Почему нельзя бить детей? Доводы специалистов и мнения родителей

Можно ли бить ребенка по губам

Причины, по которым малыш «получает по губам», разные:

Иногда взрослые так пресекают его попытки все попробовать на вкус. Беспокоятся, чтобы чадо не получило отравление или инфекцию.

Оральную стадию развития проходят абсолютно все малыши: в этот период они все тащат в рот. Нет смысла бить по губам — достаточно просто не позволять брать опасные предметы. Оральная стадия проходит быстро, и малыш научится познавать мир другим способом.

Но есть ребята, у которых рот имеет особую чувствительность. Это обладатели орального вектора. Они дольше других могут тянуть все в рот, играть со слюной, пускать изо рта пузыри

Здесь важно знать, как правильно их развивать и воспитывать: удары по самой чувствительной зоне нанесут серьезный ущерб. Есть малыши, которые употребляют «туалетную лексику»

Это повод не для наказания, а для серьезного анализа причин: такое состояние говорит о проблемах в развитии

Есть малыши, которые употребляют «туалетную лексику». Это повод не для наказания, а для серьезного анализа причин: такое состояние говорит о проблемах в развитии

Особенную тревогу и смятение у взрослых вызывают матерные слова в детской речи. Так и тянется рука дать по губам, чтобы сходу и навсегда пресечь эту гадость! Впервые слышит мат еще дошкольник, он приносит его в семью из садика. Мат — всегда о сексуальном. Но малыш еще не понимает смысла этих необычных слов. В смятении и возбуждении он бежит к родителям

Самая правильная реакция мамы — спокойно сказать, что это «взрослые» слова и он не должен ими пользоваться И переключить внимание на что-то другое. Если бить по губам и стыдить, во взрослом возрасте секс и парные отношения скрыто будут восприниматься человеком как что-то грязное, порицаемое, недостойное Подробно об этом в статье Ребенок и матерное слово

Как реагировать родителям?

Эффективные Стратегии Наказания Подростков

Как родитель, вы знаете, какие наказания лучше всего подходят вашему подростку, потому что вы знаете его симпатии, антипатии и предпочтения. Тем не менее, вот несколько распространенных и эффективных стратегий наказания, используемых родителями подростков.

Ограниченное время общения с друзьями : если ваш подросток демонстрирует нежелательное поведение с друзьями, хорошим последствием будет перерыв в общении с друзьями. Более сильным посылом было бы на время отменить прогулки с друзьями на выходных.
Более строгие правила дома: нарушение правил дома может означать, что подросток теряет больше свободы. Это отличный сдерживающий фактор и поддерживает желание подростка соблюдать согласованные правила проживания в доме. Например, если подросток нарушает комендантский час на полчаса, установите новый комендантский час на полчаса раньше, чем ваш первоначальный.

Возмещение как наказание: если подросток был ответственен за кого-то, кто понес потерю, попросите подростка исправить это, отремонтировав или заменив то, что было повреждено. Если ущерб не может быть решен таким образом, попросите подростка придумать способ уменьшить влияние потери. Например, если подросток врезается в пожилого соседа, у которого растяжение связок, позвольте подростку отвести соседа к врачу, а также получить для него предметы первой необходимости на несколько недель. Убедитесь, что последствия напрямую связаны с проблемой.

Смириться с музыкой в ​​одиночку: позвольте подростку справиться с естественными последствиями своих действий, а вы не вмешиваетесь и не смягчаете удар. Это отличный способ подготовить их к взрослой жизни, когда им придется столкнуться с музыкой в ​​одиночку. Позвольте им разобраться с разгневанным соседом, который требует знать, почему подросток уничтожил их клумбы, или с автовладельцем на улице, который хочет поговорить с подростком о царапинах на его новом автомобиле из подросткового цикла.

Почему нельзя бить детей по рукам

Многие родители шлёпают ребёнка по рукам рефлекторно. Когда малыш пытается влезть в розетку или тянется к чему-нибудь запретному, такие действия последуют немедленно, хотя это не совсем правильно. Ребёнок может просто не понять, в чём причина наказания. Его интересует, что произойдет, когда прикоснешься к новому предмету. Если же малыш слышит запрет, его ещё больше начинает интересовать этот объект. Чтобы избежать негативных последствий, нужно понятным языком пояснить ребёнку, почему интересующий его предмет трогать не стоит.

Все родители знают, что развитие мелкой моторики рук ребёнка способствует развитию его речевого аппарата. Если же иногда использовать в качестве наказания удары по рукам, это приводит к разрушению познавательного процесса, а также замедленному развитию речи.

Почему родители бьют детей

Причины физического насилия над детьми кроются в эмоциональном истощении, выгорании, послеродовой депрессии, стрессе ухаживающего родителя, объясняет психолог по работе с проблемой насилия Наира Парсаданян. «Родитель позволяет себе сорваться сначала на крик в адрес ребенка. Вскоре этого становится недостаточно, чтобы высвободить внутреннее напряжение, и взрослый переходит к физическому насилию», — добавляет она.

Некоторые уверены, что действуют в интересах ребенка — сейчас обойтись малой кровью, чтобы потом ребенок вырос хорошим человеком. Например, бьют за плохие оценки, чтобы помочь вырасти успешным начальником.

Другие воспринимают шлепки по рукам и по губам, щипки и подзатыльники как инструмент воспитания, причем с моментальным эффектом: если ребенок сует руки в рот, по этим рукам надо ударить, и проблема решится. При этом шлепать детей в воспитательных целях законодательно запретили в 57 странах, начиная со Швеции в 1979 году.

Бывает, что родители срываются от безысходности, нищеты или по-пьяни, добавляет клинический психолог, кандидат психологических наук кафедры детской психиатрии и психотерапии РМАПО Елена Морозова. Дети получают затрещины и синяки не потому, что их хотели наказать, а потому что попадаются под руку. Дело не в проступке, а в количестве накопившихся неоправданных ожиданий. Хотя и в таких случаях шлепки и крики — насилие, которое нарушает границы личности.

Также взрослые могут воспринимать шлепки или щипки как шутку — дать подзатыльник или ударить по попе. «Ребенок и это воспринимает как насилие, но не может об этом сказать. Он чувствует боль и видит смеющегося родителя, он плачет, а родитель продолжает смеяться — это вызывает когнитивный диссонанс, из-за которого ребенок связывает понятия “боль” и “норма” в прочный узел», — говорит Парсаданян.

Кроме того, предпосылками к насилию могут становиться бедность, маргинализация семьи, культурологические особенности, в том числе конфессиональные. «Телесная дисциплина» нередко переходит из поколения в поколение как традиция семейного уклада, когда взрослый не понимает, что бить ребенка нельзя. Наказания могут быть тесно закреплены в обществе: как дома, так и в школе и детском саду.

Способы наказания детей

Среди наиболее встречающихся есть следующие способы наказания детей:

Физическое наказания. Старайтесь как можно реже прибегать к такому способу наказания, так как это может привести к серьезным последствиям. Не лупите ребенка ремнем, достаточно просто шлепнуть его по попе рукой. Очень часто это происходит инстинктивно и родители порой не понимают, что они делают. Поэтому всегда держите себя в руках. 
Словесное наказание. Многие родители прибегают к крику, когда хотят наказать своего малыша. И делают это тоже инстинктивно. Не следует часто повышать голос на ребенка, это может заставить его замкнуться в себе и он станет бояться любого громкого звука. 
Трудовое наказание. Не самый правильный способ наказывать ребенка трудом. Хотя часто родители заставляют малыша пылесосить или мыть посуду за то, что он провинился. 
Изолирование. Многие родители оставляют или закрывают ребенка в комнате за то, что он сделал что-то нехорошее. Такой способ наказания вызывает у ребенка очень сильное чувство одиночества. В дальнейшем оно может перерасти в страх оставаться одному. 
Лишение удовольствия. Это наверное самый правильный метод наказания детей. Если ребенок нашкодил, то просто на короткое время заберите у него любимую игрушку или запретите смотреть мультик

Он будет понимать, что если в очередной раз сделает что-то плохое, то лишиться чего-то важного и интересного ему.

Эффективными наказаниями для детей является те, из которых они смогут вынести хороший урок. Но не переусердствуйте, всегда держите себя в руках.

Как наказать ребенка за плохое поведение

Часто родители не знают как наказать ребенка за плохое поведение. Одним из самых распространенных методов – это поставить в угол. Дети часто бывают непослушными, вы должны уметь говорить им “нет”, отказывать в просьбах купить очередную машинку, если у ребенка есть их уже 10 штук, или дать конфету, когда перед этим нужно нормально поесть. Но выбирайте способ наказания соразмерно возрасту ребенка и учитывайте всего его индивидуальные особенности. Например, если ребенку всего 3 года, а вы сидите с ним в очень долгой очереди в поликлинике и он начинает вскакивать с места и бегать, не спешите его наказывать. Ведь он просто устал. Ребенок в этом возрасте не может долгое время находиться без движения, ему необходима физическая активность.

Как наказывать детей за непослушание:

  • Нельзя одинаково наказывать ребенка за плохую оценку, испачканную одежду, непослушное поведение или сильное опоздание домой после какого-то мероприятия.
  • Задаваясь вопросом как наказывать детей за непослушание, сначала вспомните себя в возрасте вашего ребенка. Все ли вы всегда делали хорошо и правильно.
  • Не спешите рубить с плеча, кричать на своего малыша, а тем более хвататься за ремень. Только понимание и терпение помогут вам в разрешении трудностей и конфликтов с ребенком.

Теги по теме:

Когда нельзя наказывать

Существуют случаи, когда категорически нельзя применять наказание:

В случае, ребенок приболел и капризничает Запретом удовлетворением физиологических потребностей едой, питьем, посещением уборной Уроками, чтением и т.д. Иначе делание уроков превращается в наказание. Сразу после полученной ребенком травмы, физической, или психологической. Дайте время пережить острый стресс; Если проступок не осознанный, случайный по незнанию правил; Если не успели разобраться в мотивах поступка ребенка; Нельзя срывать злобу на детях

Если вы сами находитесь в нестабильном нервном состоянии (неприятности на работе, поссорились с мужем) Важно, чтобы все члены семьи имели единые требования к ребенку, единое мнение и позицию по поводу наказания. Нельзя, чтобы один член семьи отменял санкции другого. Это приведет к снижению авторитета взрослых и развитию манипулятивного поведения ребенка

Это приведет к снижению авторитета взрослых и развитию манипулятивного поведения ребенка.

Большинство россиян считают, что родители могут выбирать вуз за ребенка

Большинство допускают вмешательство родителей в учебный процесс и все, что с ним связано, включая выбор вуза.

39% допускают вмешательство в общение детей со сверстниками, а 16% — в любовные отношения. Разница в возрасте участников исследования здесь особенно ощутима: в первом случае за возможность вмешательства высказались 52% старшего поколения и лишь в 28% — из числа молодежи, во втором голоса распределились 2 к 1 (23% к 11%). Более половины (54%) опрошенных родителей, имеющих детей старше 12 лет, признались, что вмешивались в то, с кем встречается их ребенок и в кого он влюблен.

67% считают, что с ребенком нужно обсуждать смысл жизни, 62% — отношения в семье, по 46% — религию и секс. Далее по убыванию тем для обсуждения идут смерть, суицид, насилие, сексуальная ориентация.

Психология шлепка

Слово «дисциплина» происходит от однокоренного слова disciplinare, означающего учить, преподавать. Тем не менее, большинство американских родителей считают, что это понятие также предполагает применение телесных наказаний или трепку:

“Трепка огорчает меня больше, чем тебя”

Телесное наказание определяется как «применение физической силы с целью преподать ребенку опыт боли, но не телесных повреждений, с целью исправить или взять под контроль поведение ребенка».

Некоторые родители предпочитают использовать физические наказания в качестве дисциплинарного взыскания по следующим соображениям:

  • “Когда я был ребенком, меня били, и я вырос нормальным!”
  • “Лучше я их отшлепаю, чем потом их изобьет полиция!”

Но так ли это? Каковы последствия телесных наказаний на ребенка? Мы провели исследование, чтобы выяснить, действительно ли трепка больше ранит вас, чем их.

Комментарии экспертов

Алика Савко, психолог, психотерапевт

Физическое наказание ребёнка — это проявление слабости родителя.

Допустимо ли, что родитель может ощущать себя беспомощным — конечно, допустимо ли при этом физическое наказание — категорически нет. Любое «наказание» имеет контекст насилия. Моральное или же физическое.

Если воспитание ребёнка перерастает в постоянную череду провинностей и наказания, стоит обратиться за психологической помощью, так как такие отношения в семье перестают быть продуктивными для формирования детской психики.

В первую очередь, разбирать ситуацию нужно начать с родителя, как с человека, который может отследить свое желания физической расправы над ребенком. Ведь если использовать привычную формулировку «физическое наказание», то звучит вполне себе обычно, даже можно сказать привычно для большого количества семей. И в союзе родитель — ребенок в такой формулировке родитель становится на сторону «правосудия», он как бы прав, он наказывает, а ребенок при этом «заслуживает» это наказание за свою провинность.Но когда мы называем вещи своими именами, то физическое насилие — звучит намного правдоподобнее и роли уже меняются. И родитель в этой формулировке становится на роль человека, который причиняет физические страдания ребенку.

В России нет официальной статистики по количеству детей, которые подвергаются дома физическому наказанию, но по своей практике могу предположить, что это вполне внушительное число, так как взрослея, люди, которые обращаются за психологической помощью в 90% случаев подвергались эмоциональному или физическому насилию дома. Поэтому, если вы понимаете, что у вас есть желание физического наказания ребенка, обратитесь за психологической помощью в первую очередь для себя, а потом и для своего ребенка.

Ольга Кожелупенко, психолог

Можно ли бить детей?

О допустимости физического наказания давно ведутся жаркие споры. Так ли страшен подзатыльник или шлепок по попе для ребенка?

Важно понимать что в разные периоды жизни у ребенка формируются новые навыки и чувства. И наказание от родителей, особенно за малейшие проступки, приведет к постоянному ощущению вины и стыда. Ребенок вырастет безынициативным и пассивным

Также важно понимать, что физическое наказание может привести к травме ребенка

Ребенок вырастет безынициативным и пассивным

Также важно понимать, что физическое наказание может привести к травме ребенка

Травмы, с которыми справится ребенку гораздо сложнее, потому что были нанесены самыми близкими людьми. При таком воспитании ребенок вынужден отказаться от себя и своей идентичности и стать удобным для родителя

Для родителей важно понимать что ребенок это отдельная личность со своими потребностями и желаниями и нельзя на него смотреть как на средство удовлетворения своих собственных потребностей и желаний

Почему родители применяют физическое наказание

Родители прибегают к физическому наказанию детей, в случаях когда:

  • Сами в детстве подвергались насилию и переняли такую модель поведения от папы и мамы.
  • Имеют психологические проблемы или даже отклонения. Возможно, склоны к садизму или находятся в состоянии депрессии.
  • Не обладают знаниями в сфере воспитания или ленятся применять педагогический подход. Как показала практика, ударить значительно проще, чем поговорить, выслушать, объяснить и найти компромисс.
  • Хотят самоутвердиться подобным образом.

Причин применения к детям физического насилия и жестокого обращения в семье значительно больше и они индивидуальны.

Справедливое и несправедливое наказание детей

Никогда не следует учинять расправу над ребенком, не разобравшись в причинах его непослушания. Зачастую поведение взрослых провоцирует малышей на совершение проступка. Нужно попытаться стать на место ребенка, это поможет прийти пониманию, почему он сделал так, а не иначе.  Дети совершают негативные действия, как правило, не имея задней мысли. Просто взрослые им своевременно не объяснили, как надо себя вести в том или не ином случае.

Прежде чем приступать к карательным мерам, следует уточнить у малыша, осознали ли он, то, что вести себя так неправильно и за плохие поступки приходит расплата. Не следует применять суровое наказание за неосознанные проступки. В данном случае уместной будет содержательная беседа.

Величина наказания за провинность не может быть преувеличена. Необоснованные и несправедливые взыскания приведут к полному отторжению чада от родителей, в том числе вызовут агрессию и непокорность у ребенка.

Можно ли бить ребенка по рукам

У многих родителей шлепок детей по рукам уже как рефлекс: если малыш потянулся к розетке, к опасным предметам, удар не заставит себя долго ждать. А где же слова и объяснения? Нет, родительское «нельзя» не считается. Дети не понимают, почему нельзя, им интересно, что будет, если они попробуют прикоснуться к розетке. Поймите, малыш развивается, его привлекает все, даже то, что запрещено. И запреты вызывают еще больший интерес изведать тот или иной объект. Только путем аргументирования поставленных запретов можно добиться послушания детей.

Всем родителям известно, что развивая мелкую моторику рук малыша, параллельно совершенствуется его речевой аппарат. Мало того, что при битье по рукам разрушается эмоционально-познавательный процесс, это еще может быть причиной замедления в развитии речи. Именно поэтому нельзя бить ребенка по рукам. Ваш малыш долго не говорит? Пересмотрите свои методы воспитания.

Оптимальный возраст для наказания

Если ребёнок младше двух лет, то он не поймёт связь между своим проступком и мерами пресечения, которые предпримут родители. Например, японские родители предпочитают не ругать дитя, пока ему не исполнится 3 года. Но с этого возраста чадо знакомят с новым порядком, и также появляются наказания за проступки.

До двух лет к чаду не стоит применять дисциплинарную меру

Лучше переводить внимание дитя на другие вещи. При этом нужно чётко говорить «нет» и давать понять малышу, что определённое поведение не является желательным

В три года у ребёнка начинается кризисная фаза, он начинает протестовать, не подчиняться некоторым правилам и у него могут быть истерики. Отвлечение в этом случае может не действовать, поэтому можно подключить такое наказание, как прекращение игры или отказ в покупке желаемой игрушки.

Многие родители желают знать, как наказывать ребёнка в 5 лет правильно. Необходимо учитывать, что в возрасте с трёх до пяти лет можно применять первые виды наказаний. Ведь для дитяти этого возраста устанавливаются главные правила и дисциплинарные методы. В этом возрасте чадо начинают ставить в угол, а также сажают на стул для тех, кто провинился.

Если родитель хочет знать, как наказывать ребёнка в 8 лет, то нужно учитывать, что телесные наказания должны быть отменены. Если оставить телесное наказание, то дитя в этом возрасте начинает чувствовать от такого метода унижение. Родителям следует больше бесед проводить с ребёнком, обсуждать определённые поступки. И также можно с примерами объяснять возможные причины человеческого поведения и развивать сочувствие.

Порицание нужно даже за небольшие проступки. Если этого не делать, то с каждым разом они будут все крупнее, а ребёнка будет все сложнее остановить.

Чтобы правильно выбрать дисциплинарную меру для подростка, необходимо учитывать, что в переходном возрасте молодые люди очень чувствительны к мнению других людей, они склонны к впадению в крайность. Для подростка можно применить такое наказание, как лишение привилегий, а также сокращение времени общения с приятелями.

Главное – единство подхода

В вопросах наказания все члены семьи должны придерживаться единой политики. Не секрет, что часто один родитель наказывает, а другой тут же идет на уступки. Или родители наказывают, а бабушки и дедушки сглаживают наказание. Такие ситуации учат детей, особенно подростков в 12-13 лет, лавировать между родными и манипулировать ими. Так что прежде всего согласие должно быть между взрослыми.

Подростка в возрасте 12-13 лет надо приучать к решению проблем без кулаков и оскорблений, рациональным путем. Если вы не в силах что-либо сделать, и проблема не устранена, то нелишне будет обратиться к психологу. В этом нет ничего зазорного. Иногда 12-летний подросток может просто не воспринимать слова родителей, а к оценке своего поступка со стороны прислушается.

Только для самых маленьких

В чём смысл любого наказания, будь оно физическим или психологическим? Любой родитель скажет, что конечная цель — исправления дурного поведения, причём желательно в долгосрочной перспективе. Однако эффект от шлепков короток. Со временем ребёнок станет изобретательнее и хитрее, находя способы уворачиваться от родительской руки. Для него главным будет не «вести себя правильно», а «избежать наказания». Не пойман, что называется, — не вор.

Кроме того, лишённый должного воспитания ребёнок может с возрастом стать агрессивнее и даже дать сдачи. Допустим, справиться с шести- или восьмилеткой несложно, но что делать, если шестнадцатилетний мальчик увернётся и замахнётся на родителя сам?

Одним словом, нельзя заменять шлепками психологические меры по исправлению детского поведения. Ребёнок должен чётко понимать, что такое хорошо и что такое плохо, и тогда у него просто не возникнет желания совершать пакости. Не потому что он будет бояться наказания, а потому что будет считать хорошее поведение правильным.

Мнение специалистов

Комиссия ООН по правам детей считает, что физическое наказание, причиняющее боль в любой степени и неудобство (даже легкое), — это превышение полномочий в отношении детей. Комиссия утверждает, что устранение физического наказания детей – это «ключевая стратегия, ведущая к уменьшению и предотвращению любой формы насилия в обществе».

Американская педиатрическая академия рекомендует не применять физические наказания, поскольку потенциальный риск перевешивает потенциальные преимущества.

Мета-анализ 88 научных исследований, которые проводились в течение 62 лет, показал, что 94% исследователей уверены: телесные наказания приводят к нежелательным последствиям, таким как:

  • увеличение детской агрессии
  • увеличение антисоциального и преступного поведения детей
  • ухудшение качества отношений между детьми и родителями
  • ухудшение психического состояния у детей
  • увеличение риска стать жертвой физического насилия
  • увеличение агрессивности взрослых
  • увеличение антисоциального и преступного поведения взрослых
  • ухудшение психического состояния у взрослых
  • увеличение риска обидеть собственного ребенка или супруга

Телесные наказания связывают лишь с одним благожелательным моментом в поведении:

увеличением примеров незамедлительного послушания

Границы и запреты

Прежде всего, родители должны решить для себя, что ребенку будет позволено, а что нет. Причем сделать это желательно еще до его рождения или в первые несколько месяцев жизни. С первыми «границами» малыш должен познакомиться в возрасте 9–12 месяцев. Первые “нельзя” — это запреты тех действий, которые могут быть опасны для вашего ребенка. То есть — нельзя трогать отопительные приборы, нельзя лезть к розеткам

При этом важно не ограничивать познавательную активность малыша. Что это значит? Уберите максимально далеко все «опасные» предметы, не оставляете кроху без присмотра и будьте готовы в любой момент вмешаться в его деятельность — забрать баллончик с краской, градусник, нож и т

д. Наказывать за «непослушание» в этом возрасте бесполезно. Ваша функция «ограничить и уберечь».

Когда ребенок начинает понимать элементарные правила, обычно, в возрасте около 2–3 лет, вам надлежит предельно понятно, ясно и четко очертить границы дозволенного

И, самое важное, придерживаться этих правил постоянно. Т

е. если нельзя смотреть мультики после 9 вечера, то нельзя ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра.

Учтите, что с возрастом правила могут меняться, вернее границы дозволенного могут становиться шире. Если 2-летнему малышу категорически запрещено трогать микроволновку или газовую плиту, то, скажем, 6–7 летнему ребенку уже можно объяснить, как ею пользоваться правильно.

Почему нельзя наказывать детей — рассказал детский психолог Сергей Коротков

Наказание всегда считалось неотъемлемым элементом воспитания детей. Многие родители убеждены, что если ребенка не наказывать, то сформировать у него адекватное поведение не возможно

При этом, важно понимать, что основным действующим компонентом в любом наказании является страх

Когда ребенок чего-то боится — это стресс для него. Стресс тормозит развитие психики. Именно по этому, мотивация играет ключевую роль в развитии. Ребенок, заинтересованный в освоении нового навыка, например: завязывать шнурки, или правильно держать карандаш в руке, достигнет успеха гораздо быстрее, чем ребенок который действует, чтобы избежать наказания.

Физическое наказание абсолютно неприемлемо в воспитании здорового ребенка потому, что оно подрывает базовое доверие к родителям. Они пользуются безусловным авторитетом и являются ключевыми фигурами в жизни, пока ребенок не научится действовать самостоятельно. Если ребенок испытал физическую боль, которую спровоцировал родитель, авторитет исчезает. Ребенок не будет стремиться быть похожим но того, кто делает ему больно.

Альтернативой наказанию может быть договоренность. Хоть ребенок и маленький, но он далеко не глупый. С 3-4 лет дети учатся прослеживать причинно-следственные связи. Этот возраст часто называют «Возраст Почемучки».

Фото Pexels

Дети донимают своих родных вопросами, вроде: «Почему поезд едет по рельсам?», «Почему папа ходит на работу?» и т. д. Ребенок начинает понимать зависимость одних событий от других. Это создает благоприятную почву для воспитания через договоренности.

Наказывать ребенка за желание остаться дома с родителями равноценно словам «Ты нам не нужен!» Такой подход приведет к проблемам формирования адекватной самооценки. Решение проблемы через договоренность выглядело так: Родители в воскресенье предложили ребенку выбрать игрушку которая ему нравится. Чтобы сэкономить время на походы по магазину, они воспользовались сервисом интернет заказов. Ребенок выбрал робота-трансформера из популярного детского мультика. Родители предложили договориться: если ребенок хочет, чтобы они купили эту игрушку, он должен для этого что-то сделать. У ребенка появляется потребность. Он уже готов действовать, чтобы получить желанного робота. Родители предлагают «А давай, если ты всю неделю ходишь в садик, мы покупаем тебе игрушку. Договорились?» Ребенок согласился. Дальше дело за малым. Если ребенок начинал капризничать, ему напоминали, ради чего все это нужно.

Через 4 недели ребенок уже сам охотно ходил в сад. Период адаптации был пройден. Ребенку стало интересно общаться с другими детьми. Необходимость в награде пропала. Родителям, конечно, пришлось приобрести 4 игрушки, которые они и так бы купили из любви к своему чаду.

Преимущества воспитания через договоренности в том, что у ребенка развивается контроль и планирование своих действий. Формируется понимание, что он может получить то что хочет, если будет совершать для этого нужные действия

В этом примере есть несколько ключевых моментов, на которые я хочу обратить внимание: Договариваться лучше заранее в спокойной обстановке. Если вы поднимите ребенка в 7:30 и перед походом в сад предложите о чем то договориться, вряд ли он отнесется к этому с энтузиазмом

Фото Pexels

Ребенок должен сделать выбор самостоятельно. Если вы будете навязывать что-то своё, то велик риск, что затея провалится. Ребенок не станет стараться ради того, что ему не нужно. Если ребенок не хочет следовать договоренности, апеллируйте к тому, что вы бы хотели купить награду, но не можете, поскольку он не делает то, что обещал.

Делайте акцент на том, что результат зависит от него, а не от вас. Обязательно выполняйте свою часть договоренности, во что бы то ни стало. Если вы подорвете доверие, то подобные трюки у вас больше не пройдут. Ваше слово потеряет силу в глазах ребенка. Удачи и терпения, дорогие родители!

Взрослые, которых били, чаще практикуют бытовое насилие и имеют различные нарушения

Если телесные наказания не срабатывают, родители, которые на них полагались, обычно усиливают подобные наказания, а не пересматривают стратегию.

В Канаде 75% физического насилия, которое испытывают дети, связано с телесными наказаниями.

В США дети, которые подверглись физическому насилию, признают, что 66% этого насилия началось, когда они испытывали на себе телесные наказания.

В сравнение с детьми, которых не били, дети, которых били:

  • В 7 раз чаще могут подвергнуться жестокому насилию (ударам кулаков, пинкам или ударам с помощью какого-либо предмета)
  • В 2.3 раза чаще нуждаются в медицинском обслуживании из-за повреждений, возникающих в результате физического насилия

Исследования показывают, что «трепка» дает детям понять, что «агрессия нормальна, допустима и эффективна», что приводит к тому, что насилие между людьми становится приемлемым на более широком уровне.

Люди, которых наказывали с применением физической силы в детстве,

  • чаще бывают вовлечены в ситуации с применением физической или вербальной агрессии в отношении с супругами: 6% приписывается телесным наказаниям в детстве
  • больше контролируют своих супругов:6% приписывается телесным наказаниям в детстве
  • менее способны понять взгляды своих супругов: 10% приписывается телесным наказаниям в детстве

Изучение личных отношений между студентами в 33 университетах 17 стран показывает связь в.44 балла между тем, что человека били в детстве, и что он обижает своего друга/подругу в университете:

  • В условиях, где 10% студентов били, 21% студентов бьет своих партнеров
  • В условиях, где 80% студентов били, 34% студентов бьет своих партнеров

Без вины виноват. Когда наказывать нельзя?

Бывает так, что ребенок сделал что-то, может быть, даже очень нехорошее, но неосознанно и непроизвольно. Взрослые, кстати, тут не отличаются – сколько боли мы причиняем друг другу, совершенно того не желая или даже не понимая, как это могло произойти. Вспоминается – «прости нам грехи вольные и невольные».

Как говорилось выше, наказание должно логически вытекать из прозрачной системы правил. Поэтому, если, скажем, правило не было введено, договоренности и обязательств не было, то наказание неправомерно. Например, если в семье нет четкого правила, что ты всегда сначала делаешь уроки, а потом идешь гулять, то не надо наказывать за то, что ребенок сегодня сначала пошел гулять – ведь вы об этом не договорились. Это будет формировать ощущение несправедливости, бессилия и небезопасности – никогда не знаешь, за что тебя сегодня накажут.

Важно учитывать мотивацию ребенка. Например, девочка-дошкольница, оказавшись одна дома, решила «сшить» себе платье и порезала для этого мамино любимое платье на куски, обмотала себя полученными фрагментами ткани и такой красавицей предстала у входной двери, когда мама пришла с работы. Нельзя ребенка ругать и наказывать, но надо спокойно объяснить, почему так делать нельзя

Нельзя ребенка ругать и наказывать, но надо спокойно объяснить, почему так делать нельзя.

Вспоминаются подобные истории из жизни клиентов, когда после такого искреннего творческого порыва ребенок встречался с жесткими, иногда жестокими и, главное, не понятными тогда для него последствиями, и после этого человек много лет, уже во взрослом возрасте боится проявлять инициативу, живет со страхом самовыражения и «блоком» на творчество. Еще раз – наказание должно быть понятым.

Как в порыве гнева не ударить ребенка?

Даже шлепки по попе – мера, которая должна применяться в последнюю очередь. Рассмотрим несколько приемов, позволяющих сдержаться в стрессовой ситуации и научиться контролировать свой гнев.

Прежде всего, надо постараться понять, почему ребенок плохо себя ведет. Возможно, это связано с возрастными особенностями (кризис возраста) или его что-то спровоцировало. Бить в такой ситуации абсолютно бесполезно.

Нужно делать скидку на то, что дети еще только учатся правильно показывать свои эмоции

Непослушанием они часто выражают протест против каких-либо жизненных обстоятельств, который пока не могут доступно объяснить словами, или привлекают внимание родителей, слишком занятых другими делами

Если вы чувствуете, что уже не можете сдерживаться, нужно взять паузу и переключить внимание на занятия, помогающие справиться с негативом, например:

Попробуйте медленно сосчитать в уме до 5.
Выйдите в другую комнату и скажите ребенку, что вернетесь чуть позже. Оставшись с собой наедине, можно скомкать ненужные бумаги, чтобы освободиться от гнева. Если вас успокаивает наведение порядка, переложите вещи, протрите пыль.
Съешьте что-нибудь вкусное.
Представьте ситуацию со стороны – так ли она важна? Вспомните себя в детстве и свои чувства, когда родители вас наказывали.
Также хорошим способом успокоить нервы станет принятие теплого душа с любимым гелем.
Чаще используете юмор

Любую ситуацию можно разрядить шуткой и проблема уже не будет казаться настолько важной.

Конечно, эти способы помогают не всем. Но, при желании, вам удастся найти подходящее решение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий