Польза
Оглавление
Ещё во времена СССР академик, учёный-физиолог Борис Никодимович Клосовский доказал, что новорождённым необходима стимуляция вестибулярного аппарата и простые физические упражнения. Его работы приобрели всемирную известность и стали отправной точкой в трудах специалистов по педиатрии и физиологии.
Доктор наук, физиотерапевт, основатель Институтов достижения потенциала человека Гленн Доман настаивал, что родители должны помогать грудничку в активности. Его исследования показали прямую взаимосвязь между физическим формированием и улучшенной работой мозга. Чем раньше кроха начинает ползать, ходить, тем быстрее и лучше растёт мозг.
Известный педиатр, кандидат наук, любимец молодых родителей Евгений Олегович Комаровский придерживается такой же точки зрения. Доктор рекомендует проводить ежедневные тренировки вечером непосредственно перед купанием.
СТРЕСС: РАЗРУШЕНИЕ ИЛИ СОЗИДАНИЕ?
«»Тренируя» таким образом младенца, преднамеренно «включая» его врожденные рефлексы, ориентированные на защиту от опасности, мы день за днем заставляем его переживать глубочайший стресс! Самое прискорбное, что всем этим с младенцем занимается мать. Мать, которая должна спасать дитя, попавшее в трудную ситуацию (о чем и говорят его рефлексы), сама эту ситуацию создает и не только не разрешает, но и усугубляет ее. Как же влияет переживаемый в этих случаях стресс на развитие грудного ребенка? Работа нервной и эндокринной систем в условиях стрессовой реакции приводит к чрезвычайно высокому содержанию в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем. Особенно чувствительна в этом отношении нервная система, формирование которой к моменту рождения еще не завершено. Клинические и экспериментальные исследования Г. Дернера доказывают, что гормоны стресса участвуют в формировании мозга во время беременности, родов и в течение первого года жизни. Аномальные уровни гормонов в этот период способны «вызвать нарушения функций мозга в последующей жизни». Эти нарушения в свою очередь могут привести к поведенческим, психоэмоциональным и психическим расстройствам. Таким образом, любое «парадоксальное» поведение родителей, вызывающее у младенца стресс, задерживает и искажает его развитие.
Г. Селье выделяет три фазы стрессовой реакции (или, как еще говорится, общего адаптационного синдрома) на какое-либо воздействие:
1. Реакция тревоги. В этой фазе происходит процесс мобилизации резервов, но сопротивление организма еще недостаточно. На начальном этапе оно даже уменьшается.
2. Фаза сопротивления. Уровень сопротивления поднимается выше обычного.
3. Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы.
Иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственного предопределенного энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его.
Физиологи различают стрессы патологический и физиологический
Патологический стресс возникает при воздействии таких стрессовых форм раздражений, интенсивность которых превышает адаптивные возможности организма. Патологический стресс истощает организм, лишая его возможности сопротивляться, и заставляя лишь спешно восполнять понесённые энергозатраты.
В естественных условиях (у животных) такими раздражителями являются колебания параметров среды обитания (перепады температур, влажности, нехватка пищи и т.д.) В наших условиях мы лишены многих естественных физиологических раздражителей. Поэтому правильнее сказать, что ребенок нуждается в стрессе, т.е. ему нужно его создавать. Конечно же, имеется в виду стресс физиологический!
Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили границы физиологического стресса, приобретая тем самым характер патологических стрессов
Как развлечь ребенка, если нужно заняться делами?
Если мама или папа остаются с ребенком дома одни, иногда возникает необходимость оставить его в комнате, чтобы сделать свои дела. Если малыш не спит, нужно найти ему подходящее развлечение, чтобы он не кричал и не заливался слезами, требуя немедленного внимания.
Какие варианты развлечений можно предложить в этом возрасте, чтобы ненадолго занять младенца:
Мобиль, который вешается над кроваткой. Устройства могут оснащаться световыми и музыкальными эффектами, подвесками с игрушками и фигурками
Они привлекают внимание, удивляют и забавляют кроху. Он может даже не заметить, что родители вышли из комнаты, разглядывая игрушки и пытаясь ручками задеть их
Единственный минус мобиля — он может надоесть через некоторое время, но можно сменить игрушки или убирать мобиль, чтобы он каждый раз провоцировал оживление и интерес.
Развивающие коврики — их можно расположить в любом месте, взять с собой в гости. У ковриков бывают разные подвески, пищащие, шуршащие предметы, зеркальца. Если ребенок не хочет отпускать маму или папу от себя даже в туалет, коврик станет настоящим спасением. Его можно положить в ванной или на кухне, если ребенку нужно ваше постоянное присутствие.
Музыка — можно включить музыку из мультфильмов, детские песенки, звуки природы или классическую музыку и оценить реакцию. Музыкальные минутки можно использовать для того, чтобы отлучиться, а малыш в это время будет занят.
Яркие и крупные игрушки, погремушки, которые можно рассматривать, щупать, толкать или ронять.
Азы динамической гимнастики: стоит ли начинать
Динамическая гимнастика — комплекс активных двигательных упражнений, которые выполняются на весу, в воздухе. Динамическая гимнастика для грудничков — тема спорная. Можно найти справедливые положительные отзывы об этой экстремальной зарядке. Какие именно?
- Хорошо развивается не только скелет, мышечная система, но и вестибулярный аппарат.
- Корректируется мышечный тонус.
- Динамическая гимнастика формирует стойкий характер, уверенность в себе.
- Дети в большинстве случаев позитивно настроены на воздушные упражнения.
Полярный негативный взгляд связан с опасениями, что динамическая гимнастика может навредить ребенку, привести к лабильности суставов, угасанию естественных двигательных рефлексов, стрессу
Что важно знать?
Да, действительно, при неумелом, неправильном выполнении упражнений грудничку можно нанести травму, в первую очередь — повредить суставы, хрящи, связки. Поэтому родители, которые приняли решение заниматься с малышом динамической гимнастикой, должны пройти обучение у сертифицированного инструктора
Важно научиться делать правильные и надежные захваты конечностей малыша. Начинать нужно с самых простых упражнений, постепенно увеличивая время и интенсивность воздушных упражнений
Нельзя сразу выполнять сложные упражнения: перебросы через голову, прокруты, кручения и т.д. Взрослый должен быть уверен в своих силах и действиях, а если есть сомнения, то лучше упражнение не делать. При динамической гимнастике высок риск падений малыша. Риск травм увеличивается, если начинать заниматься после 6 месяцев, поскольку связки не тренированы, а масса тела ребенка значительно увеличилась. Оптимальный возраст для начала занятий — 1,5 месяца.
Динамическая гимнастика для малышей включает такие базовые упражнения:
- маятник за руки;
- маятник за ноги;
- маятник за руку и за ногу;
- раскачивание вперед и назад за руки и ноги;
- крестик за ноги и крестик за руки;
- забросы на руку;
- повороты за руку и ногу.
Противопоказания к динамической гимнастике: гипертонус или гипотонус, связанный с неврологическими заболеваниями; дисплазия тазобедренных суставов, подвижность суставов и другие ортопедические нарушения. Не всегда эти отклонения могут заметить родители. Поэтому перед началом занятий нужно обязательно проконсультироваться с невропатологом и ортопедом.
Гимнастика для младенцев может быть лечебной и общей оздоровительной. Лечебную гимнастику должен проводить специалист по ЛФК. Но если у ребенка нет никаких нарушений, родители могут самостоятельно освоить простые, безопасные упражнения и выполнять их ежедневно.
Как подготовить ребенка к ходьбе
Рефлекторная ходьба выполняется у детей от нескольких дней. Задача родителей — грамотно выработать этот рефлекс.
Для этого вы кладете крошку вертикально, чтобы ноги были на твердой поверхности — с таким видением он начнет интуитивно делать свои первые маленькие шаги. Но если ребенок не испытывает такого желания, вы можете помочь ему в этом, мягко согнув его тело и голову вперед.
Настоящая гимнастика способствует гармоничному развитию физической и психической сферы новорожденного. Главное, чтобы первые упражнения были постоянными и приносили ребенку только удовлетворение и удовольствие.
Всем пока!
Читайте далее:
Комплекс зарядки для пожилых, правила ее проведения
Правила школьной зарядки для детей и советы родителям
Диета при коликах у новорожденных в первые месяцы
Утренняя зарядка — польза, правила выполнения, мотивация
20 упражнений Бубновского — принципы гимнастики для здоровья
Массаж груди
И. п. — лежа на спине.
Основными приемами массажа груди является поглаживание и вибрация. Поглаживания проводятся в 2 этапа: круговые поглаживания и обыкновенные. В начале процедуры нужно сделать несколько круговых поглаживаний груди, а затем перейти к обычным поглаживаниям по межреберьям ребенка, которые следует проводить расставленными пальцами. После поглаживания можно приступить к вибрации
Для ее выполнения следует очень осторожно нажимать на грудь ребенка по направлению от середины грудной клетки к бокам. Данную процедуру нужно повторить 3-4 раза. Закончить процедуру необходимо несколькими круговыми поглаживаниями грудной клетки.
Закончить процедуру необходимо несколькими круговыми поглаживаниями грудной клетки.
Особенности проведения зарядки для 2-месячного малыша
Польза гимнастики для малыша 2 месяцев не вызывает сомнения. Но не следует немедленно начинать занятия. Сначала рекомендуется проконсультироваться с педиатром. Врач осмотрит ребенка и назначит комплекс.
Общие правила проведения
Во время выполнения комплекса рекомендуется соблюдать рекомендации врачей. Они определяются особенностями развития крошки в 2 месяца. Перед началом процедур следует:
- Подготовить помещение. Комнату следует проветрить. Температура воздуха должна быть 22 градуса Цельсия. При этом недопустимы сквозняки.
- Подготовить место. Подойдет жесткая поверхность (стол) с положенным сверху одеялом и разовой пеленкой.
- Подготовить руки. Требуется снять браслеты, часы, кольца. Руки вымыть и обязательно согреть.
- Перед комплексом выполнить легкий разогревающий массаж. Движения должны быть плавными, так как резкие пугают малыша. Допустимы только легкие поглаживания и надавливания.
- Основное правило: идти от простого к сложному. Начинать гимнастику рекомендуется с легких упражнений. После того как малютка освоит их, следует перейти к более трудным.
- Перед началом гимнастики следует оценить состояние малыша. Если он болен или просто расстроен, комплекс выполнять не стоит.
- Начинать упражнения следует через час после еды или за полчаса до кормления. Общая продолжительность — 6 минут. Вместе с массажем — 20 минут.
- При массаже запрещено касаться родничков, колен, локтей, внутренней стороны бедра.
- При проведении процедур важен эмоциональный контакт. С крошкой следует ласково разговаривать.
За время упражнений малютка устал: после окончания процедур ему требуется отдохнуть.
Это не опасно?
Активные упражнения даются малышу легко. Врожденная подвижность суставов еще велика, поэтому родители зря опасаются взять кроху как-то не так. Врачи и массажисты порой проделывают с новорожденными невероятные трюки: подбрасывают, держат за одну ногу или руку, переворачивают вниз головой, раскачивают в воздухе.
Основные элементы динамической гимнастики – качания, перевороты, парение в воздухе, висы, закидывание малыша на плечо и бедро. Ребенка можно вращать вокруг оси за руку или ногу, покачивать взад-вперед, ухватив за руки, раскачивать на мяче.
Динамическая гимнастика благотворно влияет на развитие ребенка: такие дети раньше начинают ползать, садиться, ходить. Причем кроха быстро делает успехи, потому что умеет управлять своим телом. Благодаря занятиям, малыши легче переносят стрессы, иммунитет лучше справляется с внешней средой, у них хорошая координация, крепкий сон и отменный аппетит.
Фото: pixabay.com
https://youtube.com/watch?v=UXw3dECLE_4
https://youtube.com/watch?v=bMrVt-JeYe0
https://youtube.com/watch?v=9OgKfzSLh9c
Подготовка к гимнастике и массажу
Прежде чем приступить к основным гимнастическим упражнениям с вашим двухмесячным крохой, необходимо подготовиться. Для этого следует:
- Заблаговременно создать соответствующие условия окружающей среды – проветрить комнату, температура в помещении должна быть 20 – 23 градуса. Педиатры не рекомендуют превышение или же занижение этих цифр. Также комнату следует увлажнить, хорошо при этом использовать увлажнитель воздуха.
- Подготовить место для выполнения гимнастических упражнений, которым может быть пеленальный столик или обычный стол, комод. Можно использовать для этих целей кровать, однако, только при наличии ортопедического матраса повышенной жесткости. Поверхность для проведения массажа и упражнений должна быть твердой, накрыта легким одеялом и застелена поверх него пеленкой из натурального хлопчатобумажного материала.
- Мама или тот человек, который будет осуществлять за малыша гимнастические упражнения и сопутствующий им массаж, должен хорошо вымыть руки, снять кольца, браслеты, часы и закатать (при их наличии) длинные рукава одежды. Также стоит проследить, чтобы ногти на руках были обрезаны, а сами руки были теплыми и сухими. Не стоит смазывать кожные покровы малыша или взрослого какими-либо кремами, мазями или маслами, даже подходящими для 2-хмесячных детей.
Седьмой комплекс (возраст 1 год 6 мес. – 2 года)
- Ходьба между двумя палками, веревками, по краю коврика или начерченной мелом дорожке и т.п. Ширину такой дорожки постепенно сужают, начиная с 30-25 см и до 10-5 см.
- В лежачем положении на полу носками прямых ног нужно достать обруч или из стоячего положения достать предметы, которые лежат на полу, при этом не сгибать колени.
- Проползти под обруч, скамейку, стул, палку и т.п., прогибая спину.
- Вытянуть ручки вверх и, держась за обруч или палочку, присесть, а затем подняться на носочки («какие мы маленькие и большие»).
- Покатать ногой карандаш, палочку и т.п., сидя на стуле.
- Перешагнуть через несколько предметов на полу, расстояние между которыми 20-30 см.
Гимнастику нужно проводить каждый день, через 30-40 мин. после завтрака, также можно провести занятие после сна малыша в дневное время. Форма одежды – майка и трусы. Упражнения выполняются на коврике босиком, при этом обязательно нужно открыть форточку или фрамугу. Длительность занятия – 10-12 минут. Для данного комплекса гимнастики нужно иметь две скакалки или веревки (длина 1-1,5 м), обруч (диаметр 45-50 см), палочка (диаметр 2,5 см, длина 40-50 см), брусочки, кубики, кегли и т.п.
Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев).
- Скрещивание ручек на груди при поддержке за кольца.
- Попеременное и совместное сгибание ножек и их разгибание (так называемые «скользящие шаги»).
- Поворот вправо со спинки на животик без поддержки за ручку.
- Массаж животика, спинки.
- Ползание.
- Присаживание малыша с поддержкой за отведенные в стороны ручки.
- Пассивное поднятие выпрямленных ножек.
- Круговые движения ручками.
- Активное упражнение — напряженное выгибание.
- Поворот влево со спинки на животик.
- Активное упражнение – приподнимание туловища (положение на животе), поддерживая дитя за выпрямленные ручки.
- Присаживание с поддержкой за ручки, которые разводят на ширину плеч (активное упражнение).
Все упражнения этого комплекса выполняются в горизонтальном исходном положении за исключением упражнения «бокс» (его в 8-месячном возрасте, когда ребенок уверенно сидит без опоры, можно выполнять в исходном положении сидя).
Движение — это жизнь! И огромная радость
Мы поговорили о значении двигательной активности на первом году жизни ребенка и выяснили, что гимнастика способна свести к минимуму негативные последствия дефицита движения у грудничка. Движение напрямую связано с умственным развитием в этом возрасте, поскольку основную информацию о мире младенец получает через сенсорные каналы восприятия. Гимнастика во всем ее многообразии дает толчок к обогащению и расширению этих каналов. И чем больше возможностей познавать доступно ребенку, тем более полная картина мира формируется у него в сознании и тем успешнее он справится с задачами, которые будет ставить перед ним жизнь.
Как бы вы ни занимались с вашим малышом, какой бы из видов гимнастики ни выбрали для себя, главное, чтобы вы помнили, для чего начали заниматься с ребенком. При наличии показаний к лечебному массажу следует доверить дело рукам профессионала. Если же их нет и вы решаетесь на занятия в домашних условиях, то это потому, что вы хотите, чтобы ваш малыш был здоров и счастлив.
Пусть домашняя гимнастика будет не только и не столько хорошей физической тренировкой для вашего ребенка, сколько способом прожить вместе с малышом чудесные минуты гармонии, взаимопонимания и тихой радости. Желаем вам и вашему малышу здоровья!
Подбор комплексной программы
Зарядка принесет пользу, если к разработке ее программы подойти продумано.
С первых дней
Когда ребенка только принесли в дом после роддома, или ему исполнилась всего неделя, много времени на разработку комплекса упражнений не потребуется. Достаточно будет легкого массажа без давления и нежных поглаживающих прикосновений.
В 1 месяц
В один месяц к легким поглаживаниям стоит добавить «Лягушку» и другие упражнения, укрепляющие группу мышц, отвечающих за удерживание малышом головки.
В 3 месяца
В трехмесячном возрасте дети становятся более эмоциональными и реагируют на совершаемые с ними действия. На этом этапе можно немного усложнить и разнообразить комплекс упражнений. Во время гимнастики петь или рассказывать ребенку стишки.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ И ГИМНАСТИКЕ
Массаж и гимнастика противопоказаны при всех острых лихорадочных заболеваниях, при тяжёлых формах гипотрофии (атрофия), при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и так далее), при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей, при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии, при гнойных и других острых артритах, туберкулёзе костей и суставов, при врождённых пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации, при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии, при острых нефритах, гепатитах, при активных формах туберкулёза, при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению. Примечание: Во всех остальных случаях при наличии грыжи гимнастика желательна, но при обязательной предварительной фиксации её пластырной повязкой.
Развитие ребенка в первые месяцы
До одного года жизни кроха заметно прибавляет в росте, весе, и уже сформировываются определенные навыки. На этом этапе исключительно важен уход за ребенком, в частности:
- кормить его по всем правилам грудью;
- держать на руках;
- придерживаться режима бодрствования и сна — все составляющие ухода являются в полноценном развитии малыша основополагающими.
В свой первый месяц новорожденный большую часть времени спит. По мере взросления малютки, временные отрезки сна будут постепенно сокращаться, а бодрствования, соответственно, увеличиваться. Кроха больше будет нуждаться во взаимодействии и общении с родными людьми, повысится его эмоциональная и двигательная активность.
Большинство заботливых мамочек четко соблюдают все рекомендации педиатра. Для его полноценного развития они выполняют гимнастику, предназначенную для новорожденных, или же заменяют упражнения обычным массажем. Современные педиатры считают, что на самом деле гимнастика годовалому малышу не очень-то нужна. Гораздо важнее не ограничивать движений.
Если выбор матери остается именно на гимнастике, то любой комплекс упражнений должен выполняться на фоне позитивных эмоций, а не только посредством выполнения правильной техники тех или иных упражнений.
Оптимальная и мягкая гимнастика для новорожденных в 2 месяца — это пестование с потешками и прибаутками.
Для расширения кругозора матерей рассмотрим несколько разновидностей упражнений.
https://youtube.com/watch?v=vctohCondCc
Общие требования к зарядке 3-месячного младенца
Есть несколько правил, с которыми родителям лучше ознакомиться заранее, это позволит избежать ошибок. Педиатры рекомендуют:
- проводить занятия вскоре после сна и трапезы малыша, в это время он активный и веселый;
- не начинать со сложных упражнений;
- первые занятия не должны занимать более нескольких минут;
- при первых признаках беспокойства младенца прекращать гимнастику;
- обязательно проводить разминку;
- наблюдать за самочувствием грудничка.
Медики предупреждают — повышать интенсивность и продолжительность гимнастики постепенно, еще лучше — получать первые навыки всего с одного-двух упражнений.
Динамическая гимнастика для грудничков
Динамическая гимнастика очень универсальна, поскольку позволяет тренировать скелетно-мышечный аппарат ребенка и оказывает положительное влияние на все системы его организма. Она активизирует обменные процессы и стимулирует работу внутренних органов, развивает координацию движений и способствует психическому развитию, укрепляет суставы и развивает способность адекватно реагировать в травмоопасной ситуации.
Динамическая гимнастика отлично совмещается с закаливающими процедурами, если ребенок в это время обнажен. Итак, начинайте традиционно с поглаживания тела малыша, переходя после этого к следующим упражнениям:
- Вложите свои большие пальцы в ладошки ребенка и задавайте движение вверх, стимулируя поднятие головки и корпуса.
- Попробуйте поднять малыша, чтобы он немножко повисел, как обезьянка. При этом сохраняйте с ним зрительный контакт, смотрите ему в глаза и подбадривайте.
- Раскачивайте малыша в воздухе, держа за ручки.
- Поднимайте его вверх, держа за туловище, как бы подбрасывая.
- Раскачивайте лежащего на спинке малыша в стороны, при этом держите его за ладошки.
- Сгибайте ножки ребенка и старайтесь прижимать их к туловищу.
- Возьмите дитя за ножки и поднимайте их прямыми вверх, как бы заводя за голову.
- Из положения, лежа на спинке, берите ребенка за левую ручку и правую ножку и раскачивайте над кроваткой или пеленальным столиком. Затем то же самое проделывайте с другой ручкой и ножкой. Не нужно высоко поднимать малыша.
При выполнении этих упражнений вы должны чувствовать настроение ребенка. Если он начинает сопротивляться, то насильственно активизировать дитя не нужно. Повремените либо замените сложные упражнения более простыми.