. Он сделает движение головой и плечами, и повернется на живот. Затем верните его в исходное положение. Сделайте несколько поворотов, чередуя правый и левый бок. Количество поворотов вначале должно быть небольшим, до 3. Затем их может стать больше.

Упражнение 6.

Ребенок лежит на спинке. Аккуратно возьмите его за ручки и сделайте движение, имитирующее движение пловца под водой.

Упражнение 7.

Сделайте малышу массаж ладошек и пальцев. Аккуратно сгибайте и разгибайте его кисти. Водите по ладошке указательным пальцем по часовой и против часовой стрелки. Сгибайте и разгибайте его пальчики. Можете использовать какую-нибудь веселую потешку, пальчиковую игру. Для этого отлично подойдет «сорока-белобока».

Упражнение 8.

Помассируйте ребенку животик. Ограничьтесь нежными поглаживаниями, не надавливайте сильно. Ни в коем случае не постукивайте, иначе можете навредить. Учтите, что нельзя делать массаж животика и растирания, если малыш только что поел. И удостоверьтесь перед этим, что у него ничего не болит.

Упражнение 9.

Поверните ребенка на животик и аккуратно помассируйте спину. Делайте поглаживания двумя руками, поднимаясь от ягодиц к плечикам и спускаясь обратно. Повторите 4-5 раз.

Упражнение 10.

От поглаживаний переходите к растираниям. Они намного интенсивнее и заключаются в том, что вы движением рук сдвигаете кожные покровы малыша. Они усиливают кровообращение. В идеале они не должны вызывать у малыша неприятных ощущений, но если ему не нравится, не настаивайте. Движения производите прямо и по спирали.

Упражнение 11.

Поверните малыша с животика на спинку и помассируйте грудь. Делайте обычные и круговые движения, начиная с самых легких. Кончиками пальцев массируйте ребра, не надавливая и не применяя силу.

Упражнение 12.

Помассируйте ножки ребенка, делая продольные движения руками. Затем возьмитесь за ножку одной рукой, а другой делайте круговые движения до колена от ступни. А затем точно так же массируйте бедра. Повторите упражнения несколько раз. Кожные покровы после этого должны покраснеть.

Упражнение 14.

Делайте круговые движения ножками (велосипедик), поочередно распрямляя каждую из них. Это упражнение укрепляет мышцы, которые будут нужны ребенку, когда он начнет ходить.

Упражнение 15.

Приведите малыша в условно стоячее положение. Его ступни касаются поверхности, на которой он до этого лежал. Он сам начнет поочередно упирать в нее ножки и имитировать таким образом ходьбу.

Упражнение 16.

Это упражнение проводится на фитболе. Обязательно нужно соблюдать правила безопасности, чтобы ваше чадо не соскользнуло и не ударилось. Оно укрепляет мышцы и вестибулярный аппарат. Ребенок лежит животиком на мяче, ножки разведены. Придерживая его за спинку, раскачивайте мяч. Так малыш учится ориентироваться в пространстве и координировать движения.

Упражнение 17.

Теперь поверните малыша на спинку и повторите упражнение. На этот раз придерживайте его в области груди, чтобы он не соскользнул. Раскачивайте фитбол взад и вперед в течение минуты.

Перед началом занятий, или что надо знать родителям.

Если у ребенка есть искривление позвоночника, то сначала лучше посоветоваться с врачом. Некоторые виды сколиоза можно исправить или скорректировать стретчингом. А в каких-то случаях врач даст советы и рекомендации – возможно, какие-то упражнения стоит избегать на занятиях

Или делать с особой осторожностью

В таком случае обязательно поговорите об этом с тренером. Так он будет знать про элементы, которые не надо выполнять ребенку, а ещё сможет проконтролировать, чтобы он не начал делать их вместе с остальной группой.

Ещё может быть такой случай – вы не уверены, что ребенок сам по себе с хорошей растяжкой от природы. Тогда тоже предупредите об этом тренера, чтобы он продумал для него наиболее комфортные упражнения.

Так занятия пройдут в удовольствие и в абсолютной безопасности

Тренер ВСЕГДА за этим следит, но когда и вы проявляете внимание к такому вопросу, это гарантирует успешные тренировки

В каком возрасте можно начинать тянуться?

Уроки растяжки для детей отличаются от занятий для взрослых. Это связано с развитием и готовностью тела к определенным нагрузкам.

До 4 лет.

Занятия для малышей лучше сделать в виде игры, чтобы увлечь их интересным заданием. Упражнения должны быть легкими и безболезненными – страх боли отобьет все желание заниматься в дальнейшем. Под руководством тренера малыш тянется сам, по своим возможностям. Его мышцы, суставы и связки ещё формируются, поэтому в этот период нельзя использовать дополнительный вес для растяжки.

С 4 до 7 лет.

Стретчинг для детей становится интенсивнее, к самостоятельному растяжению тренер может подключать свои силы. Безопасно растягивает ребенка, чувствует его возможности и потенциал. Ученик говорит о своих ощущениях, а тренер прислушивается и выбирает подходящую нагрузку.

После 7 лет.

Самый «результативный» возраст для занятий. Тело сформировано, поэтому можно добавлять более сложные методы растяжки.

Особенности занятий.

При растяжке нагрузка идет на основы основ тела – суставы, связки и мышцы

Поэтому очень важно думать не только о том, каким классным будет результат, но и о безопасности во время занятий. Гибкость без травм – основная задача преподавателя. Занятие обязательно начинается с разогревающей разминки

На это выделяют минут 10. Подходит бег, прыжки, махи ногами и руками, приседания и даже танцевальные движения

Занятие обязательно начинается с разогревающей разминки. На это выделяют минут 10. Подходит бег, прыжки, махи ногами и руками, приседания и даже танцевальные движения.

Тело разогрето и начинается растяжка

Важно помнить, что стретчинг – это не только шпагат, а гибкость всех мышц. Поэтому сразу тянуть шпагат не будут. Постепенно и аккуратно тренер будет показывать упражнения на растяжку всех мышц

Двигаться будут сверху вниз – от шеи к ступням

Постепенно и аккуратно тренер будет показывать упражнения на растяжку всех мышц. Двигаться будут сверху вниз – от шеи к ступням.

Так суставы и связки готовятся к шпагату. Тренер посмотрит на возможности учеников и кому-то поможет со шпагатом, а для кого-то отложит этот «квест» на следующий раз. Всё максимально комфортно для ребенка и под чутким контролем.

Нужно выбирать между танцем и растяжкой?

Дилемма? Отдать ребенка на танцы или растяжку? Держите меню, школа танца в Москве «9 залов»  предлагает вот такую «пищу для ума»:

Растяжка.

Гибкое тело и пластичные мышцы – хороши для здоровья и самочувствия. Но не воспользоваться такой подготовкой для чего-то ещё – упущенные возможности. В любом случае, все физические активности или танцы лучше завершать растяжкой. После занятий ребенок будет знать и использовать нужные упражнения для «заминки».

Танцы.

Научится разным стилям и схемам, появится навык импровизации. Танцы заряжают настроением и хороши для скорости и силы.

Комбо.

Занятия танцами для детей можно комбинировать со стретчингом, чтобы мышцы развивались гармоничнее. Сила – от танцев, гибкость – от растяжки. Она ещё поможет увеличить амплитуду некоторых элементов. А в стилях джаз-модерн, хореография на пилоне и классическая хореография без неё просто не обойтись. Зрелищности этим направлениям придает грациозность и гибкость. А что её даёт? Хорошая растяжка.

Приглашаем деток на занятия по растяжке!

Мы очень любим, когда ребята развиваются с интересом и с пользой для здоровья. Преподаватели создают на классах атмосферу доверия, поддержки и радости. А дети зажигают их, да и всю нашу команду, весельем и активностью. Растем вместе, растем дружно!

Для чего нужна динамическая гимнастика

Движение, активное изучение возможностей своего тела и через него – окружающего мира. Вот ключевые занятия ребенка, его главное времяпровождение в первые семь лет жизни. В любом новорожденном человечке самой матушкой-природой было заложено интуитивное умение адаптироваться к окружающей его действительности, к новой жизни вне мамы, но рядом с ней. Все та же природа позаботилась и о том, чтобы маленький организм новорожденного мог без вмешательства справляться с несложными патологиями внутриутробного развития и последствиями травм, полученных при родах.

Именно эта особенность грудничков лежит в основе широко признанных в современной медицине методов экологического оздоровления детей. Оказывается, до- и родовые травмы новорожденных можно лечить не только лекарственными средствами и корректирующими приспособлениями. С ними вполне может справиться курс подобранных для конкретного ребенка, с вполне определенными показаниями, упражнений в сочетании с телесным контактом с мамой.

Как это работает?

Почему, например, у детей достаточно часто встречается такое заболевание как дисплазия тазобедренного сустава? Причина: из-за закрепощения мышц приток суставной жидкости к суставу нарушен, что не дает ему развиться до нормы и, как следствие — недоразвитость крышки суставного ядра. Курс динамики способствует тому, что сустав начинает активно работать. К нему усиливается приток суставной жидкости. И как результат – тазобедренный сустав восстанавливается гораздо быстрее.

Занятия динамической гимнастикой полезны

  1. Для развития у малыша координации движений и вестибулярного аппарата. Кроха, подбрасываемый мамой, активно познает окружающий мир и свое собственное тело в нем.
  2. Для лучшей его ориентации в пространстве. Во время исполнения упражнений, ребенок получает возможность увидеть предметы вокруг себя в трехмерном измерении.
  3. Для стимуляции внутренних органов, отчего у грудничка исчезают проблемы с кишечными коликами и запорами.
  4. Для корректировки гипо- и гипертонуса мышц новорожденных.
  5. Для активизации работы нервной системы малыша в целом. Во время занятий динамикой кроха испытывает бесконечную череду самых разнообразных ощущений. Что заставляет его мозг обрабатывать потоки сигналов о постоянно меняющихся условиях и нагрузках, координируя работу всего организма и самосовершенствуясь с каждой новой тренировкой.
  6. Для формирования иммунитета малыша. В комплекс динамической гимнастики включены процедуры по закаливанию, которое повышает сопротивление организма различным вирусным и бактериальным инфекциям.

НАЧНЁМ С ПОЗИТИВА

С медицинской точки зрения динамическая гимнастика позволяет корректировать целый ряд отклонений в развитии детей, таких как гипертонус или гипотонус, ассиметрии, косолапие, кривошею. Она активизирует перистальтику кишечника, помогает при запорах и скоплении газов; она воздействует при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения укрепляют сердечно-сосудистую и иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Если углубиться дальше и коснуться уже психологических аспектов, то здесь уместно процитировать Елену Зуеву – это акушер-гинеколог, к.м.н., врач-психотерапевт, перинатальный психолог

Она обращает особенное внимание родителей на благотворное воздействие упражнений динамической гимнастики на физиологию и психику детей, появившихся на свет путём кесарева сечения

«В случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки («рождается») на 3-5-й минуте от начала операции. В результате этот ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития, он помогает активировать один из базовых инстинктов организма – инстинкт выживания. В случае же кесарева сечения ребенок не успевает подготовиться, теряя некоторые фазы процесса адаптации.

В перинатальной психологии считается, что родовой опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели. И можно предположить, что, будучи лишенным начального опыта преодоления стрессовой нагрузки в ситуации рождения через кесарево сечение, человек в какой-то мере (учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой сенсорики в дальнейшем. Тело не познало свой опыт в момент рождения, но это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и может прийти динамическая гимнастика, с тем, чтобы научить тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеет. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон».

Среди противников динамической гимнастики – Дмитрий Райский, врач педиатр, к.м.н., (Астраханская государственная медицинская академия). Доктор Райский убеждён, что специально обученный инструктор справится с задачей лучше родителя:

«Занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния, и другие травмы. Учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку».

Ещё одно важное замечание противника самостоятельного проведения динамической гимнастики: 

«Противопоказание, которое должно заставить родителей категорически отказаться от динамической гимнастики – это дисплазия тазобедренного сустава. Заболевание, при котором неправильно расположены элементы тазобедренного сустава, повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или заболеваний у малыша. Поэтому, прежде чем приступить к подобной практике, необходимо проконсультироваться с врачом»

С чего начать?

Начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки — неделю за неделей увеличивая темп, амплитуду и время. В некотором смысле такое воздействие является стрессогенным для ребенка

Важно знать меру, соблюдать закон золотой середины. Во время занятий может возникнуть сопротивление скачкообразному приросту нагрузки в виде мышечного напряжения, испуга, недовольства и даже плача

В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями. На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений. Иногда требуется приостановить занятие, сменить упражнение, прижать ребенка к себе, с тем чтобы вновь продолжить, но без надрыва, без усилий.

Сила рождается там, где нет усилий!

Если говорить о динамической гимнастике, то нельзя не отметить следующие моменты.

Во-первых, если вы сделали свой выбор в пользу такого несколько экстремального варианта физического развития вашего малыша, вы должны знать, что для занятий динамической гимнастикой есть противопоказания, которые должны заставить родителей категорически отказаться от динамической гимнастики. К таким противопоказаниям, в частности, относятся: дисплазия тазобедренного сустава — заболевание, при котором неправильно расположены элементы тазобедренного сустава (подробнее о его терапии вы можете прочитать в статье “Лечение. пеленками”, опубликованной в №9 журнала “9 месяцев”), повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или заболеваний у малыша. Поэтому, прежде чем приступить к подобной практике, необходимо проконсультироваться с врачом. Известно, что первый осмотр ортопеда и невропатолога, которые могут исключить эти состояния и заболевания, для большинства детей происходит в 1 месяц, тогда как многие родители-новаторы начинают заниматься с детишками с первых дней после рождения — сразу после выписки из родильного дома. Поэтому, если вы решились заниматься с малышом именно с помощью динамической гимнастики, то не забудьте проконсультироваться с доктором.

Во-вторых, следует учесть, что у детей раннего возраста связки очень эластичные и нежные. Неправильно потянул за ручку — травма: подвывих или вывих сустава. В то время как изменение состояния хрящей и связочного аппарата происходит в основном из-за нарушения кровообращения в этих областях. В условиях создавшейся гипоксии (недостатка снабжения кислородом области суставов) происходят их структурные изменения, что и ведет к потере упругости и эластичности.

Помимо этого занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния и другие травмы.

С другой стороны, рекомендации инструкторов о как можно более раннем начале занятий динамической гимнастикой также имеют под собой основания, так как если вы начинаете заниматься после 6 месяцев, то масса малыша уже велика, то есть нетренированные связки сразу испытывают большие нагрузки и риск травм возрастает.

В-третьих, учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку.

Единственным бесспорным положительным моментом занятий является то, что молодые родители стремятся больше общаться с малышом, развивать его. Но ведь для того чтобы заниматься с ребенком, развивать его физически и интеллектуально, можно применять и другие, давно разработанные, хорошо зарекомендовавшие себя методики, такие, как массаж, пальчиковая гимнастика. Справедливости ради надо сказать, что любая методика требует предварительной консультации специалиста. Чем больше общения, любви, ласки, улыбок получит младенец с первых дней жизни, тем легче будет его адаптация и больше доверие к миру.

Конечно, выбор варианта развития малыша, а также ответственность за выбранный метод в полной мере лежит на родителях. Поэтому, выбирая методику, необходимо изучить все ее аспекты и тщательно взвесить все “за” и “против”.

Техника безопасности при динамической гимнастике

Чтобы занятия приносили радость и пользу, нужно изучить правила техники безопасности при проведении техники безопасности.

  1. Не нужно делать резких движений, все упражнения делаются плавно и аккуратно.
  2. Динамику нужно начинать с любимых упражнений для малыша.
  3. Если грудничок занервничал в процессе, стоит отвлечь его чем-то приятным, но позже обязательно нужно вернуться к неприятному моменту.
  4. Если вдруг при каком-то упражнении щёлкнул сустав, упражнения нужно прекратить и проверить, ничего ли не угрожает здоровью грудничка. При изменении настроения ребёнка нужно обратиться к педиатру, если настроение осталось неизменным, то занятия можно продолжить.
  5. Количество упражнений должно совпадать с количеством раз кормления.
  6. Необходимо чередовать «любимые» упражнения ребёнка с «нелюбимыми».

Видео по теме:

Как не ошибиться, что у ребёнка пупочная грыжа

Следующих признаков достаточно, чтобы с необходимой достоверностью определить заболевание:

  • выпячивание в области пупка, которое уменьшается в размерах или исчезает в лежачем положении.
  • боль в животе, возникающая при физической нагрузке и кашле.
  • расширение пупочного кольца

Методы диагностики

Методы диагностики у детей не многочисленны и ограничены следующим перечнем:

  1. осмотр у детского хирурга;
  2. грыжевого выпячивания;

Заболевания с похожими симптомами

Заболеваний с похожими симптомами не много, их перечень можно ограничить следующими:

  1. Грыжа белой линии живота;
  2. Эндометриоз пупка;
  3. Онкологические заболевания и метастазы опухолей желудка и двенадцатиперстной кишки (преимущественно у взрослых);

Динамическая гимнастика с помощью фитбола

Заниматься на мяче можно начинать практически с рождения, однако с 3-6 месяцев упражнения можно немного усложнить и добавить динамичности.

  1. Положить малыша на гимнастический мяч вниз животом, после чего, взявшись за щиколотки, медленно приподнимать. Делать это нужно до тех пор, пока ребенок не упрется своими руками в мяч. Далее нужно резко подбросить малыша вверх и плавно опустить, чтобы он снова уперся руками в фитбол.
  2. Положить грудничка на мяч животом вниз, взяться за запястья. Далее нужно сделать движения от себя, чтобы малыш уперся ногами в пол, и обратно к себе. Упражнение нужно повторить около 7 раз.
  3. Исходное положение — лежа на мяче спиной вниз. Поднимаем малыша и после покачиваний кладем уже животом на мяч. Поднимать нужно за запястья. После этого то же нужно сделать, держа грудничка за икры. Повторять нужно от 3 до 4 раз.

Гимнастика на мяче для грудничков является одним из самых любимых занятий для малышей. Для грудничков 6 месяцев это своего рода занимательная игра. К тому же такое занятие является очень полезным абсолютно в любом возрасте, однако не старше 1 года. Динамическая гимнастика позволяет укрепить спину и шею малыша, улучшить работу внутренних органов, закаливает и укрепляет иммунную систему.

После такой гимнастики детишки крепко и легко засыпают, что дает возможность маме заняться своими домашними делами или позаниматься гимнастикой с фитболом. Такие упражнения позволяют более быстро восстановиться после родов, избавиться от лишнего веса и негативных эмоций. А как известно, если здорова мама, здоров и ребенок.

Было бы ошибкой с полной уверенностью утверждать, что динамическая гимнастика – такая уж новая система оздоровительных тренировок для новорожденных. Ведь ее элементы использовали еще древние медики Востока. А описания некоторых упражнений для лечения последствий родовых травм у младенцев появились уже в начале двадцатого века.

Тот вариант методики раннего динамического развития грудничков, который используется в современной медицине, был разработан М. Труновым и Л. Китаевым. Они стали авторами печатного издания под названием «Экология младенчества. Первый год», увидевшего свет в 1993 г. Всего в системе насчитывается 400 упражнений, которые подбираются индивидуально для каждого ребенка. И не смотря на довольно настороженное отношение к динамической гимнастике в обществе, с каждым годом популярность ее среди родителей все возрастает.

Когда и с чего начать

Мнение специалистов по поводу оптимального возраста, с которого можно начинать заниматься с младенцем динамической гимнастикой, расходятся:

  • некоторые из них утверждают, что первые занятия можно проводить уже через две недели после появления крохи на свет. Они аргументируют свою позицию тем, что в этом случае младенец защищён от растяжений сухожилий и травм суставов;
  • многие педиатры рекомендуют начинать выполнять упражнения с месячного возраста, когда кроха немного окрепнет. Чем раньше начать занятия, тем лучше ребёнок адаптируется в новой для него обстановке благодаря тесному контакту с родителями;
  • однако есть и такие медики, которые настаивают, что динамическую гимнастику лучше практиковать не раньше, чем ребёнку исполнится три месяца. Но авторы методики утверждают, что это довольно поздний срок.

Большинство специалистов придерживаются мнения, что начинать приучать кроху к упражнениям динамической гимнастикой необходимо с четырёх недель после рождения

Основные правила проведения занятий

  1. Перед началом приобщения младенца к таким видам упражнений необходимо проконсультироваться с доктором. Если педиатр и невролог не будут против, можно пробовать начинать заниматься с младенцем.
  2. В начале рекомендуется пригласить опытного специалиста, который покажет и объяснить, как правильно выполнять различные упражнения.
  3. Первые занятия не должны длиться дольше 8–10 минут, чтобы ребёнок не устал и не испугался.
  4. Стоит помнить, что активные упражнения в воздухе необходимо делать только после массажа, чтобы мышцы и связки были разогреты и подготовлены к дальнейшим упражнениям. В противном случае можно растянуть сухожилия у младенца.
  5. Выполнять занятия рекомендуется ежедневно, постепенно увеличивая время процедуры с 10 до 20 минут. Больше этого времени заниматься с грудничками не рекомендуется.
  6. Заниматься нельзя сразу после еды: должно пройти как минимум час-полтора, прежде чем приступать к упражнениям. Также не рекомендуется заниматься динамической гимнастикой перед сном: вечером кроха должен быть спокоен и расслаблен.
  7. В тёплое время года, когда температура воздуха на улице 20–25 Со, гимнастику лучше проводить на улице.
  8. Во время занятий на ребёнке не должно быть одежды, либо что-то очень лёгкое: трусики и майка, боди или один подгузник.
  9. Если ребёнок не хочет заниматься, капризничает или плачет, не стоит его заставлять. Лучше отложить упражнения на другое время или день. Приучайте кроху к занятиям постепенно, чтобы он начал воспринимать это как своеобразный обязательный ритуал.

Авторы и последователи методики отмечают обязательный положительный эмоциональный настрой младенца во время выполнения упражнений. Родители должны спокойно разговаривать с крохой во время массажа, поглаживать его обязательно тёплыми руками, чтобы ребёнок не испугался. На первом этапе налаживается доверительный контакт между младенцем и родителями. Поэтому во время выполнения таких активных элементов гимнастики дети совершенно не боятся и готовы во всём доверять взрослым.

Нельзя начинать занятия сразу с активной части: малыша нужно подготовить посредством массажа и разговоров

В каких случаях занятия динамической гимнастикой противопоказаны

Такие упражнения могут быть полезными только при условии учёта противопоказаний. В некоторых случаях специалист может категорически запретить родителям заниматься с младенцем динамической гимнастикой. Поэтому дети, у которых наблюдаются следующие диагнозы, не могут практиковать такие виды активных занятий и упражнений:

  • дисплазия тазобедренных суставов;
  • врождённые патологии опорно-двигательного аппарата;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • поражения и нарушения в работе нервной системы;
  • врождённый порок сердца;
  • возраст ребёнка полгода и старше для начала занятий.

Плавание для самых маленьких: за и против

Сегодня плавание с первых дней жизни рекомендуют многие врачи, и вот почему:

  • Это единственный вид спорта, доступный ребенку с рождения;
  • Физические нагрузки улучшают обмен веществ;
  • Постоянные движения в воде — отличная гимнастика для всего тела;
  • Купание в теплой воде закаливает малыша и хорошо влияет на иммунитет;
  • У ребенка улучшается аппетит и сон;
  • Малыш учится доверять маме, их связь становится крепче;
  • Умение держаться на воде — жизненно важный навык, и его легче освоить в младенчестве, пока еще нет боязни воды;
  • Проныривание стимулирует глубокое дыхание и способствует вентиляции легких;
  • Повышается общая выносливость ребенка, его жизненная активность и самостоятельность;
  • Снижается риск желудочно-кишечных, кожных, простудных заболеваний;
  • Вода способствует гармоничному развитию малыша.

Тем не менее некоторые специалисты говорят о вреде грудничкового плавания. По их мнению, врожденный плавательный рефлекс — это природный механизм защиты, и поддерживать его не нужно. Обучение плаванию может стать стрессом для ребенка и слишком большой нагрузкой на его организм. Если вы хотите сделать малыша пловцом, перед началом занятий обязательно проконсультируйтесь с педиатром.

Мы рекомендуем руководствоваться здравым смыслом и смотреть на реакцию ребенка. Если он любит воду и улыбается во время упражнений, то будьте уверены: занятия принесут вам только пользу! Если же малыш плачет в бассейне или ванне и ведет себя беспокойно, попробуйте вернуться к занятиям позже или найдите другой способ развивать кроху.

Гимнастика и массаж для детей 1, 2, 3 месяцев | Где? Как? Когда?

Где проводить массаж?

Занятия необходимо проводить на чистой, в меру твердой поверхности. И для этого отлично подойдут как стол, так и пол. А вот, например, делать упражнения на мягкой кровати будет не очень удобно, да и не все упражнения при этом получится выполнить корректно. Если вам удобнее делать гимнастику на уровне стола, то лучше всего подойдет большой пеленальный стол. Если такого нет, то можно застелить обычный обеденный стол тонким одеялом, а сверху положить клеенку и пеленку.

Но если и такой вариант не подходит, то пол будет лучшим решением (разумеется, его необходимо застелить соответствующим образом). Как по мне, так это самая удобная поверхность для занятий! Особенно это актуально для детей старше полугода, когда они настолько активны, что на столе их просто не удержать.

Стоит ли пользоваться массажными маслами или кремами?

Лучше всего массировать малыша чистыми руками, так как масла и кремы усиливают скольжение и усложняют правильное выполнение приемов. Кроме того, любые средства, нанесенные на кожу, закупоривают протоки потовых и сальных желез, нарушая их нормальную работу. Если ваши руки слишком сухие, просто нанесите на них небольшое количество специального детского масла.

Всем ли детям полезны гимнастика и массаж?

Как правило, для детей, страдающих какими-либо заболеваниями, специальные упражнения еще более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом их комплексного лечения. Однако прежде, чем приступать к упражнениям, в любом случае необходимо посоветоваться с педиатром!

Стоит ли маме делать массаж в домашних условиях или доверить это профессионалам?

Часто мамы боятся самостоятельно делать массаж ребенку 1 – 3 месяцев, так как уверены, что у них ничего не получится, и они обязательно что-то сделают не так. На самом деле, как бы ни был хорош массаж у профессионала, мамин массаж обладает как минимум двумя безусловными преимуществами! Во-первых, его можно делать каждый день (а не кратковременными курсами), регулярно оказывая поддержку организму малыша. Во-вторых, во время массажа вы не только делаете заданные упражнения, но и общаетесь со своим ребенком, что укрепляет вашу эмоциональную связь.

Начинайте по чуть-чуть и вы быстро втянетесь. Даже легкий массаж будет лучше, чем его полное отсутствие. При этом домашний ежедневный комплекс совсем не мешает вам проводить курсы у профессионалов.

Когда начинать?

Массаж и гимнастику можно начинать, когда малышу исполнится 1 месяц. Согласитесь, первый месяц ребенка даже страшно трогать, не то, что массажировать К тому же необходимо дать время организму ребенка адаптироваться к внешним воздействиям. Ну а затем, если никаких противопоказаний нет, можно смело приступать! Если начинаете позже – ничего страшного! Лучше поздно, чем никогда.

Вводите массаж и гимнастику в жизнь ребенка постепенно. Начните с небольшого количества упражнений, а затем каждый день включайте в ваш комплекс все больше элементов. Наблюдайте за настроением и реакцией ребенка. Не делайте массаж через плач. Если малышу что-то не нравится, лучше прекратить занятие.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий