Российская система
Большие отличия имеет воспитание детей в разных странах мира. Россия обладает собственными педагогическими методиками, которые зачастую отличаются от тех, которыми руководствуются родители в других государствах нашей планеты. У нас, в отличие от Японии, всегда бытовало мнение о том, что ребенка нужно начинать учить еще тогда, когда его можно уложить поперек лавки. Другими словами, прививать ему общественные правила и нормы с самых малых лет. Однако сегодня методы воспитания в России претерпели некоторые изменения. Наша педагогика прошла путь от авторитарной до гуманистической.
Немаловажное значение имеет воспитание детей от 1,5 до 2 лет. Это период совершенствования ранее приобретенных навыков и осознания своего места в окружающем мире. Кроме того, это возраст четкого проявления характера малыша
Кроме того, это возраст четкого проявления характера малыша.
Ученые установили тот факт, что практически 90% информации об окружающем его мире ребенок получает в первые три года своей жизни. Он очень подвижен и всем интересуется. Родители России стремятся не мешать ему в этом. В порядке вещей и приучение малыша к самостоятельности. Многие мамы не стремятся поднимать своего ребенка при первом же падении. Он должен преодолевать трудности сам.
Возраст от 1,5 до 2 лет наиболее активный. Однако, несмотря на свою подвижность, малыши вовсе не отличаются ловкостью. Не проходит и пяти минут, как они обязательно куда-нибудь да влезут. Российская система педагогики рекомендует не ругать маленьких исследователей и быть терпимыми к их шалостям.
Воспитание детей 3 лет затрагивает период формирования личности. Такие малыши требуют огромного внимания и терпения. Следующие несколько лет жизни – это годы, когда складываются основные черты характера маленького человека, а также происходит формирование представления о норме поведения в обществе. Все это скажется на поступках ребенка в его будущей взрослой жизни.
Воспитание детей 3 лет потребует от родителей большого самообладания. В этот период педагоги рекомендуют терпеливо и спокойно разъяснять малышу о том, почему папу и маму не устраивает его поведение
При этом следует заострять особое внимание на том, что проступок ребенка сильно огорчает родителей, а затем переключить внимание с конфликта на что-либо интересное. Российские педагоги рекомендуют не унижать и не бить малыша. Он должен почувствовать себя на равных со своими родителями
Он должен почувствовать себя на равных со своими родителями.
Цель воспитания ребенка в России – становление творческой и гармонически развитой личности. Конечно, для нашего общества считается нормальным, если отец или мать повысят на свое чадо голос. Они могут даже отшлепать малыша за тот или иной проступок. Однако все российские родители стремятся оградить своего ребенка от негативного опыта и переживаний.
В нашей стране работает целая сеть дошкольных учреждений. Здесь дети учатся навыкам общения со сверстниками, письму и чтению
Уделяется внимание физическому и психическому развитию ребенка. Все это делается посредством спортивных занятий и групповых игр. Для российского воспитания традиционной чертой является развитие творческих способностей детей, а также выявление их одаренности
Для этого в детских садах проводятся занятия по рисованию, пению, лепке, танцам и т. д. Принято сравнивать успехи детей, вызывая в малышах чувство соперничества
Для российского воспитания традиционной чертой является развитие творческих способностей детей, а также выявление их одаренности. Для этого в детских садах проводятся занятия по рисованию, пению, лепке, танцам и т. д. Принято сравнивать успехи детей, вызывая в малышах чувство соперничества.
В начальной школе России обеспечивается целостное развитие и становление личности ребенка. Кроме того, воспитание детей младшего школьного возраста направлено на формирование желания и умения учиться.
В начальной школе все предметы подобраны таким образом, чтобы у ребенка складывалось правильное представление о труде и человеке, обществе и природе. Для более полного и гармоничного развития личности проводятся факультативные занятия по иностранным языкам, эстетическому воспитанию, физической подготовке и т. д.
Страны мира для детей
2. Швеция
Universitas 21 (это сеть исследовательских университетов, которая позволяет своим членам делиться опытом, сотрудничать через границы и развивать глобальный обмен знаниями) оценил Шведскую школьную систему как вторую лучшую в мире. По мнению STC эта страна находится на пятом месте по условиям для проживания детей.
Образование бесплатно с шести лет. Большинство жителей имеют оконченное среднее и высшее образование. Высокий процент заинтересованных или занятых в различных науках. Уровень преступности крайне низок. Беспорядки и хулиганство считаются редкими явлениями.
Швеция наиболее благоприятна для личностного и культурного развития, предпринимательства, комфортного выхода на пенсию. К экологии шведы относятся очень трепетно. Как и почти во всех странах Европы, здесь сохранилась красивая архитектура.
Швеция
Примерно три десятка лет назад в этой стране были запрещены физические наказания для детей. Именно поэтому здесь вырастают люди, знающие все о своих правах, при этом сдержанные и спокойные. Как и в других скандинавских странах, ребенка в Швеции боготворят, прислушиваются к его мнению и не ограничивают жесткими правилами, лишь следят за безопасностью чада. При этому дети с ограниченными возможностями посещают обычные детские сады и школы – здесь нет деления на здоровых и инвалидов.
Здесь огромное внимание уделяют малышу еще до его рождения — беременная женщина получает с самого зачатия квалифицированную медицинскую помощь, ограничивающую применение лекарственных препаратов. Шведская медицина полагается на иммунную систему женщины и малыша, может быть поэтому шведские дети реже болеют и взрослые уделяют огромное внимание здоровому образу жизни
В Швеции не принято просить о помощи бабушек и дедушек, поэтому в сложных ситуациях всегда приходит на выручку государство. В этой стране практикуют такое направление, как «родители на выходные», позволяющее матерям-одиночкам оставлять своих детей с приемными родителями в выходные дни. Но при этом, приемная семья проходит много проверок. В любых сложных ситуациях на помощь приходит государство, возможно, поэтому взрослые шведы знают о сострадании и всегда готовы придти на выручку нуждающимся.
Как воспитывают детей в азиатских странах?
Слова известного киногероя о том, что Восток – дело тонкое, находят свое яркое отражение в воспитательных методах стран Азии. Религиозные постулаты оказывают существенное влияние на взаимоотношения взрослых и детей. Родители в азиатских государствах бережно сохраняют сложившиеся в их обществе традиции и, основываясь на них, формируют маленькую личность.
Японская система воспитания
Основа воспитательных принципов Японии – вседозволенность до пятилетнего возраста. Что разрешено малышу до этого срока:
- Практически любое желание ребенка до 5 лет не вызывает запретных мер от родителей. Желает чадо зарисовать красками все стены в доме – пожалуйста! Хочет перекопать горшок с цветком и рассыпать землю по полу – сколько угодно!
- Философский подход родителей к малышам означает, что эти 5 лет отведены им для полной свободы, для всевозможных игр и забав. Единственное, что ведется неукоснительно, так это приучение их к вежливости и хорошим манерам. Маленький японец должен правильно ощущать себя частью общества и государства.
- Общение между детьми и родителями ведется в спокойной тональности, взрослые никогда не повышают голос. Исключены в Японии и телесные наказания. Если малыш расшалился на виду у всех, мама отведет его в сторону и тихо объяснит ему, что так себя вести нельзя.
- Мамы в Японии никогда не используют шантаж и угрозы в сторону своих маленьких сокровищ. Если произошел конфликт, мама может первой пойти на примирение, при этом мягко показывая малышу, что он огорчил ее.
Как учат жизни в Китае?
Воспитательные традиции в Китае – это образец выращивания из детей вундеркиндов. Рано прекращая кормить малыша грудью, китайская мама отправляет грудничка в ясли. Строгий режим дошкольного учреждения расписан по минутам. Для каждого действия отведено определенное время: сон, занятия, игры, обед по точно установленному времени.
Важным моментом остается обучение китайских малышей уважению к старшим. Повсеместно в Китае развивается чувство коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности и взаимопомощи у юных граждан страны.
Зацикленные на раннем развитии своего сокровища, мамы в Китае методично водят малышей в различные секции, кружки, группы интеллектуального развития. Женщины изучают новейшие методики развития интеллектуальных способностей ребенка и абсолютно уверены, что кроха всегда должен быть занят каким-то полезным делом. Разделения на мужские и женские обязанности в Китае нет: мальчик умеет мыть посуду, а девочка легко вобьет гвоздь в стену. Таково китайское отношение к подрастающему поколению.
Родительская педагогика Индии
Родители Индии начинают учить ребенка жизни с пеленок. Большая часть воспитательного процесса ложится на плечи мамы. Женщины стремятся взрастить в малышах любовь ко всему живому на Земле, они взращивают в них уважение к старшим. Обучение ведется в деликатной манере, тихим голосом и с великим терпением к шумным непоседам. Родители не кричат на своих отпрысков, тем более не делают это на улицах. Мамы закрепляют в крохах умение управлять своими эмоциями, учат сдерживать гнев и раздражение, что характерно для Индии. Большинство взрослых индийцев – это благожелательные, приветливые и терпеливые люди.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: крещение ребенка: традиции и обычаи
Успокаивание
Младенцы всего мира нередко заходятся криком. Это момент, когда серьезную проверку проходит не столько психика пап и мам, сколько их связи с культурными корнями. То, что дети много плачут в первые месяцы своей жизни – нормально для новорожденных любой нации. На крик ребенка в странах Западной Европы мать откликается примерно через одну минуту. Женщина возьмет свое чадо на руки и попытается его успокоить. Если ребенок появился на свет в той стране, где все еще сохраняются первобытные цивилизации собирателей и охотников, то плакать он будет так же часто, как и все остальные новорожденные, но вдвое меньше по времени. Мать откликнется на его крик уже через десять секунд и поднесет к груди. Кормят детей у таких народностей вне всякого расписания и без соблюдения режима. В некоторых конголезских племенах существует своеобразное разделение труда. Здесь малышей кормят и пестуют несколько определенных женщин.
Сегодня к плачу ребенка относятся несколько иначе. За младенцем признается его право требования внимания. Первые полгода жизни своим криком он дает знать о том, что хочет, чтобы к нему проявили любовь и заботу, взяли на руки и т. д.
Итальянское воспитание
Итальянцы трепетно относятся к детям, считая их дарами небес. Детей любят, причем не только их родители, дядюшки, тетушки и бабушки с дедушками, а вообще все встречные, начиная от бармена и заканчивая продавцом газет
Всем малышам гарантировано внимание. Прохожий может улыбаться ребенку, потрепать его за щечки, что-то ему сказать.
Неудивительно, что для своих родителей ребенок в Италии остается ребенком и в 20, и в 30 лет.
Неудивительно, что для своих родителей ребенок в Италии остается ребенком и в 20, и в 30 лет.
Другие особенности итальянского воспитания:
- Итальянские родительницы редко отдают малышей в садик, считая, что они должны воспитываться в большой и дружной семье. За детьми приглядывают бабушки, тети, другие близкие и дальние родственники.
- Малыш растет в атмосфере тотального надзора, опеки и, одновременно, в условиях вседозволенности. Ему разрешают все: шуметь, кричать, дурачиться, не выполнять требования взрослых, играть часами на улице.
- Детей берут с собой повсюду: на свадьбу, концерт, светский раут. Получается, что итальянский “бамбино” с рождения ведет активнейшую “светскую жизнь”. Никто не возмущается этим правилом, потому что малышей в Италии любят все и не скрывают своего восхищения.
- Русские женщины, живущие в Италии, отмечают нехватку литературы о раннем развитии и воспитании детей. Проблемы есть и с развивающими центрами и группами для занятий с маленькими детьми. Исключение – кружки по музыке и плаванию.
- Итальянские папы наравне со своими женами разделяют обязанности по воспитанию ребенка. Итальянский папа никогда не скажет “Воспитание детей –женское дело”. Наоборот, он стремится принимать активнейшую роль в воспитании своего чада.
Особенно если это чадо женского пола. В Италии так и говорят: родилась девочка –папина радость.
Литература об этом: книги итальянского психолога Марии Монтессори.
Материальные блага
Имея желание, а главное, возможность потакать всем капризам и прихотям своих чад, родители получают этаких царьков, которые знают, чего хотят и как этого добиться. Мобильный телефон у воспитанника детсада – это простая обыденность. Причем со спутниковой связью, выходом в Интернет и самым дорогим бизнес-тарифом, потому что малыш сказал: “Хочу, чтоб как у папы!” Особенно достается разведенным отцам. Их них дети просто веревки вьют. Одна русская подруга поделилась со мной: “Представляешь, его восьмилетняя дочь заявила: “Папа, если ты не купишь мне мобильник, то я к бабушке не поеду!” Девочка знает, как рада каждой встрече с ней папина мама (ведь они стали такими редкими после развода ее сына) и откровенно шантажирует отца. Впрочем, тут хороший урок может преподать мама, которая звонит среди ночи, выдергивая бывшего супруга из новой супружеской постели: “Если не привезешь сейчас же ее старые джинсы, она к тебе больше не приедет!” В будущем ее дочка легко сможет сломать все планы мужа на вечер или ближайший уик-энд внезапным телефонным звонком: “Немедленно приезжай и забери ребенка из детсада. И сиди с ним, а я не могу… жутко занята! А то ближайшую ночь проведешь в гордом одиночестве!” Именно так поступают люди, которым с детства отвечали согласием на фразу: “Делай, как я хочу, а не то… сам знаешь!” uk-img Ведь на ребенка нельзя давить или отказывать ему в желаниях, травмируя тем самым хрупкую детскую психику…
Воспитание детей в европейских странах
В настоящее время европейские страны объединились в Евросоюз, однако ими не была утрачена собственная аутентичность, которая складывалась долгие года. Основная ценность, представленная в европейской системе воспитания – это свобода, индивидуальность и самостоятельность. Формирование данных качеств зависит от страны.
Система воспитания и ее особенности в скандинавских странах (Швеция, Норвегия).
Воспитание подразумевает предоставление ребенку полной свободы, отсутствие ограничения в выборе игрушек, виды деятельности, а также и соблюдения режима дня.
Замечание 2
Главная задача воспитания – развитие у ребенка его творческих способностей, заложенных от природы.
С раннего возраста дети знакомятся со своими правами, учатся их отстаивать. Весь процесс обучения проходит в игровой форме, какое-либо насилие по отношению к детям строжайше запрещено. Каждый ребенок знает, что имеет право пожаловаться на родителей, что приведет к жестоким последствиям, вплоть до лишения их родительских прав.
Французская система воспитания – направлена на воспитание в детях самостоятельности
Это связано с тем, что страна предоставляет большие возможности для собственной реализации, поэтому родителям не столько важно установить тесный и доверительный контакт с ребенком, сколько воспитать его независимым
Воспитание начинается с 3-х месяцев. В этом возрасте ребенка перекладывают в отдельную кроватку, а по возможности отселяют в детскую комнату. Дошкольники посещают большое количество секций и кружков, что положительно сказывается на их развитии, а также предоставляет родителям возможность свободно заниматься своими делами. Бабушки и дедушки не принимают участия в воспитании внуков, так как они, равно как и французская молодежь, свободны от обязательств. Стиль воспитания отличается мягкостью и демократичностью.
Система воспитания детей в Германии – основана на воспитании детей в строгости и порядке. Ребенок с самого раннего возраста соблюдает строгий режим, нарушение которого недопустимо. Так же, как и во Франции, важным является воспитание самостоятельности. Однако она проявляется не в свободе выбора, а в ответственности за собственные поступки. Довольно часто, немецкие родители нанимают детям няню, у которой обязательно должно быть медицинское образование. С 3-х лет дети посещают детских сад, в котором их учат дисциплине и правилам поведения в обществе.
Воспитание детей в Испании – основано на семейных узах. Детей в семье не ругают, к капризам относятся спокойно, балуют и все разрешают. В воспитании детей равное участие принимают и мамы, и папы. Родительские обязанности закреплены законодательно, жесткое отношение к детям, психологическое давление и запугивание строго запрещены и караются законом.
Воспитание детей в Англии – основано на формировании у детей серьезности и основательности в поведении и поступках. Англичане становятся родителями в достаточно зрелом возрасте и стремятся воспитать своих детей истинными джентльменами и леди. Особенностью английского воспитания является то, что непринято проявлять своих эмоций и чувств к ребенку открыто и напоказ. Успешность воспитания заключается в формировании у детей навыка управлять собственными эмоциями, уметь их сдерживать и «гасить».
Немецкое воспитание
Жизнь немецких детей с самого юного возраста подчинена строгим правилам: им не разрешают сидеть перед телевизором или компьютером, спать они ложатся в 8 часов вечера. С детства малыши приобретают такие черты характера, как пунктуальность и организованность.
Немецкий стиль воспитания – четкая организация и последовательность.
Другие особенности немецкого воспитания:
- Не принято оставлять детей с бабушкой, мамы берут младенцев с собой в слинге или коляске. Затем родители выходят на работу, а малыши остаются с нянями, которые обычно имеют медицинский диплом.
- У ребенка обязательно есть своя детская комната, в обустройстве которой он принимал активное участие и которая является его законной территорией, где ему многое позволено. Что касается остальной квартиры – там действуют правила, установленные родителями.
- В немецких садиках распространены игры, в которых моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение.
- Немецкие мамы растят самостоятельных детей: если малыш упадет – он поднимется сам и т.д.
- Дети в обязательном порядке посещают садик с трехлетнего возраста. До этого времени проводится подготовка в специальных игровых группах, куда малыши ходят с мамами или нянями. Здесь они приобретают навыки общения с ровесниками.
- В дошкольном учреждении немецких детей не учат чтению и счету. Педагоги считают важным привить дисциплину и объяснить правила поведения в коллективе. Дошкольник сам выбирает занятие по душе: шумные забавы, рисование или игру в машинки.
- Грамоте ребенка учат в начальных классах. Учителя превращают уроки в занимательную игру, тем самым прививая любовь к учебе.
Взрослые стараются приучить школьника к планированию дел и бюджета, приобретая для него ежедневник и первую копилку.
Кстати, в Германии трое детей в семье – своего рода аномалия. Многодетные семьи для этой страны редкость. Возможно, это связано с скрупулезной тщательностью немецких родителей в подходе к вопросу расширения семьи.
Литература об этом: Аксель Хаке “Краткое руководство по воспитанию малышей”.
Франция. С мамой – до первой седины
Семья во Франции крепкая и незыблемая. Настолько, что дети даже после тридцати лет не спешат покидать родителей. Поэтому есть доля правды во французской инфантильности и безынициативности. Конечно, французские мамы не привязаны к детям с утра до ночи – они успевают уделить время и ребенку, и мужу, и работе, и личным делам.
Особенности воспитания детей во Франции:
- Малыши идут в детский сад довольно рано – мамы спешат вернуться к работе уже через пару месяцев после родов. Карьера и самореализация — для француженки очень важные вещи.
- Как правило, малышам приходится учиться самостоятельности в еще раннем возрасте, развлекая себя всевозможными способами. Вследствие чего, дети взрослеют очень быстро.
- Воспитание кнутом во Франции не практикуется. Хотя французская мама, как женщина весьма эмоциональная, может и прикрикнуть на дитя.
- Большей частью, атмосфера, в которой растут дети, доброжелательная. Но основные запреты – на драки, ссоры, капризы и непослушание – им известны с пеленок. Поэтому дети без проблем вливаются в новые коллективы.
- В сложном возрасте запреты сохраняются, но создается иллюзия свободы, чтобы ребенок мог проявить свою самостоятельность.
- В дошкольных учреждениях правила строгие. Например, ребенка неработающей француженки не допустят к питанию в общей столовой, а отправят кушать домой.
- Французские бабушки и дедушки с внуками не нянчатся – они живут своей жизнью. Хотя иногда могут отвести внуков, например, в секцию.
Франция. Особенности менталитета
- Всем известно, сколько писателей, музыкантов, художников, актеров и вообще талантливых людей явила миру Франция. Французы – чрезвычайно творческие люди.
- Грамотность французов имеет очень высокий уровень – девяносто девять процентов населения.
- Французы интеллектуалы своим большинством. Также стоить отметить, что они с презрением относятся к влиянию примитивизма Америки на культуру Европы – французы продолжают петь песни исключительно на своем языке и фильмы снимают в своем неповторимом стиле, без оглядки на Голливуд, прекрасно понимая, что сужают рынок сбыта.
- Французы беспечны и жизнелюбивы. Они не особо любят работать и всегда рады сбежать с работы, чтобы заняться любовью или выпить кофейку в кафе.
- Они склонны опаздывать и с трудом впрягаются в рабочие будни после выходных.
- Французы любвеобильны. Жена, любовница, а то и две.
- Они утонченные и склонны к различного рода изыскам. Весьма горды собой и своей страной.
- Французы терпимы к сексуальным меньшинствам, не испорчены феминизмом, беспечны и доброжелательны.
Фото Pexels
Италия
В Италии с заботой и трепетом относятся как к своим, так и к чужим детям. Родители никогда не стесняются демонстрировать ребёнку свою любовь всеми возможными способами, что часто приводит к гиперопеке и усиленному контролю. При этом детей стараются ни к чему ни принуждать, ни ограничивать их свободу выбора, не требовать от них отличных результатов во всём.
Итальянцы спокойно реагируют на проявление негативных детских эмоций, малыша никогда не будут ругать за плач или истерику и требовать, чтобы он немедленно успокоился. Здесь очень сильны семейные традиции, потому ребёнок растёт в окружении множества родственников, никогда не остаётся в одиночестве и учится уважению к старшим.
Особенности воспитания детей в скандинавских странах (Норвегия, Швеция)
В скандинавских странах любовь к детям выражается через предоставление полной свободы. Ребенок не ограничивается в выборе занятий, увлечений, игрушек, режим дня соблюдается не четко. Главная задача воспитания, по мнению скандинавов, заключается в развитии творческих способностей ребенка. При этом взрослые очень тщательно во всем следят за безопасностью малыша.
В школах и детских садах детей учат уметь объяснять свою точку зрения и отстаивать ее. Обучение по большей части проходит в игровой форме. Исключено применение любых насильственных действий в качестве педагогических мер, а в Швеции оно запрещено законодательно. Родители также не могут повысить голос на своего ребенка или, тем более, поднять на него руку (за этим строго следят социальные службы). Дети имеют право пожаловаться на родителей, и это приведет к жестоким последствиям, вплоть до лишения родительских прав.
В Швеции дети воспитываются таким образом, что они хорошо знают свои права уже с раннего возраста. Считаясь полноправной юридической единицей, ребенок может подать на своих родителей в суд, если те прибегнут к грубым методам воспитания.
В Норвегии, в связи с ее климатическими условиями, родители уделяют большое внимание здоровью малышей. Дети должны есть только здоровую пищу (включая домашнее молоко, рыбу, мясо), а также много времени проводить на улице
Даже занятия в детских садах в большей степени нацелены на физическое развитие, нежели на умственное. Родители позволяют малышам ковыряться в земле, играть в воде и приветствуют другие виды исследовательской активности, желая укрепить иммунитет ребенка.
Европейские системы воспитания
Несмотря на то, что европейский страны объединились в Евросоюз, они не утратили свою аутентичность, которая складывалась на протяжении многих лет. Основными ценностями, характерными для европейской системы воспитания являются свобода, самостоятельность, индивидуальность. То, как эти качества воспитываются в ребенке, зависит от конкретной страны.
А как воспитывают детей в европейских странах?
Во многих западноевропейских странах основные цели воспитания детей схожи с американскими. Основной акцент делается на развитии индивидуализма и уверенной в себе, самодостаточной личности, а не «человека толпы». Конечно, есть и определенная национальная специфика и некоторые характерные нюансы.
Скажем, в Германии ребенок, прежде чем пойти в детский сад, посещает раз в неделю особые игровые группы, где он учится находиться в компании сверстников. Таким образом, социализация ребенка происходит постепенно, а не резко, как это часто бывает в России, где «домашнего» ребенка сразу же отправляют «на полную ставку» в ясли или в детский сад.
Тем, кому суждено было родиться во Франции, могут попасть в ясли уже через несколько месяцев после появления на свет, поскольку в этой стране не принято засиживаться в декретном отпуске, и очень часто, француженки возвращаются на работу уже через 2-3 месяца после рождения ребенка. Благодаря столь раннему попаданию в коллектив сверстников, юные французы быстро становятся самостоятельными и социально адаптированными.
Славящиеся своей строгостью в проявлении чувств британцы, воспитывают это «умение»в своих малышах с раннего детства. Как только их малыши начинают что-то понимать в окружающей действительности, их начинают приучать всегдаконтролировать свои эмоции, никогда не выражать их открыто в обществе, быть строгими и уверенными в себе.
В Италии, в отличие от других европейских стран, очень распространена семейственность, и бабушки и дедушки принимают самое активное участие в воспитании своих внуков, которым редко приходится посещать детские сады. Чувство семьи закладывается в маленькихитальянцев с детства, поэтому представители этой страны так славятсяво всем мире своей «клановостью».
В свободолюбивой и раскрепощенной Голландии детям разрешается делать все, что не угрожает им и окружающей реальности. Основной акцент при воспитании здесь делается не на «нельзя», как это часто бывает в России, а на «льзя». Никто не будет ругать юных «оранжевых», если они испачкаются в грязи, или будут носиться по улице на предельной скорости.
В результате такого «беззапретного» воспитания, голландские и многие другие западноевропейские дети вырастают гораздо более раскованными и внутренне свободными, чем наши соотечественники. Если в России право на собственное мнение детям приходится отстаивать (и подчас с кулаками), то здесь его наличие, наоборот, всячески приветствуется и поощряется.