Характеристики новорожденного
Состояние младенца характеризуется пятью параметрами шкалы Апгар. Каждый параметр может оцениваться от 0 до двух баллов.
- Цвет кожных покровов. 0 – генерализированный цианоз или бледность; 1 – естественная (розовая) окраска туловища и синюшность конечностей; 2 – естественный цвет кожи ребенка.
- Пульс. 0- отсутствует; 1 – число ударов менее 100 в минуту; 2 – частота сокращений более 100 в минуту.
- Реакция на раздражители (рефлекторная). 0 – отсутствует; 1 – выражена слабо (незначительные движения, гримасы); 2 – ребенок громко кричит, чихает, кашляет, активно двигается.
- Активность мышц. 0 – тело неподвижно, конечности свисают; 1 – подвижность слабая, конечности согнуты; 2 – активное движение, конечности согнуты.
- Дыхательная активность. 0 – дыхание не отслеживается; 1 – есть, но крик слабый, гиповентиляция легких; 2 – отчетливое дыхание, громкий крик.
Характеристика состояния новорожденного по шкале Апгар проводится с первой по пятую минуту жизни. Если показатели низкие (менее пяти), оценивание проводится еще раз позднее. Считается, что число баллов 3 и менее означает критическое состояние младенца, более 7 – нормальное, от 4 до 6 – требует наблюдения.
Помимо оценки по шкале Апгар, в медицинскую карту записывают и сообщают родителям рост и вес младенца.
Кризис новорожденности и феномен привязанности
Рождение – момент сильнейшего физического и психологического кризиса. Переход от внутриутробной к внеутробной жизни, полное изменение обстановки, разрыв непрерывного контакта с матерью – все это считается первой и самой значимой травмой человека. Однако наличие безусловных врожденных рефлексов (сосательный, дыхательный, защитный и ориентировочный) помогают справиться с физической стороной проблемы.
Психологическая составляющая кризиса новорожденности преодолевается с помощью взаимной привязанности. Зависимость ребенка от взрослого (матери, отца, другого близкого человека) непосредственно связана с не всегда осознаваемым взрослым чувством ответственности за ребенка.
Что такое неонатальный период?
Неонатальный период или период новорождённости, является самым первым этапом самостоятельной жизни ребёнка. Ему предшествуют антенатальный и интранатальный периоды. Антенатальным периодом называют время от момента зачатия до момента родов, а интранатальный – самый короткий из всех трёх периодов, но не менее значимый для здоровья. Он начинается с появления родовой деятельности и заканчивается появлением ребёнка на свет.
Общая характеристика новорождённости:
- наличие транзиторных состояний;
- начало жизни в принципиально новых условиях, отличных от внутриутробных;
- начало функционирования новых систем органов;
- переход на принципиально новый тип питания;
- смена типа обмена веществ.
И всё это происходит в пределах одного месяца.
Итак, до какого возраста ребёнок считается новорождённым? Период новорождённости включает в себя время от момента появления на свет ребёнка до 28 дня жизни включительно.
Уход за новорожденным ребенком
Полная беспомощность малыша в ранний период жизни требует особого внимания как от педиатров (неонатологов), так и отродителей.
Сразу после рождения проводятся такие процедуры:
- перерезание пуповины;
- отсасывание слизи из носовых ходов специальным приспособлением;
- осмотр врачом (шкала Апгар, шкала Баллард для недоношенных детей);
- показ ребенка матери и прикладывание к груди (выкладывание на живот).
Современная акушерская практика предполагает немедленный контакт «кожа к коже» матери и младенца. Если родоразрешение выполняется путем кесарева сечения или в процессе возникла необходимость оперативного вмешательство другого рода и роженица не в сознании, этот пункт пропускают или заменяют объект контакта (отец, другой родственник).
Далее проводят обработку и одевание малыша, его выкладывают на столик с подогревом на два часа, пока осуществляется медицинское наблюдение за ним и роженицей (чтобы предотвратить послеродовой кризис). Если новорожденному нужны реанимационные процедуры, его переводят в специальное отделение.
Кормление
Грудное молоко — настоящий эликсир здоровья для ребёнка.
Шансы успешно выкормить ребёнка грудью у женщины существенно повышаются при совокупности условий:
- психологической настроенности самой матери. Ей следует знать, что даже самая адаптированная смесь значительно уступает по качеству и многообразию составляющих материнскому молоку. Достаточно только учесть наличие ферментов, антител, клеток иммунной системы и гормонов;
- помощи медперсонала роддома, в силах которых обеспечить круглосуточное пребывание матери с ребёнком, помощь при прикладывании к груди, объяснение техники кормления;
- отказ от устройств, имитирующих материнскую грудь (пустышек, бутылочек), дополнительного питья без медицинских показаний;
- кормлении по требованию без соблюдения часовых интервалов;
- в случае, когда ребёнок не находится вместе с матерью, нужно как можно раньше начинать сцеживание молока;
- если нужен докорм или есть запрет на прикладывание ребёнка к груди, нужно использовать вместо сосок специальные ложечки, шприцы, систему дополнительного кормления. Последняя даёт возможность ребёнку одновременно сосать грудь, стимулируя лактацию у матери, и получать кормление из бутылочки.
Если же естественное вскармливание невозможно, то для кормления должны применяться специальные адаптированные смеси. Смесь подбирает врач, который учитывает индивидуальные особенности ребёнка.
Правила приготовления смеси:
- Точно следовать инструкции по соотношению воды и смеси.
- Использовать чистую кипячёную воду и стерилизованную посуду.
- Готовить смесь на один раз, непосредственно перед кормлением.
- Смесь должна быть тёплой, температура 36-37 градусов.
Поздний неонатальный период
Поздний период новорожденности длится 3 недели. Педиатры называют его временем восстановления после дезадаптационных синдромов. Основные характеристики:
- малыш отделен от матери фактически, но сильно связан с ней физиологически и эмоционально;
- органы и системы ребенка находятся в процессе развития, они не созрели полностью, особенно это касается ЦНС;
- водно-солевой обмен очень подвижен;
- организм новорожденного претерпевает изменения в биохимическом, функциональном и морфологическом аспектах;
- состояние ребенка находится в значительной зависимости от внешних факторов;
- при нарушении условий жизни физиологические процессы быстро трансформируются в патологические.
В этом возрасте малышу нужна забота
Важно удовлетворять его потребности в еде, питье, сне, ласке. Именно это обеспечивает выживание ребенка
Большую часть суток новорожденный проводит во сне, но со временем число часов бодрствования увеличивается. Происходит развитие зрительной и слуховой систем, вместо безусловных автоматизмов возникают условные рефлексы. Малыш преодолевает кризис и постепенно адаптируется к новым условиям.
Кормление
Грудное молоко — настоящий эликсир здоровья для ребёнка.
Шансы успешно выкормить ребёнка грудью у женщины существенно повышаются при совокупности условий:
- психологической настроенности самой матери. Ей следует знать, что даже самая адаптированная смесь значительно уступает по качеству и многообразию составляющих материнскому молоку. Достаточно только учесть наличие ферментов, антител, клеток иммунной системы и гормонов;
- помощи медперсонала роддома, в силах которых обеспечить круглосуточное пребывание матери с ребёнком, помощь при прикладывании к груди, объяснение техники кормления;
- отказ от устройств, имитирующих материнскую грудь (пустышек, бутылочек), дополнительного питья без медицинских показаний;
- кормлении по требованию без соблюдения часовых интервалов;
- в случае, когда ребёнок не находится вместе с матерью, нужно как можно раньше начинать сцеживание молока;
- если нужен докорм или есть запрет на прикладывание ребёнка к груди, нужно использовать вместо сосок специальные ложечки, шприцы, систему дополнительного кормления. Последняя даёт возможность ребёнку одновременно сосать грудь, стимулируя лактацию у матери, и получать кормление из бутылочки.
Если же естественное вскармливание невозможно, то для кормления должны применяться специальные адаптированные смеси. Смесь подбирает врач, который учитывает индивидуальные особенности ребёнка.
Правила приготовления смеси:
- Точно следовать инструкции по соотношению воды и смеси.
- Использовать чистую кипячёную воду и стерилизованную посуду.
- Готовить смесь на один раз, непосредственно перед кормлением.
- Смесь должна быть тёплой, температура 36-37 градусов.
Что такое неонатальный период?
Неонатальный период или период новорождённости, является самым первым этапом самостоятельной жизни ребёнка. Ему предшествуют антенатальный и интранатальный периоды. Антенатальным периодом называют время от момента зачатия до момента родов, а интранатальный – самый короткий из всех трёх периодов, но не менее значимый для здоровья. Он начинается с появления родовой деятельности и заканчивается появлением ребёнка на свет.
Общая характеристика новорождённости:
- наличие транзиторных состояний;
- начало жизни в принципиально новых условиях, отличных от внутриутробных;
- начало функционирования новых систем органов;
- переход на принципиально новый тип питания;
- смена типа обмена веществ.
И всё это происходит в пределах одного месяца.
Итак, до какого возраста ребёнок считается новорождённым? Период новорождённости включает в себя время от момента появления на свет ребёнка до 28 дня жизни включительно.
Проверка слуха и зрения новорождённого
Оценка зрения новорождённого
Особенностью зрения новорождённого является способность фокусировать взгляд на предмете только на расстоянии 30-35 см. Лучше видят движущиеся предметы.
Оценивается зрение по реакции на свет: при внезапном появлении яркого света ребёнок зажмуривается, отворачивает голову, кричит.
Зрачки ребёнка на свету сужаются, при затемнении – расширяются.
При появлении движущегося объекта ребёнок может кратковременно следить за ним, фокусируя взгляд. Могут быть при этом лёгкие подёргивания глазных яблок (нистагм). К концу месяца жизни достигается содружественность движения глаз.
В периоде новорождённости ребёнок обращает внимание чаще всего на глаза людей
Оценка слуха
Слух исследуют инструментально, используя прибор аудиометр. Проводят аудиоскрининг новорождённым перед выпиской из роддома, в возрасте 1, 4 и 6 месяцев. С 2008 года аудиоскрининг проводят всем новорождённым с целью раннего выявления тугоухости.
Действие прибора основано на способности волосковых клеток во внутреннем ухе в ответ на внешние звуковые раздражители генерировать собственные импульсы. Аудиометр их регистрирует. Для полноценного обследования ребёнок должен быть спокоен и со свободным от жидкости и смазки слуховым проходом.
Эмоциональное общение со взрослым как ведущая деятельность младенца
Ведущая деятельность младенческого возраста – эмоциональное общение
со взрослым.
Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя,
родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан
с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно:
его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве,
следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность,
полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной
ситуации развития младенца.Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1
месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца).
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека,
ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении,
которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное
общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает
его активность, что становится необходимой основой для развития его
движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском
доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют
бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются,
ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на
глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему.
Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом
уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия
недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.
Кормление недоношенных детей
В организации питания учитывается несколько ключевых моментов:1.2.3.питаниякормление4.
Первое кормление
При первой степени недоношенности и хорошем состоянии здоровьяПри сроке менее 33-34 недель гестации и массе тела ребенка при рождении до 2000 граммовкишечникжелудок
Чем кормить?
Естественное вскармливаниеискусственного вскармливанияСмесь для недоношенных детей
Смесь | Состав и преимущества | Недостатки | Отзывы родителей |
“NAN Пре” |
|
| Дети с удовольствием питаются смесью и хорошо набирают в весе. |
“Нутрилак Пре” |
| Недостаточное содержание витаминов и минералов. | Дети набирают в весе хорошо, проблем со стулом практически не возникает. |
“Нутрилон Пре” |
| Много меди по отношению к цинку. | 50/50. Часто возникают колики и запоры. При этом дети меньше срыгивают. Если смесь подходит, то кормят долго. |
“Фрисо Пре” |
|
| Хороший набор веса, не вызывает аллергии. Редко развиваются запоры и колики. |
Смеси-фортификаторыжирные кислотыразвитиеДонорское грудное молокогрудного молока
- Быстрая заморозка в морозильных камерах с холодным потоком воздуха (технология No Frost).
- Использование специальных контейнеров для сбора и хранения молока.
- Не рекомендуется доливать свежее сцеженное молоко в порцию, собранную ранее и уже замороженную.
- Хранение при температуре -18-20oС до 6 месяцев или года.
- Разморозка при комнатной температуре либо под краном с теплой водой. Не используется микроволновка.
Объем кормления
- Ребенка с весом более 2000 граммов и при наличии у него сосательного и глотательного рефлексов прикладывают к маминой груди, а при необходимости докармливают из шприца, рожка или ложечки.
- Вес от 1500 до 2000 граммов — первые кормления по 5 мл, от 1000 до 1500 граммов — по 2-3 мл. Количество смеси или маминого молока постепенно увеличивается на 3-5 мл. Кроха кормится через 2-2,5 часа без ночных перерывов.
- Масса тела менее 1000 граммов — первое кормление спустя 12-24 часа после рождения. Начинают с 2-3 мл на одно кормление, постепенно увеличивая количество смеси или грудного молока на 2-3 мл.
Способы кормления недоношенных детей
- Старше 33-34 недель: ребенок обычно прикладывается к маминой груди. При необходимости малыш докармливается через шприц или ложечку.
- До 33-34 недель: у малыша слабо выражены глотательный и сосательный рефлексы. Поэтому, как правило, глюкоза, молочная смесь или грудное молоко вводятся при помощи зонда.
Установка зондаапноэ
- Каждый раз зонд перед кормлением вводится в желудок, по завершению — удаляется.
- Ребенок постоянно получает мамино молоко на протяжении суток в виде медленных, буквально по каплям, вливаний в желудок при помощи подключенного зонда к инфузионному насосу. Наиболее часто применяется у глубоко недоношенных детей.
Кормление через шприц
Недоношенные дети и особенности их неонатального периода
Недоношенные дети – это дети, рождённые раньше 37–й недели и имеющие массу тела 2500 грамм и менее.
Степень недоношенности определяется гестационным возрастом. Чем он меньше, тем тяжелее состояние новорождённого.
Недоношенный ребёнок имеет:
- Морщинистую кожу с не выраженным подкожно-жировым слоем.
- Обильные пушковые волосы по телу.
- Незаращённые черепные швы и открытый малый родничок.
- Отсутствие яичек в мошонке у мальчиков и недоразвитые большие половые губы у девочек.
- Мягкие хрящевые ткани ушных раковин.
- Ногти не закрывающие концевые фаланги пальцев.
Общая характеристика периода новорождённости недоношенных детей:
- Период адаптации к внеутробной жизни заканчивается к концу первого месяца жизни.
- Незрелость клеточного, гуморального и местного иммунитета предрасполагает к развитию различных инфекций вплоть до сепсиса.
- Незавершённость строения гематоэнцефалического барьера, его повышенная проницаемость обусловливает большую чувствительность к гипербиллирубинемии.
- Отмечается быстрая истощаемость и нестойкость физиологических рефлексов, в т. ч. сосательного и глотательного рефлексов у глубоко недоношенных.
- Адаптационный период часто осложняется электролитными нарушениями, т. к. слаборазвита концентрационная способность почек, преобладает ещё анаэробный обмен веществ.
- Незрелость ЦНС и малые запасы жировой ткани способствуют выраженному нарушению терморегуляции. Первый этап выхаживания проходит в условиях кювеза с температурой от 32 градусов и выше.
- Долгий процесс формирования микробиоциноза кишечника, который длится дольше 1 месяца. На его формирование часто оказывает влияние госпитальная флора и применение антибиотиков. Из-за незрелости иммунитета часто развиваются инфекции, вызванные условно-патогенной флорой.
- У недоношенных, рождённых раньше 34 недели, развивается транзиторный гипотиреоз. Реже встречается половой криз из-за недоразвития половых органов.
- Более выраженная первоначальная убыль массы тела, чем у доношенных малышей.
- Дыхательной системе частот ребуется респираторная поддержка из-за незрелости лёгочной ткани и недоразвития грудной клетки: искусственная вентиляция лёгких, введение сурфактанта, адекватная оксигенотерапия.
- Кормление осуществляется грудным молоком или специальными смесями для недоношенных. Их отличает более высокая калорийность, более высокий уровень белка, наличие казеина и комплекса витаминов для зрения.
Рефлексы новорождённого малыша
По наличию и активности рефлексов оценивают работу нервной системы малыша. Жизнеспособность новорождённого обеспечивают безусловные рефлексы. Их делят на 3 группы:
- Стойкие.
- Транзиторные.
- Установочные.
Стойкие рефлексы
Они сохраняются всю жизнь.
К стойким относятся:
- глотательный;
- сухожильные рефлексы (постукивание по сухожилию мышцы приводит к её сокращению);
- роговичный (прикосновение к роговице вызывает смыкание век);
- надбровный (постукивание над бровью — смыкание век);
- конъюнктивальный (прикосновение к конъюнктиве — смыкание век).
Транзиторные рефлексы
Проявляются на протяжении некоторого времени, затем исчезают. Они подразделяются на группы в зависимости от уровня их замыкания:
- оральные (замыкаются в продолговатом мозге);
- спинальные (центр в спинном мозге);
- миелоэнцефальные позотонические (их центры в структурах среднего и продолговатого мозга).
Оральные
- Поисковый (при поглаживании кожи около рта губы раскрываются и происходит поворот головы в сторону раздражителя). Он существует до 4 месяцев.
- Хоботковый (губы складываются в трубочку, как хоботок, при постукивании по ним). Время проявления до 3 месяцев жизни.
- Сосательный. Он существует до года.
- Ладонно-рото-головной рефлекс Бабкина (проявляется при нажатии на возвышение большого пальца на ладони, ребёнок в ответ открывает рот и наклоняет голову).
Спинальные
К спинальным рефлексам относятся:
- Защитный (когда ребёнка кладут на живот, он поднимает голову, освобождая дыхательные пути).
- Рефлекс опоры (в вертикальном положении ребёнок сгибает ножки, а при опускании его на опору выпрямляет их, упираясь в поверхность).
- Рефлекторная автоматическая ходьба. Проверка начинается также как при опорном рефлексе, только дополнительно ребёнка наклоняют вперед, и он «шагает» по опоре.
- Хватательный рефлекс (новорождённый хватает предмет, вложенный в его ладонь, и крепко удерживает). Существует до 3 месяцев.
- Рефлекс Моро. Состоит из двух фаз. Его можно вызвать несколькими способами.
1 фаза — ребёнок широко расставляет руки, как будто летит, и разгибает пальцы (для этого достаточно хлопнуть по поверхности, на которой лежит ребёнок, поднять его или опустить вниз, похлопать по бедру).
2 фаза – ребёнок опускает руки. Вызывается до 4 месяцев.
- Рефлекс ползания: в положении на животе ребёнок старается ползти. Проявляется до 4 месяцев.
- Рефлекс Кернига. Используется для оценки состояния оболочек мозга и корешков спинного мозга. Проверяется так: если ногу согнуть одновременно в тазобедренном и коленном суставе, то потом разгибание в коленном суставе станет невозможным. Существует до 4 месяцев.
- Рефлекс Бабинского: при штриховом растирании внешнего края стопы по направлению от пятки вверх, пальцы разгибаются. Рефлекс помогает в оценке пирамидной системы. Исчезает к 6 месяцам.
- Рефлекс Переса: проверяется когда ребёнок лежит на спине. Пальцем проводят по середине позвоночника снизу вверх. Реакция ребёнка: крик, спина выгибается, голова и таз поднимаются. Этот рефлекс вызывает боль. Проверяется когда требуется оценить состояние пирамидной системы. Проявляется до 3-4 месяцев.
- Рефлекс Галанта: ребёнок на боку. Двумя пальцами проводят сверху вниз с двух сторон вдоль позвоночника. Реакция — выгибается спина в сторону давления. Рефлекс угасает к 4 месяцам.
Миелоэнцефальные позотонические рефлексы
Симметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев.
Проверка: при сгибании головы ребёнку, который лежит на спине, происходит вытягивание ног и сгибаются руки в локтях.
Ассиметричный шейный тонический рефлекс: существует до 2 месяцев
Проверка: ребёнок на спине. Его голову поворачивают вбок до плеча. В результате конечности на этой стороне расслабляются и разгибаются, а на противоположной сгибаются.
Установочные рефлексы
Они появляются не после рождения, а спустя время.
К ним относятся:
- Верхний рефлекс Ландау. Появляется в 4 месяца. Проявляется тем, что ребёнок, находясь на животе, поднимает голову и грудь, опираясь на руки.
- Нижний рефлекс Ландау. Возникает в 5-6 месяцев. В положении на животе ребёнок поднимает и сгибает ноги.
При проверке рефлексов оценивается:
- их наличие;
- их симметричность;
- соответствие рефлексов своему времени появления и исчезновения.
Рефлексы должны появляться и исчезать в положенное время. В этом случае ребёнок развивается нормально.
Правила проверки рефлексов:
- Ребёнок должен быть сухим и сытым (через час после кормления).
- В помещении должно быть тепло и спокойно.
- Оценка рефлексов начинается с положения на животе, затем на спине, потом вертикально и в последнюю очередь проверяются болезненные рефлексы.
Временные рамки
Для большинства молодых родителей остается загадкой, по какому принципу детей разграничивают на новорожденных, грудничков и младенцев. Разберемся в этом вопросе. Выясним, сколько суток составляют длительность неонатального периода. В соответствии с медицинскими источниками, новорожденным малыш считается с момента появления на свет до 28 суток, то есть 4 недели.
В свою очередь, неонатальный период делится на:
- ранний – 1-7 дней;
- поздний – 7-28.
Грудной ребенок, грудничок, младенец – идентичные понятия. Они относятся к малышу, возраст которого больше 28 суток, но меньше 1 года. Младенческий период в педиатрии разделяется поквартально – 3 месяца с даты рождения, 6, 9, 12.
Прививки недоношенным детям
вакцины
Вакцины против инфекционных заболеваний
- Полиомиелит — вирусная инфекция, которая “любит” нервную систему, приводя к необратимому параличу мышц (отсутствию движений). В тяжелых случаях быстро наступает смерть от паралича дыхательных мышц. Заболевание неизлечимо. В группе риска — дети до пяти лет.
- Столбняк поражает нервную систему, приводя к возникновению судорог всех мышц, которые сокращаются несогласованно. Смерть может наступить от паралича дыхательных мышц.
- Дифтерия приводит к воспалению верхних дыхательных путей. Тяжесть течения болезни обусловлена воздействием крайне ядовитого дифтерийного токсина. В группе риска — дети в возрасте 3-7 лет.
- Коклюш вызывает воспаление верхних дыхательных путей и проявляется приступообразным спазматическим кашлем. Во время приступа возможна остановка дыхания. Наиболее восприимчивы не привитые дети до 5 лет.
- Гемофильная инфекция протекает тяжело у детей первых трех-четырех лет жизни, приводя к развитию менингита (воспаление оболочек мозга), отита (воспаление слухового прохода), пневмонии.
полиомиелита
- Живые ослабленные вирусы.
- Убитые вирусы (инактивированные).
Характеристика новорождённого ребёнка
На свет дети могут появляться:
- доношенными (после беременности сроком от 37 до 42 недель);
- недоношенными (при разрешении беременности раньше 37 полных недель);
- переношенными (срок беременности затягивается дольше 42 недель).
Также новорождённые рождаются:
- зрелыми (они быстро приспосабливаются к новым условиям);
- незрелыми (их период адаптации сопряжён с трудностями).
Зрелыми чаще всего бывают доношенные дети, а незрелыми — недоношенные. Но бывают и исключения.
Идеальный зрелый доношенный ребёнок имеет:
- массу тела от 2600 до 5000 грамм;
- длину тела от 48 до 54 см;
- громкий крик;
- хорошо выраженные рефлексы новорождённого;
- хороший аппетит и сосание;
- физиологическую сгибательную позу, что говорит о хорошем мышечном тонусе;
- хорошую двигательную реакцию на внешние раздражители;
- способность удерживать постоянную температуру тела при адекватном микроклимате внешней среды.
Общая характеристика неонатального периода
Все органы и системы новорожденного малыша отличаются незрелостью, как с точки зрения морфологии (строения), так и с учетом функциональной активности. После появления на свет происходит их интенсивная перестройка, целью которой является приспособление организма к внеутробному существованию, к условиям внешнего окружения.
Важная особенность неонатального периода – неустойчивость того равновесия, в котором пребывают все системы организма крохи. Минимальные изменения внешних условий способны существенно повлиять на его внутреннее состояние.
Основные перемены, которые происходят в организме малыша в момент прекращения пульсации крови в сосудах пуповины:
- запуск малого круга кровообращения;
- начало функционирования легочного дыхания;
- переход на энтеральное питание, при котором пища всасывается через слизистую оболочку ЖКТ.
Кормление и уход
Современные педиатры отдают предпочтение грудному вскармливанию с момента рождения до трех и даже более лет, допуская смешанное или искусственное питание при явных показаниях. В качестве показаний могут выступать:
- замедленный набор или потеря веса;
- отсутствие грудного молока у кормилицы по физиологическим причинам;
- прием матерью лекарственных препаратов, несовместимых с грудным вскармливанием;
- раздельное пребывание родильницы и малыша по медицинским показаниям.
Физиологическая активность ребенка – мочеиспускание, опорожнение кишечника – должна соответствовать нормам по возрасту. То же касается и двигательной активности. Большую часть начального периода своей жизни ребенок спит. Продолжительность сна – до 20–22 часов в сутки.
В целом уход за малышом заключается в обязательном ежедневном туалете – умывании, очистке ушных и носовых проходов, обработке пупочной ранки, паховой области, складок – и обеспечении ему комфортного температурного, светового и звукового режима. Тугое пеленание не рекомендуется, температура в детской должна составлять не более 22–24 градусов Цельсия и не менее 16 градусов. Одежда соответствует правилу «одеваем как себя, плюс еще один слой».