ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?
Спонтанная реакция многих взрослых (особенно старшего поколения советской закалки) обвинить в сложившейся ситуации ребёнка, который якобы совсем избаловался и отбился от рук. Тем не менее, опыт многих родителей говорит о том, что ужесточение воспитательных мер только усугубляет нежелательное поведение.
Часто за действиями ребёнка могут стоять совсем неочевидные для родителей мотивы. В своём развитии дети проходят непростые этапы, часто плохое поведение связано с кризисами роста, кроме того, на него может повлиять огромное число факторов: переезд, прибавление в семье, новая воспитательница в детском саду и т.п. Ситуация усугубляется тем, что поведение ребёнка в большой мере управляется инстинктами, а потому неосознанно. Проще говоря – ребёнок сам не может объяснить, что он чувствует и почему так себя ведёт. Понимание бессознательных механизмов поведения ребёнка помогает принять тот факт, что его поступки не могут быть актом манипуляции
Кроме того, представление ребёнка в роли врага, строящего родителям козни, совсем не способствует тому, чтобы разглядеть скрытые мотивы его поведения и начать относиться к нему с большим вниманием и нежностью.
Нередко неприемлемое поведение ребёнка продиктовано острым желанием обратить на себя внимание родителей. Многим взрослым это может показаться крайне нелогичным – зачем кому-то может быть нужно внимание, которое принимает вид крика и ругани? Системный подход в психотерапии, рассматривающий семью как единый механизм, в котором все взаимосвязано, даёт нам ключ к пониманию того, что поведение любого из членов семьи появляется и закрепляется, потому что именно оно эффективно в рамках этой семейной системы
Другими словами, ребёнок ведёт себя плохо, потому что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ гарантированно обратить на себя внимание, а другие способы часто просто не срабатывают.
Детский бунт может быть вызван и желанием влиять на ситуацию. Родителям бывает сложно выйти из режима «всё решаю я». Родители несут за ребёнка ответственность и им приходится ежедневно принимать сотни решений, чтобы обеспечить ему безопасность и необходимый уход. Но отпрыск постепенно растёт, становится самостоятельнее, у него формируется своё «я» и ему хочется, чтобы с его мнением тоже считались. В особенно острой форме это проявляется у детей в кризисе 3-х лет и подростков, но и детям, воля которых постоянно подавляется, приходится воинственно отстаивать своё право что-то решать в своей жизни. В данной ситуации усиление дисциплинарных мер только усугубит потребность ребёнка отстаивать свою зону влияния.
Не умаляя важности предыдущего пункта о том, что ребёнок должен иметь возможность проявлять свою волю и реализовывать свои желания, стоит помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы обозначить для ребёнка приемлемые границы поведения. Если складывается ситуация, когда родители непоследовательны в своём подходе к воспитанию ребёнок находится в смятении относительно того, что ему можно и что нельзя и начинает проверять, до какого предела он может дойти.
Как пример этого явления можно назвать ситуацию, когда взрослые, то жестко наказывают, то игнорируют один и тот же проступок, или папа и мама придерживаются разной воспитательной политики (то, на что мама закрывает глаза, у папы вызывает бурю эмоций с последующим наказанием провинившегося). В перечисленных случаях, понимание того, что движет ребенком, позволит родителям выстроить новую соответствующую ситуации линию взаимоотношений
Часто осознание скрытых мотивов ребёнка само по себе может принести родителям облегчение и помогает начать относиться к сыну или дочери с большим вниманием и пониманием.
Профилактика или рекомендации при болезни
Все истеричные состояния базируются на эмоциях, с которыми в «пиковый» момент проблематично совладать. Поэтому рекомендуется научиться их отслеживать и своевременно проводить профилактику истерик:
- Не забывайте заботиться о себе, даже если на данный момент в жизни все прекрасно. Организм истощается не только от тяжелой работы, но и в процессе активного роста. Для восстановления внутренней гармонии периодически радуйте себя мелочами: встречайтесь с друзьями, занимайтесь спортом, проводите время с близкими.
- Прислушивайтесь к собственному телу. Если игнорировать хроническую усталость или ощущение слабости, то организм может приступить к решительным действиям. Например, уложить в постель с высокой температурой, чтобы человек смог наконец-то отдохнуть и выспаться. Чтобы не доводить до крайних мер реагируйте на тревожные сигналы: потеря аппетита, проблемы с памятью, отвращение к интимной жизни.
- Позвольте себе побыть неидеальными. Даже если умение выкладываться на рабочем месте вызывает восторг у коллег и начальства, а головокружительной карьере завидуют окружающие, периодически нужно давать себе отдохнуть. Уставать и не успевать контролировать все вокруг – это нормальное явление. Просто возьмите паузу и передохните. Забота о своем самочувствии – это не слабость, а самосохранение.
Классификация
В зависимости от преобладания тех или иных признаков выделяют несколько видов истерик:
Оживленный. Главное жизненное кредо при развитии данной формы истерики – получить удовольствие
Также таким пациентам важно ощущать собственную востребованность, поэтому для них характерно потаканием любым желаниям близких или коллег.
Истеромазохистический. Сопровождается желанием контролировать все сферы жизни членов семьи или иных близких людей
Они окружают «жертву» гиперопекой и чрезмерной заботой. Но главная цель такого поведения – ощутить собственную значимость и незаменимость. Истероидный человек не упустит момента напомнить о том, что ради чужого счастья ему пришлось отказаться от карьеры, личной жизни.
Лицемерный. Для истериков характерна склонность к обману. Зачастую они сами не чувствуют разницы между вымыслом и реальностью, поэтому могут врать по любому поводу. Иногда пациенты настолько проникаются собственной выдумкой, что и сами верят в нее.
Конверсионный
Желание привлечь внимание окружающих проявляется в детальном описании придуманных (в большинстве случаев) проблем со здоровьем. Пациент может имитировать сердечный приступ, эпилептический припадок
Зачастую на этом фоне развивается ипохондрическое расстройство, когда больной сам начинает верить в то, что страдает от серьезного заболевания.
Чувственный. Такая истерии характеризуется склонностью к коротким и бурным романам. Пациент мгновенно влюбляется, но практически с первых дней начинает «изводить» партнера ревностью, придирками по мелочам. После разрыва впадает в затяжную депрессию.
Существует еще одна классификация истерик, которая основывается на нюансах поведения пациента:
- Будничная. Связана с повседневными проблемами, например, «мне нечего надеть». Наиболее предсказуемое состояние, которое при правильной реакции отличается кратковременностью и безопасностью для окружающих.
- Бурная. Громкая претензия, например, «ты украл мои лучшие годы». Поведение основывается на желании подтолкнуть безынициативного и слабого партнера на решительные поступки. Иногда это действительно помогает добиться желаемого.
- Самоутверждающая. Женщина с гордостью заявляет «да, я истеричка», но подразумевает при этом «да, я богиня». Подобное поведение объясняется не только желанием испытать терпение партнера, но и попыткой повысить собственную значимость. Таким образом она утверждает, что не согласна на простую симпатию, ей нужны высокие чувства.
- Молчаливая. Наиболее непредсказуемый и опасный тип истерики. Тихий голос и вкрадчивый тон не сулят ничего хорошего. Ведь именно в этот момент режется чужая одежда, разрисовывается автомобиль обманщика. Если партнер дорожит отношениями, то подобное поведение женщины ни в коем случае нельзя игнорировать.
- Физиологическая. Часто триггером женской истерики становится накопленная усталость, нехватка времени и недоедание. В таких ситуациях ей необходима моральная и физическая поддержка, а также немного свободного времени, которое можно посвятить себе.
- Мстительная. Данное состояние можно описать так: «все хорошо, ничего не случилось». Но поведение пациентки говорит об обратном – все очень плохо. Сопровождается тихим рыданием, стенаниями или демонстрацией своей беспомощности. В таком состоянии женщина может изменить партнеру, сделать приворот, нанять частного детектива. В подобной ситуации рекомендуется обратиться к психологу.
- Сексуальная. Еще Зигмунд Фрейд говорил о том, что основная причина истерик у женщин – неудовлетворенность интимной жизнью. Данная форма проявляется в неадекватных эмоциональных реакциях.
Когда отучить ребенка от ночных кормлений
С началом введения прикорма, то есть в возрасте 4-6 месяцев, большинство детей днем достаточно хорошо питаются, и для их развития уже не требуются ночные кормления.
Так что отучать ребенка от ночных кормлений, в принципе, можно попробовать уже с 6 месяцев. Многие дети к этому возрасту но ночам бывают совсем не голодны, просто у них сформировалась устойчивая привычка просыпаться по ночам. Маме стоит осознавать, что процесс отучения может занять некоторое время и в любом случае будет сопряжен с какими-то дополнительными неудобствами, вызывающими недосыпание. Поэтому сначала надо проанализировать собственную готовность к отучению ребенка от ночных кормлений. После года сделать это будет значительно легче.
Природа женских истерик
Итак, истерия — психическое расстройство, при котором человек может принести вред себе и окружающим, совершает неадекватные поступки. Это болезнь, которая требует врачебного вмешательства.
А вот истерика — реакция на раздражитель. Ученые пришли к выводу, что истерики больше свойственны женщинам, потому что у женщин более гибкая нервная система и, соответственно, гормональная. Они более эмоциональны и восприимчивы.
Зигмунд Фрейд проводил параллель между симптомами истерики и проявлением борьбы между желанием сексуального чувства и защитой от него. Через истерику женщина защищает свой мир от проникновения в него. И в этом конфликт, ведь женщина, с одной стороны, через истерику хочет внимания к себе, а с другой — защищается от любого вмешательства.
Если довести этот конфликт до сознания и показать последствия, то повторение ситуации можно пресечь.
Мы все видели пары, которые очень громко выясняют отношения, выпускают пар так, что на два района в округе слышно, а потом так же громко мирятся. Иногда это обусловлено типом психики.
✕
ТОП-3 обязательных материала, чтобы быть счастливой в 2023 году
Проверено на 8500 учениц, 98% отмечают позитивные изменения в своей жизни
Как выйти из отношений быстро и без боли
5 правил счастливой и гармоничной жизни для каждой женщины
Как полюбить себя: 7 простых шагов
Уже скачали
Истерика уже указывает на наличие хронического напряжения, от которого организм хочет освободиться, — говорит кандидат биологических наук, психолог Ольга Вильдяева. — Если его не выпускать, то дальше будет соматизация, процесс, при котором психологические тревоги переходят в физические симптомы».
Лечение АРС у детей
Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:
- Психотерапия. Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
- Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
- Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.
Надо ли лечить ребенка при аффективно-респираторных приступах
В первую очередь необходим очный осмотр педиатра и невролога.
Довольно часто на приеме из-за спешки и капризов ребенка мама отвлекается и не всегда может подробно рассказать о произошедшем. Для того чтобы диалог был конструктивным, родителям стоит заранее подготовить вопросы, описать в подробностях детали приступа (когда он произошел, длительность, чем был вызван, какие изменения заметили в этот момент).
В век цифровых технологий, когда гаджеты всегда под рукой, по возможности стоит произвести видеосъемку данного состояния. Это позволит врачу дифференцировать серьезные неврологические состояния от АРП.
Лабораторная диагностика аффективно-респираторных приступов заключается в исключении латентного дефицита железа
Помимо общего анализа крови (ОАК) важно проверить уровень ферритина
Многие удивляются, для чего что-то дополнительно проверять, если есть общий анализ крови. Ошибочно думать, что нормальные показатели общего анализа крови полностью исключают железодефицитную анемию (ЖДА). Данный феномен обусловлен именно стадийностью ее развития.
На первом этапе прелатентного дефицита железа происходит истощение депо. Именно ферритин является основной формой депонирования железа. При этом гемоглобин, эритроцитарные индексы и уровень сывороточного железа могут быть в норме.
На второй стадии латентного дефицита железа помимо низкого ферритина снижается сывороточное железо, а гемоглобин по-прежнему бывает в норме. Лишь третья стадия железодефицитной анемии характеризуется низким гемоглобином.
В связи с тем, что аффективно-респираторные приступы могут протекать с тонико-клоническими судорогами, врач может назначить дополнительное инструментальное обследование — ЭЭГ (электроэнцефалография) с целью исключения эпилептической природы приступа.
ЭЭГ — это неинвазивный метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности. Данное исследование показано лишь при подозрении на эпилептическую природу приступа. В рутинной диагностике аффективно-респираторных приступов ЭЭГ не показано.
При частых эпизодах АРП, сопровождающихся брадикардией (замедлением пульса), бледностью кожных покровов, задержкой дыхания более 60 секунд, показан суточный мониторинг ЭКГ и консультация кардиолога с целью исключения сердечно-сосудистой патологии.
Если во время обследования выяснится, что у ребенка повышенная эмоциональная возбудимость, допустимо назначение седативных препаратов. Если выявлена ЖДА, то лечение должно включать препараты железа. Витамины и ноотропные препараты неэффективны.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
- сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
- обрести новые эмоциональные навыки;
- осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
- найти новые увлечения и интересы.
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
- потерять интерес к учебе;
- слишком остро воспринимать любую критику;
- занизить самооценку;
- развить в себе комплексы;
- проявлять агрессию, жестокость;
- замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
- потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.
Лечение АРП
Если ребенок во время плача закатывается, необходимо срочно начать лечение:
- Родители обращаются к неврологу, который перед проведением диагностических тестов задает ряд вопросов родителям: почему появился приступ, как он проходил, что ему предшествовало. Кроме того, доктор уточняет, какими симптомами сопровождался приступ (посинение, мочеиспускание, боль в груди, учащенное сердцебиение).
- После этого врач назначает обследование. Проводится ЭКГ, УЗИ и ЭЭГ мозга, сдаются анализы мочи и крови. Только после этого невролог назначает лечение. Как правило, дети с приступами АРП должны находиться на врачебном учете до 5-7 лет.
- Лечение включает в себя два направления – медикаментозное и немедикаментозное. Если ребенку больше 3 лет, врач рекомендует записаться на прием к психологу. Кроме того, психолог скорректирует методы воспитания ребенка, чтобы атмосфера в семье была спокойной и доброжелательной. Специалист предлагает родителям ряд игр и упражнений, благодаря которым подавляются вспышки гнева.
- Во время игровых действий ребенок забывает обо всех своих проблемах, он становится спокойнее. Немедикаментозное лечение является ведущим. И если правильно обустроить обстановку, употребление малышом лекарственных препаратов может даже не потребоваться.
- В более сложных случаях врач назначает лекарства для лечения невропатии и повышенной возбудимости ребенка. Все препараты назначает исключительно невропатолог. Покупать таблетки по совету знакомых или фармацевтов нельзя.
Причины
Существует много причин плача ребенка во время грудного вскармливания. Ниже приведен список наиболее вероятных причин.
Молок поступает из груди очень быстро, сильным потоком, и ребенок не успевает его глотать. В таком случае ребенок давится и плачет. Он заглатывает много воздуха,что вызывает боли в животе. У ребенка возникает ассоциация кормления с болью.
Молоко поступает из груди слишком медленно и не полностью, ребенок остается голодным и раздраженным.
Вы кормите ребенка в неправильном положении, поэтому он не может правильно взять грудь. В результате ребенок чувствует себя неудобно или он захватывает грудь поверхностно и не может получить достаточно молока.
Ребенок боится боли. Это может происходить, когда ребенку (например, после кесарева сечения) проводилось грубое отсасывание слизи изо рта механическим или ручным отсосом, и у него возникли стойкие ассоциации с болями во рту. К счастью эта ситуация обратима, при голоде вкус молока и нежный уход мамы убеждают малыша, что сосать грудь очень полезно.
Ребенок отказывается сосать грудь из-за выраженной сонливости. Такая ситуация обычно возникает после длительных и трудных родов, а также если применялись фармакологические препараты и на ребенка действуют лекарства, назначенные его матери. Это также может происходить при желтухе у новорожденных.
Ребенок отказывается брать грудь и-за болезненности процесса питания. Это может происходить если у ребенка:
прорезываются зубы;
есть афты и язвы во рту;
есть инфекции горла;
есть инфекции уха;
есть колики в животе.
Ребенок может отказываться от сосания груди при развитии инфекции. Он может быть беспокойным, раздраженным, с повышением температуры и потерей аппетита.
Ребенок простужен. Насморк затрудняет дыхание и ребенок прекращает сосать грудь.
Ребенок не хочет сосать грудь, так как он оказался в новой обстановке (слишком много отвлекающих стимулов) или получил чрезмерное количество стимулов в течение дня. Это может случиться, если день существенно отличается от обычного распорядка, знакомого ребенку.
Отказ от сосания молока может быть связан с изменением вкуса молока, например, если вы ели бигос или блюда с большим количеством чеснока. Вкус молока также может измениться при изменении гормональных процессов (например, перед менструацией или во время беременности).
Ребенок не голоден. Если ребенок получил дополнительное питание или напитки, которые его насытили и он не хочет сосать грудь.
Ребенок не хочет сосать грудь, потому что предпочитает бутылочку с соской. Если вы используете вспомогательное питание с применением бутылочки с неправильной соской, это может привести к тому, что ребенок привыкает к более легкому методу питания, и теперь он протестует, если вы пытаетесь дать ему грудь. (См. главу Ребенок предпочитает бутылочку).
Иногда причиной отказа ребенка брать грудь является изменение вашего запаха, который ассоциируется с вами. Например, если вы сменили духи или мыло.
Ребенку может передаться настроение кормящей матери. Когда она нервничает и беспокоится, ребенок также становится беспокойным, плаксивым, и может отказаться брать грудь.
Когда ребенок больно прикусывает ваш сосок и вы громко вскрикиваете, он может испугаться вашей реакции и будет отказываться от кормления, боясь повторения этой ситуации.
Если ребенок слишком голоден. Сильный голод раздражает ребенка и он отчаянно плачет. Сложно приложить ребенка к груди когда он в истерике и окончательно измотан. Ребенок сосет молоко так жадно, что заглатывает много воздуха. В результате его живот начинает болеть, он прекращает сосать молоко и снова плачет…
Рекомендация родителям от детского психолога
Очень часто в наши Центры обращаются с данной проблемой. Согласно советам психолога, ребенок не умеет проигрывать в силу неокрепшего эмоционального фона, неумения понимать и выражать негативные эмоции, а также из-за неправильно выстроенных приоритетов
Именно поэтому очень важно сначала наладить общую обстановку в семье и отношение родителей к проблемам ребенка. Также необходимо выстроить правильную коммуникацию между взрослым и малышом, где родитель выступит надежной опорой, верным другом и непоколебимым примером одновременно
Не требуйте от ребенка и других членов семьи исключительных успехов во всем, не завышайте ожидания, выставляйте приоритеты правильно. Помните, что являться авторитетом – не значит быть цербером, важно находить правильный подход. Чтобы справиться с неумением проигрывать, ребенку надо просто поверить в себя. А для этого, прежде всего, вы должны поверить в него.
Если побороть эмоциональные трудности ребенка не получается самостоятельно, и вы, казалось бы, перепробовали всё возможное, не пренебрегайте посещением специалиста. Опытный детский психолог поможет найти решение психологическому непринятию поражения и поможет вам выстроить конструктивное взаимодействие с ребенком.
Что необходимо делать родителю, чтобы ребенок не боялся проигрывать?
1) Подавайте правильный пример. Если вы тяжело переживаете поражения, психуете, плачете и негативите – ребенок, скорее всего, будет делать также. Он учится у вас. Настрой в семье задаете только вы своим собственным паттерном.
2) Станьте контейнером для детских эмоций. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку в любых условиях; он должен знать, что нужен и важен не только тогда, когда вышел победителем. Будьте «жилеткой» и праведным другом своему чаду.
3) Учите действовать снова и снова, мотивируйте на свершения. Не давайте бросать дело после очередного поражения, учите ребенка идти до конца, ведь он идет не один, а вместе с вами.
4) Помогайте отпускать ситуацию
Переключайте внимание ребенка на что-то другое, чтобы горечь от поражения не затуманивала разум. Предлагайте новые увлечения и развивайте сильные стороны.
5) Хвалите много и часто. За любой новый шаг и маленький успех, за старание, желание и участие. И не задавайте высоких планок – они нужны разве что только вам и совершенно точно не нужны вашему ребенку.
6) Совместно находите плюсы. И проговаривайте их, опираясь на пользу/выгоду/позитивные моменты.
7) Донесите до ребенка, что проигрывать – это нормально, не всегда можно быть только победителем. Проигрыш не означает, что ребенок стал плохим. Вы любите его в любом случае, независимо от того, получилось у него что-то или нет.