Правильные методы и принципы воспитания детей и ошибки, различия мальчиков и девочек

Виды наказаний ребенка

В зависимости от многих обстоятельств проступка, выделяют несколько возможных видов наказания ребёнка.

Наказание запретом

Этот вид наказания считается самым мягким, но при этом довольно эффективным. Работает он так: если малыш не хочет выполнять какие-то мелкие поручения, за это его ограничивают в чём-то, что он любит делать (запрещают гулять, смотреть телевизор и т. д.). В абсолютном большинстве случаев желание встретиться с друзьями или увидеть новую серию мультфильма оказывается сильнее лени, и ребёнок старается как можно быстрее выполнить свои обязанности, чтобы снять ограничение

Грамотно воспитывая ребёнка с помощью этого наказания, обращайте внимание, чтобы он понимал связь между запретом и своим проступком. Если логическая связь между ними не прослеживается, воспитательный эффект будет минимальным

Например, если малыш разбросал игрушки и отказывается убирать их по местам, логично будет на какое-то время запретить ему ими играть. При этом обозначенный период должен быть адекватным, чтобы наказание не казалось чрезмерным.

Наказание трудом

С помощью такого наказания воспитывают не только дома, но и в школе, и даже взрослые люди иногда ему подвергаются. Смысл его в том, что провинившийся выполняет какую-то работу по дому, будь то мытьё посуды или уборка комнаты.

Как и в случае с наказанием запретом, наилучшего эффекта вы достигнете в том случае, если наказание связано с проступком. То есть, если ребёнок где-то намусорил, и вы заставите его убраться в этой комнате – это будет вполне справедливо. В следующий раз он не захочет повторять своих действий, чтобы снова не нарваться на «отработку».

Словесное наказание

Здесь речь идёт о любых грубых выражениях, оскорблениях, угрозах. С этим видом наказания нужно быть очень осторожным, поскольку любое плохое слово, услышанное от родителей, может очень глубоко повлиять на детское сознание. Регулярные словесные наказания приводят к тому, что ребёнок замыкается в себе, у него падает самооценка, накапливается обида. Чтобы воспитывать детей таким образом, но при этом не травмировать их, попробуйте построить свои высказывания от первого лица.

Не говорите так: «Опять ты получил двойку по математике! Вчера весь вечер занимались, а ты ничего не запомнил!». Скажите лучше следующим образом: «Мне так обидно, что я стараюсь помочь тебе с уроками, а в итоге всё зря. Я ведь знаю, что ты всё это можешь запомнить, попробуй сделать это ещё раз».

Наказание изоляцией

Это стандартные воспитательные методы: поставить ребёнка в угол или запереть в комнате, и какое-то время не идти с ним на контакт. При правильном использовании этот метод наказания может быть эффективен и безвреден для психики.

Обратите внимание, что с изоляцией нельзя перебарщивать. Если вы будете постоянно воспитывать ребёнка таким образом, не удивляйтесь, что он вырастет замкнутым и необщительным. Также подобные наказания под запретом, если малыш боится замкнутых пространств

Также подобные наказания под запретом, если малыш боится замкнутых пространств.

Наказание игнорированием

Для самых маленьких игнорирование со стороны родителей может стать настоящей трагедией. Вы – самые главные люди в его жизни, его защита и опора, и вдруг ребёнок видит, что вы от него отвернулись. Из-за этого у него формируется ощущение одиночества и ненужности.

Старайтесь воспитывать детей, не применяя наказание игнорированием слишком часто.

Моральное наказание

Здесь речь идёт о том, чтобы вызвать у ребёнка чувство вины за то, что он сделал что-то плохое. А поскольку вина – это очень сильное переживание, после подобных наказаний формируется довольно устойчивая модель поведения. То есть, однажды подвергнувшись осуждению родителей за какой-то поступок, в дальнейшем малыш будет сознательно избегать подобных действий.

Моральные санкции – стандартный метод, с помощью которого детей воспитывают и в садике, и в школе. Естественно, что наказание в таком случае должно быть соизмеримо с проступком, а также соответствовать возрасту и психологическим особенностям провинившегося.

Телесное наказание

В педагогике до сих пор не утихают споры о том, можно ли воспитывать детей «ремнём». При этом в большинстве стран запрет на насилие в семье закреплён законодательно. Например, в России подобные статьи есть в Семейном Кодексе.

Однако некоторые специалисты в вопросах воспитания, в частности известный отечественный педагог Антон Макаренко, в исключительных случаях допускали физическое наказание детей в самых разных проявлениях. Того же мнения придерживается и ряд современных психологов. И всё-таки, можно ли воспитывать ребёнка без физических наказаний?

Что такое наказание?

Наказание – применение каких-либо мер в отношении ребёнка в ответ на неугодное или не соответствующее нормам поведение. Чаще всего это происходит как психическое (крики, угрозы, шантаж, унижение и др.) или физическое (избиение, нанесение телесных повреждений) насилие над личностью.

Удивительно, как родители не понимают очевидных моментов! Если вас, взрослого человека, кто-то более сильный, от которого вы полностью зависимы, начнёт постоянно наказывать за все прегрешения, при этом будет на вас кричать, унижать, возможно, даже систематически поколачивать, станете ли вы лучше, добрее, попытаетесь ли поступать так, как от вас требуют? В лучшем случае будете бояться, в худшем – тихо ненавидеть своего обидчика. А выполнять его требования станете просто из страха, из боязни быть наказанным, а не потому, что так надо или это входит в принципы нормального поведения. Так чего же вы хотите? Чтобы вас боялись и следовали правилам из-за этого? Или чтобы понимали, что именно так поступают хорошие, воспитанные люди? Думаем, именно второе. В таком случае наказания как основной метод воспитания следует отложить навсегда и искать более действенные способы взаимодействия с ребёнком. Тем более что постоянные крики, упрёки и другие насильственные способы очень негативно отражаются на психике маленького человека, порою приводя к самым тяжёлым последствиям.

Почему мы кричим?

Давайте разберемся, почему же недовольство поступком ребенка чаще всего выражается в крике.

Но задумайтесь: вы начали кричать, поговорив с сыном или дочкой и услышав их мнение о сложившейся ситуации или не дав ребенку сказать и слова и не разобравшись во всем?

Поступок ребенка становится точкой для выплеска негатива. И негатив этот принимает форму оскорблений или унижений, а основным аспектом становится ваше состояние: «Я работаю, как Папа Карло, а ты меня подводишь», «Я совсем не отдыхаю, ты не помогаешь», «Я столько делаю, а ты не ценишь».

Любое ваше высказывание в адрес ребенка начинается с вас – крича на него, вы начинаете с себя, с того, что делаете вы. В крике вы выражаете все то, что хотели выплеснуть в течение дня, но не было возможности, а управлять гневом, когда переполняют отрицательные эмоции, вы не умеете.

Основные принципы воспитания без давления на психику

Прислушайтесь к рекомендациям психологов, запомните основные правила воспитания деток. Помните: родительский труд – ежедневное, тяжёлое занятие, но при правильном подходе награда, отдача за любовь, доверие непременно будет.

Основные принципы воспитания счастливого ребёнка:

последовательность действий;
терпение, настойчивость, желание научить;
искренний интерес к делам маленького человечка/дошкольника/подростка;
воспитание на личном примере;
признание личности в любом возрасте;
уважение к мыслям, чувствам детей;
нельзя пилить, напоминать по сто раз, чтобы малыш что-то сделал

Такие действия провоцируют истерики, капризы, активное сопротивление;
поощрение за выполненные поручения;
нельзя поддаваться на провокации, грубость, истерики;
не откликайтесь на эмоциональные взрывы маленького капризули, пусть успокоится, тогда и поговорите;
откажитесь от физического, психологического насилия по отношению к деткам, но не позволяйте унижать, бить вас и близких;
для родителей важно самообразование, постоянное развитие, чтение книг по психологии, статей в научно-популярных журналах;
в сложных ситуациях обращайтесь за советом к психологу, выполняйте рекомендации специалиста.. Не создавайте ситуации, провоцирующие конфликты на ровном месте. Самый простой, но, к сожалению, распространённый пример

Самый простой, но, к сожалению, распространённый пример.

Не создавайте ситуации, провоцирующие конфликты на ровном месте. Самый простой, но, к сожалению, распространённый пример.

Узнаёте ситуацию:

  • мама с дочкой пришли играть в песочницу. На девочке вместо простенького, удобного комбинезона нарядное платье и милые туфельки;
  • зачем мама так одела малышку? Чтобы девочка увлечённо лепила пасочки или смотрела со стороны, как играют другие детки? Непонятно, не продуманно, но повод для конфликта интересов уже есть;
  • последствия ошибки: постоянные окрики: «Не лезь», «Ты испачкаешься», капризы в ответ. Кроме того, есть желание малышки поиграть, непонимание, зачем сюда пришли, раз нельзя возиться в песке, крики, нервы, испорченное настроение;
  • вывод: в песочницу, для активных игр на улице надевайте одежду, которую не жалко испачкать, легко стирать. Конфликт просто не возникнет, потому что нет надуманного повода.

Почему нельзя кричать и наказывать?

Последствия агрессивного воспитания достаточно печальны. Только посмотрите, что приобретают дети в результате:

  1. Комплексы, неуверенность в себе

Если крик – неотъемлемый спутник вашей жизни с ребёнком, вы должны понимать, что вы его уже запугали и, скорее всего, сформировали кучу комплексов, неуверенность в себе. Снова представьте себя на месте вашего чада. Если на вас постоянно повышают голос, вы в принципе уже не умеете разговаривать никак, кроме как на повышенных тонах. Чувствуете себя разбитым, никому не нужным. Кажется, что вы действительно очень плохой и хуже вас нет, ведь вам это внушает самый родной человек, с которым вы живёте, который так или иначе является для вас авторитетом, от которого вы целиком и полностью зависите. Наверняка вам трудно даже представить подобную картинку, ведь вы можете встать и уйти от такой особы и не слушать, что она вам говорит, не реагировать на крики. А ваш ребёнок уйти от вас почти никуда не может (разве что решится на побег из дома). Поэтому его психика по-другому реагирует на ваши наказания. Она как будто «замыкается» и начинает формировать комплексы «я плохой, раз мама постоянно мной недовольна», «я ничего не могу, раз так говорят родители, и уже ничего никогда не смогу» и т. д.

  1. Психологические расстройства

Ребёнок, жизнь которого сопровождают наказания и крики, чаще всего вырастает очень агрессивным, потому что он не может по-другому реагировать на людей и их какие-либо высказывания, особенно в свой адрес, ведь подобное поведение для него является привычным. Кроме того, у него формируется невроз, с которым он будет жить всю свою жизнь и который будет влиять на его взаимоотношения с вами в том числе.

  1. Психосоматические заболевания

Данные заболевания возникают как реакция на психологические проблемы и точно начинают появляться в моменты психологических кризисов, которые ваш ребёнок, безусловно, приобретёт, если вы постоянно будет организовывать ему наказания.

Что происходит, если мы начинаем кричать — эмоции и чувства ребенка

Постоянные крики на чадо грозят серьезными последствиями. Вот только некоторые из них.

Крик вызывает страх. Исследования показали, что частые крики в семье у детей могут вызывать депрессию, головные боли, тревожность, которые затем он возьмет с собой во взрослую жизнь.
Крик подрывает доверие. Американская академия педиатрии говорит нам о том, что крик убивает в малыше самооценку и чувство защищенности.
Крик растет. Сперва ребенок будет реагировать на крик боязнью, а затем постепенно к нему привыкнет. И тогда родителю придется кричать чаще и громче, чтобы чадо его услышало. Отмечено, что в семьях, в которых практикуется воспитание криком, поведение детей ухудшается с каждым годом.
Крик – преграда слов

Дети больше обращают внимание не на то, что говорит взрослый, а на то, как он это говорит. Поэтому его внимание сконцентрируется на тоне, а не на смысле слов.
Крик войдет в привычку

Дети копируют модель поведения своих родителей. Ученые из Университета Брауна пришли к неутешительным выводам: к 9 годам у ребенка формируется большинство привычек, которые он перенесет во взрослую жизнь.

Психолог И. Силенок:

Во все времена и в любом возрасте ребенка нужно поддерживать. Он должен знать, чувствовать, что его любят, уважают, ему доверяют, его не разлюбят за ошибку. Об этом нужно говорить. Дело в том, что дети всю информацию воспринимают буквально. Когда мы их хвалим, значит, любим, если ругаем, они уверены, что не нужны родителям.

Физическое развитие мальчиков

Детки разного пола отличаются как своим физическим, так и психологическим развитием. Гендерное воспитание детей должно основываться на этих различиях. Мальчики более сильны физически, при этом отличаются более слабым здоровьем, чем девочки. Они плохо переносят многочисленные вирусные инфекции, с которыми приходится сталкиваться подрастающему организму. При этом дети мужского пола очень активны, их потребность в передвижении выше, чем у девочек, почти в 6 раз. Именно поэтому у мальчиков чаще встречаются различные травмы. Специалистами также были отмечены еще несколько интересных особенностей физического развития представителей сильной половины человечества, влияющих на гендерное воспитание:

  • Дыхание с участием мышц брюшного пресса.
  • Легкие больше по размеру, чем у девочек.
  • Выраженное развитие правого полушария, ответственного за обработку зрительных, музыкальных образов, физических параметров предметов, пространственной ориентации.
  • Сложность в обработке информации, полученной разными полушариями головного мозга.
  • Объем крови на 0,5 л больше, чем у девочек.

Как можно воспитывать ребенка без криков и наказаний

Вполне реально воспитывать ребенка послушным, не применяя физическую силу, и кричать при  этом не надо будет

Для этого важно, чтобы родители между собой в первую очередь решили, где будут давать чаду свободу, а где будут ограничивать, чтобы не было разногласий в воспитании

Есть ряд рекомендаций, благодаря которым можно в воспитании обойтись без криков, а именно:

важно проявлять терпение и не срываться в тот момент, когда ребенок его испытывает;
важно проявлять любовь по отношению к чаду вне зависимости от того, каких успехов удалось достичь или какие были неудачи;
с ребенком стоит общаться на равных, так как это тоже личность;
все свободное время стоит уделять ребенку, а если он становится очень капризным и непослушным, то это говорит о недостатке родительского внимания;
запрещать стоит только то, что действительно может быть опасным для ребенка;
важно придерживаться последовательности, и не стоит сегодня запрещать есть шоколадку перед обедом, а завтра разрешать.

Только благодаря грамотному воспитанию ребенка без криков и наказаний можно добиться того, что он вырастет успешной и хорошей личностью.

Три кита, на которых строится правильный процесс воздействия на малыша

Первое, о чём думают родители при словосочетании: воспитание ребёнка – наказания, причём их форма может быть различной. Например, запрет на игры за компьютером, просмотр телевизора, определение крохи в угол. Хотя многие мамы и папы знают, что это не самый правильный путь, и они стараются что-то поменять, но как только их чадо снова делает всё не так, как надо, то проблема остаётся вновь нерешённой. А заковырка в том, что они не знают, как правильно растить ребёнка без таких неприятных и нежелательных мер. Однако, всё на самом деле очень просто.

Особенности воспитания детей без наказаний и крика сводятся к таким основам:

  1. Личный пример.
  2. Объяснения.
  3. Демонстрация эмоций.

Физическое развитие мальчиков

Детки разного пола отличаются как своим физическим, так и психологическим развитием. Гендерное воспитание детей должно основываться на этих различиях. Мальчики более сильны физически, при этом отличаются более слабым здоровьем, чем девочки. Они плохо переносят многочисленные вирусные инфекции, с которыми приходится сталкиваться подрастающему организму. При этом дети мужского пола очень активны, их потребность в передвижении выше, чем у девочек, почти в 6 раз. Именно поэтому у мальчиков чаще встречаются различные травмы. Специалистами также были отмечены еще несколько интересных особенностей физического развития представителей сильной половины человечества, влияющих на гендерное воспитание:

  • Дыхание с участием мышц брюшного пресса.
  • Легкие больше по размеру, чем у девочек.
  • Выраженное развитие правого полушария, ответственного за обработку зрительных, музыкальных образов, физических параметров предметов, пространственной ориентации.
  • Сложность в обработке информации, полученной разными полушариями головного мозга.
  • Объем крови на 0,5 л больше, чем у девочек.

Почему воспитание ребенка так важно

Человек живет в социуме, где действуют определенные нормы поведения. И крошка, рано или поздно, пойдет в детский садик, а затем — в школу. И там он будет вынужден выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Адаптация пройдет легче, если малютка научился дома выполнять несложные просьбы без криков и наказаний. Он уже усвоил простые правила поведения, поэтому спокойно одевается на прогулку и моет ручки перед едой.

Не умеющий общаться с детьми и воспитателями малыш тяжело переживает сложившуюся ситуацию. Он начинает плакать, отказывается от еды. Крошка испытывает стресс, и помочь ему достаточно сложно.

Воспитание детей: понятие и психология

Кто-то под воспитанием подразумевает набор не всегда одобряемых нормальными педагогами приемов для ограничения свободы личности, применяемых с целью вылепливания из маленького человека субъекта, удобного для окружающих его взрослых.

Но на самом деле результатом процесса должно быть получение ребенком навыков встраивания в социум таким образом, чтобы пользу от этого получал как новый член общества, так и оно само.

В идеале эти навыки желательно транслировать в самой гуманной форме, с поволокой мудрости на глазах педагога, подпитывающейся теплом от огня в очах воспитываемого из-за желания узнать как можно больше. На деле же выходит далеко не так сказочно.

И порой родителям, несколько успокоившимся после очередного преподавания урока жизни, даже становится стыдно за свои педагогические потуги донести до чада суть чего-то там.

Но не всем. Как же перейти в категорию пап и мам, способных воспитывать детей без крика и затяжных нравоучений?

Допустимо ли физическое наказание?

Вероятно, ни один вопрос родительских методов воспитания не вызывает такого бурного обсуждения, как телесное воздействие на ребёнка. Многие специалисты выступают категорически против такой дисциплинарной меры, однако некоторые родители её всё равно применяют.

Дополнительно приходят на ум многочисленные русские поговорки и пословицы, которые одобряют порку. Мол, бей дитя, пока оно поперёк лавки помещается…

Однако противники физических наказаний приводят другие доводы, выглядящие, пожалуй, более «железобетонными». Помимо того, что наказание ребенка ремнём – это больно и обидно, следует помнить и о вероятных результатах подобного метода воспитания.

Так, следствием использования телесного воздействия может быть:

  • нанесение травмы ребёнку (из-за чрезмерного применения силы);
  • психологические травмы (страхи, пониженная самооценка, социофобия и т.д.);
  • агрессивность;
  • стремление бунтовать по любому поводу;
  • стремление отомстить;
  • испорченные детско-родительские отношения.

Таким образом, отцовский ремень – не лучший способ воспитания детей. Жестокость обязательно даст о себе знать, пусть даже проблемы проявятся не сейчас, а в отдалённой перспективе.

Более подробно о том, почему нельзя бить ребёнка и к каким плачевным последствиям может привести родительская жестокость, читайте в статье детского психолога.
Многие специалисты убеждены, что стоит разграничивать жестокость и лёгкое физическое воздействие на ребёнка с целью прекратить нежелательное поведение.

В качестве примера можно привести такую ситуацию, когда испуганная мать в сердцах шлёпает своего маленького ребёнка, выбежавшего на оживлённую дорогу и едва не попавшего под колёса транспортного средства

Считается, что такое телесное воздействие не унижает детей, а привлекает внимание

Когда наказывать и кричать нельзя категорически

Повышенная капризность может быть вызвана кризисными периодами. Эти этапы важны для психического и эмоционального становления детей. Выделяют 4 этапа, так называемого взросления, во время которого наказания навредят:

  • кризис 1-го года жизни (начинается примерно в 9 месяцев);
  • кризис 3-х летнего возраста (может начаться в период с 2 до 4 лет);
  • кризис 7-го года жизни;
  • подростковый кризис.

Помимо вышеописанных промежутков времени, существуют ситуации, в которых наказание и крики должны полностью исключаться:

  • во время болезни;
  • в момент приема пищи;
  • если ребенок увлеченно играет;
  • перед сном и в период пробуждения;
  • если малыш плохо выполнил свою обязанность, но очень старался;
  • если ребенок испытывает злость или слишком возбужден.

Сильное раздражение самого родителя не должно служить поводом для общения на повышенных тонах или физического наказания ребенка.

Наказание в виде труда

Передача новых обязанностей, так сказать наказание трудом, также широко распространена в воспитательном процессе, причем не только в домашней обстановке, но и в школьных или детсадовских коллективах. Этот метод особо эффективен, когда наказание напрямую сопряжено с проступком. Например, устроив разгром в одном месте, ребенку поручают уборку более обширной территории. Даже взрослые порой ощущают на себе действие подобного наказания, которое возложить на нас могут и начальство, и члены семьи. Применяя подобные санкции, следует учитывать, что злоупотребление или чрезмерные нагрузки могут навсегда убить желание помогать по дому.

Как воспитать РЕБЕНКА послушным. «А, как же свобода личности?»

Почему же для некоторых родителей совсем не очевидно, что дети должны быть послушными?

Думается,это вопрос отношения к понятию «свобода» самих родителей.

Считая самих себя свободными личностями, которые«сами всё знают»,такие родители убеждены –их дети тоже сами знают, что им нужно.

Беда в том, что по своей природе человек понимает свободу превратно, зачастую живя по принципу «не хочу – не буду».

Чаще всего подобные убеждения направляют поступки«свободной личности» в негативную сторону. Совершенно очевидно, что оказавшись перед свободным выбором делать уроки, помочь по дому или посидеть у компьютера, ребёнок предпочтет последнее.

Своевольному ребёнку вообще трудно добровольно сделать что-то, к чему у него нет желания. Тут его воля бессильна. Зато она удесятеряется, когда  чувствует волшебное «Я хочу!».

О какой же свободе тут может идти речь, если человек является рабом своих желаний?

Как часто приходится слышать откровения преступников о том, что  они «этого не хотели»… Что же это, как не свидетельство полного внутреннего порабощения при внешней свободе?

Общеизвестно, что такими людьми становятся именно те, кому «закон не писан» уже с детства, к кому не могли достучаться ни родители, ни учителя.

Как правило, простое своеволие, неуправляемость, нежелание слушаться старших у детей разрастаются до преступного мировоззрения уже во взрослом возрасте. Причём, преступления могут быть самыми разнообразными:  от преступлений против любви и исполнения  обязанностей до нарушения закона.

Воспитывая ребёнка послушным, мы освобождаем его от порочного своеволия, поэтому родители обязаны воспитывать своих детей послушными всеми возможными средствами.

А все-таки,как же  свобода личности?

Дело в том, что между свободой и послушанием нет противоречий.

Более того – послушный ребёнок намного свободнее, чем непослушный.

Не секрет, что балованные дети очень капризны и, как правило, всем недовольны. Происходит это потому, что свобода понимается ребёнком исключительно, как возможность делать то, что ему хочется. Но так как воля и умение управлять собой ещё не развиты, то шквал разнообразных и противоречивых желаний буквально сминает ребёнка. Он не знает, что делать с этой «свободой»,он порабощён собственным своеволием.

Послушание для ребёнка – это сознательное и добровольное подчинение наставничеству родителей.

Послушание – это средство, которое открывает ребёнку доступ к принятию опыта, знаний, житейской и духовной мудрости старших.

Как раз  на формирование в ребёнке воли к добру и направлено всё воспитание послушания.

За что нельзя наказывать ребёнка?

И родителям, и детям стоит понимать, за что можно, а за что нельзя наказывать собственного ребенка.  Список так называемых проступков должен быть ясным и понятным, дабы малыш все время понимал, что совершает оплошность. Нередко родители совершают ошибку.

За одно и то же действие сегодня могут наказать, а завтра даже и не обратят внимание. Именно грамотное и четко спланированное поведение родителей поможет детям разграничивать свои поступки

Наказывать ребенка не рекомендуют за:

Любознательность (прыжок в лужу может означать желание померить её глубину и понять, что находится под водой; разбор предметов помогает понять, из чего они состоят).
Возрастные особенности (неумение говорить, ходить вовремя на горшок, быстро мыслить, бегать).
Психологическое состояние во время болезней (дети в это время становятся особенно плаксивыми, раздражительными, нервными и требующими повышенного внимания).
Неосторожность (пролил стакан с водой, упал на улице, наступил в грязь).
Естественные эмоции (ревность, зависть, обида).

Таким образом, родители должны изначально поговорить с малышом, а потом уже делать выводы. Например, ребенок мог разбить дорогое блюдце из любимого маминого сервиза. Но позже выяснится, что малыш хотел испечь торт и положить его на это блюдце. Соответственно, подобное действие уже не требует серьезного наказания.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧКИ ОТ ВОСПИТАНИЯ МАЛЬЧИКА?

Когда в семье появляются дети разных полов, родителей мучает вопрос, чем отличается воспитание мальчика от девочки. Психологи едины в одном: есть различия в подходе к обучению и воспитанию мальчиков и девочек.

У мальчиков и девочек разные способы получения знаний.

Мальчишкам все надо попробовать и испытать. Сильный пол учится через эксперименты, им обязательно нужно сделать что-либо самостоятельно и дойти до ответа самому.

Девочки по своей природе склонны к послушанию. Сидя на уроке, юная леди «настраивается на волну» учителя и через жесты, мимику, смотря буквально в рот преподавателю, перенимает знания. Если девочка просит ей что-то объяснить, то ей, действительно, достаточно объяснения, и она его применит, когда ей будет необходимо.

У мальчиков и девочек разные реакции на то, как оценивают их деятельность.

Для девочек, как представительниц прекрасного пола, очень важно какое они производят впечатление. Для них имеет большое значение эмоциональное общение со взрослым, и кто конкретно их оценивает, какие слова при этом употребляет

Мальчиков интересует, какая именно работа оценивается родителем или педагогом, и детальное объяснение ее сути. Поэтому эмоциональная реплика в адрес мальчика: «Я недовольна тобой» – не несёт никакого смысла.

Ему нужно знать, какое его действие вызвало недовольство и почему, чтобы он смог исправить ошибку. Поэтому женщинам, воспитывающим мальчика, непонятно равнодушие к их наставлениям. Например, когда мама долго ругает сына, то недоумевает, почему он не расстраивается вместе с ней. Просто у мальчиков по природе короткий пик эмоциональности, сильный пол долго не печалится. Он среагировал в начале разговора, но долго удерживать эмоциональный накал мальчик не в состоянии, канал поступления информации у него закрылся, и он перестает реагировать на мамины нравоучения.

Мальчиков и девочек хвалить нужно по-разному.

Чтобы дети росли гармоничными личностями с адекватной самооценкой, их действия должны иметь обратную связь со стороны родителей.

Мальчики оценивают себя по достижениям. Поэтому лучшая похвала для сильного пола будет: «Какой замечательный самолёт ты смастерил!», «Ты помог мне прибраться в квартире, спасибо», «Ты чемпион, лучше всех решил контрольную работу». Самооценка мальчика растет прямо пропорционально тому, как взрослые оценивают его достижения и поступки. Похвала умножается вдвое, если мама нахваливает действие сына другому человеку, например, папе. Самооценка мальчика растет через его успехи.

Для девочки важно, чтобы оценили ее качества, потому как женская натура – это состояние. Если дочка испекла пирог или поджарила блинчики, бесполезно говорить о качестве приготовленных блюд

Нужно смотреть глубже и хвалить саму девочку: «Какая ты у меня заботливая, приготовила на ужин блинчики», «Какая хозяюшка растет, настоящая помощница», «Какая умница: столько книг прочитала за лето». От этого душа девочки наполняется счастьем, а женская самооценка стремительно идет вверх.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий