Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:
- не выполняет просьбы, не слушается;
- капризничает, упрямится;
- выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
- не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
- пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
- осознанно поступает наперекор взрослым;
- обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
- подвержен перепадам настроения.
Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.
Депрессивное расстройство
Отдельный возрастной период отличается собственными депрессивными нарушениями.
Детки раннего возраста, до 3 лет, становятся печальными, избегают контакта глаз. Наблюдается задержка приобретения новых навыков, достижений согласно возрастному периоду. Характерны самоповреждающие поступки: кусают, бьют себя, ударяются головой. Успокаивающими движениями считается сосание пальца, покачивания, монотонное хождение.
Младшие школьники становятся апатичными, раздражительными, замкнутыми. Наблюдается утрата интересов, снижение интеллектуальной деятельности. Нарушается сон.
Депрессия подросткового возраста определяется негативизмом, быстрой сменой настроения. Беспокоит чувство вины, самообвинения. Типичны нарушения сна, питания. Негативизм, агрессивность провоцируют ухудшение отношений с друзьями, проблемы учебной деятельности. Частым признаком становятся суицидальные попытки.
Наименее тяжелые виды поведенческих нарушений
Одной из слабых злокачественных форм дезорганизации деятельности является расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Определяется агрессивными, грубыми, жестокими действиями больного исключительно в семейной обстановке относительно близких или одного из домочадцев. Вне семьи дети ведут себя привычным образом. Посторонние не подозревают о наличии проблемы.
Патологическая деятельность ребенка разнообразна: порча вещей, одежды, мебели, воровство, агрессия, применение физической силы. Часто неадекватные действия направлены на одного из членов семьи.
Причиной подобных изменений становится уход одного из родителей, появление отчима или мачехи. Причем необязательно агрессия направляется именно к виновнику – пострадать может любой член семьи.
Патологические деяния способны принимать крайнюю степень развития. Случаются, дети организовывают поджоги, иные глобальные порчи имущества.
Нередко данный тип дефекта провоцирует рождение младшего, следующего по счету, ребенка. Ревность направляет агрессию против нового малыша, тогда нарушитель ломает игрушки «соперника», может ударить, не желает делиться, способен даже принимать регрессивные формы действий: перестать ходить на горшок, потреблять пищу младшего.
Агрессию дети также способны направлять на родителей, становятся гневливыми, отказываются общаться, вступают в противодействие.
Вызывающее оппозиционное расстройство – самая легкая форма дефекта. Встречается среди деток до 10 лет. Характеризуется провокационными, вызывающими, враждебными формами действий, непослушанием, бунтарством. Однако агрессия, жестокость, асоциальные деяния, нарушающие закон, отсутствуют.
Больные раздражены, легко обижаются, теряют самоконтроль. Характерен высокий уровень фрустраций. Склонны обвинять других людей в собственных неудачах, ошибках. Игнорируют замечания, просьбы взрослых. Способны намеренно досаждать, делать назло. Грубые, нередко становятся провокаторами ссор.
Также в разделе
Игромания: Пустые мечты о выигрыше Почему азартные игроки считают, что выиграют много? Нандо Пелучи, кандидат наук, говорит, что мы ставим на кон все, ради попытки сорвать джекпот. “Еще одно… | |
Деперсонализация Деперсонализация (деперсонализационный синдром) — один из видов расстройств самосознания, определение и симптомы которого до сих пор являются спорными… | |
Особенности задержки психического развития Задержка психического развития (ЗПР) — патологическое состояние ребенка, при котором они имеют нарушения в поведении, эмоциональной сфере, воли,… | |
Синдром Туретта Что такое синдром Туретта? Синдром Туретта – это неврологическое (мозговое) состояние, которое обычно начинается в детстве. Оно является причиной того, что… | |
Социофобия Социофобия — это психическое расстройство, фобия перед нахождением в социуме, перед необходимостью действовать, говорить среди людей и взаимодействовать с… | |
Искусственные расстройства Искусственные расстройства – это состояния, при которых человек действует так, как если бы у него были физическое или психическое заболевания, в то время как… | |
Идиотия Идиотия — самая тяжелая из степеней олигофрении (умственной отсталости), которая может быть как врожденной, так и приобретенной. Болезнь заключается в… | |
Панические атаки Паническая атака — приступ тревоги и страха, который сопровождается ускоренным биением сердца, головокружением, усложненным дыханием; возможны также боли в… | |
Олигофрения Олигофрения – группа различных по этиологии и патогенезу заболеваний, основным проявлением которых служит врожденное или приобретенное в первые 3 года жизни… | |
Панический страх Панический страх называется никтофобией. Это навязчивый страх, которые следует отличать от обычных, периодически возникающих страхов, присущих всем людям…. |
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры:
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Формирование агрессии у детей
В первые 2 года жизни агрессия является способом привлечь внимание родителей и достичь целей (удовлетворение потребностей). Ребенок может бить конечностями, притягивать к себе ближайшие объекты и т
п. Это инструментальная агрессия. Чтобы не привить ребенку агрессивность как черту характера, нужно не допускать двух крайностей:
- мгновенное удовлетворение запросов малыша
- игнорирование его требований
В том или ином возрасте агрессивное поведение уже вызывает неодобрение мамы и папы, они начинают наказывать ребенка. У него формируется страх и тревога, комплекс вины, который потом помогает формировать совесть и осознавать моральные нормы. Это нужно для того, чтобы ребенок стал полноценным членом общества. Чтобы родители его не наказывали, ребенок пытается контролировать свои эмоции. Тревога зачастую включает как страх получить наказание, так и переживание, что он разозлит родителей и они перестанут его поддерживать.
Если ребенок агрессивный от рождения, внутренний контроль не будет развиваться в достаточной мере. Доминирует внешний контроль до самой смерти. То есть действия ребенка/подростка регулируются не его моралью, а он боится наказания (имеется в виду наказание не только родителями и учителями, но и обществом).
Внутренний контроль формируется с участием идентификации. Это желание поступать, как значимая личность. Маленькие дети с этой целью копируют поведение родителей. Маме и папе стоит помнить: в детях больше всего злят и раздражают те черты, которые скопированы с самих этих взрослых и им не нравятся. В таких ситуациях малыш копирует поведение одного из родителей, которое считает образцовым, и за это получает наказание (потому что это поведение родитель в себе не принимает и критикует).
Подростки пытаются доказать свою самостоятельность. Они копируют поведение своих авторитетов. Это могут быть герои фильмов, учителя, которые смогли завоевать уважение ребенка и пр. Агрессивный ребенок здесь противостоит родителям гораздо больше. Подростки начинают коммуницировать с чужими людьми намного больше, чем с самыми близкими. А необходимость получить помощь папы или мамы вызывает раздражение и злость.
Агрессивное поведение мальчиков и девочек: отличия
Агрессивное поведение мальчиков всегда более открытое. Контролировать свои негативные эмоции мальчики учатся позже девочек. К тому же, в обществе до сих пор доминирует представление, что агрессия не должна быть присуща девочкам. Потому с детства их учат не показывать свое недовольство и злость. Девочкам никогда не дают советов давать сдачу обидчикам, а мальчиков часто воспитывают именно так.
Отличие также в том, что девочки характеризуются большей впечатлительностью, чем мальчики. Потому грубое проявление агрессии обычно им претит. Они начинают проявлять агрессию словами, а не поступками. Часто это не оскорбления, а сарказм и ирония. Агрессия девочек и девушек-подростков часто направлена на психологически уязвимое место конкретной личности. Потому можно сказать, что агрессивное поведение девочек более эффективно. У мальчиков слабый контроль агрессии, агрессивное поведение их генерализированно, может касаться всех окружающих людей подряд.
В возрасте 10-14 лет девочки часто «подставляют» мальчиков, что такое является проявлением агрессивного поведения. Когда назревают «групповые» конфликты, девочки почти никогда не бывают исполнительницами, в основном они подначивают остальных, разжигают ссору.
Варианты лечения подростковой агрессии в клинике Госпитальная
Консультация ВРАЧА психиатра
Комплексные первичные мероприятия проводятся по алгоритму
- беседа для точного определения проблемы;
- избрание оптимальной схемы лечения;
- разъяснение плана действий пациента для скорейшего выздоровления.
Время консультации – до 60 минут.
На данном этапе пациент получает конкретные рекомендации, узнает прогноз заболевания.
Записаться
Стоимость 3 500 ₽
Амбулаторное лечение
- Амбулаторное лечение позволяет работающим лицам выполнять трудовую деятельность, не прерывая курс терапии;
- Условием нахождения в стационаре является некритичное состояние пациента;
- Амбулаторное лечение включает: медикаментозную терапию, полноценное питание, пребывание в комфортных палатах,
контроль опытным медперсоналом;
Пройти курс, посещая лечебное заведение,увеличивает шансы на полное выздоровление!
Записаться
Стоимость 6 500 ₽
Стационарное лечение
- Нахождение в стационаре дает возможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь;
- Госпитализация в стационар – безальтернативное решение при тяжелых психических состояниях;
- Фармакологическая терапия проводится исключительно сертифицированными препаратами;
Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Выздоровление возможно!
Записаться
Стоимость от 7 000 ₽
Как вести себя родителям с агрессивным ребенком
Для начала необходимо выяснить причину агрессивного поведения ребенка, затем попробуйте установить одинаковые правила и требования как для малыша, так и для окружающих. Старайтесь чаще говорить ребенку о том, что вы его любите, примите вашего ребенка со всеми его недостатками. Обсуждайте с ребенком все его эмоции и чувства. Расскажите ему, что злиться это нормально. Расскажите, как можно выразить свой гнев, не причиняя вред другим. Когда ребенок разгневан, постарайтесь его отвлечь и перенаправить агрессию в другое, никому не приносящее вреда, русло.
Методы снижения агрессии у детей
- займитесь арт-терапией — предложите ребенку нарисовать, что его беспокоит, а потом предложите порвать его рисунок;
- займитесь сказкотерапией — читая ребенку, специальные психологические сказки вы помогаете ему справиться с агрессией. Помогая сказочным героям, решая их проблемы, ребенок подсознательно будет справляться и со своими проблемами;
- займите его интересными увлечениями (например, лепка из пластилина);
- чаще привлекайте его к своим делам, пусть он почувствует свою значимость.
Последствия агрессии, оставленной без лечения
Агрессивные проявления рано или поздно приводят к дезадаптации. Ребёнок не может нормально функционировать ни в семье, ни в коллективе сада или школы, не в состоянии выстроить нормальные отношения с другими людьми.
Иногда это становится поводом для судебных тяжб. Ребёнка берут из детского дома, он не может адаптироваться в семье, проявляет агрессию по отношению к другим членам. Тогда приёмные родители могут даже отказаться от него через суд.
В некоторых случаях агрессия перетекает в более серьёзные психические расстройства: прогрессирование заболеваний шизотипического спектра, вплоть до шизофрении.
Или переходит в стойкие нарушения поведения, которые не поддаются коррекции при работе с психологом и требуют лечения.
Как бороться с агрессивным поведением ребенка?
Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева
В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной. Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.
Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо
Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших
Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину. Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе – не наказание. Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка
После уборки важно поблагодарить маленького помощника
Снижение словесной агрессии
Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска. Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми. Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.
ИНТЕРЕСНО: почему ребенок периодически врет?
Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций. Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено». В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок ворует и как можно отучить его от этого?
Работа взрослых состоит не в демонстрации превосходства, а в снижении враждебности и предотвращении конфликтов. Лучший способ – установить с подростком обратную связь с помощью психологических приемов. Желательно вскрыть мотивы агрессии («ты стремишься меня обидеть?»), выразить свое отношение к происходящему («я не заслужила, чтобы ты так со мной разговаривал»)
Устанавливая эмоциональную связь, важно проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность, разобрать конкретные поступки, а не личность в целом.
Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует
Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации
Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку. Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке
Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора
Рекомендации для родителей
Агрессивность детей от 1 до 3 лет считается нормальным этапом развития.
Ваша правильная реакция на такое поведение поможет быстро и благополучно пройти все возрастные кризисы.
Важно! В любом возрасте вам следует останавливать негативные действия, направленные против вас или другого человека. Если не понимает слов, то убирайте из зоны конфликта
Если ребенку 1 год
В 1 год ребенок еще не способен до конца осознать обращенную к нему речь. Чтобы минимизировать риски агрессии, вы можете:
организовать безопасное пространство для удовлетворения исследовательского интереса (подробнее читайте в статье Безопасность детей дома>>>);
переключать внимание на что-то другое;
объяснять и рассказывать, как пользоваться разными предметами;
делать вместе с ребенком, а не за него.
Старайтесь сокращать количество запретов. Да, это не так просто, но вполне реально.
Самое страшное в реакции родителей на агрессию ребенка — это физические наказания, крики, угрозы.
Подобное поведение только закрепляет негативное поведение малыша, и проблемы нарастают как снежный ком.
Чтобы научиться общаться с подросшим малышом и правильно формулировать свои запреты, смотрите интернет-курс Мама-главная>>>
Если малышу 2 года
В этот период делайте следующее:
- Укрепляйте взаимоотношения с ребенком;
- Чаще обнимайте, целуйте;
- Предлагайте альтернативы действий агрессивному поведению;
- Избегайте манипуляций в отношении;
- Выстраивайте границы дозволенного.
На заметку! Вам важно показать ребенку, что испытывать негативные эмоции — это нормально, но мы должны выражать их безопасным способом
Что делать в 3 года
В этом возрасте вы продолжаете работу по обучению ребенка распознавать, контролировать, сдерживать негативные эмоции. А также:
- помогаете социализироваться;
- проводите разъяснительные беседы;
- устанавливаете четкие правила поведения.
Градация рекомендаций по возрастам весьма условна. Один и тот же метод воспитания по-разному действует на каждого ребенка. Вам придется использовать все доступные способы для того, чтобы перевести агрессию в мирное русло.
Счастливого материнства!
- Сколько должен спать ребенок в 2 года?
- Ребенок бьет детей в детском саду
- Как заставить ребенка слушаться?
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Если описанные выше виды нарушений поведения являются в большей степени результатом погрешностей в воспитании и в меньшей — следствием общей возрастной незрелости центральной нервной системы, то в основе гипердинамического синдрома могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевая раннего возраста (тяжелый диатез, диспепсия), физические и психические травмы. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов, как эта, весьма распространенная в дошкольном возрасте (Гарбу. зов В. И., 1990).
Основные признаки гипердинамического синдрома — отвлекаемостъ внимания и двигательная расторможенность. Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребенок в детском коллективе.
Самая большая проблема гипердинамичного ребенка — его отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
Пик проявлений гипердинамического синдрома — 6-7 лет. В благоприятных случаях к 14-15 годам его острота сглаживается, а первые его проявления можно заметить уже в младенчестве.
Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-то поручения. Хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное — подчинить его действия цели и приучить достигать ее.
В старшем дошкольном возрасте гипердинамичного ребенка начинают приучать к усидчивости. Когда он набегается и устанет, ему можно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причем нужно обязательно постараться сделать так, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребенка довести начатое дело до конца На первых порах требуется настойчивость взрослых, которые физически удерживают ребенка за столом, помогая ему кончить постройку или рисунок. Постепенно усидчивость станет для него привычной и, поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.
Если коррекционная работа с гиперактивным ребенком проводится настойчиво и последовательно с первых лет его жизни, то можно ожидать, что к 6-7 годам проявления синдрома будут преодолены, в противном случае, поступив в школу, гиперактивный ребенок столкнется с еще более серьезными трудностями. О том, как работать с гиперактивными младшими школьниками, будет рассказано в дальнейшем. К сожалению, такого ребенка зачастую считают просто непослушным и невоспитанным и пытаются воздействовать на него строгими наказаниями в виде бесконечных запретов и ограничений. В результате ситуация только усугубляется, так как нервная система гипердинамичного ребенка просто не справляется с подобной нагрузкой и срыв следует за срывом. Особенно сокрушительно проявления синдрома начинают сказываться приблизительно с 13 лет и старше, определяя судьбу уже взрослого человека.
Эмоционально волевые-нарушения у детей.
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается.
Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа и жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, служат индикатором его отношений с родителями, помогают познавать и реагировать на окружающий мир. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонность к асоциальному поведению, затруднения в обучении.
Причины агрессии
Но нередко эмоциональные перепады становятся слишком радикальными, перерастая в агрессию
Если не обращать внимание на бунтарство ребенка, оставить его наедине со своими проблемами, то последствия могут быть плачевными
Причинами агрессивного поведения бывают следующие факторы:
- Биологические;
- Личностные;
- Семейные;
- Внешние.
Каждые из них проявляются по-разному, требуют соответствующей корректировки нежелательного поведения.
Биологические
Агрессия без видимой причины может быть признаком гормонального дисбаланса организма. В этом случае требуется тщательное медицинское обследование подростка. К биологическим факторам также можно отнести наследственность, злоупотребление антидепрессантами, алкоголем, прием наркотических средств. Агрессивные побуждения могут возникать при переутомлении, нарушении рациона, неправильном, несбалансированном питании.
Личностные
Дети часто ведут себя агрессивно в знак протеста на какие-то ограничения – в семье, школе. Деструктивное поведение может вызываться желанием самоутверждения среди сверстников при помощи конфликтов со взрослыми, учителями. Значительное влияние на возникновение агрессивности у подростка оказывают конфликты в семье.
Ребенок, склонный к ожиданиям худшего, имеющий выраженные страхи, в равной степени может быть подвержен самоедству и агрессии. Агрессивность также бывает защитной реакцией, когда подросток не уверен в себе, собственной безопасности.
Деструктивным поведением дети часто прикрывают чувство вины за какое-то действие. Иногда такие проявления не являются осознанными. Это усложняет борьбу с ними. Агрессивность, ненависть могут быть следствием одиночества. Их также могут провоцировать определенные ситуации.
Проблемы в семье
Нарушения в эмоциональной сфере часто вызывают агрессивность несовершеннолетних. Равнодушие родителей к детским проблемам, не оказание поддержки в нужной ситуации приводит к образованию у ребенка эмоционального вакуума. Со временем это перерастает в невозможность самостоятельного контролирования своих поступков. Родители часто игнорируют потребности подростка, откупаясь от него свободой действий или подарками.
Внешние причины
На ребенка могут негативно влиять внешние факторы, которые способны вызвать агрессивное поведение. Это средства массовой информации, интернет, плохая компания, агрессивные компьютерные и реальные игры, а также многое другое.
Профилактика
Возникновение агрессивности у детей может быть результатом воздействия разных факторов. Ее профилактика должна начинаться еще с раннего детства и вестись родителями. Маленькие дети часто добиваются желаемого при помощи агрессии. Если такое поведение не корректировать, то они растут с убеждением, что так поступать правильно.
Важным методом профилактики агрессивности является организация интересного, активного досуга ребенка. Хорошим способом предотвращения нежелательных поступков будут занятия в спортивных секциях.
Эффективность профилактики во многом зависит от правильности выстраивания и динамичности изменения системы социальной работы с подростками, психологических, педагогических воздействий. Она состоит из большого количества элементов, которые связаны с:
- Поведением в интернет-пространстве, социальными сетями;
- Работой школьных социально-педагогических служб;
- Психологической, социальной работой в семье;
- Доступностью медицинской, психиатрической, психологической помощи и многим другим.
При своевременной профилактике, диагностике и терапии подростковой агрессии можно существенно понизить уровень криминальных проявлений в обществе. Такое поведение достаточно успешно корректируется психотерапевтами и психологами.
Что такое агрессия и каких видов она бывает?
Поведение ребенка можно считать агрессивным, если его действия и мысли направлены на причинение вреда себе и окружающим. Агрессия выражается отрицательными эмоциями, желаниями и делами. То есть, агрессивный малыш может не слушаться, раздражаться, оскорблять других, отказываться общаться и даже проявлять насилие (кусать и драться).
Такое расстройство может возникнуть в любом детском и подростковом возрасте. Мальчики раздражаются и гневаются в более открытой форме, чем девочки. Взрослые обычно легко определяют агрессивное поведение у детей, поскольку жестокий ребенок ломает игрушки, дерется со сверстниками и родителями, употребляет грубые и неприличные слова, часто закатывает истерики.
Агрессивное поведение имеет классификацию и различается по следующим видам:
Вербальный вид агрессии, который выражается в словах. Агрессор (чаще девочка) разговаривает на повышенных тонах, угрожает, оскорбляет, унижает собеседника.
Физический вид, при котором агрессия принимает форму физической силы (чаще подвержены мальчики). При такой форме агрессивного поведения наносится вред человеку или вещам (драки, удары, укусы).
Прямой вид проявляется в отношении конкретного объекта.
При косвенном виде ребенок демонстрирует агрессию при помощи сплетен, злобных шуток, клеветы и провокаций.
Экспрессивный вид часто не осознается или отрицается малышом, в этом случае агрессия может проявляться скрыто – с помощью мимики, жестов и поз.
Аутоагрессия – вид агрессивного поведения, направленный против себя самого. Ребенок или подросток может вырывать себе волосы, кусать, грызть ногти.
Важно отличать агрессию от агрессивности. Агрессия – это «разовая акция», при которой ребенок нарушает моральные и поведенческие правила и может причинить вред себе и окружающим, а вот агрессивностью считается жестокое поведение, перешедшее в хроническую форму.