Особенности развития ребенка по месяцам до года и таблица роста и веса, что должен уметь делать

2 месяца: улыбнись мне, мама!

Ещё не очень уверенно, но маленький человек, пытается держать голову. Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.

Пожалуй на животе шире обзор

В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.

Параметры одежды

Для новорожденных выбирают одежду следующих размеров:

  • Выбирается для маленьких недоношенных деток в первые месяцы их жизни. Такая одежда отлично подойдет для младенцев, которые родились на сороковой неделе. Для грудничков ростом более 50 см придется выбирать вещи покрупнее.
  • Одежку 56-го размера приобретают родители, чьи детки выросли до 55 сантиметров.
  • Этот размер подойдет для двухмесячных или трехмесячных ребят ростом более 60 сантиметров.

При выборе одежки обращают внимание на материал, из которого она была изготовлена. Она должна быть сделана из хлопка, льна или других натуральных тканей

Также при выборе обращают внимание, чтобы на ней не было молнии.

Что умеет и должен уметь новорожденный ребенок в первый месяц своей жизни

За первый месяц жизни крохи предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. Теперь это уже не новорожденный человечек, а грудной ребенок. За этот месяц он незаметно многому научился, уже многое умеет.

Физическое развитие

  • К концу первого месяца малыш постепенно перестает принимать позу эмбриона, активнее двигается, сучит ручками и ножками. Все его движения пока разбалансированы, но постепенно они становятся более скоординированными. На это уйдет еще 2-3 месяца;
  • Некоторым деткам в 1 месяц удается слегка приподнимать голову, когда они лежат на животике. Ребенку удается некоторое время удерживать головку, когда его держат вертикально;
  • Лежа на животике, он должен уметь одновременно слегка приподнять попку и головку. Если в это время ему подставить под пяточки ладонь, он оттолкнется от нее и продвинется на несколько сантиметров;
  • Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.

Эмоциональное развитие

  • За первые четыре недели жизни ребенок уже умеет отличать мамин голос от всех остальных. Он прекрасно знает ее запах, ее прикосновения; Когда малыша касается близкий человек, он радуется и даже прекращает плакать. Однако прикосновения незнакомца могут сильно испугать его. Поэтому давать ребенка чужим людям в руки пока не рекомендуется;
  • Малыш копирует все, что способен увидеть. Чаще улыбайтесь ему. И очень быстро на вашу улыбку он ответит улыбкой. И это уже будет не рефлекторная непроизвольная улыбка новорожденного, а вполне осознанная, предназначенная именно вам;
  • В 1 месяц он уже несколько минут рассматривает яркие неподвижные предметы недалеко от его глаз. Он уже способен провожать взглядом игрушку, которую медленно проносят у него перед глазами;
  • Малыш начинает произносить горловые звуки, похожие на бульканье. Это начало гуления, когда кроха впервые осознанно испытывает речевой аппарат. И пока до первых слов еще далеко, первые попытки происходят уже в месячном возрасте;
  • В месячном возрасте ребенок умеет показать свое настроение – плачем или улыбками;
  • Малыш реагирует на звуки, может определить, откуда он исходит, поворачивать голову в ту сторону. Прислушивается к ним. Реакция становится более осознанной, ребенок реже пугается резких звуков, различает интонации речи. Мамин голос успокаивает грудничка, а голоса незнакомцев пугают и настораживают;
  • Просыпаться и есть в одно и то же время. В этом возрасте у детей уже формируется режим дня. Мама может корректировать его, но делать это необходимо очень мягко, без стресса для ребенка;
  • Кричать и плакать. Месячный малыш плачет порядка трех часов в сутки. Это считается нормой, так как именно этим способом он может сообщить маме о проблемах. Плач различается в зависимости от раздражающего фактора — голода, грязного подгузника, желания побывать на руках, поспать и т.д.

Таблица навыков и умений

Сфера развитияЧто происходит?
ДвиженияРучки и ножки согнуты в суставах, двигаются непроизвольно и нескоординированно — мышечный тонус повышен. Все действия контролируются безусловными рефлексами.
ЗрениеК 10 дню кроха удерживает в поле зрения движущиеся объекты. Может следить за предметом (игрушкой) на расстоянии около 30 см, но лишь в одну сторону. К 20 дню удерживает в поле зрения неподвижные объекты (лицо взрослого) уже до 5-10 секунд.
СлухК 10 дню вздрагивает и моргает при резких звуках (хлопок, удар по столу) на расстоянии около 30 см. Может сосредотачиваться на звуках и голосе до 10 секунд.
СенсорикаРазличает соленый, сладкий и кислый вкус. Реагирует на резкие запахи плачем и гримасками.
РечьГолосовой аппарат проходит подготовку звонкими криками, кряхтением, причмокиванием.
ИнтеллектНачалось сенсорное развитие крохи (чувственно-двигательное). Сейчас он отрабатывает данные ему с рождения навыки: сосание, реагирование на звуки, световые раздражители, температуру. Вырабатываются первые условные (не врожденные) рефлексы.

К концу первого месяца с исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной. Некоторые больше не нуждаются в пеленании во время сна.

Вот сколько, оказывается, уже умеет малыш! А вы говорите – месяц!

МамаЛара: Что умеет ребенок в 1 месяц видео

Видео: Развитие новорождённого от рождения до 1-го месяца. Что должен уметь? Как развивать малыша в этом возрасте? Как бороться с самыми распространёнными проблемами этого возраста (колики, отрыжка, плач и тд.)

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Развитие ребенка в 12 месяцев

К моменту, когда ребенку исполняется год, он обычно осваивает следующие навыки:

  • Ползает и делает неуверенные шаги при помощи руки взрослого или другой опоры;
  • Осваивает “щипковый захват”;
  • Знает, но пока не может произносить названия предметов вокруг;
  • Подражает мимике взрослых;
  • Узнает и эмоционально реагирует на родителей и близких людей как вживую, так и на фотографии;
  • Умеет самостоятельно пить из бутылочки и пытается кушать при помощи ложки;
  • Понимает и исполняет просьбы вроде “дай”, “возьми”, “положи”;
  • Складывает в коробки небольшие предметы и вынимает их обратно, закрывает/открывает крышки банок и бутылок.

Что бы ни говорили стандарты, каждый ребенок уникален и осваивает необходимые навыки в соответствии со своим темпераментом и уровнем физического развития. Не стоит бить тревогу, если вы наблюдаете небольшие отклонения от общих норм. Помните, как важна малышу ваша любовь, поддержка и ободряющая улыбка. С их помощью он будет учиться гораздо охотнее и быстрее.

Особенности набора веса во втором полугодии

Во втором полугодии жизни ребенка динамика набора веса также имеет тенденцию к снижению. Малыш становится все более подвижным, а физическое и психическое развитие требуют много энергии. Кроме того, это время ввода прикорма, так как грудного молока малышу уже недостаточно. И процесс этот медленный и непростой.

С 7 по 9 месяц в среднем малыш набирает 500 грамм в месяц. А с 10 по 12 месяц и того меньше, порядка 100 – 300 грамм в месяц. В норме вес малыша к полугоду увеличивается вдвое, а к году кроха становится тяжелее в три раза, чем при рождении. То есть, если ребенок родился с массой тела около 3 килограмм, то к году он должен весить около 9-10 килограмм.

Исполняется полгода

Согласно календарю развития полугодовалый ребенок должен уметь проявлять свои эмоции. Малыш реагирует плачем не только на желание поесть или дискомфорт. Эта эмоция может означать с полугода желание получить новую игрушку или поменять занятие. Мышцы спины и шеи в это время уже достаточно укрепились, а потому малыш может короткое время сидеть самостоятельно. Но справиться с попыткой сесть он сможет несколько позже.

При подтягивании за руки кроха уже может сесть. Самостоятельно же он сидит только с опорой на подушки или при поддержке взрослых. Если его подтолкнуть за ступни, то он делает попытку ползти вперед.

График развития ребенка помесячно показывает, что в это время чадо должно знать как его зовут и реагирует на имя поворотом головы. В отличие от грудничков он может произносить различные звуки. Чаще всего в этот период малыш произносит односложные слова «мама» или «папа». Он обожает находиться на руках у мамы и может требовать этого плачем, который немедленно прекращается после того, как его взяли на руки.

Читайте подробнее: Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Что должен уметь ребенок

Новорожденный растет быстро, приобретая сразу ряд ценных навыков по месяцам и стремительно приспосабливаясь к внешним условиям. Развитие ребенка в 2 месяца позволяет ему уверенно держать голову, лежа на животе, и недолго держать в руке вложенные в нее предметы. Самостоятельно брать их он еще не умеет и не знает, что с ними делать, поэтому, подержав немного, просто роняет и это нормально.

Что еще умеет ребенок в 2 месяца:

  • следить взглядом за крупными движущимися предметами и людьми;
  • ориентироваться на звук и его направление, прислушиваться;
  • чаще держать ладони расслабленными, а не сжатыми в кулачки;
  • замечать детали предметов и мамины черты лица;
  • реагировать не только плачем, но и мимикой;
  • пугаться резких громких звуков (падение предмета, чихание) и чужого громкого голоса.

Болевая чувствительность в этом возрасте увеличивается, а вместе с ней и ощущение дискомфорта, включая мокрые пеленки или чувство голода.

Зрение

В два месяца ребенок начинает лучше видеть и уже должен уметь узнавать соску, бутылочку с молоком, мамино лицо. Взгляд малыша привлекают игрушки вокруг и более-менее крупные предметы рядом, перед ним и по бокам. Лица людей тоже рассматриваются с интересом, как и человеческие движения, крутящиеся карусели с погремушками.

Ребенок в 2 месяца начинает понемногу различать цвета, поэтому больше внимания он уделяет ярким вещам. Но черно-белые геометрические фигуры ему тоже любопытны

В среднем на одном объекте грудничок может сосредотачивать внимание около 5 минут

Слух

Двухмесячный ребенок также должен уметь поворачивать голову на звук, что дает представление о том, как он ориентируется в пространстве. Малыш прислушивается к работающему телевизору, погремушкам, маминому голосу и необычному шуму вокруг. Не стоит нервничать, если от резких щелчков грудничок вздрагивает и начинает часто моргать – он еще привыкает к новому и не нуждается в гиперопеке от шумов. Но и нарочно их провоцировать тоже не стоит.

https://youtube.com/watch?v=d_pwOTAOpOQ

Двигательная активность и эмоциональное развитие

Тонус сгибателей рук и ног становится меньше, появляется больше спонтанных движений.

Что должен уметь двухмесячный малыш в плане физического развития:

  • удерживать голову на весу (непродолжительно);
  • подносить руки к лицу – тереть глаза, нос, сосать свои пальцы;
  • отпихивать от себя предметы, отводить висящие игрушки в сторону;
  • удерживать в руке предметы на протяжение 10 секунд;
  • поворачивать голову на голоса, звуки;
  • на несколько секунд приподымать грудь, лежа на животе.

Психологическое развитие проявляется в виде активного интереса ко всему вокруг, попытки прикоснуться к вещам рядом с ним и схватить их. В этот период развиваются эмоции. Например, малыш уже может показывать свое недовольство не только плачем, но и скорченными гримасами или имитацией чихания. Приятные вещи вызывают замирание и первую улыбку грудничка.

Поведение

В норме, когда в 2 месяца ребенок достигает пика в плане плача. Из-за развития нервной системы ощущения малыша становятся острее и для него это непривычно. Ребенок много времени уделяет тому, что уже умеет, но хлопот обычно много.

Поскольку грудничок может плакать очень часто, важно особенно внимательно следить за его потребностями в 2 месяца и удовлетворять их: своевременно менять подгузники и пеленки, подмывать, обрабатывать зудящую кожу, кормить, следить за температурой воздуха и удобством в коляске, кроватке. Не редко новорожденный плачем показывает недостаток внимания к себе, испытывая потребность в успокоении, убаюкивании

Как общается двухмесячный малыш

Контактировать и взаимодействовать с другими людьми в общепринятом понимании грудничок пока не может. Его методы коммуникации – плачь, улыбка, мимика. Издавать отдельные звуки, гулить развитие позволяет ребенку примерно в 2,5 месяца.

Каковы нормы прибавки веса и роста грудничка?

К счастью, еще не стандартизировано, сколько точно должен весить ребенок при рождении, и какой должна быть длина тела младенца. Средний рост новорожденного колеблется от 46 до 56 см, а средним весом считаются цифры от 2,6 до 4 килограммов

На крупных детей, весящих больше 4 кг, специалисты обращают пристальное внимание, так как такая большая масса может быть признаком нарушений в организме. Так же серьезно врачи относятся и к грудничкам, родившимся с весом ниже нормы

Длина тела новорожденных, как правило, соотносится с их весом

Основываясь на значениях, полученных при измерении, педиатры оценивают, идет ли развитие детей соответственно стандартам ВОЗ. В случае недостатка веса, врачи рекомендуют, на сколько увеличить объем потребляемой пищи, в случае «опережения графика» -посоветует снизить количество молока, чтобы остановить слишком резкий набор массы. Как правило, мер с изменением объемов еды достаточно для корректировки. Если они не изменяют ситуации, и педиатр заподозрит какие-то заболевания, он назначит необходимые анализы для их диагностики

Длина тела новорожденных, как правило, соотносится с их весом. Основываясь на значениях, полученных при измерении, педиатры оценивают, идет ли развитие детей соответственно стандартам ВОЗ. В случае недостатка веса, врачи рекомендуют, на сколько увеличить объем потребляемой пищи, в случае «опережения графика» -посоветует снизить количество молока, чтобы остановить слишком резкий набор массы. Как правило, мер с изменением объемов еды достаточно для корректировки. Если они не изменяют ситуации, и педиатр заподозрит какие-то заболевания, он назначит необходимые анализы для их диагностики.

младенец в первый месяц жизни начинает трудный процесс адаптации к новой для него среде. После рождения он немного теряет в весе, но, привыкнув к пище, постепенно набирает его. Вне зависимости от того, сколько после рождения малыша показали весы в родблоке, к концу первого месяца жизни малыш «пополнеет» на 600 грамм и вытянется в среднем на 3 сантиметра. на втором и третьем месяце организм малыша уже привыкает переваривать материнское молоко или смеси и за счет этого продолжает активно расти. Длина его тела за каждый период увеличится на 3 см, а масса на целых 800 грамм. Вместе с телом растет и окружность головы — на 1,5 сантиметра каждый месяц. К исходу первого триместра жизни малыша объем потребляемого им молока удваивается, поскольку активно растущий и развивающийся организм требует много питательных веществ и энергии. дальше рост и набор массы младенцем, если верить цифрам статистики ВОЗ, слегка замедляются. Но, тем не менее, в среднем новорожденные за четвертый месяц жизни прибавляют 750 гр., за пятый — 700 гр., длина тела увеличивается на 2,5 и 2 см соответственно. На исходе этого периода младенец должен весить вдвое больше относительно той цифры, что указана на его бирочках из роддома. за шестой, седьмой и восьмой месяц жизни ребенок тяжелеет на 650, 600 и 550 грамм соответственно. Это время для малыша полно приятных открытий возможностей своего тела — он начинает ползать и самостоятельно садиться. Материнского молока для восполнения сил уже не хватает, и мамы по рекомендациям педиатра начинают вводить в прикорм детей фрукты, овощи и каши. Количество кормлений в сутки уменьшается с 6 до 5, зато объем пищи теперь составляет 180 грамм

Каждый месяц этого интересного и важного периода своей жизни малыш подрастает на 2 см. темп роста ребенка постепенно замедляется, и теперь младенец подрастает на 1,5 сантиметра в месяц. Объем порций теперь увеличиваются до 250 грамм за одно кормление, а вместе с ними и вес малыша

Объем порций теперь увеличиваются до 250 грамм за одно кормление, а вместе с ними и вес малыша

За девятый месяц он прибавит 500 гр., за десятый — 450, а за одиннадцатый — 400. к первому дню рождения малыш, как правило, утраивает свой первоначальный вес, а в целом должен подрасти на 25 сантиметров. Это колоссальный скачок, требовавший больших сил и энергии у организма. Когда-то крошечный сморщенный младенец теперь превратился в крепенького ребенка, кушающего вместо молока вполне человеческую пищу — пюре, паровые котлеты и супы.

Как вы видим, рост и вес ребенка до года активно увеличиваются, каждый месяц происходят значительные прибавки. О том, сколько весит ваш новорожденный, вам будет говорить педиатр на приеме, он же озвучит, сколько должен весить средний младенец по мнению ВОЗ.

Особенности набора веса в первом полугодии

Если в первый недели жизни новорожденный может потерять в весе, то к концу первого месяца показатели не просто выравниваются, а уже идут вверх. Следующие два месяца – время максимального роста. В среднем малыш набирает по 750-800 грамм в месяц. Однако бывает и больше. Так, например, прибавка в 1,5 кг за тридцать дней в этот период тоже будет нормой, потому что в первом триместре активно развиваются все системы жизнедеятельности ребенка:

  • нервная система
  • костно-мышечная система
  • активизация функций всех внутренних органов и систем.

С четвертого месяца интенсивность набора веса снижается, что тревожит многих родителей. Но повода для беспокойства нет. В этом возрасте ребенок начинает больше двигаться, познавать мир, поэтому сохранить прежний темп роста становится сложнее. В первые шесть месяцев жизни ребенка ежемесячная прибавка в весе не должна быть меньше 400 грамм.

Конституциональные особенности организма и наследственность

Многие родители сравнивают своих детей с их ровесниками. Если другой ребенок того же возраста имеет отличные параметры веса и длины тела, мама и папа начинают беспокоиться. Однако паниковать в данном случае не стоит. Каждый человек имеет индивидуальные конституциональные особенности, которые определяются наследственными факторами. Одни дети имеют худое тело и высокий рост, другие – отличаются плотным телосложением и низким ростом.

Существует три типа конституции:

  • Нормостенический – анатомические особенности приближены к усредненным значениям роста и веса, характерным для данного возраста и пола;
  • Астенический – конечности несколько вытянуты, мускулатура слабо развита, тонкие кости, очень мало подкожного жира. Таким образом, для людей астенического типа характерны высокий рост и небольшая масса тела;
  • Гиперстенический. Мышцы хорошо развиты, рост ниже среднего, вес может превышать средние значения.

Данные особенности передаются детям от родителей. К примеру, если мама и папа имеют низкий рост, то с большой вероятностью тот же показатель у ребенка не будет сильно отличаться от родительского.

Типы конституции человека

1 месяц

При абсолютно здоровом состоянии, он будет проводить большую часть жизни во сне. Это обусловлено с наступлением периода адаптации. Он происходит ввиду изменения окружающих условий. В то время, когда малыш не спит, его подвижность проявляется в шевелении ручками и ножками

Внимание новорожденного  привлекает окружающий шум(разговоры), различные погремушки

Большую часть времени(около семидесяти процентов) малыш проводит во сне. В первый месяц его подвижность проявляется в различных рефлексах:

  • Рефлекторное сосание;
  • Хватательный рефлекс;
  • Поисковый рефлекс. Позволяет ребёнку найти сосок для получения питания.
  • Психомоторное развитие

Появляются первые попытки фокусировки взгляда на определенном предмете. Малыш пытается видеть свои руки. Однако удерживать голову независимо ещё не умеют. Главные моменты развития:

  • Кормление ребёнка в среднем составляет от десяти до двенадцати раз. Кормление происходит в дневные и ночные часы;
  • Появляются первые физические движения. Они обусловлены рефлексами.;
  • Если ребёнок чувствует себя не комфортно, то он плачет;
  • Начинает узнавать запах и голос матери. Появляется первые признаки реакции;
  • Появляется фокусировка взгляда;
  • Рост малыша в среднем увеличивается от двух до трёх сантиметров. За месяц вес изменится на 600 грамм в сторону повышения.

Основные показатели новорожденных

Когда новорожденный появляется на свет, родителям сообщают первую информацию о нем: какого он пола, сколько весит, какая длина его тела, а также сведения об общем состоянии. За этими величинами родители и врачи будут внимательно следить в течение всего года, поскольку они являются главными индикаторами гармоничного формирования организма, а значит, и общего здоровья.

Нормальные физические величины новорожденных зависят от сроков рождения. Когда при росте от 46 до 57 см кроха весит от 2600 до 4000 г, это является нормой для тех, которые родились в положенный срок, то есть на 38–42 неделе беременности. Если же роды были преждевременными, с патологиями, беременность была многоплодной, то нормы веса и роста существенно снижаются. Например, если новорожденный, родившийся в двойне или тройне, весит менее 2000 граммов, то это значение не считается критичным.

Снижение веса за первые дни жизни составляет до 8% от первоначального значения. Но выписывают кроху домой только после того, как снижение массы прекращается и начинается прибавка. За изменением этих величин следит педиатр.

Развитие ребенка в 1 год

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие:

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие:

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.

По каким показателям оценивается развитие крохи

Рекомендуется заранее ознакомиться с основными параметрами развития малыша от 0 до 1 года. Ученые неоднократно доказывали, что каждый новорожденный является уникальным. Однако несмотря на это, было выделено несколько основных показателей, по которым можно определить уровень их развития.

К ним относятся:

  • увеличение массы тела;
  • развитие моторики и основных двигательных функций;
  • рост;
  • размер головы;
  • окружность грудной клетки.

На перечисленные критерии чаще всего обращают внимание педиатры. Неврологи советуют родителям при определении развития их младенца обращать внимание на:

  • особенности речи;
  • эмоциональное развитие;
  • понимание детками интонаций и фраз других людей.

Как правильно взвесить ребенка?

Для определения массы ребенка используют механические или электронные весы. Удобнее всего модели со съемной чашей. В зависимости от возраста малыша взвешивают лежа, стоя или сидя. Необходимо следить, чтобы он находился в центре весов. При взвешивании в пеленке делают поправку на ее массу. Оптимальное время для проведения процедуры – до утреннего кормления, после того как ребенок сходит в туалет.

Если необходимо срочно узнать, сколько весит ребенок, можно воспользоваться обычными домашними напольными весами. Устанавливают на твердую поверхность и встают на них дважды – с ребенком на руках и без него. Разница одного и второго значений дает искомую величину. Чтобы более точно определить, сколько весит малыш, из полученного числа стоит вычесть массу его одежды.

Развитие ребенка в 11 месяцев

Как правило, к этому моменту большинство малышей уже умеют ползать и вставать на ножки, используя опору. А некоторые даже делают свои первые самостоятельные шаги. Считается абсолютно нормальным, если ребенок осваивает этот навык в любой момент до полутора лет. Родителям остается набраться терпения и помогать малышу в меру своих и его сил.

В 11 месяцев дети начинают понимать простые фразы, которые часто используют родители; откликаются на свое имя; осознают, когда их хвалят или ругают. По вашей просьбе они могут указать на свои уши, глазки или рот.

Кроме того, малыши начинают подражать взрослым в процессе говорения, их монологи все больше напоминают привычную нам речь. Узнайте больше о развитии речи малыша. Некоторые дети произносят свои первые слова.

Нормы развития детей до полугода

Для наглядности приведем список основных навыков ребенка до полугода по месяцам в виде таблицы.

Возраст (мес.) Двигательные навыки Зрение Слух Эмоции Речь Интеллект 1 Конечности согнуты, присутствует множество рефлексов, выражены хватательный и сосательный рефлекс

Несколько минут фиксирует внимание на игрушке или лице взрослого. Следит за медленно передвигающимся перед глазами предметом или яркой игрушкой

Прислушивается к голосам, звукам, шуму погремушки

К 4-й неделе поворачивает голову на звук К 4 неделе улыбается маме. Радостно сучит ручками и ножками на обращенную к нему речь. Появляется комплекс оживления как реакция на близких людей. Использует простые гортанные звуки (а, э, гы, кх). Приспосабливается к окружающему миру, проявляет к нему интерес. 2 Разводит ручки в стороны, может повернуть голову, на животе ненадолго приподнимает голову. Пару секунд удерживает игрушку. Следит за игрушкой или предметом около 15 секунд. Фиксирует взгляд на них до 25 секунд. Видит предметы объемно. Концентрируется на звуках до 10 секунд. Поворачивает голову в их сторону. Комплекс оживления выражен ярче. Начинает гулить со звуками «ага», «агу», «гы». Плач интонационно окрашен. Интерес к внешнему миру растет, появляется координация рук и глаз. 3 Полминуты держит голову в вертикальном положении, до минуты – на животе. В таком положении упирается на локти. При поддержке подмышки упирается ровными ножками в поверхность. Хватает предметы не рефлекторно, а сознательно. С интересом следит за движущимся предметом или игрушкой. До 5 мин. может рассматривать ручки. Видит объекты на расстоянии до 60 см от глаз. Отводит глаза, а потом голову в сторону звука. При резком звуке замирает, хмурится и плачет. Сознательно строит контакт со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления ярко выражен. Активно и подолгу гулит. Сознательно и избирательно интересуется предметами окружающего мира. 4 Умеет поворачиваться на бок, пробует перевернуться на животик. Придерживает при кормлении грудь, бутылочку. Узнает близких людей, себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 минут. Реагирует на музыку. Точно поворачивает голову на звук. Различает родных по голосам. Смеется громко и заливисто. Отвечает на улыбку. Требует внимания взрослых. Активно гулит. В речи появляются первые слоговые цепочки. Действия становятся целенаправленными и осознанными. Понимает простые причинно-следственные связи. Интересуется всем новым. 5 Делает попытки сесть. Лежа на животе, упирается ладошками прямых рук. Изучает предметы ощупыванием, тянет их в рот. Отличает родных от чужих. Следит за предметом до 15 мин. Различает речь по интонациям. На звук поворачивается всем телом

Требует общения, привлекает к себе внимание. Интересуется другими детьми

Гуление певучее, протяжное. Интересуется предметами, удаленными до 1 м, а также разными частями своего тела. 6 Переворачивается с живота на спину. Ползает на животе. Стоит при поддержке. Достает и хватает предметы, перекладывает их в руках. Держит бутылочку. Зрение становится острее – малыш различает мелкие предметы. Слух совершенствуется. Кроха слышит даже тихие звуки: шепот, шорохи. Испытывает любовь к родителям, ждет от них похвалы, любви и поддержки. Гуление переходит в лепет. Малыш повторяет до 40 слоговых вариаций. Ставит перед собой простые цели и понимает пути их решения (чтобы взять игрушку, нужно отодвинуть коробку).

Как развивается малыш в 10 месяцев

Ваш малыш к этому возрасту, как правило, умеет ходить — к настоящему моменту двигательные навыки ребенка уже вполне развиты. Акцент с моторного развития на нервно-психическое начал смещаться еще в 8 – 9-месячном возрасте, так что продолжайте помогать малышу развиваться. Чтение, слушание музыки, аудиосказок, подходящие для этого возраста развивающие игры, кубики, пирамидки, мячики — любое обогащение сенсорного восприятия сейчас бесценно.

Физическое развитие:

  • Хорошо ходит вдоль опоры;
  • Идет вперед при поддержке за обе руки;
  • Совершенствует уже знакомые ему движения и действия, развивает координацию и ловкость;
  • Пользуется пинцетным захватом и преимущественно одной рукой.

Психоэмоциональное развитие:

  • Активно развивает речь, формируя собственный язык, понятный только близким взрослым;
  • Называет отдельными слогами различные предметы (собака — «ав», корова — «му»);
  • Машет рукой «пока-пока»;
  • Знает, куда класть некоторые предметы, игрушки;
  • Понимает, когда его хвалят, а когда ругают;
  • Помнит любимую игрушку.

Развитие ребенка в 4 месяца

На четвертом месяце младенец постепенно расстается с рефлексами новорожденного: его движения уверены, взгляд более осознанный. Меняются и физические показатели развития: вес ребенка увеличивается до 750 г. Также становится больше и рост ребенка: в среднем он подрастает на 3 см.

Что касается достижений в познании окружающего мира, младенец уверенно берет предметы в руки и удерживает их на протяжении некоторого времени. Кроме того, в этот период у крохи появляется немало новых навыков:

  1. Он легко меняет свое положение, к примеру, переворачивается со спины на бочок.
  2. Приподнимает руки, когда лежит на животе.
  3. Держит головку продолжительное время.
  4. Сам поддерживает грудь во время кормления.

Не следует бить тревогу, если у малыша что-то не получается. Ваша задача — набраться терпения и помочь малышу маленькими шагами достичь поставленного результата. Не забывайте, что все детки индивидуальны, одни дети учатся быстрее, другие — медленнее.

Что касается норм психоэмоционального развития, то ребенок в четырехмесячном возрасте достаточно оживлен:

  • активно коммуницирует;
  • двигает конечностями;
  • реагирует на обращение к нему по имени.

Четвертый месяц ознаменован формированием задатков причинно-следственных связей. Ярким примером тому можно назвать то, что когда ребенок видит грудь мамы, он успокаивается, так как ожидает кормления.

Младенец в этот период способен ощущать не только радость и волнение, но еще и любопытство или даже страх. Кроху может напугать незнакомый ему человек, а вот появление близких, наоборот – приведет в восторг.

Малыш активно реагирует на цветовую гамму: лучше воспринимает яркие однотонные оттенки, а вот перенасыщенные разными цветами предметы быстро утомляют его.

В четыре месяца ребенок не только отлично понимает, откуда появляется тот или иной звук, он уже проявляет неподдельный интерес к музыке. Крохе полезно слушать музыку одного инструмента или исполнение одного солиста. Лучше всего младенец воспринимает низкие и ритмичные тона.

Стоит отметить, что теперь малыш спит около 15 часов. За день он может посвятить отдыху около 5 часов.

Полная версия статьи: Развитие ребенка до года : Что умеет ребенок в 4 месяца

8 месяцев

В этом возрасте малыш уже может активно ползать и переворачиваться, поэтому нельзя его оставлять на высоте.

Восьмимесячный ребенок должен уметь определить по фотографии маму и папу, понимать некоторые слова и запреты на определенные действия. Он также пытается самостоятельно кушать и с интересом рассматривать и щупать новые игрушки.

На восьмом месяце ваш малыш:

  • Пытается преодолевать любые препятствия, которые встречаются ему на пути.
  • Пробует самостоятельно вставать при помощи опоры, ходить, садиться, ложиться и т.д.
  • Еще немного рассеян, легко отвлекается от интересного занятия, если с ним начать говорить или резко включить какую-то музыку.
  • Уже может играть в потешки с простыми движениями: «ку-ку», «ладушки» и т.д.
  • Может собрать небольшую пирамидку из кубиков, развалить ее, потом обратно собрать в том же порядке.
  • Реагирует на простые просьбы, совершает простые танцевальные движения.
  • Показывает пальцем на те предметы, которые хочет потрогать или увидеть поближе.
  • Часто и регулярно повторяет серию различных слогов.
  • Четко определяет маму, папу и близких родственников, меняет эмоции при виде чужих людей.
  • Любит постоянное общество близких людей, когда остается один, может заплакать.
  • Умеет махать ручкой на прощание.
  • Пугается резких звуков или неожиданных появлений взрослых.

Знаете ли вы? Дети так много спят из-за того, что их мозг расходует около 50% всех запасов глюкозы в организме.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий