Безопасная гимнастика для малышей с рождения

Седьмой комплекс (возраст 1 год 6 мес. – 2 года)

  • Ходьба между двумя палками, веревками, по краю коврика или начерченной мелом дорожке и т.п. Ширину такой дорожки постепенно сужают, начиная с 30-25 см и до 10-5 см.
  • В лежачем положении на полу носками прямых ног нужно достать обруч или из стоячего положения достать предметы, которые лежат на полу, при этом не сгибать колени.
  • Проползти под обруч, скамейку, стул, палку и т.п., прогибая спину.
  • Вытянуть ручки вверх и, держась за обруч или палочку, присесть, а затем подняться на носочки («какие мы маленькие и большие»).
  • Покатать ногой карандаш, палочку и т.п., сидя на стуле.
  • Перешагнуть через несколько предметов на полу, расстояние между которыми 20-30 см.

Гимнастику нужно проводить каждый день, через 30-40 мин. после завтрака, также можно провести занятие после сна малыша в дневное время. Форма одежды – майка и трусы. Упражнения выполняются на коврике босиком, при этом обязательно нужно открыть форточку или фрамугу. Длительность занятия – 10-12 минут. Для данного комплекса гимнастики нужно иметь две скакалки или веревки (длина 1-1,5 м), обруч (диаметр 45-50 см), палочка (диаметр 2,5 см, длина 40-50 см), брусочки, кубики, кегли и т.п.

Комплекс упражнений для грудничка (можно выполнять, начиная с первого месяца жизни):

1. «Лодочка»

Исходное положение — лежа на животе. Положите малыша на живот на 15–20 секунд. В этом положении кроха рефлекторно попытается повернуть и приподнять голову. Упражнение укрепляет мышцы спины, шеи, живота, улучшает пищеварение. Его можно выполнять перед каждым кормлением уже со второй недели жизни. С 3 месяцев — более сложный вариант: положите малыша грудью на свою руку, а второй обхватите его за лодыжки. Приподнимите ребенка и немного покачайте из стороны в сторону — он станет тянуться вверх головой и плечами, что поможет укрепить мышцы шеи и спины. После 6 месяцев — классическая «лодочка»: уложите малыша на пол, сами встаньте рядом с ним на колени так, чтобы кроха упирался в вас стопами. Возьмите малыша за кисти и подтягивайте вверх, побуждая поднимать верхнюю часть туловища и постепенно выпрямлять руки.

2. «По-пластунски»

Исходное положение — лежа на животе. Согните ноги малыша в коленях и слегка разведите в стороны «лягушкой». Прижмите его стопы к своей ладони, создавая упор, и слегка надавите пальцами на его подошвы. Малыш рефлекторно оттолкнется и попытается продвинуться вперед. Повторите 2–3 раза.

3. «Полетели!»

Исходное положение — лежа на спине. Возьмите ребенка за руки так, чтобы он сжал ладонями ваши большие пальцы. Медленно разведите его ручки в стороны, слегка встряхните их, а затем скрестите на груди. Повторите 3–4 раза. Упражнение укрепляет мышцы рук и груди, расширяет грудную клетку и увеличивает объем легких. После 3 месяцев совершайте руками малыша движения не только в стороны, но и вперед-назад, сгибая и разгибая руки, как будто боксируете ими. С 8 месяцев выполняйте упражнение сидя. С 9 месяцев добавьте круговые вращения от плеча.

4. «Велосипед»

Исходное положение — лежа на спине. Держа малыша за голени, поочередно прижимайте его согнутые в коленях ноги к груди и выпрямляйте их. Выполните по 4–5 раз каждой ногой, а затем столько же — обеими одновременно. Упражнение улучшает работу кишечника и укрепляет мышцы ног. С 6 месяцев добавьте к «велосипеду» 5–6 движений с выпрямленными ногами: поднимайте ноги ребенка (поочередно и обе одновременно) до вертикального положения так, чтобы угол между поднятой ногой и туловищем приближался к 90°.

5. «Уголок»

Исходное положение — лежа на спине. Положите малыша спиной на свои руки так, чтобы его голова находилась у вас на ладонях, а стопы упирались в вашу грудь. Опираясь локтями о поверхность пола или стола, медленно приподнимайте кроху на своих руках на 30° вверх и опускайте вниз. Упражнение укрепляет мышцы живота. С 5–6 месяцев выполняйте то же движение, поместив свои ладони не под голову, а под среднюю часть спины ребенка. Он постарается самостоятельно удержать голову, напрягая мышцы шеи и брюшной пресс; не удается — повремените с нововведением. Любой из вариантов повторяется 2–3 раза.

6. «Хорошо сидим!»

Упражнение можно выполнять, начиная с трехмесячного возраста. Исходное положение — лежа на спине. Возьмите ребенка за руки и медленно подтягивайте к себе до уровня 30°. Малыш постарается приподнять голову и верхнюю часть туловища. Выполняя то же движение, с 4–5 месяцев побуждайте кроху полностью сесть (чтобы при этом он выпрямил спину, держите его за кисти одной рукой, а пальцем другой проведите вдоль позвоночника снизу вверх). С 7–8 месяцев поощряйте его садиться, подтягивая к себе только за одну руку и фиксируя ноги. Повторяйте 3–4 раза.

7. «Топ-топ»

Исходное положение — вертикальное. Держа малыша под мышки, поставьте его ножками на твердую поверхность — кроха рефлекторно «зашагает». Проделайте вместе с ним несколько шагов; следите, чтобы малыш наступал на всю стопу, а не на цыпочки. С 4 месяцев шаговый рефлекс угасает, но кроха сможет пританцовывать, а затем и подпрыгивать на месте, отталкиваясь ногами. Примерно с 9 месяцев, так же держа малыша под мышками, поощряйте его делать 2–3 шага.

Больше полезных материалов о том, как правильно развивать малышей физически — в нашем канале на .

С какого возраста начинать гимнастику

Гимнастика для 4 месячного ребенка

Элементы гимнастических упражнений для грудничков можно начинать практиковать непосредственно после выписки из роддома. Начать следует с элементарного – выкладывания ребенка на животик. Первое время новорожденный будет поворачивать головку набок, поскольку так ему проще дышать. Потом малыш станет пытаться поднимать головку вверх, пытаясь на несколько секунд удержать ее в такой позиции. Это простое упражнение способствует укреплению мышц не только шеи, но и спины, плечей.

Классическая зарядка

Полноценную классическую ЛФК для новорожденных рекомендуется начинать примерно с месячного возраста. На первых порах заниматься с ребенком достаточно 10-15 минут. Совершенно не обязательно делать гимнастику для новорожденных в ежедневном режиме. Но определенная системность должна присутствовать. Только в этом случае к трехмесячному возрасту малыш окажется достаточно натренирован, чтобы внести в комплекс упражнений более сложные новые элементы.

Динамическая зарядка

Динамической гимнастикой с более сложными упражнениями для новорожденных специалисты рекомендуют начинать заниматься с 3-4 месяцев. Такая зарядка для новорожденных до месяца не подойдет. Основные движения, которые использует динамический вид ЛФК, – это вращение и качание ребенка.


Зарядка обычно доставляет грудничкам удовольствие

Важно! Доктор Комаровский рекомендует родителям, желающим заниматься с грудничком динамической зарядкой для младенцев, пройти предварительную подготовку со специалистом и внимательно изучать противопоказания к обозначенному виду физической активности

Для чего младенцам необходима гимнастика?

Независимо от возраста человека для улучшения качества жизни и обеспечения отличного состояния здоровья ему требуется физическая активность. Не является исключением и новорожденный малыш. Если заботливые родители ежедневно устраивают для него сеансы массажа и специальный комплекс гимнастических упражнений, он будет гораздо быстрее и гармоничнее развиваться не только в физической сфере, но и в умственной.

Занятия гимнастикой для новорожденных приносят неоценимую пользу:

  • благодаря регулярному тактильному контакту с матерью малыш пребывает в спокойном состоянии, а его психика развивается правильно и гармонично;
  • младенец легче и быстрее познает свое собственное тело и привыкает к его особенностям;
  • координация движений гармонично развивается;
  • мышцы и суставы становятся крепкими, сильными и эластичными;
  • улучшаются и ускоряются все важные обменные процессы;
  • необходимые рефлексы развиваются правильно и своевременно.

Регулярная гимнастика необходима всем малышам без исключения, но в наибольшей степени тем, мамы которых практикуют тугое пеленание.

В подобных ситуациях младенец не имеет возможности свободно двигаться, в связи с чем его мышцы постоянно затекают и не способны развиваться правильным образом.

Как проводятся занятия по динамической гимнастике?

Динамическая гимнастика считается одним из видов интенсивных развивающих упражнений. Они отличаются тем, что у упражнений повышается уровень сложности. Основные движения – вращение, качание ребенка вниз или вверх головой, чего не нужно пугаться родителям, так как при соответствующей подготовке и сопровождении инструктора это реально можно делать без ущерба для здоровья крохи.

Для тех родителей, которые хотят заниматься с малышом динамической гимнастикой, не стоит приступать к ней, не пройдя предварительную подготовку со специалистом. Как и у всяких тренировочных упражнений для детей, существуют определенные противопоказания для их раннего выполнения: повышенное мышечное напряжение, неправильное развитие тазобедренных суставов или увеличенная их подвижность.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: раннее развитие ребенка до года: видео

Динамические упражнения

Динамическая гимнастика проводится в специально организованных группах под руководством инструкторов. Потом, набравшись опыта, можно проводить такие упражнения самостоятельно:

  1. Ребенок лежит на животе. Одной рукой берем его за ручку в районе запястья, другой – в районе икры. Нужно поднять его вверх несколько раз. Потом упражнение выполняется аналогично с другой стороны.
  2. Малыш лежит на спине. Его нужно взять руками за щиколотки, поднять за ноги кверху, покачать с минимальной амплитудой 3 раза.
  3. Положить ребенка спиной на кроватку, большие пальцы рук мамы у него в ладошках, остальными пальцами обхватываются запястья. Плавно поднимаем его с кровати, затем нужно вскинуть ребенка таким образом, чтобы его руки были разведены в стороны. Повторить 3 раза.

Упражнения в положении лежа на спине

Поглаживание рук. Захватываем кисть ребенка в свою руку (большой палец обязательно вкладывается в ладошку малыша). Подушечками пальцев другой руки проводим легкие медленные поглаживающие движения от кисти к плечу по внутренней и наружной стороне руки. Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности (рис. 1).

Потягивание рук приподниманием. Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко (на несколько сантиметров) приподнимаем его от поверхности стола. Если хватка ребенка ослабляется или он смотрит на вас озабоченно, необходимо сразу опустить его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну минуту (рис. 2).

Массаж живота. Круговое поглаживание проводят от нижнего правого угла передней брюшной стенки, направляя движения по часовой стрелке. Пальцы рук располагают в исходной позиции, после чего делают широкие круговые движения по животу вокруг пупка, практически не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз (рис. 3).

Напряжение мышц живота сгибанием. Расположите свои большие пальцы под мышками у малыша, аккуратно поддерживая его шею и голову остальными пальцами. Стопы ребенка уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте свои руки до вертикального положения (в качестве неподвижной точки опоры используйте локти) и медленно опустите ребенка на спину. Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу устать и отвлечься. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы ребенок по мере сил напрягал мышцы живота (рис. 6).

Массаж груди. Поглаживания грудной клетки выполняются движениями подушечек пальцев вверх по грудине и затем, в верхней части, по нижнему краю ключиц в стороны к подмышечным ямкам. Необходимо проделать 5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте подушечками пальцев в направлении от грудины вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений). В раннем возрасте поглаживание проводится двумя пальцами, по мере увеличения размеров ребенка подключается большее количество пальцев (рис. 7).

Усиление вдоха (сжимание грудной клетки). После массажа обхватите грудную клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями нажмите на грудную клетку, направляя усилия кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения. Это движение рефлекторно вызывает более глубокий вдох и способствует устранению застоя в легких, а также усилению вентиляции (рис. 8).

Рефлекторные движения стоп (сгибание и разгибание). Рефлекторные движения используются в массаже и гимнастике детей раннего возраста очень широко, вплоть до угасания соответствующих врожденных рефлексов. Это активные движения, которые очень хорошо и быстро развивают определенные группы мышц.
Обхватите голень ребенка одной рукой, пальцем другой руки быстро и резко нажмите на стопу малыша в области основания пальцев. Это приводит к сгибанию стопы (поджатию пальцев). После этого быстро и резко, с нажимом, проведите по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ на ваше раздражение ребенок рефлекторно разогнет стопу. Проделайте два этих упражнения 4-6 раз (рис. 10, 11).

Приглашаем вас на занятия для мам и пап!

Подбор комплексной программы

Зарядка принесет пользу, если к разработке ее программы подойти продумано.

С первых дней

Когда ребенка только принесли в дом после роддома, или ему исполнилась всего неделя, много времени на разработку комплекса упражнений не потребуется. Достаточно будет легкого массажа без давления и нежных поглаживающих прикосновений.

В 1 месяц

В один месяц к легким поглаживаниям стоит добавить «Лягушку» и другие упражнения, укрепляющие группу мышц, отвечающих за удерживание малышом головки.

В 3 месяца

В трехмесячном возрасте дети становятся более эмоциональными и реагируют на совершаемые с ними действия. На этом этапе можно немного усложнить и разнообразить комплекс упражнений. Во время гимнастики петь или рассказывать ребенку стишки.

Начинаем!

Первое артикуляционное упражнение — развлечение, которое можно предложить малышу в 8–9 месяцев, это игра на дудочке. Купите ему свисток, дуделку или свистульку — и пусть он дует в свое удовольствие. Только учтите, что свисток должен быть максимально безопасным, не содержал мелких предметов, которыми малыш может подавиться. Затем можно начинать развивать дыхание для речи и учиться делать правильные вдохи и выдохи.

В этом тоже помогают игры:

  • Дуть на вертушку, чтобы она крутилась;
  • Играть в гонки с бумажными шариками на столе, дуя на них;
  • Выдувать мыльные пузыри;
  • Согревать ладошки дыханием;
  • Сдувать пух с одуванчика.

Параллельно с этим можно начинать заниматься и артикуляционной гимнастикой. Естественно, никто не говорит о постановке тех или иных звуков. Речь, скорее, идет об общем развитии артикуляционного аппарата, о его укреплении. И здесь самое главное правило — не заставлять. Вы должны играть с малышом в гимнастику, а не заниматься ею. И еще — прекращать занятие до того момента, когда малышу надоест, иначе больше он к этому не вернется.

Игровая гимнастика: цель, задачи, польза

Игровая гимнастика — направление физических упражнений, направленных на развитие гибкости, ловкости, двигательных навыков через легкую, игровую форму. Она является лучшим средством для привлечения ребенка к физическому воспитанию. 

Главное достоинство этого вида гимнастики в наличии игрового момента. Через игру, простые и понятные упражнения малыш тренирует свое тело, поднимает себе настроение. Дети ясельного и дошкольного возраста познают мир через игру, поэтому использование игровых элементов — дополнительная мотивация на повторение за родителями.

Цель игровой гимнастики — развитие всех групп мышц, улучшение работы внутренних органов и систем, формирование крепкого иммунитета. В процессе решения основной задачи, реализуются важные для здоровья и физического развития ребенка задачи:

  • приучение ребенка к физическим упражнениям;
  • улучшение опорно-двигательного аппарата, осанки;
  • повышение гибкости выносливости;
  • увеличение силы;
  • совершенствование координации;
  • развитие памяти, внимания.

Дополнительными плюсами игровой гимнастики могут стать:

  • развитие чувства ритма, музыкального слуха, улучшение танцевальной пластики — при использовании музыки в качестве фона к занятию;
  • расширение кругозора, творческого мышления, способности самовыражения — при подаче упражнений вместе с обучающим, развивающим или воспитательным материалом (карточки, видео, рассказ, стихи и т. д.).

Игровая гимнастика — занятия, направленные на развитие и приучение ребенка к физическому воспитанию при помощи игры, игрового сюжета или игровой формы.

Предлагаемые ребенку упражнения должны быть:

  • простыми и доступными. Кроха должен с первого раза повторить за вами предложенное упражнение, без необходимости долго думать;
  • соответствовать возможностям малыша. Предлагайте только те задачи, которые под силу вашему ребенку, избегайте сложных заданий, если вы не уверены, что крохе они под силу;
  • разнообразны, часто сменяемыми. Для сохранения интереса со стороны ребенка нужно стараться менять упражнения до того, как они станут для малыша скучными. Обычно предлагают от 3 до 7 повторов;
  • не перегружающие нервную и мышечную энергию ребенка. После гимнастики кроха должен быть бодрым и веселым, появление усталости недопустимы;
  • воздействовать на разные группы мышц. Старайтесь давайте нагрузку на разные части тела: руки, ноги, пресс, спину. При составлении программы занятия составляйте очередность заданий так, чтобы упражнения на одну группу мышц не шли подряд.

Чтобы малышу было интересно, рекомендуется использовать различный инвентарь:

    • игрушки;
    • спортивные снаряды;
    • обучающие карточки;
    • видеоинструкции и т.д.

Хорошо стимулирует детей повторять за родителями предложенные движения — использование различных названий, понятных ребенку, призывающих имитировать знакомые предметы или живые существа (“летаем как птички”, “прыгаем как лягушки”, “стоим как цапля”). Такой подход интригует малышей, побуждает в них желание подражать одушевленных и неодушевленным предметам или существам.

Есть несколько правил, которые нужно знать взрослым:

  • используйте “зеркальный метод”. Если вы говорите, что ребенку нужно поднять правую руку, то вы поднимаете левую, чтобы малыш отзеркаливал ваши действия. Не нужно заставлять ребенка лишний раз думать, какой рукой или ногой ему двигать;
  • Предлагайте сыну или дочке повторять за вами, а не объясняйте на словах. Дети ясельного и дошкольного возраста лучше понимают язык тела, чем словесную, даже качественную инструкцию;
  • Выполняйте предложенные упражнения четко и правильно, чтобы подражая вам, малыш сразу учился правильной технике выполнения;
  • Завершайте выполнение упражнения до того, как оно станет неинтересным для ребенка.

Техника выполнения упражнений

Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того, как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.

Малыш на животике. Кладем руки малышу на спину и слегка прижимаем его к мячу. Можно правой рукой придерживать кроху за спинку, а левой — фиксировать левую ножку в области коленного сустава. Начинаем потихоньку покачивать малыша вперед, назад, по кругу, чтобы при этом была небольшая вибрация;
В том же положении покачивайте малыша к себе и от себя, с небольшой вибрацией, если малыш уже держит головку;

Малыш на спинке. Придерживаем его руками за живот и в области голени, или можно правой рукой фиксировать животик, а левой — левую ножку. Медленно при покачивании мяча к себе сгибаем ножки малыша в коленных суставах, а при движении мяча от себя — выпрямляем

Осторожно качаем ребенка в положении лежа на спине в позиции головой вниз. Хорошо, если малыш будет при этом распрямлять руки, это снижает тонус мышц-сгибателей

Теперь пробуем выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой;

Малыш снова на животике. Держим его за руки и покачиваем вперед-назад. Постепенно приподнимаем вытянутые вперед ручки, чтобы малыш оторвал грудную клетку от мяча;
В том же положении правой рукой придерживаем малыша в области поясницы, а левой пробуем уложить в «позу лягушки», широко разведя коленки. В такой позе покачиваем вперед, назад, создавая вибрацию. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.

Основные принципы аквагимнастики

  • Комфортная температура воды на первых занятиях — 37 – 37,5 градусов, с понижением ее до конца первого месяца плавания на 3 градуса, а третьего — еще на 2. Для тех, кто посмелее: пожалуйста, помните, что температура не должна опускаться ниже 28 градусов — в этом случае речь идет уже о закаливании;
  • Температура воздуха в ванной — 20 – 22 градуса, дверь открыта.    Занятия проводятся через 40 – 60 минут после кормления и за 30 минут до него;
  • Продолжительность занятий — 5 – 20 минут;
  • Вода должна быть без добавок (марганцовка, эфирные масла, отвары из трав, соль), поскольку ванны с этими добавками являются лечебными и рассчитаны на лежащего младенца, а аквагимнастика — это комплекс активных упражнений с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы;
  • Во время занятий в воде уши малыша могут погружаться в воду, после упражнений не забываем просушивать их;
  • Время проведения занятий в воде с малышами младше 4 месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5 минут, для деток постарше — до 10 минут;
  • В качестве самостоятельного вида занятий аквагимнастика проводится в течение 15 – 20 минут;
  • Противопоказаниями являются: открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

«Чеканка»

Итак, мы добрались до высшего пилотажа, которым в совершенстве владеют футболисты! Пришла пора подкидывать мяч ногой или, как выражаются мальчишки, «чеканить». Для девочек, кстати, это тоже полезно: улучшает координацию и укрепляет бедра, с возрастом меньше шансов на появление целлюлита. Чем дольше сможете удержать мяч в воздухе, тем лучше. Но, если он коснулся земли, не опускайте сразу руки и ноги, а постарайтесь «подхватить» мяч и продолжить без пауз. Старайтесь при этом использовать то, чему научились в упражнении 2, то есть подкидывать мяч разными сторонами стопы. Работайте поровну обеими ногами!

Упражнение рассчитано на 5–15 минут.

Суть динамической гимнастики

Этот комплекс интенсивных занятий лечебно-оздоровительного характера предназначен для развития малышей от рождения до года и старше. Главная особенность упражнений в том, что наряду с традиционными массажными элементами они включают ещё и:

  • гимнастику с поддержкой ребёнка за руки или за ноги;
  • игры;
  • закаливание.

Кроме того, динамическая гимнастика — это первый опыт общения родителей с младенцем на понятном карапузу языке ощущений и прикосновений.

Главный принцип занятий динамикой состоит в том, что от упражнений получают удовольствие как малыш, так и родитель

Мнение педиатров

Отношение врачей к этой методике развития ребёнка неоднозначное. Одни утверждают, что активные физические тренировки с новорождённым способствуют:

  • снижению риска детского травматизма;
  • улучшению работы вестибулярного аппарата;
  • гармоничному умственному развитию;
  • стабилизации работы ЖКТ;
  • скорейшему освоению навыка держать головку, переворачиваться, сидеть и ходить;
  • ускорению обменных процессов;
  • установлению доверительных отношений с близкими, а значит, формированию уверенной в себе личности — доброжелательной и открытой миру.

Начинать занятия можно только тогда, когда изучены все теоретические аспекты методики и заданы все интересующие вопросы специалисту

Что касается антагонистов методики, то они делают упор на такие аспекты, как:

  • отсутствие учёта индивидуальных особенностей новорождённого (карапуза приобщают к активному времяпрепровождению или закаливанию тогда, когда ещё сложно сказать, какой у него темперамент);
  • травмоопасность некоторых упражнений (резкие прокруты, повороты);
  • стирание у ребёнка границ того, что безопасно и опасно для здоровья (многие малыши после года не чувствуют тревоги перед прыжком с большой высоты или падением).

Для тех, кто ещё не определился в своём отношении к динамической гимнастике (динамике), будет полезным узнать мнение известного педиатра Е. О. Комаровского. Евгений Олегович примиряет оппонентов рекомендацией не идти против себя, то есть не выполнять те упражнения, которые вызывают страх (у мамы и у малыша) или кажутся экстремальными.

С какого возраста начинать занятия

Бурные споры о том, с какого возраста разрешено начинать динамическую гимнастику, не прекращаются по сей день. Некоторые педиатры утверждают, что заниматься можно уже со второй недели после рождения, так как в это время практически исключены травмы суставов и сухожилий из-за пропорциональности развития мышц карапуза его маленькому весу. Другие специалисты настаивают, что динамику следует практиковать с месячного возраста, когда кроха уже более-менее приспособился к окружающему миру. А третьи вообще придерживаются мнения, что вводить такие активные комплексы упражнений нужно только с 3 месяцев, чтобы дать мышцам и костям немного окрепнуть.

Мнение о наиболее подходящем возрасте для начала занятий динамикой расходятся

Правила проведения

Чтобы максимально обезопасить кроху от травм, следует первые занятия с ним проводить под наблюдением специалиста. Но если такой возможности нет, то родители должны чётко уяснить следующие правила.

  1. Лучшее время для динамики — через час после еды в период бодрствования.
  2. Занятие длится в течение 10–20 минут.
  3. Упражнения делаются каждый день, а начинаются с поглаживаний — своего рода «разминки».
  4. Руки взрослого должны быть тёплыми и гладкими.
  5. Дома для проведения лучше выбрать место, застеленное матом, или выполнять гимнастику над разложенным диваном.
  6. Не нужно массировать область правого подреберья там, где располагается печень.

Если есть возможность, то занятия лучше проводить на свежем воздухе

Техника безопасности

Следует внимательно изучить особенности проведения гимнастики. Тогда занятия будут приносить только радость и пользу.

  1. Все действия делаем плавно и в одном темпе.
  2. Начинаем динамику с того упражнения, которое особенно по душе малышу, а затем чередуем «любимые» с «нелюбимыми».
  3. Если карапуз занервничал в процессе выполнения какого-то упражнения, то его нужно прервать, а ребёнка успокоить чем-то, что вызывает у него положительные эмоции. Но к неприятному обязательно позже вернуться.
  4. Если при выполнении какого-то движения у крохи начала щёлкать ручка или ножка, упражнение необходимо прервать и убедиться, что ребёнку ничего не угрожает. Если его настроение не изменилось, то можно вернуться к занятию, но стараться не нагружать щёлкнувший сустав.
  5. Число повторений упражнений должно совпадать с числом кормлений в сутки.

Какие бы упражнения вы не делали, помните, что безопасность превыше всего

Можно ли проводить родителям такие мероприятия

Родителям можно проводить физические занятия с новорожденным только после обследования врача. Массаж показан деткам, у которых наблюдается дистония. При слабых мышцах спины у новорожденного ЛФК выполняется в дневное время, строго спустя час с момента последнего кормления.

Комнатное помещение перед занятиями проветривается, чтобы ребенку не было душно. Приемлемая температура – 23 градуса.

После вышеуказанной подготовки один из родителей смазывает руки детским кремом для массажа. Порядок действий при гипертонусе мышечных тканей:

  1. Начало. Постепенное разглаживание конечностей, начиная с ладошек и стоп малыша.
  2. Разглаживание спины.
  3. Растирание кожи круговыми движениями.
  4. Далее необходимо легонько положить руку на верхнюю часть спины и аккуратно двигать ею вверх и вниз.
  5. Новорожденный кладется на спину. Родитель слегка потряхивает ручки младенца одну за другой.
  6. Разминается ладошка путем сгибания и разгибания в зоне запястья.
  7. Заканчиваются занятия так же, как и начинались.

Если у новорожденного наблюдается гипертонус мышечных тканей, применяется расслабляющего типа массаж:

  1. Малыш лежит на спинке. Родитель массирует кожу ребенка по всему телу.
  2. Родитель наклоняет ладонь ребром, затем проходится по конечностям.
  3. Младенец переворачивается на живот. Разминаются пальчики ножек и ручек, массируется зона поясницы.
  4. Заканчивается занятие мягкими круговыми движениями.

На первом этапе время физкультурных занятий – 5 минут. С каждым разом время увеличивается, и, в конечном итоге, массаж будет занимать 20 минут.

Заключение

По мнению врачей, спина служит зеркалом здоровья человеческого организма в целом. По этой причине забота о правильной осанке должна начинаться с самого раннего возраста.

Занятий лечебной физкультурой принесут пользу любому ребенку, помогая укрепить его костно-мышечный корсет, позволяющий сохранять позвоночник в естественном физиологическом положении, предупреждая его искривления в период школьного возраста, травмирование и иные неблагоприятные изменения.

Определить необходимость начала регулярных занятий лечебной физкультурой можно по ряду показателей, к которым относится быстрая утомляемость ребенка, жалобы на боли в области шеи, головы, появление признаков неправильной осанки, частые простудные заболевания.

Важно, чтобы комплекс лечебных упражнений был прописан врачом на основании диагностики и по индивидуальным показателям. При выполнении упражнений следует придерживаться правил и техники, рекомендованных врачом

При выполнении упражнений следует придерживаться правил и техники, рекомендованных врачом.

Тренировки всегда следует начинать с разогрева, а заканчивать замедлением темпа.

Занятия лечебной физкультурой запрещены при любых заболеваниях детского организма, в особенности при плохом самочувствии, нарушениях сердечного ритма, недостаточности дыхания.

Даже если занятия лечебной физкультурой проводятся дома, необходимо время от времени показываться врачу и прислушиваться к его рекомендациям.

Автор статьи: Богач Людмила Михайловна

Врач ЛФК
Проводит комплексную терапию и профилактику заболевания позвоночника, проводит расшифровку рентгенографии и МРТ снимков. Также проводит реабилитацию и восстановления физического состояния после травм.

Комментарии для сайта Cackle

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий