Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно относиться к деньгам

Карманные деньги

Сейчас большинство людей от 30-ти лет и старше не припомнят, чтобы им давали деньги на карманные расходы в детстве. Эта практика пришла к нам сравнительно недавно с запада. Мы учились обращаться с деньгами на своей собственной зарплате, что, согласитесь, достаточно больно бьет по кошельку. А вот своего ребенка можно начать учить финансовой грамоте уже чуть ли ни с пятилетнего возраста. Как? С помощью практики — выдавая ему карманные деньги. Однако, чтобы наличность не была вашему ребенку во вред, и тут есть свои нюансы.

Прежде всего вы должны понимать, что основная функция карманных денег — это не контроль и не указание того, что ребенок должен с ними делать, а возможность научиться. Пусть ваш отпрыск на своем опыте поймет, что такое когда денег не хватает, сам решит нужно ли ему откладывать и сколько ему потратить в зависимости от своих «хотелок» или потребностей.

Во сколько лет начать выдавать карманные — дело индивидуальное. Это зависит от готовности самого ребенка (от его развития), от индивидуальных особенностей семьи и условий проживания. В среднем в 6-7 лет малыш уже вполне готов к тому, чтобы получать и тратить наличные.

Сколько стоить давать, чтобы не навредить? Очень хорошо, когда карманные деньги равняются какому-то минимальному количеству, на которое ребенок может купить то, что он хочет. Сумма должна перекрывать, например, проезд и обед в школе, и «сверху» — оставаться еще какой-то минимум. Это вызовет у ребенка желание либо накапливать, либо думать, как заработать больше, чем дает мама с папой, чтобы позволить себе купить нечто подороже. Поэтому в каждой семье сумма выдаваемой наличности разная.

Главная идея карманных денег в том, что вы уменьшаете затраты на детские желания из своего кошелька. Нужно обязательно объяснить ребенку, что с этого момента он может покупать то, что он хочет, а вы будете покупать только необходимые ему вещи и подарки по праздникам. Теперь он достаточно взрослый, чтобы нести ответственность за свои «хотелки» и приобретать их самостоятельно, а родитель при этом прекращает на них тратиться.

Как часто давать карманные?

Желательно два раза в месяц, так же как взрослые получают зарплату. Если у ребенка закончились деньги раньше, то давать ему раньше не нужно, чтобы он понимал, что есть определенная сумма, которую он должен распределить на определенное с ним время. Сразу, конечно, все не получиться, нужно будет время, чтобы малыш пережил и принял новую «игру».

Как показывает практика, ребенок, получивший свои первые карманные деньги, тратит все до последней копейки в первый же день. А потом две недели он ничего из своей прихоти не может себе купить и ему, соответственно, ничего из этого не приобретают родители. Жестоко? Это бесценный опыт, наука, которую пусть он лучше переживет в 7-9 лет, чем во взрослой уже жизни.

Помните, карманными деньгами вы ни в коем случае не должны управлять поведением ребенка. Они — именно средство научить обращению с финансами. За хорошую или неважную учебу, за помощь или плохое поведение вы никак не должны поощрять или наказывать деньгами — давать больше или тем более лишать наличности совсем. Если вы хотите научить ребенка достойно себя вести, то карманные здесь совершенно не причем. Раз в год вы можете повышать сумму, но это по желанию. Никогда не поощряйте ребенка деньгами за то, что он должен делать по возрасту или за свои обязанности.

Рассмотрим как описанное выше работает в жизни. Например, вы пошли в магазин, и ребенок захотел мороженое. Вы говорите — у тебя есть деньги, иди покупай. Ребенок говорит — я потратил. Значит все, без мороженого. Или предложите ему купить лакомство сейчас, но потом выдать меньше средств. То же самое и с игрушками. Это не значит, что вы перестанете покупать ребенку игрушки. Конечно, вы будете делать ему подарки, но какие-то мелочи пусть он покупает себе сам. Отпрыск стал постарше — пусть приобретает на свои деньги одежду, которая ему нравится. Хочет сверхмодную майку, порванную во всех местах — пожалуйста. Но только за «свои», а не за ваши средства. Если вы делаете какую-то работу, за которую вам платят деньги, то привлекайте ребенка в качестве своего подмастерья и давайте ему соразмерный его труду процент. Но, помните, если вы даете чаду наличность, то с каждой выданной суммой вы уменьшаете затраты на него из своего кошелька.

Какую сумму выдавать на карманные расходы

Сложно определить конкретную сумму. Все зависит от материального положения каждой семьи. Ведь деньги, которые выдаются на личные траты – это не зарплата. Родители и дальше продолжают обеспечивать своих детей. С помощью карманных средств, дети получают важные навыки обращения с ними. Так что еженедельно давать большую сумму денег не стоит. Но в тоже время, денег должно быть достаточно, что на них можно было что-то купить. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше должна быть сумма денег на карманные расходы. Но эти деньги нужно чаще выдавать, потому что маленькие дети не умеют планировать свои покупки. Чем возраст ребенка будет старше, тем и суммы карманных денег должны увеличиваться, так же как и интервалы выдачи.

За что нельзя материально поощрять детей

Родители не должны материально поощрять ребенка за хорошую успеваемость в школе. Не стоит платить деньги за определенную оценку. Это отразится на качестве знаний вашего отпрыска. Он будет ставить перед собой цель получить хорошую отметку, чтобы затем получить от родителей «заслуженное» вознаграждение. Полученные отметки будут явно не соответствовать уровню знаний. Дело в том, что дети готовы пойти на любые хитрости, чтобы получить хорошую отметку: шпаргалки, списывания и прочее. Хотя за призовое место в олимпиаде или за успешное окончание учебного года, можно отблагодарить.

И это далеко не весь перечень, за что не стоит поощрять своих детей. К этому относится работа по дому. Вы не должны платить деньги за то, что ребенок убрал свою постель, так как это обязанность. И это он должен уяснить еще до того, как у него появятся первые карманные деньги. Также не следует платить за уход домашних животных или когда ребенок оказывает помощь в уходе за младшим братом или сестрой. Если сейчас продавать любовь, то в будущем такие дети станут большими эгоистами, для которых важнее свои цели и амбиции.

Можно ли с помощью денег влиять на детей?

Родители не должны, используя финансы, вознаграждать или наказывать детей.

Карманные деньги помогают привить необходимые финансовые навыки. Сумма денег на карманные расходы должна зависеть от хорошего поведения, хорошей успеваемостью или с тем, что ребенок выполняет домашние дела.

Если вы все же решили ограничить сумму карманных денег, вы должны четко и ясно объяснить за что вы решили принять такие строгие меры. Уменьшение суммы карманных денег или полное прекращение выплат должно быть мерой наказания, применимой в исключительных случаях: ложь или воровство.

Нужно ли вместе с детьми обсуждать семейный бюджет?
Дети, которые получают карманные деньги, уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что они предназначены не только для удовольствия. Они должны понимать, что кроме их собственных нужд, есть нужды близких.

Карманные деньги ребенку, аргументы ЗА

  1. Ребенок ощущает себя полноценным, равным с другими детьми и взрослыми. Он видит, что у других, окружающих его, людей, есть деньги, поэтому, чтобы чувствовать себя наравне со всеми, необходимо, чтобы они были и у него.
  2. Самостоятельное распоряжение деньгами с юных лет закладывает у ребенка азы планирования личных финансов, выступает в качестве определенной практической подготовки к будущему, уже более ответственному, распоряжению личным бюджетом. Оперируя небольшими суммами, он подсознательно, с вашей помощью, начнет контролировать собственные доходы и расходы, и, наделав ошибок, сделает выводы, научится грамотно оценивать свои финансовые возможности.
  3. Если не давать карманные деньги ребенку, это может стать причиной определенного негативного отношения к родителям, развития зависти к другим детям, которым деньги дают, жадности, возведению денег в культ. Не исключено, что ребенок, чтобы заполучить такие недоступные деньги, начнет воровать их у своих родителей и не только.

Карманные деньги ребенку, аргументы ЗА

  1. Ребенок ощущает себя полноценным, равным с другими детьми и взрослыми. Он видит, что у других, окружающих его, людей, есть деньги, поэтому, чтобы чувствовать себя наравне со всеми, необходимо, чтобы они были и у него.
  2. Самостоятельное распоряжение деньгами с юных лет закладывает у ребенка азы планирования личных финансов, выступает в качестве определенной практической подготовки к будущему, уже более ответственному, распоряжению личным бюджетом. Оперируя небольшими суммами, он подсознательно, с вашей помощью, начнет контролировать собственные доходы и расходы, и, наделав ошибок, сделает выводы, научится грамотно оценивать свои финансовые возможности.
  3. Если не давать карманные деньги ребенку, это может стать причиной определенного негативного отношения к родителям, развития зависти к другим детям, которым деньги дают, жадности, возведению денег в культ. Не исключено, что ребенок, чтобы заполучить такие недоступные деньги, начнет воровать их у своих родителей и не только.

5 книг, которые научат детей и родителей управлять деньгами

Ниже приведем список бестселлеров, которые учат финансовой грамотности.

«Самый богатый человек в Вавилоне». Джордж Клейсон

Джордж Клейсон разработал такие достойные идеи по повышению финансовой грамотности, что они стали основой для многих пособий. О том, как правильно пользоваться деньгами, автор рассказывает, приводя примеры из жизни тех, кто вел торговлю в древнем мире.

«Думай и богатей». Наполеон Хилл

«Думай и богатей» – книга не новая. Она была написана в 1937 году, но до сих пор не утратила своей актуальности. Она позволяет не только научиться правильно распоряжаться финансами, но и вести успешный бизнес.

«Kakebo» – это мастер-класс от японцев. В книге рассказывается о том, как семьи ведут семейный бюджет. Если вы прочитаете ее, станут понятными причины вечной нехватки финансов, а также вы научитесь учитывать бюджет по паспорту «kakebo».

«Психологические ловушки денег». Гэри Бельски и Томас Гилович

Читателю придется ответить на ряд вопросов, чтобы понять, как решить финансовые проблемы. В книге проанализированы различные ситуации, которые могут возникнуть с теми, кто не умеет мыслить эффективно и тратить бюджет рационально.

«Основы финансовой грамотности». Артём Богдашевский

Автор книги – инвестор, который делится секретами пассивного дохода за счет облигаций.

Книги, которые научат детей и родителей управлять деньгами

Деньги не должны становиться смыслом нашей жизни, но то, что без них не выжить, очевидно. Если вы хотите жить хорошо, знайте: высокий доход – это не все, что вам потребуется. Нужно научиться финансовой грамотности, уметь откладывать и вести учет доходов и расходов.

Хотите управлять продвижением бизнеса? Наш курс маркетолога обучит искусству привлечения клиентов, научит запускать рекламные кампании и анализировать их эффективность. Под руководством профессионалов вы подготовитесь к успешной карьере в мире цифрового маркетинга.

За и Против карманных денег ребенку

Тема карманных денег – это вопрос, волнующий многих родителей. Нужно ли их давать ребенку? В каких размерах? Является ли это обязанностью? Например, в Германии власти даже установили размер ежемесячной суммы, которую рекомендовано выдавать детям в зависимости от их возраста. Конечно, окончательное решение в любом случае остается за старшим поколением

Но здесь важно отметить, что только родители могут научить своего ребенка правильно обращаться с деньгами


За и Против карманных денег ребенку

Давайте посмотрим, что говорит на эту тему статистика. Сколько карманных денег дают своему ребенку родители из разных стран:

  • Средний размер карманных денег на одного ребенка в неделю в России, Украине, Белоруссии составляет $20-25.
  • В Штатах эта сумма увеличена до $100.
  • Подростки из Египта еженедельно получают карманные деньги в размере $6-10.
  • В Турции детям выдают по 10-27 долларов.
  • В Венгрии средний размер составляет порядка $12.
  • Ученикам младших классов во Франции дают около 12 евро еженедельно, а старшеклассникам – порядка 25.
  • В Германии подростки получают от родителей по 15 евро.

Карманные деньги школьнику дают его родители или ближайшие родственники. Когда дети учатся в старших классах, они начинают задумываться о подработке, чтобы доход стал несколько выше.

Доводы тех, кто считает, что детям не нужны карманные деньги:

  • Все, что нужно ребенку, родители могут купить сами.
  • Всякая ерунда – вот на что тратят карманные деньги дети.
  • Ребенок не сможет осознать ценность денег.
  • В детях, у которых есть собственные деньги, развивается жадность. Некоторые из них даже шантажируют родителей.

Конечно, вероятность того, что случится так, как описано выше, имеется. Но это лишь в том случае, если родители дают ребенку карманные деньги с целью откупиться, а не для развития у него финансовой грамотности. Такое отношение характеризуется следующими проявлениями:

  • Родители дают ребенку деньги каждый раз, когда он попросит. Необходимую сумму дети оговаривают сами.
  • Старшие не объясняют, как нужно расходовать карманные деньги.
  • Не говорят своим детям о том, что некоторые их покупки с карманных денег абсолютно не разумны.
  • Не подсказывают, как рациональнее использовать деньги.
  • Не обсуждают с ребенком его неразумные траты, только ругают за них.
  • Поощряют ребенка деньгами за достижения и хорошее поведение или же наказывают их отсутствием.


Поощрение ребенка карманными деньгами

Доводы тех, кто считает, что детям необходимы карманные деньги:

Самостоятельно распоряжаясь собственным, пусть даже совсем небольшим, бюджетом, ребенок учится финансовой грамотности.
Дети могут понять достоинства финансовой независимости.
Они учатся тратить деньги рационально, откладывать, если на что-то не хватает.
Дети приобретут навыки использования современных платежных средств – банковских карт и электронных кошельков.
Подростки не будут чувствовать себя белыми воронами на фоне одноклассников, которым родители дают деньги на карманные расходы

С точки зрения психологии это, кстати, очень важно.. Карманные деньги положительно влияют на детей, но только при условии грамотного подхода к этой теме родителей

Последние, в свою очередь:

Карманные деньги положительно влияют на детей, но только при условии грамотного подхода к этой теме родителей. Последние, в свою очередь:

Дают деньги стабильно, некрупными суммами

Важно, что успеваемость в школе и поведение не должны влиять на регулярность выплат.
Объясняют ребенку, что важно откладывать, и помогают определиться с инструментом накопления (электронный счет, пластиковая карта, бумажный конверт).
Родители помогают ребенку осознать свои права и обязанности в рамках денежных отношений, рассказывают о своем опыте, помогают проанализировать его траты. Крайне важно обсуждать эту тему так, чтобы она не казалась ни одной из сторон стыдной и неудобной.
Выдают средства по графику

Если ребенок растратил все выданные ему карманные деньги,родители не дают их еще, а предлагают подождать назначенной даты.

Подавляющее большинство психологов придерживаются мнения, что давать деньги на карманные расходы нужно в том случае, если родители имеют правильный подход к этому вопросу.

Сколько денег давать детям на карманные расходы?

Если Вы решили, что ребенок достаточно самостоятелен, чтобы самостоятельно контролировать и распределять свой бюджет, соберите «семейный совет» и объясните ребенку, что теперь ему будут выделяться карманные деньги.Сколько выделять ребенку карманных денег? Невозможно ответить на этот вопрос однозначно. Это должно зависеть только от Вас и семейного бюджета.

При выдаче карманных денег необходимо учитывать некоторые факторы:

  • Возраст ребенка;
  • Возможность семьи и социальное положение (поинтересуйтесь у знакомых и друзей, сколько они выдают карманных денег своим детям);
  • Город, в котором Вы живете. Понятно, что в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах сумма карманных денег должна отличаться от суммы, которую выдают родители в периферийных городках.

Если давать, то сколько?

bambinostory.cdn.kinsta.com

В среднем родители готовы предоставлять своим детям в возрасте 10-ти лет ежемесячную сумму, эквивалентную 30 долларам США.

Около 18 % взрослых не рискует предоставлять столь большую сумму и предпочитает сумму, вдвое меньше вышеуказанной.

Специалисты утверждают, что размер ежемесячных карманных денег напрямую будет зависеть от месячного дохода родителей, непосредственно от возраста ребенка, а также от того, насколько ребенок созрел в принятии решений, в какой стране проживает семья (некоторые страны на законодательном уровне определяют размер карманных денег), взаимоотношений ребенка с родителями и размера суммы, выделяемой сверстникам ребенка.

При этом, даже если у семьи нет возможности выдавать ребенку 15 или 30 долларов, важно предоставлять ему в личное пользование хотя бы столько, сколько вы можете себе позволить. Обладание собственными деньгами позволит ребенку стать более самостоятельным и посмотреть на жизнь под другим углом

Рекомендации родителям

Эти рекомендации помогут родителям выстроить доверительные отношения с детьми в процессе обучения ребенка правильному поведению с финансами:

Давайте деньги в оговоренный срок с установленной периодичностью. Ребенок научится рассчитывать расходы и не просить пополнить счет или выдать купюры, как только предыдущий лимит у него исчерпался. Это дисциплинирует и детей, и родителей. К тому же ребенок учится соблюдать договоренности и избежит тревожности за свои планы.
Расскажите, как приумножить деньги. Покажите, как в приложении можно открыть вклад, на который будут начисляться проценты, объясните, что такое кэшбэк, инвестиции и акции. Расскажите, как можно завести целевую копилку и объясните, что малыш через какое-то время может сам исполнить свою маленькую мечту.
Не забирайте деньги – это нечестно. Если берете в долг – отдавайте, этим вы проявите к ребенку уважение, а у него не сформируется опасение, что деньги так просто может забрать кто-то, кто сильнее. Соответственно он вряд ли сам будет так поступать по отношению к более слабым.
Помогите завести копилку в мобильном банке или купите красивый кошелек или копилку ребенку. Объясните, как можно копить, откладывать, делить деньги на накопительную часть и ту, которую можно потратить.
Расскажите о том, как тратить деньги с пользой. Например, часть карманных средств в виде небольшого доната или кэшбэк направлять на благотворительность – на помощь людям, детям, животным.
Не говорите, что денег нет – ребенку не нужно знать обо всех проблемах взрослых, даже в разговорах о формировании семейного бюджета. «Нет денег» – это установка, которая прочно фиксируется на подкорке и дает чувство тревожности у ребенка, даже когда он вырастает, становится взрослым и дефицита финансов не испытывает. Он может жить с ощущением, что деньги вот-вот закончатся, ему на что-то не хватит, у кого-то чего-то больше и т.д.
Не ругайте за глупую, на ваш взгляд, покупку

Возможно, для ребенка она была не такой уж неважной, раз он потратил на нее собственные деньги. Родителям стоит поговорить об этом с ребенком, помочь сделать выводы

Превратите неудачу в ценный опыт.

Воспринимайте ребенка как самостоятельного человека – это здорово помогает ему научиться ответственности, а вам обрести спокойствие и проще относиться к его неудачам и искренне радоваться победам.

Когда начинать давать карманные деньги?

Первые деньги можно давать детям с 6 лет. Именно этот возраст обычно называют психологи и эксперты по финансовой грамотности. Кстати, про это говорит и Гражданский кодекс: согласно дети в возрасте от 6 до 14 лет могут совершать мелкие бытовые сделки и сделки по распоряжению средствами, которые им дали родители. Так что даже закон на вашей стороне. 

Начинать лучше всего с наличных: монеты или купюры. Хотя уже с шести лет ребенок может по заявлению родителей иметь свою банковскую карту. Однако многие отмечают, что «пластик» не дает ребенку правильно оценить, как тратятся деньги, сколько уже потрачено, а сколько осталось. А вот при оплате  монетами или купюрами ребенок быстрее это поймет.

Игры для обучения

Лучший способ обучить ребенка чему-либо – это игра. В начальной школе на игровой деятельности в разной степени строится весь процесс обучения. Освоение финансовой грамотности – не исключение. Предлагаем несколько вариантов полезных игр, которые познакомят ребенка с миром торгово-денежных отношений и рынков.

«Магазин»

Игра в магазин элементарна, подойдет для самых маленьких детей. Если ребята играют в нее сами по себе, то только воспроизводят покупателя и продавца в своем восприятии. Если в процесс включить взрослого, он поможет разобраться детально во всех нюансах:

  • познакомит с понятиями «товар», «касса», «деньги», «сдача», «продавец», «сумма», «чек» и т.д.;
  • покажет культуру общения в магазине, как попросить, спросить и т.д.;
  • поможет посчитать деньги – сумму и сдачу.

Для большей реалистичности рекомендуем сделать имитацию денег с каким-то номиналом, так будет интереснее отсчитывать нужное количество купюр для расчета и сдачи.

Преимущества игры в «магазин» – она не ограничивает участников, играть можно дома, в гостях, на улице, в детском саду, продавая абсолютно все вокруг, если нет специального игрового реквизита.

«Денежный поток»

Настольная игра для дошкольников «Денежный поток» изобретена Робертом Кийосаки для повышения финансовой грамотности людей. Она показывает ребенку, как заставить деньги работать на себя.

В ходе игры дети и взрослые учатся обращаться с финансами, организовывать хороший финансовый старт и пассивный доход. Участники действия инвестируют, получают зарплату, занимаются благотворительностью, в итоге достигают цели. Кто первый – тот молодец. «Денежный поток» – это практическое пособие по финансовой грамотности, основам экономики, финансовым операциям. Кроме того, ребенок учится искать выходы из нестандартных и кризисных ситуаций.

«Монополия»

Игра для школьников и взрослых «Монополия» показывает детям, как с одной стартовой позиции, в которой все участники равны, одни становятся богатыми, а другие теряют все, что нажили в ходе инвестирования, ведения бизнеса, получения прибыли при движении к монополии – хозяйствованию на рынке. «Монополия» способствует формированию предпринимательского мышления.

«Экономикус»

Еще одна игра для повышения финансовой грамотности у детей – «Экономикус». Есть две версии: попроще, подходящая для дошколят и начального звена, и посложнее – для старшеклассников.

Задача участников игры – построить бизнес. На старте у всех по две компании. В ходе игры соперникам предстоит покупать новый бизнес, инвестировать. Победителем станет тот участник, который сможет заполучить максимум репутационных звезд за доминирование в отрасли.

На первый взгляд может показаться, что карточные игры далеки от реальной практики. На самом деле, у ребенка формируются новые нейронные связи на узнавании новых стратегий, алгоритмов, в том числе обращению с финансами, которые постепенно переходят в реальную жизнь.

Выводы

Карманные деньги являются инструментом развития, если взрослые строго придерживаются выбранной стратегии. Сумму выплат увеличивают в соответствии с возрастом, всегда оговаривая статьи расходов, которые сын (дочь) должны покрывать самостоятельно:

  • канцелярские расходы;
  • проездной билет;
  • оплата спортивной секции, занятий в студии.

Родители не должны выполнять функции страховой компании, покрывать по первой просьбе убытки, непредвиденные потери, нерациональные расходы, которые часто случаются в 7-9 лет. Родительская жалость вредит, превращая серьезное занятие в бесполезную игру. В видео короткие, понятные советы мамам и папам дает бизнес тренер.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий