Есть ли минусы у режима дня
Минусы режима дня или, точнее сказать, возражения против соблюдения строгого распорядка дня таковы:
- малыши часто выбиваются из привычного распорядка, нарушая последовательность и время мероприятий. Их сон и питание легко нарушаются под действием внешних факторов (погода, дискомфорт физический или психический, изменение типа и способа вскармливания);
- дети на интуитивном уровне могут следовать своим потребностям. На этом основано возражение против насильственного подчинения расписанию;
- строгое следование распорядку дня, игнорирование индивидуальных условий жизни, особенностей личности и возраста может приводить к косности мышления, неспособности подстраиваться под изменения обстановки, лишению индивидуальности и также к нарушению состояния здоровья.
Сколько времени займет установление нового режима дня
Работая с семьями на протяжении многих лет, я обнаружила, что родителям стоит вставать чуть раньше детей, чтобы иметь возможность несколько минут посвятить себе, прежде чем заняться ребенком. Прием пищи в установленное для всех время позволяет вам избавиться от ощущения, будто вы повар в общественной столовой. Если кто-то из родителей поздно приходит домой, вместо общего ужина можно устроить семейный вечерний “перекус”. После того как подготовка ко сну завершена, некоторые родители предпочитают укладывать каждого ребенка по отдельности. Другие считают, что общая подготовка и отход ко сну – более эффективный метод с маленькими детьми.
Регулировка биологических часов требует времени. Прогресс становится заметен не раньше, чем через три-шесть недель. Также будьте готовы к тому, что примерно через семь-десять дней после того, как вы начнете внедрять режим дня, может наступить резкое ухудшение. Я не знаю, почему это происходит, но осложнения случаются в большинстве случаев. Возможно, причина в том, что в этот момент старая система рушится, и на ее месте начинает выстраиваться новая. Во время такого внезапного спада ни в коем случае не отказывайтесь от соблюдения режима. Вы все делаете правильно. Продолжайте.
Восьмилетний возраст ребенка – относительно спокойный период. Первые трудности школы позади, бурное детство, когда нужен был глаз да глаз, сменилось ожиданием переходного периода в отрочество. Ребенок уже не так агрессивен и не настолько испытывает терпение родителей, как еще год – два назад. Конечно, и в этом возрасте есть свои подводные камни, поэтому к воспитанию ребенка нужно подходить очень ответственно.
Таблица
Примерный режим ребенка в возрасте от 1 месяца до 2,5 лет
РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 3 МЕСЯЦЕВ | ||||||
Кормление | Бодрствование | Сон | ||||
Кол-во | Интервал, часы | Ночной перерыв, часы | Максимальная длительность, часы | Кол-во | Длит. каждого периода, часы | Длит. сна за сутки, часы |
6-7 | 3,5-3 | 6-6,5 | 1-1,5 | 4 | 2-1,5 | 18,5-17,5 |
РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА ОТ 3 ДО 6 МЕСЯЦЕВ | ||||||
Кормление | Бодрствование | Сон | ||||
Кол-во | Интервал, часы | Ночной перерыв, часы | Максимальная длительность, часы | Кол-во | Длит. каждого периода, часы | Длит. сна за сутки, часы |
6-5 | 3,5-4 | 6,5-8 | 1-1,5 | 4 | 2-1,5 | 17,5-16,5 |
РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ | |||||||
Кормление | Бодрствование | Сон | |||||
Кол-во | Интервал, часы | Ночной перерыв, часы | Максимальная длительность, часы | Кол-во | Длит. каждого периода, часы | Длит. сна за сутки, часы | |
Дневной, часы | Ночной, часы | ||||||
5 | 4 | 8 | 2-2,5 | 3 | 2-1,5 | 11 | 15-16,5 |
РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ | ||||||
Кормление | Бодрствование | Сон | ||||
Кол-во | Интервал, часы | Максимальная длительность, часы | Кол-во | Длит. каждого периода, часы | Длит. сна за сутки, часы | |
Дневной, часы | Ночной, часы | |||||
4-5 | 3,5-4,5 | 2,5-3,5 | 2 | 2,5-2-1,5 | 10-11 | 14,5-15,5 |
РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА ОТ 1 ДО 1,5 ЛЕТ | ||||||
Кормление | Бодрствование | Сон | ||||
Кол-во | Интервал, часы | Максимальная длительность, часы | Кол-во | Длит. каждого периода, часы | Длит. сна за сутки, часы | |
Дневной, часы | Ночной, часы | |||||
4 | 3,5-4,5 | 5-5,5 | 1 | 3 | 10,5-11 | 13-14 |
РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА ОТ 2 ДО 2,5 ЛЕТ | ||||||
Кормление | Бодрствование | Сон | ||||
Кол-во | Интервал, часы | Максимальная длительность, часы | Кол-во | Длит. каждого периода, часы | Длит. сна за сутки, часы | |
Дневной, часы | Ночной, часы | |||||
4 | 3,5-4,5 | 5,5-6 | 1 | 2-2,5 | 10 | 12-13 |
Организация сна:
Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:
До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;
Малыши от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.
Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.
Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:
Не играйте в шумные игры;
Ограничьте просмотр телевизора;
Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.
Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.
Полезен для здоровья крохи дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, что ребенок в обед просто отдохнул от активности:
Почитал;
Просто помечтал;
Полежал на кровати;
Поиграл в пассивные игры.
Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье крохи, его настроении и способности к обучению и развитию.
Маме на заметку
Если время сна трехгодовалого малыша с каждым днем сокращается, это свидетельствует о недостаточной физической нагрузке. Рекомендованы игры и занятия спортом на свежем воздухе. Наоборот, когда малыш спит больше обычного, это говорит о физическом переутомлении, недостатке витаминов в рационе. В этом случае следует ввести в дневной план больше спокойных игр, обеспечить богатый фруктами и овощами рацион.
Важно не нагружать малыша большим объемом информации, пытаясь воспитать вундеркинда. Все способности проявятся в свое время
Пока же кроха развивается и набирается сил. Правильный распорядок поможет ему расти активным, любознательным, здоровым, каждый день открывать много нового в нашем удивительном мире.
Loading…
Поделитесь с друьями!
Зачем первокласснику режим дня
Школьная атмосфера, в которую резко погружается ребёнок, может привести к его эмоциональной неустойчивости. Неудивительно — ещё вчера малыш беззаботно бегал во дворе детского сада и лепил из пластилина фигурки, а сегодня уже учится писать, читать и считать. Эмоции бьют через край, и ребёнок не знает, как с этим справиться. Отсюда раздражительность, быстрая утомляемость и рассеянность.
И только чёткий режим дня расставит всё по полочкам. Ребёнку будет гораздо легче принять и понять все «нововведения» в жизни. Соблюдение определённого распорядка поможет структурировать время, избавив первоклашку от эмоционального перенапряжения.
И конечно, соблюдение режима — это первый шаг к самостоятельности и ответственности. Те самые качества, которые во взрослой жизни очень пригодятся.
Режим сна, прогулок и питания ребенка в год
Давайте составим примерный режим дня и питания годовалого малыша по часам при двухразовом и одноразовом дневном сне, а также с учетом времени утреннего пробуждения:
Режимные моменты | Ранний подъем | Поздний подъем |
Пробуждение, утренний туалет, по возможности зарядка | 6.00-7.00 | 8.00-9.00 |
Первый прием пищи (завтрак) | 7.00-7.30 | 9.00-9.30 |
Игры, занятия или прогулка. Многие детки в этом возрасте уже пытаются общаться с ровесниками, поэтому можно ходить с малышом во двор или в парк, где обычно гуляют дети. | 8.00-10.30 | 10.00-12.30 |
Второй прием пищи. На обед ребенок должен получать самую калорийную пищу в течение дня. | 10.30-11.00 | 12.30-13.00 |
Сонный час на прогулке или дома | 11.30-13.00 | 13.30-16.00 |
Третий прием пищи – полдник. Он должен быть гораздо менее плотным, чем обед, потому что скоро ужин | 14.00-14.30 | 16.00-16.30 |
Второй дневной сон | 15.30-16.30 | – |
Время бодрствования – игры, занятия, чтение книжек | 16.30-19.00 | 16.30-19.00 |
Четвертый прием пищи – ужин | 19.00-19.30 | 19.00-19.30 |
Вечерний туалет, купание, обливание, воздушные ванны | 20.00-21.00 | 20.00-21.00 |
Ночной сон | С 21.00 | С 21.00 |
Все дети разные, поэтому данный распорядок является приблизительным и варьируется на час-два в ту или иную сторону в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Время сна, бодрствования и питания ребенка 13-15-го месяца жизни можно наглядно изобразить в виде таблицы.
Подобранного расписания важно придерживаться, чтобы ребенок привык кушать и ложиться спать в одно и то же время – это позволит избежать ненужных проблем вроде отсутствия аппетита или вялости, сонливости. Если организация дня ребенку подходит, то можно ее соблюдать до 3-4-х лет
Чем кормить ребенка в год
Клинические рекомендации по питанию детей первого года жизни гласят, что в рацион необходимо включать следующие продукты:
1. Молочные, кисломолочные продукты. Детям в 12 месяцев давать молоко в чистом виде пока запрещено. Его заменяют детскими молочными смесями и грудным молоком. Можно постепенно начинать вводить в рацион кисломолочные продукты (кефир, питьевой йогурт). Их жирность не должна превышать 3,2%. В ежедневное меню можно ввести специальный детский творожок. Пару раз в неделю можно понемногу давать ребенку сыр и сметану.
2. Крупы, каши. Детям в этом возрасте уже можно давать гречневую, овсяную, кукурузную, пшенную, рисовую кашу. Но малышам не подойдут обычные каши из цельной крупы, которые едят взрослые люди, так как они имеют слишком грубую структуру и плохо усваиваются детским организмом. Поэтому нужно покупать специальные детские каши, в которых сохранена вся польза злаков. Кроме этого, такие каши обычно дополнительно обогащают полезными минералами и витаминами.
3. Фрукты, овощи. В возрасте один год ребенок обычно уже ест овощные и фруктовые пюре (морковь, яблоко, картофель, груша, банан, кабачок, чернослив, тыква, брокколи). После года возможно введение в рацион свеклы, киви, фасоли, зеленого горошка, абрикоса
Важно! Любые новые продукты вводятся в рацион постепенно, с обязательным отслеживанием реакции организма ребенка на них
Бобовые культуры и овощи с большим количеством клетчатки нужно подвергать тепловой обработке. Давать их малышам можно не чаще раза в неделю. Остальные фрукты и овощи нужно давать ежедневно в виде пюре, смузи, киселей, компотов. В детских магазинах имеется большой выбор различных фруктовых и овощных пюре.
Выбирая продукты, нужно смотреть, чтобы их состав был натуральным (без сахара, консервантов, крахмала, подсластителей).
4. Рыба, мясо. Данные продукты обязательно должны присутствовать в детском питании в качестве источника белка. Мясо (индейка, курица, телятина, крольчатина) нужно давать ежедневно, рыбу (минтай, хек, треска) 2-3 раза в неделю. Из рыбы и мяса можно готовить суфле, паровые котлеты, пюре. Это трудноусвояемые продукты питания для ребенка в 1 год, поэтому желательно давать их в обед.
5. Растительное и сливочное масло. Ими можно заправлять мясные и овощные блюда, каши. Если ребенок уже может жевать, то можно мазать сливочное масло на хлеб. Растительные масла должны быть нерафинированными.
6. Яйца. Начиная с годика в рацион малыша можно вводить куриные яйца. Давать их рекомендуется 2-3 раза в неделю.
Как научить ребенка спать в своей кроватке
Детский сон — жизненно необходимый процесс, способствующий снижению активности мозга и уменьшению реакции на окружающий мир. Для каждой детской деятельности существуют специальные атрибуты. Для детского сна созданы удобные матрасы, детские кроватки, подушки и постельное белье, игрушки и еще много другого. Как выбрать матрас для новорожденного и какую кровать выбрать для новорожденного . можно прочесть перейдя по ссылкам. Как научить ребенка любить и пользоваться этими благами? Рано или поздно ребенок будет спать в своей кроватке. Когда это произойдет — решать лично вашей семье. Чем раньше это произойдет, тем лучше — считает известный педиатр Комаровский.
Почему ребенок не спит в кроватке?
Существует несколько причин, по которым дитя отказывается от собственного места для сна. Основная причина — родители разрешают спать вместе во взрослой кровати. Реже, когда у ребенка наблюдаются серьезные психические отклонения (страхи и беспокойства). Также имеются много других оснований:
- Процесс подготовки ко сну неорганизованный
- Приобретенная привычка спать с родителями от рождения
- Дискомфорт и холод
- Желание укачивания
- Голод перед сном
- Болезненный малыш, регулярно спящий с мамой
- Привлечение недостающего родительского внимания
- Страшное сновидение.
Малыш не сам приходит к родителям в кровать, его туда укладываем мы, родители — говорит Е.О. Комаровский.
Когда начинать приучать ребенка спать в кроватке?
Возраст, когда лучше всего усчить карапуза спать самостоятельно, индивидуален. Одни детки прекрасно спят с самого рождения, а другие и к 6 годам не могут расстаться с родительским совместным сном. Некоторые специалисты склоняются к возрасту 6-8 месяцев, когда мама может переложить малыша в кроватку, а потом и в отдельную комнату. Выделяют некоторые признаки, говорящие о возможности изменить привычки сна ребенка:
- Ребенок спит ночью более 6 часов
- Время прорезывания первых зубов преодолено
- Малыш перешел к самостоятельному кормлению (отлучен от грудного вскармливания )
- Увлечение игрушкой либо другим делом длится более 15 минут
- Малыш здоров
- Отсутствия каких-либо стрессовых ситуаций
- Проводит мало времени на руках
- Не плачет, просыпаясь один в комнате
- Играет и подражает сверстникам
- Различает свои и чужие вещи.
Если ребенку уже больше года, и вы только задумались о раздельном сне — никогда не поздно начать. Главное запомните: если вы решили и озвучили просьбу переложить малыша в его кровать — нет дороги назад.
Как отучить ребенка спать с родителями и приучить спать отдельно?
Рассмотрим несколько ситуаций, которые помогут вашей семье в решении вопроса детского сна в собственной кроватке.
Единого решения, как переложить чадо в свою постель, не существует. Педиатр Е.О. Комаровский считает, что проблема решается в течение 2-3 суток педагогическими методами. При этом сила стремления родителей поломать привычки должна быть выше желания малыша спать с родителями. Рекомендации педиатров разных стран:
- Американские — при отсутствии ночного и ограничении грудного кормлений вопрос решается в течение нескольких дней;
- Германские — отдельный дневной сон; нагревания постели перед сном; применение спального мешка; быть настойчивым; ритуал сна.
Представленные ситуации можно комбинировать, а главное не применять насильственных мер. Все должно проходить в обоюдном комфорте.
Как приучить ребенка к кроватке?
Для того чтобы ребенок захотел спать в кроватке. необходимо заинтересовать его. Можно совместно купить кроватку в магазине. А если она уже есть, познакомить с ней малыша. Обернуть ее в красивую упаковку с большим бантом или шариками. Купите в комнату ночную лампу. Существуют прекрасные варианты в виде ярких персонажей или проектирующие звезды. Завлеките кроху красивым детским постельным или интересной игрушкой, с которой можно играться только в кроватке.
Пробуждение и отход ко сну в одно время — вот залог успеха родителей.
Советы родителям
Известный педиатр Комаровский рекомендует придерживаться десять правил здорового сна.
- Три варианта: совместный сон, кровать в комнате, другая спальня.
- Количество часов для отдыха согласно возрасту.
- Кормление в меру.
- Активный день и спокойный вечер.
- Свежий увлажненный воздух.
- Купание в прохладной воде.
- Чистое белье из натуральных тканей, хороший матрас, подушка после 2-х лет.
- Здоровый и крепкий отдых всем членам семьи без исключения.
- Соблюдение удобного для семьи время отхода ко сну.
- Хороший подгузник.
Особенности режима в детском садике
Естественно, у детей не получается сразу перестроиться на непривычный режим, которого придерживаются в детском саду, поэтому родителям рекомендуется еще до поступления в выбранное учреждение приучить кроху дома соблюдать соответствующий график. Ознакомиться с ним можно на сайте будущего ДОУ или в его воспитательной программе. Стандартный график всех ДОУ рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном заведении. Иногда заведующей могут вноситься определенные небольшие корректировки расписания в соответствии с географическим положением и климатом. Однако основные положения, касающиеся временных границ сна, занятий и бодрствования остаются такими, какими они указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
Ниже перечислены главные нюансы расписания в детских садиках:
Учет возрастных особенностей детей для их гармоничного развития. Активная деятельность малышей в возрасте от 3 до 7 лет не должна превышать по длительности 5,5-6 часов, до 3-х лет – согласно медицинским предписаниям.
- Допустимая образовательная нагрузка в неделю для дошкольников, включающая также дополнительные занятия: для младших групп, которые посещают дети до 4 лет, – объем составляет максимум 11 занятий, в средних группах с малышами до 5 лет – 12, в старших группах с пятилетками – 15, а в подготовительных группах с детьми до 7 лет – 17 занятий.
- Время года. Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима. Основное различие между ними заключается в том, что когда на улице тепло воспитатели встречают малышей на свежем воздухе, а не в помещении, и большая часть бодрствования и физической активности тоже проходит на улице.
Основные моменты организации дня и режима для двоих детей
Чаще всего окончательный режим дня мамы с двумя детьми складывается тогда, когда младший достигает возраста полутора лет. Как ни странно, несколько легче состыковывается распорядок дня мамы погодков или близнецов, так как дети близки по своим потребностям. Но и в этом случае режим дня ребенка может сильно меняться в зависимости от его индивидуальности и темперамента.
В первые годы жизни до трех лет распорядок дня ребенка изменяется не один раз. А вот оставшиеся до школьного времени четыре года почти не затрагивают режим дня. С каждым этапом уменьшается необходимое в сутки количество сна, видоизменяется приемлемая для малыша пища.
Стоит заметить, что пока режим малыша, находящегося на грудном вскармливании, не стабилизируется, совмещать его с распорядком дня старшего ребенка не представляется возможным. Но если постепенно основные события в жизни грудничка, такие как еда, прогулка, купание, сон, будут происходить друг за другом, то ребенок быстро привыкнет, и с удовольствием будет следовать заведенному порядку. Ну а форс-мажор, который всегда имеет место, будет чем-то редким и не страшным.
Самое главное, состыковывая режим дня детей раннего возраста учитывать, чем будет заниматься старший ребенок, а чем – младший. Если стараться следовать последовательности действий хотя бы около месяца, то ритм жизни станет привычным и желанным для всех членов семьи.
Не стоит забывать, что распорядок дня – это понятие очень и очень гибкое. По мере взросления и роста каждого из детей он может, да и должен меняться. Каждый из детей переживает переход на двух, а потом и трехразовый сон, смена качества и количества пищи, количество занятий.
Основными компонентами, на которые следует ориентироваться при составлении распорядка дня для всей семьи, являются:
- Сон
- Прогулка
- Занятия
- Игровая деятельность
- Отдых и свободное время
- Прием пищи
- Гигиенические процедуры
Именно эти основные моменты следует учитывать, разрабатывая собственный распорядок дня ребенка, мамы и малыша, изменяя длительность и содержание компонентов, в том числе режим сна ребенка, в зависимости от возраста и потребностей детей.
Таблица режим дня по Комаровскому
Плюсы и минусы соблюдения режима дня
Не все психологи и педиатры сходятся во мнении о пользе введения в жизнь ребенка четкого распорядка дня. Есть как положительные, так и отрицательные отзывы в соблюдение режима. Выбор остается за родителями, только они могут понять действует ли распорядок дня на их ребенка положительно или присутствует гораздо больше отрицательных моментов.
Отрицательные отзывы:
- Соблюдение жесткого режима противоречит естественной биологии: организм ребенка на уровне интуиции понимает свои потребности, и режим не является необходимостью.
- Режим – это своего рода насилие и принуждение делать «как надо». Далеко не каждому дошкольнику режим приносит психологическую пользу.
- Ребенок – личность творческая, обладающая индивидуальностью и открытостью. А режим – это ограничения, которые нужны иногда больше родителям.
Положительные отзывы:
- Соблюдение режима дня для дошкольника – это путь к здоровому телу: одно время для приёмов пищи, прогулок на свежем воздухе, сна.
- Врачи считают, что именно соблюдение режима способствует укреплению здоровья; всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм привыкает – сон становится крепким, а аппетит улучшается.
- Именно режим помогает организовать время ребенка, а это значит, что все будет предсказуемо, запланировано, как следствие, у дошкольника не будет чувства беспомощности от попадания в неожиданные ситуации, не будет суеты и беспокойства.
- Ребёнка, который привык к режиму нужно меньше контролировать. Это хорошо как для родителей, так и для дошкольника.
- Именно распорядок дня часто становится тем «спасательным кругом», который спасает малыша в новом мире школы. Это та стабильность и неизменность, которая придает уверенности.
- Режим часто способствует формированию самодисциплины.
Важно понимать, что режим дня ребенка – это не строгий график, когда с точностью до секунды нужно уложиться во время для выполнения задания, это хороший способ удовлетворить потребности крохи. Взрослея, распорядок дня у малыша может и должен меняться
Для каждой семьи режим будет строиться согласно их представлениям о необходимой деятельности для ребенка, хобби и традициях.
Перед важнейшим событием для малыша – поступлением в школу – задача родителей заранее перестроить его распорядок дня, так, чтобы минимально изменять его в начальной школе. Ребенок должен высыпаться, гулять, делать уроки не поздно вечером, а заранее. Чтобы дошкольник мог не только учиться, но и уделить время играм, хобби или любимому делу.
Составляя распорядка дня помните:
- важна гибкость режима дня;
- разумность его составления;
- необходимо исходить из интересов и потребностей именно вашего ребенка.
В качестве заключения
Распорядок дня – это важнейшее условия для нормального развития ребёнка и в 10 месяцев, и в 7 лет, и в 15 лет
Однако важно понимать, что для каждого возраста имеются собственные параметры основных режимных моментов – сна, питания, свободной деятельности, занятий и отдыха
Чтобы разработать график, подходящий для ребёнка, необходимо обращать внимание на индивидуальные особенности воспитанника. Помощью и основой может служить режим дня в стихах, специальные шаблоны, картинки, которые можно распечатывать и развешивать в комнате. Организм восьмилетнего ребенка еще достаточно хрупок
В этом возрасте он выдерживает большие нагрузки в школе. Поэтому быстро утомляется. Если правильно организовать его день, то малыш меньше будет болеть, лучше учиться и развиваться. Кроме того, именно в этот период активно формируется сила воли человека. А режим дня помогает ее выработать
Организм восьмилетнего ребенка еще достаточно хрупок. В этом возрасте он выдерживает большие нагрузки в школе. Поэтому быстро утомляется. Если правильно организовать его день, то малыш меньше будет болеть, лучше учиться и развиваться. Кроме того, именно в этот период активно формируется сила воли человека. А режим дня помогает ее выработать.
Прогулки и тихий час
Эти важные составляющие распорядка дня в детском саду также составляются с учетом возраста.
Дети из старшей группы и группы подготовительной отправляются на тихий час в 13.00, сон у них длится в среднем 1,5 часа. Также у них сокращается время подготовки к прогулке — дети в этом возрасте уже могут самостоятельно и быстро переодеться к играм на свежем воздухе.
Однако, вне зависимости от возраста, тихий час в детских садах заканчивается в 15.00. После полдника в младших группах проводится общеобразовательное занятие, воспитанники из средних и старших групп заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Во время второй прогулки детей постепенно забирают родители. Зимой ввиду того, что темнеет довольно-таки рано, время второй прогулки сокращается, и детей забирают непосредственно из детского сада. Также прогулка может сократиться из-за погодных условий: например, мороз или сильный ветер.
Переход на одноразовый сон
Может случиться так, что ребеночек в год сам не захочет жить по своему привычному расписанию. Если раньше он легко засыпал и спал днем два раза, то теперь становится очень трудно уговорить кроху лечь в кроватку через пару часов после первого утреннего пробуждения.
Бывает, что дитя спокойно играет до самого обеда, не выказывая никаких признаков утомления или сонливости, не трет глазки, не капризничает. Попытки уложить спать в обычное время сопровождаются капризами и отчаянным сопротивлением. Когда мама все же укладывает его, он долго играет в кроватке с игрушкой, разговаривает сам с собой, без конца требует к себе внимания и засыпает тогда, когда уже пора вставать. Приходится отодвигать время обеденного кормления, а за ним и время второго сна. В итоге малютка просыпается второй раз перед самой ночью, и затем полночи не спит ни он, ни мама. Такие сдвиги во времени вынуждают менять привычный режим всей семьи.
Если ваш ребенок явно не хочет спать до обеда, то в 1 год его стоит перевести на одноразовый послеобеденный сон (рекомендуем прочитать: ). Он вырос из распорядка дня младенца 11–12 месяца жизни. Для деток 1 года распределение времени должно быть удобным и комфортным для них и для родителей. Переход на новое расписание должен быть плавным, ненавязчивыми – так, не нужно ждать послеобеденного сна, если малыш устал, зевает и норовит прилечь. Иногда бывает очень непросто подобрать индивидуальный режим сна, чтобы малыш оставался веселым и спокойным, а родители могли высыпаться и полноценно справляться со своими повседневными обязанностями.
Особенности сна
Сон играет очень важную роль, поэтому ему следует уделять особое внимание. И есть несколько самых важных моментов
Во-первых, длительность сна малыша в год составляет в общей сложности порядка 13-14 часов. Около 9-10 часов кроха спит ночью, а остальное время – днём.
Во-вторых, внимание следует уделять укладыванию. Одни детки засыпают самостоятельно, и таких малышей достаточно просто положить в кроватку
Другим требуется помощь, чтобы расслабиться, перестроиться на режим отдыха, обработать полученную за день информацию. Если сын или дочка не засыпает самостоятельно, продумайте и выполняйте определённый ритуал – последовательность действий. Например, это могут быть приём пищи, переодевание, чтение книжки или пение колыбельной, перемещение на спальное место, обнимание или держание за руку.
В-третьих, стоит помнить, что в год не все дети спят непрерывно в течение всей ночи, не пробуждаясь. Некоторые просыпаются один раз, а другие встают по несколько раз
Но важно показать, что нужно спать дальше: не включать свет, не развлекать ребёнка. При сильном плаче предлагайте воду, грудь или смесь
Примерная схема режима дня школьников первой смены(начало занятий в 8 ч 30 мин)
Вид занятий и отдыха | Возраст школьников | |||
7-9 лет | 10 лет | 11-13 лет | 14-17 лет | |
Подъём | 7.00 | 7.00 | 7.00 | 7.00 |
Утренняя зарядка Водные процедуры Уборка постели, туалет | 7.00 – 7.30 | 7.00 – 7.30 | 7.00 – 7.30 | 7.00 – 7.30 |
Утренний завтрак | 7.30 – 7.50 | 7.30 – 7.50 | 7.30 – 7.50 | 7.30 – 7.50 |
Дорога в школу | 7.50 – 8.20 | 7.50 – 8.20 | 7.50 – 8.20 | 7.50 – 8.20 |
Занятия в школе | 8.30–12.30 | 8.30–13.30 | 8.30–14.00 | 8.30–14.30 |
Горячий завтрак в школе | около 11 ч. | около 11 ч. | около 11 ч. | около 11 ч. |
Обед | 13.00-13.30 | 14.00-14.30 | 14.30-15.00 | 15.00-15.30 |
Послеобеденный сон или отдых | 13.30-14.30 | – | – | – |
Прогулка Игры и спортивные занятия на воздухе | 14.30-16.00 | 14.30-17.00 | 15.00-17.00 | 15.30-17.00 |
Полдник | 16.00-16.15 | 17.00-17.15 | 17.00-17.15 | 17.00-17.15 |
Приготовление домашних заданий | 16.15-17.30 | 17.15-19.30 | 17.15-19.30 | 17.15-20.00 |
Прогулка на свежем воздухе | 17.30-19.00 | – | – | – |
Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.) | 19.00-20.00 | 19.30-20.30 | 19.30-21.00 | Для 14-15 лет: 20.00-21.30 Для 16-17 лет: 20.00-22.00 |
Приготовление ко сну (чистка одежды, обуви, гигиенические процедуры) | 20.00-20.30 | 20.30-21.00 | 21.00-21.30 | 22.00-22.30 |
Сон | 20.30-7.00 | 21.00-7.00 | 21.30-7.00 | Для 14-15 лет: 22.00-7.00 Для 16-17 лет: 22.30-7.00 |
!
В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.
!
Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма.