Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога

Общие правила для родителей

Узнав о воровстве, родители испытывают сильнейшие эмоции — гнев, негодование, возможно, ярость

Крайне важно не дать волю негодованию и подождать, когда уляжется первая волна гнева. Серьезный разговор нужно проводить в спокойном состоянии, без истерик и скандалов

Выясните причину проступка, выслушайте ребенка и без лишних эмоций дайте понять, насколько огорчены фактом воровства. Преследуйте цель донести до сознания глупость совершенного действия, не запугивая. Разговор стоит проводить без посторонних, в доброжелательной форме. Спокойная беседа и совместный поиск выхода – это то, что требуется ребенку. Категорически нельзя предсказывать криминальное прошлое, пугать тюрьмой и называть подростка преступником, вором. Не большую пользу приносит сравнение с другими детьми – из-за этого ребенок не будет чувствовать себя пристыженным. Не судите, если вина ребенка не очевидна или есть сомнения в истинных причинах поведения. Не просите подростка клясться в чем-либо. В подростковом возрасте клятвы — лишь ни к чему нужные слова. Ребенка нельзя судить публичною Также не стоит настаивать на демонстрационных извинениях. Если деньги украдены у родителей, стоит посвятить подростка в свои планы на эти средства. Для закрепления полезно будет сократить семейный бюджет и к примеру, несколько недель не покупать сладкого, пока не будет набрана украденная сумма. После того, как ситуация была разобрана, больше к ней не возвращайтесь.

Воровство – шаг отчаяния. Это тревожный сигнал, который взрослые не должны оставлять без внимания. От стратегии поведения взрослых зависит дальнейшее поведение подростка и вся его жизнь.

Причины детского воровства в младшем школьном возрасте

В этом возрасте у детей должно быть сформировано понятие: хорошо-плохо. И ценность денег им уже известна. В начале школьной жизни у большинства ребят появляются первые деньги, на свои самостоятельные карманные расходы. Но, именно в этот период, семьи чаще всего сталкиваются с детским воровством. И недоумевают: «как же так?», «никто в семье его такому не учил» и т. д.

Не стоит сразу же приписывать такое поведение к «аморальному» и придумывать суровые наказания. В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком и выяснить, какие же трудности толкнули его к этому поведению. Вот лишь несколько наиболее распространенных причин.

Отсутствие своих денег

В начале школьной жизни дети активнее начинают погружаться в социальную среду, их развитие проходит под влиянием окружающих. Особенное место в этом процессе занимают сверстники. Если малыш видит, что у других детей есть деньги на буфет и другие мелкие расходы, а у него нет – он чувствует себя ущербным и неполноценным. Эти чувства могут толкнуть его к нехорошему поступку, даже если он уже осознает неправильность своего поведения.

Кража как реакция на травму

Такое поведение возникает в результате неблагополучной атмосферы сложившейся в семье. Возможно, что при таком раскладе дети начинают воровать еще в дошкольном возрасте, но родные гневно реагируют на подобное поведение, не понимая его истинных причин. Если систематически ребенка наказывали, а общая атмосфера в семье не менялась – ребенок начинает воровать уже намеренно. Чтобы отомстить за ранее причиненные обиды.

Самоутверждение

Погружаясь в школьную жизнь, дети осознают – популярными становятся те ребята, у которых есть эксклюзивные игрушки и дорогие гаджеты. Ошибочно полагая, что это единственный путь к одобрению и принятию окружающими, дети начинают воровать деньги родителей, чтобы потратить их на угощения для сверстников или покупку игрушки, которую будут просить другие. Они тем самым «покупают» любовь окружающих.

Пробелы в воспитании

Выше уже говорилось, что в возрасте 5-8 лет дети должны осознавать отличия плохого от хорошего. Но иногда этого не происходит. Ведь любые качества характера формируются в процессе воспитания родителями, влияния других значимых окружающих, самостоятельных решений ребенка, а не появляются сами по себе в каком-то определенном возрасте.

Если в нравственном воспитании малыша произошел серьезный пробел, он не осознает, что совершает что-то плохое и думает, что деньги принадлежать ему точно так же, как и родителям. В этом случае он не испытывает раскаяния, чувства вины и не осознает состояние родителей, так как не способен к эмпатии.

Возможно, у него недостаточное развитие волевой сферы и тогда желание «хочу», преобладает над здравым «могу это позволить». Такое поведение складывается вследствие того, что в более раннем детстве, родители покупали своему чаду абсолютно все, и он не слышал слова «нет». Теперь, когда желания стали серьезнее, они уже не могут так потакать его требованиям.

Отсутствие доверия к родным

Иногда ребенку нужны деньги на то, что, по его мнению, родители посчитают напрасной тратой. Например, на подарок симпатичной однокласснице или на помощь приюту для животных. Терзаемый сомнениями, он принимает сложное решение – потратить средства родителей на очень-очень значимые для него вещи. Здесь один хороший поступок совершается вслед за плохим поступком. В такой ситуации ругать ребенка точно не следует, ведь он замкнется еще больше и только удостоверится в правильности своих первоначальных выводов.

Буллинг

Распространенной причиной воровства может стать давления на ребенка со стороны сверстников или старших ребят. Путем запугивания или битья, они вынуждают беззащитного малыша совершать кражу денег у родителей. Таким образом, он естественно хочет «откупится» и не терпеть больше систематических издевательств.

Получено 3 совета от психологов

4
Хороший ответ

Подросток ворует деньги у родителей (1 ответ)

3
Хороший ответ

1

Подросток ворует деньги (1 ответ)

Добрый день, Елена.Часто ситуации, связанные с воровством или ложью у детей содержат в себе массу скрытых обстоятельств и мотивов, о которых взрослые не задумываются или которым не придают значения. Например, к вашей истории возникает очень много вопросов:Почему крупные суммы денег хранятся так, что их может взять ребенок?Есть ли у вашего сына свои карманные деньги? Хватает ли их ему?Пытался ли ваш сын сам заработать деньги? Помогали ли вы ему в этом или, наоборот, отговаривали его?Какие отношения у вашего сына с отчимом, с другими детьми? Хватает ли ему вашего внимания? Чувствует ли он себя неудачником на фоне других детей? и т.д. и т.п.В-общем, в каждом случае могут найтись очень скрытые мотивы, которые могут быть и не связаны с деньгами. А могут быть и связаны. В этом возрасте ребенок взрослеет и осваивает, что такое деньги

Поэтому важно научить его с ними обращаться.Из общих рекомендаций:1. Пока ребенок не заработал своих денег – для него это бумажки, которые берутся из кармана отчима. Если сам отчим относится к деньгам как к бумажкам – он провоцирует подобное отношение и у ребенка

Так что первое, что нужно сделать – убрать крупные суммы денег в место, где ваш сын их не тронет (может быть, завести карту) и относится к деньгам как к воплощению вашего труда и времени – то есть с достаточным уважением. 2. Нужно сесть вместе с ребенком и точно подсчитать ту сумму денег, которую он украл и потратил за все время – эти деньги он вам должен.3. Нужно подсчитать стоимость домашней (или другой) работы, которую может выполнить ребенок для того, чтобы отработать долг. Наказания в виде лишения сладостей или задержек к обеду не научат вашего ребенка обращаться с деньгами, не приведут к образованию внутренней связи “деньги=время=работа” – гораздо лучше предоставить ребенку возможность отработать эти деньги, выполняя домашние поручения. Более того, это путь к собственным карманным деньгам, которые могут быть заработаны вашим ребенком. Так же можно вместе с ребенком летом найти ему подработку. Также стоит привлекать ребенка к подсчету общих затрат на его содержание, объяснять распределение семейных трат, учить считать деньги, планировать расходы, учить расставлять приоритеты: “В этом месяце мы собирались купить тебе кроссовки, но ты потратил деньги на жевачки – придется отложить покупку”, старайтесь относиться к сыну, как к взрослому человеку, который учится, а не как к нашкодившему двухлетнему ребенку, которого лишают сладостей за шалости. Если вы будете относиться к сыну, как к маленькому, то он будет доказывать свою взрослость на улице – сигаретами и другими “подвигами”. Именно сейчас в ваших руках обозначить для сына еще одну важную связь: “взрослость = ответственность”. Сейчас ваш сын может приобрести  очень важные навыки – умение обращаться с деньгами, умение выбирать ценное, умение ориентироваться в мире, – то, что вы объясните ребенку сейчас – пригодится ему во всей дальнейшей жизни.

С наилучшими пожеланиями,

Чернышева Ульяна. Консультации психолога в скайпе и в городе Москва

4
Хороший ответ

Почему ребенок ворует?

Существует 6 основных причин того, почему ребенок ворует:

1. Кража из личных побуждений, убеждений и понятий

Кража из личных побуждений проявляется чаще всего. К примеру, ребенок хочет сделать подарок своим родителям или друзьям. Но, где он возьмет деньги, чтобы купить подарок? В его голове и рождается логичное убеждение – вещь можно взять самостоятельно. А если он ее берет с благими намерениями, что в этом страшного? Если это происходит, родителям не нужно ругаться на ребенка и сердится, а нужно спокойно сесть с ним и объяснить ему, что такое хорошо, а что такое плохо.

2. Очень хочется иметь то, чего нет

Когда ребенку очень хочется иметь то, чего нет, является упущением в обучении со стороны родителей. Ребенок должен в любом возрасте осознавать то, что если он чего-то хочет, об этом нужно попросить и не нужно воровать. Есть мое, а есть твое и здесь речь уже идет о психологических границах.

Если родители не могут подарить ему определенную вещь, то он попытается взять ее самостоятельно. Такая же ситуация может наблюдаться в общественных магазинах, когда дети начинают активно тянуть конфеты себе в карманы.

3. Понравилась необычная вещь, но родители не хотят ее приобрести

У детей есть собственное мнение на окружающий их мир, они видят вещи, которые могут показать их определенный статус. А разве взрослым не хочется выделяться среди серой массы? Вот так поступают и дети, ведь если у кого-то игрушка есть, а у них нет, значит, ее нужно получить самостоятельно. 

4. Подражание друзьям, слияние с коллективом

Когда дети попадают в плохую компанию, то – это уже настоящая проблема. Их новые друзья могут научить ребенка воровать, обманывать или оскорблять более слабых. В обществе всегда притупляется чувство ответственности за собственные действия когда идет симбиотическое слияние с коллективом или значимым человеком, поэтому дети перестают осознавать опасность собственных деяний и начинают подражать. Если это происходит и вы не знаете, как с этим поступить, звоните мне и мы с вами это обсудим.

5. Месть, проявление агрессии в отношении какого либо

В качестве мести дети воруют не так часто, но такой вариант также возможен. Как правило, кража происходит только у обидчика. Осуществляя воровство в таком случае, ребенок начинает ощущать собственную силу и превосходство. Ответственность уходит на второй план, задача – расстроить оппонента и проявить агрессию. Если украсть не получается, а агрессии уже накопилось достаточно для выхода ее наружу то – это может привести к драке или иному физическому воздействию.

6. Потеря самоконтроля или нарушения восприятия реальности

У детей также могут быть стрессовые ситуации. Поэтому они могут делать необдуманные вещи, включая кражу различных вещей. Похожим образом поступают и взрослые люди

Причин стресса у ребенка может быть несколько, важно оценить всю серьезность и уже после этого принимать решение

Если ребенок что-то взял – это еще не воровство

– В моей практике был такой случай. Пришла на консультацию мама с ребенком. Девочка еще ходит в садик, в среднюю группу. Из садика она принесла куклу, и маму охватила паника, что ее ребенок украл игрушку. По факту потом выяснилось, что дети в саду просто обменялись своими куклами. Но даже если бы девочка взяла игрушку из детского сада домой, воровством это никак назвать нельзя. Дети в таком возрасте еще только учатся понимать, что хорошо, а что плохо. В этом возрасте предметы, которые видит ребенок, принадлежат ему. Эгоцентризм мышления. Родители говорят: «как тебе не стыдно, украл игрушку». А ребенку не стыдно, поскольку его внутренний моральный компас еще не работает. До 4-5 лет малыш не понимает, потому что в силу развития эмоционально-волевой сферы он и не умеет чувствовать так называемую совесть.

Поэтому обвинять детей в воровстве до примерно десятилетнего возраста не совсем правильно. Здесь нужно говорить с ребенком, мягко объяснять ему правила и нормы. Выяснять причину, для чего ребенок взял деньги. Как правило, за такими действиями стоят безобидные мотивы. Например, ребенок хотел купить сладенькое для себя любимого.

Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей

Если ребенок украл деньги у родителей, что делать в такой ситуации должен знать каждый. Своевременная и правильная реакция защитит от возможных вторичных попыток взять банкноты из кошелька.

Особенно остро это ощущают подростки. Это наталкивает их на воровско не только у родственников, но и других людей.

При первых признаках кражи, важно своевременно и правильно предпринимать меры. Специалисты советуют придерживаться таких рекомендаций:

в первую очередь необходимо выяснить для чего необходимы финансовые средства;
если подростка стыдят старшие в школе, важно разобраться с данной ситуацией;
в случае если кража обнаружена, необходимо провести беседу и вместе придумать наказание (это может быть лишение карманных денег или отказ от поездки или покупки нового подарка).

Кража может стать серьезной проблемой, которая психологически навредит подростку. Поэтому не стоит игнорировать ситуацию, независимо от возраста.

Начинать бороться с воровством следует с беседы

Причины воровства

Мотивы для того, чтобы взять деньги, могут быть самые разные и неожиданные. И, как показывает практика, в каждом возрасте свои.

В дошкольном возрасте они такие:

Ребенок не знает, что брать без спроса чужие вещи/деньги нельзя. До трех лет ребенок еще не отделяет «свое» от «чужого», и поэтому все «его», он «на все имеет право». В данном случае нужно рассказывать, учить малыша отделять свои вещи от чужих, учить спрашивать, прежде чем брать что-либо у чужих взрослых и детей или даже у родных, ведь это личные предметы
При этом важно помнить и о правах малыша

Его игрушки, книжки и все, что покупалось для него ― это его личные вещи, личное пространство
И нарушать его ― значит позволять малышу брать без спроса чужие вещи. Так, осознав «МОЕ», чадо бежит с криками к вам, если вы имели неосторожность сесть на его стул, если вам интересна его игрушка. И тут «чудо-родители» вдруг еще и обзываются: «Ты что, жадина?»

Как вы думаете: каково малышу в этот момент? Ему нельзя мамин крем брать, папины удочки, а родителям все можно? Несправедливо! Будьте примером воспитанности: спросите разрешения у малыша, прежде чем воспользоваться его личной вещью (а игрушки, стол, карандаши ― это его, и неважно, за сколько вы их купили).
Вторая возможная причина того, что ребенок взял без спроса деньги ― сильное желание иметь то, чего у него нет, а у Кати, Маши, Паши в саду есть. Опять нужно объяснять ребенку, что не обязательно иметь то, что есть у других. Можно купить, но это слабое решение, оно не сформирует в ребенке самоуважение и самодостаточность. Предложите замену, но не идентичную (игрушку на игрушку), а другого характера. Например, поход в цирк, поездку на теплоходе всей семьей. Купить игрушку проще всего. А вот найти время для своего чада сложнее. Если же ребенок настаивает, купите, показав при этом свое отношение к выбору ребенка.
Просто желание иметь, когда малыш чувствует обделенность во внимании, несправедливое отношение. Вот пример: мальчик 2,5 года. Родители всей семьей (папа, мама, две сестры) улетели на неделю отдыхать, а он остался с бабушкой, так как родители переживали, как он выдержит перелет, адаптацию к новым климатическим условиям. Малыш собрал все игрушки в группе в пакет и спрятал в свой шкафчик. Для ребенка что деньги, что игрушки или любая другая вещь в данной ситуации — все несет один смысл: владеть. Уже в четыре года он прятал конфеты, забранные у детей из шкафчиков
В данном случае помогла беседа с ним и последующее родительское внимание, которое он стал получать после беседы родителей с психологом.
Четвертая возможная причина ― желание иметь некую силу, которую дают деньги. Если в семье деньгам уделяют слишком много внимания, чуть ли не поклоняются им, то шкала ценностей ребенка сдвигается в сторону материальных благ, а чаще даже в сторону денег ради денег
Это не совсем здоровый подход к воспитанию ребенка, так как в случае, если вам нужна будет помощь или просто ласковое слово вашего ребенка, он потребует от вас деньги за это.

Протест против большого количества запретов. Деньги дают некое чувство свободы.

Для детей младшего школьного возраста причинами могут быть:

  1. Все то же желание иметь то, что есть у других.
  2. Протест против большого количества запретов.
  3. Желание иметь некую силу, которую, по его мнению «дают деньги». Повторимся: так бывает при неправильном воспитании.

Плюс еще добавляются такие мотивы:

Желание сделать подарок близкому человеку. А о том, что деньги взяты без спроса, ребенок ― младший школьник в момент приподнятого настроения от своей задумки вообще не размышляет. А потом разочарование: «Хотел как лучше, а еще и получил нагоняй».
Желание отомстить. Нередко младшие школьники устраивают своим обидчикам какие-то неприятности

Как вариант ― забрать нужную, важную вещь (неважно, единственную ручку для письма или деньги на обед).
Желание выделиться на фоне других детей: «Вот у меня есть деньги, я крут, могу покупать что хочу».
Или же наоборот, желание не отставать от других: «У многих детей всегда есть деньги на карманные расходы, почему я должен страдать от того, что мама с папой не считают нужным мне их давать (или мало зарабатывают)?».

Для детей-подростков два последних мотива являются основными.

Почему ребенок начинает воровать?

Причин может быть несколько. Зная их, вы сможете правильно объяснить воровство вашего ребенка.

  1. У ребенка много запретов и у него не получается легально получить то, что он хочет (по этой теме читайте статью Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>);

Он не может найти другого способа получить желаемое, кроме воровства. Когда дети начинают чего-то сильно желать, они активно начинают искать различные способы, которые помогут им достичь своей цели.

И если своровать это – единственный вариант получения желаемого, то значит ребёнок выберет его, как ни печально вам это слышать.

  1. Родители сами нарушают границы своих детей;

Вспомните, вы часто стучитесь, когда заходите к своему ребенку в комнату?

А это стоит обязательно делать, даже если вашему ребенку не больше 5 лет. Он смотрит на вас и делает выводы о том, что значит и ему можно ни о чем не спрашивать и не ждать вашего разрешения на какие-то его действия.

  1. У малыша не сформировано ощущение собственности (близкая статья по тем, которая может быть вам интересна: Ребенок-жадина>>>);

Ему тяжело различить где своё, а где чужое. Часто можно наблюдать, как родители говорят своему ребенку: “Отдай машинку братику (сестричке), он же ещё маленький”.

Да и просто в песочнице зачастую мамочки требуют от своих детей, чтобы они поделились своими игрушками с другими, невзирая даже на то что те явно не желают это делать.

А всё потому, что мама в приятельских отношениях с мамочкой ребенка, который упорно хочет получить игрушку ее малыша и делает всё возможное для этого – истерика, крик, плач и и.д .

И взрослый начинает чувствовать себя заложником ситуации:

  • и у своего не отберешь (явных оснований  для этого нет);
  • и хочется как-то посодействовать своей подружке-маме, оставаясь хорошей в ее глазах, которая мечется, не зная, что делать со своим малышом, закатившим истерику на всю площадку.

Вот и начинается не прямое, но косвенное давление родителей на своих детей, путем неоднократного повторения: “Поделись с мальчиком, ты же видишь он плачет”.

Кстати, про то как правильно вести себя на детских площадках, научить малыша безопасности, говорим на интернет-семинаре Внимание: прогулка!>>>

Вы наверняка сможете припомнить такую ситуацию. Если она не происходила конкретно с вами, так обязательно с вашими знакомыми или вы просто могли наблюдать за этим со стороны.

А именно это и приводит к тому, что у ребенка не формируется четкое понимание своей собственности.

Его постоянно заставляют отдавать свои личные вещи.

  • Малыш начинает воспринимать это как то, что так и должно быть, причем у всех;
  • Он не воспринимает собственность другого человека;
  • Его мысли по этому поводу следующего характера: “Раз у меня могут забрать, не спросив, хочу ли я это отдать или нет, значит и я могу поступать так с другими”.

Воровство, как способ привлечь внимание других и показать им таким образом, что есть проблемы.

В этом случае воровство выступает неким симптомом, который говорит о том, что ребенку чего то не хватает.

Это может быть внимание родителей, их любовь;
Если ребенок ворует – это также может говорить о каком то неблагополучии в целом (внутри семьи и т.д.). Таким способом он пытается привлечь внимание к проблеме;. Ребенка не пугает даже цена этого способа: ведь он прекрасно понимает, что по головке его никто за такие поступки не погладит

Но даже такое внимание для него ценно

Ребенка не пугает даже цена этого способа: ведь он прекрасно понимает, что по головке его никто за такие поступки не погладит

Но даже такое внимание для него ценно

Хотя вы, конечно же, можете пребывать в полном недоумении, думая о том, чего же вашему малышу может не хватать (читайте полезную статью Как вести себя с ребенком?>>>).

Ведь у него есть все, что только он не попросит: начиная от всевозможных игрушек и заканчивая гаджетами (в зависимости от возраста).

Но внимательно проанализируйте, сколько времени вы проводите со своим малышом, внимательно выслушивая все, о чем он вам рассказывает.

Важно! Внимание, а точнее его нехватка, – это наиболее часто встречаемая причина того, почему ребенок ворует. Может как раз это ваш случай?

Как выстроить с ребенком доверительные отношения смотрите в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>

Как выстроить с ребенком доверительные отношения смотрите в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>

Подросток ворует деньги у родителей советы психолога. Причины детского воровства

Почему дети воруют деньги у родителей – на этот вопрос ответит наука психология. Причин на самом деле очень много. И все они связаны с неустойчивой детской психикой, особенностями семейного воспитания, личностного развития ребёнка. И варианты решения проблемы зависят от того, что делать в случаях если:

  • ребёнок только начал воровать – совершил это впервые;
  • делает это систематически – несмотря на наказания.

Причины детского воровства:

Ребёнком движет стремление во что бы то ни стало заполучить желаемое. Здесь, конечно, надо очень серьёзно подумать: это просчёты вашего воспитания или желания ребёнка надо всё-таки учесть? Если кто-то из родителей не может такого понять и легкомысленно полагает, что хотеть – не значит сейчас и сразу, и вообще подросток не имеет права подобное себе позволять, подумайте, прежде чем жестоко наказывать, ведь это произошло впервые! Представьте себя на месте ребёнка. Допустим, вы чего-то очень страстно желаете. Вы сразу сосредотачиваете на этом все силы, бросаетесь зарабатывать деньги, чтобы удовлетворить свою потребность или желание, ищете пути достижения цели. Теперь – ребёнок. Вы сразу отказали ему, может быть, даже попытались объяснить причину и забыли об этом. А желание разгорается с новой силой, и он идёт на воровство. В таком случае подумайте, может, стоит удовлетворять такие желания детей? Разумеется, не потворствуя им в этом постоянно. Или надо разговаривать с ними, объясняя, почему не все желания исполнимы, приводя примеры из жизни. Но главное, помните: пример для него – вы. Если ребёнок видит, что свои желания вы удовлетворяете сразу (захотели – приобрели), вряд ли он послушает вас и ваши доводы. А поскольку он не располагает ресурсами взрослого человека (деньгами, другими возможностями), то, не в состоянии сдержать своих эмоций, пошёл на воровство. Если же речь идёт о повторном случае кражи, то это уже касается воспитания.
Если ребёнок ворует, им может двигать желание привлечения внимания, например, заполнить эмоциональную пустоту – что свойственно детям в возрасте до 10 лет

Здесь маленький человек отлично знает, что это плохо и непременно наказуемо, но идёт на этот поступок, потому что таким образом он может обратить внимание взрослых на себя. Подобное поведение должно сказать вам о том, что ребёнку недостаёт эмоциональной теплоты родителей, заботы, разговоров с вами

Посмотрите на себя: достаточно ли внимания вы уделяете детям?
Причиной воровства является, конечно, и отсутствие должного воспитания. Это происходит иногда непреднамеренно и не замечается некоторыми родителями. Ребёнок один раз взял тётину сумку поиграть, хотя она просила не трогать, – его никто не остановил. В другой раз он без спроса садится в дядину машину. В третий раз девочка, никого не спросив, берёт мамины украшения. А потом ребёнок привыкает, что можно брать чужие вещи, – за это не наказывают и ничего плохого в этом нет. А так нельзя. У каждого есть личные вещи, и, для того чтобы ими воспользоваться, надо обязательно спросить владельца.
Обида на взрослого, вылившаяся в своеобразную месть, также может стать причиной воровства. Это происходит по разным причинам. Например, может быть и так: вы взяли у ребёнка что-то без спроса (возможно, он уже понимает, что и у него есть личные вещи), и он в отместку крадёт что-то у вас. Или вы его сильно обидели, а он не знает, что сделать в ответ. Понятно, что и здесь не всё однозначно. И причины такого поведения не совсем ясны. Но это уже другая история.
Бывают и кражи ради развлечения как подражание поступкам друзей или тех, кто в авторитете. Обычно такое воровство происходит в магазинах, супермаркетах. В этом случае надо позаботиться об окружении ребёнка, понять, почему он легко идёт на нарушение норм ради желания быть «в стае». Надо научить его говорить «нет», действовать самостоятельно в любой ситуации, ни в коем случае не идя на поводу ни у кого, кроме собственных ценностей и норм.

Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство

Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.

Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:

1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.

2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.

3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают

Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.

4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать

У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план

5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».

6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»

7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.

После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.

Я спросила: «Было бы тебе стыдно, если бы это все осталось в тайне?» Она ответила, что нет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий