Признаки проявления аутизма у детей до 1 года

Первые проявления аутизма у детей раннего возраста

Заподозрить неладное родители могут с раннего возраста. Так, например, основной признак аутизма в возрасте до года – это отсутствие зрительного контакта. То есть ребенок всеми силами будет избегать того, чтобы смотреть взрослому в глаза. Также нет никакой реакции на свое имя, хотя малыш прекрасно его знает.

К году у ребенка отсутствует указательный жест, то есть он никак не показывает на тот предмет, который ему хочется получить, или на то, что ему надо достать с полки. Еще один признак – практически полный отказ общаться с окружающими знакомыми людьми, будь то родители, бабушка или дедушка, братья и сестры. К тому же игровая деятельность такого ребенка заметно отличается о той, что наблюдается у здорового ребенка.

В некоторых случаях происходит регресс в развитии: ребенок полностью теряет навыки, которым научился и пользовался до этого. У таких малышей поздно появляется речь, да и разговаривают они крайне редко и с большой неохотой. Присутствует задержка в развитии, появляется стереотипное поведение, отсутствие как таковой игровой деятельности, в которой он копирует действия взрослых.

Когда обращаться к врачу

Аутизм является одним из многих нарушений раннего развития ребенка, поэтому его необходимо отличать от других заболеваний, таких как умственная отсталость, органические поражения мозга, сенсомоторная алалия, задержка психоречевого развития. 

Однако поставить точный диагноз может только опытный психиатр, который специализируется на детских психических расстройствах. 

При подозрении на наличие у ребенка признаков аутизма, нужно не терять время и вовремя обращаться к профильному специалисту (психиатру, а не неврологу). 

На сегодняшний день, с диагностикой детского аутизма в нашей стране имеются определенные сложности. В результате субъективности оценок специалистов и зыбкости диагностических критериев, данное заболевание часто остается без внимания. Или же, напротив, ребенку ставится ошибочный диагноз «детская шизофрения» и назначаются сильнодействующие препараты.

Самым первым шагом на пути диагностики аутизма у детей является самостоятельное использование родителями простого скринингового теста, который определяет у ребенка риск развития заболевания в возрасте 16-30 месяцев. Называется он M-CHAT-R и находится в свободном доступе в интернете. 

В случае выявления высокого риска развития аутизма у ребенка по результатам теста, а также при наличии одного из признаков триады аутизма, нужно записаться на консультацию к детскому психиатру.

Окончательный диагноз может поставить только врач. Он проводит сбор анамнеза пациента, узнает о генетической предрасположенности и наличии у ближайших родственников расстройств аутистического спектра, особенностях раннего развития ребенка, анализирует жалобы родителей, интересуется увлечениями ребенка, его распорядком дня, поведением и так далее.

В распоряжении детского психиатра имеются также различные вспомогательные методики диагностики аутизма и стандартизированные тесты для его выявления: шкала для диагностики симптомов ADOS, CARS, Тест ASSQ для детей, Тест AQ для взрослых.

В некоторых случаях, для исключения иных заболеваний (например, органических заболеваний мозга), может понадобиться использование дополнительных методов исследований (электроэнцефалограмма, МРТ, КТ головного мозга и т.д.), а также лабораторной диагностики.

Аутизм дифференцируют от таких заболеваний, как детская шизофрения, умственная отсталость, аффективные психозы, сенсомоторная алалия и др.

Классификация

Заболевания с признаками, похожими на аутизм, принято объединять под термином «расстройства аутистического спектра» (РАС). Симптомы болезней, которые входят в РАС, отличаются по интенсивности и в разной степени влияют на жизнь пациентов (табл. 1). 

Таблица 1. Заболевания, которые относятся к расстройствам аутистического спектра
ЗаболеваниеХарактеристика
Синдром АспергераЛюди с этим заболеванием лучше приспосабливаются к функционированию в обществе, чем при аутизме. У них менее выражены нарушения речи. Пациенты с синдромом Аспергера нередко воспринимаются окружающими как бесчувственные, но на самом деле это не так. Они во многих случаях понимают эмоции окружающих, способны к сопереживанию, но реализовать свои чувства на практике не могу
Классический аутизм (синдром Каннера)Характеризуется нарушениями социального развития ребенка, при этом его физическое развитие остается нормальным. Первые признаки становятся заметны уже в грудном возрасте. У малыша при контакте с матерью не возникает комплекс «оживления». Становясь старше, ребенок предпочитает находиться в одиночестве.  Его игры стереотипны, например, он раскладывает кубики в одну линию или часами монотонно крутит колесико машинки
Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм)Характерные признаки патологии:

  • необычные пристрастия и вкусы;
  • неравномерное развитие — в каких-то аспектах оно отстает, а в каких-то опережает развитие по возрасту;
  • речевые проблемы;
  • трудности, связанные со сменой распорядка дня;
  • интеллект и навыки социального общения ближе к норме, чем у людей с другими видами РАС
Синдром РеттаНаследственное заболевание, которое наблюдается у девочек и приводит к развитию тяжелой умственной недостаточности. Психомоторное развитие малышки до 6–18 месяцев соответствует возрасту. Затем приобретенные социальные, двигательные и речевые навыки начинают пропадать. Лицо приобретает «неживое» выражение, возможны судорожные припадки
Детское дезинтегративное расстройство (синдром Хеллера)До двухлетнего возраста ребенок развивается нормально. В дальнейшем он утрачивает ранее приобретенные навыки, у него формируется необратимая и тяжелая умственная недостаточность
Высокофункциональный аутизмЭта форма заболевания отличается уровнем IQ более 70, поэтому когнитивные способности таких детей оценивают как «высокофункциональные». Многие авторы не выделяют этот вид РАС как отдельную патологию, а считают его одним из вариантов синдрома Аспергера

Все РАС разделяют по тяжести — для этого оценивают степень нарушений коммуникации, поведения и социального взаимодействия.  

К легким формам аутистических расстройств относят:

  • высокофункциональный аутизм;
  • синдром Аспергера;
  • атипичный аутизм без умственной отсталости.

Эти формы патологии поддаются коррекции — при правильно подобранной терапии дети спокойно могут учиться в обычных школах и вузах, освоить любые профессии и самореализоваться в жизни. 

К тяжелым РАС относят:  

  • синдром Каннера («классический» аутизм);
  • синдром Ретта;
  • синдром Хеллера;
  • атипичный аутизм с умственной отсталостью.

Тяжелые» формы аутизма сильнее влияют на жизнь пациентов. Людей с такими вариантами патологии редко принимают в социуме, поэтому они нуждаются в специальных программах реабилитации и постоянной коррекции поведения.

Профилактика аутизма во время беременности

«Можно снизить риск рождения ребенка с аутизмом в тех семьях, где уже есть такой ребенок. На сегодняшний день из предлагаемых мер легко внедряемой и массовой может быть сопровождение беременности медицинским психологом — в семьях с риском рождения ребенка с аутизмом. В его силах помочь создать вокруг беременной оптимизирующую атмосферу и защиту от возможных проявлений наследственного задатка. Но не стоит забывать, что предлагаемые меры не способны предотвратить рождение ребенка с аутизмом на 100%».

Бугайский Станислав Евгеньевич

эксперт

Клиника «Будь здоров»

Клиническая картина

Основные симптомы РДА проявляются еще в младенческом возрасте, у детей на первом году жизни

Обращают на себя внимание следующие признаки:

  • позднее возникновение лепета;
  • мало улыбаются;
  • не фиксируют взгляд на других людях;
  • отсутствие реакции в ответ на обращение взрослого;
  • не реагируют на собственное имя;
  • резко реагируют на слабые раздражители, например, незначительный шум, сильными негативными эмоциями: плачем, криком, испугом. Но на сильные раздражители реагируют слабо;
  • после кормления младенец не выражает удовольствия. Отсутствует впечатление довольного, удовлетворенного малыша.

У детей с признаками аутизма извращен комплекс оживления. Так называется эмоционально-двигательный ответ грудничка на деятельность по отношению к нему взрослого. Эта простая форма поведения формируется к концу первого месяца. Она сохраняется и интенсифицируется до 4-х месячного возраста, а затем пропадает.

В структуру комплекса оживления входят следующие компоненты:

  • длительное фиксирование взгляда на взрослом;
  • улыбка, обращенная к родителю;
  • вербальное выражение эмоций – агуканье, гуление, возгласы;
  • двигательные реакции в виде взмахов руками и ногами, движений головы, прогибаний туловища.У малышей с РАС реакции комплекса, как уже упоминалось, извращены, выражены очень слабо или совсем отсутствуют. Такой ребенок не просится на руки, не успокаивается, когда мама берет его на ручки. 

Возможен и другой вариант, когда реакции комплекса оживления проявляются в полной мере, но не на взрослого, а на любой предмет, например, любимую игрушку или узор на обоях, лампочку.

Аутичный младенец слабо реагирует на родителей и других близких, смотрит как будто сквозь них, не выражает позитивных эмоций в их присутствии, не вступает с ними в контакт. Наблюдается нарушение активности малыша. Таких детей называют удобными – они слишком спокойны и нетребовательны. 

Что касается двигательного развития, то изначально оно не вызывает опасения. Все значимые моторные навыки развиваются в срок: самостоятельное удержание головы, переворот со спины на живот и обратно, присаживание. Вставать и ходить детки начинают также вовремя, но может наблюдаться временной разрыв между хождением с опорой и самостоятельным топаньем –нередко он длится до полугода.

В дальнейшем развитии двигательных навыков наблюдается такая тенденция:  они вялые, неритмичные, нескоординированные, отличаются тугоподвижностью, зажатостью и напряжением. Дети часто ходят на носочках.

Однако бывают дети с РАС, наоборот, отличающиеся особой юркостью и пластичностью. Они очень подвижны. Кувыркаются, легко взбираются на высоты. Хорошо держат баланс. Про таких говорят: везде пролезут. 

Что такое аутизм

Аутизм — это врожденное расстройство психологического развития, которое влияет на понимание и восприятие человеком окружающего мира, отражается на отношениях и общении с другими людьми⁴.

Дети с аутизмом — больные или особенные?

«Прежде всего, это дети. Что касается момента «больные» или «особенные», то когда от мамы слышится фраза «мой ребенок болеет», как правило, столь адресное обращение подразумевает инфекционную природу заболевания (например, ОРВИ). Необходимо учитывать, что информацию о наличии психического расстройства у ребенка родители воспринимают неоднозначно (в том числе, крайне негативно, о чем свидетельствуют многочисленные медийные ресурсы, «коллекционирующие» отзывы пациентов о работе того или иного врача). Учитывая различные нюансы, с которыми практикующий врач сталкивается повсеместно (например, морально-этические нормы, клиентоориентированность и пр.), допускается использование термина «ребенок с особенностями развития». В любом случае, в структуре взаимодействия врача и пациента тактика наблюдения детей с аутизмом остается неизменной, вне зависимости от выбранной терминологии».

Бугайский Станислав Евгеньевич

эксперт

Клиника «Будь здоров»

В международной классификации болезней (МКБ–10) указано, что эта группа расстройств характеризуется отклонениями в показателях коммуникабельности, социального взаимодействия, а также ограниченным кругом интересов и комплексом действий².

Расстройства аутистического спектра (РАС) диагностируют у 18–19 детей младшего школьного возраста из 1000.3 Количество взрослых людей с аутизмом гораздо меньше и составляет менее 1% популяции в разных странах³. Хотя кажется, что людей с этим заболеванием не так много, отмечается устойчивый рост количества случаев аутизма, в том числе благодаря развитию методов его диагностики.

Изначально аутизмом называли только симптом — нарушение взаимодействия человека с объектами окружающей среды. Сейчас этот термин используют для описания ряда самостоятельных патологий: собственно аутизма (детского аутизма, классического аутистического расстройства) и целого спектра похожих расстройств (атипичного аутизма, синдрома Каннера, синдрома Аспергера).

Дети дождя 

В 1988 году на экраны вышел американский художественный фильм «Человек дождя». В нем была описана история двух братьев — циничного Чарльза и Рэймонда, который страдал аутизмом. С тех пор детей-аутистов стали называть «дети дождя». Генеральная Ассамблея ООН 18 декабря 2007 года установила Всемирный день распространения информации об этом заболевании — он отмечается ежегодно 2 апреля.

Лечение аутизма у детей

Полностью избавиться от патологии с помощью лекарств или психотерапии невозможно — расстройства психической сферы будут сопровождать человека с аутизмом всю жизнь. Но с помощью различных методик можно улучшить состояние пациента, обучить его навыкам самообслуживания, помочь сформировать и поддерживать социальные контакты.  

Занятия для детей с аутизмом проводят совместно психологи, педагоги-дефектологи и логопеды. Только системная и постоянная терапия с привлечением родственников позволяют добиться заметного положительного результата.

Одна из современных методик — АВА-терапия (Applied behavior analysis). Она включает в себя различные техники, которые направлены на коррекцию поведения детей в социальной среде и обучение их навыкам самообслуживания. АВА-терапия строится на системе поощрений, когда за каждое правильное действие малыша ждет положительное подкрепление — награда. Сначала с детьми разучивают простые действия, а затем медленно и постепенно объединяют их в более сложные задания. 

АВА-терапию желательно начинать с 3-летнего возраста. В неделю проводят не менее 30–40 часов занятий. При этом дома родители должны систематически повторять и закреплять навыки, полученные во время уроков. 

Еще одна эффективная методика — система PECS (Picture Exchange Communication System). Для этих занятий используют специальные карточки с изображением различных действий и предметов. С помощью этих карточек детей обучают, как можно обратиться к взрослым членам семьи с определенными просьбами. Хотя данная методика и не направлена на развитие устной речи, у некоторых детей она приводит к улучшению речевой функции.8

В России и странах СНГ в работе с детьми-аутистами психологи широко используют эмоционально-уровневый подход. Он основывается на создании между специалистом и его пациентом доверительного эмоционального контакта. И только потом начинается работа по преодолению агрессии, тревоги и страхов, обучение целенаправленной деятельности. 

Медикаментозное лечение аутизма проводится редко и в основном показано только в случаях, когда психологические методики оказываются малоэффективными. Препараты позволяют уменьшить выраженность некоторых психологических проблем:

  • агрессивное поведение;
  • повышенная тревожность;
  • беспричинные истерики;
  • синдром гиперактивности;
  • нарушения сна. 

Медикаментозное лечение улучшает поведение ребенка при посещении общественных мест, облегчает его участие в жизни семьи

Но важно точно следовать рекомендациям врача — прием препаратов должен проводиться максимально коротким курсом. Сразу после достижения необходимого эффекта дозы препаратов постепенно снижают до полной отмены

Заниматься самолечением в этом случае нельзя — так можно только навредить ребенку и спровоцировать прогрессирование болезни.

Образование для детей с аутизмом

Устройство ребенка с аутизмом в детский сад и школу может стать проблемой. В России многие такие дети переходят на надомное образование, которое исключает общение с ровесниками и может негативно сказываться на прогрессе в лечении, так как лишает детей практики коммуникации. 

Родители должны знать, что по закону дети с РАС имеют право учиться в любой школе по выбору (в том числе – общеобразовательной), так как они относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом государство должно предоставить им специальные условия, которые будут зависеть от степени и тяжести их расстройства. Они могут включать занятия с опытными преподавателями (логопедами, психологами и др.), адаптированную школьную программу или доступ к оборудованию для сенсорной разгрузки, если это необходимо. Одной из наиболее предпочтительных моделей обучения для детей с аутизмом считается подход «ресурсный класс». Он предполагает постепенное введение ребенка в среду, где он сможет обучаться вместе с обычными детьми. Пока таких классов не так много, и часто они создаются благодаря немалым усилиям родителей, однако прогресс в системе образования для особенных детей уже прослеживается.

Причины аутизма у детей

Головной мозг человека состоит из нескольких структурных отделов, и каждый из них выполняет определенные функции. У аутистов нередко происходят изменения в строении отдельных мозговых структур — мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа и коры лобных долей больших полушарий. Эти отделы ответственны за обучение и запоминание новой информации, выражение эмоций, получение удовольствия от общения с окружающими людьми и социальную активность. 

Интересный факт: у млекопитающих повреждение этих отделов головного мозга вызывает похожие признаки — неспособность распознать опасность, быстро адаптироваться к новому окружению, отказ от общения с другими животными. 

Говорить о точных причинах, которые провоцируют изменения в перечисленных мозговых структурах, ученые пока не могут —  природа заболевания и механизм его развития остаются неизвестными.4

Бугайский Станислав Евгеньевич, детский невролог и психиатр клиники «Будь здоров»:

«В большинстве случаев дети с аутизмом удовлетворительно развиты в физическом плане, имеют приятную внешность, словом, по внешним чертам нет возможности точно сказать о наличии какого-либо-заболевания. Точные причины формирования до конца неизвестны, при этом выделен ряд факторов, способствующих развитию аутизма:

  • нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен развиваться человеческий организм;
  • результаты взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок;
  • экология;
  • нарушение внутриутробного развития плода, гипоксия плода в период беременности и в процессе родов, инфекционные заболевания в ходе течения беременности (к примеру, краснуха, цитомегаловирус), токсическое воздействие на плод (к примеру, лекарственные препараты, принимаемые матерью в период беременности)».

Сегодня наиболее вероятной причиной РАС считается наследственная предрасположенность. У родственников детей с аутизмом  в 3–7% случаев определяют похожие заболевания и другие психические и психологические отклонения:

  • низкую потребность в контакте с другими людьми;
  • расстройства речи;
  • навязчивое поведение;
  • умственную отсталость;
  • эпилепсию.

Кроме того, в 90% случаев аутизм развивается одновременно у обоих однояйцевых близнецов. Этот факт также свидетельствует о наследственной природе болезни. 

Ученым даже удалось выявить, какие генетические мутации вызывают предрасположенность к аутизму. Но не стоит переживать заранее: наличие «поломок» в генетическом коде не означает, что у ребенка обязательно будет РАС, а только увеличивает риск развития заболевания.

Подтверждение генетической предрасположенности к аутизму стало важным открытием, которое позволило снять с родителей ответственность за развитие таких нарушений психики у их детей. Ведь раньше причиной аномальной замкнутости ребенка называли дефицит родительского внимания, заботы и ласки.

Факторы риска

Существуют предположения, что проявление аутизма связано с определенными факторами риска, хотя они не подтверждены надежными источниками. К ним относятся:

  • рождение ребенка от поздней беременности;
  • нарушения внутриутробного развития;
  • неблагоприятная экологическая обстановка;
  • радиационное воздействие;
  • «сбои» в обмене веществ;
  • нарушения выработки гормонов щитовидной железы;
  • патологии мозга — энцефалиты, черепно-мозговые травмы (рис.1). 

Прививки и аутизм: есть ли связь?

В 1998 году в журнале «The Lancet» была опубликована статья врача Эндрю Вэйкфилда. В ней автор описал несколько случаев, когда у детей возникали поражения кишечника и проявлялись симптомы аутизма после прививки вакциной против краснухи, кори и паротита (вакцина КПК). Автор высказал предположение, что именно вакцинация стала «триггером» развития РАС. Однако дальнейшие исследования не выявили взаимосвязи между расстройствами аутистического спектра и вакциной КПК. Зато было установлено, что доктор Вэйкфилд получил большую денежную сумму от адвокатов своих пациентов, а также подал заявку на получение патента на собственную вакцину. В результате «The Lancet» принял решение об отзыве публикации, а доктора Вэйкфилда лишили медицинской лицензии.⁵

Начало проявления заболевания и классификация

Такое заболевание у детей встречается в двух-четырех случаях на сто тысяч человек. Если к этому добавить еще и скрытый атипичный аутизм, когда основное заболевание сопровождается умственной отсталостью, то это число сразу же возрастет до двадцати. При этом аутизм у мальчиков проявляется в четыре раза чаще, чем у девочек.

Аутистическое расстройство может проявиться у любого человека абсолютно в любом возрасте, но клинические признаки заболевания будут значительно разниться у детей, подростков и у взрослых.

Принято различать: ранний детский аутизм (РДА), который можно выявить у малышей в возрасте до трех лет, детский аутизм, проявляющийся от трех до одиннадцати лет, и подростковый аутизм, обычно обнаруживается у людей после одиннадцати лет.

Существует несколько видов такого заболевания. Они имеют различные симптомы и некоторые специфические особенности, характерные для того или иного типа болезни. Согласно данным международной классификации болезней существуют: синдром Каннера или классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и атипичный аутизм.

Проявление первых признаков детского аутизма можно заметить уже у годовалого ребенка. Хотя более ярко выраженные симптомы заболевания проявляются, как правило, в два с половиной – три года. В этот период наиболее заметны замкнутость ребенка, уход в себя и ограниченность его интересов.

Если такой ребенок в семье не первый, то мама видит начальные признаки болезни еще в младенчестве, так как можно провести сравнение между этим малышом и его старшим братом или сестрой. В противном же случае, понять что с ребенком что-то не так, достаточно сложно. Обычно, это проявляется в тот момент, когда малыш аутист идет в детский сад, то есть намного позже.

Бывает, что диагноз аутизм ставится и после пяти лет. Для таких детей характерно:

  • наличие более высокого коэффициента интеллекта, по сравнению с теми больными, у которых заболевание было диагностировано ранее;
  • сохранение коммуникативных навыков;
  • наличие менее выраженных когнитивных расстройств;
  • искаженное восприятие окружающего мира;
  • поведение, при котором ощущается изолированность от общества.

Практически всегда между первыми признаками проявления аутизма и непосредственной постановкой диагноза существует определенный промежуток времени. Ведь позже, когда у ребенка появляется необходимость в общении не только с родными и близкими людьми, возникают и другие черты характера, которым родители раньше вообще не придавали значения. Другими словами, заболевание не наступает внезапно, просто на начальном этапе распознать его довольно сложно.

Как ставится диагноз

Диагностический процесс основан на психологических, психиатрических обследованиях, выявлении симптомов аутизма у детей. Диагноз устанавливается на основе поведенческих проявлений, независимо от возможной причины.

На следующей стадии диагностики определяется наличие связи психических признаков у ребенка-аутиста с соматическим заболеванием, генетической аномалией.

Оценивается уровень не специфического поражения ЦНС.

Современная диагностика РАС носит междисциплинарный характер. Комплексное обследование позволяет оценить расстройство с разных точек зрения.

Классический аутизм

Аутизм – это заболевание, ядром симптоматики которого является нарушение социального взаимодействия. То есть, у такого ребенка наблюдается отсутствие или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.

Трудности в коммуникации проявляются как вербально, так и не вербально. Речь ребенка может быть практически неразвита или отмечается ее ускоренное развитие. Он может обладать огромным словарным запасом, но включиться в диалог не может.

Невербальные нарушения связаны с трудностями в установлении визуального контакта, своеобразием поз, мимики, жестов. Показательным критерием становится отсутствие эмпатии, то есть способности сопереживать другим людям, понимать их чувства, проявлять заботу, сострадание, грустить или радоваться вместе с ними.

Классической триадой симптомов РДА являются:

  • низкий уровень социального взаимодействия, взаимного общения;
  • скудная сфера интересов;
  • стереотипность движений.

Заболевание проявляется до 3 лет. Его первые признаки можно обнаружить еще на первом году жизни, но большая часть родителей придает им значение в возрасте ребенка 2 года и старше.

Признаки аутизма сохраняются с человеком на протяжении всей жизни в той или иной степени. На сегодняшний день ученые еще не нашли способа полного излечения от него.

Аутизм связывают с нарушением работы головного мозга.

Исследования подтверждают, что на развитие нервной системы влияет иммунная система еще на ранних стадиях эмбрионального развития, а, точнее, ее недостаточная функция.

Существует теория, согласно которой у аутистичных личностей недоразвита система зеркальных нейронов. Эти клетки возбуждаются во время двигательной активности, а также в момент наблюдения за активностью других людей. По этой причине у таких людей отсутствует возможность перенимать поведение окружающих, следить за ними.

Несмотря на большое количество исследований причин заболевания, вопрос с его природой остается открытым. Множественные теории, размышляющие над этой проблемой, не дают внятного и полноценного ответа.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий