Что должен уметь ребенок в три месяца: особенности развития младенца

Психомоторное развитие

Психомоторное развитие — это собирательное понятие, отражающее уровень интеллекта и двигательной активности младенца. Показатели подбираются в зависимости от врожденных и приобретенных навыков малыша и его возраста. То, что должен делать ребенок в три месяца, разбивается на соответствующие категории:

  1. Грубая моторика — это движения, затрагивающие работу крупных мышц тела:
  • если младенца положить на живот, то он вытянет ручки вперед, образовав прямой угол в локтевом суставе;
  • симметрично опираясь на предплечья, голова и грудь фиксируется на весу;
  • ноги распрямляются, таз опускается до уровня поверхности, смещая за собой центр тяжести;
  • переворачивается со спины на бок, читайте как научить ребенка переворачиваться>>>;
  • малыш устойчиво лежит на спине;
  • не заваливаясь на бок, он может оторвать ноги от опоры или свести кисти к средней линии;
  • если младенца подтянуть за руки, ноги, согнутые в коленных суставах, подтянутся к животу;
  • в положении лежа, ненадолго приподнимает и удерживает голову,узнайте, когда ребенок начинает держать голову>>>;
  • пропадают рефлексы опоры и автоматической ходьбы;
  • при попытке поставить младенца, ничего не получится, ноги останутся согнутыми.
  1. Тонкая моторика:
  • в состоянии покоя кисть находится в раскрытом положении;
  • большой палец приведен к ладони;
  • если поднести к руке малыша игрушку, он ее захватит и будет некоторое время удерживать.
  1. Перцепция:
  1. Речевое развитие:
  • фиксация взгляда в ответ на голос взрослого, с радостным эмоциональным окрасом;
  • интонационная выразительность издаваемых звуков;
  • первые нечеткие слоговые комбинации, отражающее настроение;
  • «гуление».
  1. Социальное поведение, эмоциональное и коммуникативное развитие:
  • на появление человеческого лица, ребенок реагирует улыбкой, подробнее о том когда ребенок начинает улыбаться>>>
  • не различает своих и чужих;
  • при общении со взрослым может смеяться в голос (активно выраженный «комплекс оживления»). Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает смеяться?
  1. Развитие мышления:
  • придерживая грудь рукой, младенец активно кушает;
  • при насыщении, язычком выталкивает сосок из своего рта;
  • появление простых ассоциаций и формирование причинно-следственной связи.

Родителям важно знать особенности психомоторного развития ребенка в три месяца. Отслеживая умения младенца, при обнаружении отклонений следует проконсультироваться по этому поводу с педиатром

Врач может посоветовать необходимый комплекс упражнений, для полноценного формирования навыков.

Чему нужно уделить особое внимание на третьем месяце?

  1. Поскольку в этом возрасте у детей начинают нормально работать слезные железы, необходим ежедневный уход за кожей вокруг глаз, протирайте эти участки перед сном смоченными в воде ватными дисками.
  2. В трехмесячном возрасте дети нуждаются в поступлении витамина D в организм, скелет ребенка активно растет, а для формирования костной ткани необходим этот витамин. Педиатр назначит вам капли и укажет необходимую дозировку, если он не назначал их раньше.
  3. Регулярно тренируйте мышцы малыша, занимаясь с ним на фитболе; если вы производите ежедневный уход за кожей ребенка с помощью масел, можете мягко массажировать его мышцы.
  4. Поскольку активность грудничка возрастает с каждым днем, и он уже умеет поворачиваться на бок, не оставляйте его одного в тех местах, с которых он может упасть – на диване, кровати или пеленальном столике. Даже когда грудничок спит, регулярно заглядывайте в детскую и смотрите, не прижался ли он к решетке кроватки и не запутался ли в одеяле.
  5. Продолжайте развивать хватательный рефлекс и глазки ребенка, время от времени меняйте погремушки, которыми «играет» малыш, и подвесные мобили.
  6. Ежедневно купайте младенца, водные процедуры приводят детей этого возраста в восторг.
  7. Уход за кожными покровами грудничка с помощью шампуня и пенки должен происходить не более двух раз в неделю.
  8. Гуляйте с грудничком больше времени на улице, но берегите его от переохлаждения и прямых лучей солнца.
  9. Малышу становятся интересными игрушки, издающие различные звуки.
  10. Давайте малышу в руки разные на ощупь предметы, он будет их трогать и изучать руками и глазами.
  11. Тренируйте артикуляцию малыша, мотивируйте его повторять за вами различные сочетания звуков, подражайте звукам животных.
  12. Поскольку в три месяца жизни малыш постоянно хватает предметы и может потянуть их в рот, осуществляйте регулярный гигиенический уход за его игрушками.

Насколько грудничок физически активен?

  • 3-месячный малыш раскачивает тело, лежа на спине – так он старается перевернуться на живот.
  • Умеет отталкиваться ножками от бортиков кроватки или диванчика. Поэтому сейчас уже родителям не стоит оставлять ребенка в местах, откуда он может упасть и травмироваться.
  • С удовольствием играет в импровизированный футбол в положении лежа.

Родителям легче следить за психоэмоциональным, физическим и умственным развитием малыша, когда они знают нормы общепринятых параметров и грамотно их оценивают

Надо учитывать, что наличие незначительных отклонений в умениях ребенка в 3 месяца от перечня типовых способностей, описанных ранее, не свидетельствует о серьезных проблемах, но может подсказать родителям, что следует обратить внимание на те или иные аспекты развития. С ребенком следует больше разговаривать, не сюсюкаясь, заниматься гимнастикой, проводить расслабляющий массаж (подробнее в статье: видео-уроки по массажу для ребенка в возрасте 3 месяца).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как необходимо заниматься с ребенком в 3 месяца?

Сводная таблица умений и навыков:

Сфера развитияЧто происходит?
ДвиженияКроха может свободно держать головку около 30 секунд, находясь на руках у взрослого. Увеличивается объем движений верхних конечностей: малыш довольно высоко поднимает ручки, из положения лежа на животе приподнимается, опираясь на локотки и предплечья. Головку в таком положении удерживает уже около 1 минуты. Если малыша поддерживать под мышки, он будет опираться ступнями о поверхность, выпрямляя ножки в коленных суставах. К концу месяца некоторые детки научаются поворачиваться на бочок.
ЗрениеРассматривает объекты, находящиеся на расстоянии не не более 60 см. от глаз. Сосредотачивается на лице взрослого около 10 секунд. Устойчиво и с интересом следит за игрушкой, поворачивая головку. Рассматривает свои ручки до 5 минут.
СлухСлуховые реакции совершенствуются: формируется звуковая локализация. На громкий звук малыш поворачивает глазки, а затем и голову. Отрицательно реагирует на резкие звуки – вздрагивание и плач.
ЭмоцииКрик и плач становится не столько “требовательным”, сколько “просящим”: появляются паузы, как ожидание ответа. “Комплекс оживления” проявляется в полной мере – улыбка становится самой разной в зависимости от обстоятельств, совершенствуется мимика в целом.
РечьПоявляется гуление – гласные звуки в разных сочетаниях (ааа, аэ, ау, агу). К концу месяца развивается певучее гуление – протяжные звуки разной интонации (вокальные игры).

Все время стоит помнить, что каждый малыш развивается по особому личному графику. Однако заметные существенные отклонения от норм могут указывать на наличие патологических состояний и нарушений функции умственного развития. Для грудничка в 3 месяца ненормально постоянно плакать с неизменным выражением эмоций, это касается и девочек, и мальчиков, и является поводом для консультации у педиатра. О причинах детского плача в видео-школе доктора Комаровского:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сколько времени бодрствует ребенок в 3 месяца?

Уход и гигиена

Кожные покровы младенца очень восприимчивые и нежные, поэтому правила гигиены должны соблюдаться в течение всего дня.

Прежде всего, это касается температурного режима помещения, в котором находится малыш.

Оптимальной считается температура 20-22 градуса. Необходимо периодически проветривать комнату, чтобы в ней был свежий воздух.

Не нужно укутывать ребенка, иначе на коже могут появиться опрелости или потница.

Водные процедуры проводятся ежедневно. Время купания увеличивается до двадцати минут, маленькая ванна заменяется большой

Очень важно проводить эту процедуру бережно, чтобы ребенок полюбил купание. В ванну запускают резиновые уточки, мячики, чтобы малышу было интересно

Температура воды в ванной должна быть 37-38 градусов, воздуха – 25. При таких условиях ребенку будет комфортно. Если он капризничает, возможно, не соблюден температурный режим (слишком холодно или жарко).

У детей повышенное потоотделение, поэтому голову мыть нужно ежедневно без шампуня, с шампунем – один раз в неделю. После купания тело малыша промокнуть мягкой простыней или полотенцем, не растирая, чтобы не повредить кожу. Для предотвращения сухости кожи после воды нужно использовать детское масло или крем.

Утренняя гигиена заключается в следующем:

  • протирают влажной тканевой салфеткой лицо, глаза, за ушками;
  • после стула и мочеиспускания подмыть проточной водой;
  • при необходимости смазать кремом под мышками и сгибы ножек и ручек;
  • проверить ноготки – при необходимости подрезать детскими ножницами с закругленными краями или не забыть сделать это после купания. После обрезания убедитесь, что ноготки не царапаются, чтобы малыш не повредил себя.

Хорошо проводить воздушные ванны, когда малыш в проветренном помещении находится минут десять без одежды. Это хорошо закаляет организм.

Для мальчика

Особенности касаются ухода за половыми органами. Половой член мальчика следует мыть по мере загрязнения и без мыла, так как если мыло останется под крайней плотью, оно вызовет сильное раздражение и даже ожог.

Это доставит крайне неприятные болевые ощущения мальчику. Если необходимо, можно приготовить мыльную воду.

Для девочки

У девочек еще не сформирована защитная микрофлора женских половых органов, поэтому все процедуры должны выполняться чисто вымытыми руками. Для предотвращения инфицирования девочку моют от лобка к анальному отверстию под проточной водой. Подмывать мыльной водой девочку необходимо два раза в неделю. Моющие средства использовать только детские, предназначенные для новорожденных. После подмывания промокнуть кожу пеленкой.

После утреннего подмывания ватным тампоном, смоченным специальным маслом, протереть паховую зону, избегая области внутренних половых губ. Если есть смегма (плотный белый налет между половыми губами), ее удаляют ватной палочкой, смоченной стерилизованным миндальным или оливковым маслом.

Физическое развитие в трехмесячном возрасте

Что уже умеет малыш в 3 месяца

От рождения и до трех месяцев вес ребенка увеличивается в среднем на полтора килограмма, а рост на 4 — 8 см. Его личико округляется, тело становится крепче и пухлее, появляются складочки на ножках и ручках. По сравнению с месячным ребенком, он уже научился делать немало сложных вещей, для своего нежного возраста.

Трехмесячный малыш прекрасно лежит на животе, довольно уверенно умеет поднимать голову и старается удерживать ее в таком состоянии, опираясь на предплечья. Такая поза позволяет малышу лучше рассмотреть окружающий мир.

Чтобы помочь ему развивать это умение, необходимо несколько раз в день выкладывать малыша на живот для укрепления мышц спины и рук, хорошим стимулом к удерживанию малыша в таком положении, станет цветной развивающий коврик с подвешенными игрушками.

Многие малыши в возрасте три месяца, уже начинают осваивать первый самостоятельный навык движения — переворачивание. Свои первые перевороты кроха делает со спины на бочок, а затем на животик, если с вашим ребенком еще этого не произошло, не переживайте, он обязательно освоит это умение в течение четвертого месяца развития.

Развивающие игры и упражнения

  1. Выложив малыша на свободную твердую поверхность, подкладывайте рядом с ним яркую игрушку, попеременно с каждого бока, его интерес к ней, подтолкнет к попытке перевернуться, чтобы завладеть предметом. Если у него не получается, можно немного помочь ему, поддерживая его под спинку.
  2. Из положения — лежа на спине, заведите ногу ребенка в противоположную сторону и уприте коленом в поверхность, на которой он лежит. Эта поза будет очень неудобной для него, и он попытается исправить это, поскорее перевернувшись на живот.

Массаж и гимнастика, также станет хорошим подспорьем в освоении навыков переворота. Укрепляйте мышцы спины, рук, шеи и живота, делайте с малышом несложные упражнения и уже очень скоро вы увидите положительную динамику.

Массаж лучше доверить профессионалу, но если вы чувствуете в себе потенциал выполнить его самостоятельно, в интернете можно найти большое количество видео по этой теме.

Как только малыш освоит навык переворотов, его уже невозможно будет остановить, он будет стремиться перевернуться везде, куда бы вы его не положили. Поэтому, в целях безопасности, никогда не оставляйте ребенка, в таких местах откуда он может упасть, например, на пеленальном столике или кровати.

Ребенок в 3 месяца плохо спит ночью: причины и их устранение

Уход за трехмесячным младенцем

Ребенка необходимо с первых дней жизни приучать к чистоте тела

Проводить гигиену у грудного малыша — дело ответственное, и требует со стороны родителей сосредоточенности и осторожности

Особенное внимание следует уделять утреннему туалету младенца

Глаза

После ночного сна у ребенка могут скапливаться выделения на ресницах и в уголках глаз

Их обязательно нужно убирать, очень важно содержать глазки малыша в чистоте для их здоровья. Подготовьте два ватных диска и теплую кипяченую воду

Возьмите один диск и промойте глазик ребенка от внешнего угла к носу. Движения должны быть мягкими, плавными. Также промойте теплой водой и ватным диском второй глазик

Обратите внимание — для каждого глаза ребенка нужен отдельный (!) диск

Уши

Вопреки всеобщему мнению, что без ватных палочек не обойтись, ушная раковина обладает способностью самоочищения. Уход за ушками новорожденного ребенка и грудничка очень прост — нужно ежедневно протирать их смоченным в воде ватным тампоном

Особенное внимание следует уделять складкам и поверхности за ушками. Во время кормления и при срыгивании туда может затекать молоко, что после вызывает раздражение и опрелости

Важно! Ватными палочками очищать слуховые проходы малыша опасно: неосторожное движение может спровоцировать разрыв барабанной перепонки грудничка

Нос

Недостаточно влажный воздух в помещении, редкие прогулки, пыль могут вызвать появление корочек в носу даже у здорового младенца. Трехмесячный ребенок не может сам очищать носик, поэтому за чистотой слизистой должны ежедневно следить взрослые. Ноздри грудничка очищают и смазывают смоченными в персиковом или абрикосовом масле ватными жгутиками.

На заметку! Также можно использовать капли с раствором морской соли — орошение полостей носа малыша соленой водой очищает слизистую и увлажняет её.

Руки

В возрасте 3 месяцев малыш еще часто держит кулачки сжатыми, поэтому в складках кожи могут скапливаться пот и пыль. Для очищения детских ладошек аккуратно разожмите кулачки и протрите их смоченным в воде ватным диском. Также каждые 3 дня нужно стричь на ручках подросшие ноготки на руках, а на пальчиках ног — каждые 6-7 дней.

Навыки и умения ребёнка в 3 месяца

К трём месяцам большая часть младенческих рефлексов слабеет, и многие движения ребёнок выполняет уже осмысленно. В трёхмесячном возрасте детки начинают очень быстро развиваться. Сильно меняется их физическая, психическая и эмоциональная сфера.

Физическое развитие: что умеет делать малыш

В три месяца развитие ребёнка входит в активную фазу, кроха:

  • совершенствует двигательные навыки рук и ног. Ребёнок с интересом изучает свои ручки и ножки, старается сильнее ими дёргать, засовывает в рот, пробует достать находящиеся над кроваткой игрушки;

    Лёжа на животе, опираясь на предплечья, малыш удерживает голову. Это новая поза для младенца, которая помогает формированию его мышц. В таком положении ребёнок может пробыть пока не более одной минуты;

  • развивает ползательные навыки. Уже довольно продолжительное время младенец может находиться на животе. В этой позе он, вероятно, будет пытаться делать первые ползковые движения. Разумеется, малыш ещё не ползает, но он уже может немного передвигаться, опираясь на руки. Бывает так, что некоторые детки уже в этом возрасте пытаются полноценно ползти. Родителей это очень тревожит. Известный педиатр Евгений Олегович Комаровский по этому поводу постоянно твердит о пользе ползания, в отличие от раннего высаживания или пребывания в специальных приспособлениях (прыгунки, ходунки), ставящих ребёнка в вертикальное положение;
  • поворачивает голову в разные стороны. Находясь на руках у кого-либо, малыш будет вертеть головой по сторонам. А если он чем-то заинтересуется, тогда попытается разглядеть понравившуюся вещь, сфокусировав на ней взгляд;
  • крепко упирается ножками. Обычно к трём месяцам ребёнок, если его придерживать под мышками, может упираться ножками в твёрдую плоскость. Однако если всё-таки нет упора на ноги, паниковать не стоит, возможно, это умение проявится чуть позже. Но консультация специалистов (педиатра, невролога) в этом случае необходима;
  • удерживает в руках небольшие игрушки. У ребёнка к трём месяцам исчезает хватательный рефлекс. Теперь его ладошки разжаты чаще и он пытается сознательно взять предмет. А если вложить в ладошку ребёнка небольшую погремушку, он некоторое время сможет её удерживать и с любопытством изучать;
  • пытается переворачиваться. Ребёнок в три месяца ещё не умеет переворачиваться со спины на живот, но это может получиться неосознанно. Поэтому в трёхмесячном возрасте деток не оставляют одних без наблюдения на незагороженной высокой поверхности.

Достижения в психическом развитии

В 3 месяца ребёнок уже должен многое уметь — малыш продолжает познавать окружающий мир:

  • прислушивается и наблюдает за происходящим. В 3 месяца зрение и слух ребёнка совершенствуются, он ещё активнее слушает и следит за тем, что происходит вокруг. На этом этапе развития дети, когда не спят, получают новые ощущения и эмоции, исследуя различные предметы, даже свои ножки и ручки;

  • пытается найти источник звука. Малыш поворачивает голову в сторону происхождения звука, а услышав голос мамы, улыбается и гулит ей в ответ;
  • провожает взглядом яркие красочные предметы. Когда игрушка исчезает, кроха ещё какое-то время смотрит в ту сторону, куда она пропала;
  • развивает коммуникативные навыки. Ещё недавно малыш общался с родными исключительно плачем, а сейчас он старается это делать посредством некоторых действий, звуков и мимики;

  • гулит, издаёт разные звуки, в основном гласные. Это один из этапов развития его речи. С каждым новым днём слоги становятся чётче и разнообразнее, появляются другие звуки и интонации. Задача родителей — поддерживать разговор с крохой на его же языке.

Эмоциональное развитие: как ведёт себя малыш

Происходят заметные изменения в эмоциональной сфере:

кроха уже отличает близких ему людей от других. Ярко проявляется «комплекс оживления». Отмечается у новорождённых с третьей недели жизни, до 3–4 месяцев нарастает интенсивность компонентов

Он выражается в положительных эмоциях малыша при виде взрослых: улыбке, двигательном оживлении, радостных возгласах;

ребёнок привлекает внимание криком или тревожными движениями. В 3 месяца крик — это особенность коммуникации малыша

Так он может проситься на ручки или показывать, что не желает находиться в одиночестве;
малыш умеет плакать со слезами, смеётся, громко хохочет. В этом возрасте дети могут чувствовать и показывать целую гамму эмоций — обиду, радость, удивление и другие;
кроха проявляет интерес к определённым занятиям и вещам. Уже в этом возрасте можно наблюдать, что одни игрушки и развлечения ребёнку нравятся гораздо больше, чем другие.

Отклонения в развитии и способы корректировки

Есть контрольные показатели, от которых нельзя отмахнуться. В 3 месяца кроха обязательно должен делать определенные вещи. Следует насторожиться, если малыш не умеет:

  • держать головку (хотя бы 1 минуту);
  • фокусировать взгляд на ярких игрушках и лицах;
  • следить глазками за движущимися предметами;
  • хватать яркие погремушки;
  • реагировать на громкие звуки;
  • ощупывать свое личико.

Суммарное количество времени плача не должно в 3 месяца превышать 1 час. Если кроха плачет долго и бесцельно, следует сообщить об этом педиатру. Появление тревожных симптомов не является поводом для паники. При своевременной коррекции отставание легко устраняется.

Затем последует назначение коррекционных процедур. Для избавления от отставания в развитии рекомендуется:

  1. Приобрести цветные погремушки разных размеров и формы. Их следует попеременно передвигать в медленном темпе перед глазками ребенка. Цель упражнения — помочь малышу сфокусировать взгляд.
  2. Над кроваткой для развития слуха следует повесить мобиль с несколькими мелодиями. Их требуется включать попеременно.
  3. Играть с крохой следует различными по цвету, фактуре и размеру игрушками. Требуется словами характеризовать цветовую гамму и названия предметов.
  4. Кроху требуется мотивировать к движению. Родители должны стимулировать передвижение, подложив под ножки ладонь. Перед малюткой рекомендуется разместить яркую игрушку и заставить его протянуть к ней ручку.
  5. Малыша следует почаще брать на ручки, обнимать, нежничать с ним, танцевать. С крохой требуется постоянно общаться: петь ему песенки, играть с ним.

Выполнение несложных процедур требует от мамы большого количества времени. Но при регулярном их проведении карапуз быстро догоняет сверстников. Отставание в развитии остается позади.

Правильный уход за ребёнком в 3 месяца

Любящая мама знает, что утро малыша должно начинаться с улыбки, ласковых слов и, конечно, вкусного маминого молочка или смеси. Если у мамы обнаруживается лактационный криз, паниковать и докармливать ребёночка смесью не стоит. Периоды сниженной лактации встречаются периодически у кормящей женщины. Длится криз недолго, и молоко скорее прибудет, если соблюдать некоторые правила:

  • следить за рационом и есть не менее 5 раз в день;
  • пить много жидкости;
  • стараться высыпаться;
  • обязательно прикладывать ребёночка к груди чаще.

Для грудничков, находящихся на естественном вскармливании, рекомендуется кормление по требованию. Прикорм таким деткам можно не вводить до 6 месяцев при условии, что они хорошо набирают вес, и у мамы нет проблем с грудным вскармливанием.

Грудное вскармливание — лучшая пища для трёхмесячного малыша

Малыши на искусственном вскармливании принимают пищу до шести раз в день через 3‑4 часа с перерывом на ночной шестичасовой сон. При недостатке веса периодичность кормлений увеличивается до 7 раз. Смесь подбирается индивидуально по рекомендации педиатра. Между кормлениями малышей допаивают кипячёной водой комнатной температуры. В 3 месяца деткам по совету врача можно вводить прикорм. Обычно начинают с нескольких капель яблочного сока, доводя до 25 мл в сутки. При этом необходимо следить за реакцией ребёнка на новый продукт. Следующий прикорм нужно давать не ранее, чем через 10 дней от предыдущего.

После утренней трапезы начинаются гигиенические процедуры:

  • личико умывают водой;
  • глазки протирают по направлению к носу отдельными ватными дисками, смоченными в кипячёной воде;
  • носовые ходы обрабатывают вращательными движениями с помощью чуть влажных ватных турунд;
  • ушки чистят раз в несколько дней по необходимости тем же способом, как и носик;
  • все складочки (на шее, подмышечные, паховые, подколенные) также протираются влажным ватным тампоном для предотвращения потницы.

После снятия подгузника ребёнка подмывают тёплой проточной водой (девочку спереди назад, мальчика в любом направлении), затем кожу промокают полотенцем и кладут малыша «проветриться». Продолжительность такого закаливания зависит от температуры в помещении и смелости мамы. Если есть такая возможность, воздушные ванны лучше устраивать почаще. Во время воздушных процедур мама может сделать массаж и позаниматься гимнастикой с малышом. Перед тем как снова одеть подгузник, складочки и кожу можно обработать специальным детским кремом для предотвращения опрелостей.

Каждая мама придерживается своего режима дня. Главное, чтобы ребёнок вовремя ел, достаточно спал и гулял на свежем воздухе минимум 1 раз в день. Длительность прогулок зависит только от мамы. Кто-то кормит и переодевает детей в тёплое время прямо на свежем воздухе, а кто-то возвращается домой, чтобы сделать необходимое. Никоторые груднички хорошо и долго днём спят только на улице. К третьему месяцу мама уже знает особенности своего ребёнка и подстраивается под них.

Купают малыша обычно вечером перед последним кормлением. Если на коже есть высыпания из-за потницы или подгузников, в ванночку можно добавлять отвары трав — календулы, череды или ромашки. После купания можно постричь нокоточки.

Помогаем малышу правильно развиваться

В возрасте 3 месяцев малыш уже сравнительно много времени проводит в состоянии активного бодрствования, так что есть время для развивающих игр и упражнений. Конечно же, занятия носят примитивный характер и проводятся в процессе повседневной деятельности и во время ухода за малышом.

Развиваем двигательные способности

В 3 месяца малышу необходимо делать не только гимнастику и массаж, но также нужно уже заниматься развитием его двигательных способностей.

Тренируем хватательный рефлекс

Предложите ребёнку взять в руку яркую погремушку. После того как он стиснет её в кулачке, необходимо слегка потрясти руку крохи, чтобы игрушка зазвенела. А если ребёнок уже хорошо берёт игрушки в руку, то есть возможность позаниматься с ним, передвигая погремушку и предлагая взять её с разных сторон.

Для игр с малышом лучше использовать яркие, привлекающие его вниманиепогремушки

Помогаем развитию двигательной активности ручек и ножек

Хорошо разместить над кроваткой очень звонкие погремушки или колокольчики. Можно показать малышу, как вращается и звенит игрушка, достав рукой и ногой ребёнка до неё. Тем самым мы помогаем развитию двигательной активности, потому что детки быстро запоминают эту игру и принимаются бить по погремушкам изо всех сил.

Когда ребёнок пытается достать игрушку, происходит развитие двигательной активности рук

Учим переворачиваться со спины на живот и обратно

Необходимо формировать и укреплять это умение. Для этого надо подложить руку под плечико лежащего на спинке младенца и, раскачивая его, повернуть набок. А потом, слегка подтолкнув кроху, дать ему перевернуться на живот.

Помогаем малышу ползти

В три месяца уже можно научить кроху ползать. Для этого его нужно уложить на твёрдую плоскость и поставить перед ним яркую игрушку. Тем самым мы стимулируем ребёнка. В то же время создаём опору, приложив руки к ступням малыша. Таким образом мы помогаем ему оттолкнуться, поползти и добраться до игрушки.

Чтобы малыш совершил первые шаги ползком, его нужно уложить на твёрдую плоскость и положить перед ним яркую игрушку

Подготавливаем мышцы к сидению

Ребёнка надо положить на спинку, взять за ручки и потихоньку приподнять верхнюю часть туловища, а затем, не торопясь, опустить обратно. Это движение похоже на качание пресса. Со временем малыш будет самостоятельно хватать вас за руки и подтягиваться.

Потихоньку приподнимая и опуская верхнюю часть туловища ребёнка, мама развивает его мышечный аппарат

Развиваем сенсорные способности: с чего начать

Сенсорное воспитание — это залог умственного развития ребёнка. Поэтому необходимо формировать сенсорные способности с самого раннего возраста.

Тактильное восприятие

В трёхмесячном возрасте знакомство с окружающим миром состоит прежде всего с тактильных ощущений. Поэтому необходимо приобретать игрушки из разных материалов: ткани, шерсти, меха, пластмассы, дерева и т. д. Отличаться они должны и по цвету, и по форме. Если малыш не берёт игрушки самостоятельно, то следует вкладывать их ему в руки.

Можно знакомить кроху с новыми ощущениями, сделав развивающий коврик из кусочков разных материалов

Зрительное восприятие

Как и ранее, ребёнок в 3 месяца продолжает наблюдать за передвигающимися игрушками. Специалисты рекомендуют увеличивать амплитуду перемещений, их расстояние и направление. Благодаря таким занятиям поле зрения крохи будет увеличиваться. На этом этапе развития дети сосредотачивают взгляд намного лучше, чем раньше. Можно поиграть в «прятки»

В скором времени вы обратите внимание, что малыш не отводит взгляд от предмета, за которым вы спрятались. Он будет ждать вашего появления оттуда, где видел вас в последний раз

Можно прятатьи игрушки.

Слуховое восприятие

Пытайтесь как можно чаще повторять звуки, которые издаёт ребёнок. Очень хорошо, если это будут делать все ваши близкие. Тогда младенец будет понимать, что одинаковые звуки можно произносить разными голосами. А в скором времени ребёнок уже будет повторять за вами.

Рассказывайте ему, чем сейчас занимаетесь, что будете делать потом. В общем, общайтесь с малышом, как со взрослым.

Включайте ему музыку. Она должна звучать тихо. Отдайте предпочтение классическим мелодиям. Хлопайте в ладоши под музыку. Пойте сами, малыши очень любят, когда мама поёт им песенки. Ничего не заменит исполненную мамой колыбельную на ночь.

Учите ребёнка находить источник звука. Позвоните погремушкой или колокольчиком рядом с малышом, если он повернул головку в правильном направлении, можно отойти немного дальше или в другую сторону.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий