Что может помочь
Найдите для себя приятное дело и сделайте прямо сегодня! Без отговорок!
Поделюсь еще одним нюансом, который важно знать. За эмоции у нас отвечает правое полушарие, оно же отвечает за поведенческие «скрипты», за ту программу, которая в нас заложена эволюцией, генами, родителями и т.д. Все импульсы оттуда срабатывают моментально, мы еще и подумать не успеваем, а уже среагировали
Подавить это всё мы не можем, но можем попробовать правое полушарие «обесточить», включив левое. А там у нас логика. Поэтому так часто советуют начинать считать, чтобы не взорваться и остыть. И это работает. Левое включается, от правого силы забирает, становится проще контролировать себя. Попробуйте начинать считать до 10, а лучше — больше, в моменты, когда хочется «взорваться». Вот увидите — поможет!
Как ведут себя дети в ситуации стресса?
Как внешне выглядят их реакции «бей», «беги» или «замри»? Ударить они вас не могут, поэтому «бей» не подходит. Хотя, в некоторых случаях, когда ситуация зашла слишком далеко, ребенок может даже ударить взрослого. Убежать им особенно некуда – только если в соседнюю комнату, поэтому «беги» тоже не очень подходит. И остается самая часто встречающаяся реакция – замереть.
Поэтому когда вы начинаете кричать, ругаться на ребенка и слишком эмоционально доносить до него какие-то важные моменты, у него включается психологическая защита, глухота. Он замирает, смотрит на вас пустыми глазами или закрывает уши руками и ничего не понимает.
Крик на ребенка «заглушает» смысл того, что вы пытаетесь до него донести. Во время крика он испытывает сильный стресс и у него активизируются самые древние зоны мозга, отвечающие за эмоции (лимбическая система), а способность понимать, думать и анализировать (кора головного мозга) — блокируется.
Но бежать ему некуда. Бить (нападать) на взрослого – невозможно! Остаётся только ЗАМЕРЕТЬ. «Замирая», ребёнок теряет способность делать выводы и понимать то, о чём вы кричите и что именно пытаетесь донести. Включается так называемая «психологическая глухота» – обучения и рефлексии не происходит.
Как может проявляться реакция на стресс по типу «бей» в отношении родителей?
Ребенок может замахнуться, ударить, хлопнуть дверью, бросить вещь, нагрубить, обозвать, сказать: «Ты плохая», «Я тебя не люблю», «Я тебя выкину в окно», «Я тебя ненавижу», «Ты что, идиотка?». Это первое, что приходит ему на ум – мгновенная реакция. Он делает/говорит это неосознанно, не успевая «включить голову» (действует не из коры, а из миндалины).
Чаще всего такие проявления – НЕ признак невоспитанности или плохого поведения. Это инстинктивные, неосознанные, необдуманные защитные реакции: защита себя, своих границ, своего пространства.
Инстинктивные реакции «бей», «беги», «замри» в древние времена помогали нам выживать, и наша генетическая память запускает их в ситуации стресса и страха. Поэтому способность мыслить и анализировать, разумно принимать решения буквально отключается на несколько секунд (дальше поговорим насколько). Запускаются инстинктивные реакции, которым мы потом можем искренне удивляться, потому что сами от себя не ожидали такого поведения: «Сама не знаю, что со мной случилось, как я могла такое сказать?».
Мы теперь понимаем, что в тот момент кора головного мозга не очень хорошо работала, человек действовал неосознанно, у него была активизирована миндалина. И когда дети реагируют на наши крики, их поведение практически всегда диктуется той самой миндалиной.
Цель
Почему у нас что-то не получается? Почему мы знаем, как правильно, но не можем этого сделать? В чем тут секрет? Применимо ко многому можно сказать, что нами движет лень. Но лени как некоей константы — нет. То есть можно сказать, что лень — это миф. Скажем, вам лень идти готовить еду. Но когда вы поймете, что если не пойдете готовить, то просто умрете от голода — вы-таки пойдете, и это неизбежно. Это очень грубый пример, но суть его ясна.
Тогда приходит мысль о мотивации. Что она просто бывает недостаточно сильна для того, чтоб что-то сделать. Но всё же мы называем это — цель. Она либо есть, либо её нет. И она движет нами. Просто, если эта цель не осознанно поставленная нами (если она движет нами изнутри, от каких-либо инстинктов, например, или мы принимаем чью-то цель за свою), то мы можем ее и не осознавать целью. Но если задуматься над всеми мотивами наших действий, то эту самую цель или её отсутствие мы можем увидеть. Но копнуть придется глубоко.
Итак, целью нашего негативного общения с ребенком является победа сильного над слабым; доказательство себе и всем вокруг своей власти; возвышение себя путем подавления другого.
Это сложно признать, но если получится, и Вы поймете, что доля истины в этом есть — значит, Вы на полпути к победе. Для того, чтобы что-то изменить, надо найти и признать собственную цель. Которая настолько сильна, что часто движет нами. Пусть даже она не очень-то благородная и красивая.
Мы сопротивляемся непослушанию ребенка по нескольким причинам: сопротивляемся ему как наезду на нашу родительскую власть, на наш родительский авторитет. Понаблюдайте за поведением ребенка и поищите истинные мотивы, которые вызывают у Вас негатив. Если Вы будете открыты и честны, Вы поймете, что нет в поведении детей ничего априори плохого. Плохой или хороший поступок совершает ребенок, плохое или хорошее поведение у него — решаем только мы, в зависимости от того, что в нас откликается на то или иное его поведение.
Отсюда вытекает вторая причина: соответствие ожиданиям социума. Мы хотим ему соответствовать, нам это важно. Нас к этому приучила система оценивания, в которой мы все с детства живем
А также навешанные на нас с самого детства ожидания родителей или других людей. Мы уже привыкли, что мы ДОЛЖНЫ соответствовать ожиданиям. Мы ДОЛЖНЫ не расстроить, не подвести и т.д.
Мы знаем, что ребенок должен себя вести каким-то определенным образом, потому что в обществе приняты некие нормы и правила. И если какие-то нормы, которые называются моралью, мы обязаны детям прививать, поскольку эти нормы правильны и нерушимы, то другие, навязанные обществом, но не имеющие под собой никакого разумного основания, мы вполне можем игнорировать. Таких навязанных неразумных норм много: детям нельзя шуметь, кричать, бегать, дурачиться, трогать вещи в магазинах, прыгать на диванах, рисовать на стенах и т.д. Но ведь это сама детская сущность! Это их радость, их энергия, вся их жизнь! Но мы не можем им это позволить, поскольку это асоциальное поведение, за которое мы будем наказаны обществом, наказаны чувством собственного стыда. А для нас, привыкших соответствовать это и правда страшно.
Но дети-то не виноваты в этом. В том, что мы на них навешиваем свои проблемы. В том, что перекладываем с больной головы на здоровую. Ради этого соответствия, чтобы нам не было плохо и стыдно, мы готовы травмировать детей. Вряд ли это очень правильно.
Нормы поведения в обществе, безусловно, важны, и детям их необходимо прививать. Но хорошо бы найти ту грань, которая покажет, ЧТО в том или ином возрасте ребенок может осознать уже на уровне настоящего понимания, а с чем ему приходится просто смиряться.
Анализ
Внимательно понаблюдайте за своей жизнью и тем, сколько у вас «зон риска» и как они распределены. Например, периоды, когда вы сильно устали, перегружены задачами или попали в безвыходную ситуацию. Здорово будет сделать что-то вроде таблицы, графика или карты, в которой будут отмечены проблемные места. Например, можно вписать
в ячейки дня и времени дела и процессы, которые потенциально угрожают сорвать внутренний «регулятор» – подъем, уроки, прогулка. Можно покрасить все «опасные» дела в красный, «средние» – в желтый, «хорошие» – в зеленый и посмотреть, что получается. Больше трех желтых или 1–2 красных подряд – потенциальный срыв и крик. Если вам больше нравятся цифры, то оцените каждое дело по 10-балльной шкале. 0 – безоблачно, 10 – крайне тяжело и нервозатратно. Потом сложите баллы и сделайте что-то вроде графика, где будет видно пиковое напряжение, например, 15 баллов и больше. Суть всех этих визуализаций, во-первых, в том, чтобы вы приучились воспринимать свой день с закономерными взлетами и падениями энергии и душевных сил и умели замечать вход
в зону риска. А еще подсчеты и графики помогают себя поменьше обвинять, потому что становится очень хорошо видно, что у вас на самом деле истощается общий ресурс.
Оптимизация
Подумайте, что и где можно в вашей жизни поменять, чтобы как можно больше «красных зон» превратилось в «желтые» (или баллы снизились до 10–12 хотя бы). Это может быть сложно, но, к сожалению, ответ «ничего и нигде поменять нельзя» будет означать, что вы будете продолжать срываться ровно в тех же местах, что и раньше.
Делегирование
Отдавайте и делегируйте как можно больше, а от чего-то просто откажитесь, если некому отдать и делегировать. Да-да. Очень часто кричат в семье те, кто перегружен ответственностью (в том числе потому, что никто другой не горел желанием ее взять). И отдавать ее очень трудно, потому что приросла: ведь только вы умеете правильно и вовремя делать то, что требуется, а остальные справляются так, что потом всем хуже. Значит, им придется учиться, а вам – временно терпеть плохие результаты
Да, они могут быть недовольны свалившейся нагрузкой, но отсутствие крика важно для всех
Забота о себе
Выделите себе время для отдыха – не меньше получаса в день. Оно обязательно нужно – свободное от детей, быта, работы и прочих забот. Потому что, если сосуд регулярно оказывается пустым, его надо так же регулярно наполнять. Скорее всего, попытки отвоевать себе личное время будут сначала натыкаться на сопротивление, но это залог вашей психической адекватности, поэтому придется быть настойчивее.
Как родительский гнев может повлиять на развитие ребенка
Нет ничего постыдного в том, чтобы испытывать его, особенно если у вас действительно есть причины злиться. Его нельзя сдерживать – подавление злости приводит к депрессии. Однако крик, срывы на ребенка также не допустимы. Вы должны направлять эмоции в здоровое русло.
Одна из причин, по которым нельзя поддаваться гневу, в том, что вы обязательно пожалеете о сказанном. Одна краткая вспышка и несколько необдуманных слов могут навсегда изменить отношения в семье. Мама, которая кричит на ребенка, никогда не станет его другом. В будущем подросток не захочет делиться с ней своими проблемами, даже если ему действительно будет нужна помощь.
В будущем ваша агрессия негативно отразится на личности и психике ребенка. Она может спровоцировать заниженную самооценку, сложности с коммуникацией. У таких родителей вырастают манипуляторы или домашние тираны.
Стоит отметить, что материнскую агрессию многие психологи считают более опасной, чем отцовская. Если отец за дело наказывает детей без излишней жестокости, малыши воспринимают это адекватно. Дело в том, что мужчины по природе более агрессивны: они могут проявлять резкость, предпочитать активные и, может быть, слегка опасные игры. Поэтому гнев отца кажется более ожидаемым. К тому же, мужчинам не свойственны срывы: они изливают гнев быстро и целенаправленно.
При этом мать для ребенка – источник нежности, любви и заботы. Ее взаимодействие с ребенком спокойное и предсказуемое. Когда мама начинает орать или, тем более, бить ребенка, для него это оказывается неожиданностью. Он разочаровывается в ней, чувствует себя преданным
Также важно, что женщины часто стараются подавить негативные эмоции, но они накапливаются. Поэтому срыв на ребенка часто случается по мелочам
Это еще хуже, так как ребенок понимает, что наказание не заслужено.
Преодолеть детские травмы крайне сложно, как и простить родителей. Обычно травмированные дети проносят боль и обиду через всю жизнь. У многих развиваются различные заболевания, в том числе:
- болезни желудочно-кишечного тракта;
- расстройства пищевого поведения, в том числе булимия, анорексия;
- проблемы с дыхательной системой;
- нарушения сна;
- нервные тики и т. д.
Задача родителя – подарить чаду чувство защищенности и комфорта. Поэтому не кричите и не срывайтесь на детей, если хотите, чтобы в будущем они были счастливы и здоровы, умели преодолевать трудности, проявлять чувства и хорошо воспитали ваших внуков.
«Мама не кричи!» Как не кричать на ребёнка
Давайте разберёмся, как перестать кричать на ребёнка, что вы можете сделать, чтобы ребёнок начал вас слушаться, когда вы говорите спокойно.
Чтобы понять, как не кричать на ребёнка, родителям стоит осознать, что сложившаяся ситуация напрямую зависит от них – для психологического благополучия человека важно научиться не менять других людей, а менять свои собственные реакции и состояния, своё отношение к тому, что происходит. Научиться брать ответственность за то, что происходит в жизни и отношениях, а не винить окружающих
Подумайте о последствиях
Прежде всего, задумайтесь о последствиях. Когда вы кричите на ребёнка, чтобы быстрее чего-то добиться, вы действительно этого добьётесь, но это будет за счёт ваших хороших отношений.
Когда вы кричите на ребёнка, вы лишаете его возможности чему-то научиться, а также лишаете себя возможности его чему-то научить. У него не возникает понимания, зачем он должен положить нож, убрать руки от розетки или пойти чистить зубы. Он делает это только затем, чтобы мама не кричала. Поэтому, когда вы говорите спокойно, он вас не слышит. Вы попадаете в замкнутый круг, когда приходится всё время кричать, чтобы ребёнок вас слушался.
Ребёнок вас слушается не потому, что он понимает последствия своих действий. Он делает это не потому, что вы потратили время, объяснили, договорились с ним. Ребёнок это делает потому, что ему стало страшно.
Разберитесь в своих проблемах
Если на вас кричали в детстве, возможно, вы делаете так же потому, что эти модели вам запомнились. Вам сложно вовремя взять себя в руки и сообразить: «Я повторяю свою маму, я повторяю своего папу. Это не я кричу, это мой опыт, который я получила в детстве, он выходит наружу». Вы можете воспитывать своих детей по-другому, даже если на вас в детстве кричали родители.
Если вы устали, то чтобы не срываться на ребёнке, вам просто необходимо находить время для себя
Это так же важно, как уделять время ребёнку. Организуйте свой день таким образом, чтобы у вас была возможность сделать то, что вам доставляет удовольствие
Почитайте книгу, примите ванну, прогуляйтесь, позвоните человеку, с которым вам приятно разговаривать.
Сдерживающий фактор
Когда вы начали гневаться и сердиться, проявите больше осознанности и скажите себе: «Я сейчас на одну минуту задумаюсь, почему я злюсь. Может быть, у меня был неудачный разговор по телефону? Может, я переживаю, что завтра не смогу что-то сделать?».
Важно понимать, что ваш ребёнок не является причиной того, что вы на него сейчас злитесь. Со временем это войдет у вас в привычку и проблема, как сдержаться и не закричать на ребёнка, постепенно решится
Напишите, пожалуйста, в комментариях, что помогает вам вовремя остановиться, если вы начали «заводиться» или кричать на ребёнка.
Почему нельзя кричать
Крик – один из худших способов взаимодействия с детьми. Вот несколько причин, почему кричать на детей нельзя:
- психологический вред: крик вызывает у детей тревогу, они могут испытывать страх, недоумение и чувство собственной неполноценности;
- негативное обучение: в вопросах образования крик непродуктивен, дети будут больше запоминать негативные эмоции, связанные с криком, чем суть того, о чём говорят родители;
- повторение негативных моделей поведения: дети возьмут пример со своих родителей и затем будут сами проявлять агрессию в общении со сверстниками, учителями и т.д.;
- ухудшение коммуникации: когда родитель кричит, дети становятся более закрытыми и менее восприимчивыми к родительским словам, в результате чего перестанут воспринимать даже спокойную речь.
Вместо крика рекомендуется использовать спокойные и конструктивные методы взаимодействия с детьми.
Как перестать кричать на ребенка и начать сдерживаться
К сожалению, не все знают, как сдерживаться. В первую очередь подумайте о последствиях своего поведения.
- Во-первых, отношения с ребёнком могут окончательно испортиться. Как только ему исполнится 18, он сразу же постарается разорвать все контакты.
- Во-вторых, это чревато серьёзными проблемами во взрослой жизни.
Также нужно понимать, что дети до 2 — 2, 5 лет часто не осознают последствий своих действий. Да и после 10 лет они иногда не способны в полной мере понимать, к чему приведут те или иные действия. Если, например, сын играет с ножом, то лучше спокойно объяснить, почему это опасно. А если просто накричать, то чадо положит нож только, чтобы родители успокоились. Но в следующий раз, пока никто не видит, мальчик вновь полезет за ним.
Нередко родители боятся признать свою ошибку перед ребенком, и начинают кричать, чтобы доказать правоту. Это происходит из-за того, что они уверенны, будто пострадает их авторитет. Не пытайтесь выглядеть идеальным божеством. Для ребёнка важнее видеть обычного родителя, не лишенного недостатков, умеющего признавать свои ошибки.
Также полезно поставить себя на место воспитанника. Попытайтесь войти в его положение, и на собственной шкуре попробовать прочувствовать ситуацию. На специальных тренингах для родителей есть такое упражнение. Один родитель садится на пол, а другой начинает его ругать. Обычно после такого испытания мамы и папы стараются реже повышать голос.
Научитесь правильно расставлять приоритеты. Иногда взрослые забывают, что воспитание — это в первую очередь общение с ребёнком. Рано или поздно он вырастет, и у него останутся только воспоминания и впечатления о детских годах. Применяя крик в воспитательных целях, родители навсегда лишаются общения с ребёнком.
Людям, у которых серьёзные проблемы с нервами, лучше сразу обратиться за помощью к специалисту. Но может помочь и маленькая хитрость. Ассоциируйте себя, например, с мамой-слонихой, которую вывести из себя невозможно.
Родители кричат от усталости и бессилия
Очевидно, что большинство родителей кричат на детей не из садизма или удовольствия — те, кто так делает, не читают подобных статей. Большинство кричит от усталости и бессилия — в таких случаях родитель потом раскаивается и винит себя.
Нередко кричат из страха и для «пользы» ребенку: если тот сделал что-то такое ужасное (облизывал розетку в год или пришел домой пьяным в пятнадцать), что надо его очень сильно напугать, чтобы он больше никогда так не поступал!
«Давайте будем честны: вы кричите, потому что вы слабы»
В первом случае родитель испытывает еще больший стресс: вроде и прокричался, и успокоился на мгновение — но потом стало еще хуже от стыда и чувства вины. Во втором случае — это просто не помогает.
Малыш, каким бы сообразительным он ни казался, не способен сам следить за своей безопасностью. Нет смысла криком «учить» младенца или даже трехлетку не трогать розетки и не выбегать на дорогу — он чисто физиологически еще не способен контролировать собственные порывы. Для этого у него есть родитель, который за ним следит и оберегает.
Крики на подростка ведут к тому, что он к ним привыкает и перестает бояться и реагировать (и становится глупее и агрессивнее, как было выявлено исследованиями выше). В следующий раз придется кричать еще сильнее и страшнее.
В какой-то момент скандалы просто перестанут действовать, и тогда придется искать что-нибудь еще более страшное.
А по этому пути можно зайти очень далеко.
Сразу возникает вопрос, как вообще воздействовать на подростков? Я думаю, что если вы растили этого человека с самого рождения, то у вас уже есть крепкая связь, а главное — он вырос на ценностях вашей семьи и похож на вас гораздо больше, чем ему кажется.
Ему важно ваше мнение, что бы он ни изображал в свои пятнадцать. Ему хочется, чтобы вы его любили и гордились. То есть варианты «мама волновалась за тебя, не спала всю ночь и выплакала все глаза» или «папа страшно разочарован» действуют намного лучше, чем родители (которые уже ниже тебя на полголовы), которые страшно на тебя кричат
То есть варианты «мама волновалась за тебя, не спала всю ночь и выплакала все глаза» или «папа страшно разочарован» действуют намного лучше, чем родители (которые уже ниже тебя на полголовы), которые страшно на тебя кричат.
10 шагов по профилактике эмоциональных срывов
Вам придется потратить много времени, чтобы понять, как не срываться, не злиться на ребенка. Есть масса методик: если вам не помогла одна, переходите к другой. Программа из 10 шагов включает самые действенные советы о том, как перестать кричать на ребенка. Многие мамы и папы уже проверили ее на себе.
Шаг 1. Заведите эмоциональный дневник
Эмоциональные срывы – последствие подавленных эмоций. Кошка разбила вашу кружку, и вы промолчали. Муж получил крупный штраф, и вы отреагировали спокойно. Но каждая следующая мелочь будет накладывать на эти. Когда ребенок все лишь забудет почистить зубы, вы прокричите весь вечер, потому что чаша терпения переполнится. Поэтому заведите себе дневник. Записывайте в него все, что вас расстраивает или злит. Не стесняйтесь в формулировках. Чем полнее вы выплеснете переживания на бумагу, тем ласковей будете с любимым чадом.
Шаг 2. Научитесь распознавать состояния, которые предшествуют срывам
Истерика не начинается мгновенно. Ваше дыхание учащается, кровь бросается в лицо, руки дрожат и глаза застилает красное полотно. Вы можете испытывать это или что-то еще, но ощущения всегда одинаковые. Определите первые признаки и уходите в другую комнату, как только их почувствуете.
Шаг 3. Найдите время на полноценный отдых
Прогулки, здоровый сон, приемы пищи без спешки – это базовые условия хорошего самочувствия любого человека. Но даже этого недостаточно. Как минимум час в день вы должны тратить исключительно на себя: примите ванну, посмотрите сериал, вспомните о своем хобби. Жизнь тут же заиграет новыми красками.
Шаг 4. Научитесь адекватно выражать агрессию и защищать свои границы
Вы имеете право на злость. Никто не может беспрестанно находиться в хорошем настроении. Но вы должны сдерживать крик. Придумайте, как еще вы можете выплеснуть эмоции. Если вы чувствуете, что взрываетесь, выйдите и побоксируйте подушку или воздух, побегайте, поприседайте, спойте. Гнев быстро улетучивается, однако просто перетерпеть его нельзя, даже если получается: это вредно.
Шаг 5. Заручитесь поддержкой мужа, мамы или подруг
Не боритесь в одиночку. Ваш муж справляется с тем же ребенком и может дать полезный совет. Ваша мама вырастила вас и может поделиться опытом. Подруги отвлекут вас и выслушают. Вы можете даже найти единомышленников на форуме. Вы не одни, вас многие поймут.
Шаг 6. Избегайте эмоционального выгорания
Эмоциональное выгорание – физическое и духовное истощение. Вам не хочется вставать по утрам, вы постоянно подавлены, нет настроения. Дело в том, что вы устали, исчерпали ресурсы организма. Вспомните про шаг 3. Если есть возможность, отдайте ребенка бабушке и съездите с мужем в небольшой отпуск.
Шаг 7. Научитесь адекватно воспринимать способности и возможности ребенка
Допустим, вы каждый день ругаете ребенка за то, что он обливает стол кашей. Он ест неаккуратно: вам приходится отмывать все кухню и его самого. Но вдруг он просто еще слишком мал? Развивайте его мелкую моторику: лепите из пластилина, рисуйте, делайте пальчиковую гимнастику. Тогда он станет обращаться с ложкой аккуратнее. Большинство проблем решаются именно с помощью этого подхода.
Шаг 8. Меняйте свою жизнь
Если вы будете следовать советам выше, она уже изменится. Но, может быть, для счастья вам нужно что-то еще. Сходите в салон красоты, уйдите с нелюбимой работы, прекратите общение с пессимистичными людьми. Возможно, вам следует иногда нанимать няню или записать детей в кружки, чтобы выделять больше времени для себя.
Шаг 9. Избавляйтесь от чувства вины
Если вы осознали наличие проблемы, то уже сделали большой скачок на пути к исправлению. Однако некоторых мам эта правда пугает и они начинают всячески потакать детям, чтобы загладить вину. Скорее всего, ребенок начнет вами манипулировать и все станет еще хуже. С детьми нужно проявлять не только нежность, но и строгость. Временами требуются наказания. Они полезны, просто старайтесь не орать.
Шаг 10. обратитесь к специалисту
Возможно, этот этап вам не понадобится: вы учтете все советы и увидите, что отношения в вашей семье можно назвать нормальными. Но если эта и другие методики не помогли, идите к специалисту: самостоятельно вы можете прорабатывать проблему так долго, что ребенок успеет вырасти.
Стресс
Крик родителя – это один из возможных автоматических стрессовых ответов психики на сильное негативное событие, связанное с ребенком. Настолько сильное, что система «родитель – ребенок» оказывается под угрозой (реальной или кажущейся). В ответ на угрозу в организме родителя запускается естественный процесс, который изменяет химию мозга и тела. Чтобы мы могли действовать быстро, вырабатываются определенные гормоны, а рациональные части мозга временно «отключаются», чтобы сократить время на реакцию. Мы начинаем использовать более древнюю и «животную» часть мозга: а она советует только «бей, замри или беги».
Что вы хотите, когда кричите на ребёнка?
- Чтобы он понимал, о чем вы им говорите.
- Мог обдумать ваши слова.
- Запомнил то, что вы объясняете.
- Извлек урок из ваших слов, чему-то научился.
Но как ребенок реагирует, если вы кричите?
- Пропускает ваши слова мимо ушей, цепенеет, смотрит сквозь вас, замыкается, закрывается, избегает общения («замри»).
- Спорит, грубит, огрызатся, проявляет агрессию («бей»).
- Прячется под стол, под кровать, в туалет, даже иногда сбегает из дома («беги»).
Нравится вам такое? Не думаем.
Поэтому родителям важно доносить до детей информацию так, чтобы они не испытывали стресса, не выдавали в ответ эмоциональных реакций, чтобы у них работала кора головного мозга и они могли все услышать и осмыслить
Ведь все самое разумное, замечательное, доброе, мудрое и полезное – эмпатия, терпение, конструктивное общение, способность решать проблем, креативность – все это происходит благодаря коре головного мозга, а не миндалинам. Кора головного мозга – это наше все
Важно научиться замечать — как только вы начинаете «закипать» — не реагировать сразу, а взять небольшую паузу, чтобы овладеть своим состоянием и переключиться из зоны миндалины (эмоции) в зону коры (разум). Попробуйте наоборот – поговорить с ребенком спокойно и тихо
Пусть он слышит ваши слова, вместо того, чтобы слышать кричащий голос
Попробуйте наоборот – поговорить с ребенком спокойно и тихо. Пусть он слышит ваши слова, вместо того, чтобы слышать кричащий голос.
Помните — крики и срывы калечат ребёнка, портят ваши с ним отношения, подрывают ваш авторитет и нервную систему.
10 советов по воспитанию ребенка без криков
Власть
Естественная иерархия
Родитель — ведущий, ребенок — ведомый. Мы должны понять, что только такое положение дел является нормой. Иначе и быть не может. Малейшее отклонение от этого правила несет в себе смертельную опасность для ребенка. Вам необходимо понять и признать, что это не громкие слова, но факт.
В природе детеныш не может ослушаться родителя просто потому, что без защиты и опеки родителя он не выживет. У людей априори всё должно быть точно также. Но как же случилось так, что дети перестали слушаться и подчиняться родительской власти? Причин этому масса, и не об этом мы тут будем говорить. Хотя задуматься — почему же так получилось — определенно стоит.
А будем мы говорить именно о власти. О том, что власть — это мотив любого действия человека. Мы можем это признавать или не признавать, считать себя властолюбивым и тщеславным или нет, но это факт. Человеку свойственна власть просто на уровне инстинктов.
Выживает сильнейший. Поэтому власть — это то, что движет нами, так или иначе. И вот что нам нужно понять и какой мыслью проникнуться. То, что мы не можем сдерживать негатив по отношению к собственным детям — это и есть то самое желание властвовать. Это инстинктивное природное желание, которое зачастую сильнее нашего разума.
Потому-то нам с ним и не совладать. Каждая из вас знает, что сдержать можно любые эмоции: раздражение, злость, гнев и ярость. Наш разум очень силен, и он безусловно готов справляться с эмоциями. Но работает он в тех ситуациях, когда мы чувствуем власть НАД собой. Например, мы не станем орать в кабинете начальника. Мы подвластны ему. Мы не станем орать на улице, когда вокруг полно людей. Мы подвластны общественному мнению.
А вот над ребенком мы власть чувствуем. Мы понимаем, что он беспомощен и полностью в наших руках. Родитель сильный, ребенок слабый. Вот тут-то наша жажда власти и начинает нами рулить. (Кстати, задумайтесь над ситуацией, когда родитель зависел бы от ребенка, например, в материальном плане. Ребенку оставили наследство, он безмерно богат, а родитель живет за его счет. Как думаете, чаще родитель бы смог сдерживаться? О, я убеждена, что очень часто).
Только стоит понять две вещи.
- Первое — это то, что власть у нас над ребенком настоящая. Он, действительно, зависим от нас целиком и полностью. И это не надо никому доказывать.
- Из этого вытекает второе: доказываем мы чаще всего то, в чем на самом деле не уверены. По-настоящему богатый человек своим богатством не кичится. Уверенный в себе человек никому не доказывает, что он крут. Красивая девушка, ценящая и любящая себя, не будет никому рассказывать, как она прекрасна. А вот если мы что-то пытаемся доказать — то тут стоит понять, что это ложь и фальшь.
Поэтому мы должны понять, что наделены этой мощнейшей властью над детьми. И использовать мы ее должны только для того, чтобы заботиться. Только для того, чтобы помогать выживать, помогать расти и развиваться. Но ни в коем случае не для насилия. Когда есть насилие — есть сочетание этой природной власти и БЕСПОМОЩНОСТИ. Когда мы видим, что не можем совладать с ребенком, но при этом понимаем, что я сильный, а он слабый, и как он вообще смеет — вот тут-то и начинает извергаться из нас гнев, который мы не в силах остановить.
Итак, что мы должны сделать. Признать, что именно жажда власти делает нас такими несдержанными в отношении детей. Подумать о том, что не для насилия мы наделены этой властью, а для заботы и опеки. Понять, что в том, что ребенок нас не слушается, виноваты только мы сами. Мы сами подорвали этот свой безоговорочный родительский авторитет, и теперь пожинаем плоды. И злимся от того, что ту самую власть не чувствуем, если нам ребенок не подчиняется.
Причины криков мамы
Давайте рассмотрим причины, по которым вы злитесь и раздражаетесь на ребёнка и почему вам хочется на него кричать. Понимая эти причины, вы сможете намного легче с этим справляться и поймете, как вообще перестать кричать на ребёнка.
Такое же поведение, как было у вас с родителями
Часто бывает так, что если родители воспитывали вас с помощью криков и наказаний, то вам свойственно то же самое повторять со своим ребёнком.
Родители на консультациях у психолога часто говорят: «Я не знаю, как по-другому», «Я помню, что мама на меня постоянно кричала», «Как мне не кричать на моего маленького ребёнка, если родители постоянно на меня кричали?».
И часто родители обещают себе, что никогда не будут так обращаться со своими детьми. Но когда маленький мальчик вырастает и становится папой, появляются те модели поведения, которые заложены в его подсознании с детства.
Срыв злости
Когда вы в хорошем настроении, у вас намного больше ресурсов, терпения и мудрости. Вы можете несколько раз ребёнку что-то объяснить, попросить, пошутить, отвлечь и при этом не сорваться на крик. Когда у вас что-то не ладится, когда вы недовольны своими отношениями с родственниками или плохо себя чувствуете, устали, – вы раздражаетесь. И это раздражение распространяется на ваших близких, в том числе и на детей.
Поймите, что ребёнок часто не является непосредственной причиной того, что вы на него кричите. Ребёнок как вёл себя, так и ведёт. Просто он попал под руку в этот момент и испытывает на себе все последствия того, что мама «не в духе».
Непослушание ребёнка
Вы ему уже объяснили, рассказали, повторили несколько раз, а он всё равно не слушается. Знакомо? Многие вещи дети делают не назло, а ради интереса и любопытства. Например, разбрасывают еду, когда кушают.
Они знают, что вам что-то не нравится, но делают это специально, чтобы вас спровоцировать. И когда вы поддаётесь на эту провокацию, начинаете злиться, вы забываете о том, что стоит за таким поведением ребёнка
На самом деле он хочет не разозлить вас, а привлечь ваше внимание
Родителям не хватает знаний о том, что и в каком возрасте адекватно требовать и ожидать от ребёнка
Поймите, что у ребёнка внимание, волевое поведение формируется с годами, и часто детям тяжело преодолеть своё желание и любопытство
Отсутствие терпения
Мы кричим на ребёнка, когда нам нужны быстрые результаты
Важно помнить, что мы, взрослые, живём в мире, который движется быстрее. Нам надо всё успеть, у нас есть некоторый временной распорядок
Мы понимаем, что что-то надо сделать сейчас, а что-то потом. И мы действуем согласно этому внутреннему расписанию.
Ребёнок умеет жить настоящим и чувствовать жизнь во всей её полноте – то, чего не хватает нам, взрослым. Мы постоянно живем в планах и в мыслях о том, что будет дальше. А ребёнок может находиться в настоящем моменте, он – в процессе. И когда нам нужно, чтобы он срочно и быстро что-то сделал, нам не хватает умения переключиться на состояние ребёнка и, может быть, помочь ему это закончить.