Ребенок подрастает, меняются и «кухонные игры»
Где-то с 3 лет (можно и раньше) начинаем развивать мелкую моторику: предложите малышу разобрать перемешанные крупы (горох, фасоль, рис, гречку) отдельно. Или по такому же принципу разобрать макароны разных сортов. Так ваш ребенок развивает тактильные ощущения и скоро сможет на ощупь отличать крупы, и тогда можно будет поиграть в новую игру. Мама насыпает в каждую тарелку другой вид круп, а ребенок с закрытыми глазами пытается определить, рис это или пшено. Но самым интересным занятием, на мой взгляд, для ребенка будет рассортировать разные виды изюма, орешков и семечек. Можно раскладывать по тарелочкам, но лучше предложить крохе сортировать всё прямо в рот.
Волшебные аппликации: сделать простенькие заготовки из картона. На листе – любой несложный рисунок, намазанный клеем ПВА. Предложите малышу посыпать его крупой или смесью круп и потом стряхнуть остатки. Вуаля! «Волшебным» образом на листе появится рельефное изображение.
Можно и нужно поручать такие несложные дела как очистка вареных яиц от скорлупы, очистка и разделение мандаринов на дольки (с последующим отправлением в рот), засыпание чайной заварки в заварник, раскладывание сыра/оливок/зелени на бутерброды, мытьё овощей/фруктов, доставание из холодильника нужных маме продуктов. Для нас с вами это мелочи, но для ребенка – важнейшее задание, ведь он чувствует себя нужным, незаменимым маминым помощником.
Дети старше трех лет
Для детей старшего дошкольного возраста придумывать особые развлечения не нужно. Здесь все просто — привлекайте к процессу готовки и ни в коем случае не переделывайте за ребенком! Если он сделал что-то совсем плохо, то сперва найдите, за что похвалить, а потом мягко укажите на недостаток.
Доверьте ребенку готовку собственного блюда. Если вы работаете с тестом, то дайте ему кусочек, достаньте соленые огурцы, сосиску, сыр, помидоры, и предложите самому нарезать ингредиенты и приготовить пиццу. Выпекать будете вы, а процесс изготовления достанется малышу. Резать продукты также нужно тупым ножом.
Помощь маме — почистить вареные яйца, накрошить овощи, подать тарелку, помыть чашку, взбить миксером тесто, налепить вареников — вот лишь малая часть того, что доступно ребенку в этом возрасте. Если вы хотите получать помощь в дальнейшем, когда ваша кроха вырастет, то не гасите инициативу сейчас. В этом возрасте дети охотно берутся помогать маме и во всем ей подражают.
Анна Чернышева
Чем во время приготовления пищи занять ребёнка?
Обычно дети с радостью соглашаются играть с кухонной утварью, от которой приходят в полный восторг. На полу можно постелить для малыша небольшой коврик, на котором разложить кастрюльки и миски, сделанные, разумеется, из небьющихся материалов (алюминия, пластика, дерева). Крохе можно показать, как меньшую миску можно вкладывать в большую, как построить башню из предметов. В этих играх малыш поймёт, что означает размер объекта. Можно поручить ему подбирать крышки к соответствующим кастрюлям и контейнерам. Дети обожают стучать черпаками и ложками по кастрюлям. В игре ребёнок слышит новые для себя звуки, а когда он станет постарше, то эту игру можно усложнить – мама будет стучать ложкой по мискам, кастрюлям и сковородкам, а отвернувшийся в сторону ребёнок должен угадать, что это за предмет так звучит.Вооружившись воронкой, кроха будет с удовольствием переливать воду из одной ёмкости в другую. Рядом можно положить губку для мытья посуды. Когда малыш прольёт воду (а это непременно случится), можно показать ему как с помощью губки можно быстро и аккуратно её собрать, а потом выжать над миской.Закручивание и откручивание крышек бутылок и банок является отличной тренировкой мелкой моторики рук. Нужно показать малышу, что крутить нужно не банку, а крышку. Крышки поначалу нужно закручивать слегка, так, чтобы даже малыш без труда смог бы их открыть самостоятельно и порадовался вместе с мамой результату. Когда он «набьёт руку» на одной банке, пусть попробует открутить крышки другого размера на других банках и бутылках. Можно также незаметно перемешать крышки, притворно ахнуть, что вот, мол, все крышки перепутались и попросить малыша найти к каждой посудине свою крышку.
Молодые мамы бывают весьма изобретательными. Одна из таких предложила занять ребёнка шнуровкой … дуршлага. Малыш может сидеть с дуршлагом и кропотливо пропускать в его дырочки кончик шнурка – туда и сюда! А ещё в них можно вставлять, карандаши, ватные палочки и любые достаточно тонкие предметы. В этой игре вместе с мелкой моторикой тренируется также глазомер.
Организация игры на кухне
Поначалу игровой процесс ребёнка следует умело организовать, помня о следующих важных моментах:
- Мама должна хорошо просматривать «игровую площадку» малыша, поэтому, например, не должна сажать его у себя за спиной.
- Все ножи, вилки и прочие опасные предметы, а также бьющуюся посуду нужно переместить наверх, в места, недоступные для малыша.
- Все неиспользуемые в работе розетки должны быть закрыты специальными заглушками.
- Место для игры нужно выделить дальше всего от горячей плиты и любой электропроводки. Ввообще, если работает духовка, то с ребёнком лучше поиграть в другой комнате.
- Также вне доступа малыша должны оказаться любые электроприборы.
- Пользоваться только дальними конфорками плиты, а ручки сковородок поворачивать так, чтобы малыш до них никак не мог дотянуться.
Удовлетворить детское любопытство
Часто ребенок пытается залезть в работающую духовку или на высокую столешницу из элементарного любопытства. Запретами и попытками изолировать ребенка от готовки вы можете лишь усилить этот эффект — и только вы отвернетесь, ребенок уже крутит ручки на плите или пытается перевернуть на себя кастрюлю.
Возьмите ребенка на руки и покажите сверху, как закипает вода, дайте поставить руку над паром, чтобы малыш понял, что пар горячий. Продукты давайте подержать или попробовать, рассказывая о каждом — так вы не только удовлетворите любопытство, но и обогатите чувственный опыт ребенка.
В отдалении от плиты можно поставить детскую табуретку-стремянку, чтобы малыш мог забраться на вашу высоту и посмотреть, что вы делаете.
Обеспечить безопасность
Если вы уверены в безопасности ребенка, вы можете расслабиться и отпустить контроль — а это важный момент для того, чтобы не потерять эффективность и сосредоточенность на кухне.
Покупая кухонную технику, обратите внимание не функции защиты от детей. Например, на духовке и посудомоечной машине это может быть защелка, а на плите — кодовое сочетание клавиш для разблокировки
Если техника появилась в вашем доме еще до рождения ребенка, блокирующие механизмы на дверцы можно докупить отдельно.
Если беспокоитесь, что ребенок может обжечься об уже работающую плиту, обратите внимание на индукционную технологию. Поверхность таких варочных панелей не нагревается, поэтому обжечься об нее нереально
Больше информации вы найдете в этой статье: «Как выбрать варочную панель: основные критерии».
Бьющуюся посуду уберите повыше, ножи туда, куда ребенок не дотянется — отличный вариант повесить их на магнитную полоску на стену. И да, не забудьте надеть протекторы на острые углы мебели — это избавит вас еще от одной необходимости постоянного контроля.
Чем же занять дитя, пока мама готовит?
Самый легкий способ отвлечь малыша и выиграть для себя 10-15 минут – дать погреметь ложкой в кастрюле. Для этого не стоит выделять крохе «свою», ведь она скоро наскучит. Лучше иметь в арсенале несколько кастрюль или небьющихся мисок, по которым спокойно можно тарабанить. А вот ложку (лопатку для переворачивания), желательно завести деревянную, чтоб мама не так страдала от грохота.
Можно покопаться в кухонных шкафчиках и предложить ребенку перебирать крышки от банок и строить из них сооружения. В небольшие баночки (из-под детского питания) можно насыпать разные крупы и плотно завинтить – пускай малыш балуется такими погремушками. Покажите ему, что каждая крупа гремит в баночке иначе – звук от гороха звонче, а вот манку совсем не слышно.
Пока мама готовит играем
- «Найди клад»: найти вещь по Вашим указаниям. Например: пройти 5 шагов прямо, повернуть налево, пройти еще 2 шага, поднять руку вверх и достать клад…
- «Накрой на стол»: даются четкие указания: поставь хлебницу посередине, слева от нее соль…
- «Опиши обстановку»: необходимо словесно описать расстановку мебели на кухне.
Пока мама готовит ищем геометрические фигуры
- Найди фигуры, которые похожи на … (круг, прямоугольник…)
- Какую фигуру напоминает? (хлеб — прямоугольник, тарелка – круг…)
- Сосчитай, сколько на столе кругов…
- Назови предметы одинаковой формы (стол—окно—дверь)
Цифры: использование циферблата часов для запоминания цифр.
- Показать цифру, обозначающую количество предметов (на циферблате).
- Использование ассоциаций для запоминания: спичка – единица; 2 баранки – 8; подовой хлеб – 0.
- Насыпать на поднос с бортиками манную крупу, рисовать пальчиком (например, цифры срисовывать с циферблата)
Игры для развития мелкой моторики пока мама готовит
Накрываете на стол? Дать ребенку несколько бумажных салфеток.
- «Готовим снегопад» — порвать салфетку на мелкие кусочки.
- «Снежный ком» — смять несколько салфеток и «катать» в ладонях «комочек».
- «Утюжка» — те же «комочки» разровнять и «разгладить» игрушечным утюгом.
- «Секретище» — в капсулу от «киндер-сюрприза» положить, например, конфету и «закатать» всё это в «ком» из листа бумаги. Пусть ребенок найдет сюрприз.
- «Кружева» — сложить салфетку вчетверо. Пусть ребенок пальчиками скруглит углы. Развернуть и рассматривать вместе узор.
Игра «Коррекция негатива»
Заранее оговорить, что каждая игра заканчивается тем, что ребенок превращается из плохого героя в хорошего.
- “Танцы-кривляки”. Под музыку ребенку предлагается не просто танцевать, а дурачиться и кривляться, выполнять различные резкие движения.
- “Злой кот”. Мама рассказывает сказку о котике, который злился, царапался, злостно мяукал. Ребенок должен выполнять действия по тексту.
- “Добрые обзывалки”. Ребенок с мамой обзываются, словно ругаясь. Условие: не использовать обидные слова.
- “Упрямый ослик”. Ребенок изображает ослика, который упирается, не слушает хозяина.
Пока мама готовит игра «Расслабление»
- “Пузырь”. Ребенок разводит руки в стороны, надувает щеки, потом лопается.
- “Ленивый котик”. Ребенку нужно изобразить котика, спящего в теплом местечке. Затем котик встал, потянулся, понежился на солнышке.
Как заинтересовать ребёнка?
Как вы видите, существует много вариантов того, чем занять ребенка на кухне. Конечно, важнее всего вначале заинтересовать малыша. Можно поиграть со вкусными именами на время игры, назвавшись, например, Петей Колбаскиным или Надей Пирожковой. Подобные невинные шалости делают кулинарную игру более яркой. Можно попрыгать на одной ноге, намазать соседу кремом кончик носа, пока мама взбивает сливки
С детворой нужно разговаривать спокойным голосом, но не приказным тоном, чаще хвалить их, акцентировать внимание на достигнутых успехах. Закончив с приготовлением блюда, можно сфотографироваться рядом с ним, и под музыку вынести к столу, где все не дождутся его дегустации.
Игры с тестом
Игры с тестом – самое естественное развлечение для ребёнка на кухне. Если мама решила что-нибудь выпечь из теста, ей стоит сделать его чуть побольше, чем нужно, чтобы излишек выделить малышу для игр. Он будет с интересом ощупывать его, попытается отщипнуть кусочки, удивляясь, как оно быстро прилипает к пальцам. Ему также можно предложить попробовать раскатать тесто, а затем вырубить формочками треугольники, квадраты, звёздочки (изучая заодно важнейшие фигуры), животных. Он также может сделать из куска теста длинную колбасу, скатать маленькие колобки. Кусочки этого податливого материала можно сжимать и разминать, катать ладошками «червячков» и прихлопывать до лепёшек.
Для малыша можно сделать и специальное солёное тесто, рецепты которого можно найти в интернете. Детишки с большим удовольствием занимаются на кухне этой игрой, поскольку очень мягкое и пластичное тесто как раз по силам их слабым пальчикам. Можно сделать из теста лепёшку, а потом вдавливать в неё разные мелкие предметы: горошинки, фасоль, камешки и макароны, а затем начать их выковыривать или высушить лепёшку и подарить бабушке замечательное панно. Также можно вдавливать и более крупные предметы: игрушки, крышки от бутылок.
Из бесформенного кусочка теста может возникнуть стегозавр или ёжик, если в фигурку воткнуть соломинки, канцелярские скрепки, зубочистки, палочки от мороженого. Дырочки в тесте можно проделывать пластмассовой вилкой, а потом рассматривать на просвет получившееся «звёздное небо». Если скатать разные по размерам шарики и соединить их, то получится снеговик – неожиданный гость летом. Можно также слепить колобка и персонажей из его сказки, чтобы потом разыграть это представление.
Любимая игра – с тестом
Праздник на кухне начинается, когда мама месит тесто. Тут маленький помощник может проявить себя сполна. Доверьте поваренку перемешать яйца с сахаром, попросите просеять муку или разложить начинку на заготовки пирожков или вареников. Если вы собрались печь печенье – доверьте малышу выдавливать формочками тесто, а потом посыпать его сахаром, маком или кунжутом. Если планируются пирожки – думаю, ваш малыш будет не против попробовать самостоятельно залепить несколько штук. Потом эти пирожки окажутся самыми вкусными, ведь малыш сделает их собственными руками. Самым маленьким (1,5-2 года) можно дать просто кусочек теста – восторженным визгам не будет предела. Так умилительно наблюдать, как малыш с серьезным видом пытается подражать маме. Пусть кроха тоже слепит пирожок или сформирует печенье. Не факт, что это произведение кондитерского искусства будет привлекательным на вид, но ведь старания надо поощрять. Обязательно испеките потом то, что получилось и продемонстрируйте папе (родственникам).
И в завершение настоятельно прошу всех мам – никогда не упрекайте ребенка в том, что у него что-то не получилось (разбил, намусорил, выронил). И у нас с вами не всё выходит с первого раза. А если ребенок всё время слышит, что «то не так», и «это не так», «я сама сделаю, не мешай», то и желание помогать пропадет или вообще не появится. Не сейте в детях комплексы!
P.S. Эта статья – вовсе не универсальное руководство. Брать ли ребенка с собой на кухню – ваше решение и ваша ответственность. Но если уж вы собрались это сделать, помните – у вас должно быть 10 рук и 100 глаз, чтобы уследить за всеми кастрюлями/сковородками да еще и ребенком. Если чувствуете, что не справитесь – лучше не рисковать
Обеспечить занятие
Не дайте ребенку заскучать, иначе его гарантированно потянет на приключения. Кухонные дела для него еще не рутина, а развлечение, возможность почувствовать себя взрослым и новый опыт. Более того, даже в самом юном возрасте малыш может быть полезен на кухне. Посмотрите, сколько дел можно делегировать:
- чистить вареные яйца и овощи,
- резать сыр и другие мягкие продукты пластмассовым ножом,
- рвать листья для салата,
- мыть овощи,
- приносить продукты (это еще и помогает тренироваться считать),
- раскладывать ингредиенты на бутерброды,
- украшать блюда,
- сервировать стол,
- для детей постарше — смешивать ингредиенты для теста или салата в нужной пропорции.
Если помощь вам пока не нужна, на кухне огромный простор для игр! Вот несколько примеров:
- переставлять магниты на холодильнике,
- рисовать на грифельной доске, закрепленной на холодильнике,
- пересыпать и перебирать крупы,
- искать клад (например, фасолину или конфетку) в миске с крупой,
- рисовать пальцем в мелкой крупе, насыпанной в противень,
- складывать миски друг в друга и накрывать крышками,
- строить зоопарк с жирафами-бананами и львами-помидорами,
- играть дуршлагом — засовывать в дырочки различные предметы, например, шнурки, спагетти, ватные палочки,
- устроить концерт, в котором кастрюльки станут барабанами, ложки — палочками, а баночки с сыпучими продуктами — маракасами.
В создании дома идеальной обстановки для ребенка вам помогут следующие статьи:
- Волшебная детская
- 5 важнейших принципов в оформлении детской
- Как выбрать кроватку в детскую?
- Безопасность детской комнаты
- 5 советов, как поддерживать порядок в детской комнате
Фотографии: momsmagazine.com, ikea.com, thekitchn.com, trentbell.com, speedysubzerorepair.com
кухня, безопасность, дети
Дети от года до трех лет
Игры с водой для любознательных малышей старше года — самое лучшее развлечение. Научите ребенка сразу вытирать губкой все разлитое, покажите, как она намокает и тонет в тазике с водой. Можно и нужно давать ребенку емкости для переливания, а также гранулы растворимого кофе, чтобы наблюдать за процессом подкрашивания воды. Девочкам можно устроить чаепитие для кукол.
Ребенок в возрасте 1,5-3 лет уже способен помогать маме в нарезке овощей, особенно вареных. Вооружите его столовым ножом (для сливочного масла), дайте разделочную доску. Сварите на одну морковку больше, чем вам нужно, или дайте кусочек хлеба, его удобно резать таким инструментом. Пусть малыш поупражняется и почувствует себя нужным на кухне.
Привлеките ребенка к вашему делу — пусть он отмерит ложечку соли и опрокинет в кастрюлю, помесит тесто, вырежет формочкой печенье, размешает жидкие ингредиенты.
Дайте ребенку леску и макароны, которые можно нанизать на нее, как бусы. Затем пусть ребенок раскрасит их красками. Это занятие увлечет его не меньше, чем на полчаса. Если нужно, отвлекитесь и помогите, если у малыша еще плохо получается.
Смешайте в одну миску гречку, чечевицу, половинки гороха, пшено. Пусть ребенок переберет зерна и рассортирует их по стаканчикам. Уместно будет вспомнить, что это было основным занятием Золушки, и рассказать сказку.
Позвольте ребенку сделать первое в жизни блюдо: дайте растолочь ступкой печенье и высыпать во фруктовое пюре, а потом вооружите дитя ложкой и пригласите его угоститься. Ему понравится!
Если времени нет на длительные приготовления, просто заинтересуйте ребенка самим процессом приготовления пища. Рассказывайте подробно о каждом овоще, продукте, из чего его делают и чем он полезен.
Совместное приготовление пищи
Многолетние детские кулинарные мастер-классы позволили установить три возрастные группы детишек: 4-7 лет, 8-10 лет и старше 10 лет, для каждой из которых нужно организовывать отличающиеся занятия, чтобы малыши не теряли к ним интерес.
С детьми до 7 лет вполне можно расписывать маффины и печенья глазурью, лепить из мастики фигурки и украшать уже готовые блюда. Дети постарше уже интересуются отдельными кулинарными операциями: замешивают для пирожков тесто, собирают бургеры из готовых ингредиентов, лепят пельмени. Дети из следующей возрастной категории уже могут справиться с приготовлением макарон, пиццы или десертов.
Нужно помнить важный момент – поскольку с кухни нельзя ни на минуту отлучаться, то следует заранее приготовить всё, что необходимо для конкретной работы. Выбрав рецепт, желательно придумать какие-нибудь истории, где бы это блюдо фигурировало. Есть ряд верных вариантов: если задуман большущий бутерброд, то можно вспомнить про Пизанскую башню, если в плане стоит фруктовый салат, то можно вспомнить интересные факты или загадки, касающиеся каждого фрукта, например, «что итальянцы называют «сахарной пряжей»?
Для самых маленьких можно сочинить сказку, в которой марципановые фигурки или овощи станут главными персонажами. Если малыш есть не желает, то он может создать персонажа из основного блюда или гарнира, сам придумать историю про него. Например, из тефтельки, грибов и картошки фри можно соорудить замечательного запасливого ёжика.
Игры с магнитиками на холодильнике
Сейчас продаются самые разные магнитики на холодильник: в виде обычных цветных кружков, фруктов и овощей, зверушек, машинок, букв кириллицы и латиницы. Можно придумать множество игр с такими магнитами: рассказывая сказку, распределять зверушек по их домикам, складывать слова, запоминать цвета. Лучше покупать деревянные или пластиковые магнитики, которые при падении не разобьются. Можно также купить малышу набор наклеек, которые также очень интересны детям. Интересны магнитики с фотографиями, которые ребёнок может комментировать: сколько человек там изображено и кого он там узнаёт.
Дети до года
Малыша, который еще не научился сидеть, можно положить в люльку, шезлонг, переноску, автокресло или стульчик для кормления с лежачим положением и дать погремушку. В процессе готовки его неизбежно придется брат на руки, разговаривать, петь песенки. Но, как показывает практика, готовить с таким крохой можно успешно, даже если ребенок у вас на руках. В таких случаях будет незаменим слинг.
Игры с водой очень полезны для малышей, которые уже умеют сидеть и занимать себя ненадолго. Дайте ребенку тазик с водой, пластиковые чашки и губку. Покажите, как можно переливать воду, что губку можно выжимать. Это занятие отлично тренирует моторику рук и мышцы кистей и запястий.
Классика жанра — дать ребенку кастрюли и ложки, пусть погремит вволю. Еще хорошо бы открыть нижний шкафчик, где будет все то, то позволено ребенку трогать. Дети очень любят лазить в таких местах и складывать туда посуду, бесконечно ее вынимать, перекладывать и прятаться самим.
Насыпьте на небольшой поднос манную крупу и покажите, как можно рисовать на ней пальчиком. Также можно устроить дорожки и покатать по ним машинки.
Найдите крупные макароны (чтобы исключить риск проглатывания целиком) разных форм и дайте малышу с ними поиграть
Тут придется проявить внимание и проследить, чтобы ребенок их не разгрыз. Предложите ребенку переложить макароны из одной миски в другую и обратно, рассыпать их и собрать, попробовать отсортировать
Игры с крупой. Вместо традиционной фасоли можно взять чечевицу. Она гладкая, плоская, небольших размеров и очень приятная на ощупь. Даже если ребенок проглотит эту крупу, она не застрянет в дыхательных путях, и поэтому гораздо безопасней того же гороха. Чечевицу также можно пересыпать, трогать, насыпать в баночку и греметь ей.
Достаньте ребенку игрушечную посуду и покажите, что манку можно просеивать ситечком, а ложечкой пересыпать крупы.
Правила безопасности
Соглашусь со многими противниками этой затеи: кухня – не самое безопасное место в квартире для малыша. Но риск можно свести к минимуму, следуя нескольким простым правилам
Во-первых, колюще-режущие и бьющиеся предметы убрать с поля зрения ребенка, ведь он мгновенно хватает то, что привлекло внимание. Во-вторых, спрячьте все электропровода от бытовой техники, а то малыш может потянуть за них и опрокинуть
Правило номер три – розетки на кухне должны быть плотно закрытыми специальными крышками, которые дети не смогут открыть. И самое главное! Малыш должен находиться всегда в поле вашего зрения, чтобы вы смогли успеть, если случится ЧП. Поэтому лучше посадить его в стульчик для кормления или поставить на табуретку возле стола, где готовкой занимается мама. Если площадь кухни позволяет, отведите ребенку немножко места, это будет его игровой уголок и наблюдательный пост (а вдруг мама решит сбежать?)
До двух лет детки могут довольствоваться игрушечными наборами кухонной утвари, но со временем их больше привлекает мамина «посудка» – и кастрюли, и сковородки, всевозможные жужжащие и булькающие машины (миксер, тостер, блендер, микроволновая печь)… И всюду ведь надобно совать пальцы и нажимать на все кнопочки. Пока ребенок не подрос, все эти блага цивилизации желательно хранить вне досягаемости проворных ручонок вашего чада. Ведь крохи, следя за мамами, с поразительной быстротой запоминают, как включается тот или иной прибор, и могут, когда родители зазевались, похозяйничать и травмироваться.
Но недостаточно всё попрятать, отодвинуть и сказать «нельзя». Вы сами в детстве всегда следовали этому «нельзя» от мамы? Мало кто с гордостью скажет «да!» Нужно проявить терпение и объяснить, почему именно то-то или то-то делать не стоит. Любой строгий запрет в 90% случаев порождает острую необходимость его нарушить. А если в доступной форме донести до малыша, что порезы и ожоги – это больно, то врядли он захочет перепроверить.
Увлекательные игры с крупами
Детишки первого года жизни всё тянут в рот, стремясь попробовать на вкус, им в самый раз будет игра с кукурузной крупой или манкой. Их крупинки очень маленькие, поэтому даже если кроха возьмёт в рот их несколько, то легко проглотит и не подавится. На небольшой поднос или столик от детского стульчика для кормления нужно тонким слоем насыпать подобную мелкую крупу. Сразу же можно показать малышу, как можно пальцем рисовать по крупе. Малыш с увлечением начнёт водить по столу пальцем, пытаясь ухватить крупинки. С помощью этой игры у ребёнка развивается тонкая моторика, новые тактильные ощущения, отрабатываются навыки «пинцетного захвата», то есть, между большим и указательным пальцами.
Когда малыш подрастёт, можно в большой миске перемешать фасоль, горох и какие-нибудь орехи – пусть малыш эту смесь рассортирует. Можно также выдать крохе фасоль, орехи или мелкие макаронные изделия, две чашки, большую и маленькую ложку и поставить задачу – наполнить выданной бакалеей одну чашку большой ложкой, а другую – маленькой. Можно предложить ему несколько разных форм для выпечки и пусть он заполняет их различными крупами. Дети любят просеивать что-то сквозь сито, поэтому можно предложить малышу манку, смешанную с фасолью, пусть он просеивает её через сито – манка просочится, а фасоль останется. Подобной игре, развивающей мелкую моторику и координацию, карапуз будет очень рад. Но во время игр с крупами за ребёнком нужно внимательно следить.
Разный возраст — разная активность
Конечно же, в разном возрасте маленькому помощнику стоит поручать разные мелкие задания. Начнем с самых маленьких.
От 2 и старше — ребенок на кухне
В этом возрасте, ребенка уже можно брать с собой на кухню, и он даже может помочь вам с некоторыми делами.
- В возрасте от 2 лет вы можете вместе с ребенком листать книгу с рецептами и вместе придумывать, что же такого приготовить.
- Берите кроху с собой в супермаркет — здесь он может помочь вам с выбором фруктов и овощей.
- Даже такой маленький, ребенок с удовольствием поможет вам накрыть на стол (за исключением острых и режущих предметов).
- Не менее охотно маленький помощник будет рад помочь с мытьем фруктов и овощей (особенно тех, которые он сам выбрал в супермаркете).
- Если вы готовите салат, ребенок может перемешать ингредиенты или даже порвать листья латука (что уж точно безопасно).
От 3 до 5 лет
Чем старше ребенок, тем больше дел он может делать на кухне. Так, если ребенку выполнилось три года, он может делать все вышеперечисленное, и не только.
- Если ребенок учится считать, он с радостью поможет вам сосчитать яблоки, морковь, картофель и т. п.
- Можно поручить маленькому помощнику нарезать мякоть банана или клубнику — пластиковым ножом, конечно же.
- Ребенок может помочь вам с густым тестом для пиццы или хлеба — под присмотром, разумеется.
- Намазать хлеб маслом или спредом.
- Очистить от кожуры сваренное вкрутую яйцо? Такая задача маленькому поваренку вполне по силам!
- В этом возрасте, ребенку стоит начать показывать, как работает кухонная техника, и даже позволить ему нажать какую-то кнопку (под строгим присмотром мамы).
- Насыпать или налить ингредиенты в кастрюлю? Без проблем! Маленький помощник будет рад такому заданию.
- И, конечно же, в этом возрасте ребенок уже может начинать мыть посуду.
От 5 до 9 лет
И если до 5 лет помощь ребенка — это больше игра, то с пяти лет ребенок действительно может стать для мамы незаменимым помощником.
- Кроме всего вышеперечисленного, ребенок сможет помочь приготовить начинку для пирога.
- Помочь в приготовлении сендвичей или бутербродов.
- Под присмотром мамы, взбить венчиком яйца и даже сделать простой салат.
- В этом возрасте, ребенку стоит объяснить, как работают разные приборы и для чего они нужны.
От 9 лет и старше
В этом возрасте ребенок может начинать готовить самостоятельно. И если сложные блюда ему поручать пока что не стоит (разве что под присмотром взрослого), то яичницу или простую кашу ребенок вполне сможет приготовить.
И напоследок. Даже если ребенок намусорил на кухне, постарайтесь не расстраиваться. Хорошее настроение — важнее всего! И, что бы не сделал ребенок, хвалите его. Ведь именно так вы показываете маленькому помощнику, что его помощь важна. Чем больше вы будете его хвалить, тем больше он захочет вам помогать, когда подрастет.
Если же хотите вознаградить ребенка за помощь на кухне, побалуйте его фруктами, фруктовым смузи или детским сырком.
С использованием материалов dinnertogether.blogspot.com, startcooking.com