Как себя вести: советы психологов
Есть родители, которые на интуитивном уровне чувствуют кризис 1 года и пытаются помочь ребёнку в его преодолении. Это лучше, чем списывать всё на прорезывающиеся зубки или вредный характер. Однако ошибок на данном пути избежать не получится, потому что в некоторых моментах правильно понять потребности малыша поможет только возрастная психология.
Правильный вариант поведения родителей в данной ситуации — заранее знать о предстоящем кризисе и максимально к нему подготовиться. Это значит, что нужно изучить соответствующий материал по теме (причины, признаки и что делать). С развитием Интернета детская психология стала доступной всем. Если возникли какие-то вопросы или проблемы, необходимо обратиться за помощью к профильному специалисту.
Итак, что же детские психологи советуют родителям делать, когда ребёнок вступает в фазу первого в своей жизни возрастного кризиса?
- Не бежать сломя голову на приём к психологу или психотерапевту. Кризис 1 года считается одним из самых лёгких и не требует специальной коррекции и уж тем более лечения.
- Принять ребёнка как самостоятельную личность и расширить круг его прав (можно дать возможность самому выбирать игрушки).
- Продолжать соблюдать установленный ранее режим дня, несмотря на капризы, но делать это через игру, а не насильственными методами.
- Развивать ребёнка: расширить его границы (купить ходунки), давать пищу для интеллекта (с помощью игр), тренировать моторику рук.
- Обеспечить ему бытовую безопасность, учитывая возросшее любопытство (не запрещать тыкать пальцами в розетку, а поставить на неё блокировку).
- Обучать самостоятельности: пусть сам умывается, ест, одевается — медленно и неправильно, зато он будет удовлетворён собственной значимостью и быстрее научится всё это делать.
- Не лишать его обратной связи: если он с вами разговаривает на своём языке, старайтесь понять, что он хочет донести до вас, и обязательно отвечайте на любой лепет словами, жестами и мимикой.
- Приучать к словам «надо» и «нельзя». Причём все запреты должны быть строгими, незыблемыми и соблюдаться всеми членами семьи.
- Показывать свою любовь: ласково разговаривать, обнимать, целовать, смотреть в глаза.
10 «нельзя»: памятка для родителей
И ещё одну небольшую памятку предлагают психологи родителям. С 8 по 15 месяцы категорически нельзя:
- Повышать голос: все запреты должны объясняться спокойно, с помощью игр.
- Идти на поводу у ребёнка и потакать его капризам: табу не должны нарушаться ни при каких условиях.
- Делать его центром вселенной.
- Лишать самостоятельности: определитесь, что в этом возрасте он может делать сам.
- Игнорировать его действия и слова: тесный контакт и прямая связь обязательны.
- Паниковать: терпение и спокойствие родителей — залог нормального психического развития ребёнка в любом возрасте.
- Нарушать режим дня.
- Отучать от груди: нужно сделать это либо раньше, либо позже.
- Выходить маме на работу: аналогично с предыдущим «нельзя».
- Устраивать ребёнка в детский сад или нанимать ему няню.
Как понять ребенка в кризисный период?
Когда у ребенка кризис первого года, то он плачет по поводу и без. Родители должны правильно реагировать в таких ситуациях и понять чем вызвано такое поведение. Если малыш капризничает, потому что ему не дали какой-то предмет, нельзя поддаваться слезам и отменять запрет. На некоторых детей успокаивающе действуют ласковые слова, произнесенные спокойным тоном, другие от этого еще больше заводятся
После того, как самый эмоциональный момент пройдет, нужно взять ребенка на руки, успокоить, пожалеть, переключить внимание на что-то новое. Ведь без помощи родителей ему пока сложно справиться со своим состоянием, не стоит оставлять его без ласки. В тех случаях, когда с истериками проходят простые действия, такие как одевание, купание, приемы пищи, надо постараться отвлечь внимание ребенка
Задействовать игрушки, например, вместе их кормить, листать книжки с картинками, петь песенки и болтать. Бывает, что малыш не хочет отпускать маму ни на шаг и практически висит на ее ноге. Это происходит, так как к году у детей появляется осознание того, что они с мамой не единое целое. А значит, она может оставить его и уйти. Кроха боится этого, вот и отчаянно цепляется за нее
В тех случаях, когда с истериками проходят простые действия, такие как одевание, купание, приемы пищи, надо постараться отвлечь внимание ребенка. Задействовать игрушки, например, вместе их кормить, листать книжки с картинками, петь песенки и болтать
Бывает, что малыш не хочет отпускать маму ни на шаг и практически висит на ее ноге. Это происходит, так как к году у детей появляется осознание того, что они с мамой не единое целое. А значит, она может оставить его и уйти. Кроха боится этого, вот и отчаянно цепляется за нее.
В такой ситуации стоит отложить все домашние дела и поиграть с карапузом, выделив ему полчаса. После этого он, скорее всего, успокоится и охотно будет возиться с игрушками. Кризис первого года случается почти у всех детей. Его интенсивность зависит от темперамента, у одного ребенка он может быть почти незаметным, у другого — доставлять немало хлопот родителям. Необходимо соблюдать спокойствие и запастись терпением, чтобы заложить фундамент гармоничного развития малыша.
Что такое возрастной кризис
Слово «кризис» в языке чаще всего имеет негативную оценку, однако, в контексте воспитания ребенка, кризис — это лишь переход от одного этапа развития к другому, более совершенному и сложному по своей структуре. И чем меньше ребенок, тем тяжелее этот переход происходит.
Достаточно часто кризисы у детей проявляются в виде ярких эмоциональных всплесков, перепадов настроения, протестных реакций. И многим взрослым людям кажется, что подобное поведение, полное слез, истерик и протестов, совершается умышленно, будто «на зло». Но это совсем не так.
В первую очередь, стоит принять: ребенку в этот период гораздо сложнее, чем взрослым, потому что он пока не понимает свои эмоции, не знает, как справиться с ними, не чувствует стабильности и безопасности в эти моменты. Поэтому, прежде всего, необходимо с пониманием и сочувствием относиться к состоянию малыша.
У некоторых детей в моменты кризиса нарушается сон и страдает режим дня: ребенку становится слишком мало или слишком много бодрствования, пропадает дневной сон (если он был)
Кто-то из родителей обращает внимание, что во время очередного кризиса меняется аппетит или вкусовые пристрастия ребенка. Это довольно распространенная история, поскольку помимо психологических изменений, дети претерпевают изменения со стороны своего организма
Какие действия нельзя совершать?
Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:
- Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
- Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
- Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
- Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
- Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
- Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста – подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
- Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
- Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.
Чего делать нельзя
Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:
- Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
- Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
- Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
- Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
- Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
- В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
- Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
- Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.
Несколько рекомендаций родителям
Ребенок на пороге одного года может стать настоящим испытаниям. Чтобы пережить этот кризис было легче, воспользуйтесь советами детских психологов:
придерживайтесь меры. Постоянные запреты вызовут только нарастающие протесты. Но потакать всем капризам ребенка также не стоит.
Выберите золотую середину: объясните малышу, почему нежелательно пинать игрушки ногами, а если он захочет поиграть с недетскими предметами, выделите ему такую вещь, которая не сломается и не причинит ему вред;
малыш первого года может повсюду следовать за мамой, не отпуская ее от себя ни на минуту, что часто идет в разрез с планами мамы. Всем нам время от времени нужно пройтись по магазинам, сходить на маникюр, да и просто поболтать с подружками.
Приготовьтесь идти на компромисс: если ситуация позволяет, возьмите чадо с собой (совместный поход за покупками может стать неожиданно приятным); а если это невозможно — отложите мероприятие. Поверьте, время такой щенячьей детской привязанности очень быстро проходит;
сломанные игрушки — неотъемлемая часть взросления ребенка. У одного малыша страсть крушить проходит достаточно быстро, другой же ломает все, что попадется под руку. Не ругайте своего карапуза, воспринимайте это как досадную необходимость.
И любите своего ребенка — просто за то, что он у вас есть. Не стоит нервничать и срываться на малыше: он не виноват в том, что кризис его взросления причиняет вам ряд неудобств.
Кризис первого года рано или поздно закончится, и если вы выдержите это испытание с честью, найти общий язык с карапузом вы сможете в любой ситуации.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Симптомы кризиса первого года жизни
Кризис одного года у детей легко определить по его характерным симптомам.
- Прежде всего, ребенок становится беспокойным, упрямым, настырным, непослушным, требующим повышенного внимания.
- Может ухудшаться его сон, общее состояние в течение дня.
- Малыш может слишком много плакать («расстраивается по любому поводу»).
- Ребенок отказывается делать то, что уже хорошо делал (например, держать ложку во время еды, ходить, садиться на горшок).
- Резко увеличиваются новые формы поведения, появляются попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур.
- Появляется повышенная чувствительность к замечаниям — в ответ следует обида, недовольство, агрессия.
- Наблюдается противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
- Ребенок превращается в «мамин хвостик», боясь отпустить маму даже на пару минут.
Кроме того, ваше чадо уже хочет командовать вами, а не наоборот
Малыш осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер, видя, что взрослым разрешено больше, чем ему. Ребенок самостоятельно хочет выбирать время для игр и прогулок, игрушки, а может даже одежду, и что очень важно – он хочет общаться
Однако, речевое развитие годовалого ребенка не позволяет ему выразить все, что хочется, а на непонимание со стороны родителей малыш может злиться, быть непослушным. Самостоятельность малыша в этот период проявляется по-разному. Он может обижаться, когда ему подсказывают, что делать с игрушкой или книжкой, пытается повторять за родителями их повседневные действия. И в этот момент вам необходимо обернуть процесс в свою пользу. Времени для этого будет достаточно, ведь кризисный период может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев.
Не стоит бояться
Кризис 1 года у ребенка – совершенно естественное явление (подробнее в статье: таблица кризисов по годам у детей). У некоторых детей он протекает остро, у других – малозаметно. Поэтому родителям не стоит испытывать страх перед этим возрастным периодом. Постарайтесь относиться к своему подросшему малышу с должным уважением и пониманием его проблем – тогда этот сложный период протечет быстро и менее болезненно для всех.
Как всегда, после бури наступает штиль. После кризисного периода обязательно придет время спокойствия, осознания крохой своего места во взрослом мире. Он продолжит развиваться, расти, учиться неизведанному, получать навыки общения. Негативные черты переходного периода могут перетечь в характер ребенка только в случае неправильного поведения родителей в это время: давление, проявление силы.
Будьте другом своему ребенку во все времена, постарайтесь преодолеть любые проблемы совместными усилиями. Это – верный путь воспитать гармонично развитую личность и заложить прочные основы взаимного доверия в семье, легче пережить последствия кризиса 1 года.
Чего нельзя делать во время кризиса 1 года
- Не спешите ругать малыша. Его действия могут носить всего лишь познавательный характер. А поскольку он уже прекрасно считывает эмоции и понимает, что мама кричит именно на него, то малыш может стать еще более капризным и нервным. Это не значит, что не стоит, в принципе, делать замечания, иногда даже нужно наставительно и сухо объяснять крохе, что он неправ. Но не стоит кричать на малыша сто раз на дню.
- Не говорите малышу с ранних лет, что тебе нельзя, потому что ты маленький, а нам можно, ведь мы взрослые. Постарайтесь объяснить, что миксером мама только взбивает крем или делает омлет, то есть им нельзя играть или взбивать рыбок в аквариуме. Конечно, в таком возрасте уговоры не очень действенны, малютка просто хочет что-то взять и кричит. Но уже сейчас старайтесь объяснить ему, почему вы что-то не разрешаете или почему это опасно. Со временем, это даст свои плоды.
Не балуйте кроху и не потакайте всем капризам, иначе он будет манипулировать вами до старости.
Постарайтесь не ругаться друг с другом хотя бы при ребенке, истеричные крики родителей негативно влияют на психику крохи.
Особое внимание хочется уделить вредным привычкам родителей. Если вы не хотите, чтобы малютка имитировал курение, взяв в рот карандаш, избавьтесь от этой привычки
Осознайте для себя, что вы курите не потому, что вы взрослые и вам можно, а на самом деле, вы губите свое здоровье. Это касается и алкоголя, и нецензурных слов, учтите, что первыми словами малышей матерящихся родителей могут стать плохие слова.
Я сам
Кризис одного года — это несоответствующее возможностям желание малыша делать все самостоятельно.
Вы можете заметить, что ваше чадо больше не желает, чтобы вы его кормили из ложечки, вместо этого кроха пробует есть сам.
Любая мама знает, чем чревата такая самостоятельность: вся кухня в детской еде, стульчик и младенца нужно отмывать. Поэтому на просьбы ребенка самому пообедать мама отвечает твердым отказом, а в ответ — буря эмоций: ребенок крутит головой, не желая есть с ложечки, выгибается, собираясь выпасть из стульчика.
Что делать? Позвольте крохе самому провести обеденный ритуал. Оденьте его в ту одежду, которую не жалко замарать, положите еду в небьющуюся посуду. И, конечно, подготовьтесь морально к тому, что с первого раза все пройдет не совсем гладко, и не вся еда окажется во рту у вашего малыша.
Это потребует определенной смелости от вас, но и принесет заметные результаты: уже на первом году жизни карапуз начнет осваивать полезные навыки. Проба самостоятельного приема пищи — это только один пример.
Самостоятельность ребенка можно поддерживать и в других областях: покажите ему, как нужно складывать в ящик игрушки, как мыть ведерко после игры с песком. Для малыша это — увлекательная игра, которая со временем может войти в привычку.
Как проявляется младенческий кризис в 1 год: основные признаки и характеристика
Этот период кризиса одного года в возрастной психологии называют иногда «деструктивной фазой», «этапом разрушения». Ребенок может ломать предметы. Им движет исключительно познавательный интерес, не стоит приписывать ему нехороших намерений. Не нужно также ожидать, что он будет всегда следовать вашим запретам, если они касаются ограничения активности малыша.
Простой пример проявления кризиса: дети от 1 года до 2 дет часто рвут книги и вообще склонны пробовать на прочность все, что попадает им под руку. Это вызывает раздражение родителей, которые уже один (а чаще больше, чем один) раз объяснили, что этого делать «нельзя», потому что «книжки не рвут». Нужно правильно понимать импульс, который движет ребенком. Он вовсе не хулиганский: это игра с вещами. Ребенок сминает и рвет бумагу потому, что для него это удивительная вещь — как из одной формы под его руками получается совсем другая, и так до бесконечности. А потом то, что было целым, оказывается, можно разъединить — разорвать. Это удивительный для ребенка опыт. Основная характеристика кризиса 1-го года – жажда к познанию. Именно бесчисленное количество подобных опытов ведет к развитию мозга ребенка, ведь, по сути, в моменты таких вот действий он — исследователь, первооткрыватель. К тому же для ребенка это очень важный опыт собственного влияния на что-то — ему подвластна материя! И правила для этих действий у него совершенно свои. При этом резкая реакция родителей только пугает и возмущает его, отбивая к тому же желание действовать, повинуясь своему любопытству. Сердиться на ребенка, в период кризиса 1-го года жизни, который никак не поймет, что рвать книжки не нужно, — значит просто не понимать того, как видит мир ребенок, не учитывать особенности его возраста. Конечно, книги рвать нельзя, но их просто не должно быть в зоне досягаемости ребенка, пока он играет один. А если уж попалась ребенку дорогая вашему сердцу книжка, которую он планирует разорвать, постарайтесь забрать ее и дать взамен то, что можно смело порвать (например, старый журнал).
Нужно правильно понимать, что ребенком в его хаотичной (на взгляд взрослого) деятельности движет уникальное по своей полезности чувство — интерес. Психология развития кризиса 1-го года такова, что ребенок всегда что-то делает, чем-то занят. Ограничивать малыша — значит, гасить этот самый интерес, а это имеет долгосрочные последствия. Ребенок учится пассивности, становится тревожным или неуправляемым, привыкает не слушаться родителей. Дело в том, что сила этой природной тяги к исследованию очень велика, и желание изучать мир, постоянно двигаться очень мощное. Против него фактически бессильны запреты, поэтому ребенок их все время нарушает.
Другой важный факт, касающийся особенностей проявления кризиса 1 года, что движения ребенка в силу уровня его развития еще очень неточны, и управление своим телом (даже элементарная ходьба) — дело для него нелегкое. Малыш должен еще обжиться в своем теле, на учиться точно двигаться. И именно эта задача толкает его на постоянное движение, тренировку своих сил. Движение для ребенка — это процесс развития всех наиважнейших его систем. Кроме того, двигательная активность для ребенка еще и способ сбросить негативные переживания, которые он еще не умеет перерабатывать иначе.
Можно привести простой пример: ребенок карабкается на неустойчивую конструкцию (например, на лошадку-качалку). Дайте ему возможность самому сделать это, при необходимости просто подстраховав. Не стоит ни бросаться подсаживать, ни запрещать действие как опасное, если вы находитесь рядом. Просто чуть помогите ему, например, придержав саму лошадку. Не вставайте преградой между миром и активностью ребенка и не стремитесь все сделать для него, чтобы помочь. В данном случае лучший опыт для него — самостоятельное действие.
Первые шаги
Раньше малыш передвигался на четвереньках, и его основной целью было изучение границ окружающего его пространства. Но сейчас он может шагать своими маленькими ножками, и его взору предстают новые горизонты: ему видны те предметы, которые он раньше не замечал — высота была не та.
Естественно, что в юном исследователе тут же просыпается жажда познания: новые интересные вещи хочется потрогать, лизнуть, понюхать, поиграть.
Родители же недоумевают: раньше малышу вполне хватало погремушек, почему же сейчас ему подавай то папин ноутбук, то мамин телефон? Ребенку, который едва перевалил за отметку одного года, нет смысла отказывать в требуемом с помощью слова “нельзя”.
Это только приведет к длительному противостоянию карапуз-родители. Если ребенка тянет поиграть с опасными предметами (розеткой, кухонным ножом, утюгом), нужно максимально доступно объяснить, что такая “игрушка” может поранить, ударить, обжечь.
Вместо этого предложите своему чаду не менее интересные взрослые безопасные предметы: набор ярких силиконовых формочек для кексов, брелок от ключей без острых углов, цветастые рекламные проспекты.
Что в это время чувствует ребенок?
К одному году кроха становится еще более самостоятельным. Он начинает делать первые шаги, а в некоторых случаях даже свободно передвигается по комнате и дотягивается до нижних полок. В это время малыш растет очень быстро. Они знают и умеют больше и им можно практически все. В этот момент малыш понимает, что он также личность и начинает показывать свой темперамент. Когда у карапуза кризис одного года, ему кажется, что родители запрещают играть с розеткой или ножами, потому что они не любят его. Он не знает, чем все это отличается от привычных ему игрушек. Поэтому он полностью уверен в том, что родители своими запретами только мешают ему исследовать все окружающее, не дают в полной мере развиваться. В это же время малыш хочет, чтобы не родители командовали им, а он родителями. Ему хочется выбирать развлечения и одежду самостоятельно, как можно больше общаться. Однако годовалый ребенок еще не может в полной мере выразить свои желания и если родители не понимают его, все заканчивается истерикой. В этот период ребенок может копировать действия родителей, обижаться, когда ему что-либо подсказывают
В это время очень важно научиться правильно вести себя с малышом. Не кричите на него
Покажите спокойно, как пользоваться теми или иными предметами на собственном примере. При правильном подходе ребенок будет расти ответственным и самостоятельным с самого раннего детства, а кризис пройдет быстро и легко.
Особенности развития
Ребенок активно осваивает новые навыки — хождение, речь, которые требуют определенных физических и психических усилий.
Речь годовалого малыша автономна, своеобразный детский язык понимает только круг близких людей. Слова имеют несколько значений, которые варьируются в зависимости от контекста.
Основа познавательного и эмоционального развития — общение со взрослыми. Ребенок хочет, чтобы с его противоречивыми потребностями считались, уважали их.
Поведение малыша, вступившего в период раннего детства, импульсивное
Новый предмет, привлекший его внимание, имеет определенную эмоциональную окраску и может стать причиной бурных положительных или отрицательных реакций
Я сам!
Для кризиса первого года характерны следующие признаки :
- «трудновоспитуемость» – ребенок словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания;
- резко возрастает желание сделать все самому;
- малыш обостренно реагирует на замечания;
- учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте.
Однако, главная проблема первого кризиса состоит в том, что родители еще не успели подстроиться под новый скачок в росте и развитии своего ребенка. Им он по-прежнему кажется маленьким несмышленышем, за которого они должны принимать все решения. Если вчера он довольствовался погремушкой, которую родители вешали ему над кроваткой, то сегодня ему непременно нужно достать папину компьютерную мышку, мамину косметику и любимую фарфоровую куклу старшей сестры.
Первая реакция взрослых – запретить! Однако проявление самостоятельности (а вместе с ним и капризы, слезы, скандалы) – это вовсе не признаки дурного характера и избалованности. Так ваш малыш взрослеет. За каждым его действием (которое порой взрослым кажется опасным или бессмысленным) стоит серьезная причина.
Чего избегать родителям годовалых малышей?
Как же вести себя родителям, у детей которых начался кризис первого года? В первую очередь, необходимо сохранять спокойствие. Это не так просто сделать, когда любимое чадо рыдает, бьется ногами или даже головой об пол. Но надо понимать: малышу, который только изучает мир и еще совершенно не справляется со своими эмоциями, приходится сложнее. И он нуждается в поддержке взрослых.
Родители должны избегать двух крайностей: запрещения всего и вся и вседозволенности. Если слишком ограничивать познавательный интерес ребенка, то можно отбить его совсем. После этого карапуз будет расти апатичным, результат такого воспитания может сказываться и во взрослом возрасте. К тому же в тех случаях, когда запретов много, малыш начинает их нарушать. И вполне возможно, что он перестанет соблюдать наиболее важные, связанные с его безопасностью.
Однако разрешать все, что требует кроха, также не стоит. Ведь он поймет, что самый действенный метод добиться чего-то от родителей — это закатить скандал. И даже повзрослев, он будет прибегать к манипулятивному плачу, чтобы воздействовать на окружающих.
Отличительные признаки
- Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
- Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
- Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
- Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом – он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
- Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека – малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
- Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.
Какие действия нельзя совершать?
Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:
- Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
- Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
- Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
- Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
- Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
- Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста – подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
- Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
- Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.
Советы детских психологов и педиатров
Специалистами разработаны методы, которые помогут пережить кризис 1 года, нивелировать его отрицательное воздействие на отношения ребенка с родителями. Нельзя потакать всем капризам. Нельзя не реагировать на крики и агрессию, но неприемлемо также и воздействие на малыша с помощью силы. Комаровский, известный детский врач, подробно описывает основные советы в своих лекциях:
ИНТЕРЕСНО: консультация для родителей по поводу кризиса в 7 лет
- Запрещайте выборочно. Неправильно все огульно разрешать или запрещать. Ребенок должен знать принятые в семье или обществе правила, но запретов не должно быть много. Если что-то можно разрешить без больших проблем, то лучше сделать это.
- Не губите возникновение инициативы у малыша. Если он стремится что-то сделать сам, не запрещайте.
- Не кормите насильно. Опытные мамы знают, что малыш, когда голоден, сам об этом скажет.
- Прислушивайтесь к насущным просьбам, желаниям карапуза, ведь маме это не трудно сделать на интуитивном уровне.
- Лучше быть друзьями со своим ребенком, чем выполнять роль воспитателя. Совместная игра, просмотр детских фильмов сближает и объединяет.
- Разговаривайте со своим чадом обо всем, что ему интересно. Это разовьет общительность, правильно поставит речь, избавит от детского произношения слов.
- Не стесняйтесь попросить о помощи. Малыш с удовольствием примется помогать, особенно, когда его подбодрит материнская похвала.
- Кроха плачет и не хочет остановиться? Попробуйте оставить его ненадолго одного в комнате. Возможно, он быстро переключится на игру или что-то другое. Плакать в одиночестве станет не интересно.
Полтора — два года: кризис движения
Детей, которые активно обучаются ходить, в англоязычной литературе называют тоддлерами. В психологии этот термин относится ко всем детям от года до трех лет, то есть к периоду от начала кризиса движения и до начала кризиса коммуникации, знаменитого кризиса трех лет. Конечно, переломный момент не длится все два года, но у каждого ребенка он индивидуален: кто-то к полутора годам легко осваивает навык хождения, кто-то готовится к прорыву почти до трех лет.
Тоддлерский возраст — самый хлопотный и напряженный для родителей. Ребенок как будто ежесекундно подвергается опасности: упасть, удариться, повалиться, споткнуться, что-нибудь на себя опрокинуть или свалить… Но остановить ребенка, который ощутил в себе силы ползти, а затем и ходить, невозможно: для него нет большего удовольствия, чем преодолевать препятствия и осваивать пространство.
Весь мир как будто переворачивается. Малыш начинает воспринимать свой дом как огромный интерактивный тренажер: тут можно лазить, ползать, трогать, ронять, хватать, тянуть… А взрослым то же пространство представляется трассой на выживание для крохотного младенчика. И в этом главный конфликт второго детского возрастного кризиса: там, где ребенок видит развитие, мы видим опасности. При этом правы и мы, и ребенок: развитие невозможно без принятия некоторых вызовов от реальности. Вопрос в том, действительно ли опасны эти вызовы — или это мы, взрослые, так мучительно привыкаем к тому, что наш малыш сполз с рук и отправился сам осваивать окружающий мир.
Это страшно увлекательный период в жизни мамы и ребенка, но, чтобы он принес вам радость, нужно настроиться на определенную волну: постараться увидеть все, что вас окружает, глазами ребенка.
Кризис 2 лет
В возрасте двух лет малыш переступает новый психологический этап. И его полноправно можно назвать периодом «Нет».
Все детки достигая этого возраста начинают проявлять упрямство. Что не попросишь — всегда нет. Не трогай кота, нет опять, еще больше его донимает. Пошли гулять — нет, не пойду!
Родителей этот период очень сильно выматывает психологически. Приходится по миллиону раз уговаривать и объяснять очевидные вещи.
В чем же дело? В чем кроется причина подобного поведения?
Малыш вдруг осознал, что он отдельная единица и может делать многие вещи без помощи взрослых. Сам сходить на горшок, сам включить телевизор, сам достать свои игрушки.
Когда малыш снова и снова протестует вам и вашим просьбам, так он подтверждает, что он — это отдельная личность и таким образом проявляет свою индивидуальность.
Конечно, придется уступать ребенку в этот период немного чаще чем обычно, так как протесты будут сыпаться во всем.
Но уступать во всем тоже нельзя, иначе ситуация может выйти из-под контроля.
Отступать от общих правил. Например безопасности или нельзя обижать кота — эти запреты должны присутствовать всегда!
Вам просто нужно будет немного подстроится к подобному поведению и быть умнее и хитрее своего маленького нехачухи.
Если не хочет кушать сейчас не заставляйте, предложите через полчаса. Не хочет ехать в поликлинику, давай с собой возьмем мишку, ему нужно полечиться, он тебя просит, чтобы ты его к доктору свозил, потому что без тебя ему страшно.
Не хочет одевать шапку, наденьте капюшон, не хочет капюшон, тогда сейчас прилетят волшебные комарики и начнут тебя за ушками кусать, кусать (щекочете ребенка за ушками), надевай скорее шапочку, чтобы они не добрались до твоих ушек.
Если ребенок выполнил наконец вашу просьбу, не забудьте похвалить его и скажите он маме помог, без него она бы никак не справилась.
В общем больше фантазии и изобретательности, больше игр и выдумок.