Как приучить ребенка к домашним обязанностям

Как навсегда отбить у ребенка любовь к порядку

Уборка через давление

Не нужно пытаться заставить, угрожать, ставить ультиматумы. Не уберешь – не получишь мультики, телефон. Ты меня не слышишь, не помогаешь, живешь, как свинья. Мы получаем испорченные отношения, негативные эмоции, которые могут возникнуть не сразу. Ребенок потом может сорваться на младшем, на друзьях или даже и на самих родителях. Потому что он прожил эту эмоцию, он её закопал поглубже, убрал в комнате из-под палки, но агрессию и сопротивление сохранил. Вы же не убираетесь тогда, когда нет вдохновения. А, если и начинаете, то быстро устаете.

Ругать за уборку

Некоторые мамы умудряются накричать на ребенка за плохо сделанную уборку. Им кажется, что ребенок ничего не умеет и руки у него растут не из того места. И, конечно же, если каждый раз озвучивать детям свои мысли по этому поводу, то привет низкая самооценка. Здравствуй, нежелание убирать за собой игрушки и вещи. Или, наоборот, маниакальная тяга к чистоте всегда, везде и любыми способами (чтобы маме доказать).

Ругать за беспорядок

Я очень долго отучала себя от фраз «Как мне надоела твоя разбросанная обувь» и «Опять бардак на столе». Часто просто сама пыталась навести порядок и всё разложить по нужным местам. Но, когда мне это надоело, я сменила тактику. Теперь мои дети слышат: «Убери, пожалуйста, обувь на место» и «Пора бы навести порядок на столе».

Уверена, что такая манера подачи информации о беспорядках дает гораздо больше результата, чем постоянные крики, споры и ругань.  

Убирать вместо ребёнка

Мы так часто жалеем своих крох и стараемся максимально облегчить их детство, что можем не заметить, как «малыш» вырастет и привыкнет к тому, что всегда есть кто-то (мама, жена), кто чисто уберет и вкусно накормит. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок понял и полюбил процесс наведения порядка, не делайте за него то, что он может сделать самостоятельно. О том, что и в каком возрасте уместно требовать от ребенка, мы обсудили выше.

Переделывать уборку после ребёнка

Понятно, что дети не всегда всё делают идеально. И я тоже иногда прохожу по следам убранного детьми. Но делать это нужно только тогда, когда они этого не видят! Не указывайте на ошибки и не обесценивайте труд ребенка. Это точно не прибавит ему энтузиазма и отобьет охоту наводить порядок надолго, а может быть и навсегда

Хотите на что-то обратить внимание, чтобы в следующий раз было лучше? Похвалите! И мягко направьте в нужное русло. «Ух ты! Ты уже и пыль вытер, здорово! Так быстро и красиво, молодец! А знаешь, как еще быстрее можно?» И покажите свой вариант. Например, сначала нужно всё убрать с полки, протереть пыль, а потом вернуть всё на места

Так и быстрее и предметы тоже можно протереть, лишним не будет

Например, сначала нужно всё убрать с полки, протереть пыль, а потом вернуть всё на места. Так и быстрее и предметы тоже можно протереть, лишним не будет.

Уборка перед сном

Это затрудняет процесс. Во-первых, ребенок уже устал, во-вторых, хочет успеть по максимуму наиграться, почитать или посмотреть мультики пока не прозвучала команда «отбой!». Учитывайте это! И напоминайте о необходимости навести порядок в комнате не за 10 минут до отхода ко сну.

Помните, главней всего погода в доме, а остальное – ерунда. А идеальный порядок будет не всегда и с этим просто нужно смириться.

Дети от 4 до 7 лет: мытье посуды и аккуратная обувь

Дошкольники и младшеклассники выглядят уже очень смышлеными и разумными людьми, но по факту их мозг все еще остается незрелым. Они легко и быстро забывают обо всех тех обязанностях, которые взрослые пытаются на них возложить: убрать игрушки, отнести свою тарелку в посудомойку, повесить куртку на крючок и положить грязное белье в стирку. Или вспоминают об этом, но решают, что игра не стоит свеч, уж лучше заняться чем-то более приятным. Конечно, мы можем сердиться на них, но это не самый верный путь.

Другая частая ошибка родителей – откладывать «уборочное» воспитание на потом, а ведь основы характера и базовые навыки формируются до 7 лет. Если до этого возраста малыш привыкнет быть царевичем, потом вам будет очень сложно его «построить».

Как надо

Продолжайте придерживаться стратегии, которую вы ввели, когда ваш ребенок был малышом: обязательно давайте ему посильную нагрузку, но не ругайте за забывчивость.

Очень важно удерживать фокус внимания дошкольника на полезных делах с помощью совместной деятельности и личного примера. Даете задание собрать игрушки? Сделайте это вместе

Хотите научить мыть посуду? Вставайте рядом у раковины и мойте тоже. Вам не нравится раскиданная по прихожей обувь? Зовите детей и вместе с ними раз за разом, день за днем собирайте ботинки и ставьте в нужное место.

Постарайтесь не злиться: в таком возрасте ребенок – все еще немного малыш. Попытки сделать его взрослым прежде времени в будущем могут вылиться в поводы для визита к психотерапевту. Если же вы научите детей помогать вам из любви и желания делать приятно, однажды они обязательно привыкнут к тому, что уборка – неотъемлемая часть жизни.

И максимально поощряйте всякую самостоятельность и попытки помогать. Чем старше становится ребенок, тем шире диапазон его возможностей, тем больше полезных дел ему можно поручать.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за…». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
  5. Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

На что имеет право учитель в школе

Невозможно себе представить урок без педагога. Учителя являются проводниками в мир знаний. Права ученика и учителя в школе не совсем одинаковы, вот перечень того, на что имеет право последний:

  1. Каждый педагог может участвовать в управлении школой согласно школьному Уставу.
  2. Имеет право на уважительное отношение к своей личности, а также на уважение профессиональных качеств, точно так же, как права ученика включают пункт об уважении к личности ребенка.
  3. Учитель имеет право на защиту со стороны администрации от вмешательства родителей в те вопросы, которые входят в круг его обязанностей.
  4. Педагоги по своему усмотрению могут выбирать учебные программы, учебники и пособия к ним.
  5. Учитель может рассчитывать на получение любой информации от администрации учебного заведения.
  6. Учителя имеют право выражать свое мнение по поводу учебных программ, режима работы школы и других вопросов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  7. Все педагоги могут свободно принимать участие в работе методических объединений и творческих групп, участвовать в профессиональных конкурсах.
  8. Согласно новому Закону об образовании, каждый педагог может рассчитывать на бесплатное повышение своей квалификации раз в три года.
  9. Работа в нормальной рабочей обстановке – это тоже относится к правам учителя.
  10. Не только школьные права ученика содержат пункт о праве на безопасное пребывание в стенах учебного заведения, но и педагоги могут на это рассчитывать.
  11. Право на неприкосновенность личной собственности.
  12. Одним из пунктов можно назвать право на улучшение условий своего труда и охрану здоровья.

Кроме прав, естественно, есть и перечень обязанностей, которые каждый педагог должен выполнять.

Как приучить ребёнка помогать?

Нельзя заставить ребёнка работать по хозяйству. Но можно мотивировать. Наилучшим решением будет начинать привлекать детей к домашним делам еще с детства. В этот золотой период малышу самому интересно познавать мир и пытаться копировать действия родителей. Есть масса дел по дому, которые подвластны любопытному карапузу, например, месить тесто, мыть фрукты или спасать комнату от нападения плюшевых оккупантов

Важно начинать это делать вместе, вовлекать его в игровой форме. С течением времени навыки будут увеличиваться, и вот вы уже вместе делаете суп или чините водопровод. Нужно показать ребёнку, что вы действительно цените его участие и желание помочь

Нельзя уборкой или какой-либо работой наказать ребёнка или пытаться что-то ему этим доказать. Потому что в таком случае у него

Нужно показать ребёнку, что вы действительно цените его участие и желание помочь. Нельзя уборкой или какой-либо работой наказать ребёнка или пытаться что-то ему этим доказать. Потому что в таком случае у него

сформируется негативное отношение ко всем домашним хлопотам. И с этого момента никакой добровольной помощи уже ждать не придется.

Советы родителям – что нужно делать?

  • Работать сообща. Не следует отвергать помощь ребёнка, отправляя его поиграть. Лучше предложить ему заняться хозяйством вместе. Малышу можно доверить мытьё овощей, детишки постарше увлечённо будут замешивать тесто, накрывать на стол или резать салаты. Но здесь необходим присмотр, чтобы обошлось без травм.
  • Развитие малыша можно совмещать с выполнением домашней работы, например, рассказывая сказку о Золушке, можно вместе заниматься уборкой квартиры. Раскладывая игрушки, можно повторить, какие они имеют цвета.
  • Уборку можно превратить в весёлое занятие, особенно это актуально для раннего возраста и для случаев, когда малыш пытается увильнуть от помощи по дому. Например, посуду можно мыть с помощью «волшебных пузырей», а уборку игрушек обставить, как поиск клада.
  • Учитывать желание и возраст ребёнка. Для достижения наилучших результатов желательно составить список домашних дел, наиболее соответствующих возрасту и характеру ребёнка, а потом из этого списка предложить ему самому выбрать подходящее дело.
  • Непременно благодарить за помощь либо простым «спасибо», либо стимулирующими словами, понуждающими ребёнка ещё активней подключаться к работе. Сказать, что он лучше всех чистит картошку или пропалывает грядки.

С какого возраста ребёнок может помогать родителям

Помните, что ваш ребёнок — это маленькая, но уже личность. Его сознание и мировосприятие формируется с самого рождения. От того, что он делает, видит и слышит, будет зависеть то, каким он вырастет в будущем.

Желание помочь родителям начинает проявляться в двухлетнем возрасте. Ребёнок видит, как мама моет полы, например, и тоже хватается за тряпку, чтобы помочь ей. Он хочет показать маме, что может делать также, как она, что он самостоятельный (и взрослый =) ) человечек.

Не стоит кидаться отбирать тряпочку у ребёнка. Пусть как может, сделает своё дело. Покажите ему, как это правильно делать. А затем, когда малыш не видит, перемойте полы по-своему. Да, это займёт у вас немного больше времени. Но зато вы покажите чаду, что его забота и помощь очень важны для вас.

Также вы сами можете просить ребёнка о помощи — что-то принести или подать, убрать в шкаф, повесить на крючок. Главное, чтобы эти вещи и дела были безопасны для ребёнка.

Когда ребёнок стремится научиться одеваться и раздеваться самостоятельно, не препятствуйте ему. Подскажите, как делать правильно, но вовсе запрещать не стоит. Сразу объясните малышу, как и куда складывать вещи, чтобы не было бардака.

В период, когда ребёнок начинает посещать более старшие группы детского сада (с четырёх до шести лет), поощряйте и приучайте его складывать игрушки и вещи на полку или в корзину. В этом возрасте детям по силам менять корм и воду у домашних питомцев, раскладывать продукты в холодильник и накрывать на стол. Распределите обязанности по дому на всех членов семьи, где обязанностью ребёнка будет — вытирать пыль и складывать разбросанные вещи по местам.

Когда ребёнок пошёл в школу, помощи по дому у него значительно прибавится. Теперь введите в его обязанность ежедневную уборку и помощь.

А именно:

  • заправление постели;
  • уборка игрушек и вещей по своим местам;
  • уход за комнатными растениями;
  • сбор портфеля в школу;
  • уход и выгул домашних питомцев.

Не забывайте проявлять любовь и заботу по отношению к ребёнку. Показывайте чаду, что его помощь — неоценима для вас, что вы благодарны ему и цените эту поддержку.

Когда ребёнок приучен помогать родителям с малых лет, в подростковом возрасте он не будет воспринимать это, как нечто экстраординарное. А наоборот, с лёгкостью помоет посуду или пропылесосит в квартире.

Каковы преимущества оплаты труда?

Их несколько:

Ребенок осознает, что у него есть собственность, которой он может распоряжаться по своему усмотрению

В данном случае рекомендуется обсудить с ребенком этот момент, объяснить ему, насколько важно распоряжаться финансами правильно. Бесплатный труд – это эксплуатация

Вы ведь не работаете бесплатно на начальника, к которому очень хорошо относитесь. Когда вы требуете от ребенка сделать что-то из любви к вам, вы показываете ему незначимость любви. Вы словно говорите, что расцениваете любовь на уровне рыночных отношений.

Безусловно, не все семьи согласно с подобной позицией. Большинство родителей нашей страны найдут множество причин, объясняющих, почему ни в коем случае нельзя платить ребенку за домашние дела. При малейшей ошибке вы действительно рискуете воспитать человека, который будет оценивать все свои хорошие поступки в денежном эквиваленте.

Что должен уметь делать ребенок по дому в 7-9 лет

С тем, что домашние заботы это не эксплуатация детского труда, а формирование важных черт человеческого характера мы определились, а значит, приступаем от теории к практике. 

Определяем круг домашних обязанностей, которые ребенок 7-9 лет мог бы взять на себя:

  • убирать в квартире: пылесосить, подметать, мыть пол, вытирать пыль;
  • раскладывать и развешивать по местам свои вещи (чистую одежду вешать в шкаф, а грязную относить в стиральную машину или корзину для грязного белья);
  • следить за состоянием своей обуви, мыть ее в случае необходимости, всегда ставить на место;
  • самостоятельно собирать портфель и отвечать за его содержимое;
  • поливать цветы;
  • носить нетяжелые покупки, разбирать сумки с продуктами, когда семья пришла из супермаркета;
  • заботиться о домашнем питомце: мыть, кормить, вытирать лапы, менять содержимое лотков;
  • мыть посуду и раскладывать ее по местам;
  • застилать свою постель;
  • накрывать на стол и протирать стол после приема пищи;
  • готовить элементарные блюда: бутерброды, салат, утреннюю кашу;
  • помогать родителям с приготовлением основных блюд: натереть на терке морковку, порезать лук, почистить картошку, налить в кастрюлю и поставить на огонь воду для супа или макарон, сварить яйца;
  • рассортировать и постирать в стиральной машине одежду, развесить стирку (если дома есть невысокая напольная сушилка);
  • знать, какие именно вещи ему необходимо надеть в школу или на прогулку, где и в каких шкафах они лежат;
  • помогать взрослым с младшими братьями и сестрами: побыть рядом с малышом, покормить, развеселить, поиграть, погулять за ручку.

Если у вас есть дача или загородный дом, ребенок 7-9 лет легко может помочь вам: 

  • граблями убрать прошлогодние листья,
  • станет вашим напарником в ручной распилке досок,
  • вместе со взрослым сможет выкопать или закопать яму,
  • самостоятельно полить грядки,
  • собрать созревшие фрукты и овощи с кустов.

Порядок в детской комнате

Комната, в которой ребенок проводит много времени, должна соответствовать санитарным нормам. Для поддержания чистоты и порядка в ней нужно проводить два вида уборки:

  • ежедневную – проветривание помещения, заправка кровати, раскладывание одежды и игрушек по местам, протирание мебели влажной салфеткой, мытье пола;
  • генеральную – два раза в месяц стирка текстиля (постельное белье, шторы, пледы), мытье стекол, светильников, чистка ковров.

Для быстрой и качественной уборки нужны салфетки и тряпка для пола из микрофибры, спреи и жидкие средства для уборки детских комнат. Поддерживать порядок проще с современными системами хранения:

  • подвесными органайзерами для мягких игрушек, мелочей, любимых книг, одежды, обуви;
  • ящиками на колесах, корзинами, пластиковыми боксами;
  • пегбордами – настенными, перфорированными панелями, на которые можно вешать корзинки, полки, крючки.

Система хранения для «Лего»

Игровая зона с открытыми полками для собранных моделей и фирменными коробками для деталей «Лего» даже во время творческого процесса выглядит стильно. В красивые боксы дети быстро и с удовольствием собирают элементы конструктора.

Оплата за оценки

Обучение в школе является необходимым для будущего ребенка. Он уже в это время начинает понимать, какие предметы ему нравятся и в каком направлении в выборе будущей профессии ему стоит двигаться. Так стоит ли платить за это?

Платить за успехи в школе психологи категорически не рекомендуют. Во-первых, это является весьма слабой мотивацией. Ведь школьник ставит во главу угла не процесс обучения, а именно оплату труда. В итоге он найдет более легкий способ получать высокие оценки. А в будущем он рискует получить психологическую травму, если за отлично сделанную работу не получит привычного денежного вознаграждения.

Куда обратиться, если ребенка заставляют работать?

Есть несколько вариантов, куда можно подать жалобу или обращение по поводу того, что родители принуждают работать.

Органы опеки и попечительства.

Этот орган призван защищать интересы несовершеннолетних детей. Специалисты службы могут взять семью на контроль, провести разъяснительную беседу, в отдельных случаях — даже инициировать обращение в суд. Обращаться нужно в орган по месту проживания ребенка.

Прокуратура.

Должна следить за исполнением законов, защищать интересы и права несовершеннолетних. Письменная жалоба будет основанием для проведения проверки изложенных в обращении фактов.

Хотелось бы сразу отметить, что прежде чем обращаться в те или иные государственные инстанции, необходимо объективно оценить ситуацию: действительно ли родитель заставляет ребенка наравне со взрослым человеком зарабатывать деньги или это просто просьба выполнить небольшую домашнюю работу по дому (убраться в комнате, помыть посуду и т.д.). Если имеет место последний вариант, то речь не идет о принудительном труде подростка.

Вывод

Подведем итоги. Действительно, никто (даже мать и отец) не могут заставить ребенка найти работу и зарабатывать на жизнь. Трудовым кодексом описаны случаи, когда дети могут по своему желанию работать, если они достигли определенного возраста (14-16 лет) и при некоторых обстоятельствах (наличие согласия родителей, органов опеки и т.д.). Принудительный труд под угрозой, шантажом, насилием или с помощью других методов — категорически запрещен.

Советы родителям как приучить ребенка к порядку

1) Убирайте квартиру совместно с детьми.

Взрослым не стоит отказываться от помощи детей по дому. Можно, например, попросить накрыть стол или порезать салат.

2) Во время уборки общайтесь с ребенком.

В раннем возрасте уборку игрушек можно превратить в веселое приключение.

3) Хвалите за помощь.

Не забывайте мотивировать ребенка к выполнению домашних обязанностей. Например, можно сказать: «Только ты выполнишь эту работу по-настоящему хорошо!». Никогда не платите деньги за выполнение любого задания, лучшей наградой будут слова о том, что ребенок самый трудолюбивый и ответственный ( но и перехваливать не нужно).

4) Не наказывайте работой.

Родители совершают большую ошибку, когда наказывают ребенка работой. Выполнение им домашних дел не должно быть в рамках наказания за какой-либо поступок. Ребенок должен понимать, что помыть посуду, застелить кровать и помочь бабушке на даче – это его обязанность.

Родители должны мотивировать заниматься домашними делами с самого раннего возраста. Приучить ребенка не так уж и сложно, если в данном вопросе стать ему хорошим примером. Дети всегда любят, когда мама проводит с ними время, а это значит, что любую домашнюю работу можно превратить в интересную игру.

Когда приучать ребенка к домашним обязанностям, решают непосредственно мама и папа, но лучше всего делать это как можно раньше.

Как привлечь к помощи по дому подростков?

Переходный возраст ребенка – это всегда стресс для родителей, чадо хочет казаться взрослым и самостоятельным (вы не можете мной командовать!), просьбы помочь по дому воспринимаются как нечто крайне обременяющее.

Занимайтесь домашними делами вместе, параллельно общаясь. С маленькими детьми родители проводят много времени, играют, гуляют.

В подростковом возрасте у детей уже другие интересы, они больше времени проводят с друзьями. Пусть домашние дела станут тем, что будет регулярно объединять семью.

Не бойтесь попросить у подростка совета (как ты думаешь – чем можно отстирать это пятно?). Так вы покажете детям, что признаете их «взрослость», а не пытаетесь ее ограничить и подчеркнуть собственный авторитет.

Не забывайте, что у подростка могут быть планы, о которых вы не знаете. Вы рассчитывали, что сын или дочь помогут вам с уборкой к приезду гостей, а оказалось, что ребенок договорился идти в парк с друзьями. Старайтесь заранее сообщать детям, когда вам будет нужна их помощь.

Можно установить график уборки, чтобы ребенок отталкивался от него при планировании своих личных дел.

Как научить подростка помогать?

Ему нельзя давать прямых поручений и заданий, указывать на конкретные обязанности. Задача взрослого — вызвать инициативу, а не обременять нудными и агрессивными указаниями. Делами по хозяйству лучше заниматься вместе с детьми, общаясь в процессе уборки.

Помните, что это уже не ребёнок — игра уже не будет эффективна.

Общайтесь — с детьми этого возраста нужно обсуждать его мысли, желания и планы.

Уважайте — важно слушать его позицию, быть ненавязчивым в просьбах. Говорите — подростка следует мягко подтолкнуть на размышления о том, зачем нужна взаимопомощь

Не обязательно, чтобы разговоры по душам с происходили слишком часто

Говорите — подростка следует мягко подтолкнуть на размышления о том, зачем нужна взаимопомощь. Не обязательно, чтобы разговоры по душам с происходили слишком часто

Главное, чтобы такой диалог запоминался и имел ценность для подростка. Достаточно захотеть найти бы 2 часа в неделю для разговора со своим подрастающим сыном или дочерью.

Договаривайтесь – о времени и объеме помощи — когда ему удобно убираться и за какую работу он отвечает.

Домашние поручения для ребенка 5-ти лет:

  • участвовать при составлении меню и планировании покупок; без проблем готовит канапе или простые бутерброды;
  • после приема пищи очистить обеденное место;
  • обеспечить себя холодными напитками и водой;
  • накрывать на стол;
  • обрывать без корней зелень с грядок;
  • вносит необходимые составляющие в тесто;
  • содержать свое спальное место и комнату в порядке;
  • без посторонней помощи складывать одежду и снимать с себя вещи;
  • содержать в чистоте предметы в ванной и туалете;
  • чистить зеркала;
  • загружать белье в стирку, разделяя по цвету;
  • прибирать и укладывать стираные вещи;
  • отвечать на телефон;
  • делать уборку в помещении;
  • вносить деньги в кассу при покупке небольшого объема;
  • натирать стекла в автомашине;
  • выносить мусорное ведро;
  • принимать решения, как можно применить накопления семьи для отдыха;
  • прибирать в живом уголке;
  • завязывать шнурки на бантики.

Как добиться ответственности от подростка?

Вот тут придется договариваться, но диалог нужно вести с учетом особенностей восприятия подростка.

  1. Избегайте явной или скрытой критики и упреков. Иначе подросток начнет защищаться, а не договариваться. Он будет доказывать себе и вам, что он хороший, может начать обвинять вас в чем-нибудь в ответ или замкнется – зависит от его характера. В общем, до цели так не дойдешь.
  2. Сойдите с пьедестала. Даже если вы искренне думаете, что ему надо стать более ответственным ради собственного будущего, не используйте это как аргумент. Ну, не будет он думать об отдаленной перспективе, когда у него другие проблемы перед носом. Лучше просто попросите и объясните, почему это надо вам. 
  3. Договоритесь о регулярных делах, которые идут по графику. Лучше всего “привязать” их к неизбежно регулярным задачам подростка. Например, делать покупки “по дороге со спорта”, а не “каждый четверг”. Подростки действительно легко забывают об обещаниях. Но не из вредности, а потому что их многие события выводят из себя – и память подводит.
  4. Не стоит платить подростку за выполнение обязанностей по дому. Иначе у него сформируется неадекватное представление о том, что такое работа, за которую платят деньги. А об отношениях в семье – и подавно.

Отношения с подростками – сложно. Сделать так, чтобы обязанности подростка в семье были понятны и выполнены – тоже непросто. Используйте свои знания о секретах мотивации подростков – и все постепенно получится.

Чего делать не нужно

Напоследок расскажем, как делать не нужно:

  • Указывать, говорить повелительным тоном. Из-за этого малыш может или перестать хотеть проявлять инициативу, или привыкнуть к бездумной исполнительности.
  • Унижать. Если у чада что-то не получается, а родители упрекают его в этом в грубой или насмешливой форме, то пропадёт всякое желание пробовать и стараться.
  • Делать за малыша то, что он и сам вполне способен сделать. Он привыкнет к этому и не будет проявлять инициативу.
  • Переделывать что-то. Если ребёнок выполнил какую-то обязанность, а потом мама на его же глазах сделала всё по-своему, то в следующий раз малыш подумает: зачем делать это, если у взрослых получается лучше и правильнее? Желательно мягко указать на ошибки и попросить исправить их.
  • Заставлять делать то, что ребёнок пока не умеет в силу возраста. Не требуйте взрослеть быстрее положенного.
  • Наказывать, ругать за ошибки. Да, результаты не всегда соответствуют ожиданиям, но наказания разовьют страх ошибиться снова. И тогда ребёнок будет бояться что-то делать самостоятельно.
  • Навязывать советы, помощь. Можно мягко направлять и помогать по просьбам. Но если постоянно давать наставления, то вы будете лишать чадо возможности попробовать и дойти до конца самому, пусть и не так, как хотелось бы.
  • Перекладывать ответственность на себя. Пример: школьник тянул с уроками и в итоге понял, что не сделает их сам. Некоторые из жалости или ради предотвращения плохой оценки выполняют задание за ученика. Но ребёнок должен осознать последствия своего действия или бездействия, чтобы получить опыт и в будущем не допускать ошибок.
  • Оправдывать. Пример: ребёнок не застелил постель. Мама делает это сама, оправдывая отпрыска тем, что он просто ещё не проснулся и не собрался с силами.
  • Чрезмерно опекать. Конечно, меры безопасности нужны. Но оберегать от всего не стоит. Ребёнок должен познавать мир, сам осознавать реальные угрозы, иногда учиться на ошибках.

https://youtube.com/watch?v=KsokqX5abfw

Развитие самостоятельности у ребёнка – непростая, кропотливая и непрерывная работа, требующая терпения и сил

Но если всё делать последовательно, обдуманно и с любовью, то чадо обретёт столь важное качество и подготовится к взрослой жизни

Каковы преимущества оплаты труда?

Их несколько:

Ребенок осознает, что у него есть собственность, которой он может распоряжаться по своему усмотрению

В данном случае рекомендуется обсудить с ребенком этот момент, объяснить ему, насколько важно распоряжаться финансами правильно.
Бесплатный труд — это эксплуатация. Вы ведь не работаете бесплатно на начальника, к которому очень хорошо относитесь.
Когда вы требуете от ребенка сделать что-то из любви к вам, вы показываете ему незначимость любви. Вы словно говорите, что расцениваете любовь на уровне рыночных отношений.

Вы словно говорите, что расцениваете любовь на уровне рыночных отношений.

Безусловно, не все семьи согласно с подобной позицией. Большинство родителей нашей страны найдут множество причин, объясняющих, почему ни в коем случае нельзя платить ребенку за домашние дела. При малейшей ошибке вы действительно рискуете воспитать человека, который будет оценивать все свои хорошие поступки в денежном эквиваленте.

Больше на 18,291 млрд долларов: российские миллиардеры ощутимо обогатились

В России почти вполовину сократилась средняя площадь продаваемых квартир

Черное морев топе: объем ранних бронирований туров по России вырос на треть

Всему свое время

Приучение детей к труду, отмечает матушка Ольга Стриевская, — это открытый процесс: «Все мы приучаемся к труду до конца жизни. А на своем опыте понимаешь, что и детей надо приучать к труду постоянно. Ведь если в тебе живет леность, то как же не жить ей в твоих детях?» Психолог Евгения Пайсон также считает, что не стоит строить иллюзий и надеяться, что, если ребенка почаще заставлять выполнять работу по дому, это войдет у него в привычку и напоминать больше не придется: «Если ребенок в принципе не склонен к высокой ответственности, странно ожидать, что он отнесется серьезно именно к домашним обязанностям». Каковы же должны быть домашние обязанности, которые ребенок мог бы выполнять с большей или меньшей регулярностью? Это зависит то того, насколько большая семья и насколько заняты на работе родители. Но даже в большой семье домашняя работа для ребенка должна быть с конкретной задачей, с четкими началом и завершением, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. Работа не должна быть долгой. В разном возрасте и домашние поручения у ребенка будут разные. Трехчетырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать высушенное белье, убрать свои игрушки. Не стоит в этом возрасте затевать с ребенком крупных проектов: просить убрать комнату — для него слишком неопределенная задача. А вот шестилетнему она уже по плечу, только нужно разбить ее на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги. В семь-восемь лет ребенку уже можно предложить вынести мусор, попылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко). С этого возраста домашнюю работу можно разделять по половому признаку: мальчиков можно просить помочь маме нести «тяжелые» сумки с продуктами. Даниил Ильяшенко вспоминает, что с семи лет один ходил по просьбе мамы в магазин, при этом оговаривая, что раньше все же было другое время. Мама писала список, что и в каком количестве надо купить, и он вполне с этим заданием справлялся. К мужской работе в семье протоиерея Александра Ильяшенко мальчиков приучал отец. Даниил рассказывает: «Я всегда папе помогал мастерить, сверлить, гвозди забивать, чинить краны, велосипед. Папа многое умел делать сам, и мы для мелких работ не приглашали мастеров. Сначала я смотрел, как что делается, затем помогал — что-то поднести, подержать, а потом постепенно научился делать сам». Нагружая детей домашними обязанностями, не нужно забывать о том, что с семи лет у них появляется новый труд — учеба. И он становится для них главным. В это время как раз и возникают многочисленные конфликтные ситуации между родителями и детьми: родитель видит, что ребенок способен помогать больше, но недооценивает, что он также устает после школы, как после рабочего дня. «Я стараюсь не прибегать к ежедневной помощи по дому тех детей, которые учатся, — говорит Ольга Стриевская. — Они должнызнать, что дома могут отдохнуть перед тем, как сесть за уроки. Конечно, я могу их попросить убрать в своей комнате перед сном, но вымыть за всеми посуду уже не попросишь». «В нашей семье, — рассказывает Даниил Ильяшенко, — у каждого были свои обязанности, их распределяли между нами родители. Кому-то, например, приходилось каждый день выносить мусор, а кто-то мыл коридор два раза в неделю, и это занимало минут пятнадцать-двадцать». Конечно, есть старшие дети, для которых особая радость, когда мама их просит посидеть с малышами, но таких детей не так уж много. Тем не менее очень часто именно такая помощь детей востребована, учитывая и то, насколько малышам приятно, когда с ними общаются их старшие братья или сестры. В этом случае психолог Евгения Пайсон советует поступать так: «Мне кажется, заниматься с младшими братьями и сестрами на регулярной основе — дело родителей, а не старших детей. Если ребенок не хочет постоянно няньчиться с сестрой или братом — это его право. Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку, сходить в магазин. Уход за младшими детьми не должен быть переложен на старших без их личной инициативы». И педагоги, и психологи, и родители согласны в том, что для решения проблемы приучения детей к труду нет однозначного рецепта. Наверное, потому, что ее корни лежат в системе взаимоотношений родителей и детей. И начинать строить эти отношения правильно никогда не поздно.

Эмоциональная готовность ребенка

Даже если физически организм ребенка уже готов к пользованию унитазом, то не стоит недооценивать важность эмоциональной зрелости малыша в этом вопросе. Далеко не все дети могут мгновенно пересесть с маленького и привычного горшка на огромный и, возможно, даже пугающий их унитаз. Далеко не все дети могут мгновенно пересесть с маленького и привычного горшка на огромный и, возможно, даже пугающий их унитаз

Далеко не все дети могут мгновенно пересесть с маленького и привычного горшка на огромный и, возможно, даже пугающий их унитаз.

Для начала необходимо донести до ребенка, что он уже вырос и теперь может пользоваться унитазом, как все взрослые люди.

Однако если на все доводы и уговоры родителей малыш отвечает отрицательно, не стоит заставлять его, поскольку это может спровоцировать серьезные проблемы вплоть до нарушения пищеварения и запоров.

Лучше дождаться, пока ребенок сам заявит о своем желании справлять нужду в унитаз.

Ребёнок не хочет помогать по дому

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий