Семейный портрет
Когда ребенок приходит в этот мир, у него не развито чувство понимания своего «я»: кто он? И отношение к нему родителей (или фигур, замещающих родителей) дает возможность сформироваться внутри у него такого понимания. Манера общения родителей с детьми, тип воспитания, принятый в семье, может спровоцировать развитие застенчивости у малыша.
Психологи выделяют четыре типа воспитания:
1. Авторитарный. Это тот тип воспитания, когда родители заставляют ребенка выполнять некие требования, не всегда соотносимые с его возрастом и развитием. Авторитаризм, полностью отрицающий потребности ребенка, может привести к развитию застенчивости. Тут нужно понимать, что застенчивость можно развить и воспитать в ребенке. И воспитать настолько, что из привычки она станет чертой характера. У ребенка формируется ощущение, что они ничего не способен сделать сам, и мир для него опасен. Он понимает: что бы он ни сделал, это всегда будет недостаточно идеально, не достаточно хорошо для родителей. Тогда он будет избегать ситуаций, в которых может испытать тревогу, страх, насилие или реальную опасность.
Самое печальное, что родители, культивирующие такой тип воспитания, искренне желают добра своим детям
Именно поэтому они настойчивы в своих запросах и требованиях к ребенку, потому что полагают, что должны научить ребенка чему-то очень важному. Например, в год — читать и завязывать шнурки
С одной стороны, это забота о ребенке, а с другой — скрытая потребность родителя получить от него то, что ему самому не хватает. Чаще всего это неуверенный в себе родитель, который не достиг чего-то в жизни, который использует ребенка как средство для демонстрации себя («Посмотрите, какой он у нас гениальный и талантливый!»).
2. Либеральный (его еще называют демократическим или попустительствующим) — это тип воспитания, при котором родители дают ребенку возможность делать все, что он считает необходимым. На самом деле, поскольку ребенок очень мал, он в глубине души осознает опасность внешнего мира и нуждается в поддержке (а порой и в жестком ограничении своих действий). И то, что родители понимают как уважение и любовь к ребенку, на самом деле воспринимается им самим как отсутствие и любви, и заботы. И этот вид воспитания может развить симптомы застенчивости. Зная о том, что «туда ходить нельзя», малыш все-таки идет и действительно попадает в очень серьезные ситуации, получая опыт, что мир для него крайне опасен. А все потому, что нет навыков, ведь родители не показали, как с этими опасностями справляться.
3. Авторитетный тип воспитания — тот, когда родитель ребенку спокойно говорит: «Я тебя научу». Этот родитель очень внимателен к своему чаду. В самом начале, когда малыш на руках матери впервые проявляет тревогу, она ему отвечает — «все нормально», «ты в порядке», «я тебя поддержу». Такие родители очень внимательны и наблюдают за развитием ребенка, они никогда не заставят его делать то, что ему не под силу. Им не придет в голову учить его читать или считать с пеленок. Они будут учить его первичным навыкам нахождения в мире. Они научат его справляться с эмоциями. Такие родители — это уверенные в себе люди — хорошо проведут своего детеныша по этому пути.
Плюсы и минусы застенчивости
Застенчивый ребенок робок, боязлив, скован и неловок при общении и взаимодействии с другими людьми, он нерешительно, медленно и напряженно выполняет любые социальные действия.
Родители совершают немало ошибок по отношению к застенчивым деткам, но эти ошибки не только в поведении и словах, обращенных к малышу, а еще и в неверном отношении к его застенчивости.
Застенчивость нельзя рассматривать в отрыве от остальных черт формирующегося характера и, конечно же, врожденного темперамента ребенка. Застенчивыми часто бывают меланхолики или флегматики, а также интроверты.
Нельзя говорить о том, что застенчивость – однозначно негативная черта. Она часто бывает признаком того, что у ребенка тонкая организация души, что он растет аккуратным, покладистым, чувствительным, рассудительным, вдумчивым и просто порядочным человеком.
Застенчивость — это не только боязливость и неуверенность в себе, это еще и скромность и сдержанность. Еще одна положительная черта, присущая большинству застенчивых детей – прекрасно развитые воображение, творческое мышление, фантазия.
Именно детки, которые не любят шумных компаний и стесняются их, никогда не скучают в одиночестве. Им интересно в своем мире, а так как их внутренний мир уже богат, они нередко бывают очень талантливыми. Из застенчивых детей вырастают талантливые деятели науки и искусства.
Но есть у застенчивости один большой минус, который способен перечеркнуть все плюсы. Застенчивый ребенок оказывается в изоляции, боясь проявить себя, он часто бездействует, остается безынициативным и пассивным, упускает возможности развития.
Тот же талант, который есть у чувствительного малыша, может так и не развиться, никем не замеченный и не оцененный только потому, что ребенок постеснялся его проявить на публике.
Семейный портрет
Когда ребенок приходит в этот мир, у него не развито чувство понимания своего «я»: кто он? И отношение к нему родителей (или фигур, замещающих родителей) дает возможность сформироваться внутри у него такого понимания. Манера общения родителей с детьми, тип воспитания, принятый в семье, может спровоцировать развитие застенчивости у малыша.
Психологи выделяют четыре типа воспитания:
1. Авторитарный. Это тот тип воспитания, когда родители заставляют ребенка выполнять некие требования, не всегда соотносимые с его возрастом и развитием. Авторитаризм, полностью отрицающий потребности ребенка, может привести к развитию застенчивости. Тут нужно понимать, что застенчивость можно развить и воспитать в ребенке. И воспитать настолько, что из привычки она станет чертой характера. У ребенка формируется ощущение, что они ничего не способен сделать сам, и мир для него опасен. Он понимает: что бы он ни сделал, это всегда будет недостаточно идеально, не достаточно хорошо для родителей. Тогда он будет избегать ситуаций, в которых может испытать тревогу, страх, насилие или реальную опасность.
Самое печальное, что родители, культивирующие такой тип воспитания, искренне желают добра своим детям
Именно поэтому они настойчивы в своих запросах и требованиях к ребенку, потому что полагают, что должны научить ребенка чему-то очень важному. Например, в год — читать и завязывать шнурки
С одной стороны, это забота о ребенке, а с другой — скрытая потребность родителя получить от него то, что ему самому не хватает
Чаще всего это неуверенный в себе родитель, который не достиг чего-то в жизни, который использует ребенка как средство для демонстрации себя («Посмотрите, какой он у нас гениальный и талантливый!»)
С одной стороны, это забота о ребенке, а с другой — скрытая потребность родителя получить от него то, что ему самому не хватает. Чаще всего это неуверенный в себе родитель, который не достиг чего-то в жизни, который использует ребенка как средство для демонстрации себя («Посмотрите, какой он у нас гениальный и талантливый!»).
2. Либеральный (его еще называют демократическим или попустительствующим) — это тип воспитания, при котором родители дают ребенку возможность делать все, что он считает необходимым. На самом деле, поскольку ребенок очень мал, он в глубине души осознает опасность внешнего мира и нуждается в поддержке (а порой и в жестком ограничении своих действий). И то, что родители понимают как уважение и любовь к ребенку, на самом деле воспринимается им самим как отсутствие и любви, и заботы. И этот вид воспитания может развить симптомы застенчивости. Зная о том, что «туда ходить нельзя», малыш все-таки идет и действительно попадает в очень серьезные ситуации, получая опыт, что мир для него крайне опасен. А все потому, что нет навыков, ведь родители не показали, как с этими опасностями справляться.
3. Авторитетный тип воспитания — тот, когда родитель ребенку спокойно говорит: «Я тебя научу». Этот родитель очень внимателен к своему чаду. В самом начале, когда малыш на руках матери впервые проявляет тревогу, она ему отвечает — «все нормально», «ты в порядке», «я тебя поддержу». Такие родители очень внимательны и наблюдают за развитием ребенка, они никогда не заставят его делать то, что ему не под силу. Им не придет в голову учить его читать или считать с пеленок. Они будут учить его первичным навыкам нахождения в мире. Они научат его справляться с эмоциями. Такие родители — это уверенные в себе люди — хорошо проведут своего детеныша по этому пути.
Как раскрепостить стеснительного ребенка
Застенчивого ребенок надо раскрепостить. Заставить поверить в себя. Первым делом необходимо научить малыша любить и уважать себя, развить чувство собственного достоинства. Тогда он не будет зацикливаться на ошибках, бывших неудачах и так остро реагировать на замечания в свой адрес.
Большинство взрослых стеснительность считают недостатком и находят массу отрицательных сторон.
Но можно найти позитивные стороны:
- Стеснительные дети мягкие, спокойные, уравновешенные.
- Они добры по отношения к людям и животным.
- Редко вступают в конфликты или стараются гасить их на начальной стадии.
- Действуют по принципу: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой.
- У них больше развито воображение и фантазия.
Прочитав эту статью, вы теперь знаете что делать, если ребенок стеснительный. Главное ни переусердствовать, ни перейти в крайность, когда он будет прятать свою робость за агрессией.
Почему ребенок растет застенчивым?
Всем прекрасно известно, что детская психика весьма гибкая и подвижная система, позволяющая ребенку практически безболезненно подстраиваться под возможные изменения в привычном ему укладе жизни. Но вместе с тем еще не сформировавшаяся личность отличается особой уязвимостью к порой совершенно мелочным ситуациям. В результате нервная система ребенка нередко переходит в этакий защитный режим, в котором преобладают такие реакции, как стеснительность и скрытность.
Среди основных причин развития застенчивости у ребенка отмечают следующие:
Генетическая предрасположенность. Ученые, занимающиеся исследованием наследственности, давно убедились в том, что она зачастую является основным пусковым фактором развития застенчивости. Особенности в ряду поколений со временем накапливаются в виде различных отличительных черт, присущих именно этой родовой ветви. Внимательно изучив своих предков, можно почти со стопроцентной уверенностью говорить о том, какие черты внешности и характера будут преобладать у будущих поколений.
Социальная среда. В данном случае речь идет о связи ребенка с окружающим его миром. Основополагающую роль, естественно, играет воспитание в семье. Если родители не могут обеспечить ребенку моральный комфорт и окружить его заботой и лаской в строго требуемом объеме, то это обязательно отразится на его характере и поведении. Не последнее место занимает и взаимодействие со сверстниками
Если ребенок часто сталкивается с человеческой жестокостью и агрессией, то он с большей вероятностью предпочтет замкнуться в себе и не привлекать ненужное внимание.
Проблемы адаптации. Все детство человека напрямую связано с приспособительными реакциями
Сначала он учится ползать, затем ходить, потом он идет в детский садик, а после – в школу. И везде его ждет период адаптации. В ходе привыкания к новым условиям, у ребенка формируются положительные и отрицательные особенности характера, которые необходимы для его дальнейшего взаимодействия с окружающим миром. Если адаптация проходит неудачно, то это ведет к развитию нерешительности и застенчивости.
Соматические патологии. В этом случае имеется в виду наличие различных заболеваний, проявления которых могут отличать ребенка от его сверстников. Например, патологии развития, следы от повреждений на коже или врожденные физические недостатки. Нередко внешние отличия от основной группы детей приводят к насмешкам и поддразниваниям. В итоге ребенок ощущает неуверенность, замыкается и предпочитает держаться от ровесников на расстоянии.
Неправильное воспитание. Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители. Если ребенок растет в условиях гиперопеки, то у него возникают проблемы с развитием самостоятельности. Если же родители относятся к ребенку с излишней требовательностью, то он замыкается в себе и приобретает комплекс неполноценности.
Как ребенку помочь побороть застенчивость
Конечно, в первую очередь родителям нужно понаблюдать за собой: не слишком ли много требований к чаду или, может, перебор с опекой? Подобные вопросы помогут заметить ошибки в воспитании.
⠀
Если есть, то начинать стоит именно с них, а далее мы приведем пример, как еще можно поддержать застенчивого ребенка.
1. Меньше неожиданностей, которые могут повысить тревожность
Перед походом в новое место или встречей с незнакомыми людьми нужно готовить ребенка заранее. Зная, куда он идет, что ему предстоит, малыш будет чувствовать себя спокойнее и увереннее.
2. Правильный пример
Пусть ребенок знает, как мама и папа ведут себя в обществе других людей и как находят выход из тех или иных ситуаций. Для этого нужно выстраивать внутри семьи доверительные отношения и побольше общаться на темы, которые касаются коммуникации и межличностных отношений.
3. Адекватная самооценка и позитивное восприятие
Одна из главных причин робости – это низкая самооценка. Нужно хвалить ребенка за достижения и стараться создавать ситуации, из которых он будет выходить победителем.
Зачастую застенчивые дети боятся негативного мнения о себе от окружающих. Чтобы избавить ребенка от этого страха, нужно формировать у него уверенность в своей неповторимости. Верные помощники родителей на пути к позитивной Я-концепции ребенка – поддержка, любовь, отсутствие деструктивной критики и сравнения с другими детьми.
⠀
4. Развитый эмоциональный интеллект
С самого детства нужно учить ребенка понимать чувства свои и других людей
Важно не только говорить об эмоциях, но и читать книги, смотреть мультики, где герои оказываются в различных ситуациях, проживая весь спектр чувств
⠀
Также можно разыгрывать сценки и давать ребенку побывать в разных ролях и находить выход в трудных ситуациях
Потому что развитие личностных качеств не менее важно, чем изучение точных наук или языков. Это фундамент, на котором человек строит свою взрослую жизнь
⠀
Хотите помочь ребенку побороть застенчивость – развивайте у него гибкие навыки, чтобы он становился более раскрепощенным, дружелюбным и смелым. Мог договариваться и решать конфликты мирным путем, а также научился быть более гибким в меняющемся мире.
⠀
Конечно, самостоятельно научить всему этому ребенка непросто. У родителей нет столько свободного времени и терпения, поэтому в школе Kidskey мы подготовили специальный курс по развитию навыков Soft Skills, где ваш сын или дочь сможет развиваться онлайн и в комфортном для себя темпе.
⠀
Запишитесь на первый урок, чтобы понять, насколько вам подходит наш курс и формат занятий и заложите прочный фундамент для счастливого будущего вашего ребенка.
⠀
Как убрать стеснительность и зажатость у школьника
Советы родителям:
Хвалите школьника. И делайте это как можно чаще. Каждая победа, даже самая маленькая, должна быть оценена по достоинству. Например, когда счастливый первоклассник приносит дневник с пятеркой по физкультуре, родителям следует сказать ему одну из таких фраз: «Ты большой молодец!», «Я горжусь тобой!». Эти короткие фразы, которые состоят всего из нескольких слов, много значат для школьника: они придают ему уверенности, мотивируют достигать новых высот.
Спрашивайте его о том, чего он по-настоящему хочет. Школьники – это не дети, но еще и не взрослые. Они вступают в новую жизнь возможностей. И чтобы они чувствовали себя увереннее, нужно давать им право выбора. Например, спрашивайте его о том, какую одежду он хочет носить. Выбирая новую мебель или место для семейного путешествия, прислушивайтесь к мнению всех членов семьи, даже самых маленьких. Их идеи могут быть гениальными.
Покажите ребенку на своем примере, что идеальных людей не существует. Школьники считают родителей своим авторитетом, но они еще не знаю о том, что все ошибаются. Если родители демонстрируют свою уязвимость, признают свои ошибки и учатся их исправлять, то ребенок пойдет по тому же пути. А прощение собственных промахов – первый шаг к избавлению от застенчивости.
Спросите ребенка, с кем ему нравиться общаться. Школьники сравнивают себя со сверстниками и могут выбирать модель поведения, которая им нравится. Например, ребенку нравится общаться с творческими людьми. Задача родителей – найти место, где они обитают, и предложить ребенку стать одним из них. Можно записать школьника на кружки и секции – на плавание, в школу актерского мастерства, в хоккейный клуб. Среди ребят, которые импонируют ребенку, ему будет проще адаптироваться. Главное – желание самого школьника общаться с единомышленниками.
Давайте школьнику поручения. Так он почувствует себя значимым, сильным и взрослым. Можно попросить его сходить в магазин, помочь бабушке перейти дорогу или приготовить ужин для всей семьи
Важно, чтобы ребенок выполнял поручения с удовольствием и испытывал от этого гордость. При этом нужно всегда быть рядом, чтобы вовремя помочь ребенку с трудностями.
Посещайте с ним людные места
Школьник полдня проводит среди сверстников, и этот моральный груз нужно компенсировать. Можно ходить с ним на детские площадки, посещать выставки и торговые центры, ходить в гости к друзьям с детьми, отправлять в оздоровительный лагерь. Когда ребенок наблюдает за сверстниками и видит, что они не представляют для него опасности, он раскрепощается. В идеале – выбрать место, в котором дети научатся работать в команде.
Приглашайте в гости сверстников ребенка. Но перед этим спросите, хочет ли он видеть их. Школьники, у которых нет друзей, проводят праздники и дни рождения в одиночестве. Они хотят пригласить кого-то, но стесняются или боятся. Родители должны помочь им справиться с трудностями и создать комфортные условия для новых знакомств и общения.
Правила общения с застенчивым дошкольником
Застенчивость у детей 5–7 лет проявляется тем, что они избегают людей, которые могут критиковать их внешность или поведение, ситуаций, привлекающих внимание к их личности. Эта черта характера в будущем может стать препятствием в успешной учебе, проблемам с одноклассниками и учителями
Способствует такому состоянию низкая самооценка, самокритичность, повышенные требования к себе, условная любовь родителей (люблю, только если ты хороший), наследственная склонность
Способствует такому состоянию низкая самооценка, самокритичность, повышенные требования к себе, условная любовь родителей (люблю, только если ты хороший), наследственная склонность.
В идеале у ребят дошкольного возраста должны быть развиты индивидуальность, уверенность в себе и своей внешности. Родители и воспитатели, на собственном примере не научившие детей общительности, являются причиной проявления у них застенчивости. Чтобы этого не произошло, положительная деятельность ребенка должна поощряться и стимулироваться, а неудачи — строго не наказываться.
У многих дошкольников застенчивость часто вызывают одни и те же факторы.
- Взаимодействие с людьми: ранее незнакомыми, противоположного пола, некоторыми родственниками, людьми старшего поколения — теми, кто отличается от них, имеет определенную власть и статус в обществе.
- Нахождение в центре внимания группы людей.
- Новые и незнакомые ранее обстановки.
- Незнание ответов на задаваемые вопросы.
Застенчивых детей выдает сильное волнение, которое возникает вследствие их принуждения к выполнению каких-либо действий в новой обстановке, критика.
Рекомендации родителям застенчивого ребенка помогут подготовить его к стрессовым ситуациям.
- Прививайте чувство уверенности в себе, покажите заинтересованность и участие в его жизни и переживаниях. Уделяйте достаточное время для беседы и игры. Помните, что мама и папа должны прийти к единому мнению в вопросах воспитания ребенка и внутрисемейных отношениях.
- Развивайте ребенка как личность, совместно с педагогами выявляйте его способности и таланты.
- Проанализируйте атмосферу в доме — не способствует ли она возникновению застенчивости у ребенка. При необходимости измените себя и свое отношения к миру.
- Балуйте своих детей в плане тактильного контакта — целуйте, обнимайте, демонстрируйте безусловную любовь в виде нежных прикосновений и поглаживаний.
- Начните разговаривать с дошкольником по душам, так вы научите его доверять вам, выражать свои чувства.
- В случае недовольства поведением ребенка поясните ему обязательно, что вас расстроил не он сам как личность, а его поступок. Ребенку необходимо знать, что любовь родителей постоянна.
- Исключите чрезмерную опеку, дайте возможность самостоятельно принимать решения в разных ситуациях.
- Уважайте ребенка и его интересы, не допускайте замечаний или недовольных высказываний в его адрес в присутствии посторонних людей.
- Научите доверять людям, но не забывайте про требования личной безопасности.
- Эмоциональный мир играет важную роль в формировании личности подрастающего поколения. Застенчивость мешает правильному развитию ребенка, раскрытию талантов, налаживанию социальных связей и взаимодействию со сверстниками. Это ощущение неловкости, стыда, растерянности, препятствующее нормальному общению, часто проявляющееся в незнакомой ситуации.
Застенчивые дети всегда «тихони», послушны и исполнительны, любят уединяться и со стороны наблюдать за происходящим. Переживания и негативные эмоции у таких детей не находят выхода, что может способствовать возникновению заболеваний.
Важную роль за формирование и устранение застенчивости имеет семья и отношения внутри нее. Не лишайте ребенка общения со сверстниками. Установите с малышом тактильный контакт, умейте выслушивать его. Посещайте с сыном/дочкой разные культурно-массовые мероприятия. Не сравнивайте малыша ни с кем, создайте все условия для развития их самостоятельности и уверенности.
Деятельность педагогов и психологов с застенчивыми детьми призвана помочь им почувствовать себя полноправными членами общества, раскрыть их потенциал и преодолеть страх перед незнакомыми людьми. В тандеме с родителями эти специалисты помогут привить ребенку чувство комфорта и спокойствия, гармонии в жизни.
Откуда берется стеснительность у детей?
Стеснительность (застенчивость или робость) появляется результате неуверенности в себе. Ребенок боится получить отрицательную оценку и услышать критику в свой адрес от окружающих: учителей, воспитателей, ровесников, незнакомых или малознакомых людей. В этой ситуации ребенок не верит в свои силы, постоянно волнуется, что у него что-то не получится, и он будет осмеян.
Можно сказать, что стеснительность – это свойство характера, ведь даже у близнецов, воспитанных в одной семье в одинаковых условиях, характеры, как и «уровень застенчивости», бывают разными. Чем эмоциональнее и чувствительнее характер, тем более восприимчив он к критике, тем более робким окажется ребенок.
Ребенок боится попасть в неловкое положение, поэтому всеми силами пытается уйти от ситуаций, вызывающих у него волнение и стресс.
Чем застенчивость у детей опасна?
Ну, перерастёт же ребёнок свои проблемы когда-нибудь? Не всегда так получается.Если в детском саду и дома родители застенчивость считают милой особенностью, то в школе ребята и учителя не будут так благосклонны. Учителя, не добившись устного ответа, нередко снижают баллы по устным предметам, а одноклассники могут преследовать робкого товарища: он закрыт для них, непонятен, а значит может быть жертвой агрессивного поведения. О буллинге мы писали здесь.Подростковый возраст застенчивые дети переживают особенно тяжело. Накопилось много неприятных эмоций, в какой-то момент растущий человек может выплеснуть свою агрессию так, что напугает окружающих. Велик риск попасть в плохую компанию у тех, кто в своё время был не принят в семье, со старшими и среди ровесников.
Как помочь ребёнку?
- Не стыдить ребёнка, а стараться поддержать его
- Самому взрослому не стоит стыдиться своего стесняющегося ребёнка. Чувствительный малыш сам расстроится ещё больше, увидев вашу нервозность по этому поводу. И конечно, не стоит извиняться перед окружающими за стеснительность своего ребёнка
- Не ставьте ребёнка в неловкую ситуацию: не просите, например, выступать перед гостями, если не договорились с ним заранее. Для стеснительного ребёнка очень нужна предсказуемость, поэтому подготовьте его ко встрече с незнакомыми людьми
- Очень хорошо делают те родители, которые защищают право ребёнка освоиться в незнакомой обстановке. Для этого пресекают попытки вышучивать посторонним застенчивость вашего ребёнка.
- Если произошло травмирующее событие (ребёнок не смог выступить на празднике, его засмеяли и так далее), помогите ребёнку пережить это. Расскажите ему о своих ошибках, о том, что все ошибаются. А самое главное, напомните ему о его сильных сторонах.
Практикуйте с ребенком социальные сценарии
Застенчивому ребенку с трудом даются даже элементарные «здравствуйте» и «до свидания». Естественно, это не самым лучшим образом отражается на его социализации в детском саду и школе. Малыш буквально теряется и не может ни слова сказать, прячется за маму.
Попробуйте развить социальные навыки ребенка ролевыми играми и специальными упражнениями. Ценные рекомендации дает педагог-психолог Любовь Быкова: «Есть очень хорошее упражнение”сочини рассказ”. Его можно практиковать везде — и на прогулке в парке, и пока вы идете в детский садик. Когда вы вместе сочиняете рассказ, малыш невольно начинает делиться впечатлениями про свой день в детском саду — что он там ел, в какие игры играл, с кем гулял. С помощью такого легкого и интересного упражнения вы учите ребенка излагать свои мысли и формируете доверительные отношения с ним».
«Можно поиграть в социальную игру, где ребенок выступает в роли покупателя. Вы вместе с ним отправляетесь в магазин и даете ему возможность самостоятельно заплатить за покупку. Он, подходя к кассе, перебарывает свой страх общения в социуме. В процессе развивается его самостоятельность и уверенность. — добавляет Любовь Быкова, — А если ребенок боится публичных выступлений, пусть сначала расскажет стихотворение в кругу семьи. Потом можно пригласить послушать произведение дедушку и бабушку, близких друзей. Прорабатывайте каждую деталь, создавая ситуацию успеха и поддерживая малыша. Так ребенок перестанет бояться, станет уверенным в себе. Он будет с удовольствием принимать участие в праздниках, выходить в школе к доске и находить новых друзей».
«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми
Сравнивая своего ребенка с другими детьми, родители порождают в нем излишнюю тревогу. Малыш перестает нравится сам себе, становится неуверенным и застенчивым. Возможно, у ваших друзей ребенок, действительно, достигает больших высот в учебе и спорте. Но фраза мамы «а твой одноклассник получил пятерку за контрольную, а ты — тройку» точно не подстегнет ребенка прилежнее учиться.
Давайте советы, хвалите, разумно критикуйте. Но в своих «нравоучениях» избегайте любых сравнений, которые бы принизили старания и без того застенчивого ребенка.
Елена Владимировна дает важные рекомендации: «Родителям очень важно, не зацикливаться на проблеме застенчивости ребенка. Не нужно вообще говорить об этом при малыше! Не заставляйте его знакомиться и играть с другими детьми, если ребенок сам не проявит желание наладить общение со сверстниками. Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе
Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей»
Как правило, к 7 годам проблема стеснительности исчезает, как будто и не стояла вовсе. Поверьте, ваш малыш подрастет и будет с легкостью общаться с окружающими, непременно заведет друзей».
Эксперты:
Инна Александровна Мальцева
Любовь Быкова
Елена Владимировна Ушачёва
Причины застенчивости, имеющие общий характер
1. Чрезмерная родительская любовь и забота
Зачастую родители пытаются всегда и везде защитить, уберечь своего ребенка. В результате чего ребенок становится неуверенным в себе, своих силах – становится застенчивым.
2. Разные взгляды на воспитание у родителей
Как правило, это происходит так: папа, например, считает, что за определенный поступок либо поведение следует поощрить ребенка, а для мамы такое поведение неприемлемое и она начинает ругать малыша. В итоге – ваше чадо начинает путаться, исчезает чувство безопасности, он не знает какого поведения ему придерживается, и это способствует тому, что ребенок становится замкнутым.
3. Полное отсутствие родительской поддержки
Вероятнее всего, без активного участия родителей в жизни ребенка, без советов, поддержки, теплоты и любви у него будет развиваться застенчивость
Малышу важно знать, что его любят, понимают и поддерживают
4. Критика и непонимание со стороны сверстников
Не все дети могут найти общий язык за короткие сроки с новым коллективом. Именно в этот период, как показывает практика, наиболее ярко проявляется застенчивость – в период прихода в новый незнакомый коллектив ( детский сад, школа). Ребята очень близко к сердцу воспринимают критику сверстников. Начинают чувствовать себя некомфортно, стесняются. Старайтесь, как можно беседовать со свои чадом, объясняйте ему как нужно себя вести.
Последствия стеснительности
У многих родителей детская застенчивость не вызывает опасений. Некоторые даже находят ее позитивной. Ведь в противоположность бойким непоседливым сверстникам стеснительные дети спокойны, послушны и покладисты. Вот только послушание это обманчиво, а за внешним спокойствием часто таится вулкан скрытых эмоций.
Застенчивый ребенок знает, чего он хочет и как добиться поставленной цели, но в силу психологических преград не может этого сделать5. Из-за нереализованных желаний назревает внутренний конфликт. Негативные эмоции не выплескиваются, а накапливаются и приводят к изменению личности.
В дальнейшем, по мере взросления, падает самооценка. Даже незначительные изменения в окружающей обстановке сопровождаются ощущением тревоги. Формируются различные виды навязчивых страхов, фобий.
Такие люди неохотно идут даже на незначительные риски и эксперименты. Им сложно контактировать с другими людьми, постигать новую информацию, овладевать навыками. В итоге формируются множественные психологические преграды на пути к жизненным целям, становится невозможным развитие и достижение успеха.
Почему ребенок растет робким
Причины застенчивости:
- Наследственность. Учеными доказано, что застенчивость – это врожденная черта характера. Она передается по родовой вести. Родителям нужно вспомнить характер предков, чтобы понять, от кого ребенку передалась робость.
- Социум. Ребенок развивается и растет в обществе. Если родители не дают ему должного внимания, заботы и любви, в которых он так нуждается, малыш может принять это на свой счет и замкнуться в себе. Моральный комфорт для ребенка – залог спокойствия и эмоциональной стабильности. Кроме того, застенчивость зависит от социума: если малыш часто видит жесткость и агрессию, он захочет спрятаться, стать тенью. Оказаться в центре внимания для него равносильно пытке.
- Темперамент. Человек всю жизнь кочует из общества в общество: сначала это садик, потом – школа, далее – университет и работа. И в каждой социальной группе он должен стать «своим», адаптироваться и научиться жить по ее правилам. Пока человек находится в социуме, у него формируется характер. Если его темперамент не подходит другим членам общества, он замыкается в себе и не привлекает внимания.
- Внешность и заболевания. Если ребенок отличается от сверстников во внешности, имеет особенности развития, он становится причиной насмешек и издевательств. Как результат – он чувствует себя одиноким, покинутым, ему кажется, что его никто не понимает, поэтому занимает скрытную позицию. Замкнутые дети часто играют в своем уголке, сидят в школе на задних партах и стараются оставаться незамеченными.
- Неправильное воспитание. Родители должны найти золотую середину, чтобы не травмировать ребенка. Некоторые взрослые слишком волнуются за своего малыша, другие – требуют слишком многого. В результате ребенок замыкается в себе, чувствует себя неполноценным. Яркое проявление неправильного воспитания – синдром отличника – убеждение, что ребенок должен учиться на одни пятерки, иначе его не будут любить и ценить.
- Изоляция. Ребенок может быть застенчивым, когда у него нет опыта общения со сверстниками. Робкими становятся дети, которые находятся на домашнем обучении или долго болеют. Некоторые семьи выбирают такую модель воспитания, при которой их ребенок изолирован от других.