Что умеет и должен уметь ребенок в 11 месяцев

Рецепты блюд

Вторые блюда

Паровые котлеты из куриного филе

Продукты:

  • куриное филе — 100 грамм;
  • батон – 20 грамм;
  • молоко – 100 мл;
  • сливочное масло – 1 ст. л.

Приготовление: замочите куриную грудку в холодной воде на полчаса (для того, чтобы избавиться от химикатов), промойте и пропустите через мясорубку. Хлебный мякиш размочите в молоке и смешайте с фаршем. Слепите маленькие котлетки и поставьте готовиться на пару. За 3-5 минут до готовности смажьте котлеты сливочным маслом.

Рыбно-морковные котлеты из хека

Продукты:

  • филе хека без костей – 150 грамм;
  • морковь – 1 штука;
  • лук – 1 головка;
  • яйцо – 1 шт.

Приготовление: овощи отварить и отправить в мясорубку вместе с рыбным филе. Сформировать круглые котлетки и поставить готовиться на пару на 20-30 минут.

Мясное/рыбное пюре с овощами

Продукты:

  • куриное или рыбное филе – 150 грамм;
  • лук – 1 головка;
  • морковь –: половина корнеплода;
  • брокколи – 2 -4 соцветия.

Приготовление: сварите овощи и мясо (или рыбу) Оставьте немного куриного(рыбного) бульона, вылейте его в чашу блендера, выложите мясо и овощи, и перемелите до однородной консистенции.

Супы

Гречневый суп с овощами

Продукты:

  • брокколи – 2-5 соцветий;
  • морковь– 1 маленькая или половина крупной;
  • кабачок – 100 грамм;
  • гречневая крупа – 4 ст. л.

Приготовление: вымойте овощи и отправьте в кипящую воду кабачок мелко нарезанный кабачок и морковь. Через 15 минут отправьте к овощам брокколи. Варите до готовности в это же время в отдельной кастрюле отварите гречневую кашу.

Как только все будет готово, выложите несколько ложек готовой гречки в детскую тарелку и доведите овощным бульоном до нужной кондиции. Добавьте чайную ложку подсолнечного или оливкового масла.

Суп с телятиной

Продукты:

  • телятина – 20 грамм;
  • картофель – 1 штука среднего размера;
  • морковь – 1 шт.

Отворите мясо до готовности и убавьте огонь, добавьте почищенные и мелко нарезанные овощи, по желанию добавьте ложку растительного масла.

Каши

Каша – идеальный вариант для детского завтрака. Её приготовление не отнимает много времени, а большое количество углеводов и клетчатки нормализует процесс пищеварения. Для приготовления детской каши можно использовать такие крупы, как:

  • гречка;
  • рис;
  • овсянка;
  • кукуруза.

Варить можно как на воде, так и на молоке. При желании вкус готового блюда можно дополнить фруктами и сливочным маслом.

Напитки

Как и взрослые, дети нуждаются в чистой, фильтрованной воде — именно вода должна быть основным напитком малыша. Соки, морсы, компоты – как добавка к основной трапезе.

Кисломолочные напитки давать с осторожностью и смотреть за реакцией организма малыша. Если нет проблем с пищеварением и аллергией, то кефир, йогурт или простокваша можно давать в качестве перекуса или ужина

Питание ребенка в 11 месяцев

В возрасте 11 месяцев многие дети все продолжают получат грудное молоко или адаптационную смесь. И это правильно, так как такое вскармливание рекомендовано как минимум до года. Однако, для малышей 11 месяцев оно уже не является основным и больше подходит в качестве ужина и ночных кормлений (если малыш еще просыпается ночью). Днем же ребенок должен получать иную пищу, разнообразную и приготовленную специально для него. Рассмотрим пример рекомендованного специалистами меню одного дня для крошки данного возраста:

  1. Завтрак после пробуждения – грудное молоко/смесь;
  2. Второй завтра – каша, желток яйца, сок или компот;
  3. Обед – немного жидкого супа на овощном бульоне, пюре из овощей, пюре из мяса, хлеб;
  4. Полдник – кефир, творожок, пюре из фруктов, детское печенье;
  5. Ужин перед сном – грудное молоко/смесь.

Список продуктов, которые можно давать малышам 11 месяцев, достаточно разнообразен. Он включает себя практически все овощи, некоторые фрукты, соки, нежирное диетическое мясо, некоторые виды рыбы, кисломолочные продукты, макаронные изделия, хлеб, злаковые, детский чай, печенье. Среди особенностей детского меню можно выделить несколько самых важных, о которых родителям всегда стоит помнить:

  • Пища для малыша должна готовиться на пару или отвариваться. Не допускается жареное, копченое, соленое.
  • Категорически нельзя кормить малыша аллергенными продуктами. Например, медом, цитрусовыми, конфетами и шоколадом, орехами.
  • Цельное коровье молоко до года противопоказано!
  • Чтобы отследить появление аллергии на тот или иной продукт, вводите его постепенно, в течении недели, больше не давая в этот период ничего нового.
  • Продукты домашнего приготовления предпочтительнее заводских. Однако, их можно сочетать с баночным пюре в одном блюде, чтобы меню малыша было более разнообразным и насыщенным. Например, вы можете отварить морковь с кабачком, размельчить их блендером или растолочь вилкой, добавив немного бульона и смешать с мясом из баночки, предназначенным для детского питания. Получится вкусный многокомпонентный обед.

Помните, что детские каши для заваривания и пюре из баночек вполне приемлемы для питания детей. На производстве такая продукция проходит строгий контроль качества. Однако, нередко она портится уже в точках продаж при неправильном хранении и эксплуатации. Поэтому всегда следите за качеством приобретаемой продукции, сроками годности, прежде чем давать ее малышу, пробуйте сами на вкус.

Первая обувь для малыша

Может, ребёнок ещё не ходит самостоятельно, но уже встаёт на ноги. Самое время задуматься о его первой обуви. Выбор серьёзный, учитывая, что ботинки или сандалии будут в значительной степени влиять на формирование стопы ребёнка и даже на его походку.

Какой должна быть первая обувь ребёнка?

  • Подошва — гибкая, с небольшим «каблучком» (чтобы пятка малыша была чуть выше пальцев).
  • Задник — жёсткий, хорошо удерживающий свою форму при сжатии.
  • Передняя часть — довольно мягкая (чтобы сгибалась при ходьбе).

Обратите внимание и на материал обуви. Желательно, чтобы это была натуральная ткань, которая пропускает воздух

Это поможет избежать перегрева ног.

Как проходит день

Малыш 11 месяцев взрослеет и с ним становится все интереснее времяпровождение. Организация режима дня помогает маме больше сделать по дому, регулярно проводить занятия с крохой. А малыш приобретает хороший сон и аппетит. Режим дня будет у каждого малыша 11 месяцев индивидуальным, мы предлагаем следующий пример с примерным меню:

  • 7:00 – Пробуждение, завтрак, включающий грудное молоко или смесь, если малыш на искусственном вскармливании.
  • 7:30 – Процедуры гигиены, гимнастические упражнения и бодрствование.
  • 10:30- Второй завтрак, во время которого малыш получает кашу, желток, сливочное масло, фруктовое пюре, сок из фруктов.
  • 11:30 – Прогулка.
  • 14:30 – Обед состоит из овощного пюре, хлеба, растительного масла, мясного блюда, которое два раза в неделю заменяют рыбой, фруктового сока.
  • 15:00 – Бодрствование и развивающие игры.
  • 16:00 – Прогулка.
  • 18:30 – Ужин, состоящий из кисломолочного напитка, творога, печенья, фруктового пюре.
  • 19:00 – Спокойные игры.
  • 21:30 – Купание.
  • 22:30 – Второй ужин включает грудное молоко или смесь. Подготовка ко сну, укладывание.

Ночью дети на грудном вскармливании могут прикладываться к груди несколько раз, крохи-искусственники, как правило, не просыпаются.

Уход за ребёнком в этом возрасте

Родители обязательно должны соблюдать определённый режим дня и приучать к нему ребёнка. Малыш, который привык делать все по времени, не будет испытывать проблем во время посещения сада, а потом и школы. Поэтому взрослые должны приучать младенца к различным ритуалам, которые будут помогать ему готовиться ко сну или прогулке.

Гигиенические и водные процедуры

Каждое утро должно начинаться с водных процедур, ведь приучать ребёнка к личной гигиене необходимо с раннего возраста. Утром обязательно нужно умыть малыша и провести туалет половых органов. Также ребёнку обязательно чистить зубы: для этой процедуры существуют специальные силиконовые щётки, которые надеваются на палец взрослого и отлично удаляют налёт. Такие модели не могут травмировать нежные дёсна крохи, ведь щетинки на них очень мягкие.

Показывайте крохе многие действия на своём примере. Ведь малыш старается повторить всё за родителями

Вечером педиатры рекомендуют набирать ванну и предоставить ребёнку минимум полчаса на игры с водой и расслабляющий гидромассаж. Вода не должна быть слишком горячей или холодной, чтобы малыш чувствовал себя комфортно. Ванна с прохладной водой настраивает его на спокойный сон. Многие родители практикуют грудничковое плавание. И если у младенца нет противопоказаний, неврологи и ортопеды положительно отзываются о таких занятиях в бассейне или дома в ванной.

Гимнастика и массаж: обязательно ли выполнять такие упражнения

Ответ на этот вопрос положительный. Чем быстрее и сильнее укрепятся мышцы ребёнка, тем лучше кроха освоит необходимые навыки и умения. Поэтому утром педиатры рекомендуют выполнять гимнастические упражнения, которые взбодрят кроху и настроят его на активное времяпровождение в течение дня. А уже вечером, после купания в прохладной воде, лучше сделать лёгкий расслабляющий массаж, который также способствует быстрому засыпанию ребёнка и спокойному сну в течение нескольких часов подряд.

Можно разнообразить физические занятия упражнениями на фитболе — большом мяче, который обязательно понравится крохе. Занятия с фитболом помогают укрепить мышцы всего организма, а также тренируют вестибулярный аппарат.

Массаж для детей от доктора Комаровского — видео

Обязательно ли гулять на улице

Гулять с ребёнком полезно в любом возрасте. В 11 месяцев малыш уже может не только ездить в коляске, но и ходить самостоятельно или за руку с родителями. Педиатры рекомендуют выходить на улицу минимум на два часа, и лучше не один, а несколько раз в день. Также дети очень любят спать на свежем воздухе, поэтому один сон врачи рекомендуют проводить на улице.

Важность прогулок для детей — видео

Разнообразное меню: питание малыша в 11 месяцев

Количество приёмов пищи не меняется и остаётся пятиразовым. Но ребёнок ест всё больше взрослой пищи, грудное молоко или адаптированную смесь младенец получает только утром и перед сном. В остальное время мама варит или тушит крохе овощи, мясные и рыбные блюда, каши. А также в меню крохи обязательно присутствуют фруктовые пюре и соки. Кисломолочные продукты важны для поддержания иммунитета и правильной работы желудочно-кишечного тракта. Несколько раз в неделю ребёнок должен есть творог, пить кефир или йогурт.

Родителям следует развивать жевательные навыки ребёнка в этом возрасте

Ребёнок должен учиться жевать, поэтому перетирать блюда до консистенции пюре уже необязательно, лучше оставить некоторые комочки в каше или супе. В продаже продаются специальные каши, которые стимулирую жевательный рефлекс у ребёнка. И также можно попробовать дать малышу ниблер — специальное приспособление с сеточкой, в которую кладут несколько кусочков продуктов. Для того, чтобы выдавить сок, ребёнку придётся делать жевательные движения дёснами или зубами.

Моторные функции

Позы и перемещения

Ребёнок в возрасте 11 месяцев уже может приседать с помощью взрослого и, конечно, продолжается обучение ходьбе.

Обычно малыш уже может идти, держась за руку взрослого.  Также ближе к 1 году ребёнок делает первые самостоятельные шаги. Но всегда стоит помнить об индивидуальных различиях. Кто-то в 10-11 месяцев уже бегает, а кто-то начинает ходить только к 1,5 годам.

Попытки самостоятельно ходить возникают в возрасте 10-11-12 месяцев по собственной инициативе ребёнка. Конечно, поощрение со стороны взрослого может помочь процессу, но оно не является ключевым фактором. Нельзя малыша заставлять или специально удерживать в стоячем положении.

Ходьба годовалого ребёнка ещё незрелая и очень отличается от походки взрослого. Он ходит широко расставив ножки, стопы направлены в стороны, ножки согнуты.

Начиная ходить, ребёнок вытягивает руки вперед, как бы стараясь сократить расстояние до желаемого объекта. Это создает неустойчивость, провоцирует падения. Тогда ребенок начинает прижимать руки к себе, используя их для страховки при падении. Постепенно ребенок научается балансировать ручками для сохранения равновесия, что дает ощутимый прогресс в успешности попыток самостоятельной ходьбы.

Действия с предметами

Мы подошли к очень интересному этапу под названием «развитие функциональных действий».

Ребенок выполняет уже довольно сложные действия нанизывания, вкладывания, открывания не только на тех предметах, которые показал взрослый, но и пытается перенести тот же способ действия на новые объекты.

Малыш старается действовать с предметами в соответствии с их функциями, но пока делает много ошибок. К примеру, научившись правильно использовать ботиночки, он может пытаться натянуть его на ножку стула, на мяч. То есть имеет место неадекватный перенос вещи из одной ситуации в другую

Это нормально и важно мягко указывать малышу на правильное использование предмета, хвалить за успешные действия, тем самым укрепляя познавательную активность

Что умеет ребенок в 11 месяцев

Итак, в свои 11 месяцев ребенок:

  • развивает свои двигательные навыки: сам стоит без опоры или уже ходит самостоятельно без помощи взрослых;
  • умело и ловко манипулирует игрушками: перекладывает их из стороны в сторону, складывает из кубиков небольшие башни, сжимает и разжимает ладонь, чтобы ухватить или передать предмет;
  • начинает проявлять любовь к музыке и, в частности, музыкальным игрушкам;
  • понимает взрослую речь, обращенную к нему; может давать на нее ответную реакцию эмоциями или словами, а, иногда, и поддерживать диалог;
  • показывает части тела пальчиком по просьбе родителей, машет рукой в знак приветствия или прощания, хлопает в ладоши;
  • умеет самостоятельно снимать носочки, расстегивать молнию;
  • произносить слова, состоящие из более 1-2 слогов;
  • постепенно начинает выполнять простые бытовые действия: чистить зубы, умываться, кушать ложкой, убирать игрушки за собой;
  • совершенствует свое эмоциональное развитие: без слез показывать недовольство, по-разному реагирует на ситуацию (улыбкой, смехом, жестами, гримасами и т.п.);
  • проявляет интерес к книгам с яркими иллюстрациями, может с удовольствием их листать и разглядывать довольно продолжительное время.

Режим малыша в 11 месяцев

Прикормы, как таковые закончились, и ребёнок уже стал полноправным членом семьи, занимающим своё место за общим столом. Конечно, правила приготовления блюд для него сохраняются. Детям готовят еду, путём отваривания, тушения, постное мясо в виде тефтелей, фрикаделек и котлет готовят на пару. Пища всё ещё измельчается, а основное число кормлений остаётся прежним – 5 раз в день. Не считая жидкости – воды, соков, ребёнок съедает до 1, 2 килограмма, так что одна порция составляет около 200-250 граммов, в зависимости от комплекции и аппетита малыша. Такая система питания будет использоваться и дальше, примерно до двух лет.

По сути, карапуз познакомился со всеми продуктами, но в число запрещённых всё также входят цитрусовые плоды, грибы, орехи, кофе и чай, шоколад. Помидоры, апельсины, некоторые другие овощи и фрукты, в том числе, мёд, могут вызывать аллергию, поэтому не желательны.

Те матери, которые планируют отучение от груди, постепенно сокращают количество молока, а затем и число кормлений, ограничиваясь лишь одним разом перед сном. В мамином молоке уже недостаточно необходимых ребёнку веществ, и он получит питательные вещества из обычной пищи.

Даже при продолжении грудного вскармливания отмечается, что в возрасте 11 месяцев дети по ночам спят намного спокойнее и уже не доставляют столько хлопот, исключение составляют случаи зубной боли и болезни, от которых в этот момент их нужно оберегать особенно тщательно – низкий иммунитет является, наиболее, уязвимым местом в данный период.

Ночью дети спят от 10 до 11 часов, а днём ещё 3-4 часа. Для возраста характерен переход каждого детского организма на свои собственные природные биоритмы. Поэтому одни дети могут ложиться и вставать позже или раньше.

Уход за ребёнком включает:

  • утреннее умывание, расчёсывание, чистку зубов (некоторые процедуры детки уже могут осуществлять самостоятельно);
  • подмывание после туалета – паховую область ребёнка моют тёплой водой, изредка используя мыло или другие средства;
  • купания проводятся в удобное для детей и родителей время, но, в основном, вечером;
  • в качестве закаляющих процедур используются обтирания, воздушные ванны, массаж для улучшения кровообращения и пищеварения;
  • гимнастические упражнения для укрепления мышц и позвоночника должны проводиться регулярно, так как они помогают восстанавливать организм карапуза после активных занятий во время бодрствования.

Физиологические аспекты развития ребёнка в 11 месяцев

Двигательная активность ребёнка в 11 месяцев

Для этого возраста характерны следующие навыки: ползание, устойчивое сидение, возможность твёрдо стоять, держась за опору, умение подниматься, переворачиваться, наклоняться, перекладывание игрушки из одной руки в другую… Возможно, ваш малыш уже пробует ходить, правда, такие шаги ещё не слишком уверенные. Если же вы включите музыку ребёнку – то, он будет изображать танцевальные движения, стараясь попасть в такт музыки.

Если же ваш ребёнок в 11 месяцев ещё не стоит твёрдо на ногах – не впадайте в панику. Согласно отечественным стандартам педиатрии, не считается патологическим нарушением отсутствие навыков ходьбы у детей до … 18 месяцев. Однако, для того, чтобы успокоить себя и убедиться в том, что с ребёнком всё в   порядке – рекомендуется посетить невропатолога и ортопеда. Именно эти специалисты смогут ответить на вопрос, почему малыш не ходит, и как ему помочь. В этом случае, вам, скорее всего (при условии отсутствия патологий) будет прописан гидромассаж ножек, разрабатывающая гимнастика и массаж ног. Кстати, если вы думаете, что использование такого приспособления, как ходунки, будет способствовать тому, что ребенок быстрее пойдёт – то, вы ошибетесь. Дети, родители которых используют этот аксессуар, напротив, позже начинают ходить. Да, и в общем, в последнее время, всё чаще можно услышать, что ходунки вредят здоровью ребёнка и лучше от их использования отказаться.

Питание

Поскольку, ваш малыш уже почти совсем большой, его можно более близко знакомить с блюдами взрослой кухни. Однако, ребёнку по-прежнему нельзя давать жаренного, жирного, острого, солёного и сладкого. А, вот супы, каши, овощные и фруктовые пюре, мясные тефтели, приготовленные на пару или паровая котлетка – всё это в обязательном порядке должно входить в ежедневный рацион питания малыша. Ну и, конечно же, молочные и кисло-молочные продукты – куда уж без них.

Как правило, у ребёнка в 11 месяцев уже есть 4-6 зубов, поэтому, справиться с таким рационом он вполне может. Кстати, некоторые специалисты утверждают, что не стоит слишком измельчать продукты детского питания, превращая их в пастообразную массу. Ребёнок уже должен учиться жевать. Более того, пережёвывая небольшие кусочки пищи, он тем самым развивает свой речевой аппарат, соответственно раньше и лучше начнёт говорить. Да, и в этом случае вероятность того, что вы будете посещать логопеда в дальнейшем, тоже снижается

Так что, обратите на это внимание. Однако, кусочки должны быть такими, чтобы ребёнку было удобно их пережёвывать, а вы должны постоянно находиться рядом, для того, чтобы ребенок не подавился и не поперхнулся такой почти что взрослой пищей

Что касается рыбных блюд, то, в случае, если у  ребёнка нет на них аллергии, рыбу можно давать 1 раз в неделю.

Что же касается количества кормлений, то, в этом возрасте ребёнка можно переводить на 4-х — 5-ти разовое кормление, сделав упор на сытный ужин (для того, чтобы ребёнок ночью не просыпался и не просил кушать). Хотя, если малыш проснётся в 10-11 вечера и попросит молока или кефира – отказывать ему не стоит.

Режим дня

В 11 месяцев вы же начинаете догадываться, кто такой ваш малыш. Он или жаворонок, который поднимается в 5 утра, и ложится спать в 8 часов вечера, либо сова, которая спит до 10-11 утра, но и ложится в 10-11 вечера. С ритмом биологических часов крохи родителям придётся смириться. Позвольте ребенку таким образом проявлять себя. К тому же, ему пока не надо спешить в  садик или в школу, так что, пускай, спит тогда, когда ему нравится. К тому же, ваша попытка подстроить биологические часы под себя, может стать причиной стресса у малыша, а это негативно отразится на его нервной системе. Так что, придётся вам подстраиваться под ребёнка, а не ему под вас.

Что касается дневного сна, то, ребёнок спит уже не так часто, как раньше, и если вы укладываете его в течение дня 3 раза спать – можете считать, что вам повезло. Большинство же родителей заявляют о том, что их малыши отдыхают 2 раза, и такой сон длиться в среднем от 1,5 часа до 2, 5 часов.

Ребёнок и горшок

Как приучить ребёнка к горшку?

Первые слова, первые шаги, осознание предметов, которые окружают ребёнка и того, что происходит с ним – всё это располагает к знакомству с горшком. Правда, некоторые родители стараются оттянуть этот момент, мотивируя тем, что ребёнок ещё слишком мал. Как бы там ни было, запомните одно золотое правило – легче ребёнка научить чему-либо, чем потом переучивать. Это же можно сказать относительно знакомства с горшком. Однако, здесь также стоит учитывать тот факт, что все детки – разные, поэтому, вы как родитель – сами должны ориентироваться, готов ли ваш ребёнок отказаться от памперсов или нет.

Как помочь заговорить?

Есть несколько полезных действий, которые будут способствовать развитию речевых умений ребенка.

Активная речевая среда вокруг него

Очень важно, чтобы малыша постоянно окружала речь: правильная (без «сюсюканий» и слов-паразитов) и активная. Нужно рассказывать ему обо всем, что есть рядом, что сделано или планируется, какие свойства у предметов, для чего они нужны и т. д

Речевая провокация. Одним из важнейших стимулов развития речи ребенка является необходимость донести до взрослого какую-то свою потребность. Поэтому чем меньше мама или папа в этот момент будет демонстрировать понимание «пролепетанного», тем больше крохе придется изощряться в формулировании своего желания. Второй момент провокаций заключается в том, чтобы постоянно побуждать малыша отвечать взрослым. Вопросы могут быть любыми: что ты хочешь сегодня на обед? Зачем ты это берешь? Посмотри, какое сегодня небо? Тебе нравится мячик? Какой он? Тренировка мелкой моторики – давно доказанный способ развития речевых центров мозга. Этому способствуют всевозможные манипуляции с мелкими предметами или деталями: собирание конструктора, мозаики, перебирание круп, рисование пальчиками по песку или рассыпанной муке, лепка, отрывание бумаги или пластилина, развитие тактильной чувствительности (то есть восприятия на ощупь текстур с разными свойствами — гладкое, пушистое, шершавое, твердое, мягкое, липкое, шерстяное, колючее и т.д.). Пальчиковые игры. Всевозможные детские потешки, в игровой форме заставляющие ребенка производить мелкие манипуляции с пальцами: сгибать, хлопать, растопыривать и т. д. Хорошей игрой может стать массаж ладошек и пальчиков шипованным мячиком, твердыми круглыми предметами (орехами, к примеру). Артикуляционная гимнастика – упражнения, развивающие силу и подвижность органов речи. Это могут быть специальные упражнения или те же игры на звукоподражание (животным, транспорту, погоде). Или игры перед зеркалом, когда мама просит ребенка повторять за ней звуки, которые при этом усиленно артикулирует. Ребенок видит в зеркале сразу и маму, и себя, контролируя правильность своих действий

д. Речевая провокация. Одним из важнейших стимулов развития речи ребенка является необходимость донести до взрослого какую-то свою потребность. Поэтому чем меньше мама или папа в этот момент будет демонстрировать понимание «пролепетанного», тем больше крохе придется изощряться в формулировании своего желания. Второй момент провокаций заключается в том, чтобы постоянно побуждать малыша отвечать взрослым. Вопросы могут быть любыми: что ты хочешь сегодня на обед? Зачем ты это берешь? Посмотри, какое сегодня небо? Тебе нравится мячик? Какой он? Тренировка мелкой моторики – давно доказанный способ развития речевых центров мозга. Этому способствуют всевозможные манипуляции с мелкими предметами или деталями: собирание конструктора, мозаики, перебирание круп, рисование пальчиками по песку или рассыпанной муке, лепка, отрывание бумаги или пластилина, развитие тактильной чувствительности (то есть восприятия на ощупь текстур с разными свойствами — гладкое, пушистое, шершавое, твердое, мягкое, липкое, шерстяное, колючее и т.д.). Пальчиковые игры. Всевозможные детские потешки, в игровой форме заставляющие ребенка производить мелкие манипуляции с пальцами: сгибать, хлопать, растопыривать и т. д. Хорошей игрой может стать массаж ладошек и пальчиков шипованным мячиком, твердыми круглыми предметами (орехами, к примеру). Артикуляционная гимнастика – упражнения, развивающие силу и подвижность органов речи. Это могут быть специальные упражнения или те же игры на звукоподражание (животным, транспорту, погоде). Или игры перед зеркалом, когда мама просит ребенка повторять за ней звуки, которые при этом усиленно артикулирует. Ребенок видит в зеркале сразу и маму, и себя, контролируя правильность своих действий.

Чем поить

Простая вода — вот, что ребёнку необходимо для поддержания водного баланса. Можно покупать детскую воду в бутылках или использовать кипяченую водопроводную. На втором месте компоты из знакомых малышу ягод, фруктов или овощей. Желательно без сахара.

Из привычных младенцу ягод и фруктов также можно готовить негустой кисель. Напиток улучшает пищеварение, но так как он очень калорийный, его лучше не давать детям с излишней массой тела.

Соками увлекаться не стоит, хотя по нормам их и разрешают пить каждый день по 60-80 мл. Они содержат много сахара и это беда для нежных молочных зубов. А ещё соки богаты органическими кислотами, которые раздражают слизистые ЖКТ.

Ловкость рук… и никакого обмана!

О том, как полезно развивать мелкую моторику, знает, наверное, каждая мама. Но как эти занятия сделать увлекательными для малыша? На помощь приходят коробки и коробочки!

Проведите ревизию в кухонных шкафчиках, а также на полках и тумбочках. Наверняка, вы найдете разнообразные коробки, которые в данный момент не используются в домашнем хозяйстве. Жестяные банки для круп, старые школьные пеналы, коробочки из-под лекарств, футляры от киндер-сюрпризов, небольшие шкатулки, баночки из-под кремов… А для ребенка, между прочим, – это целый учебно-игровой набор. Ведь все эти коробочки устроены по-разному. У одних крышка откидывается, у других – отодвигается, у третьих – снимается. И гремят-стучат они по-своему (потому что мама заранее наполнила их различными предметами, безопасными и интересными).

Не спешите показывать малышу, как открывается та или иная коробка, дайте ему возможность сделать это самому. Для него это настоящее исследование. В конце концов ряд экспериментов непременно закончится победой – и тогда малышу достанется сюрприз, спрятанный в коробочке (не забудьте, что сюрприз должен быть достаточно крупным, чтобы ребенок не смог его проглотить).

Пусть коробочки будут разных размеров и сделаны из разных материалов. В них можно складывать игрушки, кубики, прищепки. Можно проводить и первые опыты классификации – группировать предметы по цвету, форме или размеру. Например, если у вас найдется коробка синего цвета, сложите туда все синие игрушки. В круглую шкатулку можно складывать маленькие каучуковые мячики, а в прямоугольный пенал – палочки и карандаши. Да и сами коробки – вещь многофункциональная. Они могут превратиться то в телефон, то в шляпу, то в тарелку.

А вот еще одна интересная игра с коробками (для нее можно также использовать разноцветные пластмассовые или бумажные стаканчики):

Питание 11-месячного ребенка

Организм малыша на этом этапе жизни уже готов усваивать многие «взрослые» продукты. Для нормального физического развития и всех активностей ему требуется достаточное количество калорий. Это должно обеспечивать правильное меню.

Питание 11-месячного ребенка — это 5 приемов пищи. Дважды в день — грудное молоко или адаптированные смеси. И 3 раза в день — прикорм. Впрочем, кто-то из мам к этому моменту уже прекращает грудное вскармливание, постепенно переводя ребёнка на взрослый стол. Тут всё индивидуально. В среднем дневной объем пищи малыша составляет около 1000-1200 мл.

В рационе ребёнка присутствуют мясо и рыба, овощи и фрукты, сливочное масло, яйца, йогурты и творог, мягкие сыры, соки и компоты, постные хлебобулочные изделия, несладкое печенье. Педиатры говорят, что детские блюда уже не надо пюрировать до идеально гладкой текстуры. У ребёнка есть зубы, он должен учиться жевать самостоятельно. Даже мясо и рыбу уже можно давать мелкими кусочками.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 11 месяцев

Если вашему малышу уже исполнился 1 год и 11 месяцев, а вы до сих пор не страдаете от его бесконечных вопросов и слово «почему?» не слышится вам непрерывно, скорее всего, эта «беда» постигнет вас в этом месяце. Дети такого возраста очень любознательны. Жизнь 23-месячного малыша состоит в постоянном поиске причин всех событий: почему он должен есть на завтрак именно это? почему нужно идти спать? и т. д.

Словарный запас малыша значительно расширяется, и к концу второго года жизни может состоять из более 300 слов. Речь ребенка обогащается предлогами: на, в, под. Это позволяет ему передавать пространственные отношения, смысл которых становится понятным ребенку только к этому периоду развития. Пространственное представление необходимо человеку для оперирования абстрактными понятиями, а также математическими терминами, поэтому стоит формировать его у ребенка как можно раньше, например, посредством логических игр (ребусы с блоками, загадки).

Советы для родителей:

Купите головоломки. Они станут отличным подарком для малыша на данном жизненном этапе. Лучше всего, если головоломки будут состоять из нескольких десятков больших и твердых элементов. Очень полезны также игры, которые формируют воображение. К счастью, сейчас в магазинах легко найти пазлы с изображением животных или известных маленькому ребенку предметов, что позволит без усилий заинтересовать малыша.

Играйте в поиски сокровищ. Это занятие формирует понимание пространственных связей. Спрячьте игрушку от малыша в достаточно доступном для него месте, и попросите отыскать пропажу. Вместе обдумывайте, где же может быть игрушка: «Может, под ковром?», «Может, она в шкафу?», «Может, она между книгами?» и т. д. После каждого из вопросов загляните вместе с малышом в то место, о котором вы говорили.

Умения ребенка в 11 месяцев

сидит прямо, уверенно, долго. Сидя малыш уверенно орудует руками, ворочает головой и корпусом; ползает по-пластунски или на четвереньках. Дети, рано освоившие умение ходить, постепенно изучают навык ползания на четвереньках; стоит сам или около опоры, может сделать несколько шагов. Преодоление психологического барьера, замедляющего процесс освоения этого навыка, для каждого ребенка происходит в свое время. Если бутуз встает, стоит у опоры, но не спешит оторвать руки от нее – это норма, он еще психологически не созрел для самостоятельных шагов, не стоит его торопить; садиться из положения стоя

Некоторые дети делают это осторожно, другие просто шлепаются на попу. Какой бы вариант не выбрал ваш малыш – хорошо; может залезть на возвышение и спуститься с него, поочередно спуская ноги; для захвата предмета полностью раскрывает ладонь; использует пальчик, чтобы показать на нужный предмет; пьет из чашки, держит ложку и пытается ей есть; строит башенки из 2-3 кубиков; собирает простые пирамидки; может снять носки и попытаться стянуть колготки; из положения стоя может присесть на корточки для подъема предмета с пола; может произнести простые слова. Имеет как минимум 1 слово с вложенным в него смыслом; показывает на себе основные части тела (если его этому научить); имитирует звуки животных и техники; безошибочно выполняет простые просьбы; для отказа от предложенного предмета или действия мотает головой; копирует взрослых во время игры

Имеет как минимум 1 слово с вложенным в него смыслом; показывает на себе основные части тела (если его этому научить); имитирует звуки животных и техники; безошибочно выполняет простые просьбы; для отказа от предложенного предмета или действия мотает головой; копирует взрослых во время игры.

Психическое и эмоциональное развитие

Благодаря развитию мелкой моторики пальцев ребенка в 11 месяцев, усовершенствуется сенсорное восприятие, которое важно для познания окружающего мира. Малыш ощупывает предметы, изучает их форму, фактуру и размер

Кроме этого, кроха обязательно пробует их на зуб.

На протяжении одиннадцатого месяца происходит скачок в эмоциональном развитии, формируются личностные черты, продолжает вырабатываться манера поведения. Ребенку доступен широкий спектр эмоций, он активно ими пользуется, поэтому плач слышен все реже.

Интеллектуальное развитие ребенка в 11 месяцев прогрессирует наравне с эмоционально-психическим. Кроха понимает взрослых, подражает их действиям, подключает смекалку, если ему нужно обойти препятствие, чтобы добраться до цели.

Малышу в 11 месяцев присуща настойчивость и целеустремленность. Девочки и мальчики в равной степени любят похвалу за свои достижения, радуются вниманию со стороны родителей. Забота – важная составляющая для нормального развития детей. Одиннадцатимесячные малыши еще сильно привязаны к своим родителям.

Что умеет

Что умеет делать ребенок в 11 месяцев:

  • точно указывает на интересующий его предмет;
  • знает команду «нельзя», однако не всегда ее воспринимает;
  • понимает речь родителей;
  • выполняет некоторые просьбы, например, пойдем со мной, иди на ручки, подай игрушку;
  • знает названия большинства предметов;
  • произносит 2-3 слова (мама, папа) или выражается слогами;
  • озвучивает голоса животных.

Ребенку в 11 месяцев легче общаться с родителями, так как он может озвучивать свои просьбы. Если захочет кушать, то может сказать «ам-ам».

Как развивать

На протяжении одиннадцатого месяца ребенка необходимо изучать такую информацию:

  • знакомить с предметами, которые его окружают, с их назначением;
  • рассказывать о природных явлениях, животных;
  • продолжать изучать цвета;
  • тренировать командам «можно» и «нельзя».

Необходимо тренировать память ребенка. Для этого подойдут развивающие занятия, детские потешки, песни, стишки. Незаменимы в этом возрасте сортеры, благодаря им развивается логическое мышление, дети пытаются подобрать подходящий по форме и размеру предмет. Для игр также можно приобрести разные по величине ведерки, коробочки и другие емкости, мячики.

Малыш в 11 месяцев развивается, когда рассматривает книги, где есть яркие картинки. Пускай он сам перелистывает страницы. Для развития внимания и интеллекта полезны поисковые игры. Например, можно предложить грудничку найти и подать мячик, который находится в коробке с игрушками.

Следует учить ребенка в 11 месяцев разговаривать. Именно в этом возрасте формируется не только пассивная, но и активная речь. Ни в коем случае нельзя сюсюкать и коверкать слова. Выражаться нужно четко и медленно, как можно больше общаться с крохой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий