Почему я больше не смотрю в таблицы развития ребенка

Непопадание показателей ребёнка в норму

Очень низкие и самые высокие показатели иногда бывают у здоровых детей. Они могут быть связаны с весом во время рождения, параметрами мамы и папы или обменом веществ.

Диагнозы по центильным таблицам не устанавливают никогда. Непопадание в норму какого-либо из показателей ничего не значит. Чтобы оценить физические размеры ребёнка, нужно определить коридор, в который попадают его данные. Если они остаются в границах одного коридора или отличаются на один-два, значит, ребёнок развивается пропорционально. Когда разница показателей составляет более двух коридоров, это говорит о негармоничном формировании. Если педиатр выявит эту разницу, не нужно пугаться, в таких случаях малыша могут направить на дополнительное обследование или консультацию, чтобы выяснить причину. Вполне возможно, что малыш здоров, просто у него такие особенности или наследственные признаки.

Грудные младенцы часто развиваются неравномерно. В одном месяце может быть недобор веса, а в следующем наоборот. Родителям нужно записывать показатели своего ребёнка и сравнивать их, чтобы лишний раз не переживать. В возрасте до одного года детей нужно показывать педиатру ежемесячно, для того, чтобы следить за здоровьем ребёнка и понимать, правильно ли он растёт.

Для мальчиков и девочек составлены разные таблицы, так как мальчики обычно растут, набирают массу тела и развиваются быстрее. Для детей основным значением является рост. Всё остальное рассматривается в комплексе с ним, то есть, с увеличением длины тела другие показатели (вес, обхваты головы и грудной клетки) увеличиваются.

Как помочь ребенку пережить кризис

Самая главная мысль, о которой не следует забывать: любой кризис — это этап в жизни малыша, который свидетельствует о его развитии. Да, с ребенком очень непросто в это время, но крохе еще сложнее — его мозг и незрелая нервная система с трудом справляются с огромным количеством новой информации, открытиями, новыми навыками, именно поэтому такие разные эмоции сопровождают эти периоды.

И безусловно, каждый ребенок проживает кризисы по-разному, но есть универсальные советы, которые помогут всем — и детям, и взрослым — справиться с возрастными скачками.

Обеспечьте малышу столько тактильного контакта, сколько он требует. Будьте рядом, носите на ручках, гладьте, целуйте и обнимайте. В таком изменчивом мире только мама — гарант спокойствия и безопасности для ребенка.

Не заставляйте кушать, придерживайтесь принципа кормления по требованию. Если ребенок отказывается от прикорма — чаще предлагайте грудь или увеличьте количество смеси.

Постарайтесь воздержаться от поездок в шумные многолюдные места: если ребенок обычно тяжело реагирует на новых людей, громкие голоса и яркие образы, то в момент скачка развития ему будет еще труднее.

Следите за режимом

Ребенку важно высыпаться как никогда! Следите за комфортным временем бодрствования: иногда именно во время скачков развития оно увеличивается. Но не допускайте перегулов и переутомления.

Любой скачок развития — это временные трудности, которые обязательно пройдут. Будьте рядом и наслаждайтесь осознанием, что на ваших глазах и с вашей помощью маленький человек взрослеет и становится самостоятельным!

Не относитесь к обучению маленького ребенка просто как к прелюдии к “реальному” образованию

Во время этой критической фазы, детский мозг способен уникально усваивать информацию. Если уровень интеллекта определяется способностью к обучению, то детей в возрасте от 2 до 7 лет можно считать самыми умными людьми на планете.

Исследования показывают, что некоторые навыки не могут быть усвоены так же хорошо после этого первого критического периода развития мозга. Например, исследования показывают, что дети в этом возрасте лучше всего готовы для изучения закономерностей языкового развития, что позволяет им овладеть вторым языком на том же уровне, что и родным. Однако, как только дети достигают 8-летнего возраста, их уровень владения языком снижается, и они уже не могут говорить на втором языке также хорошо, как на родном. Такой же эффект обнаруживается при развитии музыкальных способностей, например, идеального слуха.

Примечательно, что родители Эйнштейна не записывали его на уроки физики — той области, которая в будущем привела его к Нобелевской премии. Вместо этого отец Эйнштейна познакомил его со своей работой инженера. Мать записала его на уроки игры на скрипке, потому что хотела, чтобы он любил и ценил музыку. Оба вида деятельности повлияли на комплексное развитие его молодого ума. Заманчиво думать о раннем детском обучении как о подготовке к “реальному” образованию. Но, возможно, именно эти годы имеют наибольшее значение совсем в другом – в оптимальном развитии всей мозговой деятельности.

Узелок на заметку

Для многих родителей ребенок становится единственной оставшейся возможностью реализовать собственные мечты и устремления.
Продолжить и умножить дело отца, матери или династии.
И в таких случаях любое авторитетное мнение, к сожалению, отступает на последний план, пропуская вперед родительские амбиции
и несбывшиеся надежды.

В развитии наших детей важно придерживаться принципа разумной достаточности.
Не забывать, что единственный способ развития нашего мозга – решение сложных задач и освоение новой полезной информации.
Без интенсивной работы целые участки коры засыпают и отмирают, а с ними уходят и возможности, и стимулы, и желание ставить
большие цели.
С другой стороны, разработка индивидуальной программы обучения должна соотноситься с физиологическими и психологическими
возможностями ребенка.
И здесь лучше поможет совет специалиста, а не информация, доступная на расстоянии компьютерной клавиатуры.

Не нужно быть нейрофизиологом, чтобы заключить: концепции воспитания и развития должны учитывать индивидуальные особенности
развития ребенка

И здесь важно не то, чего хотят от него родители, а то, что было бы интересно и полезно ему.
С чем он уже сегодня смог бы с работать интенсивнее, с удовольствием и отдачей, к чему проявляет интерес и склонности.. О того, как построите процесс дошкольного обучения ребенка во многом зависит его дальнейшая судьба и то, сможет ли он,
вписавшись в социум, сохранить свою индивидуальность.

О того, как построите процесс дошкольного обучения ребенка во многом зависит его дальнейшая судьба и то, сможет ли он,
вписавшись в социум, сохранить свою индивидуальность.

Поделитесь

https://goal-life.com/page/rebenok/rannee-detskoe-razvitie-mif1, 4151389216

Ещё почитать:

Нормы развития детей до полугода

Для наглядности приведем список основных навыков ребенка до полугода по месяцам в виде таблицы.

Возраст (мес.) Двигательные навыки Зрение Слух Эмоции Речь Интеллект 1 Конечности согнуты, присутствует множество рефлексов, выражены хватательный и сосательный рефлекс

Несколько минут фиксирует внимание на игрушке или лице взрослого. Следит за медленно передвигающимся перед глазами предметом или яркой игрушкой

Прислушивается к голосам, звукам, шуму погремушки. К 4-й неделе поворачивает голову на звук К 4 неделе улыбается маме. Радостно сучит ручками и ножками на обращенную к нему речь. Появляется комплекс оживления как реакция на близких людей. Использует простые гортанные звуки (а, э, гы, кх). Приспосабливается к окружающему миру, проявляет к нему интерес. 2 Разводит ручки в стороны, может повернуть голову, на животе ненадолго приподнимает голову. Пару секунд удерживает игрушку. Следит за игрушкой или предметом около 15 секунд. Фиксирует взгляд на них до 25 секунд. Видит предметы объемно. Концентрируется на звуках до 10 секунд. Поворачивает голову в их сторону. Комплекс оживления выражен ярче. Начинает гулить со звуками «ага», «агу», «гы». Плач интонационно окрашен. Интерес к внешнему миру растет, появляется координация рук и глаз. 3 Полминуты держит голову в вертикальном положении, до минуты – на животе. В таком положении упирается на локти. При поддержке подмышки упирается ровными ножками в поверхность. Хватает предметы не рефлекторно, а сознательно. С интересом следит за движущимся предметом или игрушкой. До 5 мин. может рассматривать ручки. Видит объекты на расстоянии до 60 см от глаз. Отводит глаза, а потом голову в сторону звука. При резком звуке замирает, хмурится и плачет. Сознательно строит контакт со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления ярко выражен. Активно и подолгу гулит. Сознательно и избирательно интересуется предметами окружающего мира. 4 Умеет поворачиваться на бок, пробует перевернуться на животик. Придерживает при кормлении грудь, бутылочку. Узнает близких людей, себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 минут. Реагирует на музыку. Точно поворачивает голову на звук. Различает родных по голосам. Смеется громко и заливисто. Отвечает на улыбку. Требует внимания взрослых. Активно гулит. В речи появляются первые слоговые цепочки. Действия становятся целенаправленными и осознанными. Понимает простые причинно-следственные связи. Интересуется всем новым. 5 Делает попытки сесть. Лежа на животе, упирается ладошками прямых рук. Изучает предметы ощупыванием, тянет их в рот. Отличает родных от чужих. Следит за предметом до 15 мин. Различает речь по интонациям. На звук поворачивается всем телом. Требует общения, привлекает к себе внимание. Интересуется другими детьми. Гуление певучее, протяжное. Интересуется предметами, удаленными до 1 м, а также разными частями своего тела. 6 Переворачивается с живота на спину. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Достает и хватает предметы, перекладывает их в руках. Держит бутылочку. Зрение становится острее – малыш различает мелкие предметы. Слух совершенствуется. Кроха слышит даже тихие звуки: шепот, шорохи. Испытывает любовь к родителям, ждет от них похвалы, любви и поддержки. Гуление переходит в лепет. Малыш повторяет до 40 слоговых вариаций. Ставит перед собой простые цели и понимает пути их решения (чтобы взять игрушку, нужно отодвинуть коробку).

Поощряйте любовь к обучению

Маленькие дети должны получать удовольствие от процесса обучения, а не сосредотачиваться на результатах. Педагоги и родители могут делать акцент на чувстве радости, возникающем от изучения чего-то нового. Мы должны помочь детям понять, что ошибки — это естественная, нормальная часть обучения.

Этот период также является временем для формирования гибкого мышления — убеждения, что таланты и способности развиваются благодаря усилиям, а не появляются (или отсутствуют) с рождения. Родителям и педагогам стоит избегать навешивания ярлыков на детей или делать универсальные заявления об их способностях. Даже такие комплименты, как “ты такой умный” — контрпродуктивны. Вместо этого подчеркните отдельные позитивные качества ребенка, такие как настойчивость, и создайте безопасное пространство для обучения. Дети научатся любить учиться, если мы будем проявлять энтузиазм по отношению к процессу, а не зацикливаться на результатах и личных качествах.

Признаки отставания ребенка на разных стадиях развития

Психологи уверены, что выявить и заблаговременно устранить возможные причины отставания в развитии можно еще с первых минут рождения ребенка. Но вот после 4 лет, возраста, считающегося переломным у многих детских врачей, эти признаки будут более очевидны и, если их упустить из виду, можно загубить общее развитие ребенка:

Обычно при нормальном развитии дети в возрасте 2 месяца могут концентрировать внимание на чем-либо. Отсутствие такого навыка должно насторожить родителей.
Отсутствие реакции на звуки или присутствие таковой в более резкой форме.
Отсутствие умения фокусировать взгляд на чем-либо может быть связано как с нарушением зрения, так и с отставанием в общем развитии.
Отсутствие умения улыбаться и «гулить» в возрасте 3 месяцев.
Когда дети подрастают, они обычно умеют отличать и запоминать звуки и даже некоторые слова

Отсутствие такового умения должно насторожить родителей.
В раннем школьном или дошкольном возрасте дети с отставанием в развитии могут плохо обучаться счету, чтению, редко схватывают основы правописания, неусидчивы и невнимательны, плохо говорят, у них наблюдается дисграфия (нарушения письма) и дислексия (расстройство речи).

Безусловно, наличие пары признаков из списка еще не повод ставить окончательный диагноз. Для его уточнения лучше всего обратиться к детскому психологу, поскольку логопеды, которые также иногда ставят диагнозы, могут быть не всегда точными в своих наблюдениях.

Иногда придется обращаться к психиатру (например, в случае с детским аутизмом).

*****

Исправить ситуацию при наличии отставания в развитии детей можно только систематическими занятиями с необходимыми специалистами, поскольку в зрелом возрасте исправить такую ситуацию крайне трудно.

2 512

Миф 1 разрушен

На слайде ниже представлена сравнительная динамика изменения организации сенсомоторной коры головного мозга – участка,
«отвечающего» за двигательную активность.
Благодаря повышенной активности сенсомоторная кора мозга ребенка созревает раньше многих других.
На снимке картинка нейронной сети одного и того же ребенка 3-8 лет.

Левая часть рисунка, соответствующая уровню развития мозга ребенка 3-х лет отличает малое количество нейронных связей, в 8
лет сеть развита значительно лучше.
Это означает, что пропорционально видимым изменениям возросла его активность и адаптивные способности.

Приведем следующий пример – слайд с организацией нейронной сети, но уже фронтального участка коры головного мозга того же
ребенка. Сравнительные характеристики представлены в динамике для возраста 6 и 19 лет.
Заметим, что фронтальная область коры коррелируется с ассоциативным мышлением и созревает значительно позже.

Обратите внимание: уровень развития фронтального участка коры головного мозга в 6 лет практически ничем не отличается от
уровня развития сенсомоторного участка в 3-х летнем возрасте.
Слабое развитие этого участка коры объясняет, почему в 6 летнем возрасте ребенок не способен проявить волю и не готов к
произвольной внутренней саморегуляции. В этом возрасте он полностью зависит от тех условий развития, которые создают родители.
И настаивать, к примеру, на том, чтобы ребенок учился по 40 минут кряду, радуя при этом педагогов и родителей результатами
бессмысленно.
И не просто бессмысленно, вредно: информационная перегрузка стимулирует защитный механизм: мозг блокирует подобную информацию
«на будущее»

В результате вместо прогресса на практике наблюдается регресс.

Интенсивное развитие мозга продолжается до 25 лет, но и по достижении этой возрастной планки не оканчивается.
Наука подтверждает: в случае, если мозг получает сложную, не знакомую задачу, он организует для ее решения новые нейронные
связи – синапсы вне зависимости от возраста.
Больше всего новых, нестандартных и сложных задач за свою физиологическую жизнь мозгу приходится решать в детском возрасте,
в процессе развития и первого знакомства с многогранными проявлениями реальности.
Поэтому и интенсивность развития мозга в раннем возрасте максимальна.
Но рассуждения о том, что мозгу отпущено для развития ограниченное время – откровенная спекуляция недоброкачественной
информацией, проще говоря «утка», с надеждой получить на обучающих программах раннего развития осязаемые дивиденды.

«Окно развития» ребенка закрывается в 4-6 лет

Используя в воспитании принципы, предлагаемые социальными институтами дошкольного образования, родители чаще без боя
соглашаются сложить с себя ответственность за формирование личности будущего Человека.
Без размышлений и сомнений они принимают на веру мифы, навязываемые подобными социальными программами.
Воспитывая ребенка «в духе времени», они руководствуются псевдонаучной непроверенной информацией, вроде той, что для
дальнейшего развития ребенка в «эффективного человека», идущего в ногу с цивилизацией, до 4-6 лет нужно успеть закачать в
его мозг максимально возможный объем знаний и навыков.
В противном случае «окно развития» закроется, и все последующие попытки наверстать упущенное в старшем возрасте окажутся
малоэффективны.

Таким образом, многие действительно верят и даже руководствуются распространенным заблуждением, что мозг человека эффективно
усваивает, развивается и сохраняет полезную информацию только до 4-6 лет, после чего используют полученные базовые знания и
навыки, формируя логический ассоциативный ряд.
Руководствуясь подобной околесицей серьезно, родители и педагоги от сохи в компании доморощенных психологов разрабатывают
программы интенсивного обучения, которые наносят психике и здоровью ребенка непоправимый ущерб.
Разрушить эту опасную легенду помогут результаты научных исследований, проведенных в
Институтом возрастной физиологии РАО.

Что же можно противопоставить мифу о временном «окне восприятия»? Попробуем разобраться.

Когда нужно срочно посетить специалиста?

Об отставании в физическом развитии указывают следующие признаки:

  • ребёнок плохо ест без видимой причины;
  • к 1,5 годам не ходит самостоятельно;
  • часто падает, неуверенно ходит, ему не удается удержать равновесие при сидении, стоянии или ходьбе;
  • не может схватить маленькие вещи и игрушки, которые раньше держал без труда;
  • не в состоянии проследить взглядом за движущимся предметом;
  • не играет в подвижные игры.

При задержке социально-эмоционального развития у детей чаще всего наблюдается следующее:

  • малыш не реагирует на свое имя;
  • не обращает никакого внимания на других детей и взрослых, избегает общения с ними, не может выстроить зрительный контакт,
  • его поведение и настроение постоянно резко меняются;
  • у него осталась младенческая привычка сосать большой палец;
  • он не различает эмоции близких и сам имеет скудный эмоциональный диапазон.

То, что происходит задержка умственного развития, подтверждает тот факт, что к двум годам ребенок не знает назначения хорошо знакомых бытовых предметов (например, чашки, ложки, телефона), и не проявляет какого-либо интереса к играм, предметам, окружающему миру. Кроме того, он не реагирует на новые предметы, хорошо знакомых людей, не способен установить простейшие причинно-следственные связи.

Что касается речевого развития, то о его задержке у двухлетнего малыша свидетельствуют следующие признаки:

  • не слышит и не понимает обращенную речь;
  • не произносит простейшие слова, даже из «своего» языка;
  • не может составить фразу из двух-трех слов;
  • не отвечает на простые вопросы;
  • не выражает словесно свои потребности.

Главная ошибка родителей, чей малыш отстает в развитии – это принятие на веру слов бабушек или сердобольных соседей, мол, перерастет. Пока вы ждете, что «перерастет», драгоценное время будет упущено.

На пути к первому юбилею

Вот сколько всего умеет делать ребенок в полгода. В следующем полугодии его навыки развиваются еще более стремительно. Из грудничка малыш быстро превращается в «ползунка», а затем и в «ходунка».

Возраст (мес.)ДвиженияУменияЭмоцииРечьИнтеллект
7Сидит без опоры, может перевернуться на живот и обратно. Ползает на четвереньках. Любит бросать предметы. Перекладывает их в руках, стучит ими по поверхностям.Пьет из чашечки в руках взрослого, хорошо кушает с ложечки. Подолгу может «мусолить» сухарик, баранку.Хочет быть центром внимания. Но теперь – для совместных игр.Активно лепечет. Произносит четкие сочетания слогов («ба-ба», «да-да», «ма-ма»)Понимает простые причинно-следственные связи (смотрит, куда упадет брошенная игрушка, ищет глазами дверь на кухню, когда голоден)
8Поднимается на ножки по опоре. При поддержке переступает ножками. Активно ползает. Уверенно сидит.Тянет руки к своим вещам, узнавая их. Держит в руке и ест хлеб.Начинает бояться незнакомцев, боится потерять близкого человека из поля зрения.Слогов и слогосочетаний в лепете становится все больше.Начинает все вокруг исследовать и изучать (особенно устройство игрушек). Ищет выпавшую из рук игрушку.
9Держится за опору одной рукой, переступая, хватаясь свободной рукой за игрушку или другую опору. Подолгу сидит и ползает.Пьет из чашки в руках взрослого, придерживая ее руками. Может держать ложку. Не хочет отдавать предмет из рук. Готов приучаться к горшку.Испытывает множество эмоций (страх, удивление, радость, гнев). Стремится увлечь взрослых своими играми.Появляются первые указательные «слова». Понимает просьбы и запреты.Отделяет себя от взрослого, считает себя самым главным. Развивается память.
10Может стоять без опоры или поддержки. Передвигается по опоре или толкая стул.Катает мячик, собирает пирамидку, возит машинку. Поднимает упавший предметПоявляется чувство юмора. Любит играть в прятки. Расстраивается, услышав запрет. Контактирует с другими малышами.Повторяет за взрослыми слоги. Может произносить первые слова (мама, дай, там)Развиваются все ощущения: становятся острее зрение, слух, вкус, обоняние, тактильное восприятие. Улучшается память.
11Уверенно стоит без опоры, расставив ножки, удерживая равновесие руками. Ходит с поддержкой.При захвате предмета, игрушки раскрывает ладошку соответственно его размерам, показывает пальчиком туда, где его что-то заинтересовало. Может набирать еду ложкой.Понимает, что взрослыми можно манипулировать, и пытается делать это. Может кивком головы обозначить «да» или «нет».Знает несколько простых слов, может повторять новые за родителямиНастойчиво добивается цели, многократно повторяя действие. Появляются признаки сюжетности в игре с игрушками (кормит куклу, укачивает мишку, перевозит груз на машине). Осмысливает всю получаемую информацию.
12Самостоятельно приседает, наклоняется за игрушкой. Преодолевает ступеньки приставным шагом. Проходит сам несколько метров.Самостоятельно пьет из чашки, может пользоваться ложкой.Испытывает кризис первого года жизни, связанный с «отделением от взрослых» из-за освоения навыка ходьбы. Становится капризным и непослушным.Может произносить несколько простых слов и несколько подражательных. Понимает, о чем речь, даже если не видит предмет.Начинает понимать обобщающие категории предметов (мебель, транспорт, пища) или игрушек (мячи, машины, кубики, куклы). Начало формирования произвольного внимания.

Что такое скачки развития

На первом году жизни развитие ребенка происходит очень стремительно. За относительно короткий период времени (по сравнению со средней продолжительностью жизни) малыш осваивает основные моторные навыки (учится сидеть, вставать, ходить), а также совершает огромный рывок в нервно-психическом развитии.

Развитие ребенка происходит скачкообразно: после периода относительного спокойствия возникают периоды, когда ребенок за короткое время приобретает новые навыки и умения. Скачки развития — это моменты в жизни вашего ребенка, когда в мозге формируются новые нейронные связи, благодаря которым малыш смотрит на мир не так, как раньше.

Изменения, происходящие в жизни ребенка, как правило, вызывают бурную эмоциональную реакцию, потому что мозг малыша с трудом справляется с объемом поступающей информации. Во время очередного кризиса родители замечают следующее:

  • ребенок становится более капризным, беспокойным, раздражительным;

  • малыш требует больше внимания к себе, чем обычно, — постоянно просит тактильного контакта, предпочитает находиться постоянно на руках;

  • портится сон: ребенок чаще просыпается ночью, дневные сны становятся короче, а процесс укладывания затягивается;

  • ухудшается аппетит.

Как пользоваться, зная показатели роста и веса ребёнка

Применять таблицы просто и удобно. Нужно взвесить и измерить малыша, найти его возраст и посмотреть, в какой коридор попали его данные. Центильный коридор — это интервал центильной шкалы, соответствующий показателям вашего ребёнка. Для удобства центильные коридоры обозначены цифрами от 1 до 8, а столбцы, обозначающие норму, выделены цветом. Показатели, находящиеся слева (1–3) и справа (6–8), оцениваются как ниже и выше среднего значения. Коридоры 2 и 7 — это зоны внимания, которые могут потребовать дополнительных консультаций. Коридоры 1 (очень низкий) и 8 (очень высокий) — есть вероятность патологии развития. Под номерами коридоров указаны количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

Для того, чтобы пользоваться центильными таблицами, малыша нужно измерить

Значение центилей и соответствие нормам — таблица

показатель коридоров
центили
область величин
встречается у здоровых детей
рекомендации
оценка развития
1 и ниже
до 3
очень низкая
в 3% случаев
Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов.
низкое
1–2
3–10
низкая
в 7% случаев
Нужно обратить внимание, требуются дополнительные консультации специалистов.
гармоничное, ниже среднего
2–3
10–25
ниже среднего
в 15% случаев
Не нуждается в дополнительных обследованиях
гармоничное, соответствующее возрасту
3–6
25–75
средняя
в 50% случаев
6–7
75–90
выше среднего
в 15% случаев
7–8
90–97
высокая
в 7% случаев
Нужно обратить особое внимание, требуются дополнительные консультации специалистов, если есть отклонения в состоянии здоровья.
гармоничное, опережающее возраст
8 и за пределами коридора
выше 97
очень высокая
в 3% случаев
Требуются дополнительные обследования и консультации специалистов.
опережающее возраст

Среднеквадратическое отклонение

Среднеквадратическое отклонение «σ» (принято обозначать греческой буквой сигма) позволяет оценить, насколько значения из множества могут отличаться от среднего значения. Оценка длины тела/роста с использованием «σ» произ­водится посредством расчёта среднеквадратических отклонений от 50% значений показателей роста дан­ной возрастной группы.

Оценка показателя:

  • в пределах ± 1 σ — рост средний;
  • от ± 1 σ до ± 2 σ — рост ниже/выше среднего;
  • от ± 2 σ до ± 3 σ — рост низкий/высокий;
  • выход за пределы +/- Зσ — рост очень высокий (гигантизм)/очень низкий (карликовость).

От рождения до года

Новорожденный ребенок за первый год своей жизни делает невообразимый рывок в освоении всевозможных навыков. Бдительные родители всегда следят за их динамикой. Но часто мы склонны «несколько преувеличивать» ситуацию – для самоуспокоения и гордости перед окружающими. Как только ребенок сделал пару первых шагов, мы радуемся: он ходит! Едва он взял ложку в ручку, восторгаемся: он сам ест! Часто подобное поведение может стать причиной того, что родители не замечают: их ребенок освоил тот или иной навык слишком поздно или пока не освоил вовсе (не заговорил к году – не страшно, всему свое время).

Каковы же основные достижения ребенка до 1 года? На что обращать внимание? За первые 12 месяцев он научится:

  • держать голову,
  • лежать на животе,
  • переворачиваться,
  • ползать,
  • сидеть,
  • вставать, стоять и ходить,
  • улыбаться, хмуриться и выражать другие эмоции,
  • следить за предметами, яркими игрушками, громкими и тихими звуками,
  • играть в прятки,
  • брать игрушки, играть ими, отдавать их взрослым,
  • общаться с помощью гуления, лепета, жестов и эмоций,
  • сопереживать окружающим,
  • реагировать на свое имя,
  • прощаться и приветствовать окружающих жестами,
  • узнавать своих и чужих, доверять другим людям, не только родным,
  • говорить первые «настоящие» слова,
  • понимать первые запреты,
  • реагировать на похвалу,
  • понимать, что предмет есть, даже если его спрятали,
  • понимать, что мама вернется, если ушла,
  • кушать ложкой и пить из чашки самостоятельно.

Не правда ли, список внушительный? Но – довольно усредненный: кто-то умеет немного больше, кто-то чуть меньше. В целом же психическое, физическое, эмоциональное и речевое развитие с рождения до первого юбилея ребенка проходит огромный путь, достойный восхищения.

Что такое центили и центильные таблицы в педиатрии

Принцип этих таблиц состоит в том, что центили делят значения на 100 интервалов, чаще всего используют: 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97-й. Центили — это данные величин (роста, веса, окружности головы и грудной клетки), которые имеет определённое количество обследуемых детей. Их используют для того, чтобы быстро оценить, как развивается ребёнок, соответствуют ли его данные норме (среднему значению, свойственному большинству ребят в конкретном возрасте). Нормой считается количество признаков, характерное для половины здоровых мальчиков и девочек, то есть интервал от 25 до 75 центилей. Эталоном считается признак физического развития, определяемый как 50-й центиль.

Как рассчитать, когда у ребенка будет скачок развития

Чтобы рассчитать дату предполагаемого времени очередного скачка роста, достаточно иметь перед собой календарь на год: отсчитывайте от дня рождения малыша недели, и вы будете готовы к новому кризису.

Есть один важный нюанс: скачки развития принято рассчитывать от предполагаемой даты родов (ПДР). Поэтому, если малыш родился раньше срока, расчет стоит вести именно от ПДР.

Сейчас в свободном доступе большое количество таблиц и калькуляторов по расчету скачков развития, где вы можете просто ввести день рождения ребенка, и программа автоматически за вас сделает календарь на целый год индивидуально для ребенка.

Фокусируйтесь на разностороннем, а не на углубленном развитии

Один из способов избежать фокусирования на результатах на этой стадии развития — это поставить в приоритет развитие широкого спектра навыков через разностороннюю деятельность, вместо концентрации на развитии какого-то одного навыка. Открытие для себя видов деятельности в разных областях закладывает в ребенке основу для освоения самых разнообразных навыков. Это лучшее время для привлечения детей к музыке, чтению, спорту, математике, искусству, науке и языкам.

В своей книге “Диапазон” Дэвид Эпштейн (Range, David Epstein) утверждает, что разносторонний опыт часто упускают из виду и недооценивают. В какой-то момент жизни может быть уместно сосредоточиться на совершенствовании конкретного навыка. Но люди, которые изначально разбираются в нескольких сферах и умеют мыслить творчески и абстрактно, — это те, кто процветают в нашем быстро меняющемся мире. Другими словами, нашему обществу нужны всесторонне развитые личности.

Разносторонность особенно важна для детей в возрасте от 2 до 7 лет. Их развивающийся мозг готов впитывать в себя широкий спектр навыков. Этот “период выборки”, как называет его Эпштейн, является интегральным. Позже у них будет достаточно времени, чтобы углубиться в изучение определенного навыка.

Коридоры развития детей: что это такое

Впервые услышав об этом термине от участкового педиатра, сразу не поняла, в чем дело. Однако здесь нет ничего «страшного» — речь идет об антропометрических показателях оценки развития ребенка (рост, вес, окружность головы и груди).

«Ваш малыш по росту находится в пятом коридоре», — сообщает ваш «детский» врач. Это означает, что показатель роста ребенка, который оценивается с помощью специальной центильной таблицы, является средним.

Примечательно, что нормативные показатели для мальчиков и девочек немного отличаются.

На очередном плановом осмотре педиатр проводит все необходимые измерения, сравнивает с данными таблиц и на этом основании делает вывод о развитии ребенка. Сегодня при желании мамочки могут найти эти таблички на специальных тематических сайтах. Однако все-таки лучше проконсультироваться у педиатра, не так ли? Доктор научит правильно пользоваться центильными таблицами, а также «развеет» возможные сомнения и волнения.

Например, средними считаются показатели, соответствующие интервалам 25 – 50 – 75%. А если после измерения и оценки показали малыша относят к 3 – 10% или 90 – 97%, то это повод насторожиться и неотлагательно проконсультироваться у врача.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий