Комплекс гимнастических упражнений
Для двухмесячного ребенка достаточно 2 сеансов гимнастики ежедневно. Можно делать ее утром и вечером за 20 минут до еды или через 40 минут после кормления. Идеально — делать упражнения во время переодевания (пеленания, смены подгузников). Руки мамы должны быть чистыми, ногти — коротко обстриженными.
Упражнения в положении лежа на спине
Малыша необходимо уложить на твердую поверхность (например, пеленальный столик). Каждое упражнение выполняем от 4 до 8 раз, ориентируясь на настроение ребенка.
Начинаем гимнастику с поглаживаний. Плавными движениями гладим ручки, ножки, животик по часовой стрелке, как бы руками здороваясь с малышом. Это поможет ребенку настроиться на занятие, а также наладить телесный контакт с мамой.
Гимнастический комплекс для укрепления рук:
Перекрещивание рук. Большие пальцы своих рук вкладываем в ладошки малыша, обхватываем запястья ребенка. Руки младенца разводим в стороны, затем перекрещиваем на груди, как будто малыш сам себя обнимает. Разводим и сводим руки, чередуя их положение относительно друг друга.
Круговые движения руками. Не отпускаем ручки ребенка, пальцы все еще вложены в ладошки, запястья обхвачены пальцами. Поднимаем руки вверх, разводим в стороны, опускаем вниз, скользя по плоскости стола, затем выполняем круговые движения руками.
Бокс. Все еще удерживаем ручки малыша, вытягиваем руки над грудью, выполняем боксирующие движения поочередно каждой ручкой.
Подтягивание за руки. Держим ручки, запястья зафиксированы. Вытягиваем руки малыша над грудью, тянем на себя и ждем, когда младенец попытается подтянуть голову, согнуть руки и принять положение полусидя. Ручки можно развести шире и снова выполнить подтягивание.
Массаж ладошек Раскрываем ладонь, массируем ее большим пальцем по часовой стрелке, уделяем внимание центру ладони
Затем поворачиваем ладошку тыльной стороной, обжимающими движениями массируем каждый пальчик от основания к ноготку Важно одновременно приговаривать что-то приятное, рассказывать стишки и потешки, чтобы у малыша возникали хорошие ассоциации с гимнастикой. В завершение потрясем запястьем для расслабления мышц
Гимнастический комплекс для укрепления ног:
Прижимание ног.Ножку ребенка обхватываем пальцами у голеностопного сустава, прижимаем к животу, возвращаем обратно. Делаем так поочередно с каждой ногой. Затем прижимаем одновременно две ножки к животику.
Разведение тазобедренных суставов.Ножки малыша держим у основания стопы, прижимаем к животику и разводим по кругу: левую ногу – по часовой стрелке, правую – против часовой стрелки, разминая тазобедренный сустав. В конце упражнения слегка потрясем каждую ножку.
Тренировка на перевороты.Рукой обхватываем ножку у основания стопы и заводим ее на противоположную сторону, то есть левой ногой касаемся поверхности справа от ребенка, правой ногой – поверхности слева. Нога должна чуть коснуться коленом стола. Малыш старается повернуть корпус тела за ногой и оказаться на животе. Выполняем по несколько раз в каждом направлении
Важно: если ребенок уже пытается поворачиваться на одну сторону, то нужно стимулировать поворот на вторую сторону, чтобы его навыки развивались симметрично. Делаем упор на слабую сторону – например, налево делаем 2 переворота, а направо – 4
Тренировка на перевороты с помощью рук.Снова учим малыша переворачиваться, но теперь берем ручку (большой палец вложен в ладошку, запястье зафиксировано), тянем в противоположную сторону, а малыш поворачивает таз и завершает переворот
Принцип тот же: упор на слабую сторону.
Поза эмбриона.Берем ножки и ручки вместе (одной рукой держим левые конечности малыша, другой рукой – правую ножку и правую ручку), придавая крохе позу эмбриона, покачиваем из стороны в сторону.
Люлька.Одной рукой собираем ручки и ножки малыша, другой — придерживаем голову ребенка. Покачиваем младенца, как в люлечке.
Массаж
Оглавление
Полугодовалые дети, как правило, быстро привыкают к проведению гимнастики и массажа, если проводить их регулярно. Занятия приносят удовольствие, улучшают настроение и повышают эмоциональный тонус.
Не лишним будет сказать о том, что этот комплекс занятий формирует у 6 месячного ребёнка правильную осанку. А массаж в отдельности благотворно влияет на следующие функции организма:
- улучшает циркуляцию крови;
- расширяет кровеносные сосуды;
- усиливает функции сальных и потовых желез;
- укрепляет опорно — двигательный аппарат;
- тонизирует мышцы.
Массаж, как и гимнастические процедуры, следует проводить в проветренном помещении. Температура воздуха в комнате должна быть градусов 20-22. Хорошо, если будет играть тихая спокойная музыка. Используйте удобный столик, который следует застелить байковым одеялом, положить клеёнку и сверху покрыть пелёнкой. Перед занятием нужно вымыть и насухо вытереть руки. Раздевать младенца следует постепенно, чтобы он привыкал к температуре в комнате.
В возрасте 6 месяцев гимнастика для детей — это по сути простой массаж плюс несложные движения, которые будут приятны малютке и не причинят вреда. Начинать нужно с нежного поглаживания тела: шея, животик, ручки, ножки. Это разогревающая процедура, которая подготавливает к дальнейшим действиям.
После поглаживания можно перейти к растиранию. Движения должны быть не торопливыми и деликатными, так как детская кожа очень чувствительная. Растирать следует так же каждую часть тела по отдельности. Ручки — от ладошек до плеча, ножки — от пяток до бёдер, потом живот и бока. Растирание, как и поглаживание, делается вдоль тела.
Далее можно «повалять» ребёнка перекатыванием с одной стороны на другую, придерживая своими ладонями. Этими движениями прекрасно разминают конечности.
И в завершение зарядки применяется пощипывание и постукивание. Помните о том, что эти движения должны быть нежными и аккуратными, но в то же время достаточно бодрыми. Эти процедуры укрепят мышцы и будут держать их в тонусе. Заканчивают гимнастику, как и начинали, растиранием и поглаживанием.
- Массажируем руки. Поглаживайте ладошки. Нежно растирайте каждый пальчик на руках. Выполняйте поглаживание и растирание, постепенно двигаясь от ладошки к локтю, потом к плечу и обратно.
- Переходим к груди. Выполняйте поглаживания ладонью по грудной клетке от одного плеча к другому. Затем от шеи к животу. Далее подушечками пальцев, словно «по спирали» пройдитесь по краям груди снизу вверх. И так же пройтись от середины груди к боку по промежуткам между рёбрами. При этом следует помнить, что область сердца массировать нельзя!
- Живот поглаживайте по кругу обеими руками. Начните с боков ребёнка, продвигаясь до пупка. Согнутыми в фалангах пальцами растирайте область вокруг пупка. Можно выполнить пощипывание животика, стимулирую брюшной пресс.
- Проводим разминку ног. Начинайте со ступней. Большим пальцем руки растирайте подошву крохи. Помассируйте каждый пальчик, затем тыльную сторону ступни. Далее растирайте круговыми движениями голени и бёдра. И возвращайтесь назад к стопам по внутренней стороне ног.
- Массаж шеи для 6 месячного крохи тоже очень приятен и важен. Он поможет мышцам быстрее окрепнуть. Малыш должен лежать на животе, руки в согнутом положении под грудной клеткой. Поглаживание начните с затылка, двигаясь по верхней части спины. Далее растирайте заднюю часть шеи подушечками пальцев. Для большего эффекта согните указательный и средний пальцы правой руки и фалангами массируйте область шеи круговыми движениями. Если всё выполняется правильно — малютка рефлекторно приподымет голову.
- Разминку спины и ягодиц начинаем с поглаживания вдоль позвоночника. Далее от позвоночника вдоль рёбер. Нежно разминайте боковые участки спины, слегка оттягивая мышцы, продвигаясь в процессе массажа сверху вниз. Для спины и ягодиц можно добавить упражнение «пила». Наружными краями ладоней растирайте тело крохи в виде «пиления». В завершение проводим приём пощипывания и заканчиваем поглаживание.
Упражнения в положении лежа на животе
Гимнастический комплекс для общего укрепления мышц:
- Плавание.Ручками ребенка выполняем загребающие движения по плоскости стола, как будто малыш плывет.
- Выгибание назад. Вытягиваем руки малыша спереди, вкладываем указательные пальцы ему в ладошки, остальными пальцами фиксируем запястья. Тянем ребенка за руки вверх и назад. Тело малыша выгибается в дугу. Возвращаем руки в исходное положение, повторяем несколько раз.
- Подкручивание ног. Берем ножки у основания стопы и одновременно подкручиваем под живот: левую ногу по часовой стрелке, правую – против часовой стрелки. В конце упражнения чуть потряхиваем стопы, чтобы расслабить мышцы.
- Ползание.Складываем стопы вместе, затем толкаем их руками, стимулируя малыша ползти вперед.
- Учим держать голову. Ручки младенца подкладываем под грудь так, чтобы его грудка опиралась на кулачки.
- Самолетик.Раскидываем ручки малыша в стороны, берем его за руки (указательный палец вложен в ладошку, запястье зафиксировано) и немного тянем ручки вверх, покачивая ребенка из стороны в сторону.
Суть динамической гимнастики
Этот комплекс интенсивных занятий лечебно-оздоровительного характера предназначен для развития малышей от рождения до года и старше. Главная особенность упражнений в том, что наряду с традиционными массажными элементами они включают ещё и:
- гимнастику с поддержкой ребёнка за руки или за ноги;
- игры;
- закаливание.
Кроме того, динамическая гимнастика — это первый опыт общения родителей с младенцем на понятном карапузу языке ощущений и прикосновений.
Главный принцип занятий динамикой состоит в том, что от упражнений получают удовольствие как малыш, так и родитель
Мнение педиатров
Отношение врачей к этой методике развития ребёнка неоднозначное. Одни утверждают, что активные физические тренировки с новорождённым способствуют:
- снижению риска детского травматизма;
- улучшению работы вестибулярного аппарата;
- гармоничному умственному развитию;
- стабилизации работы ЖКТ;
- скорейшему освоению навыка держать головку, переворачиваться, сидеть и ходить;
- ускорению обменных процессов;
- установлению доверительных отношений с близкими, а значит, формированию уверенной в себе личности — доброжелательной и открытой миру.
Начинать занятия можно только тогда, когда изучены все теоретические аспекты методики и заданы все интересующие вопросы специалисту
Что касается антагонистов методики, то они делают упор на такие аспекты, как:
- отсутствие учёта индивидуальных особенностей новорождённого (карапуза приобщают к активному времяпрепровождению или закаливанию тогда, когда ещё сложно сказать, какой у него темперамент);
- травмоопасность некоторых упражнений (резкие прокруты, повороты);
- стирание у ребёнка границ того, что безопасно и опасно для здоровья (многие малыши после года не чувствуют тревоги перед прыжком с большой высоты или падением).
Для тех, кто ещё не определился в своём отношении к динамической гимнастике (динамике), будет полезным узнать мнение известного педиатра Е. О. Комаровского. Евгений Олегович примиряет оппонентов рекомендацией не идти против себя, то есть не выполнять те упражнения, которые вызывают страх (у мамы и у малыша) или кажутся экстремальными.
С какого возраста начинать занятия
Бурные споры о том, с какого возраста разрешено начинать динамическую гимнастику, не прекращаются по сей день. Некоторые педиатры утверждают, что заниматься можно уже со второй недели после рождения, так как в это время практически исключены травмы суставов и сухожилий из-за пропорциональности развития мышц карапуза его маленькому весу. Другие специалисты настаивают, что динамику следует практиковать с месячного возраста, когда кроха уже более-менее приспособился к окружающему миру. А третьи вообще придерживаются мнения, что вводить такие активные комплексы упражнений нужно только с 3 месяцев, чтобы дать мышцам и костям немного окрепнуть.
Мнение о наиболее подходящем возрасте для начала занятий динамикой расходятся
Правила проведения
Чтобы максимально обезопасить кроху от травм, следует первые занятия с ним проводить под наблюдением специалиста. Но если такой возможности нет, то родители должны чётко уяснить следующие правила.
- Лучшее время для динамики — через час после еды в период бодрствования.
- Занятие длится в течение 10–20 минут.
- Упражнения делаются каждый день, а начинаются с поглаживаний — своего рода «разминки».
- Руки взрослого должны быть тёплыми и гладкими.
- Дома для проведения лучше выбрать место, застеленное матом, или выполнять гимнастику над разложенным диваном.
- Не нужно массировать область правого подреберья там, где располагается печень.
Если есть возможность, то занятия лучше проводить на свежем воздухе
Техника безопасности
Следует внимательно изучить особенности проведения гимнастики. Тогда занятия будут приносить только радость и пользу.
- Все действия делаем плавно и в одном темпе.
- Начинаем динамику с того упражнения, которое особенно по душе малышу, а затем чередуем «любимые» с «нелюбимыми».
- Если карапуз занервничал в процессе выполнения какого-то упражнения, то его нужно прервать, а ребёнка успокоить чем-то, что вызывает у него положительные эмоции. Но к неприятному обязательно позже вернуться.
- Если при выполнении какого-то движения у крохи начала щёлкать ручка или ножка, упражнение необходимо прервать и убедиться, что ребёнку ничего не угрожает. Если его настроение не изменилось, то можно вернуться к занятию, но стараться не нагружать щёлкнувший сустав.
- Число повторений упражнений должно совпадать с числом кормлений в сутки.
Какие бы упражнения вы не делали, помните, что безопасность превыше всего
Массаж стопы ребенка
Все приемы и упражнения начинаем делать снизу вверх. Поэтому первая на очереди стопа. Массаж стопы является важнейшей составляющей занятий, так как помогает нормализовать мышечный тонус, а в дальнейшем – правильно ставить ножку при опоре.
Разминаем стопу круговыми массажными движениями большого пальца сначала по передней части стопы (под пальчиками), потом по внешней боковой. Движения повторяем по 3-5 раз.
- «Рисуем» большим пальцем восьмерку на стопе.
- Круговыми движениями растираем пяточку. Все движения также выполняем по 3-5 раз.
- Разминаем стопу по ее внешней стороне от пяточки к пальчикам поступательными круговыми движениями.
- Растираем каждый пальчик. Достаточно пройтись по каждому из них 1-2 раза.
- Сгибаем стопу к себе – от себя. Стараемся пальчики дополнительно отогнуть в направлении малыша.
- Совершаем круговые движения стопой вправо и влево, по 3-5 раз в каждую сторону.
После того, как все гимнастические упражнения с одной стопой проделаны, переходим к другой стопе.
Как делать массаж рук 6-месячному ребенку дома
Массаж 6-месячных детей начинается с массирования рук. Малыш лежит на спине. Одной рукой возьмите его в области запястья, пальцами другой проведите поглаживание, затем растирание каждого его пальчика по очереди от кончика к основанию. Повторите прием 2-3 раза.
Отдельно погладьте ладошку ребенка и уделите внимание большому пальцу. Переходим на предплечье и плечо. Для этого переложите свой большой палец в ладонь ребенка
Для этого переложите свой большой палец в ладонь ребенка
Переходим на предплечье и плечо. Для этого переложите свой большой палец в ладонь ребенка.
Ладонью второй руки проведите сначала поглаживание, растирание по направлению от кисти к локтевому суставу, затем к плечевому. В процессе того как делать массаж 6-месячному ребенку дома, поглаживание нужно выполнять как с наружной, так и с внутренней стороны руки.
Растирание — только по наружной поверхности предплечья и плеча. Повторите приемы по 2-3 раза.
Теперь начинаем прием разминания. Для этого захватите мышцы плеча над локтевым суставом по наружной поверхности между своими 1-м пальцем с одной стороны и 2-4-м с другой. Поступательными движениями пройдите мышцы до плечевого сустава. Повторите прием 2-3 раза.
Заканчиваем массаж руки поглаживанием всей конечности от пальцев к плечу.
Возрастные особенности детей от 6 до 9 месяцев
После 6-ти месяцев у ребенка особенно быстро развиваются произвольные движения. По просьбе взрослого он подает ручку, машет ею, подолгу занимается с игрушками, начинает лепетать.
Семимесячные дети сидят без опоры; в положении сидя выпрямляют и наклоняют туловище; встают на колени; цепляясь за сетку кровати, поднимаются на четвереньки; начинают ползать.
Восьмимесячные сами садятся и ложатся; встают на ноги, цепляясь за неподвижный предмет; хорошо ползают; переступают при поддержке за руки. Девятимесячные могут долго стоять, держась за одну руку; переступают, ухватившись за перила кровати.
Поэтому в комплекс включаются упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению, стоянию, и дыхательные упражнения.
Общая продолжительность занятий 8—10 минут.
Общие рекомендации
Одно из существенных событий в жизни 6-месячного грудничка – начало самостоятельного передвижения. Ползание ускоряет познание мира, приносит много радости малышу. Это и полезный для здоровья процесс, способствующий развитию мышц, участвующих в формировании осанки
Важно обратить внимание на правильные движения при ползании
Сначала грудничок впервые ощущает возможность встать полноценно на четвереньки, оторвав живот от поверхности. В первую очередь он пытается выбросить вперед сразу обе руки, подтянув затем ноги. Второй этап – движения асимметричные: переставляется рука и нога, находящаяся на одной стороне тела, потом подтягиваются другие рука и нога. И, наконец, наступает качественный сдвиг – ребенок осваивает наиболее удобный способ: начиная с опоры на правую руку, левую ногу, заканчивает цикл подтягиванием левой руки, правой ноги.
Малыш способен осмысленно передвигаться, и важно предоставить для этого широкие возможности. Границы кроватки становятся слишком тесными, необходимо освоиться в окружающем пространстве, научиться ориентироваться. В этот момент важна свобода передвижения, поэтому ребенка нужно выпустить на пол, низкий диван, кресла
В этот момент важна свобода передвижения, поэтому ребенка нужно выпустить на пол, низкий диван, кресла.
Важно! По голому полу ползание на четвереньках неудобно – холодно, излишняя мышечная нагрузка. Необходимо постелить чистый ковер.
Также нужно обеспечить максимальную безопасность малышу
Вынести неустойчивые предметы, создать максимум свободного места. Для стимуляции физической активности можно разместить возбуждающие любопытство безопасные вещи в разных концах комнаты. Первые попытки ползания должны быть частыми, но непродолжительными, с каждым днем их можно немного удлинять
Также нужно обеспечить максимальную безопасность малышу. Вынести неустойчивые предметы, создать максимум свободного места. Для стимуляции физической активности можно разместить возбуждающие любопытство безопасные вещи в разных концах комнаты. Первые попытки ползания должны быть частыми, но непродолжительными, с каждым днем их можно немного удлинять.
У младенцев 6 месяцев и старше работа мышц рук становится более сбалансированной, движения – точнее и экономнее. Они берут игрушку только одной рукой, перекладывают ее, стучат о кроватку.
Ребенок уже может расслаблять и напрягать мышцы отдельных групп – напрячь пресс, расслабить спину и т. д. Стало возможным исполнять сложные упражнения, развивающие координацию. Желательно каждый раз называть движения одинаковыми словами, разговаривая с малышом.
Противопоказания к применению массажа:
* острые лихорадочные заболевания
* заболевания кожи – гнойные и гнойничковые поражения
* остеомиелит
* склонность к кровотечениям
* тяжелые формы недостаточности питания (гипотрофия, атрофия)
* острые воспалительные лимфатических узлов, мышц, костей (эмфизема, лимфадениты, флегмоны)
* острые артриты, туберкулез костей и суставов
* врожденные пороки сердца, протекающие с выраженным цианозом и расстройством компенсации
* диатез (в острой форме)
* острые формы нефрита
* острые формы гепатита
* большие пупочные, бедренные, мошоночные грыжи с явным выпадением органов брюшной полости и наклонностям к ущемлению
* значительные расстройства нервной системы.
В детском массаже используются практически те же самые приемы что и в классическом массаже, но выполняются они очень мягко и нежно. Не все приемы классического массажа (особенно многие приемы ударной вибрации) показаны ребенку первого года жизни.
! Если у ребенка есть показания для проведения занятий с лечебной целью, то следует обязательно обратиться к специалисту и не делать массаж и гимнастику самостоятельно.
Необходимо, чтобы занятия хорошо воспринимались ребенком и у него был контакт со взрослым, который проводит процедуры, а также у малыша обязательно должно быть хорошее настроение!
Гимнастика для детей 4, 5 и 6 месяцев
Помимо предыдущих, в комплекс могут быть добавлены упражнения, провоцирующие ребёнка к самостоятельным действиям, а также упражнения с мячом.
1 «Боксёр». Это упражнение заключается в выполнении ритмичных сгибании и разгибаний рук ребёнка
Осторожно обхватите его за запястья, вложив большие пальцы ему в ладошку. Поочерёдно поднимайте ручки: если левая поднята, то правая находится в согнутом положении, и наоборот
2 Положите ребёнка на мяч (он не должен вызывать неприятных ощущений у ребёнка, например, быть холодным). Малыш должен слегка развести колени, обеспечив более устойчивое положение. Придерживая его за спину, не спеша раскачивайте на мяче из стороны в сторону. Это же упражнение можно выполнять и лёжа на спине.
3 Сгибание и разгибание ног. В положении лёжа на спине, возьмитесь руками за голени ребёнка. Сначала сгибайте ножки поочерёдно, после выполняйте сгибания синхронно. Колени должны касаться живота.
4 Поворот со спины на живот. Малыш, в положении лёжа на спине, держится рукой за ваш палец, этой же рукой держите его за запястье, другой – за голень
Осторожно переворачивайте ребёнка на животик
Особенности проведения зарядки для 2-месячного малыша
Польза гимнастики для малыша 2 месяцев не вызывает сомнения. Но не следует немедленно начинать занятия. Сначала рекомендуется проконсультироваться с педиатром. Врач осмотрит ребенка и назначит комплекс.
Общие правила проведения
Во время выполнения комплекса рекомендуется соблюдать рекомендации врачей. Они определяются особенностями развития крошки в 2 месяца. Перед началом процедур следует:
- Подготовить помещение. Комнату следует проветрить. Температура воздуха должна быть 22 градуса Цельсия. При этом недопустимы сквозняки.
- Подготовить место. Подойдет жесткая поверхность (стол) с положенным сверху одеялом и разовой пеленкой.
- Подготовить руки. Требуется снять браслеты, часы, кольца. Руки вымыть и обязательно согреть.
- Перед комплексом выполнить легкий разогревающий массаж. Движения должны быть плавными, так как резкие пугают малыша. Допустимы только легкие поглаживания и надавливания.
- Основное правило: идти от простого к сложному. Начинать гимнастику рекомендуется с легких упражнений. После того как малютка освоит их, следует перейти к более трудным.
- Перед началом гимнастики следует оценить состояние малыша. Если он болен или просто расстроен, комплекс выполнять не стоит.
- Начинать упражнения следует через час после еды или за полчаса до кормления. Общая продолжительность — 6 минут. Вместе с массажем — 20 минут.
- При массаже запрещено касаться родничков, колен, локтей, внутренней стороны бедра.
- При проведении процедур важен эмоциональный контакт. С крошкой следует ласково разговаривать.
За время упражнений малютка устал: после окончания процедур ему требуется отдохнуть.
Гимнастика: упражнения для детей от 6 до 9 месяцев
1. Круговые движения руками. Исходное положение (в дальнейшем: И, п.) — лежать на спине, ногами к переднему краю стола и обхватить руками большие пальцы взрослого. Выпрямленными ручками проделывайте круговые движения в плечевых суставах снизу вверх и сверху вниз (4—6 раз). Цель — углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.
2. Поднимание выпрямленных ног. И. п.— то же. Обхватите голени малыша так, чтобы большие пальцы лежали на задней стороне ножки, а остальные на коленях. Приподнимайте выпрямленные ножки до вертикального положения и плавно опускайте (4—6 раз). Цель — укрепление мышц брюшного пресса, ног и углубление дыхания (рис. 1).
3. Отведение плеч назад со сведением лопаток. И. п.— лежать на животе, ногами к переднему краю стола. Дайте малышу обхватить свои указательные пальцы и выпрямляйте его руки вперед. Головку слегка приподнимите над столом; затем согните ручки в локтях и прижмите их к бокам, а плечи отводите назад до наибольшего сближения лопаток (1—2 раза). Цель — укрепление мышц спины и плечевого пояса.
4. Присаживание при потягивании за согнутые в локтях руки. И. п. — лежать на спине, ногами к переднему краю стола и обхватить указательные пальцы взрослого. Слегка потягивая за согнутые в локтях ручки, помогайте ребенку приподняться и присесть (1—2 раза). Цель — укрепление рук, плечевого пояса и брюшного пресса, развитие навыка самостоятельно садиться.
5. Приподнимание ребенка на ноги при поддержке за кисти рук. И. п.— лежать на животе, ногами к переднему краю стола, обхватить указательные пальцы взрослого. Ручки выпрямите вперед, приподнимите взерх и отведите немного назад. При этом ребенок зстает сначала на колени, а затем на ноги (1—2 раза). Цель — укрепление мышц спины, шеи и ног, развитие навыка вставать.
6. Присаживание при поддержке за одну руку. И. п.— лежать на спине, ногами к переднему краю стола. Положите одну руку на колени, другой придерживайте отведенную в сторону ручку. Со словами «сядь», «сядь» помогайте присаживаться. Придерживайте попеременно за одну и другую ручку (1—2 раза). Цель — укрепление мышц брюшного пресса и развитие навыка садиться.
7. Ползание. И. п. — лежать на животе, ногами к переднему краю стола. Перед малышом положите яркую игрушку. Ножки его согнуты в коленях и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не продвигается вперед, то подложите свою правую руку под его грудь и продвигайте вперед (4—6 раз). Цель — укрепление мышц ног, живота и спины, развитие ползания (рис. 2).
8. Переступание при поддержке за кисти рук. И. п.— стоять лицом к взрослому. Придерживая за кисти согнутых в локтях ручек, со словами «иди», «иди» помогайте ребенку переступать и делать 5-8 шагов (1—2 раза). Цель — укрепление мышц ног и туловища, развитие умения ходить.
Возраст ребенка
Шесть месяцев – важный рубеж в жизни грудничка. Он уже может сидеть, свободно переворачивается, при поддержке пытается подняться на ножки.
Если у новорожденных детей более раннего возраста время упражнений и массажа ограничивалось 15 минутами, то теперь нужно уделять ребенку 30 минут в день для гимнастики и лечебной физкультуры.
Малыш стал спать значительно меньше, увеличился период бодрствования, возросла физическая активность.
После 6 месяцев необходимо укреплять и развивать опорно-двигательный аппарат, поддерживать мышечный тонус ручек и ножек, вырабатывать опорную реакцию у стопы. Ребенок должен уметь уверенно держать различные предметы, двигаться активно и с удовольствием.
Важно! Необходим регулярный осмотр у педиатра. Массаж и упражнения могут ограничиваться противопоказаниями при обнаружении отклонений физического развития малыша
Упражнения, выполняемые в положении лежа на животе
Поворот со спины на живот без поддержки руками. Это хорошо известное упражнение в этом возрасте выполняется ребенком самостоятельно. Для стимуляции поворота можно привлечь его игрушкой или просто мягко и нежно попросить его перевернуться, несколько подтянув его (в 4-5 месяцев) за руку. Можно подкрепить свои слова легким поворотом таза и ног в нужную сторону (рис. 12).
Массаж ягодиц (пощипывание для повышения тонуса мышц). К описанному в комплексах 1 и 2 массажу ягодиц после разминания ладонью добавляется щипцеобразное разминание, выполняемое пальцами рук. Направление пощипывания (оно должно быть широким, чтобы не приносить ребенку неприятных ощущений) — от крестца вверх и в стороны. Всего делается 2-3 прохода, движения рук симметричные (рис. 14). Массаж заканчивается поглаживанием и точечным воздействием.
«Самолет». Возьмите ребенка, сбоку подведя свои руки под его живот и грудь, и поднимите над столом. Задержитесь в таком положении несколько секунд. Постепенно увеличивайте количество повторений от 1 до 5. Такое же упражнение можно проводить в положении ребенка на спине (рис. 15). Упражнение способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы спины и живота, «освобождает» мышцы ног и рук.
Суставная гимнастика. Элементы суставной гимнастики для крупных суставов уже были включены в ранее описанные упражнения: в конце комплекса проводите гимнастику для всех остальных суставов так, как это описано в комплексе 2
Постепенно наращивайте объем движений и их количество, не забывая об осторожности
Поглаживания ног. После активной работы с мышцами ног имеет смысл для успокоения ребенка сделать несколько проходов легкого поглаживания (3-4 тура на каждой конечности).
Полностью статья представлена в пособии«Моя мама – мой первый учитель» Серия «В помощь родителям»
Упражнения в положении лежа на спине
Поглаживание рук. Захватываем кисть ребенка в свою руку (большой палец обязательно вкладывается в ладошку малыша). Подушечками пальцев другой руки проводим легкие медленные поглаживающие движения от кисти к плечу по внутренней и наружной стороне руки. Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности (рис. 1).
Потягивание рук приподниманием. Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко (на несколько сантиметров) приподнимаем его от поверхности стола. Если хватка ребенка ослабляется или он смотрит на вас озабоченно, необходимо сразу опустить его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну минуту (рис. 2).
Массаж живота. Круговое поглаживание проводят от нижнего правого угла передней брюшной стенки, направляя движения по часовой стрелке. Пальцы рук располагают в исходной позиции, после чего делают широкие круговые движения по животу вокруг пупка, практически не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз (рис. 3).
Напряжение мышц живота сгибанием. Расположите свои большие пальцы под мышками у малыша, аккуратно поддерживая его шею и голову остальными пальцами. Стопы ребенка уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте свои руки до вертикального положения (в качестве неподвижной точки опоры используйте локти) и медленно опустите ребенка на спину. Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу устать и отвлечься. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы ребенок по мере сил напрягал мышцы живота (рис. 6).
Массаж груди. Поглаживания грудной клетки выполняются движениями подушечек пальцев вверх по грудине и затем, в верхней части, по нижнему краю ключиц в стороны к подмышечным ямкам. Необходимо проделать 5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте подушечками пальцев в направлении от грудины вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений). В раннем возрасте поглаживание проводится двумя пальцами, по мере увеличения размеров ребенка подключается большее количество пальцев (рис. 7).
Усиление вдоха (сжимание грудной клетки). После массажа обхватите грудную клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями нажмите на грудную клетку, направляя усилия кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения. Это движение рефлекторно вызывает более глубокий вдох и способствует устранению застоя в легких, а также усилению вентиляции (рис. 8).
Рефлекторные движения стоп (сгибание и разгибание). Рефлекторные движения используются в массаже и гимнастике детей раннего возраста очень широко, вплоть до угасания соответствующих врожденных рефлексов. Это активные движения, которые очень хорошо и быстро развивают определенные группы мышц.
Обхватите голень ребенка одной рукой, пальцем другой руки быстро и резко нажмите на стопу малыша в области основания пальцев. Это приводит к сгибанию стопы (поджатию пальцев). После этого быстро и резко, с нажимом, проведите по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ на ваше раздражение ребенок рефлекторно разогнет стопу. Проделайте два этих упражнения 4-6 раз (рис. 10, 11).
Приглашаем вас на занятия для мам и пап!