Чем и как лечить простуду у ребенка-грудничка?
Если младенец простудился, ему в первую очередь необходим правильный уход. Постарайтесь обеспечить малышу максимально комфортные условия в помещении. Вопреки советам некоторых бабушек не стоит наглухо закрывать окна и поддерживать максимально высокую температуру воздуха в квартире. Помните, что вирусы очень «любят» теплый и сухой воздух, это самые благоприятные условия для их усиленного размножения. Поэтому во время отопительного сезона обязательно регулярно увлажняйте воздух, это способствует улучшению самочувствия ребенка и его более легкому дыханию. Чаще проветривайте комнату.
Лечение ОРВИ у грудничка – это в первую очередь отсутствие паники у родителей и спокойное и ласковое общение с малышом. Если у ребенка отсутствует лихорадка, с ним можно гулять на улице. Не поддавайтесь соблазну одеть малыша как можно теплее, перегрев во время прогулки только ухудшит его состояние. Что касается питания, то, разумеется, лучшей пищей для грудничков является материнское молоко, оно содержит иммуноглобулины и само по себе является лекарством от ОРВИ. Поскольку у болеющего ребенка часто снижен аппетит, прикладывайте его к груди как можно чаще. Перед кормлением обязательно аккуратно очищайте его нос от слизи, с алгоритмом этой процедуры вас ознакомит врач-педиатр в поликлинике или на дому.
Не давайте грудничку препараты от простуды, которые принимаете вы сами или старшие дети. Анатомо-физиологические особенности новорожденных требуют применения препаратов, над которыми проводились соответствующие исследования и было получено разрешение на применение конкретного препарата для лечения новорожденных. Недопустимо использовать эмпирический подход – пропорциональное уменьшение взрослых дозировок первого попавшегося препарата от ОРВИ, который вам предложили в аптеке. Давайте ребенку только те лекарства, в инструкции которых указано, что препарат допустим в применении для лечения даже самых маленьких детей.
Дополнительные анализы
Для того, чтобы пройти дополнительные виды диагностики, нужно получить направление у педиатра. Дополнительное обследование при медосмотре в 1 месяц может понадобиться в том случае, если доктор заподозрит какие-либо нарушения в функциях внутренних органов младенца.
Одномесячному малышу могут понадобиться такие обследования:
- специалист ультразвуковой диагностики выполняет исследование органов брюшной полости, осматривает желчный пузырь, печень, поджелудочную железу, селезенку, почки, нейросонографию;
- проводится электрокардиография, узи сердца. Эти обследования помогут оценить состояние сердца и сосудов;
- чтобы предупредить развитие анемии и различных воспалительных процессов в организме малыша, врачи может выписать направление на сдачу общего анализа крови. Никакой дополнительной подготовки для этого не требуется;
- врач может назначить общий анализ мочи. Сделать это можно с использованием мочеприемника. Приобрести его можно в любой аптечной сети. Он крепится на наружных половых органах малыша, после чего его содержимое переливают в стерильную емкость для забора мочи. Главное условие – подмыть ребенка перед сбором мочи;
- при подозрении на физиологическую желтуху ребенка направляют на сдачу биохимических показателей крови. В данном случае важным показателем является уровень билирубина.
Развитие детей по месяцам
В первый год жизни каждый ребенок получает определенные навыки и развивает умения, которые происходят примерно одинаково у всех.
Как должен развиваться ребенок?
1-й месяц. Преобладает сгибание в суставах рук и ног; лежа на животе, поворачивает голову в стороны; движения в конечностях (сгибания и разгибания) некоординированные, симметричные; крик громкий, не болезненный; к концу 1-го месяца жизни ребенок кратковременно, на несколько секунд, приподнимает голову, лежа на животе; начинает прослеживать за движущейся игрушкой глазами.
2-й месяц. Увеличивается объем движений в конечностях; отводит руки в стороны, разжимает кулачок; лежа на животе, более продолжительное время удерживает голову, начинает удерживать ее в вертикальном положении, но еще не постоянно (“болтающаяся голова”). Тонус в конечностях становится менее напряженным, нет сопротивления при разгибании конечностей. Лучше фиксирует взор на неподвижном предмете, за предметом начинает прослеживать с поворотом головы. Гулит, улыбается — поворачивает глаза в сторону источника звука.
3-й месяц. Поднимает руки выше горизонтального уровня, удерживает вложенную в руку игрушку, тянет ее в рот. Хорошо удерживает голову в положении лежа на животе, начинает опираться на вытянутые вперед предплечья, удерживает голову в вертикальном положении, оживляется при виде матери, узнает ее. Следит за игрушкой с поворотом головы и глаз, произвольно захватывает рукой доступный предмет. Гулит — дольше тянет гласные звуки, поворачивает го-лову в сторону источника звука.
4-й месяц. Начинает поворачиваться на бок; лежа на животе, приподнимает на руках верхнюю часть туловища, при потягивании за руки — присаживается. Узнает близких; выражен комплекс оживления при виде родителей, бутылочки с молоком; активно реагирует на зрительные и слуховые раздражители, хватает руками игрушки, рассматривает их. Смеется, громко и протяжно произносит гласные и согласные звуки.
5-й месяц. Поворачивается со спины на живот; лежа на животе, вытягивает одну руку, поддерживая себя другой, перемещает тело с одной руки на другую.
6-й месяц. Поворачивается с живота на спину, начинает сидеть при поддержке за одну руку, затем — самостоятельно. В 5—6 месяцев появляется лепет: произносит отдельные слоги, начинает понимать речь окружающих. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
7-й—8-й месяцы. Устойчиво сидит, начинает садиться сам, встает на четвереньки, при поддержке встает на ноги. Движения рук становятся более целеустремленными, хлопает в ладоши. Ищет взглядом нужный предмет, хорошо различает взрослых. Понимает интонацию, слова, обозначающие предметы и действия. Повторяет слоги.
9-й—10-й месяцы. Встает на колени, на ноги у опоры, передвигается возле нее; ползает, пытается стоять самостоятельно. Движения более координированы. Берет предметы двумя пальцами. Разбрасывает и собирает игрушки, с помощью взрослого пользуется ложкой, повторяет движения взрослых, находит называемые (наиболее употребляемые) предметы, любимые игрушки. Произносит отдельные слова (мама, папа). Выполняет простые требования, понимает запреты, сознательно пользуется горшком.
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К МАССАЖУ И ГИМНАСТИКЕ
Массаж и гимнастика противопоказаны при всех острых лихорадочных заболеваниях, при тяжёлых формах гипотрофии (атрофия), при гнойных и других острых воспалительных поражениях кожи, подкожной клетчатки, лимфатических узлов, мышц, костей (экземы, пемфигус, импетиго, лимфадениты, флегмоны, остеомиелиты и так далее), при заболеваниях, сопровождающихся ломкостью и болезненностью костей, при рахите в период разгара и при остром течении болезни с явлениями гиперестезии, при гнойных и других острых артритах, туберкулёзе костей и суставов, при врождённых пороках сердца, протекающих с выраженным цианозом и расстройством компенсации, при различных формах геморрагического диатеза, особенно при гемофилии, при острых нефритах, гепатитах, при активных формах туберкулёза, при больших пупочных, бедренных, паховых и мошоночных грыжах со значительным выпадением органов брюшной полости или же при выраженной наклонности к ущемлению. Примечание: Во всех остальных случаях при наличии грыжи гимнастика желательна, но при обязательной предварительной фиксации её пластырной повязкой.
Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной «шпаргалкой» для молодых мам.
Возраст | Речевое развитие | Двигательное развитие | Психическое развитие |
1-1,5 месяца | Тихое гуление | Первые попытки приподнимания головы | Кратковременно следит взглядом за погремушкой |
2 месяца | В хорошем настроении понемногу гулит | Лучше координирует движения | Удерживает взгляд на движущемся предмете |
3 месяца | Длительное гуление | Уверенно держит голову | Поворачивается к источникам звука |
4 месяца | На смену гулению приходит первый лепет | Не отрывает взгляд от движущихся предметов | Отличает маму от посторонних |
5 месяцев | Лепечет, произносит слоги «ма, «па» | Самостоятельно переворачивается, ползает назад | Настораживается при чужих голосах |
6 месяцев | Активный лепет, воспроизводит простые слоги | Ползает «по-пластунски» | Проявляет эмоции радости и недовольства |
7 месяцев | Лепет, появление слогов «та», «на» «да» и др. | Сидит с опорой, ползает вперед | Понимает интонацию, слово «нет» |
8 месяцев | Первые односложные слова | Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит | Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость) |
9 месяцев | Активное лепетание, новые слоги | Стоит и ходит с опорой, ползает | Понимает простые поручения |
10 месяцев | Произносит простые слова «ля-ля», «ав-ав» | Садится из положения стоя, пытается ходить | Повторяет за мимикой взрослых |
11 месяцев | Выражает желания — «на,» «дай» | Поднимает предметы с пола, встает, приседает | Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела |
12 месяцев | Много лепечет, осознанно произносит слова «мама», «баба» | Активно передвигается, ложится, встает, ходит | Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты |
Короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:
Чем опасен менингит у новорожденных?
Менингит – это заболевание, затрагивающее мозговые оболочки. Эта болезнь может развиться вследствие ОРВИ и привести к органическому поражению центральной нервной системы с тяжелыми последствиями. Очевидно, что при подозрении на данный недуг ребенку необходима незамедлительная врачебная помощь.
Важно помнить, что развитие менингита у ребенка может напоминать клинические признаки ОРВИ. Малыша беспокоит лихорадка, озноб, тахикардия, он отказывается от пищи и воды
Кожа при этом может быть бледной или наоборот покрасневшей, с розоватой сыпью. Также может наблюдаться диарея.
При подозрении на менингит ребенку необходима срочная госпитализация. Для лечения показаны дезинтоксикационная и противосудорожная терапия, ноотропные препараты и нейрометаболиты, а также противовирусные препараты. Противовирусный препарат ВИФЕРОН также применяется при менингите у детей, в том числе новорожденных и недоношенных.
Стоит отметить, что интерферон, главное действующее вещество препарата ВИФЕРОН, входит в стандарт специализированной медицинской помощи детям при серозном менингите средней степени тяжести.
Справочно-информационный материал
Автор статьи
Врач общей практики
Развитие ребенка в 7 месяцев
В 7 месяцев детки уже активно играются с различными вещами, теребят их, перекладывают из одной руки в другую, берут игрушечки из состояния сидя, быстро ползают. Многие на этом этапе развития произносят отдельные слоги, показывают, где та или иная игрушка, понимают смысл некоторых слов, обращенных к ним. Свои эмоции карапуз выражает смехом, плачем или агуканьем.
Семимесячный малыш нуждается в личном пространстве, чтобы ничего не мешало ползать, играться. Он может стоять, если его держать под мышки, полностью разогнув ножки и упираться всей ступней. Ежедневное купание – это прекрасный способ доставить крохе массу удовольствий. Прогулки на свежем воздухе должны быть по-прежнему ежедневными. Теперь ребенок меньше спит во время прогулки, а активно познает мир. Он может внимательно изучать местность, сидя в коляске. Кроме того, в этом возрасте обязательны развивающиеся игры. Спят малыши также по 13-14 ч. в сутки. Зубов к концу седьмого месяца у ребенка 1-2, реже 3. Кушает маленький человечек часа через 4.
- Средняя прибавка в весе 300-400 граммов
- В росте — 2,5 см.
Посещение хирурга
Хирург может определить такие патологические изменения:
- фимоз – эта патология проявляется сужением крайней плоти у мальчиков;
- паховую или пупочную грыжу, которые появляются в результате различных дефектов в развитии;
- крипторхизм, при котором яички не опускаются после рождения в мошонку;
- гемангиомы – сосудистые опухоли на поверхности кожи, которые относятся к доброкачественным.
Если патологии обнаружены вовремя, лечение их проводится своевременно. Это позволяет предупредить развитие последствий и осложнений. Чем старше становится ребенок, тем сложнее лечить патологические процессы.
Способности детей: что умеют делать в год и 2 месяца
Сложно выявить все навыки малыша в этом возрасте. Они напрямую зависят от семьи, в которой развивается ребенок. От усилий, приложенных родителями. От времени, которое они тратят на развитие ребенка. Слишком заметна разница приобретения определенных умений между разными детьми.
Важнейшим показателем правильного развития является установление контакта с теми близкими, с которыми проводится больше времени. Если малыш не реагирует на слова мамы, не смотрит в глаза и не любит проводить время в компании взрослых, необходимо проконсультироваться с педиатром. Но обычно всевозможные отклонения выявляются до года.
Каждая мама задаётся вопросом, что же должен уметь ребенок к определенному возрасту.
У малыша постоянно формируются новые навыки, сначала незаметно, затем более наглядно и с каждым днём ребенок становится интереснее и самостоятельнее. Конечно, необходимо непосредственное участие взрослых, совместные игры и общение.
Основные умственные и двигательные навыки детей 14 месяцев:
- Понимание значений разных слов: названия посуды, одежды, бытовых принадлежностей, действий. Малыш подойдёт к телевизору, если попросить, а не к дивану. Откроет шкаф, положит пульт.
- Выполнение простых просьб.
- Развитие речевой активности. Пополняется активный словарный запас новыми словами или слогами, обозначающими слова.
- Умение стоять, ходить, забираться, удерживать в руках предметы и совершать действия с ними; легко передвигаться по дому, без помощи мамы.
- Организация игровых действий. Ребенок знает, как играть с машинками, кубиками, велосипедом…
- Подражание действиям взрослых – расчесывание, разговор по телефону, и даже нанесение макияжа.
Все дети развиваются по-разному. Нужно сравнивать детей в разумных пределах с другими или с собой в этом возрасте.
Отличительные особенности мальчиков и девочек
Если до года отличия между разнополыми детьми зрительно прослеживались лишь по физическим параметрам, то после года различие поведения девочек и мальчиков становится несколько заметнее.
Девочки охотнее контактируют с окружающими, более самостоятельны. Быстрее приобретают различные умения. Моторные навыки у маленьких принцесс начинают функционировать тоже раньше: даже в самообслуживании девочки преуспевают лучше мальчиков, раньше начинают одеваться самостоятельно (например, натягивать носочки, шапочку), «привыкают» к горшку. Девочки активнее запоминают и произносят новые слова. Качественнее формируется активный словарь.
Мальчики более активны, неусидчивы. Им требуется больше времени для усвоения нового. Но потом, не обращая внимания на окружающий мир, они будут долго заняты определенным делом.
Конечно, явных различий между детьми заметить нельзя, так как помимо пола каждый ребенок обладает разными способностями и темпераментом. И, учитывая, что, в основном, девочки начинают раньше ходить и говорить, можно отметить также большой процент мальчиков, обладающих такими же характеристиками.
С 5 по 8 неделю
Если рассматривать развитие по неделям, про этот период можно сказать, что у ребенка устанавливается определенный режим. Он по-прежнему много спит, но теперь родители знают, когда примерно уснет и сколько проспит их чадо. Малыш начинает хватать ручками игрушки и другие предметы. Что еще умеет малыш в этот период:
- он фокусирует взгляд как на неподвижных, так и на движущихся предметах;
- переворачивается с бока на спину;
- приподнимает голову, лежа на животе;
- приподнимается на ручках и выгибает спину, поворачивает голову на звук;
- если поставить его на твердую поверхность, придерживая, он отталкивается ногами от опоры;
- доброжелательно реагирует на появление родителей – гукает, улыбается, машет ручками и ножками, поет.
Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев
В шесть месяцев ребенок сам берет игрушки, рассматривает их, стучит ими, перекладывает из ручки в ручку, может держать по одной игрушке в каждой руке одновременно. Малыш радуется, если ему удалось дотянуться до того или иного желанного предмета и сердится, если у него это не получается или если взрослый отнимает у него предмет из соображений безопасности.
Шестимесячный малыш уже пытается ползать: иногда у него получается двигаться задом наперед, иногда – «по-пластунски». Полугодовалые малыши любят вставать на четвереньки и раскачиваться в такой позе взад-вперед – это упражнение является подготовкой к полноценному ползанию. Некоторые дети именно из такой позы потом садятся.
В шесть месяцев ребенок уже понимает обращенную к нему речь, знает свое имя и оборачивается к позвавшему его по имени взрослому. Гуление переходит в лепет, малыш способен повторять за взрослым простые открытые слоги. Ребенок эмоционально реагирует на музыку, некоторые дети могут даже пытаться «петь» во время звучания музыкального произведения.
Полугодовалый малыш уже четко различает своих и чужих. Он распознает голоса близких людей, даже находясь в соседней комнате. Отношение к чужим становится еще более настороженным, чем прежде. Ребенок долго присматривается к незнакомому человеку, прежде чем пойти на контакт с ним. На контакт идет очень избирательно.
Многие полугодовалые малыши умеют пить из кружки и пытаются пользоваться ложкой. Попытки, как правило, неудачные, но это не главное. Главное, что в шесть месяцев ребенок уже понимает, зачем нужна ложка и что ей надо делать.
Контрольный показатель: полугодовалый малыш умеет проситься на руки к маме.
Врождённые рефлексы и приобретённые навыки: что должен уметь делать полуторамесячный и двухмесячный малыш
Многие рефлексы у ребёнка в этом возрасте ещё ярко выражены, некоторые угасают к 2 месяцам.
Основные рефлексы месячного ребёнка
- Сосательный рефлекс — малыш начинает активно сосать, когда в его ротик попадает либо грудь, либо соска. Угасание рефлекса происходит к концу года.
- Поисковый рефлекс — если провести рукой по щеке грудничка, то его головка поворачивается в ту же сторону, а ротик ищет грудь матери. Рефлекс может ослабевать к трём месяцам, полное исчезновение происходит к году.
- Рефлекс Бабинского — если провести по наружному краю стопы к пальцам, то происходит расхождение пальцев. Некоторые врачи считают наличие этого рефлекса нормой до года, но есть мнение, что такая реакция стопы на раздражитель — это признак патологии, и требуется консультация специалиста.
- Ладонно-ротовой рефлекс — когда происходит нажатие большим пальцем на ладонь ребёнка, он поворачивает головку и открывает рот. Угасание рефлекса должно происходить к трём месяцам.
- Рефлекс Галанта — если провести вдоль позвоночника, малыш изгибает спину. Рефлекс не проявляется после 4 месяцев.
- Хватательный рефлекс — при прикосновении к ладони чем-либо, ребёнок захватывает и удерживает предмет. Рефлекс пропадает примерно в 4 месяца.
- Рефлекс Робинсона — малыш постоянно стремится что-нибудь захватить и удержать в ручках. К 3–4 месяцам формируется условный рефлекс, выражающийся в том, что ребёнок берёт игрушки целенаправленно.
- Рефлекс ползанья Бауэра — если сделать упор на стопы ребёнка, находящегося на животе, он попытается ползти. Рефлекс исчезает к 4 месяцам.
- Хоботковый рефлекс — при лёгком прикосновении к губам ребёнка они вытягиваются в форме хоботка. Рефлекс угасает к 3 месяцам.
- Рефлекс опоры — если малыша поставить на стол, он плотно упирается в него стопами. Рефлекс сохраняется до 2 месяцев.
- Шаговый рефлекс — когда ребёнка, «стоящего» на опоре, слегка наклоняют вперёд, появляются шаговые движения. После 2 месяцев рефлекс не проявляется.
Шаговый рефлекс ещё называют автоматической походкой новорождённых
Если рефлекс отсутствует у малыша, когда он в норме должен наблюдаться, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Главная задача малыша в первый месяц — это адаптация и налаживание работы всех систем организма
Поэтому до двух месяцев грудничок не может похвастаться какими-то значимыми достижениями, но всё же ребёнок подходит к первому важному этапу в своём развитии — самостоятельному удержанию головки. А ещё этот период часто радует родных первой осознанной улыбкой малыша
Достижения и умения ребёнка в 2 месяца
- начинает осознанно улыбаться, видя взрослого и в ответ на улыбку и слова, обращённые к нему;
- фиксирует взгляд на предмете, может какое-то время следить за его медленным перемещением;
- узнаёт лицо мамы и внимательно рассматривает его;
- реагирует на громкий звук поворотом головы;
- с интересом смотрит на яркие игрушки;
- оживляется при виде взрослого;
- различает звуки, узнаёт голос мамы;
- в положении на животе приподнимает головку и удерживает её несколько секунд;
- непродолжительное время держит головку, находясь на руках у мамы;
- произносит отдельные звуки: «а», «и», «о», «у»;
- рефлекторно удерживает в руках предмет (постепенно это действие перерастает в условный рефлекс);
- плачем зовёт маму при любом дискомфорте.
Плачем малыш зовёт маму
В этом возрасте ребёнок ещё очень мал, и родителям необходимо относиться к его действиям с особым вниманием. Не нужно переживать, если малыш освоил пока ещё не так много из возможного
Главное, чтобы мама наблюдала прогресс в его развитии. Когда что-либо в жизни малыша настораживает родителей, или кажется, что за прошедшее время ребёнок не проявил никаких навыков и умений, необходимо проконсультироваться со специалистом.
Особенности ранней диагностики
Благодаря ранней диагностике патологических процессов можно быстрее решить имеющиеся проблемы, предупредить развитие осложнений, выполнить коррекцию.
Одним из методов ранней диагностики является ультразвуковое исследование головного мозга
Для месячного ребенка это очень важное обследование, поскольку с его помощь можно определить отклонения в развитии центральной или периферической нервной системы
Эта диагностика показана в таких ситуациях:
- если малыш родился недоношенным;
- если в родовом процессе были какие-либо осложнения;
- если после родов неонатолог поставил по шкале Апгар низкие баллы;
- при наличии гипертонуса или гипотонуса мышц;
- если есть задержка физического, психического или неврологического типа.
С помощью нейросонографии можно определить наличие врожденных и генетических аномалий нервной системы, кистозные образования. Если во время родов была травма у ребенка, специалист тщательно осматривает ткани, чтобы определить, есть ли внутричерепные кровоизлияния.
Ультразвуковое исследование тазобедренных суставов помогает определить возможные патологические процессы, дисплазию, вывихи тазобедренных суставов врожденного характера. В течение первого года лечение этих патологий будет наиболее эффективным, поскольку ребенок еще не ходит и нагрузка на его опорно-двигательный аппарат меньше. Если во время обследования ребенка в 1 месяц определяются проблемы, ортопед направляет на курс массажа, дает общие рекомендации. Врач выписывает направление на необходимые процедуры, с помощью которых восстановление происходит гораздо быстрее.
Ультразвуковое исследование брюшной полости является необходимой процедурой для новорожденных малышей. Это обследование помогает определить, есть ли какие-то врожденные патологии. Во время плановой процедуры проводится оценка соответствия внутренних органов возрастной категории ребенка. Есть определенные критерии соотношения возраста и размеров внутренних органов, эти показатели учитывают при оценке развития.
Ультразвуковое исследование сердца проводится с одного до полутора месяцев. Эта процедура является абсолютно безопасной для ребенка. Она информативная, с ее помощью можно оценить, в каком состоянии находится сердечно-сосудистая система. Противопоказания к эхокардиографии отсутствуют.
Вторая неделя жизни
Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.
Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика – он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малыша – кишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.
С 13 по 16 неделю
К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой – у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.
Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:
- удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
- гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
- реагирует, когда кто-то произносит его имя;
- на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
- хватает и пробует на вкус различные предметы;
- пытается приседать.
Третья неделя жизни
К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку – хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.
Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.
С 21 по 24 неделю
У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает – скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:
- ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
- он успешно ползает;
- он смеется, бормочет и лепечет, поет;
- кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.
С 29 по 32 неделю
У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.
У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.
Ребенок умеет:
- садиться без помощи взрослых;
- играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
- делает первые шаги, держа маму за руку.
С 17 по 20 неделю
Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки – этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:
ИНТЕРЕСНО: в каком возрасте ребенок начинает сидеть самостоятельно?
- может переворачиваться со спины на живот и обратно;
- приподнимает верхнюю часть тела на руках;
- понемногу начинает ползать;
- может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
- его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.