Буллинг в школе: как защитить ребёнка от травли и издевательств

Кто чаще всего становится жертвой школьной травли и почему

Те, кто не научился защищать себя

Фото: pexels.com/ru-ru/@max-fischer

Жертвой буллинга становятся люди, которые не знают, как постоять за себя, и не понимают, как отвечать на агрессию. В ответ на оскорбления у них возникает ступор. Все потому, что в семье им дают установку, что нельзя давать сдачи, реагировать на агрессию, что девочка не должна драться. Из-за этих установок, которые родители дают из хороших побуждений, дети оказываются в ситуации, когда их кто-то обижает, а они в ответ не могут ничего сказать. И во взрослом возрасте такие люди просто не могут защитить себя и выставить границы и поэтому оказываются в зоне риска, когда речь идет о травле уже в рабочем коллективе. 

Те, кто отличается от других членов коллектива

Также в зоне риска оказываются школьники, которые чем-то отличаются от одноклассников. Допустим, на 30% умнее, или, наоборот, на 30% медленнее схватывают материал. И вот эти 30% – это уже достаточное основание, чтобы человек выделялся из коллектива, и это вызывает агрессию в его адрес, провоцирует травлю. То же самое касается внешности, роста, веса, достатка родителей

У взрослых это менее критично, а в коллективе с детьми очень важно, чтобы они были похожи друг на друга

Те, у кого нет поддержки

Фото: pexels.com/ru-ru/@max-fischer

Буллингу подвергаются дети, за которых некому заступиться. Просто потому, что никто не хочет своим авторитетом поддерживать авторитет этого ребенка. И это же правило действует во взрослом мире: если какой-то руководитель придет и скажет, что сотрудника нельзя обижать, или если в школу придет мама и пригрозит обидчикам, то агрессоры чаще всего перестают приставать к ним. А если такой социальной поддержки сверху нет, то человек больше подвержен травле, чем другие люди. 

Как бороться с буллингом?

Травля в школе — серьезная и требующая незамедлительного решения проблема. Бороться с ней необходимо комплексно: помочь в этом может и жертва буллинга, и учителя, и родители.

Что делать родителям?

Травля в школе, о которой вам сообщил ребенок, не должна остаться без внимания. Ни в коем случае нельзя разводить руками, делая вид, что ничего не происходит или что происходящее просто в нравах современных детей. Ребенок нуждается в вашей защите вне зависимости от его роли: агрессор, свидетель или жертва.

Что делать учителю?

Именно учитель способен работать с группой постоянно: он может контролировать и направлять ее, следить за ее поведением и задавать цели. Поэтому травля в школе может быть прекращена во многом благодаря преподавателю и конкретным его действиям:

  1. Назвать проблему — нужно понять, что закрытие глаз на проблему не означает ее отсутствие, поэтому стоит показать, что проблема действительно есть и что это действительно насилие.
  2. Взять ответственность за решение проблемы — группе нужен взрослый, способный взять на себя решение проблемы и довести его до конца.
  3. Показать правильность различий — люди всегда по-разному оценивают других людей, и это абсолютно нормально; нельзя травить людей за различия.
  4. Показать буллинг как болезнь группы — если использовать ассоциации, то можно наглядно показать вред травли в школе; как немытые руки становятся причиной паразитов, так и «грязное общение» становится причиной буллинга.
  5. Активизировать мораль и показать наличие выбора — одобрение морально положительных действий, заключение договоров и поощрение позитивных изменений способны разрушить негативную групповую динамику.
  6. Гармонизация иерархии — на последнем этапе стоит подумать о предотвращении травли в школе в будущем, для этого нужно дать каждому ребенку возможность проявить себя, быть полезным группе.

Что делать ребенку?

Если вы подвергаетесь буллингу, стоит определить, насколько все запущено

Если травля в школе не переходит границы и не включает физическое насилие, то важно помнить: дело не в вас, а в агрессорах, в группе. Негатив в вашу сторону характеризует с плохой стороны не вас, а их

Поэтому для предотвращения эмоционального буллинга можно принять его:

  • пожать плечами, как бы соглашаясь,
  • улыбнуться, показывая, что вы рады, что им весело,
  • задать встречный вопрос, интересуясь, хочется ли им так думать,
  • согласиться, что у вас есть недостатки,
  • дать разрешение так считать.

Главное — это не должно повлиять на вашу оценку самого себя, так как ни одно из сказанных обидчиком слов в действительности не относится к вам.

Если к вам применяют физическое насилие, то есть мешают есть, ходить в туалет, переодеваться, портят вещи и одежду, отбирают деньги, угрожают и причиняют тебе боль, это уже уголовное преступление. Об этом стоит немедленно сообщить учителю и родителям: они могут не только серьезно поговорить с обидчиком, но и пойти в полицию. Помните, сообщить о травле в школе взрослым необходимо, агрессоры не смогут причинить вам вреда и это не будет «ябедничеством».

Если же вы стали свидетелем буллинга, стоит помнить, что он держится именно на группе: если несколько ребят перестанут позволять издеваться над другим, группа будет разрушена и травля в школе прекращена.

Причины травли

Причины буллинга — ментальные проблемы, например, психопатии (нарциссизм, асоциальное расстройство личности) и личностная несостоятельность того, кто нападет. Например:

  • в офис пришел новый работник, который предлагает идеи по оптимизации рабочего процесса, а коллеги хотят работать по привычной схеме и недовольно говорят, что он «лезет в чужой монастырь со своим уставом»;
  • начальник выделяет одного из сотрудников за нестандартные идеи и предлагает коллегам прислушиваться к нему, но те считают, что лучше выжить «белую ворону», потому что эта рекомендация задевает их;
  • у сотрудника синдром самозванца, он боится потерять свое место, поэтому выживает того, кто, как ему кажется, может это место занять;
  • школьника систематически избивают, унижают и наказывают дома, а он вымещает свою боль и злость на однокласснике или младшем брате / сестре;
  • школьник опасается травли и бьет первым — указывает на особенности сверстника и оскорбляет его, чтобы спрятать то, что он не принимает в себе;
  • некто завидует успеху и счастью другого, поэтому пишет ему неприятные вещи в интернете, достает звонками или пакостями;
  • педагог испытывает личную неприязнь к матери или отцу школьника и вымещает это на нем;
  • преподаватель не любит свою работу и на фоне этого возненавидел школьника, который задает много вопросов или слишком активно себя ведет.

Существует миф, что травля возникает из-за особенностей того, кого обижают. Например, в школе часто достается отличникам, мальчикам и девочкам с лишним весом, ребятам из неполных или неблагополучных семей. Однако это не причины, а то, за что может зацепиться хулиган. Причина же живет в буллере.

Если мы говорим буллинге в школе, то также причиной могут быть педагогические ошибки родителей. Например, они сами высмеивают и дискриминируют мужчин / женщин по какому-то признаку и научили этому сына или дочь. Или они бьют детей, привыкли любые проблемы решать через агрессию и рукоприкладство. Сын или дочь принимает это за норму, копирует поведение родителей.

Моббинг может начаться из-за ошибок начальника: например, он закрывает глаза на конфликты в команде или выделяет любимчиков и «козлов отпущения». Более того, исследователи отмечают, что в большинстве случаев травля в коллективе начинается сверху и идет вниз по рядам, все больше разрастаясь.

Как бороться с травлей в школе. Профилактика Буллинга

Тема травли — комплексная проблема. К сожалению, такой тип поведения встречается даже у наших ближайших родственников — человекообразных обезьян. Некоторые члены коллектива, наиболее агрессивные хорошо чувствуют “слабое звено” и выдавливают его из стаи с различной степенью жестокости. К счастью, мы — не животные и можем и должны контролировать свои эмоции.

Для того чтобы не допускать буллинга, нужно работать с детским коллективом начиная с самого раннего возраста, это должно происходить как в дошкольных/школьных учреждениях, так и в домашней обстановке. И в первую очередь нужно работать над психологическими границами маленького человека. Он должен знать, что ни при каких обстоятельствах, не имеет права агрессивно реагировать на людей, которые не сделали ему ничего дурного, и при этом имеет полное право защищаться от агрессии соразмерным способом

И вот на эти границы и понимание, что такое здоровые соразмерные реакции и должно быть направлено педагогическое внимание взрослых.

Рекомендации и советы психолога:

  1. Расскажите ребёнку, что любое насилие и все его формы неприемлемы. Если его или его одноклассника обижают, унижают, бьют и прочее — нужно срочно сообщить взрослым. Просить о помощи — это выбор взрослого человека. Объясните, что любые проблемы и сильные обиды не решаются таким образом и всегда можно найти другой способ.

  2. Заверьте, что в любой ситуации, можно смело обратиться к родителям и они всегда помогут и найдут решение. Не надо бояться, что взрослые могут только навредить вмешательством. Своим молчанием ребёнок может усугубить ситуацию. Непротивление агрессии питает её, маховик раскручивается, и ситуация может дойти до точки невозврата.

  3. Во всём поддерживайте своего ребёнка, не вините его. Тем более не ругайте за проявление слабости или неумение дать сдачи. Если вы видите, что он неспособен сказать “нет”, начинайте как можно скорее работать над его самооценкой и уважением к себе, своим правам и границам.

  4. При помощи психолога, или самостоятельно научите отражать нападения и отстаивать личные границы.

  5. Если травля происходит через интернет, то обязательно сохраняйте все переписки, звонки и фотографии. Они могут стать доказательством кибербуллинга и способствовать выявлению и наказанию агрессора.

  6. Поговорите с педагогами, директором школы, с другими родителями. Подключите школьного психолога или сторонних экспертов. Возможно, ситуация ещё не перешла все границы морали и её можно остановить без трагических для всех сторон последствий.

  7. Если преподаватели не идут навстречу и игнорируют жестокость в классе, стоит задуматься о смене школы или переходе на дистанционное обучение. Если ваш ребёнок — жертва, ваша задача как можно скорее прекратить травлю и вытащить его из травмирующей ситуации.

Фильмы на тему:

“Чучело” Ролан Быков;
“Керри” Брайан Де Пальма;
“Школа” Валерия Гай-Германика;
“Повелитель мух” Гарри Хук

Как распознать буллинг и к чему он может привести?

Травля в школе отличается от непопулярности, конфликтов, агрессии тремя факторами:

  • наличие насильственных действий,
  • постоянство (регулярен и в отношении одного и того же человека),
  • наличие группы (агрессивной или поддерживающей агрессора).

Только три пункта в совокупности свидетельствуют о буллинге, по отдельности они указывают на другие явления, с которыми нужно бороться иначе.

Непопулярность — это явление, при котором группа постоянно не принимает ученика, неохотно контактирует, не заводит дружеских связей с ним. Непопулярный ребенок может чувствовать обиду, грусть, одиночество. Однако от буллинга это отличается отсутствием любой из форм насилия: так, ученик не испытывает страха, не переживает за свою безопасность, так как не подвергается нападкам со стороны коллектива.

При этом, травля в школе непопулярного ребенка, если она есть, не закончится с повышением его популярности: более того, выделяемого ученика могут травить чаще

Поэтому важно отличать буллинг от непопулярности

Конфликты — это единичное проявление агрессии между равными детьми. В таком случае ни один из участников драки или ссоры не испытывает реальный страх, может дать полноценный отпор. Чаще всего, конфликты заканчиваются на позитивной ноте: через несколько дней его участники добровольно общаются и играют друг с другом. В обратном случае — роли в драке могут меняться, зачинщик может стать жертвой, а жертва зачинщиком. При буллинге смена ролей и равенство участников невозможно: травля в школе происходит регулярно, одна из сторон всегда страдает, а другая всегда нападает.

В конфликтах помогают медиации, так как в них виноваты обе стороны как равные. Травля в школе же не зависит от жертвы, поэтому подобное утверждение нанесет жертве буллинга непоправимый вред: оно покажет, что взрослый на стороне агрессора.

Агрессивность — это систематическое проявление насилия со стороны одного или нескольких людей без поддержки группы. В отличие от буллинга, один терроризирует класс, а не класс терроризирует одного.

В таком случае работать необходимо с агрессором. Травля в школе устроена иначе: группа способна выдвинуть другого зачинщика или скрыть свои действия от глаз контролирующего взрослого, поэтому работа только с агрессором не поможет.

Травля в школе — это травматичный опыт для всей группы.

Жертва ежедневно подвергается насилию и осуждению, она теряет способность сосредоточиться и уверенность в себе, впадает в депрессивное и тревожное состояние, не хочет жить.

Зачинщиков травля в школе развращает, показывает вседозволенность. Это мешает формированию здоровых отношений и способов достижения целей, а значит, у агрессоров впоследствии меньше шансов на успешную карьеру и здоровые отношения с людьми.

Для свидетелей травля в школе не менее опасна: у них происходит внутренний конфликт, при котором они осознают аморальность буллинга, но не имеют возможности без страха это прекратить. Это сильно подрывает их оценку себя как «хорошего человека». Также, если травля в школе разрешена, кто сказал, что они не станут следующей жертвой. Это не позволяет им расслабиться и посвятить себя развитию.

Травля в школе оказывает разрушительное влияние также и на личность педагогов: осознавая, что в классе происходит буллинг, они не могут найти решение проблемы, что заставляет их сомневаться в себе и своем призвании, обвинять детей и их семьи.

Нередко впоследствии травля в школе приводит к несчастным случаям, самоубийствам или же ответному насилию со стороны жертвы (массовым убийствам в учебных заведениях).

Что делать, если ваш ребенок – буллер

Родители узнали от кого-то, что их чадо третирует одноклассника. Информация печальная, но делать что-то надо.

Начать с того, чтобы ближе познакомиться с ситуацией в классе, выяснить у других детей, как и что произошло.

Обвинения в недостойном поведении, унижения и наказание произведут обратный эффект: юный буллер станет лишь более тщательно маскироваться, а агрессия, гнев, злость и другие негативные эмоции никуда не уйдут.

Беседа с виновником должна проходить взвешенно и спокойно

Важно вывести его на анализ поведения, узнать, что он сам думает о сложившейся ситуации, а также четко объяснить, насколько недопустимо такое решение проблемы

Идеально, если родители воспримут происходящее с их ребенком как сигнал неблагополучия: ребенок несчастлив, ему плохо. Нужно срочно разобраться, что толкнуло ребенка на травлю другого человека, и постараться исправить ситуацию.

Возможно, юный агрессор ощущает себя в семье заброшенным, второстепенным и таким образом утверждается в классе за счет других.

Отвлечь от недостойного занятия ребенка можно, отдав его в какую-то спортивную или художественную секцию. Туда, где он почувствует свою успешность и поймет, что интересен единомышленникам не как «крутой перец», а своей надежностью, способностями, умением работать в команде.

13 признаков травли в школе

Как ни крути, учитель несет ответственность за то, что происходит в школе. И он не может не заметить, проигнорировать и не вмешаться в буллинг в классе.

Часто учителя говорят, что они даже не догадывались о том, что творится. Но больше на правду похож вариант «не хотели видеть», потому что понять, что у ребенка серьезные неприятности не так уж сложно.

Итак, точно стоит обратить внимание на ситуацию, если ребенок:

  1. часто остается один и никто не пытается начать с ним общение;
  2. заходит в класс, и все замолкают;
  3. пытается начать общение, но в ответ сразу несколько человек говорят или делают что-то, что его раздражает, дают прозвища и т.д.;
  4. пытается начать общение, но никто не реагирует;
  5. во время разговора часто использует защитные жесты (закрывается руками), оглядывается вокруг;
  6. очень быстро собирается после урока и старается выйти из класса первым, очень быстро уходит от одноклассников;
  7. очень долго собирает вещи после урока, как будто выжидает, пока все уйдут, а потом искусственно замедляет шаг;
  8. вдруг начал опаздывать на уроки, хотя раньше такого не было.

Присмотритесь также, если:

  1. на одежде и других вещах присутствуют следы мела и любой другой грязи;
  2. в настроении ребенка можно отметить резкие перемены;
  3. ребенок стал выглядеть неопрятно;
  4. ребенок отдает кому-то в пользование свой телефон или другие личные вещи, покупает что-то для кого-то другого в столовой или в магазине;
  5. группа детей выстраивается плотным кольцом и что-то обсуждает или ждет кого-то на школьном дворе.

Основные причины буллинга

Социологами были установлены следующие причины буллинга в школе:

  • Расизм;
  • Сексизм;
  • Ябедничество;
  • Физическая слабость;
  • Успехи либо неудачи в учёбе;
  • Выделение успехов учителем;
  • Родство с работниками школы;
  • Нестандартное мировоззрение;
  • Физическое выделение (уродство);
  • Феноменальные умственные способности;
  • Презрение по отношению к детям из бедных семей.

Объединяет все эти причины один факт – сильная эмоциональная реакция на травлю (проявление страха, злости, и других эмоций «слабости»). Стоит учитывать, что в одних группах одна причина может быть поводом в травле, а в других – поводом для принятия. А также отношение к жертве может поменяется по прошествии некоторого времени и изменения ситуации в группе. Смена учителя, уход одного из учащихся и другие изменения могут серьёзно повлиять на отношение к ребёнку.

Буллинг в начальной школе менее распространён, чем в средней образовательной, однако, тоже имеет место. Буллинг в классе – это распространённое явление. Причинами травли ученика может послужить физическое отличие от общего контингента класса (высокий или низкий рост, физическое уродство, травма, слабость). Духовные ценности в такой форме травли участвуют редко. Проявляется такая травля преимущественно игнорированием ребёнка, реже – словесным задиранием. Очень редко, но всё же встречаются физические издёвки.

Виды буллинга

В зависимости от вида воздействия на обидчика разделяют две основные формы буллинга:

️Психологическая. Чаще применима к девушкам. Такой вид травли подразумевает собой негативное социальное отстранение жертвы. Основными его проявлениями являются издёвки, порицание, оскорбления, отрицательные слухи, прямое выражение отвращения со стороны общества.

️Физическая. Такая форма буллинга наиболее распространена по отношению к мальчикам. В основе своей она подразумевает физическое насилие над жертвой: избиение, физические угрозы. Нередко такой вид травли комбинируется с психологической, например: запирание жертвы в изолированном помещении, либо игра в «собачку» (когда у человека, подвергшегося травле, забирают личную вещь и передают её по кругу между обидчиками, для того чтобы жертва не могла её забрать).

Формы травли также могут отличаться и в зависимости от возрастной группы. К примеру, детский буллинг редко в своей форме использует физическое насилие. В своей основе он берёт психологическое давление на жертву путём клеветы, угроз и издёвок. Такой вид травли легко распознать в группе детей, так как они даже не пытаются скрыть своё пренебрежительное отношение к жертве. Да и зачастую дети сами рассказывают родителям о том, что над ними издеваются в надежде получить поддержку и защиту, которую они не могут обеспечить себе сами.

Гораздо сложнее определить подростковый буллинг. Подростки в силу возраста обладают нестабильной психикой, которая может быть нарушена любыми внешними проявлениями. Вдобавок ситуация усложняется тем, что всё, что с ними происходит, они расценивают как личные неудачи. Поэтому подростки редко обращаются к другим за помощью, в том числе к родителям либо старшим. Это делает такой вид травли очень опасным, так как последствия могут быть очень печальными, вплоть до самоубийства. При этом определить, что ребёнок подвергается насилию, очень просто. Наиболее частым признаком является нежелание идти в место травли – школу. В таком случае стоит задуматься и постараться выявить причину нежелания.

Для достоверной оценки происходящего можно обратиться к классному руководителю для того, чтобы он проследил за активностью класса и выявил признаки травли:

  • Систематические психологические нападки;
  • Изолированность (ребёнок сидит одни);
  • Отсутствие заинтересованности в жизни класса.

В том случае, когда классный руководитель не проявляет интереса к проблемам ребёнка и намеренно скрывает реальное положение дел, стоит самостоятельно понаблюдать за происходящим. Даже один визит в школу может помочь. Главное, наблюдать за всем издалека, чтобы дети не скрывали своих эмоций и желаний.

Если удалось установить, что травля присутствует, следует выявить причину травли среди класса. Это необходимо для адекватной оценки ситуации и оказания своевременной и главное, – правильной помощи.

Буллинг: мнение психологов

ss=”article-paragraph”>Психологи уже давно изучают такой феномен, как буллинг в школах. Этот процесс крайне вреден для ребенка, ведь он еще только начинает познавать этот мир и учится общаться, когда сталкивается с таким недружелюбным отношением. К тому же, если у ребенка нет поддержки в лице родителей, если молчат учителя, то ситуация обязательно начнет ухудшаться.

При этом, отмечают эксперты, большинство детей переживают первую травлю еще со стороны старших братьев или сестер. И если это происходит в форме баловства, то такие обиды не наносят серьезного вреда. Однако когда такие «уколы» становится обидными, регулярными и злыми, то превращаются в издевательства. Их просто необходимо прекратить как можно скорее.

Специалисты считают: чтобы ребенок не стал жертвой буллинга, важно правильно его воспитывать, причем делать это уже с пеленок. В первую очередь, нельзя пренебрегать воспитательным процессом — ведь многие дети сегодня растут сами по себе, родители как бы отстраняются от этого процесса

Но чадом необходимо заниматься: следует узнать его предпочтения, склонности и особенности. Им нужно интересоваться искренне. Кроме того, не лишним будет изучить книги по психологии, чтобы быть готовым к такому развитию событий: если сегодня у вас на руках еще грудной ребенок, рано или поздно он пойдет в детский сад и школу — и вот тогда начнется «самое интересное». И если ребенок растет в адекватной семье, то он видит правильное поведение родителей, а, значит, в новом коллективе ему будет проще приспособиться и выбрать верную тактику общения со сверстниками. И если такой навык есть, то буллинг в школе ему не угрожает, отмечают психологи.

Как правильно реагировать на буллинг

Родителям

Фото: pexels.com/ru-ru/@max-fischer

Дети часто замалчивают, что подвергаются травле в школе, потому что им стыдно рассказывать об этом. Поэтому с самого начала нужно объяснить ребенку, что с такими проблемами он обязательно должен приходить к вам за помощью и советом. Ни в коем случае нельзя игнорировать эту ситуацию или говорить: «Ты это все выдумываешь». Да, дети иногда саботируют школу

Но очень важно доверять своему родительскому чутью, интуиции, держать всё время руку на пульсе и ни в ком случае не оставлять ребенка в ситуации, когда ему плохо

Дальше нужно объяснить руководству школы, учителям, что они тоже несут ответственность за это. И если буллинг не будет остановлен, то вы, как родитель, не отступитесь и будете отстаивать своего ребенка

При этом важно свою агрессивность распознавать и решить вопрос на взрослом уровне, для того чтобы все участники конфликта начали бороться с травлей. 

Как часто встречается буллинг

Согласно результатам опросов, проведённых специалистами из Европы, жертвами буллинга в той или иной степени становился каждый второй ребёнок школьного возраста. Только представьте эту цифру! Если экстраполировать эти результаты на отечественную учебную систему, то можно предположить, что сотни тысяч детей в этот момент страдает от нападок агрессивных одноклассников.

Эти маленькие жертвы невнимания взрослых каждую минуту испытывают страх, стыд, другие негативные эмоции. Некоторым так плохо, что иногда они даже задумываются о самоубийстве. Нормально ли это? Нет, конечно.

Что делать, если мой ребёнок Буллер

Как уже говорилось, агрессорами чаще становятся те, в чьих семьях имеет место насилие. Например, если отец регулярно бьёт сына, то, вполне возможно, что в школе он отыгрывается на более слабых детях.

В первую очередь родителям нужно проанализировать ситуацию в доме, в семье и начать с себя. Ребёнку обязательно нужно попасть к психологу, для выявления проблем и причин появления жестокости, но начать нужно всё же с домашней обстановки

Агрессором может выступать ребёнок, наоборот, из семьи с высоким финансовым достатком, повышенным внимание к нему и зашкаливающей самооценкой. Чувство могущества и безнаказанности очень влияет на психику ребёнка

Поэтому в таком случае просто необходимо выстроить строгие границы и соответствующие последствия его жестокого обращения с другими детьми.

Обратите внимание на компанию своего ребёнка. Возможно среди них есть более взрослые ребята

Не подвергается ли он с их стороны издевательствам и насмешкам? Агрессия порождает агрессию, возможно, он просто отыгрывается потом на слабых и маленьких. Обязательно посетите психолога, чтобы разобраться в причинах такого поведения и найти выход.

Начните работу с психологом прямо сейчас

Начать консультацию

Это может показаться парадоксальным, но агрессор заслуживает сочувствия так же, как и жертва. Не стоит забывать, что это всё ещё ребёнок, пусть и озлобившийся, но ребёнок, с несозревшей психикой, не умеющий контролировать себя в должной мере и всегда глубоко несчастный. Счастливое дитя, как и взрослый не нуждается в том, чтобы мучить других людей. И если мы, как общество не хотим, чтобы из озлобленного ребёнка вырос по-настоящему жестокий и безжалостный человек, нужно реагировать правильным образом на этом этапе. Безусловно, нужно твёрдо пресекать любые издевательства, но и о помощи агрессору забывать не стоит. Лечить нужно не симптом (травля), а болезнь — глубинные проблемы агрессора.

Чем опасна травля в школе

Слово «травля» недаром родственно глаголу «отравлять». Ведь итоги подобного явления могут быть самыми серьёзными. И при этом, как ни странно, негативный опыт приобретают все участники издевательств: буллер, жертва и свидетели. Агрессивный ребёнок превращается в деструктивную личность, свидетели живут с чувством вины. Но больше всего страдает и наиболее тяжёлые травмы получает именно объект травли.

Среди самых распространённых последствий для жертвы буллинга можно выделить следующие проблемы.

  • Сложности в учёбе, плохие отметки.
  • Пропуски уроков, потому что нет желания идти в школу.
  • Психосоматика, то есть заболевания, обусловленные продолжительным стрессом.
  • Пониженная самооценка, невозможность поверить в собственные силы. Некоторые дети винят себя в том, что с ними происходит.
  • Тревожные и депрессивные расстройства психики, вплоть до самых тяжёлых форм.
  • Невротические состояния, проблемы с нахождением в обществе. Даже будучи взрослым человеком, жертва буллинга старается избегать компаний и коллективов.
  • Физические травмы и даже увечья.

В особо тяжёлых случаях эмоционально неустойчивые подростки могут попытаться покончить с собой. Согласно психологическим исследованиям, у жертв школьной травли суицидальные мысли и даже поведение наблюдается в 5 раз чаще, чем у их более благополучных ровесников. Это огромная цифра.

Буллинг в классе и распределение ролей в нем

Почему дети становятся жертвами?

Жертвой буллинга в классе может стать любой ребенок. Совсем не обязательно быть из бедной или неблагополучной семьи.

Причина № 1. Как правило, в классе травят детей, которые чем-то выделяются из толпы: внешностью, манерами поведения, кругом общения — например, с учителями им интереснее, чем с одноклассниками. Такие дети очень чувствительны и впечатлительны, они непонятны окружающему их большинству.

Причина № 2. Еще одна категория — дети, которые уже подвергаются насилию дома или во дворе. Агрессоры интуитивно чувствуют состояние жертвы и пользуются этим.

Почему дети становятся агрессорами?

Причина № 1. Агрессором или наблюдателем становится тот, кто когда-то побывал в роли жертвы. Страх повторения ситуации заставляет принять на себя противоположную роль, чтобы чувствовать себя в безопасности. Такая же логика у тех, кто является наблюдателем: лучше уж быть здесь, с неспокойной совестью, но только не оказаться на месте того, кто терпит издевательства.

Причина № 2. Потребность в сильных эмоциях. Нашему мозгу они очень нужны, и ему без разницы, будут они положительными или отрицательными. Незрелые личности, которыми являются все дети, склонны выбирать самый легкий способ.

Причина № 3. Непонимание. Я вижу, что человек мне непонятен (не всегда неприятен), и я не знаю, как можно на это среагировать, поэтому иду самым простым путем. 

Что такое буллинг

Буллинг (от англ. bullying) – это систематическое преследование одного из участников группы (в нашем случае – школьного класса) со стороны других членов коллектива. Преследование носит агрессивный характер, в нём участвует обычно несколько человек, в том числе именно поэтому жертва не может дать отпор обидчикам.

Исходя из этого определения, можно выделить 3 главных компонента буллинга.

  1. Насилие (любого плана – физическое, психологическое, эмоциональное).
  2. Групповой характер насилия (действует или весь класс, или отдельная группа).
  3. Систематический характер, то есть агрессия проявляется не единожды, а регулярно.

Нужно держать в уме эти три компоненты, что отличить буллинг в школе от других похожих, но не аналогичных ситуаций.

Не стоит путать школьную травлю и непопулярность. Да, непопулярный ребёнок одинок, его не принимают в коллектив, с ним не дружат, на переменах он не болтает с одноклассниками. Ему обидно, неприятно, он ощущает печаль и досаду. Но не страх, как в случае с буллингом. При систематической травле он не может быть в безопасности, а боязнь издевательств является его единственным спутником.

Также стоит отличать школьный буллинг от конфликтов. Сегодня дети могут поругаться или даже подраться, а завтра они уже вместе катаются с горки или гоняют мяч по полю. Такие ссоры неизбежны, и ребёнок учится в них постоять за себя, выплеснуть агрессию, отстоять свои права. Но главное – в конфликтах силы обоих участников равны (или примерно равны), а в роли агрессора может выступать та или иная сторона. В случае травли роли не меняются: буллер всегда нападает, а жертва страдает.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitter
Напишите комментарий