9 месяцев ребенку

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Конечно же, все дети развиваются по-разному, кто-то из детей осваивает новые навыки раньше своих сверстников, а кому-то нужно больше времени, чтобы сравняться умениями с ровесниками. Но все-таки есть перечень действий, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Следует проконсультироваться с педиатром, если ребенок в 9 месяцев:

  • Не может удерживать равновесие в положении сидя.
  • Не умеет переворачиваться и ползать вперед.
  • Не пытается пить из кружки.
  • Не постукивает игрушкой об игрушку.
  • Не пытается повторять слоги за окружающими.
  • Не испытывает чувства стеснения и страха перед чужими людьми.
  • Не злится при отнимании у него игрушки.

Сон ребенка в 9 месяцев

Необходимая продолжительность сна для девятимесячного ребенка составляет как минимум 11 часов, иногда достигает 14 часов. Большую часть времени занимает ночной отдых.

С учетом индивидуальных особенностей физиологии детей в 9 месяцев, было установлено, что в большинстве случаев дневной сон малышей подразделяется на:

  1. Двухфазный, он состоит из двух промежутков по полтора часа. Этот вариант является самым оптимальным, он свидетельствует о том, что психическое и эмоциональное развитие малыша находится в пределах нормы.
  2. Трехфазный, он включает два коротких периода по сорок минут, отдых утром и вечером, а также долгий сон днем, длящийся, как минимум, два часа. Если время дневного сна выпадает на время прогулки, то длительность сна может достигнуть и трех часов. Такой вариант тоже является нормой, но он является свидетельством того, что ребенок чрезмерно утомляется и еще не готов переходить на длительное бодрствование.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей — отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.

Здесь взрослым важно правильно повести себя — с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность: за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: что должен уметь 10-ти месячный ребенок?)

  • может сидеть самостоятельно,
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору,
  • выполнять просьбы взрослых,
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его,
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия,
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела,
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных,
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.

Максимальные знания о навыках и умениях детей можно получить, ознакомившись с видео-лекциями доктора Комаровского или других профильных специалистов. Зная, как развивать ребенка в 9 месяцев, родители будут растить здорового малыша (см. также: видео о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев).

Питание ребенка

Питание малыша предусматривает пять кормлений, на два из которых приходится грудное молоко либо молочная смесь, если ребенок на искусственном вскармливании. Мамино молоко либо смесь дают на первый завтрак и последний ужин, т.е. сразу после и перед ночным сном. А вот ночные кормления уже должны закончиться.

Малышу дают овощные и фруктовые, рыбные и мясные пюре, супы-пюре, молочные и безмолочные каши, яичный желток, печенье, растительное и сливочное масло, различные напитки, творог и кисломолочные продукты. Прикорм уже составляем основное питание. Норма пищи составляет порядка 200-250 грамм за один прием и порядка 1 кг за сутки.

Пища должна быть легкой и нежирной из качественных, натуральных продуктов. При приготовлении не добавляйте сахар, соль и другие специи! Не давайте малышам жареные блюда, сырые овощи и фрукты! Они трудно перевариваются и могут вызвать отравление. Сырые овощи и фрукты, соль и сахар дают деткам не раньше года.

Продукты для малыша варят, запекают, тушат или готовят на пару. Компоненты измельчают до состояния кашицы или пюре, чтобы они легче усваивались и пережевывались.

При введении нового ингредиента в рацион, не забывайте, что у крохи может возникнуть аллергия либо другая отрицательная реакция. Поэтому соблюдайте правила прикорма и следите за самочувствием грудничка. Что и когда вводить в прикорм ребенку, смотрите здесь.

Примерный распорядок дня у грудничка по месяцам

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

На этом периоде своей жизни кроха должна уметь уже очень многое. Чтобы следить за нормальным развитием ребенка в 9 месяцев, необходимо знать важные навыки. При отсутствии некоторых из них не стоит сразу паниковать

Развитие каждого младенца индивидуально, важно помочь крохе освоить тот или иной навык. Если малыш не обладает большей частью умений из списка, то стоит об этом сказать врачу. Навыки при этом разделяются на:

Навыки при этом разделяются на:

  1. Физические показатели. Сюда относятся умение сидеть, попытки вставать или ходить самостоятельно.
  2. Навыки общения. Здесь выделяется умение говорить слогами, соединять их в небольшие слова.
  3. Эмоциональные. Связаны с психическим развитием ребенка в 9 месяцев – умением понимать происходящее вокруг, показывать мимикой свое состояние, радость или злость.

Физические навыки

Малыш должен уже уметь сидеть без опоры, пытаться вставать и ходить с опорой, пробовать ползти за игрушкой, которая находится рядом. Другие физические навыки, которыми должен обладать 9-месячный ребенок:

  • лежа на животе тянуться за игрушкой, ползти за ней;
  • брать игрушку позади себя;
  • уметь садиться самостоятельно из позиции стоя;
  • подражать взрослым, повторять их действия;
  • препятствовать, когда пытаются отнять игрушку, крепко ее держать;
  • переворачивать страницы книги, рассматривать картинки;
  • перекладывать предметы, ощупывать их;
  • стоять на ступнях при поддержке за ручки, не скручивая пальчики.

Развитие речи

От 9-месячного младенца вы уже должны слышать повторяющиеся слоги и небольшой пассивный набор слов, таких как «мама», «папа», «баба», «дай». Речь при этом всегда эмоционально окрашена. Другие речевые умения:

  • подать вещь кроха просит мычанием и указыванием на нее пальцем;
  • в периоды бодрствования лепет всегда громкий;
  • кроха пытается имитировать интонацию и действия взрослых, повторить за ними звуки.

Осознанные эмоции

Развитие ребенка в 9 месяцев уже на таком уровне, что малыш, услышав от мамы свое имя, повернется и даже подползет к ней. Кроха уже может манипулировать взрослыми, проявляя свой характер, когда что-то не нравится. Так детки изучают границы дозволенного им. Ребенка 9 месяцев можно назвать «подражайкой» – кроха старается повторять все за взрослыми, имитируя звонок по телефону или кормление кукол. Другие эмоции, которые проявляется кроха:

  • упрямство – малыш интенсивно мотает головой, отказывается от того, что не хочет;
  • узнает себя в зеркале, отличает от других людей, оживленно реагирует на свое отражение;
  • может кивать головой, если задавать ему наводящие вопросы;
  • радуется и улыбается, когда пытаются рассмешить;
  • понимает просьбы по типу «возьми» или «иди сюда».

Особенности развития мальчиков и девочек в 9 месяцев

Физическое развитие

К 9 месяцам мальчики и девочки могут уже сидеть без поддержки и ползать по полу. Они начинают мыться своими руками и экспериментировать с едой, пытаясь класть ее в рот. Мальчики могут быть немного сильнее и более подвижными, чем девочки, но оба пола развиваются индивидуально.

Психическое развитие

В 9 месяцев мальчики и девочки становятся более социальными. Они начинают понимать эмоции окружающих и могут начинать проявлять собственные эмоции. Они могут знать, как произносить простые слова и понимать, какие звуки производят окружающие вещи. Мальчики и девочки также могут начать играть с другими детьми и показывать свои предпочтения.

Зачем следить за прогрессом развития ребенка

Следить за прогрессом развития ребенка важно для его будущего. Если вы заметите задержку в развитии в 9 месяцев, вы можете принять соответствующие меры для помощи вашему ребенку

Важно также понимать, что каждый ребенок развивается индивидуально. Все дети развиваются со своим темпом и имеют свои сильные и слабые стороны.

Как развивать ребенка в 9 месяцев. Развивающие игры

Ребенок в 9 месяцев становится более активным, лепечет свои первые слова. В такой период самое время начинать играть с ребенком в развивающие игры. В какие же игры оптимально играть с ребенком на 9 месяце развития?

  1. Рисование пальчиками. В 9 месяцев ребенок все еще пробует все на вкус (тащит в рот). Обычные краски – не самое безопасное для ребенка вещество. Чтобы не возникло лишних проблем, можно заменить обычные краски фруктовым пюре. Так можно быть уверенным в том, что ребенок не отравится, даже если решит облизать пальцы.
  2. Нужно насыпать какую-нибудь крупу (фасоль, горох, гречку) в тару и дать играть ребенку. Он будет пересыпать крупу, играть. Это также положительно сказывается на развитие ребенка в 9 месяцев.
  3. В 9 месяцев малыш уже может раскладывать фигуры по размеру и форме. Самое время купить ему пирамидку. Такая была почти у каждого ребенка. Такая игрушка также хорошо помогает интеллектуальному развитию малыша.
  4. Самое время купить ребенку игрушку, которая будет приходить в движения после вмешательства ребенка. Например, игрушку на веревочке. Это вызовет неимоверный восторг у малыша.
  5. Играйте с малышом в «ладушки», катание мячика, совместное собирание пирамидки, башенки из кубиков, поиск, спрятанных под одеяло игрушек. Игры такого характера придутся по душе девятимесячному ребенку.
  6. Учите ребенка самостоятельно раздеваться. Пусть малыш сам снимает носки и шапку, расстегивает замок на куртке, вытаскивает руки из рукавов.
  7. Можно поиграть с ребенком, создав видимость звонящего телефона. Возьмите трубку и в шуточной форме говорите простые фразы «здравствуй», «чем занимаешься?», «как поживаешь?» и пр. После этого передайте трубку ребенку, предложив и ему «поговорить». Со временем он осознает, что можно разговаривать посредством телефона.
  8. Детей этого возраста очень привлекают другие дети, желательно создавать ситуации, при которых малыш будет контактировать с ними или просто наблюдать. Пусть к вам в гости приходят знакомые с детьми, заводите новые знакомства с мамами и их малышами на детских площадках.

Физическое и психомоторное развитие ребенка в 9 месяцев

К концу 9 месяца Ваше чадо должно было набрать примерно 0,5 кг, при этом вытянувшись на 1,5 см. В целом же, физическое развитие малыша педиатр оценивает, исходя из стандартных показателей, разработанных ВОЗ.

В этом возрасте:

Масса девочек должна колебаться от 7,3 до 9,3 кг, рост — от 97,7 до 72,6 см, окружность головы — от 42,5-45,2 см.

Мальчики же весят 8,0-9,9 кг, их рост составляет 69,7-74,2 см, окружность головы — 43,7-46,3 см.

Специфика развития организма ребенка такова, что врожденные или приобретенные аномалии, выявленные на ранних стадиях, поддаются корректировке, а если не излечиваются полностью, то значительно исправляются

Поэтому крайне важно внимательно наблюдать за крохой и контролировать своевременность развития необходимых навыков. Особенно следует насторожиться, если возраст для их окончательного формирования подходит к пограничному. Так, к педиатру за консультацией необходимо обратиться в том случае, если к концу 9 месяца грудничок:

Так, к педиатру за консультацией необходимо обратиться в том случае, если к концу 9 месяца грудничок:

— не способен разворачиваться вокруг своей оси, уверенно ползти вперед;

— сидя, плохо держит равновесие, не может поворачиваться вокруг себя в том же положении;

— не пробует самостоятельно попить из чашки;

— не сдергивает с головы косыночку или шапочку;

— не может стучать кубиками друг о друга;

— не в состоянии воспроизвести, подражая маме, восемь различных слогов или звукосочетаний;

— не стесняется или не пугается совершенно посторонних людей, не прячется за маму или за предмет мебели (стул, спинка дивана);

— не сердится, когда ему мешают играть или забирают игрушку.

Еще один момент: если грудничка на руки берет незнакомый человек, то реакция должна быть иной, чем на близкого. Если же кроха с одинаковым удовольствием идет и к тому, и к другому, то это сигнал опасности: социальная адаптация происходит с нарушениями.

Как развивать и чему можно научить

Малыши в 9 месяцев время бодрствования любят проводить активно. Родители замечают, что крохи с удовольствием занимаются развивающими играми и скучают при безделье. Этот период очень важен для развития мелкой моторики рук. Поэтому можно организовывать игры с учётом этого аспекта и учить ребёнка:

  • сортировать мелкие предметы по цветам;
  • насыпать ложечкой горох или крупы из одной ёмкости в другую,
  • рисовать на бумаге при помощи пальчиков.

Популярные игры для малышей в 9 месяцев:

  • потешки «Сорока-ворона», «Ладушки»;
  • прятки;
  • складывание предметов (кубики, пирамидка, матрёшка).

В этом же возрасте можно начинать обучение цветам. Для этого хорошо подойдут подручные предметы ярких оттенков. «Урок» может выглядеть так: мама раскладывает перед ребёнком 3–5 кубиков разных цветов. Поочерёдно называет каждый. Затем просит малыша дать синий кубик; показать пальцем на красный и т. д.

Для обучения цветам подойдут подручные предметы ярких оттенков

Как делать массаж и гимнастику ребёнку в 9 месяцев

Для укрепления позвоночника и мышечного каркаса в 9-месячном возрасте большое значение имеют гимнастика и массаж. Поскольку в этот период движения у ребёнка уже более или менее согласованы, все упражнения рекомендуется сопровождать короткими понятными командами: сядь, сгибай, делай шаг. Малыш запоминает слова и уже вскоре будет следовать тому, что ему говорит взрослый.

Заданиями массажа и гимнастики для девятимесячного малыша являются укрепление и активизация мышц, которые берут участие при ходьбе. Родители могут выполнять следующие гимнастические упражнения:

  • согнуть ножки ребёнка в коленях. Поочерёдно распрямлять каждую ногу в скользящем движении;
  • посадить ребёнка и дать в каждую руку гимнастическое кольцо. При помощи пальцев сводить и разводить руки в сторону. Попросить малыша сделать это движение самостоятельно;
  • исходное положение с гимнастическими кольцами то же, только руки разводятся не в сторону, а поочерёдно вперёд и назад (имитация боксёрских движений);
  • поставить ребёнка, провернув к себе спиной. Придерживать руками за живот и колени. Попросить малыша поднять с пола игрушку. Во время наклона удерживать колени от сгибания.

Массаж включает поглаживающие и растирающие движения спинки, ножек, живота ребёнка:

  • круговыми движениями погладить область пупка по часовой стрелке; перейти на косые мышцы;
  • погладить спинку от затылка до ягодиц;
  • подушечками пальцев «поколотить» спинку и ягодицы, легонько пощипать;
  • тыльной стороной ладони растереть мышцы спины;
  • погладить ладонями область груди; проработать эту зону лёгкими вибрирующими движениями.

Каждое упражнение пройти в 2–3 приёма. Завершить массаж поглаживанием.

Необходимые навыки для этого возраста

Специалисты воедино собирают навыки 9 месячного крохи, не усредняя их, а показывая максимальные умения. Поэтому, если чего-то Ваше дитя не может из представленного списка, не стоит отчаиваться. Наблюдайте за общим развитием.

  • Умение садиться и сидеть ровно, удерживая спину.
  • Должен уметь ползать, иногда даже назад.
  • Вставать, удерживаясь за диван, руки родителя.
  • Мять бумагу, мягкий пластилин.
  • Повторение движений взрослых: показывать какой большой, поднимая ручки вверх, топать.
  • Стучать одним предметом об другой.
  • Пытаться ставить один кубик на другой.
  • Большие предметы брать одной рукой, маленькие двумя пальчиками.
  • Переворачивать страницы в крупных книгах.
  • Выполнять просьбы что-то взять, возможно, принести.
  • Показывать глазки, ушки, носик у куклы.
  • Показывать игрушку, которую спрятали на глазах.
  • Оценивать настроение взрослых, находящихся рядом.
  • Самостоятельно начинать игровые действия.

Конечно, это является условным списком, и всего кроха может не уметь делать. Главное в развитии дитя является то, что он должен активно интересоваться происходящим вокруг. Встать он может и позднее, некоторые этап ползанья пропускают вовсе. Но вот сидеть, брать игрушки и вторить звуки чадо в девять месяцев обычно умеет, иное, повод обратиться к врачу.

Сон девятимесячного ребенка

Спит малыш два раза в день, если вам повезло. И спит примерно по два часа. Или один раз в день, если повезло, но не очень. Зато этот сон долгий, не меньше трех часов, – для мамы и ее дел.

А вот отход ко сну становится чуть проблемнее, если вы этим вопросом не занимались. Малыша нужно и носить, и качать, и песни петь. И ни в коем случае нельзя оставлять засыпать одного, иначе слезный вечерний концерт обеспечен. Если занимались вопросом ранее, тогда все проще. Дети, режим дня которых организован четко и согласно рекомендациям, и спать ложатся лучше, и спят крепче, и просыпаются реже, независимо от возраста.

Развивающие игры для детей в 9 месяцев

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок во всем успевал и даже превосходит сверстников в развитии. Да и человечку дополнительные знания уже сейчас не навредят. Только подавать их нужно в игровой форме – это ведь карапуз, ему все понятно только в виде игры и забавы. Поэтому все развивающие игры направлены на то, чтобы было весело и не скучно. И бывают они разные:

  • Для мелкой моторики. Именно она в ответе за будущую внятную речь крохи. Потому ее и надо развивать. Ощупывая предметы с разной формой, размером и текстурой, малыш именно таким развитием и будет заниматься, помогите ему в этом. Или хотя бы не мешайте.
  • Для глаз. Все, что можно показать – покажите. Красный квадрат, синий круг, зеленый треугольник. Маленький будет «на глаз» запоминать форму, цвет, а заодно слышать, как это называется.
  • Для слуха. Называйте все на свете. Дерево, листик, магазин, упаковка, касса, тетя, дверь, улица, машина. Все, на что только упадет взгляд ребенка, надо озвучить, назвать. Так начнет формироваться связь предмета со словом.
  • Для счастья. Качели, мамины руки, всевозможные мячики и машинки никто не отменял. Дарите карапузу улыбку, играйте с ним в веселые игры, упражняйтесь в ходьбе. Это ведь ребенок, ему счастье важнее, чем краснота квадрата и синева круга.

Как развивать умения ребенка

А если у крохи ещё и присутствуют проблемы, например, гипертонус, это, вообще, строго запрещено. Но показывать, как нужно, необходимо. Давайте своим детям руку помощи, обучайте.

  • Используйте способность подражать. Хвалите, пусть и неловкие попытки чада обслуживать себя самостоятельно. Пусть стягивает носочки, расстёгивает молнию. На всё требуется время, постепенно научится.
  • Показывайте на личном примере, как встать, держась за опору. Если проблем со здоровьем у малыша нет, можно давать ему одну ручку, он будет, держась, ходить. Если дитя ходит только короткими перебежками от дивана к креслу, можно использовать вожжи, как на видео. Цель та, чтобы руки малютки были свободными. Так он скорее научится держать равновесие.
  • И 9 месячного кроху можно и нужно учить порядку и участию в делах семейных. Он уже способен убрать игрушки в коробку, пусть и в сидячем положении. Если он делает робкие попытки ходить, дайте тряпочку для вытирания пыли. Конечно, толку от этого будет мало, но карапуз почувствует себя очень важным.
  • Обязательно при прогулке, чтении рассказывайте малышу обо всём происходящем вокруг. Сейчас происходит активное звуковосприятие, дитя запоминает. Его разговорный аппарат должен быть подготовлен. Ведь через пару ― тройку месяцев он начнёт расширяться с невероятной скоростью.
  • Подготовьте безопасное место для игр, уберите все опасные предметы из поля зрения. Вооружите карапуза интересными игрушками. Обязательно приобретите книги с крупными картинками. Читайте и давайте их малышу. Из игрушек возьмите пирамидку, кубики, можно крупные пазлы. Заинтересуют малышка мячики, посудка, музыкальные книги, пианино.
  • Играйте, озвучивая действия. Просите «дай куколку», «возьми кружку». Подкрепляйте просьбы действиями.
  • Можно потихоньку показывать цвета. Начните с основных: красный, синий, зелёный и жёлтый.
  • Объясняйте простейшие вещи: привет, пока, спасибо, пожалуйста, солнце зашло. Пусть в девять месяцев дитятко не способно произнести такие фразы, зато прекрасно запоминает.

Как видите, существует целая масса мероприятий, направленных на помощь юному созданию. Пусть по крупинкам, но к году деточка будет многое уметь. Задача родителей направить эти умения в необходимую сторону, простейшими манипуляциями. Просто играя и обучая при этом. Такое развитие событий придётся по нраву крохотному созданию.

Читайте далее:

Что ребенок должен уметь в 8 месяцев: навыки и нормы развития

Развитие ребёнка в 7 месяцев: рост, вес и навыки малыша

Развитие ребенка в 10 месяцев: что должен уметь и знать малыш

Важность поддержки и стимулирования ребенка

В 9 месяцев ребенок находится в период активного познания мира вокруг себя

Важно понимать, что поддержка и стимулирование его развития являются ключевыми моментами на этапе формирования его будущей личности

Одной из основных задач родителей в этот период является активация моторной активности малыша. Это помогает развитию координации движений, ловкости и гибкости. Для этого можно использовать различные игрушки и упражнения, которые задействуют его мышечную систему.

Стимулировать ребенка нужно не только физически, но и умственно

В этот период важно создавать условия для его интеллектуального развития. Для этого можно использовать различные развивающие игры, книги и игрушки, которые помогут расширить кругозор малыша и стимулировать его мышление

Еще одним важным аспектом является социализация ребенка. В этом возрасте он начинает осознавать окружающих людей и учиться общению

Поэтому важно создавать для него позитивную атмосферу, общаться с ним активно и игриво, чтобы формировать у него уверенность, доверие и любовь к людям

Моторика и активность малыша

В девять месяцев ребёнок владеет следующими двигательными навыками:

  1. Ему легко удаётся держать предметы маленьких размеров, при этом использовать только два пальчика.
  2. Достаёт и опускает назад вещи, находящиеся в ящиках, коробках.
  3. Умеет открывать крышечки.
  4. Наловчился надевать разноцветные кольца на пирамидку.
  5. Малышу доставляет большую радость разрывание бумаги на клочки.
  6. Любит брать сразу два предмета, по одному в каждую ручку.
  7. Может уверено сидеть. При этом ему уже не нужна точка опоры. Девять месяцев – это крайний срок, отводимый для окончательного развития этого навыка. «Как научить ребенка сидеть»
  8. Присаживается, как из лежачего положения, так и стоячего.
  9. Учиться ползать.
  10. Умеет перелазить через препятствия, но только не высокие.
  11. Может взбираться и спускаться с низкой кровати или стульчика.
  12. Пытается подниматься, но только удерживаясь за какой-то предмет, например, кроватка, мамина рука.
  13. Пытается стоять, держась за руку родителя. Пробует шагать, если вы его держите под мышками.
  14. Ребёнок наловчился доставать интересующие его игрушки разными доступными способами.
  15. С лёгкостью катит небольшой мячик.

Социальное развитие

Девятимесячный малыш активно общается с окружающими его взрослыми с помощью доступных ему средств. Он уже проявляет первые попытки к самостоятельности: отталкивает игрушку, которую ему предлагают, пытается сам снимать одежду, выражает несогласие с чем-либо. В столь раннем возрасте дети еще не понимают слова «нет», поэтому возмущаются в ответ на запреты.

Ребенок любит, чтобы с ним играли, хотя может некоторое время быть в одиночестве. Легко идет на контакт с членами семьи. Переживает, когда мамы долго нет рядом. Видя других детей, часто стесняется, но через время привыкает и начинает интересоваться ими.

Малыш наблюдает за взрослыми и пытается копировать их действия. Старается привлечь маму и других членов семьи к своим играм. Чувствует эмоции и настроение окружающих. В этом возрасте кроха уже начинает осваивать навыки манипуляции родителями с помощью слез и капризов.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий