15 причин отдать ребенка в музыкальную школу

Как найти «свой» инструмент?

Часто родители перекладывают на ребенка собственное желание играть на том или ином инструменте. Если малыш послушает их, то какое-то время он может заниматься с удовольствием, но потом полностью потеряет интерес

Чтобы этого не произошло, важно дать возможность будущему музыканту самому выбрать интересующий его инструмент

Чтобы помочь малышу с выбором, нужно показать ему различные инструменты: гитару, скрипку, виолончель, арфу, домбру. Ребенок сам потянется к тому, что ему нравится. Разнообразные мультфильмы и передачи тоже могут повлиять на выбор маленького человека: детей вдохновляют персонажи из телевизора. Малыши стремятся подражать им и могут продемонстрировать желание сыграть на тех же инструментах, что видели на экране.

Отдавать ребенка в музыкальную школу или нет – решать, конечно, родителям. Но, если чадо проявляет интерес к музыке, то стоит как минимум предложить ему такую возможность. Обучение в такой школе формирует:

  • художественный вкус;
  • музыкальную культуру;
  • трудолюбие;
  • дисциплину;
  • ответственность;
  • навыки вокала, актерского мастерства и сценической речи;
  • творческую инициативность;
  • стремление открывать новое, в жизни в том числе.

В учебном заведении дети проводят большую часть своего времени. Поэтому выбор школы и подготовка к ней требуют много сил и времени. Нужно учесть много нюансов и заранее подумать обо всех мелочах. Из наших материалов вы узнаете, с какого возраста принимают в первый класс, а также каковы особенности гимназий, лицеев и в чем их отличие от обычных школ.

Если подойти к поступлению грамотно, и не давить на ребенка при выборе инструмента, то есть хороший шанс вырастить будущего музыканта или человека с тонким вкусом и любовью к музыке. Дети, отучившиеся в такой школе, демонстрируют более хорошую память, аналитические и творческие способности, а также ответственность во многих сферах жизни.

С какого возраста берут на обучение?

Вопрос оптимального возраста для начала обучения в музыкальной школе сугубо индивидуальный. Одни дети уже в трехлетнем возрасте начинают проявлять интерес к музыкальным инструментам, а другие и в 7 лет не могут определить, что им интересно

Также следует учитывать, что на уроках в музыкальной школе потребуются внимание и усидчивость, на что способен не каждый ребенок, поэтому на вопрос: со скольки лет начать обучение, надо ответить самостоятельно каждым родителям, так как детей принимают с раннего возраста

Тем родителям, которые хотят развивать творческие способности ребенка, стоит начинать занятия с трех-четырехлетнего возраста. А в 4–5 лет можно отвести ребенка к педагогу, который в игровой форме определит наличие или отсутствие способностей к музыке.

Музыкальные школы устанавливают минимальную возрастную планку для поступления:

  • 5 лет – на коммерческой основе;
  • 6 лет – бюджетное отделение.

Какие могут возникнуть проблемы?

Чтобы понять, нужно ли ребенку заниматься музыкой, необходимо рассмотреть ряд ситуаций, которые могут возникнуть в процессе обучения:

  • Ребенку может элементарно не понравится заниматься музыкой. Занятия будут восприниматься им как «обязаловка», он не будет должным образом вовлекаться в процесс, тайно мечтая об условной карьере актера или пожарного. Здесь уже ничего не поделаешь, потому что если после нескольких занятий у ребенка не появился интерес, то вряд ли он появится дальше
  • Музыкальное образование, как и основное – это достаточно серьезная нагрузка на ребенка. Отсутствие свободного времени может привести к тому, что он не сможет заниматься теми делами, которыми занимаются все дети: гонять мяч, лазить по деревьям и т.д.
  • Затраты. Большинство музыкальных школ работает на платной основе, поэтому в семьях с низким доходом рано или поздно встает вопрос о целесообразности дальнейшего обучения музыке. Иногда ребенку требуются дополнительные уроки репетитора, что также является нагрузкой на семейный бюджет.
  • Не все дети готовы выступать на сцене. Страх публичных выступлений – это достаточно распространенное явление, которое встречается не только у детей, но и у взрослых. При постоянной практике этот страх уходит, но если у ребенка само присутствие на сцене вызывает приступы паники, то имеет смысл предварительно пройти курс психологической помощи. Только после этого можно думать об уроках музыке.
  • Неправильный выбор музыкального направления. Если у малыша есть склонность к гитаре, он фанат рок-музыки, то вряд ли его заинтересуют занятия на аккордеоне или флейте. Нужно внимательно относиться к желаниям своего ребенка, не проецируя на него свои нереализованные желания.

Так зачем же нужна музыкальная школа? Примерно 5% всех учеников выбирают музыку как свой основной вид деятельности, который может приносить им прибыль. Но это не значит, что для остальных 95% занятия оказываются бесполезными. Ребенок, который обучается музыке под руководством профессиональных педагогов, приобретает дополнительное интеллектуальное развитие, т.к. в обычных школах, к сожалению, культурное образование получить очень непросто.

Взвешивая все «за» или «против» занятий музыкой, нужно в первую очередь руководствоваться желаниями своего ребенка, а не личными амбициями или комплексами. Помните о том, что через принуждение Вы ничего не добьетесь – так Вы только оттолкнете от себя своего ребенка.

Почему дети не поют?

Один из компонентов музыкального слуха — умение чисто, без фальши, петь — во многом зависит от того, поющая ли у ребенка мама. Дело в том, что слух развивается только вместе с голосом. Если мама не поет вместе с ребенком, он просто не научится это делать. Напевая вместе с мамой простую песенку, ребенок инстинктивно прислушивается к маминому голосу: а так ли я пою, как она? Попадает сначала в две ноты, потом в три. В такие моменты он интуитивно считывает информацию, запоминает, как работает голосовой аппарат, смотрит, как мама берет дыхание. Это тоже очень важный компонент пения. Иногда ребенок не поет, потому что не понимает, когда надо вдохнуть. Пение для него — трудная работа, потому что он задыхается, не дотягивая фразу

Именно поэтому так важно живое мамино пение, ведь под магнитофон правильно брать дыхание не научишься

Зачем вообще необходимо дополнительное образование?

Дополнительное образование дает дополнительные возможности, увеличивает вероятность найти свои интересы, а благодаря этим интересам и занятие на всю жизнь. Занятие, которое принесет не только удовольствие, но и финансовое благополучие. Как говорится – самая лучшая работа, это высокооплачиваемое хобби.

Общие же знания ведут только по пути большинства, где и возможностей немного и конкуренция велика.

  • Иностранные языки
  • Обучение танцам
  • Обучение музыке
  • Спорт

А так же многие другие дисциплины важны для развития ребенка и практически каждая из них может дополнить другую.

И если спорт важен для поддержки здоровья, воспитание стойкости и уверенности в своих силах, то музыка важна для эмоционального развития, формирования хорошего вкуса, а так же коммуникации в обществе, где единственно верным считается полноценное образование.

К слову, дополнительным образованием эти дисциплины стали считаться сегодня. Раньше они входили в обязательную программу обучения ребенка (речь, разумеется, идет о высших сословиях, однако именно они являются примером лучшего образования для ребенка в те времена) и качество обучения зависело от методов и профессионализма преподавателя, но далеко не от количества дисциплин.

Существует заблуждение — отдавая ребенка, например, в музыкальную школу, родители воспитывают музыканта. И если даже в планах нет дальнейшей карьеры ребенка в музыке, родители считают, что цель занятий научиться играть на инструменте. Не более.

Источник изображения — http://art-storona.ru/gitara/

Однако, возвращаясь, к примеру, высших сословий, единицы из воспитанников становились музыкантами, а музыкальное образование получали дети всех, кто был способен это образование оплатить. Разве это не пример необходимости?

То же касается и других дисциплин.

На самом деле, подобные уроки, это, прежде всего знания и опыт, получить которые легче всего именно в юном возрасте.
Практически любой опыт можно применить в разных областях, и чем больше его будет, тем разнообразнее сферы его применения и лучше результат.

Дополнительное образование тем и важно, что позволяет на более глубоком уровне интересоваться и применять знания, опыт из других областей, знакомиться и понимать людей из других сфер. Шире и полнее анализировать информацию, ситуации и многое другое

И в итоге увеличивать свои шансы на выигрыш в жизненной лотерее.

При прочих равных условиях, вся жизнь человека, получившего в детстве максимум возможностей и опыта будет намного ярче, чем жизнь человека, не выходящего за рамки «Как у всех» и не стремящегося получить больше.

Когда музыкальная школа противопоказана

  1. Далеко не каждый ребенок имеет одинаковые способности в музыке. Музыкальный слух и чувство ритма конечно можно развить, но если изначально он значительно ниже, чем у большинства его одноклассников, ребенок будет всегда отстающим.
  2. Ребенок просто горит другим интересом, занятия музыкой тяготят его, он считает, что просто тратит время, играя на музыкальном инструменте.
  3. Даже имея хороший слух и/или голос ребенок, совершенно не интересуется музыкой. Он к ней равнодушен.
  4. Ребенок вообще не имеет музыкального слуха.

В первых двух случаях музыкальная школа противопоказана, в третьем — попробовать отдать его в школу можно, но если интерес не проявится, то лучше его оттуда забрать, в последнем лучше избавить его от мучений.

Вся польза от занятий в музыкальной школе для этих детей может превратиться во вред.

Вместо воспитания характера будут развиваться комплексы. Вместо терпения и стремления к результату – ненависть к музыкальному инструменту, к педагогам, а иногда и к родителям, заставляющим заниматься. Вместо положительного опыта выступлений перед большими аудиториями – их боязнь.

В итоге вместо применения знаний, полученных в музыкальной школе, он постарается забыть все то, что было связано с годами нервотрепки и разочарований (примеров этому множество, на любом форуме, где поднимается вопрос о необходимости музыкального образования можно встретить комментарии тех, кто получил такой, негативный опыт).

Как же быть, если музыкальное образование все-таки дать хочется?

И в первом и во втором и в третьем случае не подходит сам способ подачи материала в музыкальной школе.

В первом – сравнивая себя с другими детьми (а делать это придется, экзамены, выступления, успеваемость) ребенок скорее будет замечать свои неудачи, чем успехи.

Во втором музыкальное образование отнимет значительную часть времени (полное музыкальное образование включает в себя огромный пласт информации, а так же конкурсы, выступления, подготовку к ним), которое ребенок будет считать потерянным и вымученным.

В третьем – то же что и во втором, с единственным отличием, это скука.

Однако ставить крест на занятиях музыкой, тем более, если Вы сами считаете их необходимыми для полного образования, не стоит.
Хороший, хотя и более дорогой, выход в таких ситуациях – репетитор.

Профессиональный репетитор, это, прежде всего, индивидуальная программа обучения для каждого ученика.

Для ребенка (как впрочем, для человека любого возраста) развивающего свои способности будет программа со своими достижениями, экзаменами, оценкой педагога, но не будет необходимости сравнивать свои успехи с другими. В будущем, уже развив свои способности, вполне можно и о музыкальной школе подумать, при большом желании.

Для того чьи интересы далеки от музыки будет программа с минимальной загрузкой по этой дисциплине, однако основы и азы получит и этот ребенок.

А те, кому занятия скучны, вполне возможно изменят свое мнение, занимаясь с педагогом, который подстраивается под интересы конкретного ребенка. Если нет, то продолжать вряд ли стоит.

В любом случае, репетитор по музыке, это не только хорошая возможность совершенствования уже усвоенных знаний, но и замечательный вариант получения начального, индивидуального, музыкального образования.

Что лучше? Музыкальная школа или репетитор?

Разумеется, если исходить из качества образования, лучше хорошей музыкальной школы быть не может. Это и отработанная годами методика и сразу несколько педагогов, индивидуально занимающихся с ребенком, те же концерты и конкурсы, где детям просто весело даже, несмотря на эмоциональную нагрузку.

Однако репетитор (особенно хороший репетитор, которого выбирали осознанно), это контроль со стороны родителей и более легкий способ заинтересовать ребенка музыкой. Возможность уделять занятиям музыкой намного меньшее время, не исключая ее из интересов ребенка.

Ответ на вопрос что лучше, музыкальная школа или репетитор вряд ли может быть категоричен, единственное в чем можно быть уверенным так это то, что музыкальное образование, как и любое другое дополнительное образование очень полезно для каждого ребенка, но «Не навреди» — главный принцип врача. Тем же принципом приходится руководствоваться родителю.
Выбирать каким образом ребенок получит его или не получит совсем именно им.

Что дает музыкальная школа, кроме уменья играть на инструменте?

Не будем говорить о тех, кому музыкальная школа дает путевку в жизнь. Родители талантливых, стремящихся к музыке детей, как правило, не задаются вопросом, зачем нужна музыкальная школа.

Что же может дать образование в музыкальной школе ребенку, проявляющему свой талант в других областях?

Прежде всего, это тренировка и развитие памяти во всех ее направлениях.
Это и память на слух (запоминание речи, музыки, иных звуков), что к слову, значительно облегчает изучение иностранных языков и избавляет от проблем с акцентом.

И зрительная память (запоминание и воспроизведение зрительных образов, знаков) – способность ассоциировать связанные с музыкой визуальные картины и воспроизводить большие объемы информации.

Пространственная память – только представьте себе, запомнить расположение 88 клавиш фортепиано на расстоянии более полутора метров, или в каком положении рук звучит та или иная нота гитары и без ошибок их использовать.

Музыкальная память включает в себя слуховую, тактильную, эмоциональную и двигательную память. Только занимаясь музыкой, можно тренировать и развить практически все виды памяти ребенка.

Знание законов построения музыки позволяет понимать ее. Хотите, чтобы в будущем ребенок развивал собственный вкус, а не копировал свои предпочтения со сверстников или знакомых, тогда музыкальное образование просто необходимо.

Развитие мозга, координация рук, ног, глаз, все это и многое другое дают занятия музыкой.Собственно для каждого ребенка в отдельности преимущества занятий музыкой очень индивидуальны, полное их перечисление не имеет смысла просто из-за различий в талантах, особенностях ребенка, интересов родителей и множества других нюансов.

Важно другое.
Умение играть на инструменте (особенно на таких распространенных как гитара, фортепиано, скрипка, саксофон), это только дополнительное преимущество, позволяющее выделиться на фоне сверстников, а в будущем коллег и знакомых

Человек, умеющий и любящий играть на музыкальном инструменте, намного реже остается в одиночестве

Внимание со стороны позволяет ему не искать общества, а выбирать свой круг общения

Основная же польза от занятий проявляется совершенно в других областях. И области эти могут охватывать практически все сферы в жизни человека.

Как выбрать?

Прежде чем отдавать ребенка в музыкальное заведение, не бойтесь попросить у руководства школы посидеть на уроках разных учителей

Неважно, что вы ничего не понимаете в музыкальной терминологии. На интуитивном уровне вам все станет ясно

Ответьте себе на вопросы:

  • Интересно ли самому педагогу работать с детьми или он предпочел бы заниматься чем-нибудь другим?

  • Подходят ли вам его методы работы и достижения целей?

  • Нравится ли вам, как он общается со своими учениками: уважительно или используя сарказм и обидные аналогии?

  • Представьте своего ребенка на месте ученика. Как думаете, они смогут найти контакт?

  • Говорит педагог на языке вашего ребенка или меняет его в зависимости от ученика?

Поддерживать здоровую дружелюбную атмосферу в классе и следить, чтобы всем в нем было комфортно — обязанность педагога. Если ребенку там не нравится, вы вправе перевести его в другой класс, к другому педагогу или в другое заведение.

Как поступить?

Чтобы ребенок мог поступить в музыкальную школу, родители должны заранее побеспокоиться о подаче заявления.

  1. Необходимо заполнить специальный бланк и сдать его в приемную комиссию в апреле.
  2. Затем, в начале июня, пройдут вступительные экзамены, по результатам которых будет принято решение о зачислении ребенка в школу.

На случай если остались свободные места, после 20 августа проводят дополнительный набор учеников.

Вступительные экзамены в музыкальных школах проводят по-разному. В основном, с ребенком проводят собеседование и проверяют его на наличие способностей:

  • Музыкальный слух. Будущему ученику предлагают спеть любую песню, чтобы определить отсутствие или наличие у него музыкального слуха. Также могут быть задания: напеть только что сыгранную на инструменте мелодию или определить на слух количество взятых нот.
  • Чувство ритма. Проверка ритма обычно представляет собой повторение за педагогом нахлопанных ритмических рисунков. Также иногда просят спеть песенку, отбивая ритм.
  • Память. Заданий на проверку качества памяти обычно не проводят, поскольку ребенок может быть невнимателен или растерян. Иногда предлагают пропеть сыгранную мелодию.

Чувство ритма развить сложнее, чем музыкальный слух. Это также учитывается на экзаменах.

Учимся слушать классику

Все знают, что слушать классическую музыку надо в абсолютной тишине. Для начала выбранную музыкальную пьесу надо дать ребенку «проиграть». Пусть он подыгрывает в такт мелодии на любом инструменте. Спросите его, что он чувствует, слушая ее. Попросите его станцевать свою фантазию под эту пьесу. Теперь, когда ребенок «прощупал» ее телом, нашел ее в себе с помощью фантазии и эмоций, можно рассказать о том, как слушают музыку в концертных залах. Малыш по вашей просьбе посидит тихонько, а вы предложите ему сыграть в «угадайку». Попросите его назвать известную мелодию среди незнакомых отрывков. Увидите, как он обрадуется, когда услышит «свою». Вот теперь он готов к прослушиванию музыки. Это станет для него настоящим удовольствием, ведь с этой пьесой у него связана масса положительных эмоций.

Печальный опыт

Признаемся, у многих из нас был болезненный опыт в детстве, когда полгода посещения музыкалки напрочь отбивало желание и интерес к музыке. «Высшая математика» под названием сольфеджио и постоянно повторяющиеся мантры учительницы — «многочасовые занятия дома», «большая ответственность», «дисциплина» — совсем не бодрили. Так хрупкая детская мечта разбивалась о «будни музыканта».

А можно ли по-другому? Реально ли приобщить ребенка к музыке, открыть этот удивительный мир и научиться играть без принуждения? Без занудных фраз: «значит, мало занимался», «нет таланта», «а ты через не могу!» Не только возможно, но и необходимо. Доступность информации по детской психологии и психологии личности за последнее десятилетие вывели эти области на неслыханную высоту. Теперь многие педагоги знают, как разговаривать с детьми так, чтобы они слушали. Как воспитывать творческую личность, не подавляя ее желаний и интересов.

Определите цель

Для начала нужно понять, чего вы хотите от занятий музыкой. Определяя цель, обязательно учитывайте характер и личностные особенности ребенка.

Вы хотите, чтобы ребенок играл классическую музыку или популярные песни?

Классическая музыка подразумевает точное следование написанному в нотах. Поэтому подойдет тем, кто аккуратен и готов соблюдать правила. Там одновременно стоит множество задач — передать несколько разных характеров, выстроить структуру. Это прививает чувство стиля, способность к мультизадачности и умению слышать и корректировать себя. Для упрямых и целенаправленных деток развитие этих качеств дается без труда.

Популярные песни и музыку к фильмам дети играют с удовольствием. Подобные пьесы проще для освоения на инструменте, для восприятия и передачи своих эмоций. Такая музыка несет более прикладной характер, в ней, как правило, не затрагивается эстетическая сторона музыки, которая всегда присутствует в классике.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий