Почему дети все тянут в рот

Источники

  • Chi P., Wang XJ. . // Zhonghua Wei Chang Wai Ke Za Zhi – 2021 – Vol24 – N4 – p.297-300; PMID:33878817
  • Shih HS., Winstein CJ., Kulig K. Young adults with recurrent low back pain demonstrate altered trunk coordination during gait independent of pain status and attentional demands. // Exp Brain Res – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33871659
  • Carannante F., Bianco G., Lauricella S., Mascianà G., Caricato M., Capolupo GT. TaTME approach as a rescue during a laparoscopic TME for high rectal cancer. A case report. // Int J Surg Case Rep – 2021 – Vol82 – NNULL – p.105870; PMID:33857768
  • Baek SJ., Piozzi GN., Kim SH. Optimizing outcomes of colorectal cancer surgery with robotic platforms. // Surg Oncol – 2021 – Vol37 – NNULL – p.101559; PMID:33839441
  • Shimizu J., Iba K., Emori M., Sasaki M., Yamashita T. Reconstruction Using Free Vascularized Fibular Grafts after Wide Resection of Humerus Chondrosarcoma in a Patient with Cleidocranial Dysplasia. // Case Rep Orthop – 2021 – Vol2021 – NNULL – p.2302879; PMID:33747589
  • Del Gutiérrez Delgado MP., Mera Velasco S., Turiño Luque JD., González Poveda I., Ruiz López M., Santoyo Santoyo J. Outcomes of robotic-assisted vs conventional laparoscopic surgery among patients undergoing resection for rectal cancer: an observational single hospital study of 300 cases. // J Robot Surg – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33743145
  • Flynn J., Larach JT., Kong JCH., Warrier SK., Heriot A. Robotic versus laparoscopic ventral mesh rectopexy: a systematic review and meta-analysis. // Int J Colorectal Dis – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33718972
  • Ziati J., Souadka A., Benkabbou A., Boutayeb S., Ahmadi B., Amrani L., Mohsine R., Anass Majbar M. Transanal total mesorectal excision for patients with rectal cancer : a Systematic review and meta-analysis. // Gulf J Oncolog – 2021 – Vol1 – N35 – p.66-76; PMID:33716215
  • Nasir I., Mureb A., Aliozo CC., Abunada MH., Parvaiz A. State of the art in robotic rectal surgery: marginal gains worth the pain? // Updates Surg – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33675509
  • Jayasimha S., Nagasubramanian S., Jayanth E ST., Muthukrishna Pandian R., J C., Kumar S. Management of proximal migration of double-J stents after Anderson-Hynes pyeloplasty in children. // J Pediatr Urol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33622628

Что скрывается за вредной привычкой?

Прежде чем начать что-то предпринимать, необходимо разобраться, почему ребенок делает ненужные действия. Откуда появилась привычка, в чем изначальная причина, а уж потом принимать меры по ее устранению. Итак, что же может скрываться за вредной привычкой?

Особенности отношений с родителями

Оказывается, часто ребенок повторяет какие-либо действия только ради того, чтобы на него снова и снова обращали внимание. Потребность во внимании движет детьми всегда, когда они повторяют манипуляции, на которые родители незамедлительно реагируют.

Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки

Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.

Также ребенок может тревожится, переживать из-за сложной домашней обстановки, и тогда вредная привычка может стать своеобразным способом разрядки. Например, постоянно рвать волосы или кусать губу малыш может, если испытывает злость и обиду на родителей, которым все время не до него.

Существует также ряд примеров, где причиной возникновения вредных привычек становится неправильное воспитание. А именно неустойчивость норм и правил, отсутствие согласованной линии общения с ребенком в семье. Например, мама говорит, что грызть ногти – это неправильно и наказывает за это. А папа, в свою очередь, жалеет сына или дочь, и начинает спорить с супругой прямо на глазах у ребенка. К слову сказать, не правы в этом случае будут оба родителя.

Как уже говорилось ранее, дети повторением действия часто пытаются скомпенсировать нехватку внимания, поддержки, любви и так далее. То есть, это может быть неосознанной попыткой саморегуляции и выражения тех чувств, которым не находится места в отношениях с родителями.

Повышенная тревожность и стресс

Нередким случаем среди причин возникновения вредных привычек у детей является навязчивое действие, как способ справиться со стрессом или успокоиться. Так, ребенок может грызть ногти каждый раз, когда его кто-то критикует или качаться из стороны в сторону всегда, когда ему страшно: в незнакомой обстановке, в кабинете врача, у классной доски.

А вот плакать без повода, когда мама уходит в туалет или просто в другую комнату, могут дошколята с повышенной тревожностью. Внутренне напряжение также может давать почву для формирования вредных привычек у детей. Например, сосание пальчика может быть вызвано именно этой причиной.

Немаловажно и то, что дети, очень подвержены к стрессам в случае резких изменений в жизни. Как пример можно привести рождение второго ребенка, переезд, начало обучения в школе и так далее. Подобные события вызывают у ребенка напряжение, тревогу и он, к примеру, неосознанно начинает регулярно рвать волосы на голове

Подобные события вызывают у ребенка напряжение, тревогу и он, к примеру, неосознанно начинает регулярно рвать волосы на голове.

Особенности поведения и темперамента ребенка

В случае родительских требований несоразмерных возможностям ребенка тоже может формироваться нежелательное поведение. Так малыш может качать ногами на стуле, когда заставляют постоянно и всюду сидеть спокойно. Или, например, ребенка вынуждают слушать что-то неинтересное очень долго, и он начинает ковыряться от скуки в носу. При многократном повторении ситуации все это перерастает в привычку.

Гиперактивность также является одной из причин регулярно повторяющихся навязчивых действий. Не имея возможности разрешённым способом проявлять активность, такой малыш, например, может постоянно бегать по кругу по комнате.

Это сенсорная стимуляция?

Сенсорные проблемы также очень часто встречаются, как у детей, так и у взрослых в спектре аутизма. Иногда это приводит к поиску определенных сенсорных ощущений, например, жеванию предметов или одежды.

В случае вашего сына на подобный сенсорный поиск могут указывать следующие признаки:

— ему трудно держать руки при себе

— ему трудно усидеть на месте (гиперактивность)

— его привлекают сильные запахи

— он постоянно ищет зрительную стимуляцию (может выражаться в радости от зрительной стимуляции, например, карусели, включенных вентиляторов или ярких огней)

Другой признак того, что поедание несъедобного может быть вызвано сенсорным поиском — это изменение настроения сына во время этого поведения. Он кажется скорее счастливым, чем тревожным, когда жует свою рубашку? Если да, то жевание является для него методом самоуспокоения.

Истерика началась — 4 простых шага

Если предупредить истерику не получилось, не волнуйтесь. В первую очередь оцените, не угрожает ли ситуация жизни и здоровью ребенка. Если физически ним все в порядке, то состояние родителя выходит на первый план. Простой пример. Вы летите в самолете, его начинает потряхивать. Вы сразу смотрите на стюардесс: если они спокойны, то вам тоже становится спокойнее. Так и здесь.

Этап 1. Оцениваем свое состояние

В первую очередь скажите себе, что вы не виноваты в том, что происходит это нормальное явление, и постарайтесь успокоиться. Поможет в этом дыхание, например, метод «дыхания квадратом»: вдох — задержка, выдох — задержка и т.д. Можно попробовать очень активное дыхание: вдох через нос, выдох через рот — и начинаете дышать все быстрее, а потом на пике, когда уже не можете захватывать воздух, замедляетесь и постепенно расслабляетесь.

Также помогает отсоединение. Самое простое — это сделать два шага от ребенка. На эти несложные манипуляции уйдет секунд 20, но это поможет быстрее истерику свести на «нет». Как минимум, вы потом не будете винить себя, что не удержались и наорали на ребенка или ударили его.

Этап 2. Присоединение
Если вы понимаете, что истерика ребенка не выводит вас из себя, вы можете присоединиться к ребенку. Опуститесь так, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребенка. Вовсе не обязательно, чтобы он смотрел на вас, но вы должны быть на одном с ним уровне.

Когда истерика нарастает, ребенок может не дать себя обнять, начнет вас отталкивать. Вы не настаиваете и выполняете «молчаливое присоединение»: просто находитесь рядом. Можно попробовать положить руку на плечо, если он разрешает, немного похлопать. Можно сказать: «Хорошо, я буду рядом, я вижу, что ты злишься, но я буду рядом, никуда не уйду». 

Этап 3. Принятие эмоций

Когда волна истерики начинает спадать — ребенок смиряется с тем, что не получит желаемого, появляются так называемые слезы тщетности — вы переходите к контактному присоединению, обнимаете, гладите и проговариваете эмоции:

Кажется, очень просто. Но многие сталкиваются на этом этапе с проблемами. Во-первых, банально очень непривычно говорить такими словами. Во-вторых, сложно понять, а что именно чувствует ребенок. Это происходит потому, что мы сами порой не можем понять, что чувствуем. Базовых эмоций немного: злость, страх, стыд, вина, отвращение, грусть, радость. Вы можете спокойно называть ту, которую, как вам кажется, испытывает ребенок. Если вы ошиблись, он поправит.
 

И еще один важный момент на этом этапе — не обесценивать переживания ребенка: «Да, здесь какая-то ерунда», «Разбилась игрушка? Мы купим другую», «Да забей, что ты плачешь», «Бывает, все теряется». Для ребенка то, что случилось, — это настоящая трагедия, какой бы абсурдной ситуация ни казалась. Для ребенка потеря машинки может быть не менее горькой, чем, например, потеря любимой сумки для мамы.

Есть и другой способ обесценивания — это быстро начать помогать: «Давай вот это сделаем — и все пройдет».

Ребенка не надо торопить, нужно дать эту эмоцию прожить. Вы сами увидите, что он затихает и начинает к вам прислушиваться, и тогда можно перейти к завершающему этапу.

Этап 4. Диалог.

Когда ребенок обратил на вас внимание, спросите:

Действуем в зависимости от возраста: чем меньше ребенок, тем больше ответственности мы берем на себя, встаем в сильную доминантную позицию. А если это подросток, он, скорее всего, откажется от вашей помощи и сам пойдет разруливать ситуацию.

Таким образом, главное в истериках то, что ребенок учится узнавать свои эмоции, проживать и решать проблему. 

Уровень активности и склонность к исследованию окружающего мира

В возрасте пяти лет дети испытывают непомерный интерес ко всему, что находится вокруг них. Это связано с их активностью и жаждой исследования окружающего мира. В этом возрасте они находятся в стадии быстрого развития, в результате чего их познавательные способности растут с каждым днем.

Ребенок, который тянет все в рот в 5 лет, может делать это в своем стремлении узнать о мире больше. Он использует рот, как один из инструментов для изучения предметов. Осязание и ощущение предметов ртом позволяет ему получить новые сенсорные впечатления и узнать о свойствах окружающих предметов. Такой подход к исследованию является естественным и служит развитию моторики и когнитивных способностей у ребенка.

Важно понимать, что ребенок в этом возрасте только начинает осваивать мир и еще не всегда понимает, какие предметы можно брать в руки, а какие – нет. Поэтому важно создать для него безопасную среду, где будет минимальный риск получения травм или поедания чего-то опасного

Для решения этой проблемы родители могут предоставить ребенку разнообразные развивающие игрушки, которые позволят ему исследовать мир в безопасной форме. Также можно проводить с ребенком игры, в рамках которых будет происходить знакомство с различными текстурами и материалами

Важно постоянно наблюдать за ребенком, чтобы в случае появления опасного объекта быть рядом и предотвратить потенциальный вред

Будучи активными и любознательными, пятилетние дети нуждаются в подходящих стимулах для развития исследовательских навыков. Родители и педагоги могут научить их, как правильно использовать руки и глаза для познания мира, предоставить возможность участвовать в различных активностях, а также создать безопасные условия для исследовательских действий.

Помогая ребенку в развитии его исследовательских способностей и стимулируя его активность, родители смогут предотвратить, что ребенок будет тащить все ротом в 5 лет

Важно помнить, что это временное явление, связанное с его любопытством и стремлением к познанию мира, и постепенно оно должно уйти само собой, когда ребенок станет старше и будет уметь лучше ориентироваться в окружающем мире

Советы специалистов

Чтобы отучить малыша от вредной привычки, специалисты рекомендуют:

играть вместе. Рассказывать малышу о происхождении и назначении мелких деталей: «Это колпачок от ручки. Его можно снять и надеть обратно», «Это кубик. Давай поставим его так, чтобы получилась картинка»;

учить взрослому поведению. Дети любят новые игры, поэтому родители могут взять это на вооружение. Следует рассказать малышу о том, что такое мусор и куда его нужно выбрасывать. Однако у этого метода есть недостаток. Когда ребенок научится пользоваться ведром, в нем может оказываться все, что лежит на полу (в т. ч. нужные вещи). Чтобы избежать этого, стоит завести для малыша отдельный игрушечный контейнер;

отвлекать

Нужно хвалить малыша за хорошее поведение и направлять его внимание на другие вещи, когда он пытается поступить неправильно. Если ребенок тянет что-то в рот, стоит отвлечь его книгой, игрой или даже едой.

Многие родители допускают ошибки во время воспитания:

  1. вырывают предметы из рук. Когда взрослые пытаются забрать какую-то вещь у ребенка, она приобретает для него максимальную ценность. Малыш выпустит предмет только тогда, когда его отвлечет что-то более интересное;
  2. приказывают, кричат. Не стоит использовать авторитарный подход, сопровождать действия словами «нельзя, потому что я так сказала» и уж тем более демонстрировать физическую силу. Дружелюбное общение подкупает и вынуждает идти на компромисс, а крики – вызывают стресс и усугубляют вредную привычку.

Похожие и рекомендуемые вопросы

Ребенок в 1.2 все тащит в рот! Заниматься невозможно! Моему ребенку год и 2 месяца,…

Аутизм, зпр или зрр Сыну 1.5 года. На имя не отзывается, просьбы выполняет иногда….

ЗРР и ЭЭГ в 2 года Подскажите пожалуйста по нашему вопросу! Обратились к неврологу…

Запустили ребёнка? Нам 2 года и мы почти ничего не понимаем и не разговариваем. Нет…

Моторное развитие Доктор! Дочке 1,3 (родилась в 33-34 недели), 8/8 апгар, на данный…

1, 5 года не говорит Ребенку 1,5 года, он не говорит, почти ничего. До года начинал….

Нормотипичное разаитие ребенка Ребенку 1,5. Пошли ровно в год (правда долго расхаживались)….

Ребёнок в год и 8 лабилеен Ребенку год и 8, родился естественным путем,8-9 по апгар,…

Ребенок не ходит в 1,3 норма? Моей дочери год и три месяца, она не ходит самостоятельно….

Пантогам в год Подскажите пожалуйста как быть, в год с сыном проходим врачей, были…

Развитие ребенка к годику Моему ребенку 11 месяцев.
Не интересуют игрушки, не собирает…

Поведенческие особенности у ребенка Ребёнок ест очень избирательно, 4 вида продукта….

Не показывает части тела, животных, не говорит папа, баба, Помогите пожалуйста разобраться,…

Соответствует ли развитие в 1.5 года Были с ребёнком у невролога в 6 мес, отклонений…

Консультация по анализам ребёнка 3 лет Проконсультируйте пожалуйста по анализам, сдавали…

Развитие в 5 мес Доктор. Хотелось бы услышать нормально ли развивается мой ребёнок….

Развитие ребёнка до года У меня вопрос по развитию детей до года. Дочери 6.5 месяцев….

Как должен вести себя ребёнок Ребёнку почти 7 месяцев. Малыш активный – ползает, ходит…

Ребенок тянет в рот только левый кулачок Подскажите пожалуйста. Ребенку 3 месяца и…

Непоседливый грудничок Моему сыну 8-ой месяц. Дело в том, что он какой-то неуёмный…

Ребенок раскачивается

Бывает, что родители дошкольников (а иногда и школьников) замечают, как их ребенок ритмично раскачивается из стороны в сторону, скручивается и раскручивается, совершает шаблонные наклоны головы. Такое состояние часто случается до, после или во время сна.

На первом году жизни такие движения помогают ребенку познать возможности своего тела, найти баланс. После года — превращается в привычку, которая может сохраниться и во взрослом возрасте.

Причины

Физиологические

  • Нарушение мышечного тонуса.
  • Ограничение физической активности.
  • Физическое перенапряжение.
  • Гипочувствительность вестибулярной системы.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Гипоксия.
  • Болевые или дискомфортные ощущения.
  • Нарушения нервно-психического развития.

Психологические

  • Эмоциональная или интеллектуальная перегрузка.
  • Нехватка родительского внимания.
  • Разлучение со значимым взрослым.
  • Неблагоприятная семейная обстановка.
  • Ощущение удовольствия от совершаемого движения.
  • Попытка успокоиться.

Что делать

  • Обратиться за консультацией к неврологу и педиатру.
  • Обратиться за помощью к детскому психологу и нейропсихологу.
  • Разнообразить питание жирами (мясо, бульон, рыба, сливочное масло, орехи): такие продукты «любит» нервная система.
  • Включить в режим долгие активные прогулки на свежем воздухе.
  • Играть в совместные сенсорные игры (с пластилином, водой, песком, игрушками-антистресс, природными материалами).
  • Снизить требования и постараться избегать наказаний.
  • Включаться в эмоции ребенка.
  • Усилить тактильный контакт.
  • Сделать ребенку укромное местечко: накрыть пледом палатку или стол одеялом.
  • Позаботиться о гигиене сна и адекватном режиме дня.
  • Не останавливать ребенка резко во время качаний.
  • Не наказывать за раскачивания, не упрекать, не высмеивать, не критиковать.
  • Не бояться и не приписывать ребенку диагнозы.

Что делать если ребенок врет

Поймите, что ребенок лжет не для того, чтобы испортить ваше настроение и не потому, что он превращается в преступника. Ложь — неэффективная модель преодоления сложностей, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Поэтому нужно помочь ребенку найти другой способ решения проблем. 

Итак, как бороться с враньем ребенка:

Найдите коренную причину лжи. Если малыш совсем маленький, учите разделять реальность и мир фантазий: объясняйте, что истории во сне вымышленные, они не происходят на самом деле. Если ребенок посмотрел страшный мультфильм, объясните, что это вымысел. Если малыш утверждает, что он может летать, как супермен, скажите: «Да, было бы здорово иметь такую супер-силу. Но она не реальная.»
Не провоцируйте ребенка на вранье: «Кто это сделал? Что произошло? Как ты мог даже подумать такое сделать?» Его пугают такие вопросы и он начинает просто отгораживаться, используя ложь

Поэтому важно не ставить ребенка в позицию, когда он только может соврать. 
Измените свою реакцию: «Ага, я вижу, что ты нарисовал на обоях. Это, конечно же, плохо

Давай подумаем, как мы можем исправить ситуацию.» Или если вы спросили малыша, он ли разлил молоко, ему захочется соврать. Чтобы избежать такой ситуации, лучше скажите: «Я вижу разлитое молоко. Давай-ка вытрем.» Таким образом вы показываете ребенку, что не настроены против него и всегда вместе найдете выход из сложной ситуации

Ваша задача — дать ребенку сценарий, который поможет принять ответственность и как-то исправить ошибку, которую он совершил
При этом вы сохраняете доверие и ваши отношения не портятся. 
Обратите внимание на стиль воспитания своего ребенка. Чаще всего дети врут из-за страха, имея прошлый негативный опыт
Если вы все время запрещаете все ребенку, то скорее все он будет от вас утаивать многие вещи и не слушаться

Следите за своей реакцией на ложь ребенка. Она должна быть спокойной и адекватной. Объясните, как его ложь сказывается на ваших отношениях. Расскажите, что может случиться, если члены семьи перестанут доверять друг другу. 
Избегайте ярлыков типа «врунишка», «фантазер» и воздерживайтесь от желания публично жаловаться на ложь ребенка. Например, звонить бабушке и при малыше рассказывать, как он соврал вам.

Понравиласть статья? Оцените:

Голосов: 31

Источники

  • Chi P., Wang XJ. . // Zhonghua Wei Chang Wai Ke Za Zhi — 2021 — Vol24 — N4 — p.297-300; PMID:33878817
  • Shih HS., Winstein CJ., Kulig K. Young adults with recurrent low back pain demonstrate altered trunk coordination during gait independent of pain status and attentional demands. // Exp Brain Res — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33871659
  • Carannante F., Bianco G., Lauricella S., Mascianà G., Caricato M., Capolupo GT. TaTME approach as a rescue during a laparoscopic TME for high rectal cancer. A case report. // Int J Surg Case Rep — 2021 — Vol82 — NNULL — p.105870; PMID:33857768
  • Baek SJ., Piozzi GN., Kim SH. Optimizing outcomes of colorectal cancer surgery with robotic platforms. // Surg Oncol — 2021 — Vol37 — NNULL — p.101559; PMID:33839441
  • Shimizu J., Iba K., Emori M., Sasaki M., Yamashita T. Reconstruction Using Free Vascularized Fibular Grafts after Wide Resection of Humerus Chondrosarcoma in a Patient with Cleidocranial Dysplasia. // Case Rep Orthop — 2021 — Vol2021 — NNULL — p.2302879; PMID:33747589
  • Del Gutiérrez Delgado MP., Mera Velasco S., Turiño Luque JD., González Poveda I., Ruiz López M., Santoyo Santoyo J. Outcomes of robotic-assisted vs conventional laparoscopic surgery among patients undergoing resection for rectal cancer: an observational single hospital study of 300 cases. // J Robot Surg — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33743145
  • Flynn J., Larach JT., Kong JCH., Warrier SK., Heriot A. Robotic versus laparoscopic ventral mesh rectopexy: a systematic review and meta-analysis. // Int J Colorectal Dis — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33718972
  • Ziati J., Souadka A., Benkabbou A., Boutayeb S., Ahmadi B., Amrani L., Mohsine R., Anass Majbar M. Transanal total mesorectal excision for patients with rectal cancer : a Systematic review and meta-analysis. // Gulf J Oncolog — 2021 — Vol1 — N35 — p.66-76; PMID:33716215
  • Nasir I., Mureb A., Aliozo CC., Abunada MH., Parvaiz A. State of the art in robotic rectal surgery: marginal gains worth the pain? // Updates Surg — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33675509
  • Jayasimha S., Nagasubramanian S., Jayanth E ST., Muthukrishna Pandian R., J C., Kumar S. Management of proximal migration of double-J stents after Anderson-Hynes pyeloplasty in children. // J Pediatr Urol — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33622628

Физиология или психология?

Прежде, чем решать, хорошо это или плохо, давайте выясним, какие причины вызывают у крохи желание сосать пальчик или кулачок. Почему ребенок все время держит руки во рту?

Причин тут несколько, и поверьте, ни одна из них не указывает на некую патологию или неполноценность малыша:

Сосание рук — способ для карапуза первых месяцев жизни нормализовать работу нервной системы, находящейся теперь в постоянном окружении большого числа внешних раздражителей.

К тому же, в недолгие минуты бодрствования кроха еще физиологически не может занять себя чем-то другим:

  • рассматривать;
  • дотягиваться;
  • брать предметы в руки;
  • еще как-то манипулировать ими.
  1. Удовлетворение природного сосательного рефлекса — основного для маленького человечка.

Особенно остро эта проблема стоит у искусственников, не имеющих возможности сосать столько, сколько требует природа. Подробнее о рефлексах новорожденного>>>

Очень часто у ребенка руки постоянно находятся во рту по причине того, что ему не достаточно молока. Смотрите интернет-курс Секреты грудного вскармливания>>>

С точки зрения психологии — это основная причина сосания рук младенцами. Поскольку первый год их жизни — особая, оральная стадия изучения мира, когда они естественным образом познают действительность через рот:

  • различают температуру;
  • фактуру;
  • вкус предмета.

Ведь губы и язык ребеночка в несколько раз более чувствительны, чем кожа рук.

  1. К 4–5 месяцам у многих деток к этому списку добавится еще и прорезывание зубов. Но в этом случае они начинают неистово давить и тереть десны кулачками, а не просто сосать пальцы.

Как видите, исследовательская и сосательная деятельность малыша становится все шире с возрастом:

  • ребенок в 2 месяца сосет пальчик, затем — кулак;
  • к 3 месяцам он находит свои ножки;
  • 4–5 месяцев — период познания своих половых органов путем трогания;
  • в 9–10 месяцев ползунок изучает тактильные возможности своей спины: трется ею о стену или о мамино колено.

Чтобы помогать ребенку правильно проходить этапы познания своего тела, смотрите интернет-курс Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года>>>

Здесь я хочу успокоить очень трепетных мамочек: не волнуйтесь по поводу того, что малыш подхватит кишечную инфекцию, обсасывая руки:

  1. Так микрофлора его кишечника постепенно знакомится с разными видами бактерий.
  2. Перестает быть стерильной.
  3. Учится бороться с патогенной флорой.

Ведь маленькие руки — гораздо меньшее скопище микробов, чем, например, облизанная мамой соска, игрушка, забытая пару недель назад под кроватью, или горшок.

Вполне возможно, со временем он потянет в рот и их.

Почему у пятилетнего ребенка возникает привычка тянуть все в рот?

Многие родители сталкиваются с привычкой детей тянуть все в рот, особенно в возрасте примерно пяти лет. Но почему так происходит? Для понимания этой проблемы необходимо рассмотреть несколько факторов.

Во-первых, причиной привычки может быть физическое развитие ребенка. В этом возрасте дети активно исследуют окружающий мир и узнают о нем через ощупывание, пробование и размещение объектов во рту. Это естественный способ освоения новых знаний и установления контакта с окружающими предметами.

Во-вторых, патологической причиной может быть ортодонтическая проблема, такая как отклонение в развитии зубов или челюсти. Некоторые дети тянут все в рот, чтобы снять зуд или дискомфорт, связанный с этими проблемами. В таком случае рекомендуется обратиться к детскому стоматологу для диагностики и лечения.

Третьей причиной может быть эмоциональное состояние ребенка. Возможно, он испытывает стресс, тревогу или скучает, и поэтому тянет все в рот в поисках утешения или снятия напряжения

В таких случаях рекомендуется обратить внимание на эмоциональное состояние ребенка и попробовать устранить источник стресса

Четвертой причиной может быть плохая привычка или просто игра. Дети могут тянуть предметы в рот из благополучия или ради веселья

В таких случаях важно объяснить ребенку, что это не безопасно и поиски удовольствия находятся в других действиях

Период, когда ребенок тянет все в рот, нередко является временным и проходит сам по себе. Однако, если привычка продолжается или влияет на здоровье ребенка, необходимо проконсультироваться с детским психологом или врачом

Всегда важно помнить, что родительская забота, внимание и понимание являются ключевыми факторами для решения этой проблемы и поддержания здоровья и благополучия ребенка

Причины
Способы решения
Физическое развитие
Объяснить, что некоторые предметы могут быть опасными для здоровья, направить внимание на другие способы исследования окружающего мира.
Ортодонтическая проблема
Обратиться к детскому стоматологу для диагностики и лечения.
Эмоциональное состояние
Обратить внимание на эмоциональное состояние ребенка, устранить источник стресса, предложить альтернативные способы расслабления и утешения.
Плохая привычка или игра
Объяснить ребенку, что это не безопасно и поиски удовольствия находятся в других действиях, предложить альтернативные игры и занятия.

Какой механизм отвечает за сосание

В сосании участвуют сразу три нерва с очень обширными зонами: блуждающий, троичный и носоглоточный нервы. Ни в одной части тела нет выхода таких мощных рецепторов, как во рту. Лучшее, что придумала природа для развития этих систем, это материнская грудь

Именно поэтому так важно, чтобы кроха мог получить ее по первому своему требованию

К сожалению, иногда приходится искать замену материнской груди. Конечно, узелок с хлебным мякишем (как во времена наших прабабушек) или современные «правильные» ортодонтические соски-пустышки – это лишь жалкое подобие теплой маминой груди. Но, увы, в какой-то мере они необходимы, если ваш малыш находится на искусственном вскармливании.

Другой способ удовлетворить сосательный рефлекс, который буквально всегда под рукой, – это собственный палец. Но стоматологи и логопеды в один голос утверждают, что сосание пустышки, и в особенности, пальца приводит к деформации неба, формированию неправильного прикуса, плохому смыканию зубов. У детишек, сосущих пальцы, зубы часто растут специфическим образом – верхние выдаются вперед, а нижние – растут немного назад.

Помощь ребенку в коммуникации

Что если вы подозреваете, что поведение вашего сына является способом привлечь ваше внимание? В случае, который я описывала выше, с проглатыванием батареек, мы разработали визуальное расписание на неделю. В нем мы запланировали регулярное «совместное» время с родителями, когда они вместе играли, гуляли и занимались чем-то вместе. Попробуйте использовать изображение светофора в качестве визуального способа, с помощью которого ребенок сможет сообщить вам о растущем дискомфорте (желтый свет) или тревожной потребности что-то жевать или глотать (красный свет)

Попробуйте использовать изображение светофора в качестве визуального способа, с помощью которого ребенок сможет сообщить вам о растущем дискомфорте (желтый свет) или тревожной потребности что-то жевать или глотать (красный свет).

Для этого мальчика и его родителей мы также сделали изображение светофора, чтобы ему было проще сообщить о своих потребностях родителям конструктивным образом. Он научился показывать на красный свет, когда у него появлялось желание найти и проглотить батарейку. Это был сигнал, что его родителям нужно уделить несколько минут, чтобы заняться с ним чем-то, что его успокаивает. (Больше всего ему нравилось прыгать на батуте).

Еще лучше, когда мальчик указывал на желтый цвет в тех ситуациях, когда ему было дискомфортно. Тогда его родители могли заранее переключить его на любимое занятие или что-то еще.

Не так давно были разработаны портативные мониторы стресса, которые реагируют на повышенное сердцебиение и другие признаки. Это могут быть как бесплатные приложения для телефона, так и специальные устройства стоимостью в несколько сотен долларов. Они позволяют заранее предотвратить проблемное поведение, которое вызвано сильным стрессом, но не каждый ребенок или подросток согласится их носить.

Также полезно разработать систему наград за то, что ребенок воздерживается от проблемного поведения. В случае с мальчиком, который глотал батарейки, родители начали давать ему ежедневную награду в случае, если он этого не делал. Затем мы постепенно сделали положительное поощрение все более и более редким.

Как помочь ребёнку безопасно познавать мир с помощью рта

Запрещая ребёнку тянуть в рот предметы, мы сообщаем ему, что изучать мир — это плохо и опасно. Если такая позиция сохраняется и транслируется ежедневно, это может значительно повлиять на угасание интереса к получению новых знаний в будущем. Также, запрет с негативным эмоциональным окрасом может вызвать ещё больший интерес у ребёнка, что приведёт к игре на вызов вашей реакции.

Ответственность взрослого — организовать безопасную среду для этого периода. Не нужно всё стерилизовать, но необходимо убрать из доступа ребёнка все химикаты и опасные мелкие предметы. Самый действенный способ — это физически опуститься на уровень ребёнка (на пол) и из этой позиции проверить весь дом. Возможно, вы увидите части проводов, которые свисают со стола и так и манят ребёнка потянуть их и попробовать, или мелкие пуговицы, которые давно закатились под диван. Проделав эту работу, вы сможете спокойно отпустить ребёнка на пол и дать ему драгоценную возможность собрать максимальное количество информации о мире, который его окружает.

Есть ситуации, когда ребёнок тянет в рот материалы для творчества. Например, вы предложили аппликацию, а ребёнок вместо занятия тянет в рот клей. Или хотели полепить, а его интересует только то, какой на вкус пластилин. Значит, сейчас ещё не подходящий возраст для этих занятий. Отложите их на время и через пару месяцев попробуйте ещё раз предложить. А пока можно предоставить более безопасный вариант лепки из домашнего солёного теста или же просто рисование восковыми мелками.

Поведение на улице — это тоже зона ответственности взрослого. Если вы видите, что место, где играет ребёнок, заполнено действительно опасными предметами, то у вас есть несколько вариантов поведения:

С ребёнком до 1,3 лет самый работающий вариант — это просто увести его гулять в более безопасное место или предложить другой предмет для изучения. К примеру, малыш рвётся облизать асфальт, а вы ему говорите: «Лизать асфальт опасно, могу тебе предложить эту ветку для изучения. Или, может быть, ты хочешь попробовать яблоко?»
Ребёнку постарше можно предложить другие варианты манипуляции с предметами. Можно сказать: «Я вижу, как ты заинтересовался этим мусором на земле. Давай поможет дворникам, и соберём его в пакет

У тебя будет свой пакет, а у меня свой»
Позже важно обратить внимание на результат: «Смотри, сколько мы собрали и какая теперь чистая площадка».

Если же вы наблюдаете навязчивость действий облизывания после двух лет, то, возможно, стоит обратиться к психологу или самим понаблюдать и подумать, что могло вызвать стресс у ребёнка и закрепить оральную фиксацию (привычку успокоения посредством засовывания предметов в рот).

Предоставьте малышу возможность полностью удовлетворить потребность, облизывая и пробуя на вкус безопасные предметы вокруг. И тогда к 1,5 годам ребёнок спокойно переключится на другие способы изучения мира.

Сосательный рефекс у маленьких гурманов

Интерес к окружающему миру у малыша появляется на 1-2 месяце жизни, а вот свои руки и их возможности ребенок обнаруживает немного позже – где-то в три месяца. Но именно с 30-45 дневного возраста ротик ребенка, помимо сосательной функции, выполняет еще и познавательную. Ведь малыш умеет получать информацию, пока что, только из этого источника. И, обнаружив у себя наличие рук, дети первыми их и отправляются в рот для проверки. Дальше в ход идут все предметы, которые оказываются в досягаемости: игрушки, одежда, даже мамины части тела. И это нормальный этап развития ребенка, через который он должен пройти. Задача родителей обеспечить малышу безопасность: все вещи, которые вы даете ребенку, должны быть чистыми, не иметь острых краев и мелких деталей.
 
Подсказка от ИмяЖенщина: совсем не обязательно, чтобы объекты, которые малыш будет исследовать ртом, были специально для этого предназначены (прорезыватель, резиновое кольцо и т.д.). Ваш малыш получит больше информации, если будет изучать различные на ощупь и вкус предметы. Нет ничего страшного, если ребенок пожует мамину футболку или погрызет папину линейку. Просто эти вещи должны быть чистыми и делать малыш должен это под присмотром взрослых, тогда никакие детские болезни из-за детской любознательности вам не грозят.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий