Как интернет влияет на детей

Шаг 8. Не читайте спам-письма

Научитесь сами и научите своих детей распознавать спам-письма.

Главные признаки спам-писем

Универсальной защиты от угроз не существует. Поэтому самый лучший способ уберечь ребенка от этого — участвовать в его “виртуальной жизни” и приучать его к соблюдению правил компьютерной безопасности.

Посидите рядом, когда он играет в игры, посетите его любимые сайты, обсудите интересующие ребенка темы. Пусть ваш ребенок познакомит вас со своими виртуальными друзьями.

Расскажите ребенку о различных ситуациях, которые происходили с людьми в интернете. Ребенку значительно проще понять на примерах, как интернет может навредить ему.

Чего категорически нельзя делать в интернете?

Эти правила интернет-безопасности нужно соблюдать всем и каждому:

Помните! Интернет грозит неприятностями беспечным пользователям и приносит пользу тому, кто заботится о своей интернет-безопасности.

Как нужно вести себя в интернете?

Часто в интернете человек ведет себя иначе, чем в реальной жизни, не только из-за незнания правил поведения, но и потому, что интернет снимает психологические барьеры, ограничивающие выражение эмоций.

Американский психолог Джон Сулер назвал это “эффектом растормаживания в Сети”. Интернет способствует потере идентичности и ощущению невидимости.
Но анонимность пользователя иллюзорна. Надо помнить, что найти человека, который написал что-то в интернете, не сложно.

Поэтому нужно соблюдать определенные правила поведения:

  • Помните, что в интернете вы скорее всего общаетесь с живыми людьми. Придерживайтесь тех же стандартов поведения, что и в реальной жизни.
  • Общаясь в интернете, будьте дружелюбны и вежливы.
  • Пишите и говорите только то, что могли бы сказать собеседнику лично.
  • Берегите свою репутацию.
  • Всегда перечитывайте и перепроверяйте то, что собираетесь опубликовать.
  • Критично относитесь ко всему написанному в интернете. Помните, что даже “Википедия” часто ошибается, так как тексты в ней пишут обычные люди. В ней довольно часто попадаются искаженные факты и спорные оценки.
  • Научитесь доверять своему опыту. Если что-нибудь в интернете будет вызывать у вас психологический дискомфорт, то это стоит как можно быстрее прекратить. А детям нужно рассказать родителям о любой такой ситуации.

Интернет — не идеальное пространство, а отражение общества: самое высокое и прекрасное соседствует здесь с негативом и рисками.

Но мы знаем, что хоть интернет и является платформой для огромного количества мошеннических схем, бояться этого не стоит. Надо всего лишь научиться правильно его использовать и научить этому своих детей.

Ребенок, интернет и родители. Как избежать ловушек, получить пользу и остаться друзьями?

  1. Ссылки на брошюру (на сайте Белого дома, на сайте Министерства внутренней безопасности США).
  2. Ссылка на трейлер к фильму Screenagers.
  3. Исследование компании Яндекс “Угрозы в интернете и опасные сайты”.
  4. Статья “Компьютерная зависимость у детей: как избавиться?”.
  5. Инфографика ВЦИОМ “Детские самоубийства: кто виноват и что делать?”.
  6. Проект “Лаборатории Касперского” — “Защита детей”.

Шаг 1. Создайте новую учетную запись на мобильном устройстве

Эта учетная запись должна быть настроена для ребенка:

  • Просмотр веб-страниц в интернете: укажите список сайтов, которые необходимо заблокировать для просмотра.
  • Приложения и игры: вы можете заблокировать запуск тех или иных приложений.
  • Таймер работы: задайте время, в которое ребенок сможет использовать мобильное устройство.
  • Покупки и траты: позаботьтесь об отслеживании покупок ребенка в приложениях.
  • Поиск ребенка: подключите полезную функцию отслеживания местоположения гаджета.

Как это сделать?

  • Самое простое средство родительского контроля для Android есть по умолчанию в Google Play. Его можно настроить здесь: Google Play — Настройки — Родительский контроль. Не забудьте настроить фильтрацию контента.
  • В Google Play и App Store есть возможность защиты от случайных и нежелательных покупок.
    В Google Play это можно настроить здесь: Google Play — Настройки — Аутентификация при покупке (введите пароль).
    В App Store это можно настроить здесь: Настройки — Основные — Ограничения (введите пароль для ограничений) — Включите ограничения (установка программ, удаление программ и встроенные покупки).
  • В iOS есть функция “Гид-доступа”, которая ограничивает использование устройства только одним приложением, при этом можно выбрать, какие функции открытой программы будут доступны. Выход из “Гида-доступа” возможен только с помощью секретной цифровой комбинации. Включить функцию можно здесь: Настройки — Основные — Универсальный доступ — Гид-доступа. Затем в активной программе нужно будет три раза нажать на кнопку “Домой”, и “Гид-доступа” будет включен.
  • Существуют так называемые “детские оболочки”, они позволяют создавать на устройстве безопасную зону, в которой могут быть запущены только разрешенные приложения и игры. Чтобы найти такие приложения, зайдите в Google Play и в строке поиска введите запрос “детский режим”.
  • Существуют приложения, которые позволяют установить вход в выбранные приложения по паролю или отпечатку пальца, тем самым разграничивая доступ к ним. Чтобы найти такие приложения, зайдите в Google Play и в строке поиска введите запрос “пароль на приложения”.
  • Существует приложение для Android и iOS, которое позволяет ограничить время использования мобильного устройства, блокирует нежелательные сайты и приложения. Кроме того, приложение информирует о том, какие сайты посещал ребенок, какие поисковые запросы делал и определяет местоположение гаджета на карте. Чтобы найти такое приложение зайдите в Google Play или App Store и введите запрос «безопасность детей в интернете»

Как контролировать экранное время подростка

Может, стоит просто запретить там сидеть и оградить ребенка от влияния компьютера и интернета?

Нет! Компьютер, интернет и социальные сети – многофункциональный инструмент, решающий огромное количество задач. Не вина инструмента в том, что им «забивают гвозди». Современные технологии стали неотъемлемой частью жизни человека и будут играть ещё большую роль в будущем наших детей. Поэтому запреты не имеют смысла. Необходимо формировать навык работы в цифровом мире, как естественный навык поколения, которому в этом мире жить.

Расширение интересов в реальной жизни, установление ограничений на пребывание перед экраном, постепенное, в сопровождении взрослого, исследование цифрового мира и поэтапное формирование самоконтроля – в этом я вижу выход. Спорт, искусство, живое общение, развлечения всей семьей – все это должно вернуться не только в жизнь ребенка, но и в жизнь взрослых. Ведь дети учатся, подражая и наблюдая за нами. А значит, необходимо подавать пример активной жизни в реальности!

Ответьте себе на вопросы: Каким видом спорта вы увлекаетесь? Когда в последний раз ходили в театр или на выставку? Как давно выезжали на пикник с друзьями или играли в настольные игры с детьми? Есть ли у вас дело, которым вы увлечены? И последнее, откройте приложение «экранное время» на своем телефоне/планшете и посмотрите, сколько часов в день вы проводите перед экраном? Это именно то время, которое вы готовы позволить своему ребенку?

Любые изменения начинаются с себя, а работа над собой – это самое сложное, что может делать человек, но только так мы можем менять окружающий нас мир и формировать осознанный взгляд на реальную жизнь у наших детей.

P.S. Привыкание к экрану у ребёнка наступает очень быстро – он начинает скандалить и требовать мультики или компьютер, возмущаться попыткам родителей установить правила и ограничения.

Что же с этим делать узнайте из моего семинара «ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»

Автор статьи моя коллега Наталья Барложецкая.

Екатерина Кес, детский и семейный психолог ipsyholog.ru???? Подписаться на канал

Источник на сайте

***

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

В помощь родителям, которые хотят наладить отношения с ребёнком и узнать больше про позитивное воспитание, я регулярно провожу бесплатный онлайн-курс «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

Резюме

Одинаково важно научить ребёнка переживать неудачный опыт интернет-взаимодействий и дать ему пространство для самостоятельности. Ни полное игнорирование, ни тотальный контроль над ребёнком не обеспечат ему безопасность

Социальные сети позволяют ребёнку экспериментировать с самовыражением, а также помогают на разных этапах взросления: они становятся ещё одним инструментом для познания мира и социализации. Чрезмерное интернет-присутствие чревато рисками для благополучия ребёнка. Но дети, которые совсем не сидят в соцсетях, лишаются опыта, который есть у сверстников, и чувствуют себя информационно и социально исключёнными.

Особенности влияния в зависимости от возраста ребенка

Возраст ребёнка от 3 до 9 лет

Дошкольников и младших школьников (3-9 лет) интересует окружающий мир и возможности, которые тот им предоставляет. Они смотрят на виртуальное пространство и изучают его как часть обычного мира. «Что это? Как это сделано? А что будет, если сделать так?». Они экспериментируют также, как делали бы это в любой новой и интересной среде. Их увлекают игровые элементы: бонусы, баллы, уровни, и возможность заниматься широким кругом деятельности: строительство города, выбор персонажа, действия этого персонажа, прокачка навыков.

Все это использует индустрия игровых развлечений для привлечения и удержания внимания. В этом возрасте можно наблюдать пристрастие или увлеченность, но не игровую зависимость. Опасность возникает только в том случае, если у ребенка нет дисциплины и доступ к компьютерным играм и гаджетам неограничен и бесконтролен, а у ребенка уже есть определенные особенности нервной системы, например, очень слабо сформированные волевые механизмы и неспособность усваивать информацию в больших объемах, что совершенно нормально для возраста 3-7 лет.

Детская площадка, театральный кружок, каток или бассейн могут дать ребенку не меньше пространства для игр, экспериментов и контактов с людьми, чем Интернет, но ведь туда их должны привести взрослые. В противном случае дети будут сидеть, уткнувшись в экраны, а проблема начнет приобретать серьезные масштабы.

Возраст ребёнка от 10 до 15 лет

Чем старше ребенок (10-15 лет), тем сильнее выражена потребность в общении и признании. Поэтому растет интерес к сетевым многопользовательским играм, где есть другие участники и появляется возможность соревнования. Теперь в игре главное общение, принадлежность к определенной группе: чаты, гильдии, профессии. В виртуальном мире, зачастую, существует максимально упрощенная и понятная модель поведения в рамках установленных правил. Обладая небольшим опытом взаимодействия в реальной жизни, ребенок предпочитает действовать в условиях высокой определенности.

Но потребность в живом общении остается, дети даже приходят друг другу в гости, чтобы вместе сидеть в Сети и играть в компьютерные игры! Интересно, что на игровом поле ребенок предпочитает играть с людьми знакомыми ему в действительности. Успешность в игре увеличивает его статус среди сверстников в реале. Это своеобразный, непривычный для старшего поколения, но современный и действенный способ социализации подростков. Возможность общения, примерки различных ролей и обретение повышенного статуса в группе (уровни, ранги, статистика) – тоже используется производителями игр.

Возраст ребёнка от 12 до 15 лет

В возрасте 12-15 лет увлеченность компьютером и игрой может обретать опасный характер: ребенок проводит у экрана более 5 часов в день; круг интересов сужается; ухудшается успеваемость и появляются прогулы; играет по ночам, а утром не может встать в школу; портятся отношения с родителями и друзьями

Иными словами, игра для подростков «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Все это сигналы о том, что пора принимать меры, а в случае серьезных проблем обратиться к специалисту

Возраст ребёнка от 16 лет

Старших подростков (16 лет и старше) интересуют вопросы касающееся их самих: «Как я выгляжу? Какой я? На что я способен по сравнению с другими людьми? Как ко мне относятся? Что обо мне думают и говорят, особенно когда меня нет рядом?»

Отсюда огромное количество разных аккаунтов (отыгрывание ролей и образов), а также желание быть постоянно в курсе событий своего социального круга. Эти потребности подростка являются очень естественными. На этом этапе игра нередко переходит в реальность – тинейджеры встречаются и разыгрывают различные сценарии – ролевые игры. В этом кроется немалая опасность, ведь за игроком, который в игре представлялся 15-летним юношей, может оказаться совсем иная личность.

Смена интересов подростков отражает обычные этапы личностного роста, через которые в свое время проходил любой зрелый человек. Просто «сцена», на которой происходит этот процесс у современных подростков, немного расширилась и обогатилась еще одним полем – виртуальной реальностью. Стало ли им от этого легче? Не думаем. Напротив, такие явления как троллинг, буллинг, интернет-преследование сделали этот процесс более опасным. Тема «Интернет и подростки» стала сейчас очень острой. Об этих опасностях и о том, как с ними справляться стоит говорить с современными подростками.

Отсутствие творчества

Ухудшение креативности у подростков и студентов — еще одно из негативных последствий чрезмерного использования всемирной паутины. Дело в том, что важная особенность Интернета — неограниченные источники информации. Это позволяет находить ответы на практически любые запросы. Но такая доступность буквально убивает творчество и воображение. Подростки и студенты, вместо того, чтобы поразмышлять над заданным проектом, сразу же отправляются в путешествие по всемирной сети для поиска готового ответа. Затем подходящий вариант решения просто копируется и сдается преподавателям. Неудивительно, что проблема плагиата и нарушения авторских прав в современном мире очень актуальны.

Подростки (12+)

Подростковый возраст связан с активной социализацией — родители отходят на второй план, все большую значимость в жизни школьника получают ровесники, их кумиры и актуальные тренды молодежной среды. В это время общение с близкими взрослыми, в том числе на тему компьютерной безопасности, может стать не таким доверительным. Но подросток способен стать вашим единомышленником и соратником в борьбе за компьютерную безопасность — для этого стоит просто увлечь его этой темой.

Чему научить?

  • В подростковом возрасте люди стремятся к независимости — поэтому сейчас самое время научить ребенка принимать самостоятельные решения, адекватно оценивать свою компетенцию и при необходимости обращаться за помощью.
  • Подростки чаще всего заходят в интернет со своих мобильных телефонов. Подробно расскажите им об угрозах и их признаках.
  • Как действовать, если он столкнулся с какой-либо опасностью в интернете.

Универсальный совет: при любых сомнениях и в любой сложной ситуации ребенок должен обратиться за помощью родителя.

Что обсудить?

Различные виды киберугроз, их проявления и последствия для подростка и членов семьи.
Конфиденциальность личной информации, осторожность при распространении информации о самом подростке и его близких, их имущественном положении и планах.
Меры безопасности при интернет-знакомствах и при переходе “из виртуальной жизни в реальную”.
Настройку мобильных устройств, антивирусные программы, правила создания учетных записей и выбора пароля.

Приучайте детей через каждые 30-40 минут работы за компьютером или общения с гаджетом делать перерывы, чтобы снять напряжение с глаз, размять мышцы и немного отдохнуть.

Как говорить?

Очень важно не давить на подростка, чтобы не вызвать отторжение. Говорите спокойно и уважительно

Будьте последовательны в ваших требованиях.
Не ругайте подростка, если вы увидели, что он смотрит в интернете что-то неуместное. Аргументированно объясните, почему не стоит посещать подобные сайты.

Постарайтесь сделать так, чтобы компьютерная безопасность вошла в привычку у всей вашей семьи.

Дальше вы как раз найдете информацию, которая поможет вам это сделать.

Юные исследователи (6-11 лет)

Выпускники детского сада и младшие школьники уже делают первые самостоятельные шаги в освоении интернета. Этот возраст — самый подходящий для того, чтобы начать говорить с ребенком о компьютерной безопасности, о ловушках виртуальной реальности и необходимости дозированного использования интернета.

О чем спросить?

  • Чем он интересуется в Интернете, что ищет?
  • Есть ли что-то, что он не может найти?
  • Какие вопросы по использованию интернета у него возникают?

Что объяснить?

  • Какие источники информации являются надежными и безопасными.
  • То чем делится пользователь, может стать достоянием общественности.
  • Покажите разницу между реальным и виртуальным миром. Ребенок должен помнить, что не все, увиденное в интернете, является правдой — это касается и людей, и информации.

Как говорить?

Обсуждайте с юным исследователем новости, которые касаются негативного воздействия интернета на жизнь и здоровье человека. Проявляйте максимум терпения и всегда отслеживайте реакцию ребенка на ту или иную информацию. Спокойно и открыто выражайте свое мнение. Какую-то информацию стоит обсудить несколько раз для ее лучшего понимания.

Советы психолога родителям

Интернет-зависимость является широким понятием, включающим в себя множество частных пунктов. Но коррекционная работа по избавлению от неё будет иметь схожие направления.

В максимальной зоне риска попадания в зависимость от интернета находятся подростки и дети. Неокрепшая психика и отсутствие критического мышления являются прекрасным фундаментом для развития любой формы аддиктивного поведения. Так что же делать родителям, чей ребёнок попал в сети всемирной паутины, которая заменила ему реальный мир?

Понять причины

Любое зависимое поведение напрямую связано с потребностью человека уйти подальше от дискомфортной реальности. В случае с подростком стресс могут вызывать трудности в социальной адаптации, конфликты со сверстниками, неудачи в учебе и многое другое.

Если мама или папа попробуют честно и доверительно поговорить с ребенком о том, что происходит в его жизни, то корни возникновения интернет-зависимости станут понятнее. Если же достучаться до сына или дочери не получается, имеет смысл обратиться к психологу.

Предложить альтернативу

Человек впадает в зависимость от чего-либо в том случае, когда объект аддикции восполняет для него актуальные потребности. Выявив их самостоятельно или же с помощью специалиста, родителям следует поискать для ребёнка другой способ получения недостающего. Если подростку не хватает общения со сверстниками, можно поискать для него кружок или секцию. Если ребёнку не хватает ярких впечатлений, стоит посмотреть в сторону соревновательных видов спорта.

Важно помнить, что предложенный способ времяпрепровождения должен быть привлекательным для подростка. Ни в коем случае нельзя навязывать ребёнку свои идеи, так как это вызовет протестную реакцию, которая усугубит зависимость

Наладить контакт

Данный совет актуален при любой форме девиантного поведения у подростка. Выстраивание доверительного общения сглаживает многие углы и шероховатости. Однако родители часто не знают с чего начать. Далее рассмотрим несколько пунктов, которые необходимо соблюдать в общении с ребенком.

Не критикуйте

Для взрослого человека критика может быть стимулом для развития. Но для подростка, чья самооценка часто реактивна и зависит от мнения окружающих, она болезненна. Если мама или папа строит общение с ребёнком на языке критики, то о доверии можно забыть. А вот степень погружения в виртуальный мир усиливается.

Сначала говорите про чувства, потом про действия

Еще одна ошибка подавляющего числа родителей заключается в том, что, слыша о проблеме у сына или дочери, они сразу предлагают готовое решение. Но первое, что нужно сделать, это разделить чувства. Подросток всё ощущает острее, нежели взрослый. Следовательно, и потребность поделиться своими переживаниями у него выше.

Иногда достаточно просто выслушать ребёнка, чтобы он сам увидел пути разрешения ситуации. Но даже если этого не происходит, после работы с чувствами юноша или девушка более открыты к принятию советов.

Проявляйте интерес

Доверие не строится, когда общение происходит «для галочки». Родителям следует пытаться смотреть на мир глазами своего ребёнка, быть заинтересованными в его жизни. Вопрос «как дела?» не должен быть пустым, за ним действительно должно стоять любопытство.

Зависимость от интернета часто связана с недостатком общения в реальной жизни. Если родители станут для подростка теми людьми, с которыми можно поделиться чем-то личным, то желание их сына или дочери безвылазно находиться в сети будет уменьшаться.

Конечно, речь идет о начальной стадии зависимости, когда время еще не упущено. Но даже в более тяжелых случаях работа родителей будет заключаться в налаживании контакта с ребёнком и поиске альтернативного восполнения его потребностей.

Как избежать интернет-зависимости у детей и подростков

Несмотря на обилие плюсов интернета для подростков и детей младшего возраста, их родителям всегда нужно быть начеку. Лучше предотвращать интернет-зависимость в самом начале ее развития.

Родителей должны насторожить следующие признаки:

  • повышенная раздражительность ребенка;
  • нарушение режима сна и отдыха;
  • ухудшение учебы;
  • полное смещение фокуса внимания на компьютер и гаджеты;
  • ребенок отказывается от прогулок и встреч с друзьями;
  • учащение конфликтов внутри семьи.

Если есть подозрение на интернет-зависимость у ребенка, первоначально нужно наладить с ним отношения. Он должен понимать, что близкие его любят и ценят. Желательно тщательно продумать досуг ребенка. Нужно почаще привлекать его к общим семейным делам, предложить посещение кружков или спортивных секций. Если ребенок будет занят, у него не останется на компьютер ни времени, ни сил.

Крайне важно с младшего возраста внушать мысль о том, что в интернете не все так хорошо, как может показаться. За симпатичной аватаркой может скрываться маньяк или убийца

Это позволит защитить ребенка от потенциально опасных людей.

В интернете подростки часто придумывают себе образ, позволяющий реализовать любые скрытые и явные желания. Ребенок старается получить то, чего ему не хватает в реальной жизни. Родители со своей стороны могут окружить свое чадо любовью и заботой, чтобы ему не пришлось искать это в интернете. Необходимо стать другом своему ребенку – почаще спрашивать о его делах, делиться мыслями, обсуждать насущные проблемы. Все это в совокупности позволит снизить пагубное влияние интернета и облегчить воспитание .

Ни в коем случае не стоит давить на ребенка, манипулировать и строго ограничивать его. Необходимо создать такие условия, при которых ему самому не захочется проводить время в интернете. Вступив на тропу противостояния, наладить отношения будет очень непросто.

Влияние интернета на детей и подростков может быть как негативным, так и положительным , иметь преимущества и недостатки . Все зависит от обстановки в семье и особенностей характера ребенка. Правильный подход к воспитанию поможет получить от интернета максимум полезного и нужного.

Цифровизация повседневной жизни затрагивает современное детство: социальные сети становятся всё более привычной формой досуга для детей. Домашнее пространство становится одновременно приватным и публичным — ребёнок может общаться с целым миром, сидя в своей комнате. Влияние социальных сетей на ребёнка вызывает интерес не только родителей и образовательных институтов, но и исследователей.

Как практики общения и саморепрезентации в интернете влияют на эмоциональное состояние ребёнка, в чём кроется конфликт между родительским контролем и стремлением детей к независимости, а также какие риски приходят в жизнь детей вместе с социальными сетями — выяснили с сотрудницей Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ.

Александра Бочавер,

доцент Института образования НИУ ВШЭ, научный сотрудник Центра исследований современного детства, преподавательница Высшей школы экономики

Как интернет влияет на ребёнка

Дети быстро к чему-то привыкают, особенно если это «что-то» настолько интересно, как интернет. В нём можно обнаружить массу мультиков, игрушек, а также познакомиться с интересными людьми. Разумеется, подобное многообразие затягивает малыша. Но каковы же возможные последствия чрезмерной увлечённости всемирной паутиной?

  • Психологические исследования показывают, что у ребятишек ухудшаются процессы запоминания. То есть малыш начинает запоминать не саму информацию, а способ добираться до неё. Следовательно, ребёнок уже не может полагаться на собственную память.
  • Дефицит сенсорной информации. Маленький ребёнок, сидящий за компьютером, получит существенно меньше информации от окружающего мира. Это касается звуковых и вкусовых сигналов, тактильных ощущений. Подобная депривация негативно сказывается на всём развитии.
  • Проблемы со здоровьем. В первую очередь сюда можно отнести искривлённость позвоночного столба из-за неправильного сидения за гаджетом. Также существенно ухудшается острота зрения, поскольку ребятишки не следят за гигиеной глаз.
  • Лишний вес. Многие ребятишки променивают активные занятия на соцсети либо онлайн-игры. Результатом подобных вариантов времяпрепровождения становятся лишние килограммы или даже банальное ожирение.
  • Просмотр сцен, непредназначенных для ребёнка. Во всемирной сети на каждом шагу буквально можно увидеть сцены жестокости либо видео интимного характера. В итоге у детей формируется искажённое восприятие реальности, где агрессия и беспорядочный секс считается нормой.
  • Низкая общительность. Ребёнок, увлечённый виртуальной реальностью, начинается меньше интересоваться живым общением с приятелями и одноклассниками. Некоторые дети даже не желают ходить в ДОУ либо школьное учреждение, ведь в интернете «намного интереснее».
  • Формирование зависимости. В данном случае речь идёт о так называемом серфинге – блуждании по различным интернет-ресурсам без особой цели только ради просмотра красивых картинок. А яркость и насыщенность графики приводит к появлению психологической зависимости.

Конечно, говоря о том, как интернет влияет на ребёнка, нельзя не сказать и о некоторых плюсах. К примеру, малыш может изредка просматривать развивающие мультики (вместе с мамой), а школьник может получать важную для учёбы информацию.

Профилактика возможных проблем

Давайте определимся, нужно ли знакомить дошколёнка с интернетом? Ответ отрицательный. Многие развивающие занятия можно проводить при помощи игрушек и бумажных «помощников». Крайний вариант – включать мультики в телевизоре.

В любом случае, существуют определённые нормативные показатели нахождения детей за персональным компьютером (ноутбуком, другими гаджетами). Рассмотрим максимальное рекомендуемое количество минут в день:

  • меньше пяти лет – менее 10 минут;
  • от пяти до семи лет – менее 20 минуток;
  • от семи до 11 лет – менее получаса;
  • до 14 лет – менее 45 минуток;
  • до 16 лет – менее двух часов (причём с паузами).

Кроме того, существуют и другие способы контролирования ситуации. Простейший способ – установка ПК в собственной комнате, где ребёнок будет под контролем. Также можно установить особое программное обеспечение, которое способно блокировать нежелательную информацию.

Оптимальный вариант – не давать ребёнку скучать и тянуться к компьютеру. Чаще всего дети уходят в интернет из-за банального неумения себя занимать. Поэтому запишите своё чадо в кружок (по интересам), вместе занимайтесь спортом, выезжайте на пикники, посещайте кинотеатры и детские спектакли. Приобщайте к чтению!

Проблемы в семье и буллинг

Вместе с исследованиями, в которых говорилось о корреляции между уровнем агрессии и жестокими играми, стали появляться научные работы, критикующие эту точку зрения.

В 2008 году профессор психологи Стетсонского университета (ранее также работал в Техасском университете A&M) Кристофер Фергюсон обвинил одно из исследований Андерсона в неверных выводах и преувеличении. Позже Фергюсон опубликовал несколько работ на эту тему, в которых защищал игры от обвинений и подчеркивал, что на ребенка гораздо больше влияют такие факторы, как насилие в семье.

Профессор государственного университета Иллинойса Джозеф Хилгард тоже неоднократно критиковал Андерсона за предвзятость. По его мнению, краткосрочный эффект агрессии от игр гораздо меньше, чем утверждал в своих работах его оппонент. В 2019 году Хилгард вместе с коллегами провел исследование, в котором 275 студентов (все мужчины) играли в шутеры от первого лица. По окончанию игровой сессии ученые не обнаружили склонности к агрессивному поведению.

В 2014 году Фергюсон вместе с психологом, профессором университета Мюнстера Мальте Элсоном представил исследование, которое охватывает 25 лет изучения связи между видеоиграми и повышением уровня жестокости. В нем они снова раскритиковали идеи Андерсона, Бушмана и других ученых, призывая их аккуратно приводить аргументы и не допускать паники. Элсон и Фергюсон подчеркивают, что с каждым новым поколением люди становятся менее агрессивными, несмотря на то, что уделяют много времени интернету и играм. По мнению исследователей, вероятность агрессивного поведения увеличивается при наличии внешних факторов. Например, дети, которые пережили жестокое отношение со стороны родителей или сверстников, чаще ведут себя агрессивно даже при наличии минимального стресса.

Индустрия 4.0

Как защитить детей от кибербуллинга и незнакомцев в интернете

В 2017 году Фергюсон вместе с другим психологом Патриком Марки опубликовал статью, а затем и книгу с названием «Moral Combat: почему война с играми ошибочна». В 2018 году они написали колонку в Variety, в которой пересказали основные положения книги и раскритиковали политиков за нападки на видеоигры.

«Вы можете предположить, что жестокие видеоигры увеличивают второстепенные формы агрессии примерно на 40-50%. Даже если вы настроены немного скептически, вы можете предположить, что эффект составляет по крайней мере 10%. Вы ошибаетесь. В среднем исследования показывают, что в лучшем случае только 0,4% незначительных форм агрессии могут быть вызваны видеоиграми», — пишут Марки и Фергюсон.

По мнению авторов колонки, отношение к видеоиграм зависит от возраста ученых — чем они старше, тем больше уверены, что игры влияют на уровень агрессии. Также Марки и Фергюсон полагают, что политики говорят о вреде видеоигр, чтобы отвлечь граждан от контроля за оборотом оружия.

За игры заступаются не только в США — специалисты Оксфордского университета Эндрю Пшибыльский и Нетта Вайнштейн в 2019 году опубликовали , согласно которому нет связи между виртуальным и реальным насилием. Авторы работы проанализировали результаты, полученные от двух тысяч человек. В одной группе были 14- и 15-летние подростки, а в другой — их родители и опекуны. По мнению Пшибыльского и Вайнштейн, ученые, которые ранее якобы установили корреляцию, разводят панику и предвзято трактуют данные.

Про интернет, детей и родителей

Если ограничивать ребёнка во времени, проведённом в ТикТок, то постепенно. И всего Интернета в целом. Конечно, это не вызовет море энтузиазма – детям же хочется. А смирить своё «хочу» ещё сложно. Взрослым и то бывает не просто. Постарайтесь объяснить, что вы понимаете, что ему нравится ТикТок (или любая другая социальная сеть), но это ограничение необходимо.

А в освободившееся время можно приобщить ребёнка к совместным делам, например, попросить помочь прибрать дома или помыть посуду. Здорово, если у детей есть свои посильные обязанности по дому, это сделает их более ответственными, самостоятельными, и поможет в будущей жизни.

Думаю, страх того, что ТикТок может негативно повлиять на ребёнка, связан с тем, что соцсети – это относительно новое явление. В этом смысле непонятное и непредсказуемое. У нас в детстве и правда было по-другому, тогда и сотовых телефонов толком не было. Но всё, что мы делали тогда, было безопасно? Раньше была «плохая компания». Ты мог с ней «связаться» и пожалеть, а теперь есть соцсети. То, что сейчас происходит, кажется мне продолжением вечной проблемы отцов и детей.

«Я не знаю, как договориться с мамой». Психолог – о детях и родителях
Подробнее

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий