Что сделать, чтобы ребенок хорошо ел?

Как питаться правильно

Эти советы универсальны и для взрослых, и для детей:

Дробное питание 5 – 6 раз в день, с перерывами не более 4 часов, маленькими порциями. Последний прием пищи — за 2 – 3 часа до сна.
Рекомендуются 3 основных приема пищи: завтрак, обед и ужин — и 2 перекуса. На завтрак должно приходиться 15 – 25 % калорийности рациона, на обед — 30 – 40 %, на ужин — 30 %. Перекус может составлять около 10 % от дневной калорийности.
Предпочтение отдается натуральным продуктам, обладающим высокой питательной ценностью, и свежеприготовленным блюдам.
Разнообразный сбалансированный рацион.
Меню, при составлении которого учтена сезонность и местность проживания.
Соотношение в рационе белков, жиров и углеводов (для здорового организма) — 15:30:55. Белковую пищу лучше употреблять на завтрак и обед, углеводы (в основном овощи) — вечером.
Рекомендуется не злоупотреблять солью и сахаром, продуктами с консервантами, красителями, усилителями вкуса, жареной и острой пищей — все это может присутствовать в рационе, но в ограниченных количествах.
Предпочтительные способы приготовления еды — варка, варка на пару, запекание в духовке и на гриле, жарка без масла.
Калорийность ежедневного рациона должна быть равнозначна или немного меньше расходуемой в течение дня энергии

Примерная норма дневного потребления калорий для здорового человека зависит от возраста и пола: для ребенка от 1 до 2 лет — 1200 ккал, от 2 до 3 — 1400 ккал, до 1800 — для ребенка 3 – 7 лет, 2300 – 2500 — для подростков 11 – 14 лет, 2500 – 2900 — в возрасте от 14 до 18 лет.
Важно не забывать про поддержание водного баланса. В сутки детям от 1 до 3 лет рекомендуется употреблять 1100 – 1200 мл жидкости, от 4 до 8 лет — 1600 мл, в 9 – 13 лет — 1900 – 2100 мл, а подросткам 14 – 18 лет — 2000 – 2500 мл

При этом учитывается вся жидкость, поступающая в организм: суп, чай, соки и т. д.

А как вести себя родителям, чтобы прививать малышу правильные пищевые привычки, формировать и вовремя регулировать пищевое поведение в целом?

Основные правила

Вот краткая памятка для родителей по правилам здорового питания для детей:

1. Лучшим примером для детей являются их родители. Поэтому решив прививать ребенку привычки правильного питания начните с себя.

2. Не давайте ребенку перекусывать на ходу. Процесс приема пищи должен проходить за кухонным столом, без телефона, телевизора или планшета. Нужно, чтобы ребенок был полностью сосредоточен на приеме пищи, только так можно обеспечить нормальное усвоение еды.

3. Составляя меню на каждый день учитывайте не только пользу продуктов, но и вкусы ребенка, а также индивидуальные особенности его организма (аллергия, наличие хронических заболеваний и так далее).

4. Установите четкий режим питания. Малыш должен питаться в определенные часы. В день должно быть не меньше четырех приемов пищи.

5. Приобретайте в магазинах только свежие и качественные продукты

Обращайте внимание на срок годности и состав

Помните, что, приучая малыша питаться правильно, вы закладываете основы его будущего здоровья.

Можно ли кормить грудью, если мама заболела?

В большинстве случаев мамы могут продолжать кормить грудью (исключение составляют серьезные заболевания печени и почек, сердечная недостаточность, открытая форма туберкулеза, психические расстройства, химиотерапия и лучевая терапия, абсцесс молочной железы и различные кожные заболевания, локализованные на коже груди). Для уточнения совместимости лекарственных препаратов и грудного вскармливания существует сайт, где можно по химическому названию лекарства проверить его.

Грудное вскармливание — это удивительный процесс. Прикладывая малыша к груди, вы не только даете ему свое молоко для роста, развития и защиты; вы дарите ребенку еще больше своей любви, ласки и заботы через прикосновения и минуты, когда в мире кроме вас двоих никого не существует. Поэтому оберегайте себя от непрошенных советов и при необходимости обращайтесь к профессионалам — консультантам по грудному вскармливанию, потому что даже не все врачи компетентны в этих вопросах. Они расскажут вам, как правильно наладить кормление грудью.

Какое питание правильное для ребенка

Здоровое питание ребенку на каждый день — это еда, которая содержит все необходимые питательные вещества. К сожалению, сегодня многие дети делают свой выбор в пользу фастфуда, а родители никак не ограничивают их. Да, это довольно вкусно и готовятся такие блюда быстро, а значит, ребенка можно быстро накормить, не тратя свое время на готовку еды.

Но дело в том, что фастфуд крайне вреден для здоровья, причем не только детей, но и взрослых людей. Он приводит к развитию ожирения, нарушает обменные процессы, поражает органы пищеварения, что совершенно не вписывается в представления о полезном питании.

Вот основные принципы правильного питания:

  • каждый день на столе должны быть продукты, которые полностью закрывают потребность организма в питательных веществах;
  •  питание должно быть сбалансированным;
  • пищу рекомендуется варить, запекать в духовке, готовить на пару, а вот от жареной, копченой, маринованной, консервированной пищи, а также от фастфуда лучше отказаться;
  • если у ребенка имеется непереносимость тех или иных продуктов, то меню нужно соответствующим образом скорректировать.

Профилактика

Во многих случаях легче предотвратить болезнь, чем её лечить. Это правило применимо и к запорам у детей:

  • нужно как можно дольше сохранять грудное вскармливание и соблюдать правила введения прикорма;
  • своевременно и психологически комфортно формировать туалетные навыки в период с 18 до 24 месяцев жизни;
  • обучить правильной позе во время дефекации (бёдра согнуты, ноги стоят на полу или слегка приподняты);
  • во время процесса дефекации никогда не торопить ребёнка;
  • наладить детям занятия спортом, пешие прогулки и утреннюю гимнастику.

Информация в данной статье носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации врача. Для постановки диагноза и назначения лечения обратитесь к квалифицированному специалисту.

  • Литература

      1. Захарова И. Н., Сугян Н. Г., Майкова И. Д., Бережная И. В., Колобашкина И. М. Запоры у детей: в помощь педиатру. Вопросы современной педиатрии. 2015; 14 (3): 380–386.
      2. Buddingh K.T., Wieselmann E. et al. Constipation and nonspecific abdominal pain in teenage girl referred for emergency surgical consultation. JPGN. 2012; 54 (5):672 – 676. Баддинг, Вейлсман и др. Запоры и неспецифические боли в животе у девочек-подростков, направленных на экстренную хирургическую консультацию.
      3. Корниенко Е. А. Механизмы хронических запоров у детей и тактика их коррекции/ Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет. Медицинский совет. 2013; 2: 110-116.
      4. Drassman D. A. Functional gastrointestinal disorders: history, pathophysiology, clinical features, and Rome IV. Gastroenterology. 2016 Feb 19. Дроссман Д. А. Функциональные желудочно-кишечные расстройства: история, патофизиология, клинические особенности и Римские критерии IV.
      5. Хавкин А. И., Файзуллина Р. А., Бельмер С. В. и др. Диагностика и тактика ведения детей с функциональными запорами // Вопросы практической педиатрии, 2014, т. 9, №5, с. 62-76.
      6. И. Н. Захарова, Н. Г. Сугян, И. К. Москвич. Российские и международные рекомендации по ведению детей с запорами. Российская медицинская академия последипломного образования, Москва, РФ. Амбулаторно – поликлинический центр № 133, Москва, РФ. Вопросы современной педиатрии. 2014; 13 (1): 74 – 83.
      7. Шульпекова Ю. О., Шептулин Д. А., Шульпекова Н. В. Принципы рационального питания при запоре. ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им И. М. Сеченова» Министерства здравоохранения РФ, г. Москва, РФ. Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2018; 28 (5): 117 – 125.
      8. Солтан М. М., Борисова Т. С. Гигиенические требования к организации питания детей и подростков. Белорусский государственный медицинский университет. Учебно-методическое пособие. 2017: 6-7.
      9. Национальная программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации. Тутельян В. А., Баранов А. А. Союз педиатров России М.: ПедиатрЪ, 2015: 13.
      10.  Коденцова В. М., Гмошинская М. В., Вржесинская О. А. Витаминно – минеральные комплексы для беременных и кормящих женщин: обоснование состава и доз. ФГБИУ «НИИ питания», г. Москва.Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2015; №3: 73 – 83.
      11. WHO/Fact sheets/Infant and young child feeding.16 Feb 2018.
      12. WHO Breastfeeding in the 21st century: epidemiology, mechanisms, and lifelong effect. Victora, Cesar G et al. The Lancet, Volume 387, Issue 10017, 475 – 490, 2016. ВОЗ Грудное вскармливание в 21 веке: эпидемиология, механизмы и пожизненные эффекты.
      13. Камалова А. А., Шакирова А. Р. Функциональные запоры у детей раннего возраста: диагностика и терапия на практике. ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России; ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Минздрава России. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2016 (4): 108 – 112.

Можно ли применять кормление смесью по требованию?

Когда ребенок вместо грудного молока получает адаптированную молочную смесь, лучше не придерживаться правил кормления по требованию и перейти на кормление по режиму (это же касается тех ситуаций, когда по каким-то причинам маме необходимо временно перейти на ИВ с последующим возвращением к ГВ). Смесь — это довольно тяжелый продукт для детского желудочно-кишечного тракта, он долго усваивается, поэтому стоит избегать перекармливания.

Как правильно кормить ребенка смесью по месяцам? Производители детского питания позаботились о родителях, и практически на каждой пачке разместили информацию, сколько, в каком возрасте и с какими интервалами нужно давать их продукт. Кстати, если кормление смесью является дополнением к грудному вскармливанию, чтобы не использовать пустышки, лучше приобрести чашку-поильник для кормления грудничков.

Чем важно правильное питание для детей

На развитие детского организма влияет совокупность факторов, но важнейшая роль принадлежит еде. Именно от правильно составленного в раннем детстве рациона зависит развитие ребенка, формирование основных навыков не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни.

Правильное питание улучшает остроту ума, память, настроение, способствует правильному росту и развитию организма, помогает поддерживать вес и обмен веществ. При помощи сбалансированного здорового рациона можно предотвратить развитие таких хронических заболеваний, как ожирение, сахарный диабет, артериальная гипертензия и ряд других.

Правильное питание — это один из основных способов надолго сохранить здоровье и высокое качество жизни. Большинство пищевых привычек человека формируются в детстве и остаются с ним на всю жизнь

Поэтому очень важно, чтобы малыш питался правильно с первых дней жизни

Первый вкусовой опыт

Когда учить малыша правильному пищевому поведению? Общий совет — чем раньше, тем лучше. Ученые провели исследование, в рамках которого наблюдали за пищевыми привычками 1500 детей от рождения до возраста 6 лет. Оказалось, что дети, которые ели мало овощей и фруктов до 1 года, отказывались их есть и в 6 лет. 

По мнению ученых, лучший возраст для того, чтобы приучать детей к здоровой еде, — 11 – 12 месяцев. Причем дети, находящиеся на грудном вскармливании, более расположены пробовать новую еду.

Ребенок знакомится со вкусами еще до рождения: первый подобный опыт он приобретает в животе у мамы, когда заглатывает амниотическую жидкость, вкус которой зависит от ее питания. Затем, получая мамино молоко, ребенок также ощущает вкусы материнского питания. Возможно, этим объясняется более легкое привыкание таких детей к различным продуктам, вводимым с прикормом, чем у деток на искусственном вскармливании, получающих смеси со стабильным составом и однообразным вкусом.

Некоторые вкусовые предпочтения заметны уже в первые месяцы жизни малыша: он может, например, благосклонно отнестись к сладкому и соленому вкусам и отвергнуть горький и кислый. В какой-то степени это защитная функция организма — избегать пищи, которая может содержать ядовитые и токсичные вещества, ведь именно она имеет горький вкус (однако не вся горькая еда токсична — вспомните грейпфрут или хурму).

Нужна ли маме специальная диета, чтобы наладить кормление грудью?

Нет и еще раз нет! Рацион кормящей мамы должен быть разнообразным и сбалансированным, содержащим все группы продуктов: мясо, крупы, овощи и фрукты, молочную продукцию, хлеб. Даже кофе можно (1 чашечка качественного напитка в день никому не повредит)! И в целом, чтобы наладить кормление новорожденного грудным молоком, менять привычный рацион не требуется. Еще находясь в утробе матери, ребенок привыкает к вкусовым предпочтениям мамы. Наблюдайте за своей реакцией и реакцией ребенка на то, что едите. Прекрасная новость для тех, кто не любит цельное молоко: лактация не изменится, если добавлять его в свой чай. Поэтому не стоит себя мучить. А вот любой теплый напиток (компот, чай, кофе и прочее) перед кормлением способствует лучшему приходу молока.

Когда учить ребенка питаться правильно

Приучать малыша питаться правильно нужно с малых лет. Это поможет сформировать пищевые привычки. Было проведено исследование, в рамках которого диетологи наблюдали за пищевым поведением полутора тысяч детей от рождения до шестилетнего возраста. Оказалось, что дети, которым мало давали фрукты и овощи на первом году жизни отказывались их есть в 6 лет. Лучший возраст для приучения ребенка к правильному питанию с 6 месяцев.

Кстати, малыш знакомится со многими вкусами еще до своего рождения. Находясь в животе матери, он заглатывает амниотическую жидкость. Вкус этой жидкости зависит от того, чем питается женщина во время беременности.

После рождения ребенок находится на грудном вскармливании и вкус молока также зависит от рациона питания матери. Возможно поэтому дети, которые питаются материнским молоком намного легче переходят на прикорм, чем малыши, которые едят смеси.

Доказано, что восприятие ребенком новых продуктов сильно зависит от того, присутствовали ли они в рационе матери во время беременности и периода лактации. Поэтому женщине нужно крайне внимательно относиться к своему питанию в это время. Оно должно быть гипоаллергенным, сбалансированным и рациональным.

Некоторые предпочтения в еде заметны у ребенка уже в первые месяцы его жизни. Например, он может с удовольствием есть соленую и сладкую пищи, отказываясь при этом от кислой или горькой еды. Частично это защитная функция организма, который на всякий случай пытается избегать горькой пищи, так как она может содержать токсичные вещества. Однако, далеко не все горькие продукты вредны для здоровья.

Питьевой режим

Для эффективного лечения важно увеличить объём жидкости, выпиваемой ребёнком в течение дня. В возрасте до года суточный объём необходимой жидкости приблизительно равен 100 мл

Если дитя старше 1 года, а его вес меньше или равен 20 кг, то объём необходимой жидкости рассчитывают по формуле: 100мл +50 мл на каждый кг веса свыше 10 кг. У детей, чья масса превышает 20 кг, действует формула: 600 мл+20 мл на каждый кг массы свыше 20 кг6.

Следует ограничить сладкие газированные напитки, коровье молоко, магазинные соки. Из-за высокого содержания сахара такое питьё утоляет аппетит, ребёнок отказывается от еды, в том числе и от полезных при запоре продуктов. Отдавайте предпочтение негазированной питьевой воде, несладким морсам, компотам, травяным чаям.

Желательно, чтобы каждое утро ребёнка начиналось с нескольких глотков чистой прохладной воды натощак.

Особенности пищевого поведения у детей

Формирование пищевого поведения у любого ребенка зависит от воспитания. Пищевые привычки закладываются с самого раннего возраста, и часто остаются неизменными на протяжении всей жизни. Весь этот сложный механизм напрямую связан со структурами мозга, участвующими в регуляции аппетита. Одним из стимулов, пробуждающим желание к еде, является уровень глюкозы. Если данный показатель уходит в сторону уменьшения, у человека проявляется аппетит.

Часто отсутствие аппетита объясняется эмоциональным состоянием ребенка. Например, очень трудно усадить за стол гиперактивного ребенка, также невозможно накормить впечатлительных детей. В практике детских гастроэнтерологов встречаются довольно часто пациенты с избирательным аппетитом. Это достаточно новое явление. К такой категории гурманов относятся дети, привыкшие к однообразной пище. Они категорически отказываются от незнакомых продуктов, но особенно не любят овощи.

Все приведенные здесь особенности пищевого поведения не связаны с заболеваниями, поэтому ситуация при грамотном подходе может быть скорректирована. Намного сложнее обстоит дело, если плохой аппетит является следствием заболевания.

Почему это важно

Нездоровое питание влияет не только на физическое и психическое состояние ребенка. Дети, которые питаются неправильно, находятся в группе риска по развитию ожирения и расстройств пищевого поведения, то есть формирования нездорового отношения к еде. Такое расстройство может развиться в ситуации, когда еда становится не источником энергии, а поводом для тревоги и отрицательных эмоций.

По словам кандидата психологических наук, детского психолога клиники «Фэнтези» Юлии Себелевой, выделяют три основные фактора риска развития расстройств пищевого поведения:

  • Генетический. Известны некоторые гены, которые значительно увеличивают риск развития РПП.
  • Психогенный, он связан с пережитыми сложными травмирующими событиями. РПП в таком случае может возникнуть как вариант адаптации к тяжелой ситуации.
  • Стереотипы и установки про телесные стандарты и смещение образа тела в сторону худобы.

Как правильно наладить грудное вскармливание после родов?

О пользе грудного молока сказано очень много. Это неоспоримый факт. Любая женщина мечтает дать своему малышу все самое лучшее, но, чтобы наладить кормление новорожденного, нужно обладать соответствующими знаниями.

Грудное вскармливание — действительно совершенно естественный процесс. Как только женщина забеременела, ее организм уже готовится к этому посредством изменения гормонального фона.

Особую важность представляет собой первое прикладывание новорожденного к груди мамы, которое должно произойти в самые короткие сроки, еще в родильном зале. Контакт «кожа к коже» и первые сосательные движения запускают цепочку биохимических процессов в организме мамы

Несмотря на то, что в молочных железах еще нет молока, именно акт сосания помогает наладить лактацию и стимулирует выработку гормона любви — окситоцина. Для женщины его значимость заключается и в том, что благодаря ему происходит сокращение матки после родов. Кстати, интересный факт: если малыша положить маме на грудь, он самостоятельно без чьей-либо помощи сможет найти сосок. Во время беременности ореолы груди приобретают более темный цвет, чтобы еще плохо видящий малыш мог найти грудь, а железы Монтгомери (точки вокруг соска) выделяют секрет, имеющий запах околоплодных вод, в которых ребенок пробыл всю беременность.

Первое, что получает новорожденный, — это молозиво. Его совсем немного, но младенцу достаточно! Молозиво — уникальный продукт, содержащий большое количество белка, альбуминов, антител, иммуноглобулинов (это мощнейшая защита ребенка от различных инфекций). Состав молозива и зрелого молока, которое приходит позже, различается: в первом в разы меньше жиров и углеводов, что позволяет полностью усваиваться в организме новорожденного и обеспечивать его силами и энергией.

Примерно на 3–7 сутки приходит зрелое молоко. Лактация на данном этапе нестабильна

Еще больше волнения возникает, когда после ежедневного взвешивания в роддоме мама слышит, что ребенок теряет вес! Ребенку не хватает молока?! Внимание: это физиологическая потеря массы тела. В норме она не должна превышать 8% от первоначального веса

Во всех остальных случаях ребенку достаточно молока.

Как часто следует прикладывать ребенка к груди? Как можно чаще — именно это и будет залогом успешной лактации в дальнейшем.

Надо ли заставлять детей есть

Как же убедить ребенка есть здоровую еду, если он отказывается? Между убеждением и принуждением к еде огромная пропасть. Когда мама убеждает, она не обижается на отказ ребенка и не требует от него продолжить есть.

«Пока не съешь все, из-за стола не выйдешь», — знакомые слова? Понятно, что у наших бабушек просто не было выбора, но не стоит продолжать эту традицию пищевой тирании.

Да, обидно, когда любовно приготовленный ужин остается на тарелке практически нетронутым. Кажется, что ребенок пренебрегает нашей заботой — всеми теми силами, что были потрачены на добывание пищи и ее приготовление. И словно охваченные духами из далекого советского детства, мы яростно повторяем слова бабушки: «Столько людей голодает, а ты! Мама с папой стараются, работают, а ты кочевряжишься! Не будешь есть — останешься маленьким и слабеньким!»

Но подумайте лучше о том, что такие слова диктуются не заботой, а эгоистическим чувством обиды за то, что нашу любовь и заботу отвергли.

Согласно многим исследованиям, есть связь между воспитанием ребенка и пищевыми нарушениями в его взрослой жизни. Родители по всему миру ведут себя похоже, но по-разному оправдывают принуждение к еде.

На Западе взрослые руководствуются тем, что это «вкусно», «полезно», «дорого» и «должно быть съедено свежим», а в таких странах, как, например, Мавритания, маме будет стыдно за своего худого ребенка, так как все соседи будут считать их семью бедной. Особенно это касается девочек, которых в арабских деревнях до сих пор откармливают до стандартов сказок «1001 ночи», согласно которым пупок женщины должен «вмещать унцию орехового масла».

Вредное последствие принуждения к питанию: еда как утешение.

Но в итоге послушные дети перестают есть из-за того, что они испытывают голод, а начинают использовать еду для других целей. Съеденная пища оказывается способом заслужить похвалу мамы и испытать таким образом удовольствие. И в своей взрослой жизни они точно так же будут обращаться к еде, чтобы утешить себя в состоянии стресса или грусти.

К сожалению, слишком сильный контроль со стороны родителей в отношении питания очень часто приводит к подобным результатам. То же касается и запретов на вредные продукты: ребенок перестает воспринимать их как еду и видит в них лишь недоступное удовольствие. Когда мы заставляем малыша есть полезный продукт, от которого он настойчиво отказывается, он опять же перестает воспринимать его как пищу. Для него это навсегда остается проигранной битвой, в которой его разгромил более сильный противник.

Что предпринимать, если вышеописанные способы борьбы с запором у грудничков не помогают?

Глицериновые свечи — лучший способ побороть запор.

В этом случае можно прибегнуть к так называемым механическим воздействиям. К ним относят:

  • применение кусочка мыла и ватной палочек, которые аккуратно вводят в задний проход малыша. Палочку перед этим нужно смазать детским кремом. Иногда стимуляцию вызывает введенный кончик градусника. Однако, в настоящее время созданы специальные и довольно удобные трубочки для отведения газов, которые стали альтернативой уже существующим методам.
  • малышам до 1 года (и не только) можно применять глицериновые свечи, которые вводят в прямую кишку. Этот способ является довольно эффективным;
  • на сегодняшний день есть специальные смеси для грудничков, помогающие избавлять их от запоров. Но перед применением этих смесей лучше посоветоваться с педиатром;
  • если все перечисленные способы борьбы с запором не дали результата, то стоит прибегнуть к применению клизмы. Для грудных деток продаются спринцовки емкостью до 30 мл. Необходимо подготовить чистую воду комнатной температуры и наполнить ею спринцовку. Можно также взять легкий раствор ромашки. Затем аккуратно смазать область заднего прохода малыша детским кремом и ввести кончик спринцовки на 1,5 см. После этого нужно надавить на клизмочку, чтобы вода из нее прошла в кишечник. Для деток от 1 до 3 месяцев обычно достаточно однократного вливания;

В случае, если все вышеназванные методы не оказали должного эффекта, необходимо обратиться за квалифицированной медицинской помощью. Доктора помогут установить точный диагноз, проведут более глубокое обследование и назначат соответствующее лечение.

До какого возраста необходимо кормление ребенка по требованию?

Многих молодых родителей пугает, что малыш так и будет сутками «висеть» на груди или требовать грудь в самый неожиданный момент. Как наладить режим? Он наладится сам собой: с каждым месяцем, по мере взросления ребенка интервалы между прикладываниями будут увеличиваться. Если малыш не ограничен в контакте с мамой и получает грудь на каждый призыв, он не чувствует тревоги и ощущает себя в безопасности, поэтому и смысла в частых прикладываниях для себя не видит. В первые месяцы кормления чаще всего строятся вокруг снов: как правило, мама укладывает ребенка с грудью, и после пробуждения предлагает ее.

Позднее, когда в жизни ребенка появляется предсказуемый ритм дня и прикорм, грудное вскармливание тоже становится более предсказуемым. А грань между кормлением новорожденного по требованию или по часам стирается, потому что малыш просит грудь примерно в одно и то же время каждый день.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-3 года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения

Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение

Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, , , , , все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей.

Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Рекомендуемые блюда и режим питания

Сильная рвота может быть симптомом ротавирусной инфекции

Самое главное – не нужно кормить ребенка насильно. Воздержание от пищи – один из приемов для скорейшей реабилитации организма после перенесенной рвоты. Ребенку предлагают еду каждые 2-2,5 часа, общее число приемов пищи может доходить до 6 -7 раз. Объем порций также изменяется по сравнению с привычным рационом, порции становятся меньше.

Спустя 3-5 дней возможно возвращение к прежнему количеству пищи, если проблем со рвотой больше не возникает. Щадящая диета и режим питания должны соблюдаться в течение 1-3 недель после рвоты. Основные требования к рациону детей:

  1. продукты должны быть легкоусвояемыми,
  2. богатыми по содержанию белков и витаминов,
  3. содержать минимальное количество жиров и углеводов,
  4. быть насыщенными минеральными веществами.

Диету после рвоты нужно согласовать с педиатром или лечащим врачом. Начинать нужно с кисломолочных продуктов без ароматических и вкусовых добавок, по-крайней мере, в первый день появления проблемы. Если у ребенка есть желание погрызть сухарик из белого хлеба, ему это не возбраняется.

На следующий день предложите ему жидкой гречневой, овсяной или рисовой каши, приготовленной на молоке, разведенном водой. Через 1-2 дня детям дают некрепкий куриный бульон с сухариками из пшеничного хлеба, кисель. Немного позднее в рацион вводят супы-пюре, приготовленные на пару мясные и рыбные котлеты, тефтели.
Предпочитаемые сорта мяса – курятина, кролик.

Рыба должна быть нежирной. Гарниром для тефтелей и котлет может быть рис или гречка. Масло лучше употреблять оливковое или рафинированное кукурузное, подсолнечное в небольших количествах. От употребления сливочного масла лучше временно воздержаться, заменив его топленым. Допускается употребление печеных яблок, которые являются незаменимым источником углеводов для организма ребенка.

Хорошим продуктом для диетического питания после рвоты можно считать кисель благодаря его обволакивающему действию на слизистую оболочку желудка. Дополнительно можно предлагать:

  • отварную морковь, капусту брокколи,
  • пюре из бананов или свежие бананы,
  • однодневный кефир,
  • картофельное пюре без масла,
  • йогурты, не содержащие добавок.

Углеводы могут стимулировать процессы брожения, тем самым создавая нагрузку на желудок. Животные жиры оказывают на печень дополнительную нагрузку, а ей и без того приходится справляться с продуктами интоксикации. К тому же, для переваривания и расщепления жиров необходимы дополнительные ферменты, а детский организм и так работает в режиме повышенной нагрузки после рвоты.

А вот белки, наоборот, активизируют жировой и холестериновый обмен. Они снимают с печени дополнительную нагрузку, помогают вывести продукты токсического поражения и жиры. Это происходит за счет образования липотропных веществ, источником которых белки и являются. Витамины и микроэлементы должны как можно скорее восполнить утраченный запас этих веществ, возникший в результате обезвоживания.

Опасность плохого аппетита

Если ребенок плохо кушает, но при этом остается активным и гармонично развивается, такие поведенческие особенности считаются одним из вариантов нормы. О проблеме свидетельствует притупление или отсутствие чувства голода на фоне продолжительного отказа от еды. Последствия подобного поведения могут быть самыми плачевными.

  • нарушение сна;
  • ухудшение состояния кожи;
  • дисфункции внутренних органов;
  • проблемы с психикой;
  • снижение памяти и умственных способностей;
  • гормональные сбои (у подростков).

При очень длительном отказе от еды могут последовать катастрофические последствия вплоть до дистрофии в тяжелой степени. Нередко анорексия заканчивается трагедией, то есть гибелью ребенка. В последние годы такие случаи не редкость среди девочек подростков. Поэтому любое нарушение аппетита требует грамотной коррекции.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий