Что делать воспитателю
С ситуацией, когда новенький сильно плачет, отказывается от прогулок и еды, сталкиваются многие воспитатели
Очень важно избегать крайностей. Был случай, когда девочка трех лет, посещающая частный садик, все время сидела на диване, который служил ей своеобразной безопасной зоной, и плакала. Воспитатель, пытаясь успокоить ребенка, большую часть времени стал проводить именно с ним
В результате девочка по пятам ходила за педагогом, по-прежнему отказываясь от игр и занятий со своими сверстниками
Воспитатель, пытаясь успокоить ребенка, большую часть времени стал проводить именно с ним. В результате девочка по пятам ходила за педагогом, по-прежнему отказываясь от игр и занятий со своими сверстниками.
Нового воспитанника психологи рекомендуют постепенно включать в игру. Если малыш плачет, можно предложить ему подойти к окошку и «высмотреть» на улице маму. Можно задавать малышу простые вопросы о маме: какие у нее волосы, какие глаза, какого цвета одежда
Постепенно нужно переключить внимание ребенка на себя: «А у меня какие волосы?» и на других детей
Нельзя заставлять ребенка играть, спать или есть. Но нельзя и «забывать» о нем, надеясь, что он «поплачет и успокоится».
Советы родителям
Во-первых, есть отдельные рекомендации психолога родителям, как за 3-4 месяца подготовиться к детскому саду, чтобы адаптация прошла успешно:
- Заранее расскажите ребёнку, что скоро ему придётся каждый день ходить в детский сад, что это его «работа» — как у мамы и папы. И изменить это нельзя.
- Маме следует постепенно отдаляться: чаще оставлять одного в комнате, научить его занимать себя самого, играть с кем-то из родственников.
- Научите элементарным навыкам общения: делиться игрушками, улыбаться, не кусаться и не драться, не брать чужое.
- Постепенно расширяйте круг его общения: знакомьте с давними родственниками, соседями, друзьями семьи, ровесниками.
Нельзя в подготовительный период:
- убегать родителям тайком, оставляя ребёнка с родственниками или друзьями: научите его нормально прощаться, чтобы он адекватно реагировал на то, что вам придётся расстаться на какое-то время;
- поощрять за каждое выполненное требование конфетами или исполнением желаний (иначе он будет ждать этого же от воспитателя);
- оставлять одного в квартире;
- показывать свои страхи и переживания насчёт предстоящей разлуки.
Во-вторых, каждый уважающий себя детский сад заботится о том, чтобы ребёнок адаптировался как можно быстрее. Поэтому в группах, у воспитателей или заведующей есть памятка — информация для родителей, как они смогут ускорить данный процесс:
- Заранее сходить в садик, познакомиться с заведующей, воспитателями и нянечками, узнать режим дня, посмотреть условия пребывания, питание.
- Мама не должна выходить на работу в тот же день, что малыш пошёл в детский сад. В первые дни его надо забирать пораньше. Нужно быть готовой в любой момент сорваться, так как позвонить с просьбой увезти его домой из-за болезни могут и в 10.00 утра.
- Самое оптимальное время для адаптации — лето или зима, но никак не межсезонье.
- Не опаздывать утром, вовремя забирать вечером, соблюдать правила внутреннего распорядка, класть в шкафчик сменное бельё.
- Если мама утром не в состоянии справиться с эмоциями и тем самым расстраивает малыша, пусть его отводит в садик более сдержанный и строгий папа.
- Предупреждать воспитателя с утра о недомоганиях, плохом настроении, перенесённых накануне стрессах.
- Забирая ребёнка, интересоваться у воспитателя, как он себя вёл, есть ли какие-то проблемы. Возможно, дома нужно провести какие-либо разъяснительные беседы.
- Не посещать садик во время болезни.
На время адаптационного периода родителям настоятельно рекомендуется:
- создать дома благоприятную атмосферу, исключить семейные ссоры и скандалы;
- не повышать голос, не наказывать слишком строго, относиться снисходительнее к промахам;
- уделять достаточно внимания, проводить как можно больше времени;
- на выходных, в праздники и во время больничных придерживаться режима дня садика;
- усилить витаминизацию питания: давать больше фруктов и детские минерально-витаминные комплексы для поддержания иммунитета;
- никогда не высказываться плохо о его ровесниках-одногруппниках, воспитателях, нянях и детском саду в целом;
- избегать повышенные эмоциональные нагрузки, которые стимулируют и без того возбуждённую детскую нервную систему;
- никогда не сравнивать с другими детьми, ставя их в пример;
- ежедневно разговаривать с малышом о том, как прошёл день.
Специалисты также называют особые условия успешной адаптации ребёнка к детскому саду:
- достаточный уровень психологической и социальной подготовки ребёнка к садику;
- отсутствие проблем со здоровьем;
- соблюдение единой системы воспитания в семье и в детском саду;
- благоприятный микроклимат;
- индивидуальный подход;
- психологическая готовность родителей;
- тесный контакт воспитателя и родителей;
- щадящие условия пребывания в детском саду во время адаптации (оставаться на неполный день, не до конца съедать кашу, не спать, а просто тихо лежать в кроватке);
- разрешение брать с собой любимую игрушку.
Да, родителям придётся немало потрудиться, чтобы адаптация прошла успешно. Зато, если всё сделать грамотно, как советуют психологи и педагоги, впоследствии проблем с посещением не возникнет.
Взаимоотношения детей в группе
Одно из основных преимуществ детских садов в глазах родителей заключается в том, что ребенок получает возможность активно общаться со сверстниками, а это особенно важно, если у него нет братьев или сестер. Хорошо организованная группа может стать благоприятной средой для освоения малышами основ социального взаимодействия и для развивающих занятий (например, совместных игр, пения или рисования). Если младенцы не демонстрируют явных социальных реакций на окружающих, то среди малышей в возрасте от года до полутора лет в условиях детского сада уже наблюдается доброжелательное помогающее поведение
Формированию позитивных связей ребенка со сверстниками способствуют хорошие отношения между ним и воспитателем
Если младенцы не демонстрируют явных социальных реакций на окружающих, то среди малышей в возрасте от года до полутора лет в условиях детского сада уже наблюдается доброжелательное помогающее поведение. Формированию позитивных связей ребенка со сверстниками способствуют хорошие отношения между ним и воспитателем.
Даже ссоры, естественным образом возникающие внутри детской группы, при грамотном руководстве со стороны педагогов могут приносить малышам пользу, помогая им осознавать несовпадение собственной позиции с позициями окружающих. Тем не менее воспитатель должен уметь предотвращать острые конфликтные ситуации, снижая риск их возникновения организованными играми и другими занятиями, стимулирующими нормальное взаимодействие.
То, как ребенок реагирует на других членов детсадовской группы, не в последнюю очередь определяется обстановкой в семье. Например, если мать проявляет чуткость в общении с малышом, сам он, вероятно, продемонстрирует достаточно развитую коммуникативную компетентность, общаясь со сверстниками. Дети из проблемных семей, наоборот, больше других предрасположены к тому, чтобы злиться или беспокоиться при виде признаков чужого дурного настроения. Помимо семейного фактора на отношения ребенка с детсадовским коллективом влияют индивидуальные особенности реагирования. К примеру, застенчивым малышам может быть нелегко общаться со смелыми и энергичными, и это создает дополнительный стресс. Чтобы лучше понимать нужды каждого отдельного воспитанника, педагогам желательно знать обстоятельства семейной жизни детей, а также их темперамент и «уязвимые точки».
Дайте возможность отдохнуть дома
Мне очень хотелось, чтобы дети после сада хорошо отдохнули дома. Но я заметила: то, что взрослые считают идеальным отдыхом, не подходит для детей. Ведь в процессе адаптации дети истощаются не столько физически, сколько эмоционально.
Эмоциональному отдыху совсем не способствует пассивный отдых дома. Дети начинают капризничать ещё больше, могут устраивать истерики, которых раньше не было. По моему сыну было особенно видно, что ему нужна эмоциональная разрядка. Поэтому мы весь вечер проводили на свежем воздухе, играя в активные игры, бегая и гоняя мяч. После таких прогулок он возвращался домой уставшим физически, но эмоциональное напряжение явно спадало. Затем я предлагала ему плескаться в ванне почти целый час, потому что вода отлично способствует снятию напряжения. Так и проходил наш вечер: прогулка, ужин, ванна, книжка на ночь. И совсем никаких мультфильмов в будние дни.
Не забывайте, что при поступлении в сад возрастает как физическое, так и психическое утомление. Следите за тем, как ведёт себя ребёнок. Не очень ли он устаёт? Не перевозбуждён и капризен ли к вечеру? Иногда лучшему сну и снятию напряжения способствуют игры на воздухе, чтение книги и спокойные игры перед сном (при перевозбуждении и психическом пресыщении событиями дня) или более ранний отход ко сну, если ребёнок вял и утомлён физически.
После сада или в выходные дни отдавайте предпочтение играм на улице, спокойным играм дома, не требующим большого напряжения. В этот период очень полезны упражнения с водой и крупами. Различные виды пересыпаний и переливаний имеют терапевтический эффект: способствуют снятию тревожности, успокоивают ребёнка, помогают здоровому сну.
Наталия Гончарова — детский психолог и Монтессори-педагог
Отношения между малышами и воспитателями
В детском саду у детей могут возникать достаточно близкие отношения со взрослыми, не являющимися членами семьи, и родители часто боятся, что ребенок привяжется к воспитательнице сильнее, чем к ним. В действительности же нет фактов, свидетельствующих о возможности такого развития ситуации, если малыш испытывает к матери безопасную привязанность. Напротив, результаты нескольких исследований говорят о том, что родитель, как правило, остается для ребенка на первом месте, поэтому, если в комнате присутствуют и мать, и воспитательница, большинство малышей предпочтут быть возле мамы и общаться с ней.
Там, где для этого созданы все предпосылки, ребенок демонстрирует по отношению к педагогу те же признаки безопасной привязанности, которые характеризуют его благополучные отношения с родителями: при необходимости обращается к воспитательнице за утешением, чтобы быстро получить от нее поддержку, охотно проводит с ней время в играх и других занятиях. Сочувствие педагога часто оказывается особенно важным на этапе адаптации малыша к детскому саду. Когда же ребенок успевает немного привыкнуть к новым условиям, воспитатель может перенести акцент на игровую форму общения и направить свою поддержку главным образом на исследовательскую деятельность новичка и его взаимодействие с остальными детьми.
Что происходит с ребенком в период адаптации?
Малыш постепенно проходит 3 фазы.
1. Дезадаптация
Главный вопрос – почему ребенок кричит и плачет перед садиком и в нем?
В первый день дети мало понимают, что будет происходить. Но как только ребенок столкнется с разделением с мамой, его мозг испытает тревогу об опасности сравнимую со смертельной. Кричать- для ребенка это единственный способ попытаться изменить ситуацию прямо сейчас. И он упирается, громко кричит в раздевалке перед дверью в группу. Так его мозг ищет обходные пути, чтобы не страдать от расставания с мамой. Любыми путями избегать испытывать тоску и горе разделения с любимой привязанностью. Крики в этот период- обычное явление для детей в ситуации стресса.
В этом периоде ребенок может сидеть на одном месте в группе, не играть, не участвовать в активностях, весь день беззвучно хныкать или громко плакать лишь при упоминании слова «мама». Есть дети, которые отказываются есть. Не могут сходить в туалет, терпят до дома. Дети ходят за воспитателем и спрашивают: «А моя мама придет?», стоят у двери, ревностно охраняют свои игрушки.
Ребенок начинает часто болеть по формуле: 1 неделю ходит в сад, 2 недели- дома. Когда случаются продолжительные болезни, ребенку приходится заново привыкать к обстановке, людям и системе. Вновь мозг проходит ту же самую адаптацию, что и до болезни.
Что больше всего беспокоит ребенка в этот период?
Необходимость расставаться с родителями утром. Это самое сложное. И каждая мама знает, насколько тяжело выносить душераздирающий крик. Как ни уговаривай, как ни игнорируй, а все равно- в мозге ребенка проходит процесс адаптации каждый новый день. Именно поэтому мамы удивляются, что уже давно пора ребенку привыкнуть к тому, что его ведут в сад. А он все никак не может.
Дело в том, что адаптацию никак нельзя назначить на определенное время. Никогда нельзя ожидать, что если родители все сделали правильно, то и результат будет правильным. С адаптацией это не работает. Она неподвластна логике, уговорам, положительным примерам, рациональным объяснениям.
Можно верить в подготовку к детскому саду, но она не оказывает 100% влияния. Мозг ребенка сам решит, когда подарить ему привыкание к обстоятельствам. Это всегда случается вдруг. И все попытки уложить период адаптации в 2-3 недели или в 2-3 месяца кажутся далекими от понимания процесса адаптации.
С ребенком происходит каждый день одно и то же. И нужно набраться терпения и спокойно ждать. Адаптация случится, потому что просто нет причин ей не наступить.
Если понаблюдать за ребенком, то несмотря на утренние страдания, социальные процессы все равно идут. Ребенок в этот период выделяет воспитателя, которая ему больше по душе. Выбирает себе дружочка. Обслуживает себя, просит помощи, изучает обстановку. Взаимодействует в группе, делает то, что его просят, следует за остальными.
Не нужно слушать тех, кто говорит, что пора бы вашему ребенку уже привыкнуть.
Не нужно слушать тех, кто говорит, что вы что-то делаете неправильно.
Не нужно слушать тех, кто говорит, что у всех дети быстро привыкли, а ваш ребенок почему-то нет.
Нужно просто ждать второго периода адаптации.
2. Собственно адаптация
Что можно увидеть в этот период?
Интересное явление, знакомое многим родителям. Утром приводят ребенка в сад, он сильно кричит, в группу идти не хочет. Вечером забирать – а он не торопится домой.
Это начался период собственно адаптации. До этого времени мозг ребенка перепробовал абсолютно все попытки, что были ему доступны, чтобы как-то изменить ситуацию с садом. А теперь сопротивление сменилось на принятие. «Пора бы уже смириться, что ничего невозможно изменить, придется принять все, как есть». И это произошло не потому, что родители объяснили это ребенку словами. Этот процесс происходит сам из абсолютной безвыходности на что-то повлиять.
Ребенок начинает привыкать к условиям, в которых он оказался. Он как бы начинает «видеть» где он, что от него требуется, как следует подчиняться, улавливает правила и ограничения. Становится более контактным со всеми, начинает по-настоящему чувствовать все, что с ним происходит. Поведение нормализуется. Ребенок постепенно углубляет связи с детьми и воспитателями. И он может теперь поделиться впечатлениями с вами и пожаловаться: мы слушали песенку, я ел кашу, я съел весь салат, меня укусила Маша.
3. Фаза компенсации
Ребенок ведет себя ровно, спокойно. В группе он примкнул (или возглавил) к одному из объединений детей. У него устойчивая дружба и отношения со всеми ребятами. Он выполняет поручения воспитателей, слушается их, поддается их влиянию. У него появляется «своя» жизнь в саду. Психологические процессы протекают в норме, темп развития ускоряется. В этой фазе ребенок, наконец, показывается свои способности, склонности, таланты.
Советы психолога: 6 разговоров о садике
Рекомендации родителям по адаптации детей часто включают совет больше разговаривать с ребёнком о дошкольном учреждении. Только как это сделать правильно и о чём нужно говорить с малышом, чтобы облегчить будущее привыкание?
Объясните максимально простым языком, что такое детский сад, зачем туда ходят детки, почему так важно его посещать. Простейший образец: «Садик – большой дом для малышей, которые вместе кушают, играют и гуляют, пока их родители работают»
Расскажите ребёнку, что садик – это своего рода работа для ребятишек
То есть мама трудится учителем, врачом, менеджером, папа – военным, программистом и т.д., а малыш будет «работать» дошкольником, потому что стал совсем взрослым. Каждый раз, проходя мимо детского сада, не забывайте напоминать, что через некоторое время ребёнок также сможет сюда ходить и играть с другими детьми. В его присутствии также можно рассказывать своим собеседникам о том, как гордитесь новоиспечённым дошколёнком. Рассказывайте о дневном режиме садика, чтобы снять страхи и неуверенность. Пусть ребёнок не всё запомнит в силу возраста, зато он будет знать, что после завтрака будут игры, затем прогулки и кратковременный сон. Не забудьте рассказать о том, к кому ребёнок сможет обратиться, если вдруг захочет воды или в туалет
Кроме того, ненавязчиво уточните, что не все просьбы будут выполняться мгновенно, поскольку для воспитателей важно уследить сразу за всеми детьми. Поделитесь своей историей посещения дошкольного учреждения
Наверняка у вас сохранились фотографии с утренников, где вы рассказываете стихи, играете в куклы, идёте с родителями из садика и т.д. Родительский пример позволяет малышу скорее привыкнуть к садику.
Не нужно перехваливать детский сад, расписывая его уж совсем в радужных красках, иначе малыш разочаруется в воспитателе и одногруппниках. Одновременно нельзя пугать его дошкольным учреждением и педагогом, который «покажет, как следует хорошо себя вести!» Старайтесь выдерживать золотую середину.
Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям
В первый год посещения садика малыши могут много и часто болеть — этому способствует не только расширившийся круг общения
Иммунную систему могут ослаблять стресс и эмоциональная напряженность, а потому родителям важно заботиться о том, чтобы максимально снизить степень переживаний крохи и настроить его на позитивный лад
Чаще других болеют мальчишки и девчонки, которые подвергаются чрезмерной заботе родителей или бабушек. Если с первых дней жизни их кутают и одевают не по погоде, риск простудных заболеваний возрастает. То же происходит, если малыша одевают не в соответствии с температурой в группе. Это увеличивает период адаптации к саду.
pixabay.com  / 
С психологической точки зрения главным стрессом для ребенка является расставание с мамой. Детки по-разному демонстрируют свое отношение к этому. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи показывают нервное возбуждение и даже агрессию.
Это происходит потому, что малыш пока не может правильно оценивать необходимость и время пребывания в детском саду. Ему может казаться, что мама уйдет и оставит его навсегда, что и вызывает столь бурную реакцию. Если кроха проявляет агрессию, объектом ее может становиться не только детвора вокруг, но даже сама мама. Ей малыш будет мстить за свои переживания, когда она вернется и заберет его домой.
К счастью, так происходит далеко не всегда. Внимательное отношение мамы решает эту проблему и большинство деток, которые изначально провожали родителей со слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Уже через некоторое время они активно играют со сверстниками.
Помощь ребенку: знакомство с детским садом
Несомненно, первые посещения яслей могут быть стрессовым событием для малыша. Дети часто плачут, когда родители уходят, и легко расстраиваются даже спустя несколько недель после первого прихода в сад. Негативные эмоции могут усиливаться, когда ребенок чувствует себя особенно уязвимым (например, после перерыва, связанного с праздником или с болезнью).
Когда дети начинают ходить в сад, в их крови возрастает содержание кортизола — гормона стресса. Такая реакция свидетельствует о том, что долгая ежедневная разлука с родителями ставит под угрозу представление ребенка о том, что ему постоянно доступна поддержка близких. Для того чтобы привыкнуть к ситуации, малышу нужно время. Воспитатели, вне зависимости от того, насколько они чутки, порой оказываются неспособны справиться с тревогой своих подопечных.
Поэтому тут важна родительская поддержка: стресс, испытываемый новичком, может быть не таким сильным, если у мамы есть возможность побыть в саду вместе с малышом, погружая его в новые условия по мере адаптации к ним
Как показало одно из исследований, если привязанность ребенка к родителям безопасна и они располагают достаточным количеством времени, чтобы знакомить его с непривычной обстановкой осторожно и постепенно, у начинающего детсадовца повышение уровня кортизола в крови не наблюдается
Когда у матери есть возможность поддержать ребенка в период привыкания к детсадовской среде и она видит, что ему комфортно, она также менее склонна беспокоиться и испытывать внутренний конфликт из за разлуки с ним. Следовательно, сохраняется безопасность детско-материнской привязанности. Процесс адаптации легче протекает в тех учреждениях, где созданы условия, позволяющие родителям и воспитателям постоянно общаться, обсуждая нужды малышей.
Ощущение времени и пространства
Малыш остро переживает разлуку, потому что ему еще не охватить понятия времени и пространства. Даже если мать всего лишь вышла в другую комнату, но кроха ее не слышит, он может воспринимать это как потерю. Вспомните, как маленькие (до трех лет) дети играют в прятки. Ребенок уверен, что достаточно закрыть глаза – и он уже спрятался, для него не существует того, что он не может увидеть и потрогать прямо сейчас. Поэтому, когда мать исчезает из поля зрения, для малыша она исчезает совсем.
Вспомните, как любят маленькие дети играть в прятки, так они усваивают закон материи, ничто не исчезает в никуда и не появляется из ниоткуда. Поиграйте с ним в эту простую, но такую важную для развития малыша игру. Раз за разом теряя маму и потом находя ее, малыш убеждается в том, что разлука – это не навсегда, что после расставания обязательно будет встреча. Такой опыт будет хорошей поддержкой в период адаптации.
Дети еще ничего не понимают про время, они живут только настоящим. И очень часто, когда мать уходит, у ребенка есть ощущение, что это навсегда. При этом родители совершают еще одну ошибку: отдавая ребенка в детский сад, они забывают его предупредить о том, что они его заберут. Поэтому при расставании у малыша создается полнейшее ощущение, что его отдают насовсем. Через какое-то время кроха усвоит, что утром его всегда отводят, а вечером всегда забирают, поймет, что в садике все понятно и подчинено определенному ритму, тогда ему будет гораздо легче смириться с действительностью.
Вы можете облегчить этот процесс, если предупредите своего ребенка, когда вы придете за ним, и после какого момента это случится. Примерно это может звучать так: «Ты побудешь здесь, пока мама будет на работе (сходит в магазин, что бы купить тебе сок и т.д.). Поиграй с ребятами. Я приду сразу после того, как ты поешь суп (поспишь, покушаешь после сна и т.д.)».
Важные моменты, на которые необходимо обратить внимание вечером, после детского сада.Малыш провел больше времени, чем это было обычно, без вас, ему вас очень не хватало весь этот день в саду .Чтобы ему было проще с вами расстаться утром, ему просто жизненно необходимо побыть рядом с вам, получить от вас как можно больше любви и внимания.
Обязательно найдите время вечером на то, чтобы поиграть, порисовать, почитать или просто пообниматься с малышом. Пусть у него будет достаточно времени и на то, чтобы просто быть рядом, когда делаете какие-то домашние дела, видеть вас, слышать вас, чувствовать свою нужность вам. Каждый вечер находите занятие, которое вы будете делать вместе. Ведь ничто так не способствует душевному равновесию ребенка, как уверенность в том, что его любят. Одновременно с этим, ничто не создает больших проблем в поведении ребенка, чем дефицит положительного внимания близких.
Еще один, связанный с этим момент, многие дети вообще не понимают, для чего они ходят в детский сад. Им кажется, что родители сдали их туда, чтобы избавиться, чтобы они не мешали
Но ведь это совсем не так и важно это донести до своего чада. Если оба родителя работают, то вечером смело можно говорить о том, что было у папы на работе, что было у мамы на работе (одной фразой, без лишних подробностей) и спрашивать у ребенка, как у него прошел день в саду
Если мама дома, пусть она скажет о том, как много домашних дел она смогла сделать за день и что теперь у нее есть время на общение со своими близкими, в том числе с ребенком. Так мы включаем ребенка в семейную систему, говоря ему, что он сделал что-то важное для всех, проведя время в детском садике: позволил взрослым заработать, решить какие-то дела. Он часть семьи и тоже делает что-то важное для своих родителей.
Надеемся, что некоторые несложные рекомендации, приведенные в этой статье, помогут вам и вашему чаду пройти через период адаптации к детскому саду легче и быстрее. Со своей стороны хотим отметить, что вопрос привыкания малыша к детскому учреждению включает очень много разных аспектов, и не о всех мы сказали в данной статье. Если информации окажется недостаточно или вы не найдет в этом тексте ответов на своей вопрос, то вы всегда можете получить более развернутую консультацию у наших специалистов.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 или заполнив форму ниже.
Адаптация родителей в детском саду. Советы родителям
Прежде всего, уясните для себя – действительно ли детский сад необходим вашему ребенку? «Все водят, и мы будем», «Ему нужно общение», «Ну, зачем-то же он есть» и прочее – не причины. Психологи уже довольно давно говорят, что дошкольное учреждение – не обязательный этап развития ребенка. Он может прекрасно развиваться дома, общаться с детьми на детской площадке и в кружках, и в последующем – будет показывать прекрасные результаты в школе. Если вам уже пора выходить на работу – это другой вопрос
Почему это так важно? Никто не может предугадать реакцию малыша на новые условия и новое окружение, в котором он окажется. Даже самые коммуникабельные дети могут испытывать трудности
Но когда нет четкой цели и понимания «зачем» со стороны родителей – это может отразиться на процессе адаптации в целом.
Это важно!
Чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к детскому саду, нужно, для начала, подготовиться самим родителям.
Еще до начала посещения детского сада начните придерживаться дома режима, если раньше его у вас не было. Попробуйте просыпаться сами и будить ребенка примерно в то время, в которое будете это делать в дальнейшем, и, соответственно, укладывать тоже раньше
О важности сна можно говорить долго. И сами представьте, кому понравится вставать ни свет ни заря и идти в непонятное место, где даже мамы не будет?!
Заранее готовьте и себя, и ребенка к тому, что вас ожидает расставание на определенное время
За несколько дней начните приходить к детскому саду, показывать его малышу; рассказывайте, что скоро он будет сюда приходить и играть с другими детишками, а потом вы будете его забирать и идти домой. Дети любят предсказуемость и определенность. Говорите об этом дома, на прогулке; настраивайтесь на позитивный результат. И ни слова про то, что ребенок может плакать или ему будет грустно – он запомнит эту установку, и обязательно неосознанно продемонстрирует ее.
Это важно!
Стоит быть готовым к слезам и истерикам ребенка при расставании. Это действительно нормально, как бы ужасно ни звучало.
Когда малыш играет на детской площадке, вы находитесь в поле его зрения, и это добавляет ему уверенности и спокойствия. А когда вы приводите свою кроху в совершенно новое место и уходите – это шок, стресс и паника для большинства детей. Не культивируйте в себе мысль, что вы плохая мать (или отец), раз подвергаете свое чадо таким переживаниям. Нет, ни в коем случае. Это обстоятельства. Лучшее, что вы можете сделать, не планировать на ближайшие пару часов, как отведете малыша в сад, ничего. Чтобы в случае настоящей истерики, вы всегда смогли прийти к нему и забрать.
И, конечно, огромную роль в этом вопросе играет опыт и компетентность воспитателя, который сможет максимально быстро понять чувства ребенка, не злиться на него и отвлечь.
Большинство психологов и педагогов сходятся во мнении: когда наступает этап оставления ребенка одного, родители должны уходить и перед этим озвучивать это ребенку. Лучше уйти на 20 минут и вернуться, чем сидеть в сторонке на стульчике, а потом незаметно исчезнуть. Такой поступок со стороны мамы или папы, «без предупреждения», так сказать, воспримется ребенком еще болезненнее: вы его по факту обманули. В будущем, малыш может просто отказываться вас отпускать и идти играть с другими детьми.
Да, ваш ребенок может чаше начать болеть различными респираторно-вирусными инфекциями. В этом нет ничего страшного, ведь иммунитет малыша тоже адаптируется к тому, что теперь вокруг ребенка не только мама с папой, но и другие люди. Более устойчивые дети болеют реже, а кто-то – будет посещать детский сад в режиме «неделю ходим – две болеем». Так бывает. Но как сложится с вашим малышом – нельзя предугадать.
Понимая, что для ребенка начало посещения детского сада – это стресс, постарайтесь не совмещать это событие с другим потенциальным стрессом для него, к примеру, отказ от груди или соски, упорное приучение к горшку, переезд. По возможности, займитесь этим вопросом в уже спокойное для малыша время, чтобы не получить лишние истерики, откаты в адаптации и, в худшем случае, неврозы.
Это важно!
Адаптация у каждого ребенка проходит по-своему. Не нужно ориентироваться на рассказы подружек и соседок, не стоит внимать «страшным» историям других мамочек на форумах и в чатах. Ваш ребенок уникален, ваша ситуация уникальна. И ни в коем случае не настраивайте себя на муки и переживания
Ваша любовь, здравомыслие и спокойствие обязательно помогут ребенку как можно скорее адаптироваться к новым условиям и получать удовольствие от общения с другими детьми.
(15
оценок; рейтинг статьи 4.9)