Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все.
Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных «почему» и «зачем». Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: не возможно знать всё, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесёт ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: «А ты сам как думаешь?» Малыш начнёт выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро
Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашёл ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребёнок осознаёт свои возможности, поймёт, что путём рассуждений действительно можно во многом разобраться! Но не всегда можно дать простой ответ, особенно если ребёнок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка?
Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка?
Дети – существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребёнком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребёнок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали.
Если вам сложно что-то перевести со взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти ещё можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой «переводить» даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть, спуститься с высоты своего взрослого и умного видения мира до маленького росточка ребёнка. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребёнок – человечек очень умный, вдумчивый, в чём-то даже мудрый. Он очень многое способен понять и постичь.
Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определённый смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас «зацепить». Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» «Мою посуду». «Зачем моешь посуду?» «Что бы чистой была». «Зачем что бы чистой была?» «Что бы есть из неё было приятно». «Зачем что бы есть было приятно?» Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребёнок заведомо знает ответ, с долей юмора. «Что ты делаешь?» «Танцую!» «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись, и никакого раздражения…
Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое
Вот простой пример
Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример.
Маше 3,10, спрашивает на прогулке: «Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?» Что тут ответить? Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа… Но дочь ответ не устраивает и она говорит свой: « Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому У НЕГО ВЕТКИ И РАСТУТ!»
Как спать родителям и детям: оптимальный вариант
Чтобы не впадать в крайности, можно опереться на приблизительную схему, в которой будут учитываться как интересы родителей, так и потребности детей:
- 1От момента рождения и до приблизительно 4-5 месяцев ребенок может спать непосредственно рядом с мамой, но в своей отдельной приставной кроватке (или даже в люльке, коляске и т.п., где он мог бы комфортно располагаться во время сна). Это, прежде всего, удобно для мамы, которой для кормления нужно будет лишь протянуть руки, взять малыша и приложить к груди.
- 2После 4-5 месяцев младенец «переезжает» в детскую кроватку. Она вполне может стоять в родительской спальне, или же находиться в комнате по-соседству – в этом случае необходима радио- или видеоняня. В возрасте 4 месяцев ребенок уже может постепенно отучаться без ночных кормлений. Скорее даже наоборот: крепкий длительный сон в этом возрасте полезнее для здоровья малыша, чем просыпания в течение ночи и кормление. Есть достоверные исследования, показывающие, что дети, которым уже в 4-5 месяцев полностью было отказано в ночных кормлениях, ничуть не страдали от недостатка веса.
- 3К году малыш абсолютно готов «переехать» в отдельную комнату – в детскую. При этом повторимся: днем мама (или оба родителя) может лежать, дремать, и просто находиться в одной постели с малышом столько, сколько ей хочется. Сомнениям и целесообразности подвергается только ночной совместный сон родителей и детей – когда старшему поколению реально необходим полноценный отдых.
Почему у меня нет этой игрушки, а у всех она есть?
Дух соперничества часто пробуждает желание у детей иметь то, что есть у их товарищей, например, интерактивную игрушку или новый мобильный. Подростковый возраст в этом плане особенно сложный, ведь дети не хотят быть «белой вороной», отличаясь от других
Важно понять – слова об уже имеющихся игрушках или вещах не возымеют действия, дети их попросту не услышат
Постарайтесь подобрать другой ключик – сначала скажите ребёнку, что его чувства вам понятны, вы их разделяете. Это поможет подготовить благоприятную почву для дальнейшего разговора. Далее скажите, что желаемую вещь вы как раз собирались подарить ему на предстоящий день рождения.
Когда данный вопрос задаёт подросток, предложите ему вариант решения проблемы, позволив самостоятельно накопить нужную сумму для покупки. Поступая так, вы научите его ценить деньги, тем самым подготовите его к взрослой жизни. Если же разговор не принёс результата – ребёнок продолжает настаивать на своём, просто закройте эту тему.
«А зачем..? А почему..?»
«Мамочка, а почему дует ветер», «Почему дождь капает с неба?», «Почему лед тает?», «Почему цыплята желтые, а курица белая?», «Откуда берутся дети«… и т.д. — подобные вопросы малыша поначалу вызывают чувство гордости у родителей. Любознательность ребенка воспринимается как свидетельство его полноценного развития. И мама с папой берут в руки справочники, листают энциклопедии, ищут ответы в интернете и разговаривают со специалистами с одной только целью: объяснить своему крохе, почему так бывает и с чем это связано.
Но поток вопросов все не прекращается, а воодушевление родителей постепенно сменяется усталостью от постоянных «почему?», найти ответы на которые бывает просто невозможно. «Мама, а почему звезды светятся ночью, а днем их не видно?», «Почему машина едет?», «Почему хомячки не чистят зубы?», «Почему кровь красная, а не черная?». Чрезмерная «дотошность» в исследовании мира начинает утомлять маму с папой и со временем вызывает только раздражение. Как же быть в таких случаях? Как правильно реагировать на вопросы малыша?
Как правильно реагировать и отвечать на постоянные
детские вопросы: что? где? когда? а зачем? а почему?
В первую очередь, не нужно нервничать. Ваш ребенок растет и у него наступил тот самый возраст, который психологи называют «возраст почемучек» (3 — 5 лет В это время ребенок наиболее активно интересуется всем, что его окружает). Найдите в себе силы и попытайтесь понять своего малыша, ведь мир такой большой и интересный – ему хочется узнать про него абсолютно все!
Когда начинается «возраст почемучек»?
Еще несколько месяцев назад малыш не отличался особой болтливостью, был тихим и спокойным ребенком. Сегодня же он не дает покоя своим родителям, его вопросы так и норовят поставить в тупик логику взрослых людей. Бесконечное «а зачем? а почему?» настигает их, где бы они ни были: дома, в парке, в магазине. Связано это с тем, что ваш ребенок достиг «особого» возраста, когда ему интересно знать все и про всех. Этот период развития обычно приходится на самый интересный детский возраст – с 3 до 5 лет.
Как ведут себя в таких ситуациях мамы и папы? Одни упорно стараются сохранять стойкое спокойствие и отвечают на все вопросы по мере их поступления. Другие пытаются перевести тему, так сказать «увильнуть» от ответа, чтобы не уронить свой авторитет в глазах ребенка своим «не знаю».
Имейте в виду, что последний вариант совсем не устроит вашего малыша. Он будет «пытать» вас, несмотря ни на что. Если вы решите отговориться и сказать первое, что пришло вам в голову, ребенок тут же почувствует это. Вас будет ожидать новая череда вопросов, уточняющих ваш ответ. Поэтому, если вы «вдруг» чего-то не знаете, пообещайте малышу ответить на этот вопрос немного позже, скажите: «Мне нужно кое-что уточнить, чтобы я мог дать тебе подробный ответ».Успокаивайте себя тем, что такое «испытание» проходят все родители.
Как отвечать на детские вопросы
По этому поводу вспоминается очень старый анекдот:
Идут папа и пятилетний сын, сын жуёт яблоко:
— Папа, а почему яблоко темнеет?
— Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород
В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, – железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трёхвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
В результате получается оксид трёхвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
— Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?
Так что давайте не будем уподобляться этому папе, а станем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было понятно.
Для примера рассмотрим детский вопрос «Почему солнце не падает?» и как можно на него ответить.
Ответ-пустышка | «Ну потому что не падает и все». «Потому что. Ты еще маленький и не поймешь». «Иди спроси у бабушки». «Подрастешь — поймешь». | Отвечая подобным образом, мы говорим ребенку, что он задал глупый и неинтересный вопрос, а себя мы успокаиваем тем, что вроде как ответили, не проигнорировали вопрос полностью. На самом же деле, мы не оправдываем надежд ребенка и постепенно теряем свой авторитет в его глазах. Ребенок быстро учится, и вскоре он поймет, что лучше вас не спрашивать о сложных вещах. |
Ответ-провокация | «А почему ты считаешь, что оно должно упасть? « «А почему Земля не падает на Солнце?» | Такой ответ лучше предыдущего, но только в том случае, если вы готовы продолжать разговор. Так вы предлагаете ребенку подумать, порассуждать, поискать ответ вместе. Вы разжигаете детское любопытство и это здорово. Но будьте готовы, что отвечая вопросом на вопрос, вы провоцируете волну новых вопросов. С другой стороны, вы выигрываете время, чтобы самим найти подходящий ответ (заглянуть в энциклопедию или другие источники). |
Ответ со ссылкой на мироздание | «Так устроен мир.» «Законы физики не дают ему упасть». «Так захотел Бог». | Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философским, а для ребенка это снова пустышка, потому что, по сути, вы ничего не объяснили. А главное ребенку – нет пищи для размышления. У детей жизненного опыта пока мало, поэтому ему нечего возразить на это и спрашивать дальше тоже вроде как нечего. |
Научные, слишком длинные ответы | «Солнце больше Земли по линейным размерам приблизительно в 109 раз, а по объему – в 1,3 миллиона раз, Солнце огромными силами тяготения удерживает около себя Землю…» | Пример утрирован, но суть ясна: давая исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний, мы вроде говорим все правильно, но большинство детей нас не поймут. К тому же такой ответ просто не оставит ребенку шансов что-то доосмыслить, прийти к какому-то умозаключению. Гасится детская любознательность, а вы для ребенка превращаетесь в ходячий словарь. В некоторых случаях такой ответ хорош тем, что детские вопросы на эту тему на время закончатся. Такой ответ понравится ребенку с логическим складом ума, который сам требует максимально точных данных. С другой стороны, если так отвечать на каждый вопрос, то получится довольно скучно – с рождения жить в мире, где уже все описано и изучено. |
Сказочные и антропоморфные ответы | «Потому что солнышко приклеено к небу специальным клеем. « «Потому что оно лучиками держится за небо. « | Такие ответы хороши только для самых маленьких деток. Они любят сказки, а в сказках все животные и явление природы – очеловечены. Проблема такого ответа заключается в его неправде. Да и подобный ответ устроит «почемучку» только на короткое время, поэтому готовьтесь вскоре корректировать сложившиеся в детской голове знания. |
Ответы с вариациями | «Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся. « «А некоторые люди уверены, что… Я вот думаю, что… А в Интернете написано, что…» | Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Отвечая таким образов, мы показываем ребенку, что бывает разные мнения. Мы расширяем кругозор ребенка и поощряем его к самостоятельным выводам и размышлению. Проблема заключается в том, что вам не избежать встречного детского вопроса: «А кто же прав?». |
Лаконичный ответ по существу | «Солнце не может упасть». «Оно огромное и очень далеко от нас, просто кажется маленьким. « «А упасть может только то, что близко от земли.» | Это вдумчивый, краткий и довольно правдивый ответ, что уже само по себе – хорошо. Вы ответили по сути простыми словами. Скорее всего, этого и хотел ваш ребенок. Только не забудьте оставить место для детской фантазии, небольшую недоговоренность, которая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнет к новым изысканиям. |
И все-таки она существует
К счастью, все далеко не так однозначно. Затухание чувств — нормальное явление, которое нужно обязательно. Во-первых, жить в состоянии, близком к наркотическому опьянению, постоянно нельзя: организму нужен отдых. Во-вторых, мир состоит из множества сложных вещей, на которых надо сосредоточиться. На многих ли задачах способен сосредоточиться влюбленный?
Кроме того, человек любит не однажды в жизни, и заново влюбить в себя партнера — выполнимая задача. На этот счет существуют советы психологов, которые уже доказали свою практическую применимость и результативность. Так как же заново влюбить в себя мужа: советы психолога приведены ниже.
- Понимание. Любой мужчина, который удостоился права называться мужем, уже вышел из детского возраста. Это значит, что он может задержаться на работе, отключить телефон на время совещания, выйти на улицу без шапки и ограничиться легким перекусом вместо плотного завтрака. К сожалению, заботливые супруги часто об этом забывают, становятся чересчур навязчивыми и вызывают желание бежать как можно быстрее и дальше.
- Уважение. Его заслуживает каждый человек на земле, и об этом надо помнить. Он может устать, заболеть или поругаться с лучшим другом, и ему нужно время наедине с собой или внимательный слушатель. Очень часто женщины не подумав бросают излюбленное «ты ж мужик» и не догадываются, как сильно это может задеть.
- Доверие. Да, можно ходить по дому в халате, с полотенцем на голове и без макияжа и оставаться любимой. Если женщина боится доверить себя настоящую своему избраннику, зачем она вышла замуж? Супруги должны стать друг другу близкими, родными людьми, которые могут рассказать и показать друг другу что угодно. И знать, что это не выйдет за пределы тесного семейного гнездышка.
- Сюрприз. Приятные сюрпризы вызывают так необходимое организму чувство радости. Пусть это будет внезапный ужин при свечах или теплый шарф, подаренный без повода, а потому что так захотелось — любая милая мелочь. В ответ на такие проявления всегда хочется тоже что-нибудь сделать: принести букет цветов или сводить в кино. Главное — искренность, импульсивность и своевременность.
Итак, любовь — прекрасное чувство. И, как все прекрасное, ее можно сохранить и поддерживать. Интернет пестрит фотографиями счастливых пожилых пар, которые прожили вместе сорок, пятьдесят, шестьдесят лет — значит, «долго и счастливо» все-таки возможно. Нужно только приложить немного усилий, чтобы вызвать у любимого чувство истинно домашнего тепла и уюта, от которого не захочется уходить. И каждая женщина способна на это — заново влюбить в себя мужа.
А дед Мороз есть на самом деле?
Подумайте, прежде, чем честно ответить на вопрос крохи, хотите ли вы лишить малыша сказки. Если ребенок увидел, как в канун праздника, вы сами прячете подарки, но не хотите убить веру в Деда Мороза, скажите, что он очень торопился, поэтому отдал вам подарок и попросил положить под елку. Если ребенок уже старше и сам стал во всем догадываться, можете рассказать, что добрый волшебник живет в наших сердцах, что люди специально наряжаются в него, чтобы праздник был по-настоящему сказочным.
Памятка родителям: как отвечать на неудобные вопросы
Несмотря на то, что вопросы могут быть самыми разными, существует несколько общих правил, которые позволят вам не тушеваться, когда ребенок будет задавать свои сложные вопросы:
- Не отмахивайтесь от ребенка и не отсылайте его к другим родственникам, даже если вопрос вам не нравится или кажется несерьезным, вы – главный источник знаний, пусть уж лучше в щепетильных вопросах он разберется с вами, чем надумает себе невесть чего, или услышит нереальные версии от сверстников;
- Не называйте вопросы неприличными, неправильными, это только подогреет интерес ребенка;
- Не ленитесь подбирать слова, понятные ребенку;
- Уточните, почему его интересует та или иная тема, откуда он о ней узнал;
- Не рассказывайте больше подробностей, чем нужно малышу на данный момент;
- Не показывайте своей смущенности и неловкости от вопроса;
- Объясняйте максимально доступно до тех пор, пока кроха не будет удовлетворен ответом. Не прекращайте разговор до тех пор, пока ребенку не будет все понятно;
- Не обманывайте и не надумывайте, если без этого можно спокойно обойтись. Дети это отлично чувствуют и в следующий раз пойдут за ответами к кому-то другому;
- Разговаривайте, находясь на одном уровне. Для этого посадите ребенка к себе на колени, или присядьте на пол рядом с ним;
- Разговаривайте в спокойной обстановке, желательно наедине.
Читаем также:
- Неловкие вопросы детей — как отвечать?
- 11 каверзных детских вопросов и как нужно на них отвечать
- Видео: Как правильно отвечать на детские вопросы о сексе, смерти, курении и наркотиках
- Возраст «Почемучек» или 100 тысяч «А зачем..? А почему..?»
- Ребенок застукал вас в спальне за «интересным занятием». Что делать и как найти нужные слова?
О том, как уничтожить детскую любознательность
Это проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…»). Пару раз посмеяться над сказанной ребёнком нелепостью. Пару раз на вопрос «почему?» ответить «по качану!», ещё лучше «по качану и по капусте!». А самым подходящим ответом станет веское «Почему? Потому что!». Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите «по качану» в ответ на какой-нибудь свой вопрос…
Не получая ответы на вопросы, ребёнок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность – норма для ребёнка, признак его одарённости
И если он задаёт вопросы – это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задаёт! Наберитесь терпения, заручитесь поддержкой бабушек и дедушек, объясните им, как важно отвечать на каждое «почему», даже если ваш малыш в десятый раз задаёт один и тот же вопрос, ни в коем случае не срывайтесь и, уж конечно не кричите на малыша. Ведь проще всего убить в ребёнке любознательность, и рано или поздно он найдёт того, кто расскажет ему много чего «интересного», но это будете уже не вы
Ошибка первая — отсутствие режима
Одним из главных открытий исследования стал тот факт, что современные грудные дети спят почти на 40 минут меньше, чем спали их ровесники столетие назад. Эту информацию подтверждает в своей книге о здоровых привычках сна и авторитетный американский эксперт, педиатр Марк Вайсблут.
По мнению медиков, главной причиной плохого сна ребенка или его нежелания засыпать является банальное отсутствие графика сна.
Это объясняется тем, что период бодрствования и активности детей, причем, не только грудных, обеспечивается определенным количеством энергии.
Поэтому, очень важно уложить ребенка спать, как только запас этой энергии начинает заканчиваться, что возможно, лишь при четком соблюдении режима дня. В противном случае, организм ребенка, чтобы поддерживать необходимую активность, реагирует на усталость выделением адреналина. Что в свою очередь, приводит к перевозбуждению
Что в свою очередь, приводит к перевозбуждению.
Естественно, что ребенок потом очень долго не может уснуть, а если и засыпает, то лишь на короткое время.
К такому же выводу пришли и работники социальных служб. Американка Джилл Спивак, не первый год работающая социальным работником, отмечает в связи с этим, что чем позже ребенок ложится спать, тем сложнее ему уснуть. Переутомление сказывается и на длительности сна, поэтому, нормально выспаться такому ребенку вряд ли удастся.
Поэтому, вся ответственность за сон и полноценный отдых детей ложится на плечи их родителей. Нельзя забывать о режиме только потому, что домашние дела отнимают слишком много времени и не позволяют уделять ребенку много внимания.
К тому же, чем старше ребенок, тем больше его нагрузка в школе и внеклассной деятельности, а значит, степень утомляемости тоже становится выше. Уберечь ребенка от переутомления можно, только вовремя уложив его спать.
- Пусть регулярное время для отдыха и сна станет вашей хорошей привычкой. Не надо ждать, когда ребенок проявит свою усталость капризами, зеванием и потиранием глаз. Если до этого дошло, значит, момент уже упущен. В идеале — дети должны ложиться спать в одно и то же время;
- Обеспечьте необходимую длительность сна. Грудные младенцы и дети младшего дошкольного возраста нуждаются в 11-часовом сне. Старшие дошкольники спят 12 часов, при условии, что они не спят днем. Школьникам, чтобы выспаться, достаточно 10-11 часов сна.
Маленькие хитрости
Существуют некоторые хитрости, которые помогают собрать мочу быстро и без затруднений:
если ребенок спит ночью в подгузнике, то утром стоит только расстегнуть подгузник, как малышу станет прохладно, и он пописает;
включите воду — журчание воды ускорит мочеиспускание;
надавите легонько теплой рукой на низ животика, сделайте небольшой массаж;
если ребенок уже умеет стоять, то утром, заранее, включите теплую воду, чтобы подогреть дно ванны. Как только малыш проснется, отнесите его в ванную комнату, поставьте в ванну и держите под ним контейнер. Результат не заставит себя долго ждать.
Обычно для исследования нужна первая утренняя моча, если же требуется специальный анализ (по Нечипоренко), то надо собрать среднюю порцию. Но у маленького ребенка трудно собрать мочу вообще, а уж первую утреннюю — тем более. Поэтому для анализа подойдет просто любая утренняя порция мочи.
Что делать, если ребёнок стал свидетелем полового акта родителей?
Это, конечно же, зависит от того, сколько ребёнку лет. Огромная разница есть между двухлетним малышом и пятнадцатилетним подростком, поэтому поведение и объяснения родителей, естественно, должны соответствовать возрастной категории их чада. В этой щекотливой ситуации родители не должны терять самообладания, потому что платой за их беспечность будет длительное время совместного преодоления возникшей неприятной ситуации. На самом деле, от действий и слов родителей впоследствии зависит, насколько ребенок будет доверять им впредь, насколько будут преодолены все негативные эмоции и впечатления об этом неприятном инциденте. Если уж произошла такая ситуация, то в ней необходимо внимательно и тщательно разобраться.
Почему другие дети меня игнорируют?
Если малыш спрашивает об этом, значит, он пока ещё чувствует себя одиноким в своём окружении – в школе или в саду. Не стоит отмахиваться от его слов, называя их глупостями, – за ними может скрываться настоящая проблема. Попробуйте выяснить, с ребёнком никто не дружит, или просто в этот день кто-то не стал с ним играть.
Скажите сыну или дочке, что такое иногда случается с каждым, а чувство обиды и злости присуще всем. Поясните, что друзья обязательно появятся, это лишь дело времени. Научите детей с малых лет контролировать эмоции и находить общий язык со сверстниками, чтобы в будущем они стали успешными людьми. Не лишним будет разговор с преподавателем – поинтересуйтесь, как ваше чадо общается с детьми в классе или в группе.
Почемучки – это хорошо или плохо?
Многие родители иногда сердятся, что дети задают так много вопросов, но ведь надо радоваться. Потому что это говорит о том, что ребенок развивается нормально.
Если же такой этап, начиная с трех до пяти лет, малыш пропускает, то стоит задуматься над причиной. Специалисты-психологи считают, что причин как минимум три: задержка развития речи, эмоциональные проблемы, отставание в когнитивном развитии.
Любознательный и активный ребенок, который развивается нормально, должен задавать вопросы родителям
И что немаловажно, он должен получать на них рассудительные ответы. Тем самым вы сможете показать малышу, что вы его любите, слушаете и считаете его вопросы важными. Помните, что возраст почемучек – важный этап в развитии ребенка
Помните, что возраст почемучек – важный этап в развитии ребенка
И какое этот этап окажет влияние на малыша, зависит от родителей
Помните, что возраст почемучек – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на малыша, зависит от родителей.
Евгения Хоновец специально для сайта Ребенок 3 лет
Ошибка третья — чрезмерная стимуляция
Многие дети предпочитают засыпать вместе с любимыми игрушками. В этом нет ничего плохого, если игрушка не отвлекает ребенка от самого сна. Родители должны понимать, что игра с мобильным телефоном или музыкальной игрушкой — не самый лучший метод укладывания детей. Скорее наоборот, яркие цветные картинки, быстрые ритмичные мелодии и огни не только не дадут ребенку успокоиться, но и еще больше повысят его активность.
К таким внешним раздражителям относятся также светящиеся обои и потолок со звездочками.
- Убрать все отвлекающие предметы, выключить ночник и другие источники света. Если с первых дней жизни приучить ребенка спать в полной темноте, можно не только сделать его сон максимально полезным, но и избавить от возможного развития ночных страхов;
- Детям старшего возраста разрешается включать ночник с мягким светом, чтобы не допустить появления ночных страхов. Но использование каких-либо развлечений не рекомендуется. Нежелательно также, чтобы в спальне ребенка находился компьютер или телевизор. Даже DVD-плеер способен “отнять” около часа сна и вполне возможно, что днем эта потеря проявит себя в виде плохого настроения или самочувствия.
Для чего ты уходишь на работу?
Детям сложно объяснить, насколько важна карьера для человека, им не понять тему финансового благополучия. Ребёнку просто хочется почаще бывать с родителями. Вместо долгих рассказов о том, что на работе платят деньги, за которые вы осуществляете покупки – пищу, одежду, игрушки, оплачиваете разного рода услуги, просто уделите своему чаду немного внимания. Поиграйте с ним, сделайте вместе поделку или прогуляйтесь.
Чтобы у детей не сформировалось отрицательное отношение к работе, никогда не говорите ему, что вы не любите свою работу и не хотите туда ходить. Напротив, расскажите о своей деятельности в положительном ключе. Дайте ему понять – даже находясь на работе, вы думаете о нём, скучаете и ждёте, когда настанет время встречи с ребёнком. Сообщите ему о том, что на вашем столе стоит его фотография, и вы часто смотрите на неё.
На попутный вопрос о том, почему другие родители не уходят на работу на весь день, объясните – в разных семьях принято поступать по-разному, каждый сам принимает решение, работать ему или нет.
Как научить детей задавать вопросы
Умение задавать вопросы – это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами и бестактными, и бестолковыми и откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но существует множество взрослых людей, которые бояться переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было избежать. Такие люди часто получаются из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили
Потому, очень важно убедить малыша, что чего-то не знать – это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребёнка может быть очень важным то, о чём он спросил
А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребёнка
И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребёнка может быть очень важным то, о чём он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребёнка.
Для того, что бы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать всяческие вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаёте вы, а ребёнок на них отвечает, а затем поменяйтесь местами: «Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?»
Ответы могут быть как серьёзными, так и шуточными: «Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать». Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в «почемучку» наоборот, задавая вопросы «цепочкой»: «Зачем тебе велосипед?» «Что бы кататься» «Зачем кататься?» «Потому что мне нравится» «Почему нравится?» и т.д.
Предложите малышу поиграть в «интервью». Пусть он попробует задать вам серию вопросов о каком-нибудь событии. Например, о вашей работе. Или о том, как вы были маленькой. Или о бабушке. И обязательно хвалите малыша за удачные вопросы. Ваш маленький почемучка этого заслуживает!
Как проявляется эдипов комплекс?
Как распознать эдипов комплекс у взрослых мужчин признаки которого не всегда явно бросаются в глаза?
Если вы подозреваете, что у вас или кого-либо из знакомых есть этот комплекс, присмотритесь к поведению человека. Для определения есть несколько признаков.
8 основных признаков
1. Желание самоутвердиться за счёт жены, использование наказаний в супружеской жизни.
2. Проявления ревности к сыновьям, к отцу, к другим родственникам мужского пола.
3. Потребность в гиперопеке со стороны матери.
4. Ревность к собственным детям.
5. Нежелание заводить свою семью.
6. Выбор партнёрш намного старше себя.
7. Частое сравнение партнёрши с матерью.
8. Инфантильное «детское» поведение.
Таковы основные проявления эдипова комплекса, которые могут быть явными или завуалированными. В конце концов, не все мужчины, страдающие им, имеют жестокий и агрессивный характер. Подобное поведение встречается и у мягких натур, но они страдают сильнее от того, что не могут реализовать свои потребности. Глубоко внутри у добрых мужчин кипит ревность к отцу или сыну, которая не находит выхода, разрушая психику изнутри.
Эдипов комплекс развивается на стадии роста от трёх до семи лет. В это время ребёнок начинает проявлять интерес к своим половым органам и идентифицирует свою принадлежность к тому или ному полу. Мальчики начинают понимать, что они мальчики, девочки – что девочки, и в чём различие. Именно в этом возрасте проявляется потребность показывать свою любовь к матери или женщине, играющей её роль (мачеха, бабушка, тетя, приёмная мать).
Поскольку дети всему учатся у взрослых, то и знаки внимания они оказывают такие же, что их родители – поцелуи, объятья, поглаживания, ласки.
Имея возможность привлечь внимание матери, мальчик стремится всеми силами завладеть им в большей степени, чем отец. Даже малыш понимает, кто сильнее и поэтому стремится составить конкуренцию всеми возможными способами, в том числе, строя планы
Сын хочет стать таким же большим и сильным, как папа и вытеснить его из семьи
Если в семье здоровый психологический климат, она полная и ребёнку уделяется достаточно внимания, эти проявления трансформируются в правильное подражание отцу – малыш вырастает мужчиной в хорошем смысле этого слова, а желание конкурировать сменяется желанием подражать, брать пример. Вместо агрессии появляется уважение и любовь. Комплекс не получает шансов на развитие
Сын хочет стать таким же большим и сильным, как папа и вытеснить его из семьи. Если в семье здоровый психологический климат, она полная и ребёнку уделяется достаточно внимания, эти проявления трансформируются в правильное подражание отцу – малыш вырастает мужчиной в хорошем смысле этого слова, а желание конкурировать сменяется желанием подражать, брать пример. Вместо агрессии появляется уважение и любовь. Комплекс не получает шансов на развитие.
Негативный эдипов комплекс развивается в неблагополучной среде. Это происходит не только в семьях алкоголиков и наркоманов. Неполные семьи могут стать источником этого психического отклонения. Если сын с раннего возраста ощущает ответственность за мать, воспринимает её как слабую женщину, которая нуждается в поддержке и зависит от него, он автоматически занимает место мужа. Хотя отношения не переходят «в горизонтальную плоскость» половое влечение к матери неизбежно возникает.