Игры на развитие речи у детей от 1 до 2 лет

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

  1. Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия.
  2. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д.
  3. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей»:

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

  1. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков.
  2. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей.
  3. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков.
  4. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее.
  5. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ.
  6. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей.
  7. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине.
  8. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев.
  9. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевые игры не только помогают развивать речевой аппарат, но также улучшать память, мышление, фантазию и мелкую моторику.

Так, с ребенком можно играть во что угодно, имитируя:

  • семью;
  • школу;
  • магазин;
  • салон красоты;
  • праздники и т. д.

У таких игр есть свой алгоритм проведения, которому необходимо следовать. Он включает в себя следующие действия:

  1. Выбор темы.
  2. Тщательная разработка плана игрового мероприятия.
  3. Создание ситуации.
  4. Распределение ролей.
  5. Старт игры.
  6. Поддержание интереса ребенка к забаве за счет придумывания различных неожиданных поворотов и ситуаций.
  7. Завершение игрового мероприятия. Финал должен быть логическим, чтобы малыш понимал, ради чего проводилась игра.

Чтобы веселее было проводить такие занятия, лучше играть всей семьей. Это пойдет на пользу и крохе, и родителям.

Советы и упражнения для развития речи дома

Заниматься нужно с каждым ребенком: чем больше усилий приложат родители, тем лучше будет результат.При этом необходимо помнить о ряде правил, как быстро развить речь у ребенка. А именно:

Уроки должны проводиться регулярно. Пусть занятия будут недолгими, но ежедневными;
Будьте терпеливы и спокойны. Вряд ли у ребенка получится запомнить все с первого раза. Проявите целомудрие, не повышайте голос. Не нужно приступать к занятиям, если у вас плохое настроение;
Занятия в форме игры. Дети 2-3 лет не могут долго концентрироваться на одном виде деятельности. Это нужно учитывать при организации учебного процесса;
Используйте красочные материалы. В вашем арсенале должны быть плакаты, карточки, фигурки

Важно иметь наглядный материал.

Когда вы занимаетесь с ребенком, следите и за своей речью. Вы должны произносить все четко и понятно, не сюсюкаться и не искажать слова.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы ребенок научился правильно произносить звуки, необходимо работать над артикуляцией. Такие занятия укрепляют мышцы и связки рта. С ребенком 2-3 лет делают следующие упражнения:

  • Нужно поочередно надувать и сдувать щеки;
  • Играть в замок с мостом: широко открывать рот и высовывать язык;
  • Широко открывать рот и задерживать такое положение на несколько секунд;
  • Приоткрыть рот в улыбке, передвигать язык из одного угла в другой, имитируя маятник;
  • Тянуться языком к кончику носа или подбородку;
  • Цокать, как делают это лошадки.

Развитие мелкой моторики

От того, насколько хорошо у ребенка развита мелкая моторика, будут зависеть его речевые навыки. Специалисты рекомендуют выполнять следующие задания:

  • Катать шарики: разных материалов, размеров;
  • Работать с тестом: можно использовать как обычное, так и специальное для лепки;
  • Делать узоры: рисовать их, выкладывать из лент, обводить;
  • Сортировать предметы: по форме, цвету, размеру. Для этого можно использовать камушки, игрушки, кубики;
  • Игра с сыпучими продуктами. Положите в глубокую миску какие-нибудь небольшие игрушки и засыпьте их крупой. Затем предложите ребенку найти клад;
  • Вырезание. К 2-3 годам ребенок может работать безопасными ножницами под строгим контролем родителей. Сначала он учится резать по ровной линии, затем по кругу, зигзагом.

Чтение дляразвития речи

Чтение – самый простой способ, как можно развивать речь у ребенка 3 лет. Да, в этом возрасте он еще не сможет самостоятельно читать, но это никак не мешает использовать книги для обучения. Родители ежедневно должны читать ребенку вслух. Выбирайте легкие рассказы, которые соответствуют возрасту малыша: он должен понимать смысл произведения, интересоваться им

Книги должны быть с красочными картинками, чтобы привлечь внимание ребенка

Игры наразвитие речи

Развивать речь ребенка можно и при помощи игр. Для малыша 2-3 лет хорошо подходят следующие:

  • Картинки с действиями. Вы показываете ребенку карточку, просите описать, что на ней делает персонаж. Можно задавать и другие подходящие вопросы;
  • Кто что умеет? Еще одна игра с картинками, во время которой родитель интересуется, какие действия может выполнять предмет;
  • Игрушка прячется. Родитель убирает ее в разные места так, чтобы это видел ребенок. Далее у него спрашивают, куда спряталась игрушка. Такая игра помогает изучить предлоги и пополнить словарный запас;
  • Выбери картинку. Перед ребенком раскладывают карточки, после чего родитель описывает одну из них. Малышу нужно выбрать ту, о которой шла речь.

Логоритмические игры

Развить речевые способности ребенка помогут различные логорифмические игры: когда стишки или песенки совмещаются с действием. Ребенок и играет, и учится говорить. Кроме того, развиваются его творческие способности. Каждый родитель наизусть знает игры «Гуси-гуси», «Мишка косолапый», «Баю-баюшки-баю». Существует множество и других стишков, которые помогут научить ребенка говорить.

Учимся правильно выговаривать сложные буквы

Неправильное произношение сложных букв бывает обусловлено особенностью строения речевого аппарата. Причина может заключаться в слишком маленьком либо большом языке, связке расположенной под ним, очень тонких, либо пухлых губах.
Артикуляцию способы нарушить также аномалии строения челюсти и зубов. Но чаще всего плохое произношение отдельных букв связано с неправильным педагогическим подходом.

Обычно, возникают трудности с шипящими звуками Щ, Ш, Ч, Ж. Также у ребенка может не получаться произносить Р, Л, С, К, Г, Ц, З. Чтобы научить малыша выговаривать сложные буквы, нужно регулярно с ним заниматься. Примеры упражнений приведены ниже в таблице.

Название упражнения
Цель
Суть
Расслабим язычок
расслабление языка и улучшение произношения шипящих звуков
Положить язык на нижние зубы. Верхней челюстью постучать по нему, проговаривая «та-та-та». Отдохнуть. Пошлепать по языку верхней губой, произнося «па-па-па»
Подъем кончика языка вверх
укрепление мышц языка
Открыть рот на 2-3 см. Высунуть кончик языка, распластав его по нижней губе. Положить на него жевательную резинку либо кусочек конфеты. Прилепить продукт к небу за верхними зубами

Важно при этом использовать только язык
Выдувание воздуха через середину языка
произношение буквы Ф
Улыбнуться и высунуть кончик языка, прижав его к нижней губе. Положить на стол ватку

Попытаться сдуть ее, не надувая щек. При этом произносится подобие буквы Ф
Произнесение букв Ш и Ж
выговаривание Ш и Ж
Произнести слог «СА». Подвинуть язык глубже в рот и снова повторить «СА». Аналогичное действие проделать, но выговаривая слог «ЗА»
Произношение буквы Ч
Произношение Ч
Языком ударить по альвеолам, произнося «ТЬ». Расслабиться и пропустить через щелочку звук Щ. Сначала это нужно делать очень медленно. Затем надо ускорить произношение двух звуков, не делая при этом пауз
Парус
произношение буквы Р
Широко открыть рот. Кончик языка расположить за верхними зубами, его нижнюю часть прогнуть вперед, а края прижать к зубам. Выполнить упражнение трижды по 10 секунд
Катание с горки
произношение буквы К
 На ладонь положить ватный шарик. Приоткрыть рот, корень языка приподнять, а кончик – опустить. Быстро выдохнуть и сдуть ватку с ладони

Беспокоиться и решать проблему молчаливости малыша нужно, когда ему исполнится 3 года. Но это не означает, что до этого времени родителям не нужно проводить развивающие занятия с ребенком.

Значение мелкой моторики в развитии речи малышей

О роли мелкой моторики в процессе формирования психических процессов у малышей и о ее значении в общем развитии речи стали говорить уже в середине прошлого века. Научно доказано, что от двигательной активности детских пальчиков напрямую зависит то, как будет происходить интеллектуальное развитие ребенка, а также способности к освоению и воспроизведению родного языка.

Чем раньше родители «увлекутся» пальчиковыми играми, тем раньше малыш заговорит. Сделать это несложно, учитывая, что большинство детей любит игры с собственными ручками. К тому же пальчиковые игры — это самый простой способ отвлечь малыша, развеселить или просто занять на некоторое время. Сегодня в продаже можно найти массу самых современных игрушек для развития мелкой моторики. Но для успешных и увлекательных игр вовсе не обязательно что-то покупать: практически всегда можно найти что-нибудь подходящее в привычных бытовых условиях. Например, в качестве пальчиковых игр можно:

  • завязывать и развязывать шнурки, ленты, банты;
  • нанизывать на веревочку бусины;
  • рвать бумагу на мелкие кусочки и скатывать их в шарики;
  • прицеплять и отцеплять прищепки;
  • отвинчивать и завинчивать крышки на бутылках и банках;
  • перебирать крупу или просто «шебуршить» в ней пальчиками, отыскивая зарытую мелкую игрушку;
  • разбирать разноцветные пуговки по размерам и цветам;
  • играть на музыкальных инструментах;
  • стучать пальчиками по клавиатуре;
  • рисовать мелом, красками, карандашами;
  • лепить из пластилина.

Что помогает развивать речь малышей?

Развивать речь ребенка в 1 год вовсе не обязательно с помощью специальных занятий, которые кроха пока еще не в состоянии выдержать из-за слабой усидчивости, низкой концентрации и отсутствия интереса к обучению. Чаще всего речевые навыки развиваются в непосредственном общении со взрослыми. Обеспечивать активное общение нужно обязательно. Ведь речь дает малышу возможность:

  • общаться со взрослыми;
  • узнавать названия окружающих предметов, соотносить их с действиями и признаками предметов;
  • передавать впечатления и эмоции;
  • развивать мышление;
  • закреплять жизненный опыт;
  • развивать творческие способности;
  • развивать память и воображение.

Какие же приемы помогут родителям совершенствовать речевые способности деток? Их много, и направлены они на развитие:

  • моторики (общей и мелкой). Подробнее об этом мы говорили здесь;
  • сенсорных способностей;
  • мимики и жестов. Какие жесты полезно разучивать с малышами, рассказано в данной статье;
  • чувства равновесия и ритма;
  • фонематического слуха. Подробнее об этом — здесь;
  • речевого дыхания. Какие игры его развивают, рассказано тут;
  • интонации;
  • словарного запаса.

Готовность малыша к дальнейшему совершенствованию речевых навыков зависит от того, как родители развивали их до года, как подготовили понятийный и артикуляционный аппарат к дальнейшей работе. Как ее продолжить? Вот несколько важнейших приемов:

  • Постоянное речевое окружение. Взрослые должны комментировать все свои действия, а также действия малыша.
  • Пение. Нужно чаще петь для крохи веселые песенки и колыбельные.
  • Словесное сопровождение всех режимных моментов. Хорошо, если таким сопровождением будут веселые потешки.
  • Создание ситуаций, когда крохе необходимо отвечать на вопросы, называть предметы, выражать свои желания. При этом полезно не понимать, если малыш пытается «отделаться» жестами.
  • Чтение детских книжек со сказками и стишками, рассматривание и описание картинок в них.
  • Общая гимнастика и активные подвижные игры, укрепляющие основные группы мышц.
  • Творчество (рисование, игры в песочнице, лепка).

Для развития речи необходима тесная эмоциональная связь крохи с родителями. Малыш должен чувствовать, что его любят, поддерживают, разделяют его радости и тревоги, уважают и защищают.

Способы стимуляции детской речи

Чтобы речь ребенка развивалась в хорошем темпе, нужно предоставить ему такие условия, при которых формирование речевых навыков происходило бы как бы само собой, легко и непринужденно. Эти условия довольно просты, и их без особого труда можно создать в пределах каждой семьи. А хорошо организованная развивающая среда приводит к успешному формированию речевой деятельности малыша.

Существуют специальные упражнения для развития речи у детей.

  1. Одним из лучших упражнений для развития коммуникативно-речевого потенциала является комментирование своих действий взрослым человеком в присутствии ребенка. Делать это можно (и даже нужно!) с любого возраста малыша. Младенцев такие упражнения стимулируют на ответную реакцию, а для детей от полугода и старше польза активного слушания заключается в том, что они не только начинают улавливать мелодику родной речи, но и учатся выстраивать ассоциативный ряд между тем, какие слова взрослый произносит вслух и какими предметами он при этом пользуется или какие действия совершает. То есть происходит механическое освоение слов и их значений.

    Выглядеть это может, например, так: «Сейчас мама будет мыть пол. Нальем водичку в таз, возьмем тряпку, намочим ее. Пол будет чистым, блестящим. Митя будет ползать по полу, где захочет!» Или так: «Мама варит суп. Почистим картошку, морковку, лучок, порежем капусту. Возьмем нож. Ножик острый! Ну вот, скоро будет готов вкусный суп. Саша будет кушать, скоро обед».

Важно, чтобы речь взрослого была разборчивой и простой для понимания малыша

Еще одно эффективное упражнение — проговаривание ребенку всего того, что он видит во время прогулки или дома. Суть упражнения такая же, как и в первом случае, только в данном случае речь взрослого должна быть обращена непосредственно к малышу. Например: «Вот цветочек растет, посмотри. Какой цветочек? Желтый. Это одуванчик. Давай-ка сорвем. Понюхай, как пахнет. Вкусно? На, держи крепко, неси домой. Подарим одуванчик бабушке».
Метод провокации. Суть метода заключается в том, что взрослый делает вид, что не понимает ребенка. Если малыш просит игрушку, то ему предлагается сразу несколько на выбор, но в ручки игрушки не даются — кроха должен озвучить, какую именно игрушку он хочет получить. Если во время прогулки ребенок тянет сопровождающего в «неизвестном» направлении, то взрослому следует поинтересоваться, куда это малыш так спешит: на площадку, в песочницу, на качели или играть в мяч. Такое упражнение побуждает малыша к речевой активности.
Дополнение и расширение произнесенной ребенком фразы. Согласно этой методике взрослые дополняют другими словами все, что скажет кроха. Например, если он произносит «масина», то взрослый продолжает: «Да, машина. Большая машина, быстрая, громкая. Вон как рычит». Расширяя таким образом детские фразы, взрослые создают благоприятную среду для овладения малышом связанной и развернутой речи.
Возможность выбора. Хорошая тренировка для активизации речи — позволять ребенку делать самостоятельный выбор. «Мы почитаем книжку или будем рисовать?», «Что ты хочешь: покормить птичек или посмотреть на лошадок?», «Ты пойдешь со мной в магазин или останешься дома с папой?»
Чтение книг — также один из лучших способов развития разговорных навыков малыша в возрасте до двух лет. Во-первых, пока ребенок не начнет интересоваться книжками самостоятельно, чтение — это совместное препровождение времени

А во-вторых, во время совместного просмотра книг у ребенка пополняется словарный запас, тренируются навыки активного слушания, развивается внимание, память. Детей очень увлекают яркие, красочные рисунки, веселые и простые стихотворения, диалоги персонажей, особенно когда их читают с выражением и по ролям

Со временем у малыша появляются любимые книги, а ближе к двум годам, дети начинают самостоятельно рассматривать картинки, находить знакомые предметы, называть их. Некоторые дети умудряются даже придумывать свои истории «по мотивам» и рассказывать их самому себе, пусть даже на своем, никому не понятном языке. Все это как нельзя лучше способствует активному освоению речи.
Занятия с карточками. Отличное пособие для развития речи у детей до двух лет — развивающие карточки. Обычно на них изображены яркие картинки, объединенные в группу по одному признаку: изображения животных, предметов одежды, машин и т. д. Во время занятий родители показывают малышу карточку, рассказывают, что на ней изображено и просят малыша повторить услышанное. С помощью таких карточек не только расширяется активный словарь ребенка, но и появляется возможность изучать различные характеристики и свойства предметов: маленький — большой, круглый — квадратный и т. д.

Когда бить тревогу

В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».

Начинайте принимать меры, если ребенок:

  • не пытается учить новые слова;
  • использует менее 20 слов;
  • не составляет даже двухсловные фразы;
  • не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
  • не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.

Рассмотрим еще некоторые факторы.

Отлучать ли от груди и соски

Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.

Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг — следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.

Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.

Речевой негативизм

Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.

У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны — отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.

Играем с детьми старше 1 года: что развиваем

Последние новости центра

  • 335

28.11.2023

Повышении цен с января 2024 года

Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…

  • 187

28.11.2023

Праздничные дни в новогодний период

Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …

  • 422

28.09.2023

Проведение технических работ

Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…

  • 371

14.09.2023

Ведется запись на онлайн-диагностику

Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …

  • 823

25.05.2023

Обновленные правила центра

Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…

  • 707

27.04.2023

Открытие нового центра в Москве!

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…

  • 450

27.04.2023

График работы центра в майские праздники

Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …

10 советов для родителей

Правильной организации процесса развития речи годовалых малышей помогут несложные правила:

  1. Учитывайте, что даже игра сейчас утомит ребенка, если будет длиться более 10 минут. Поэтому не «заговаривайте» его дольше, не проводите пальчиковые или артикуляционные игры больше 5 – 7 минут.
  2. Развивайте способности малыша последовательно. Пусть он сначала научится говорить открытые и закрытые слоги, а только затем – состоящие из них слова. Сначала учим понимать, что такое предмет и действие, затем – называть их, и лишь после – составлять из этих слов предложения.
  3. Упражнения для развития речи подбирайте так, чтобы они подходили конкретному ребенку. Ведь то, что одному легко далось в год, другому может не даваться и в полтора. Если игра окажется непосильной для малыша, он потеряет к ней интерес, начнет противиться подобным занятиям.
  4. Учите кроху выражать эмоции при помощи междометий: ай, эх, ой, ух, ого. Это интуитивно помогает ребенку усвоить эмоциональную функцию речи.
  5. Помогите ему освоить регулировку силы голоса. Можно петь, перекликаться, окликать друг друга во время игры в прятки, или просто находясь с ребенком в разных комнатах.
  6. Называйте предметы, только когда ребенок видит их непосредственно, ведь мышление у деток от 1 года до 3 лет – наглядно-действенное. Кормите кроху – называйте продукты и посуду, купаете – называйте ванные принадлежности, средства гигиены, игрушки. Учите ребенка называть и понимать действия: его одевают – это называется «гулять», укладывают в кроватку – это значит «спать».
  7. Чаще позволяйте малышу играть со старшими детками. При таком общении старшенькие провоцируют младшеньких выражать свои желания доступными способами, подают пример для подражания. Особенно эффективно такое общение во время совместных игр.
  8. Приобретите или сделайте домашний кукольный театр. Играя с персонажами, детки активно развивают речь, учатся сочинять свои истории. Они появятся не сразу и будут совсем примитивными, но всему свое время.
  9. Прогуливаясь с малышом, не просто называйте предметы, а развивайте вокруг них простые сюжеты. То есть, не просто «собачка», а «собачка гонится за бабочкой и лает».
  10. Разыгрывайте с игрушками увиденные в жизни сюжеты. Например, вы видели, как девочка кормит на площади голубей. Проиграйте эту ситуацию с куклой. Увидели, как грузовик выгружает кирпичи – сделайте то же самое дома с кубиками.

Сложности с речевым развитием: как определить

Все дети разные: кто-то к трем годам строит предложения, а кто-то использует небольшое количество слов. Любые нормы развития условны, речевые навыки напрямую зависят от темперамента ребенка и его потребностей. Некоторым детям достаточно назвать предмет, чтобы получить его, поэтому они не используют сложные конструкции.

Иногда можно самостоятельно определить, что у ребенка задержка в развитии речи по ряду признаков. Некоторые из них очевидны:

  1. Сильно ограниченное количество используемых слов.
  2. Ребенку трудно ответить на простые вопросы.
  3. Ему сложно повторить за взрослым предложение из 4—5 слов.
  4. При произношении некоторых звуков заметно напрягается часть лица.
  5. Частая замена слогов и звуков в словах.
  6. Малыш не понимает смысла стишков, сказок.
  7. Ему трудно даются интеллектуальные игры, соответствующие возрасту. Например, не получается собрать кубики или картинки, где более 4 частей.
  8. Ребенок говорит слишком быстро.
  9. Ребенок отказывается говорить.

Причинами отставания в развитии могут быть как физические особенности, так и недостаток внимания со стороны родителей. Во втором случае это легко исправить. Существует масса развивающих игр, упражнений, стихов. В любом случае, ребенка нужно показать логопеду и неврологу, чтобы выяснить, нет ли дефектов строения речевого аппарата или проблем головного мозга.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий