Почему ребенок не ползает в 9 месяцев — причины

Факторы, влияющие на скорость развития малыша

Наблюдения педиатров говорят о том, что ребенок не обязан расти и развиваться в соответствии с возрастными нормами. Каждый малыш может иметь собственный план развития. Однако специалисты выделили ряд факторов, положительно влияющих на формирование двигательных функций крохи:

  • отсутствие серьезных заболеваний;
  • редкие заболевания ОРВИ (во время болезни кроха борется с вирусом, у него нет лишней энергии чтобы учиться чему-то новому);
  • характер и телосложение ребенка – активный, не слишком упитанный или даже худой;
  • благоприятная атмосфера в доме – отсутствие скандалов, благожелательность родителей;
  • наличие старшего брата/сестры, которые своим примером вдохновляют кроху учиться ползать, стоять и ходить (рекомендуем прочитать: видео-уроки о том, как научить ползать ребенка).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие развивающие занятия с ребенком с 8 месяцев

Зачем нужны четвереньки?

Мы знаем, что четвереньки нужны, в первую очередь для того, чтобы руки, ноги и спина ребёнка равномерно окрепли и после ребёнок смог спокойно и без последствий начать учиться ходьбе. Для того, чтобы мышцы окрепли, необходимо хотя бы 2 месяца ежедневного ползания.

Когда ребёнок ползает на четвереньках, опираясь на запястья, это их укрепляет, что в дальнейшем улучшит мелкую моторику, а это хорошо скажется на обучении письму в будущем, когда придётся долго держать ручку.

Ползая симметрично, у ребёнка равномернее тренируются мышцы, а это значит, что осанка в будущем будет красивой.

Чем дольше ребёнок ползает на правильных четвереньках, чем лучше происходит синхронизация работы полушарий мозга, а это приведёт к лучшей координации движения в будущем, ребёнок будет более ловким, он будет быстрее принимать решения и многое другое.

Также ползание:

  • развивает ассоциативные связи мозга,
  • создаёт площадку для раскрытия потенциала мозга,
  • совершенствует зрительное восприятие, так как глаза фокусируются в одном направлении,
  • влияет на развитие тактильной чувствительности, формирует пространственные представления о собственном теле.

Ползание способствует формированию представлений о взаимоотношениях предметов, например:

  • Предложных конструкций – «у стола», «на дереве», «в доме» и так далее.
  • Пространственно-временные отношения.
  • Причинно-следственные отношения.
  • Закладывается способность ориентироваться в пространстве.

Таким образом, благодаря ползанию у ребёнка формируются предпосылки для будущего освоения грамматики русского языка.

Чем дольше ребёнок ползает, тем меньше у него будет проблем с чтением и письмом в школьные годы.

Задержка развития или отклонения в развитии

Задержка развития у ребенка может вызывать беспокойство и тревогу у родителей. Если ребенок в 9,5 месяцев не переворачивается, не ползает и не садится, это может быть признаком отклонений в развитии

Важно обратиться к врачу для проведения диагностики и выяснения причин такой задержки

Если ребенок не достигает важных моторных милейштонов в установленные сроки, это может быть связано с различными факторами:

Физиологические особенности: каждый ребенок развивается индивидуально, и у некоторых может быть наблюдаться небольшая задержка в достижении определенных навыков. В таких случаях, как правило, нет особых причин для беспокойства, и ребенок начнет двигаться и развиваться со временем.
Недостаточная стимуляция: недостаток возможностей для активного движения и исследования окружающего мира может замедлить развитие ребенка

Важно обеспечить ему достаточное количество времени на ползание, переворачивание и игры на полу. Медицинские причины: некоторые заболевания и состояния могут приводить к задержке развития

Например, недостаток мышечного тонуса, проблемы с координацией или задержка развития нервной системы. В таких случаях, ребенку может потребоваться дополнительное медицинское обследование и реабилитационные мероприятия.

Если родители замечают задержку в развитии ребенка, важно обратиться к педиатру или неврологу. Врач проведет осмотр и назначит дополнительные исследования, если это необходимо

Он также может дать рекомендации по стимуляции развития ребенка, которые могут включать в себя игры и упражнения.

Когда дети начинают сидеть и ходить

Делаем дом безопасным для ребенка

Очень важно ответственно отнестись к созданию безопасного дома, который станет для ребенка обучающей и развивающей средой. Что можно предпринять, чтобы сделать пространство для ребенка безопасным?. Позаботьтесь о том, чтобы пол был мягким

Позаботьтесь о том, чтобы пол был мягким

На пол можно постелить ковер или другое покрытие, надежно зафиксированное так, чтобы малыш не мог споткнуться о него. На розетках должны быть заглушки

Провода важно спрятать в плинтусы. Используйте дверные ограничители

Установите запоры, замки, задвижки на дверцы шкафчиков и тумбочек, не позволяющие ребенку прищемить пальцы дверью. Выход на лестницы (если они есть в доме) необходимо перегородить специальными воротами. Уберите все ножи, посуду и любые бьющиеся предметы. Держите горячую еду и напитки подальше от края стола. Устраните любую возможность доступа к химическим средствам для уборки дома. Используйте специальные заглушки для кранов. Установите блокировку на сиденье унитаза. Держите мусорные контейнеры закрытыми. Аптечка с лекарствами должна переехать как можно дальше и выше. Блокируйте доступ к любой габаритной мебели, которую можно опрокинуть. Пользуйтесь силиконовой защитой острых углов мебели. Уберите все электроприборы в недоступные для малыша места. Никакого доступа к газовым вентилям. Уберите все принадлежности для разведения огня.

Сейчас для любой бытовой задачи есть решение и специальные приспособления на все случаи жизни, которые можно как купить, так и сделать самим

Пусть ваш дом будет какое-то время не таким нарядным и наполненным милыми мелочами, зато вам не придется постоянно фиксировать свое внимание на ребенке и тревожиться

Психомоторная ретардация и нарушения развития

Психомоторная ретардация может проявляться разными способами, включая отставание в освоении двигательных навыков, как, например, ползание, сидение или ходьба. Ребенок в 9 месяцев, который не ползает, может быть подвержен данному виду нарушений развития.

Если у вашего ребенка наблюдаются признаки психомоторной ретардации или других нарушений развития, важно обратиться к врачу для дальнейшего обследования и определения причин. Раннее выявление и лечение таких проблем могут быть важными шагами для помощи ребенку в его развитии

Врачи могут рекомендовать различные методы и терапии для помощи ребенку с психомоторной ретардацией или другими нарушениями развития. Это может включать физическую терапию, речевую терапию, логопедию, а также психологическую поддержку для ребенка и его родителей.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его развитие может происходить с разной скоростью и в различных фазах. Однако, если вы замечаете нарушения или отклонения в развитии своего ребенка, не стоит откладывать визит к врачу

Чем раньше будут предприняты действия, тем больше возможностей для помощи и поддержки ребенку в его развитии.

Почему это происходит?

Если родители замечают, что, несмотря на наступление возраста 9-10 месяцев ребенок не садится сам, нужно учесть, что далеко не всегда это может быть тревожным сигналом. И хотя возрастная периодизация отмечает время развития тех или иных навыков, нужно учитывать, что не менее важную роль играют и индивидуальные особенности развития ребенка. В связи с этим возрастные рамки для каждого из них могут различаться на несколько месяцев. И вполне возможно, что способность сидеть самостоятельно разовьется у него немного позже, но сможет закрепиться лучше.

Причина нарушения развития — родовая травма

В остальном же, причинами неспособности ребенка садиться самостоятельно, могут выступить:

  • Задержка внутриутробного развития плода.
  • Гипоксия на стадии внутриутробного развития.
  • Анемия, диагностированная у матери при беременности.
  • Внутриутробные инфекции.
  • Врожденные пороки развитие.
  • Сложные роды; кесарево сечение.
  • Родовая травма.
  • Низкие баллы при шкале Апгар.
  • Недоношенность или переношенность.
  • Преждевременные роды.
  • Стремительные роды.
  • Избыток или недостаток околоплодных вод.
  • Дистрофия мышечной ткани.
  • Рахит.

Влияние окружающей среды на развитие двигательных навыков

Окружающая среда играет важную роль в развитии двигательных навыков у ребенка. Воздействие окружающей среды может стимулировать или замедлять процесс приобретения двигательных навыков у малыша.

Одна из главных причин, по которой ребенок в 9,5 месяцев может не переворачиваться, ползать или садиться, заключается в отсутствии достаточной поддержки и стимуляции со стороны окружающей среды.

Вот несколько факторов, которые могут влиять на развитие двигательных навыков ребенка:

  1. Физическое пространство: Ребенку необходимо достаточное пространство для свободного движения. Убедитесь, что в комнате, где находится ребенок, нет препятствий, которые могут помешать ему ползать или садиться. Расставьте игрушки и предметы таким образом, чтобы ребенок мог попытаться дотянуться до них и поиграть.
  2. Игрушки и материалы: Игрушки и материалы должны быть разнообразными и безопасными для ребенка. Предоставьте игрушки различных форм, цветов и текстур, чтобы ребенок мог исследовать их и развивать моторику рук. Используйте материалы, которые могут способствовать развитию двигательных навыков, например, мягкие подушки или мячи для поддержки равновесия.
  3. Взаимодействие с родителями и окружающими: Ребенок учится от окружающих его людей. Регулярное взаимодействие с родителями и другими детьми может стимулировать развитие двигательных навыков. Поощряйте ребенка к движению, играйте с ним в активные игры, поддерживайте его и похвалите за каждый новый навык, который он осваивает.
  4. Физические упражнения: Регулярные физические упражнения помогут укрепить мышцы и развить координацию у ребенка. Постепенно увеличивайте сложность упражнений, чтобы ребенок мог постепенно осваивать новые двигательные навыки.

Как научить ползать

Учить ребенка имеет смысл, если ему больше 7-8 месяцев, а сам он ленится ползать или не достаточно развит физически. Тогда есть необходимость помочь ему при помощи массажа и специальных упражнений. Однако если малышу нет и шести месяцев, а родителям очень хочется чтобы он ползал, то обучение не нужно, просто создайте условия для освоения этого навыка и наберитесь терпения.

Если вы уверены, что ребенок здоров, у него нет нарушенного тонуса в мышцах рук или ног, заболеваний опорно-двигательного аппарата или неврологического характера, то можно помочь малышу выработать этот навык применяя такие упражнения:

Упражнение 1. Положение ребенка лежа на животе. Малыш опирается на ручки и поднимает туловище. Подложить под грудь валик, чтобы ребенок держал корпус, опираясь на валик. Показываем крохе игрушки, поднимая их чуть выше его головы. Это поможет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса, развивать координацию движения. Игрушки постепенно двигаем, ребенок должен следить за ними.

Упражнение 2. «Тачка». Учимся переставлять руки. Ребенок лежит на животе, опираясь руками, поднимает верхнюю часть корпуса. Поднимаем его ножки, поддерживаем его под грудь. Ручки в том же положении, упираются в твердую поверхность. Направляем малыша так, чтобы он шел, переставляя ручки. Можно поставить на расстоянии игрушку, пусть дойдет до нее.

Упражнение 3. «Лягушка». Ребенок лежит на животе. Опирается на ручки. Мама сгибает ножки малыша в позу лягушки, дает малышу оттолкнуться, выпрямив ноги. Повторить несколько раз. Это упражнение также будет полезно, если малыш научился ползти назад, а не вперед. В таком случае полезно периодически давать ему оттолкнуться от вашей руки, запоминая правильное направление – вперед.

Упражнение 4. Учимся стоять на четвереньках. Положить под грудь и живот маленькую подушку или валик. Малыш при этом стоит на четвереньках. Зафиксировать на время такую позу.

Упражнение 5. Поставить малыша на четвереньки. Один помощник удерживает малыша в такой позе, поддерживая по животик. Можно подсунуть ткань или пеленку под грудь и как бы подвесить малыша. Второй взрослый переставляет по очереди то ручку, то ножку ребенка, показывая как ползти. Можно поползать вместе с ребенком, чтобы ему было интересней и понятней, что делать.

Все эти упражнения направлены на укрепление мышц малыша и улучшение координации движений, если выполнять их регулярно, то вы сможете научить малыша необходимому навыку. Выполнять их нужно, когда ребенок в хорошем настроении, соблюдать спокойствие и доброжелательность, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.

Примеры других упражнений вы можете посмотреть на видео:

Когда обращаться к детскому ортопеду

Двигательные способности ребенка развиваются постепенно. Причем появление навыков связано напрямую с состоянием позвоночника по направлению сверху вниз. То есть сначала малыш учится держать головку, потом переворачивается, а при этом задействован плечевой пояс. При отставании появление двигательных навыков сдвигается по срокам.

Чтобы проблема не обрастала, как “снежный ком”, новыми неожиданностями, необходимо регулярно консультироваться с детскими специалистами. Так, в плановом графике каждого малыша до года числится 4 посещения ортопеда-травматолога. Недоношенные малыши проходят осмотры чаще.

Родители не должны расценивать частые визиты к данному специалисту, как чью-то прихоть. Развитие ребенка, как и формирование у него навыков, происходит поэтапно. Поэтому какие-то отклонения от нормы просто невозможно сразу заметить.

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАЦИИ (СИНКИНЕЗИИ)

СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ (СИНКИНЕЗИИ). Влияние синкинезии на двигательную активность ребенка заключается в усилении мышечного тонуса в различных частях тела при активной попытке преодолеть сопротивление спастичных мышц в какой-либо конечности (то есть выполнить такие движения, как захват игрушки, разгибание руки, сделать шаг и другие). Так, если ребенок с гемипарезом сильно сжимает мячик здоровой рукой, мышечный тонус может нарасти на паретичной стороне. Пытаясь разогнуть спастичную руку, можно вызвать усиление экстензорного тонуса в гомолатеральной ноге. Сильное сгибание пораженной ноги у ребенка с гемиплегией вызывает содружественные реакции в пораженной руке, которые выражаются в усилении сгибания в локтевом и лучезапястном суставах и пальцах кисти. Напряженное движение одной ноги у больного с двойной гемиплегией может усилить спастичность во всем теле. Возникновение содружественных реакций препятствует развитию целенаправленных движений и является одной из причин образования контрактур. При детском церебральном параличе синкинезии наиболее часто проявляются в оральной мускулатуре (при попытке захвата игрушки ребенок широко открывает рот).

При произвольной двигательной активности все тонические рефлекторные реакции действуют одновременно, сочетаясь друг с другом, поэтому изолированно их выявить трудно, хотя в каждом отдельном случае можно отметить преобладание того или другого тонического рефлекса. Степень их выраженности зависит от состояния мышечного тонуса. Если мышечный тонус резко повышен и преобладает экстензорная спастичность, тонические рефлексы выражены ярко. При двойной гемиплегии, когда одинаково страдают руки и ноги или руки больше, чем ноги, тонические рефлексы выражены ярко, наблюдаются одновременно и не имеют тенденции к торможению. Они менее выражены и постоянны при спастической диплегии и гемипаретической форме ДЦП. При спастической диплегии, когда руки относительно сохранны, развитию движений препятствует в основном положительная поддерживающая реакция.

Возможные ограничения в развитии двигательных навыков

Недостаточная моторная активность: Отсутствие двигательных навыков у ребенка в 9,5 месяцев может быть связано с недостаточной моторной активностью. Если ребенок проводит большую часть времени в статическом положении, например, лежа или сидя, он может не получать достаточную стимуляцию для развития двигательных навыков. Решением проблемы может быть увеличение времени, проведенного на активных играх и упражнениях.

Недостаточное развитие мышц и координации: Развитие двигательных навыков требует сильных и гибких мышц, а также хорошей координации. Если мышцы ребенка недостаточно развиты или его координация не хорошо развита, это может препятствовать его способности к ползанию, сидению или простым движениям. Разнообразные упражнения и игры, направленные на укрепление мышц и развитие координации, могут помочь в устранении этих ограничений.

Раннее или позднее развитие: У каждого ребенка есть свой индивидуальный темп развития. Некоторые дети быстро достигают двигательных мильных камней, а некоторым требуется больше времени. Возможно, отсутствие двигательных навыков у ребенка в 9,5 месяцев связано с его индивидуальным темпом развития, и ему просто потребуется немного больше времени, чтобы достичь этих навыков. В этом случае рекомендуется поддерживать ребенка, предлагая ему стимулирующую и безопасную среду для двигательной активности.

Недостаточная стимуляция и практика: Развитие двигательных навыков требует практики и стимуляции. Если ребенок не получает достаточно возможностей для двигательных активностей или его окружающая среда не стимулирует его в этом направлении, его способность к развитию двигательных навыков может быть ограничена

Важно предоставлять ребенку много времени для свободного движения, игр с игрушками, ползания, сидения, прыгания и других активностей, которые способствуют развитию его двигательных навыков

Медицинские проблемы: Некоторые медицинские проблемы могут способствовать отсутствию двигательных навыков у ребенка. Например, ослабленные или слабые мышцы, нервные или костные проблемы могут стать причиной ограничений в развитии двигательных навыков. Если у ребенка есть медицинские проблемы, к которым вы подозреваете отношение к его отсутствию двигательных навыков, рекомендуется проконсультироваться с педиатром или специалистом в области физической терапии.

Когда дети начинают ползать

Ребенок начинает ползать поэтапно. Например, ползание на четвереньках ему становится доступным, когда он освоит навык передвижения на животе. В таблице приведены основные этапы навыка и приблизительные временные рамки.

ВозрастНавык
3 месяцаРебенок лежа на животе пытается «грести» ручками‎ и ножками. Может пытаться упираться головой, чтобы оттолкнуться с места. В этом возрасте малыш не начинает ползать, но уже может немного сдвигаться с места за счет активных движений конечностями
4–5 месяцаМалыш приподнимается, упираясь сначала на локти, а потом и на ладони. В таком положении ребенок раскачивается вперед-назад. Некоторые дети уже ползают по-пластунски, отталкиваясь ногами, сложенными «по-лягушачьи»‎‎
4–6 месяцевРебенок встает на четвереньки. Первое время он просто раскачивается и падает, затем предпринимает первые попытки поползти.

Нельзя сказать, как правильно должен ползать ребенок, поскольку способы ползания бывают разные. У кого-то едва получается поползти по-пластунски, другим под силу сразу подняться на четвереньки.

Однако в норме грудничок должен преодолеть несколько этапов в освоении этого навыка. Чаще сначала ребенок ползает на животе, потом по-пластунски, а затем уже на четвереньках. Некоторым даже удается передвигаться на спине.

На животе

Это первый этап на пути к нормальному ползанию. Обычно дети начинают ползать по-пластунски в период с 5 до 7 месяцев. Однако некоторым активным деткам это удается с четырехмесячного возраста, когда они уже уверенно лежат на животике и держат головку.

Ползание на животе выглядит смешно. Движения не совершенны. Грудничок передвигается как гусеница, руки и ноги еще полностью не окрепли, чтобы помогать ими. Кроха быстро устает, поэтому добраться до цели ему еще не удается. Но то, что у него получается преодолеть хотя бы небольшую дистанцию, стимулирует на новые достижения в будущем.

По-пластунски

Такое передвижение уже больше напоминает ползание, нежели лежание на животе. Ребенок ползает по-пластунски, начиная с 6–8 месяцев, но некоторым удается это делать с пятимесячного возраста.

Этот вид ползания требует собранности и группирования мышц. Необходимо задействовать поочередно ручки и ножки. В 6 месяцев малыши ползают, полностью не разгибая и не сгибая конечности, но результат в продвижении вперед есть.

Когда дети начинают ползать, они могут передвигаться не только вперед, но и в бок и даже назад. Это нормально, малышу хочется попробовать свои силы в разных направлениях. Как ему будет удобнее и легче, так он и будет ползти.

На четвереньках

Это заключительный и самый тяжелый этап, когда для передвижения затрачивается максимальное количество энергии. Ребенку полезно ползать на четвереньках, потому что значительно укрепляются мышцы рук, плеч и ног, наращивается мускулатура. Чем больше кроха передвигается таким способом, тем быстрее он сядет и пойдет.

Польза ползания на четвереньках не только для костно-мышечного аппарата, но и для мозга. Грудничок учится балансировке и координации движений, благодаря чему развивается и укрепляется нервная система.

Дети начинают ползать на четвереньках в возрасте 7–9 месяцев. Большинство из них уже умеют сидеть, а другим ползание нужно, чтобы научиться это делать. По началу передвигаться на четвереньках крохе довольно сложно. Он будет пытаться удерживаться в таком положении, делать несколько шагов, раскачиваясь со стороны в сторону. Но когда руки и ноги окрепнут, малыш научится бегать быстрее, чем взрослые на своих двоих.

На спине

Нет правил о том, как ребенок должен ползать. Он это делает так, как умеет, осваивает новые способы по мере развития мышц и улучшения координации движений. Со временем навык совершенствуется.

Если ребенок ползает на спине, на попе, крутится вокруг своей оси, движется вбок или назад – это нормально. Значит так ему удобно. Переживать не стоит, а вот научить правильно ползти не помешает.

Девочки

Малышки более активные, поэтому могут развиваться быстрее. Однако успехи в ползании во многом зависят от физической подготовки. Девочки начинают ползать раньше мальчиков. Им это удается с 4–5 месяцев. Хотя уверенно и скоординировано они передвигаются к 7–8 месяцам.

Однако нормы не отличаются от возрастных рамок для мальчиков. Не нужно заставлять малышку ползти, если она еще не готова.

Недоношенные дети

Недоношенные малыши отстают в физическом и психологическом развитии от своих сверстников. Нормально, если они ползают в 9–10 месяцев.

Учимся правильно падать

Да, маме больно смотреть на падающего малыша. Но не забывайте: падения — часть работы и лучший стимул для развития равновесия. Если кроху все время ловят и страхуют, как же он научится безопасно падать? Даже если ребенок плачет, не стоит его чересчур жалеть: через некоторое время он успокоится и опять будет пытаться встать и пойти. Не вмешиваясь в этот процесс, вы даете ему возможность пережить опыт преодоления себя и победы над неудачами, без которого он не научится добиваться своего.

Однако некоторые падения все-таки можно предотвратить — это падения на скользком полу. Для этого позвольте ребенку ходить с босыми ножками или в специальных носочках с прорезиненной подошвой.

Дополнительным фактором, который будет работать в пользу ходьбы, является включение в рацион ребенка достаточного количества содержащих кальций продуктов

В этот период очень важно поддержать растущий организм питанием, направленным на укрепление костей и связок. . И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты. Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу

Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу

И напоследок — веселитесь! Чаще включайте музыку и танцуйте — ребенок будет повторять движения за вами, приседая, пружиня и делая повороты. Это укрепит его ножки и спинку и поможет осваивать ходьбу.

Несколько случайных отзывов

16.05.2015мама Гончаровой Анастасии

Спасибо!!! До слез растрогала изумительно профессиональной работой. С благодарностью, мама Гончаровой Анастасии.

13.06.2018Анонимно

Хотелось бы выделить из всех детских медецинских центров,клинику Эдкарик,это рай для деток и их родителей! Приходя в Эдкарик, детки погружаются в тёплую, радужную атмосферу, где много игрушек, мультики, целая игровая комната! Хочу веделить нашего любимого педиатра Панфилову Анну Геннадьевну, это врач от Бога, счастье для мамы, когда можно доверить своего ребёнка такому специалисту, моей доче было 1,5 месяца, когда мы познакомились с Анной Геннадьевной, она одна единственная поставила нам точный диагноз и назначила нужное лечение, благодаря ей моя малышка стала лучше кушать, набирать в весе, улыбаться и сладко спать!!! Как жаль, что таких врачей всего единицы, которые действительно лечат, а не колечат наших деток! Я очень рада,что нашла отличного педиатра для своих деток! Всем мамочкам на заметку!!!

29.03.2021Виктория

Требовать купить маску при заполнении документов? Не самоуправство ли это? В платной клинике, такой расходный материал выдают бесплатно, если вы требуете ее наличие. Ни в одной платной клинике с таким не сталкивалась. «Маску мы включим в окончательный счёт», сказала администратор))))

23.01.2015Анонимно

Спасибо большое Юлии Марковой и коллективу “Эдкарик” за прекрасную работу, было приятно у вас лечиться.

Смотреть все

Оставить отзыв

В каком возрасте дети обычно встают

Многие дети пробуют вставать в возрасте 9-10 месяцев. Для того чтобы оставаться в вертикальном положении они используют любой предмет мебели, а также помощь мамы или папы. Чаще всего кроха делает свои первые самостоятельные шаги в 12-14 месяцев, а некоторые особенно активные детки поднимаются в 7 месяцев.

Частично это может быть связано с наследственностью: малютка может пойти по стопам своих родителей. Худощавый и энергичный грудничок, вероятно, пойдет раньше, чем его упитанный сверстник. Темперамент тоже играет роль. Некоторые дети, сами по себе очень осторожные, встают на ножки, когда уверены, что не упадут. Другие, смельчаки по натуре, будут упорно вставать и падать, падать и вставать. Одно можно сказать наверняка: ваш ребенок в конечном итоге научится ходить – но по своему, а не по заданному мамой и папой расписанию.

Как научить?

Мотивируем ребенка собственным примером

Иногда, чтобы помочь крохе встать на четвереньки, самими родителям нужно превратиться в маленьких детей. Всех известно, чтобы дети активно повторяют все за взрослыми. Это же касается и формирования навыков.

Родители должны собственным примером показать, как правильно нужно вставать на четвереньки. Кроме самой техники выполнения физического навыка, стоит показать, что это полезно:

  • Можно достать игрушку.
  • Переместиться в пространстве.
  • Получить удовольствие от «бума» на мягкую кровать.

Нужно вставать перед малышом несколько раз в день на четвереньки, показывать, как следует действовать.

Этапы обучения

Дети до года быстро ползают на четвереньках  только в том случае, если смогли освоить навыки других стилей перемещения по полу. Их можно считать подготовительными занятиями и этапами обучения ползанию в совершенной форме. Об этом должны позаботиться родители. Если представлять себе процесс поэтапно, то он будет выглядеть так:

I. Лежание на животе с рождения

Малыш к 3-4 месяцам хорошо держит голову в таком положении, подставляет ручки, упирается ножками в кроватку, мамину ладонь. Пытается оттолкнуться от опоры, рука тянется вперед, чтобы достать мячик игрушку.

II. Ползание на животе

К 5-7 месяцам ребеночек может сдвинуться вперед в положении лежа на несколько сантиметров. Для этого приходится отталкиваться руками, переворачивать корпус в сторону, активно толкаться ногами, подгибать их. При этом стопа постоянно ищет опору для толчка, глаза и голова поворачиваются в сторону движения тела.

III. Ползание с помощью перестановки рук, не вставая на 4 опоры

Этот метод осваивается к 6-8 месяцам. Маленький ребенок загребает ножами, ручками, подпрыгивает, настойчиво карабкается вперед. Иногда движение получается только назад, малыш может волочить ногу, поджимать под себя, но это тоже считается нормой.

Если младенец сможет ползком обследовать в квартире пару метров, ждите, скоро он встанет на четвереньки. Постелите коврик в детской, палас в гостиной, кухне, чтобы малышу было комфортно учиться, он не упирал локоть, колено в деревянную поверхность, скользкий ламинат, линолеум.

IV. Ползание с опорой на ручки и ножки

Когда ребенок начинает ползать на четвереньках, то родители могут немного расслабиться. Вначале движения неуклюжие, младенец будет двигаться странно, каждый раз обдумывая, какую ногу и руку нужно сдвинуть с места. После осваивания перекрестного преставления конечностей, скорость ползания вырастет настолько, что угнаться за шустрым карапузом просто невозможно.

Таким образом, можно объяснить появление различных способов передвижение у грудничков. Многие из них просто остановились на 2 или 3 этапе, не достигнув главной цели — передвигаться на четвереньках, или пошли по собственному пути: стали перекатываться, прыгать и т.д.

Как научить ребенка ползать

Перед тем как помочь ребенку научиться ползать, стоит запастись терпением. Многие действия, которые просты для взрослого, малышу окажутся с первого раза непосильными. Чтобы ребенок начал отрывать тело от поверхности пола, нужно достаточно много сил, а самое главное — навыков, так как преодолеть земное притяжение бывает проблематично.

Не стоит жалеть улыбок, поощрений и слов поддержки, особенно, если цель — научить малыша ползать на четвереньках

Ребенку очень важно слышать, что его хвалят. Родителям нужно замечать любые победы крохи, даже самые незначительные, радоваться успехам малыша, говорить ему о том, какой он молодец и как хорошо учится новому

Не стоит думать, что за сутки можно всему обучить. Одна из причин, почему ребенок не ползает, — поспешность родителей. Тренировки должны быть ежедневными. Каждый раз рекомендуется добавлять что-то новое. Один из способов, как стимулировать ребенка ползать, — ввести игровые элементы, которые смогут его заинтересовать.

Этап подготовки

Во сколько ребенок должен ползать — разобрали, теперь рассмотрим, как подтолкнуть кроху к этому. Месяца в три рекомендуется выкладывать новорожденного на пол. Он должен привыкать к ровной поверхности. Если постоянно находиться в кроватке или манеже, то тяги к познанию нового не будет, так как пространство для движений ограничено.

Задумываясь о том, как научить младенца ползать, прежде всего, стоит позаботиться о безопасности, комфорте. Нужно убедиться, что все окна закрыты, в помещении отсутствуют сквозняки, на пол лучше постелить одеяло

Также не помешает взять во внимание следующие важные моменты:

В комнате, где будет находиться младенец, не должно быть источников, несущих опасность (острые, хрупкие предметы), доступа к розеткам.
Помещение, как и пол, обязательно должны быть чистыми

Важно понимать, что малыш, попадая в новую для него обстановку, будет пытаться попробовать на вкус все, до чего сможет дотянуться.
Перед тем как научить малыша ползать, нужно одеть его в удобную одежду, которая не сковывает движения.

На полу можно разложить любимые и яркие игрушки, которые привлекут внимание, и малыш, стараясь до них дотянуться, начнет ползти. Можно лично показать ребенку, как ползать

Не рекомендуется ставить задачи, которые кроха в силу своего возраста и отсутствия навыка не сможет выполнить. Игрушки расставляют не очень далеко, так как иначе добраться до них будет невозможно, и родителям обеспечены капризы. Отдалять игрушки рекомендуется постепенно.

В первое время родители обязательно должны быть в поле зрения. Малыш видит маму и папу, понимает, что опасности нет. Так как его опорой являются руки и ноги, они должны быть натренированы.

Тренировка на руки

Один из способов, как быстро научить ребенка ползать, — натренировать ему руки. Для этого нужно положить малыша животом вниз на ровную поверхность, недалеко от него, на небольшой возвышенности, и разложить перед ним яркие игрушки. Малыш проявит интерес, захочет взять игрушки, а для этого ему придется встать на руки и дотянуться до них. Благодаря данному упражнению ребенок не только укрепляет мышцы, но и развивает навыки переменной опоры на руки.

Нужно положить ребенка на пол животом, а после помочь ему приподнять тело и опереться на руки. Благодаря такой манипуляции можно помочь малышу укрепить мышцы и научиться распределять вес тела.

Когда у грудничка стали крепкими руки, он научился самостоятельно упираться ими в пол, можно смело переходить на следующий этап. На одном конце комнаты малыш, а на противоположной стороне любимые игрушки. Родитель должен обхватить кроху под грудью, чтобы он сам смог встать на вытянутые руки. В таком положении нужно добраться до игрушек. В процессе можно говорить подбадривающие слова, направлять, поддерживать при необходимости.

Тренировка на ноги

Чтобы научить грудничка ползать, необходимо выполнять упражнения на укрепление ног. Самым эффективным является «лягушка». Для этого требуется положить младенца животом на твердую поверхность, после аккуратно сгибают его ножки в коленях и возвращают в исходное положение. Повторить до десяти раз. После этого надо согнуть ножки крохе и подождать, когда он начнет отталкиваться, пытаясь их выпрямить.

После нужно перевернуть ребенка на спину. Для этого надо взять его за прямые ноги и, не разрешая их сгибать, поднять их на 90°, после чего опустить вниз. Выполнить шесть раз.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий