Чему научился малыш в четыре месяца?

Чему научился малыш в четыре месяца?

Ребенок в возрасте четырех месяцев уже существенно отличается от малышей, которые только что родились. К данному периоду дети весьма существенно подрастают и меняются, как во внешности, так и в психологическом смысле.

Пропорциональные особенности развития тела в 4 месяца значительно меняются, а точнее, отличие размера головы от грудной клетки, что сильно бросается в глаза у новорожденного ребенка, становиться менее заметным за счет удлинения всех частей тела. В развитии своего теле ребенок становится уже более похожим на обычного человека. К четырем месяцам малыш стремительно набирает вес и приобретает более округлые формы.

При достижении ребенком 4 месяцев, им приобретаются некоторые новые способности. Теперь малышу доступны несколько новых способов общения с еще незнакомым ему миром. Все это происходит благодаря развитию некоторых систем организма, таких как опорно-двигательная и нервная система.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Физическое развитие

Режим дня и кормления

Что способствует развитию

Чтобы малыш активно развивался, с ним можно и нужно заниматься:

  • Подвесить над малышом игрушки (купить карусельку) – он сможет их хватать, щупать, рассматривать. Лучше, если они будет разной фактуры и музыкальные.
  • Развивать мелкую моторику: давать потрогать погремушки разных форм, мягкие игрушки, резиновые пищалки.
  • Игра в «прятки»: закрывать лицо ладонями, а, открывая, произносить «ку-ку». Можно также прикрывать глазки малыша, а после – свои. Дети очень радуется такой забаве.
  • Игра «сорока-ворона»: на ладошке находятся центры, которые стимулируют работу кишечника. Игра поможет и для мышц руки, и для пищеварения.
  • Пускание мыльных пузырей: кроха будет наблюдать, как они медленно падают.
  • Надеть носочек яркого окраса на ножку малыша, чтобы он смог его сам снять, дотянуться.
  • Тренировка координации: медленно поднимать ручки малыша и опускать вниз, после – скрестить на груди и развести.
  • В моменты гимнастики петь ему песенки, разговаривать, читать стишки, потешки. На ночь можно петь колыбельные.
  • Отчетливо вести «диалог» с малышом, он будет видеть мимику и стремиться подражать.

Наличие специальных игрушек способствует развитию

Обратите внимание! Кроха познает мир через игру, поэтому, чтобы развитие шло успешно и без слез, стоит превратить весь процесс обучения в развлечение. Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:

Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:

Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе.
  • Кормление грудью или правильно подобранной смесью по графику.
  • Купание в теплой воде ежедневно, по желанию – можно ходить в бассейн на грудничковое плавание.
  • Массаж, выполненный профессионалом или мамой (при условии знания всех вопросов техники).
  • Постоянный разговор с крохой.
  • Чтение потешек, стишков, пение ему колыбельных.

Возможные отклонения

Когда речь заходит о патологиях развития, многие люди забывают о том, что все дети индивидуальны и уникальны. Даже если поместить детей в одинаковые условия, развиваться они будут по-разному. Например, если ребенок начинает переворачиваться на 1 месяц позже своих сверстников, это считается нормой.

В тех случаях, когда отставание достигает 2-х месяцев, тогда родителям нужно срочно показать свою кроху врачам.

Отсутствие половины вышеописанных навыков – серьезный повод для обращения за помощью. Нужно непременно идти к врачам в следующих случаях:

  • кроха не двигается должным образом;
  • ему не удается держать головку;
  • он не произносит самые распространенные слоги;
  • малыш не реагирует должным образом на свое имя и на громкие звуки;
  • ребенок практически не улыбается. Когда на его лице появляется редкая улыбка, видно, что она неосознанная;
  • кроха даже не пробует переворачиваться;
  • малыш не проявляет интереса к игрушкам.

Все эти отклонения красноречиво указывают на отставание ребенка в физическом и психоэмоциональном развитии. Без помощи педиатра и невролога здесь не обойтись.

Если отклонения от нормы незначительные, скорее всего, родители просто не уделяли должного внимания развитию крохи.

Основные навыки ребенка в 4 месяца

Ваш 3-х месячный малыш повзрослел на месяц. Младенческие колики к четвертому месяцу жизни остаются позади, и грудничок большую часть времени пребывает в хорошем настроении. Самостоятельно передвигаться еще не может, поэтому в моменты бодрствования рассматривает всё вокруг и пытается дотянуться ручками до близлежащих предметов. Очень радуется общению со взрослыми, начинает гулить, радостно шевелить ручками и ножками, заметив, что к нему обращается мама или папа.

Настало время ближе знакомиться с чадом, ведь теперь он выражает множество эмоций. Именно в этом возрасте кроха начинает забавно смеяться, а не только одаривать окружающих своей улыбкой. Чем активнее происходит общение грудничка с окружающими, тем больше с каждым днем в его речи появляются различные звуки лепета.

Что умеет четырехмесячный ребенок

Вот перечень основных навыков:

  • лежа на животике голова держится вполне уверенно несколько минут, и в этот момент крошка старается рассмотреть все вокруг. Более того, он уже способен кратковременно приподнимать свою верхнюю часть тела вместе с головой и опираться на локти;
  • перевороты на животик уже вполне освоены с положения «лежа на спине». Некоторые непоседы делают первые попытки ползания на животе, помогая себе при этом ножками. Еще немного, и ваше чадо действительно поползет! Оставлять его одного сейчас можно лишь в кроватке с бортами или манеже, но ни в коем случае не на диване или кровати – переворачиваясь, маленький уже вполне может свалиться с него;
  • в положении лежа на спине учится приподнимать вверх голову вместе с лопатками — так выглядят первые попытки садиться. Этот момент можно стимулировать, предлагая крошке взять игрушку из ваших рук. Он будет тянуться к ней вверх, приподнимая весь плечевой пояс;
  • к этому возрасту вполне уверенно управляет своими маленькими ручками, тренируя будущий навык – пинцетный захват. Карапузу нравится ко всему прикасаться, он начинает познавать мир через кончики пальцев. Это заметно в моменты кормлений – чадо может обхватывать мамину грудь или бутылочку, удерживая её. Лежа в кроватке, младенец уже не просто рассматривает предметы, а пытается ухватить их, если позволяет расстояние до них (игрушки с подвесной мобильной карусели и т.д.);
  • в периоды игр и общения строит гримасы, выражая удивление, радость или тревогу, при этом озвучивая все свои чувства разными интонациями. В возрасте 4 — 4,5 месяцев грудничок становится эмоциональным, он может испытывать весь спектр эмоций — от заливистого смеха до слёз;
  • гуление, имитирование звуков в моменты бодрствования могут длиться долго. Иногда своеобразные «беседы» он может вести сам с собой и ночью, внезапно проснувшись. Часто можно услышать ясный звук «а-а-а», «о-о-о», «е-е-е», при этом кроха будет сам прислушиваться к ним. Некоторые детки могут произносить даже цепочки ритмичных слогов «да-да-да», «гу-гу», но никакой смысловой нагрузки они пока, конечно же, не несут.

Различия в развитии мальчиков и девочек

Сравнивая развитие в четыре месяца малышей мужского и женского пола, можно утверждать, что мальчики зачастую опережают своих сверстниц по физическим параметрам. Так, рост маленьких карапузов в этот период может входить в диапазон 61 – 66 см, тогда как у девочек длина увеличилась в пределах 60 – 65 см. С весом подобная ситуация – у мальчиков он может достигать в пределах нормы 7700 г, а у девочек в четыре месяца вес редко доходит до отметки в 7100 г.

В остальном, различия между здоровыми детьми обоих полов носят незначительный характер и зависят от особенностей вскармливания, конституции родителей, национальной принадлежности и даже места проживания. Поэтому приведенные выше данные различий между мальчиками и девочками грудного возраста можно считать весьма условными.

Что он должен уметь

Переживать из-за того, что кроха не соответствует принятым нормам, не нужно. Однако есть основные навыки, что должен уметь ребенок в 4 месяца, при условии, что он полностью здоров:

  • внимательно рассматривать предметы;
  • уверенно держать голову;
  • приподнимается на предплечьях, при этом удерживая верхнюю часть тела;
  • определять источники разных звуков, поворачивая к ним голову;
  • переворачиваться со спины на бок и живот;
  • захватывать и удерживать погремушку.

Что понимает ребенок в 4 месяца

Четырехмесячный грудничок с удовольствием смотрит на свое отражение в зеркале и понимает, что это его лицо. Характерно для маленьких деток этого возраста осознание того, во что они одеты. Родители могут заметить, как кроха тянет себя за рукав или край распашонки. Младенец следит за речью взрослых, пытается подражать. При виде новых игрушек дети этого возраста радуются, внимательно изучают незнакомый интересный предмет.

Физические навыки

У четырехмесячного грудничка начинают появляться новые навыки. По сравнению с новорожденным, малыш отличается активными движениями, способностями хватать и удерживать яркую игрушку, попытками приседать. Что обязательно должен уметь ребенок в 4 месяца – уверенно манипулировать головкой, долго держать ее, лежа на животе и смотря по сторонам. Лежа на спине младенец этого возраста может прижимать к груди подбородок.

Если трехмесячному крохе было трудно делать перевороты со спины на живот, то к концу четвертого месяца ребенок должен легко справляться с этой задачей. Чтобы научить правильно переворачиваться своего малыша, можно положить рядом с ним несколько ярких предметов для привлечения внимания

Когда кроха заметит игрушки, нужно взять его за левую ножку, закинуть направо, осторожно перевернуть ребенка на бок, а потом на живот. Аналогичное упражнение нужно проделывать на другую сторону

Психологическое и эмоциональное развитие

Малыши четвертого месяца жизни не только резво двигаются, но и начинают осваивать навыки речи, выражать различные эмоции (грусть, радость, страх, гнев, обиду). Психологическое развитие ребенка этого возраста отличается тем, что кроха быстро оживляется, радуется при виде мамы с папой, улыбается, гулит. Поведение ребенка становится более дифференцированным. Он реагирует на игры, выделяет любимые игрушки, расстраивается, когда любимое занятие заканчивается.

Развитие речи

Что должен уметь малыш в 4 месяца – произносить отдельные звуки и слоги «ма», «па», «ба». Однако звукоподражание крохи неосознанное. Звуки произносятся так, будто ребенок пытается сказать что-то. Прежде всего, отчетливыми становятся буквы: «а», «о», «м», «б», «п». Стимулируются речевые навыки в результате общения с малышом. При этом он должен осознавать, что с ним не только разговаривают, но и слушают. Кроме того, для развития речи детям показывают игрушки, картинки, читают книги, поют песенки.

Игры и игрушки в 4 месяца

В 4 месяца ребенок начинает интересоваться игрушками. Однако не нужно спешить заваливать малыша ими. Достаточно несколько интересных ярких игрушек, которые ему будут интересны:

Резиновая уточка или другой формы игрушка с пищалкой часто привлекает внимание малышей. Они постепенно учатся самостоятельно извлекать из нее звук. Пусть она будет достаточно мягкая

Хорошо иметь тканевые небольшие игрушки разных цветов. Они помогут развитию тактильных ощущений и изучению цветовой палитры. Пригодятся легкие погремушки, прорезыватели. Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и быть безопасными. Помимо игрушек с ребенком можно играть в такие игры: Прятки. Мама закрывает лицо руками или прячется за кроватку и говорит «ку-ку», потом выглядывает; Ладушки. Хлопать ладошками ребенка и рассказывать при этом потешку; Можно показывать малышу «кукольный театр». Для этого мама показывает разные игрушки кошек, собачек и прочие и говорит за них; Рассказывайте ребенку различные стишки-потешки с движениями

Пусть она будет достаточно мягкая. Хорошо иметь тканевые небольшие игрушки разных цветов. Они помогут развитию тактильных ощущений и изучению цветовой палитры. Пригодятся легкие погремушки, прорезыватели. Игрушки должны соответствовать возрасту ребенка и быть безопасными. Помимо игрушек с ребенком можно играть в такие игры: Прятки. Мама закрывает лицо руками или прячется за кроватку и говорит «ку-ку», потом выглядывает; Ладушки. Хлопать ладошками ребенка и рассказывать при этом потешку; Можно показывать малышу «кукольный театр». Для этого мама показывает разные игрушки кошек, собачек и прочие и говорит за них; Рассказывайте ребенку различные стишки-потешки с движениями.

Например, мама показывает на ручки, потом на ножки, потом на животик и произносит такой стишок:

Ручки – вот,

Ножки – вот,

А где с кашкою живот?

Такой стишок развлечет ребенка и поможет изучить свое тело.

Игры-потешки

Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:

  • Тушки-тушки, сели на подушке,
  • Пришли подружки,
  • Столкнули с подушки.
  • Подниму дочушку ( сынульку ) на крутую горку.
  • Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

  • Ножки-топтыжки пошли молотить,
  • Ручки-грабельки сено воротить.

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

  • Толкачики – рогачики, оп!
  • Перевертушки!

Тащить за ножки на себя:

Поехали – поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

  • Куй, куй, ковалек,
  • Подай сапожок,
  • На маленькую ножку
  • Золоту подковку.

Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

  • Тут лес ( волосы ),
  • Тут поляна ( лоб ),
  • Тут бугор ( нос ),
  • Тут – сердце живет ( положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца ).

Театр одной мамы

Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста ( вы не мучились в школе, заучивая стихи?! ). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

Как развивать грудничка дома?

Чтобы ребенок овладевал полезными навыками своевременно, родителям нужно ему в этом помогать. Для этого необходимо проводить специальные занятия

Важно развивать младенца всесторонне

Особое внимание стоит обратить на совершенствование мелкой моторики, слуха и зрения, речи, физического состояния. Проводить уроки известный педиатр, Комаровский, рекомендует в игровой форме

Физическое развитие

Необходимо заняться укреплением мышц крохи. Для этого можно проводить специальную гимнастику, массаж. Хороший результат дает плавание.

Полезные упражнения приведены ниже:

  • «велосипед». Положить малыша на спину. Взять его за голени и начать поочередно сгибать-разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде. Упражнение способствует укреплению мускулатуры ног, развитию тазобедренных суставов;
  • «кругом взмах». Положить кроху на спину. Протянуть руки, чтобы он ухватился за большие пальцы. Аккуратно развести верхние конечности малыша в стороны, затем поднять их вверх и вытянуть вперед. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мускулатуру, суставы рук;
  • «самолет». Положить ребенка на живот. Пятками упереть его в свою грудь. Поддерживая подмышками, поднять кроху. Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, спины, шеи, а также хорошо тренирует вестибулярный аппарат.

Эффективны для физического развития занятия на фитболе. Кроху нужно положить на мяч животом. Придерживая, начать раскачивать вперед-назад, вправо-влево. Выполнить круговые движения. Положить малыша спиной на фитбол и повторить комплекс сначала.

Мелкая моторика

Чем лучше ребенок владеет пальцами рук, тем точнее у него получается выполнять различные движения. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует становлению речи.

Гипертонус рук у детей 4 месяцев уже прошел. Поэтому полезно задействовать верхние конечности в обучающих и развивающих занятиях. Рекомендованы для грудничков пальчиковые игры.

Это известные всем «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона». Также полезен для детей четырехмесячного возраста массаж рук. Его выполняют аккуратно, чтобы не вызвать боль.

Рекомендованы следующие техники: поглаживание, растирание, разминание. Воздействие должно оказываться на фаланги пальцев, основание ладони. Разминая ручки, стоит проговаривать потешки. Можно вкладывать в ладони ребенка маленькие игрушки.

Зрение и слух

Для развития слуха следует приобрести для крохи пищалки, колокольчики, погремушки, музыкальные карусели. Также рекомендуется включать музыку.

Педиатры отмечают благотворное воздействие классических произведений на органы слуха, нервную и психоэмоциональную системы ребенка. Нужно стимулировать малыша находить источник звука. Это можно делать при помощи веселой игры.

Надо взять игрушку-пищалку и начать издавать ею звуки с разных сторон от крохи. Ребенок должен поворачивать голову. Стоит больше общаться с грудничком, меняя интонацию в голосе.

Для совершенствования зрения следует приобрести для крохи игрушки разных цветов. Нужно взять яркий предмет и водить его медленно вправо-влево, вверх-вниз перед ребенком. Грудничок должен следить за перемещающейся игрушкой. Можно организовать для малыша  кукольный спектакль.

Стоит показывать ребенку фотографии, яркие картинки. Рекомендуется повесить над кроваткой игрушки разных цветов. Во время бодрствования малыш будет их изучать.

Развитие речи

В разговоре требуется использовать простые слова. Н

Стоит менять интонацию. Полезно петь малышу детские песни, читать сказки, рассказывать короткие стихи и потешки. Также родителям нужно комментировать все режимные действия в отношении ребенка (купание, кормление, умывание).

Рекомендуется показывать крохе картинки и говорить, что на них изображено. Это поспособствует формированию пассивного словарного запаса. Если семья является билингвальная, то при ребенке требуется говорить на одном языке. В противном случае возможна задержка речевого развития. Также не стоит забывать о совершенствовании мелкой моторики: проведении пальчиковых игр и массажа. Полезно научить малыша игре «Ладушки».

Достижения в психоэмоциональном плане

Медицинский осмотр в 4 месяца

В этом месяце маме и малышу необходимо будет посетить детскую поликлинику дважды – для ежемесячного осмотра ребенка педиатром и для введения второй вакцины против пневмококковой инфекции (при отсутствии медицинского отвода от прививок).

Педиатр, наблюдающий маленького пациента с рождения, на текущем приеме даст оценку общему состоянию здоровья, а также:

  • взвесит и измерит его рост;
  • измерит окружности головы и груди, сравнит их с общепринятыми медицинскими нормами;
  • осмотрит большой родничок;
  • проверит основные рефлексы (хватательный рефлекс, рефлекс Моро).

Также, даже при отсутствии жалоб, доктор в обязательном порядке послушает сердечко, легкие, ощупает животик. По всем вышеперечисленным параметрам специалист судит о том, здоров ли грудничок и нормально ли происходит его развитие.

К врачам узкого направления, таким как невролог, хирург, ортопед, четырехмесячным детям дается направление только при необходимости. Если же жалоб нет, ребенок растет и развивается в соответствии с нормами, то этих специалистов по плану нужно будет посетить лишь по достижению полугодовалого возраста.

Обратите внимание! На первом году жизни важно не игнорировать ежемесячные приемы педиатра, дабы не упустить и обнаружить возможные проблемы со здоровьем, которые могут проявиться со временем

Типичные ошибки родителей

Среди причин, тормозящих развитие, специалисты упоминают неправильно питание и плохой уход. Но не менее важным является и фактор воспитания. Ошибки, которые допускают родители, могут стать серьезнейшим препятствием для формирования полноценного человека.

  • Не нужно раньше времени присаживать ребенка или ставить на ножки. Кости в этом возрасте достаточно мягкие, могут развиться деформации, которые в дальнейшем осложнят развитие опорно двигательной системы вашего малыша. Всему свое время!
  • Нельзя резко поднимать за ручки и крутить ребенка. Могут быть вывихи, повреждения суставов.

  • В комнате, где находится младенец, нельзя включать громкую музыку, особенно бит или рок. Резкие, громкие звуки негативно сказываются на нервной системе, вплоть до развития эпилептических приступов. Если вдруг в абсолютной тишине раздается резкий звук, ребенок может сильно испугаться, вплоть до судорог.
  • Таким же эффектом обладают резкие, яркие краски. Нельзя, чтобы младенец смотрел телевизор.
  • Телевизор и компьютер являются источником электромагнитных излучений. Они негативно влияют на формирующийся организм ребенка, поэтому их следует убрать из детской комнаты.
  • При хорошем весе у мальчиков и девочек, а также при нормальной лактации у матери не нужно вводить дополнительный прикорм.

https://youtube.com/watch?v=ZksFZYtq5-g

Любите своих детей, разговаривайте с ними, читайте сказки, пойте песенки, вовремя кормите, гуляйте с ними на свежем воздухе. Малыш должен чувствовать тепло и позитивные эмоции. От того, как ребенок развивается в младенчестве, зависит его дальнейшая судьба.

Скоро вашему малышу будет 5 месяцев. Советуем ознакомиться, что должен уметь делать 5-месячный ребенок

Читайте далее:

Все о развитии ребенка от 0 до 1 месяца: рост, вес, режим дня и кормления, уход и сон

Потешки про пальчики для малышей

Что ребенок должен уметь в 8 месяцев: навыки и нормы развития

Ребенок в 4 месяца: развитие и питание

Упражнения с крохой

Укрепляющую гимнастику можно проводить с малышом в том случае, если у него полностью ушел гипертонус. Обычно это бывает в период до 3,5 — 4 месяцев. Гимнастика включает в себя различные сгибания и разгибания частей тела, стимулирование к ползанию и переворотам, выкладывание на фитбол. Если ваш юный спортсмен не выдерживает 10 минут упражнений, гимнастику можно выполнять понемногу в течение дня, разделив занятия на 2-3 минутные части.

Особенно эффективны в данном возрасте упражнения:

  1. катание на мяче – малыша нужно положить животиком на фитбол, и стать с ним рядом, придерживая за ручки. Попробуйте слегка попружинить, покачать мяч. Карапузу будет весело, а тем временем у него задействуются все мышцы тела;
  2. велосипедисты – одну ножку малыша вытягиваем вперед, а вторую в этот же момент сгибаем в колене. Затем наоборот. Повторить упражнение 4-6 раз. Такой прием с ножками напоминает движение на велосипеде. Обязательно сопровождайте занятие музыкой, потешками, и не забывайте следить за реакцией крохи;
  3. обнимашки – возьмите грудничка за ладошки и направьте правую ладонь к левом боку, а левую – ко второму боку, как будто кроха обнимает сам себя. Затем повторите объятия, только пусть сверху теперь окажется другая ладошка. Повторите несколько раз.

С четырех месяцев можно активно приучать малыша к утренней зарядке в игровой форме. Чтобы каждый день у крохи начинался с хорошего настроения и заряда энергии, маме можно с младенцем делать легкую гимнастику. Это благоприятно влияет и на физическое развитие, и на эмоциональное, уверяют психологи. Например, вот такая зарядка – пятиминутка со стихотворением станет отличным подспорьем для первых упражнений с грудничком:

Мышки возле грядки делали зарядку (ручки малыша поднимаем вверх, затем опускаем вниз),

Лапки вверх подняли, кошку увидали (держа за ручки, повороты на бочок).

Кошка, кошка, брысь, брысь! (скрещиваем ручки перед грудью).

К нам ты, кошка, не крадись! (круговые повороты ручками в локтях).

Мы мышата сильные, сильные, спортивные (поза силача).

Мышки, мышки, не кричите, мышки, мышки, подскажите (ручки в стороны и к себе),

Расскажите вы котяткам, как же делать им зарядку (ручки в стороны и к себе).

Раз, два, три, четыре (ручки вверх в стороны, к себе, вниз),

Лапки – выше, затем – шире, а теперь опустим вниз, и тихонечко крадись (ручки по бокам).

Побежали, побежали, ох, как мышки мы устали (ножки, согнутые в коленях, по очереди сгибаем и разгибаем).

Вот спасибо вам, мышатки, расскажу я все котяткам.

Правильный уход — залог здоровья

С появлением крохи жизнь семьи кардинально меняется. Новорожденный малютка требует особого ухода. Кормления, прогулки — все четко расписано по часам.

При этом не следует торопить события: некоторые упражнения с ребенком делать рано. А грамотное выполнение других поможет крохе интенсивно развиваться.

Купание и прогулки

В 4 месяца ребенку обязательно следует бывать на свежем воздухе. Гулять с крохой рекомендуется дважды в день. Продолжительность прогулки — 2 и более часов

При этом важно учитывать характер погоды. Во время сильного ветра, дождя или мороза требуется отложить прогулку и остаться дома. Пока еще кроха на улице спит

Поэтому перед выходом следует покормить малютку: так он поспит подольше. Для прогулки следует выбирать места вдали от дорог и предприятий. Идеально подходят парки и городские скверы. Купать карапуза рекомендуется за 30-60 минут до ночного сна. В это время следует избегать активных игр и громких разговоров. Малыш должен подготовиться ко сну

Пока еще кроха на улице спит. Поэтому перед выходом следует покормить малютку: так он поспит подольше. Для прогулки следует выбирать места вдали от дорог и предприятий. Идеально подходят парки и городские скверы. Купать карапуза рекомендуется за 30-60 минут до ночного сна. В это время следует избегать активных игр и громких разговоров. Малыш должен подготовиться ко сну.

Уровень психологического развития

До четырехмесячного возраста дети улыбаются рефлекторно. После 4-х месяцев ребенок начинает улыбаться осмысленно. То есть, его настроением начинает руководить центральная нервная система. При этом ребенку доступен весь спектр эмоций и чувств, что и взрослому человеку.

  • Страх и разочарование. Эти чувства ребенок познает, когда встречается с незнакомым человеком и вместо привычной груди мамы получает бутылочку с искусственной пищей.
  • Любопытство. Оно свойственно всем малышам, но детям в возрасте 4-х месяцев особенно. Ведь именно в это время малыш начинает осознанно познавать мир.
  • Беспокойство. С ним ребенок сталкивается, когда долгое время не видит и не слышит маму.
  • Радость. Чаще всего малыши испытывают это чувство, когда просто видят своих родителей.
  • Восторг. Ребенок знакомится с ним во время встречи с новыми интересными вещами.

Это очень важный этап в развитии крохи. Именно в этом время родители должны позаботится о том, чтобы между ними и малышом установилась тесная эмоциональная связь. В дальнейшем это позволит ребенку правильно развиваться в психоэмоциональном плане. Ему будет проще приспосабливаться к окружающему миру, ведь он будет знать, что рядом есть любящие его люди.

Режим дня четырехмесячного ребенка

Некоторые советы

Безопасность дома. Чтобы обеспечить крохе идеальные условия для развития нужно привыкать думать заранее. Малыш еще не ползает, а в доме уже должны стоять заглушки и блокираторы. Кроха учится переворачиваться – ни в коем случае не оставляйте одного на высоте

Здоровье и безопасность ребенка в первую очередь зависят от того, насколько вы сможете предугадать возможное развитие событий.
Внимание. Хотя малыш еще не разговаривает и много спит, не нужно думать, что ему не нужно ваше общение

Дети делают то, что видят. Чем чаще и больше вы будете общаться непосредственно с крохой, тем раньше он освоит речь. Он уже нуждается не только в заботе, но и в достаточном внимании.
Приучение к самостоятельности и горшку. На пятом месяце стоит сделать первый шаг к взрослению. Покажите крохе, как хорошо самому заниматься, как различаются влажные и мокрые штанишки. Все эти действия не приучат малышу сразу, но станут базой для дальнейшего освоения навыков.
Время на себя. Малыш подрос и маме стоит подумать о дополнительных занятиях для себя. Старайтесь выстраивать свою жизнь так, чтобыона была полна событий, связанных не только с ребенком. Не увлекайтесь соцсетями и форумами, больше гуляйте. Насыщенность вашей жизни эмоциями сделает вас счастливее. А рядом с радостной мамой карапуз будет чувствовать себя увереннее.

4 месяца: звуки — на вкус

Как быстро летит время! Вы только посмотрите на этого ребенка. Мало того, что он отлично поднимает и удерживает голову и лежа на спине, и лежа на животе, он уже хорошо опирается на ножки при поддержке под мышки, да еще и сидит, правда, с поддержкой.

Конечно, при таких достижениях и речь не остается в стороне. В звуковом арсенале вашего малыша появляются певучие звуки, так называемое гуление. Все новые звуки, а их еще называют предречевыми вокализациями, как бы распробуются ребенком. Он гулит, то есть пропевает звуки, и при этом, заметьте, прекрасно тренирует речевое дыхание. Оно понадобится для речи, и ждать уже не так долго. Малыш прислушивается к звукам собственного голоса. Родители должны знать, что без гуления с его распробованием звуков на вкус не перейти к лепету. Но об этом чуть позже, а сейчас вернемся к нашим 4 месяцам.

Итак, вы услышали “пение”, доносящееся из кроватки, — так пойте сами, привлекайте внимание малыша к звукам, радуйтесь его успехам, отвечайте ему. Не спеша, с ребенком на руках, подойдите к зеркалу и показывайте, как вы открываете рот, произносите: э-э-э-э, а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у, и-и-и-и, высовываете язык, надуваете щеки, облизываете губы

Если вы, находясь рядом с ребенком, ласково разговариваете с ним, тормошите, поглаживаете, показываете игрушки, то уже одного вашего присутствия достаточно, чтобы малыш начал произносить звуки. Без такого общения, без вашего обучающего влияния малыш позднее не будет вас замечать, не будет проявлять интерес к вам и к тому, что вы делаете. А если положительного контакта не будет, готовьтесь, что ребенок будет обращаться к вам криком…

“Ну, я уж не знаю, что ему надо! — возмущается молодая мама, кивая на красного, орущего младенца. — Кажется, сухой, сытый, все у него есть!” Действительно, сухой, сытый, живот не болит, в кроватке полно игрушек, на которые ребенок не смотрит. И мама рядом, читает детектив. Ну, что ему еще надо? А как вы думаете?

Теперь уже малыш достаточно долго занимается игрушками, подвешенными на расстоянии вытянутой руки. Рассматривая их, ребенок не просто до них дотрагивается, но и захватывает. Заметив такие действия, попробуйте не только подвешивать игрушки, но и положить их рядом с малышом. В этом возрасте вы уже можете использовать для занятий с малышом две игрушки, как и прежде, удобные для удерживания. Вначале аккуратно вкладывайте в ручки игрушки, а когда они будут зажаты в кулачках, понарошку отбирайте, при этом обязательно приговаривая что-нибудь вроде: “Ты взял колечки, молодец, умница. Крепко держишь. Отдай-ка, вот какой, не отдаешь…” и т.д.

Игрушки кладите так, чтобы ребенок мог до них дотянуться, легко мог достать нужную ему вещь

Очень хорошо, если вы сумеете привлечь внимание малыша, когда он лежит на животе. Игрушка должна быть яркой, удобной

На первых порах вы можете помочь, слегка подвинуть игрушку, не забывая при этом поощрять малыша. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребенок сам стремился достать предмет. Кроме того, в положении лежа на животе малышу легче пользоваться губами, языком, открывать ротик. Поставьте перед ним зеркало, пусть полюбуется на себя и, возможно, попытается совершить что-то выдающееся. Не расстраивайтесь, если будут предприняты попытки засунуть игрушку в рот (кстати, туда активно засовывается и палец), ведь это важный этап изучения предмета. Смотрите только, чтобы игрушки были достаточно большими, тогда не будет опасности, что они будут проглочены, и почаще их мойте. И по-прежнему проговаривайте все, что вы делаете вместе с ребенком.

При этом старайтесь разнообразить интонацию, с которой говорите, пошепчите, произносите звуки одними губами. Услышав звуки, произнесенные малышом, сами попытайтесь их повторить ему и при этом улыбкой, ласковым приглашающим взглядом побуждайте к “ответу” — продолжению “разговора”.

К концу месяца малыш умеет:

  1. длительно лежать на животе при опоре на ладони,
  2. крепко упираться выпрямленными ногами о стол (в вертикальном положении) при поддержке под мышки – стоит ровно, устойчиво,
  3. может поворачиваться со спины на бочок,
  4. хорошо берет игрушки и предметы (целенаправленно притягивает и захватывает игрушку с расстояния вытянутой руки из удобного положения тела),  удерживает игрушку в руке от 30 секунд до минуты. В случае неудачи повторяет попытку схватить и удержать предмет без побуждений мамы.
  5. отличает новые игрушки от знакомых,
  6. манипулирует игрушками, активно исследует их
  7. отличает близких людей от незнакомых, в том числе по  голосу (речь, пение)
  8. отличает ласковую интонацию от сердитой,
  9. активно гулит.

Если малыш что-то не умеет, то не стоит расстраиваться. Просто нужно делать с ним упражнения, и всё получится. Чаще всего у ребенка наблюдаются трудности, если просто с ним раньше не занимались т.к. родители были  в неведении по поводу того, что даже с таким крохой нужно проводить специальные упражнения, массаж и игры. Когда начнете заниматься и играть с ребенком, у него всё получится, пусть немножко позже.

Также нужно знать, что у каждого ребенка «своя норма». Один начнет переворачиваться на неделю позже, другой на неделю раньше. Это зависит и от самого ребенка, и от того, проводится ли с ним гимнастика и массаж и от многих других факторов. Однако есть очень тревожные симптомы, которые показывают, что малышу нужна помощь специалистов

На что нужно обратить внимание?

Психоэмоциональное развитие

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий