Как успокоить и отучить ребенка закатывать истерики, почему это происходит и что делать во время

Как лечить агрессию, раздражительность, нарушения речи и поведения у ребенка в России?

Здравствуйте!

Помогите, пожалуйста, я в растерянности. Ребёнку 3 года, 1 месяц. Не говорит. Из слов говорит мама, мам, ди – друг на его языке. Использует звуки подражания – мяу, ав – ав, му. Показывает жестами (круг, чуть-чуть пальцами сжимая ладонь и др.). Знает и правильно показывает все цвета, но не называет. Буквы – А, Ы, Ли говорить начал недавно. Невропатолог ставит нам диагноз ЗРР 1 степени. Не ходим в сад. Хотим пойти. Сегодня проходили комиссию в сад (для поступления). Психиатр посмотрел и сказал, что мы ребёнка неправильно воспитываем. Даем все и так без слов… Иначе истерики. Муж работает дома, приучил ребёнка иногда играть в танки (компьютерная игра), игра ребёнка раздражает. Ночью пах – пах просыпается и требует. Вроде сегодня с мужем договорились вообще не давать играть ни в игры танки, ни в телефоне игры (разбивал телефон). Я ребёнка стараюсь воспитывать по строже, папа в основном всегда жалел и на его стороне был… С ребёнком я могу договорится и стараюсь на истерики не обращать внимания. Говорю, что этими капризами ничего не добьёшься. Он вроде понимает. Но не всегда. Сегодня психиатр посмотрел и сказал мужу, что дальше из ребёнка может вырасти психопат, если не пресечь поведение и воспитание ребёнка сейчас. Все что попросил или заистерил – дали, уступили… Практически все. Мы в шоке. Муж только вечером мне сказал. Также психиатр сказала, что ребенка обязательно надо в сад отдавать. Хотя бы в частный на полдня. Прямо сейчас. Чтобы его характер (очень сильный, упрямый) перестроить как-то. Я узнала, пойдём даже бегом побежим в садик частный на следующей неделе. Сейчас стараемся наладить режим – раньше вставать и ложиться раньше. Невролог выписала актовегин, пантогам. Начали пить. Актовегин пили 15 дней. Сейчас допиваем. Потом сказала пропить магнеБ6 и тенотен детский. Невролог сказала, что скорее всего, что от того что при родах были зелёные воды, и получилось кислородное голодание. Хотя нам врачи сказали, что все было нормально. Ребёнок доношен – 3300 гр и 51 см. Мы ждали 3 года, что заговорит. Но раньше говорил: «Катя, папа», – сейчас забыл и не говорит. Вылетают какие-то слова, и он их забывает. Хотя повторяем, стараемся. У меня такое ощущение, что я ему говорю: «Скажи это и то», – а он вроде и пытается или не пытается часто и как будто не может. Но все понимает. После слов психиатра я и муж в шоке. Муж уже начал ещё до этого говорить, что проще самому жить, чем с такой семьёй. Ребёнок истерики заказывает… Бесится… Дерется часто. Скажите, пожалуйста, что нам делать? Я так понимаю, что нам обязательно надо в сад начать ходить. Муж уезжает днем из дома, бесится, что он должен уходить, чтобы не видеть истерик и хоть как-то работать. А надо ли сейчас с логопедом заниматься? Или надо бросить все лекарства и через 3 месяца к неврологу на приём показаться? Он у нас интеллектуально развит. Собирает конструкторы мелкие, сопоставляет одинаковые рисунки, и гиперактивный. Что посоветуете делать? Хочется все наладить и ребёнка восстановить до садика или до школы. Да и просто, чтобы он не умственно отсталый был, без каких-либо отклонений. Физически здоровый ребёнок. 1 ребёнок у нас. Очень жду ответ. Заранее очень признательна. Надеюсь на Вашу помощь. Спасибо.
Наталья
 

Классификация криков — аффективный срыв или крик-требование?

Родителям важно уметь различать два разновидности крика, поскольку каждая из них требует от них разных моделей поведения со своим ребенком. К первой относится аффективный срыв, относящийся к группе психических нарушений, ко второй — так называемый крик-требование, цель которого состоит в удовлетворении того или иного желания

Виды различаются физиологически, обусловлены разными причинами, но нередко и тот, и другой выглядят одинаково.

При аффективном срыве ребенок перестает контролировать свое поведение, впадает в состояние, схожее с беспричинным страхом, панической атакой. Объясняется это тем, что у него исчерпались «запасы» саморегулирования

Срыв зачастую становится следствием эмоциональной или сенсорной перегрузки, а также может случиться из-за обманутых ожиданий (так, для детей с РАС чрезвычайно важно ощущение предвидения любой ситуации, ее предсказуемость, и в том случае, если привычный порядок поведенческой или коммуникативной ситуации нарушается, то это воспринимается ими не иначе как угроза своей безопасности)

Крик-требование обеспечивает ребенку безапелляционную победу в коммуникации, и если контроль за собственным поведением не утерян окончательно, то такой крик может сигнализировать о том, что малыш хочет что-то получить или пытается чего-то избежать.

Как правило у требовательного крика имеется конкретный адресат, на котором ребенок внимательно отслеживает, как взрослый реагирует на его поведение. Он может сначала разразиться криком, а затем затихнуть, оставляя таким образом «коридоры» для «переговоров» (если ему доступна развитая речь). Если же взамен получает то, чего хотел, то вскоре останавливается и успокаивается. Однако в состоянии срыва, он не может сразу перестать кричать и успокаиваться ему приходится долго. В такой период ему безразлична реакция взрослого, и он всячески избегает любого с ним контакта. Между тем случается, что сначала он кричит, чего-то требуя, а затем ресурсы его истощаются и «нетвердость» требования вконец оборачивается аффективным срывом.

Как можно справиться со скандалами?

Стратегии того, как можно справиться со скандалами, сводятся к позитивной поведенческой поддержке и развитию альтернативного поведения. Сейчас есть множество книг и статей, адаптированных для родителей, о том, как можно справиться с нежелательным поведением ребенка. Большинство таких подходов сводятся к трем основным стратегиям:

1. Определение мотивации, то есть цели поведения.

Важно понять, что, когда ребенок «скандалит», у этого поведения есть конкретная цель

Как правило, поведенческий скандал выполняет для ребенка одну из следующих функций – получить внимание других людей (например, родителей), получить какие-то предметы или занятия (которые ребенок хочет, но ему в них отказали, или доступ к ним задерживается) или избежать чего-то, что ему не нравится

Как только вы поймете, ПОЧЕМУ ребенок скандалит, вы сможете понять, как можно на это реагировать. Признавайте потребности ребенка, но не уступайте ему в ответ на скандал.

2. Поощрение позитивного поведения.

Начните «ловить» ребенка на том, когда он ведет себя хорошо. Например, когда он НЕ устраивает скандал в ответ на небольшие проблемы – хвалите его и награждайте за хорошее поведение. В зависимости от того, что предпочитает ваш ребенок, это могут быть объятия, «дай пять» или «молодец»

Так вы учите ребенка, что он может получить ваше внимание не только с помощью «плохого» поведения, но и с помощью «хорошего». Акцентируйте внимание на том, что ребенок сделал правильно, это поможет ребенку опираться на эти успехи и вести себя более позитивно в будущем!

3. Развитие навыков для успеха.

Нам известно, что частые скандалы ребенка могут говорить об отсутствии умения ждать, отсутствии способа сообщить о своих желаниях, незнании того, какое поведение ожидается в той или иной ситуации, неумении успокаивать самого себя

Важно искать возможности для развития таких навыков у ребенка и помогать ему быть успешным. Тем не менее, над этими навыками важно работать каждый день и НЕ тогда, когда ребенок скандалит

Вынести опыт

Ты ведь уже слышал поговорку о том, что умный учится на своих ошибках, а мудрый на чужих. Хотя семейные ссоры – это неприятно, но они тоже дают бесценный жизненный опыт. Считай, что это еще один вклад любящих родителей в твое счастливое будущее. Они предоставляют тебе возможность на своем примере наблюдать со стороны за семейными конфликтами между супругами. Помнишь, мы говорили о дневнике, в который можно записывать причины ссор? Сохрани этот бесценный документ. Какие книги бы ты не читал в будущем, они не заменят тебе собственного опыта. Возможно, ты сейчас чего-то не понимаешь. Но пройдет время, и ты сможешь сделать правильные выводы из увиденного и услышанного. Тогда отношения в созданной тобой семье будут развиваться по лучшему сценарию, потому что ты будешь знать: ругань и ссоры — верный способ все разрушить.

Как свести число истерик к минимуму

Полностью избежать детских истерик не удастся даже самым идеальным родителям, но можно существенно сократить их число.

Для этого:

Соблюдайте режим. Чтобы нервная система ребёнка была в порядке, ему нужно хорошо высыпаться, регулярно бывать на свежем воздухе и много двигаться.‍

Дозируйте впечатления. После дня, насыщенного эмоциями, детской психике требуется пара дней разгрузки, без новых знакомств и ярких впечатлений.‍

Посвящайте ребёнка в свои планы

Чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и уверенно, ему очень важно знать, что будет через пятнадцать минут, час и завтра. Внезапные события и неизвестность поселяют в нём тревогу.‍

Предоставляйте самостоятельность

Дайте ребёнку право выбора (что надеть, какую игрушку взять в ванну) и позволяйте делать самому то, что он умеет. Но будьте готовы помочь, если попросит.‍

Минимизируйте запреты. Чтобы слово «нельзя» работало, оно должно использоваться редко и только там, где действительно необходимо (например, нельзя играть на проезжей части). И обязательно объясняйте ребёнку причину запрета.‍

Будьте последовательны. Никакие уговоры и истерики не должны заставить вас отменить свой запрет. Точно так же вы всегда должны держать слово, данное ребёнку. Предсказуемость вашего поведения — залог здоровой психики ребёнка.‍

Сохраняйте спокойствие. У ребёнка не возникнет идеи добиваться своего слезами и криками, если в его окружении никто так не делает.‍

Причины сильного нервного стресса: в чем они заключаются?

  • сложная обстановка на работе или на учебе. В частности, источниками стресса может стать нездоровый коллектив, проблемный начальник, финансовый кризис;
  • проблемы в личной жизни. Развод, проблемы с детьми, с родителями вполне могут вызвать стресс;
  • финансовая несостоятельность. Долги, постоянное отсутствие денег и другие подобные причины влияют на здоровье и приводят к сильному нервному стрессу;
  • постоянный неблагоприятный психологический климат. В частности, если Вы все время ссоритесь с супругой, испытываете одиночество, никак не можете наладить отношения на работе – все это также приводит к формированию хронического стресса.

Чего нельзя делать родителям при истерике у ребенка

Здесь вам надо запомнить следующие правила:

Никогда не кричите на малыша, требуя немедленно успокоиться;

Последствием такого поведения может стать, что ребенок закроется в себе и контакт будет восстановить сложнее.

Кроме того, своими приказами вы ставите запрет на выход эмоций. Этого делать нельзя: так работает нервная система ребенка. В 2 года она по другому не умеет и на данный момент времени это именно то, что нужно, как странно бы это не звучало.

А вы, получается, насильно прерываете естественный ход событий. Эмоциям все равно нужен выход и, если не сейчас, то малыш избавится от них в другое время, в другом месте. А значит, частых истерик у ребенка 2 лет не избежать. Вы только замедлите ход событий

Не стоит бросаться выполнять все желания ребенка лишь бы он успокоился.

Внимание! Это самая частая ошибка родителей. Особенно, когда такая ситуация возникает в общественных местах

Вы чувствуете себя неудобно перед окружающими и это чувство преобладает. Как итог: «На тебе это, только успокойся». Вам надо запомнить одно: в этот момент есть только вы и ваш малыш. Больше никто не должен волновать вас.

Тем более, вы не должны прислушиваться к советам со стороны. Только вы, как мать знаете, как надо и что будет лучше всего для вашего ребенка. Ну, я надеюсь, после этой статьи точно будете знать и ваша уверенность в себе возрастет в разы.

Важно! Давая малышу в такие моменты все, что он требует, вы позволяете ему манипулировать вами и таким способом добиваться своего. Если твердо решили для себя, что не будете это покупать сегодня, значит придерживайтесь этого решения до конца

Ребенок должен знать и понимать слово «нет»

Если твердо решили для себя, что не будете это покупать сегодня, значит придерживайтесь этого решения до конца. Ребенок должен знать и понимать слово «нет».

Типичные ошибки родителей или как вести себя во время истерики

Часто родители воспринимают истерику у ребенка как проявление непослушания, капризов и вместо того, чтобы решать проблему, лишь только усугубляют ее.

Манипулятивные истерики чреваты тем, что после завершения кризиса 3 лет, у ребенка остается привычка добиваться своих желание путем плача и скандалов.

Алгоритм решения такой ситуации следующий:

  • учитесь договариваться со всеми членами семьи, которые окружают ребенка, об одинаковой модели поведения. Все члены семьи должны придерживаться одной и той же модели поведения в различных ситуациях. Например, если ребенок вопит «купи», а мама упорно стоит на своем, что «125-я машинка тебе не нужна», то малыш покричит 3, 5, 10 раз, но никак не 20 и не 100. Но если в тот момент, когда мама будет что-либо запрещать малышу, а папа наоборот позволит, то ситуация надолго выйдет из-под контроля родителей. Осознав «эффективность» такого поведения, ребенок будет достаточно долго пользоваться подобным сценарием.
  • научиться самим справляться со своими эмоциями. Как правило, «тяжелый характер» родственников тоже может стать причиной истерики у ребенка на так называемом генетическом уровне. Резкие эмоциональные всплески, неустойчивое психическое поведение являются темпераментной особенностью человека. Поэтому, такие проявления истерии взрослых могут проявиться и в поведении малыша. Если ребенок к тому же и наблюдает такое поведение родственников дома, то бороться с проявлением истерии у ребенка будет очень сложно.
  • не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. Если с наследственностью и личным примером все в порядке, все члены семьи действуют «заодно», а истерики у ребенка продолжаются, то следует обратиться за консультацией к детскому неврологу. Существуют мягкие способы терапии, которые помогут ребенку научиться управлять собой, своими эмоциями.

Как педагогу справиться с детской истерикой

Для того, чтобы самому сохранять спокойствие и вернуть его ребенку, педагогу следует придерживаться определенной линии поведения.

Не поддаваться эмоциям.

Истерика заразительна, поэтому от ребенка она может передаться педагогу. Для начала учителю нужно помочь себе:

  • отрегулировать дыхание: глубокий вдох-выдох;
  • замедлить жестикуляцию;
  • перейти на более низкий голос и медленный темп речи.

Даже если ученик находится в состоянии аффекта, задача учителя — сохранять спокойствие, как бы «присоединяя» его к своему состоянию.

Не стыдить и не успокаивать.

Пока ребенка душат эмоции, он не видит и не слышит ничего вокруг. Бесполезно призывать его к благоразумию и пытаться останавливать крики и слезы — пусть он выплеснет все, что чувствует

Важно быть рядом и выражать искреннее сочувствие. 

Попытаться установить тактильный контакт.

Дождавшись, когда эмоциональная буря уляжется, стоит попытаться приобнять ребенка, ненавязчиво коснуться его руки. Во время истерики ребенок переживает дезориентацию и перестает ощущать границы своего тела. Легкие прикосновения позволят ему «заземлиться».

Помочь обозначить и назвать свои чувства.

Нужно спросить ребенка: «Что тебя так разозлило?» Дети порой сами пугаются своих неадекватных реакций, не могут их объяснить и испытывают чувство стыда. От педагога требуется рассказать, что проявлять эмоции, злиться и быть недовольным — нормально, как и признавать это: «Я сейчас злюсь», «Мне тревожно». Пусть в следующий раз школьник даст знать о том, что чувствует, до того, как «взорвется».

Установить четкие правила поведения на будущее.

Например, нельзя кричать, применять насилие. Этим правилам педагог обязан следовать и сам, ведь ребенок обязательно будет проверять взрослого на прочность.

Сводить к минимуму напряжение.

Важно делать перерывы в занятии на физическую активность или айсбрейкеры, чтобы не допускать переутомления. 

Детям часто кажется, что весь мир настроен против них. Неадекватное поведение связано с ощущением внутреннего дискомфорта: таким образом ребенок сообщает, что не справляется с ситуацией. Задача педагога — выразить готовность помочь, поддержать и пойти навстречу. Ведь истерики выгоднее предупредить, чем бороться с их последствиями. А научить ребенка определять эмоции, управлять ими — первые шаги на пути к эмоциональному интеллекту.

Причины проявления истерик

Возрастные кризисы ребенка проявляются активными негативом и требованиями по отношению к окружающим. Упрямство, отстаивание своих интересов, строптивость, желание разрушить устои в семье – все это лишь малое проявление характера маленького человека. Иногда истерика является признаком переходного возраста. Среди основных причин детской истерии можно выделить следующие факторы:

  1. Физический. Ребенок элементарно может испытывать голод или жажду. Духота, перегрев в ночное время, также, становятся причинами истерик.
  2. Отсутствие внимания. Ребенок испытывает возбуждение, у него нет возможности поделиться эмоциями. В результате он выплескивает свое негодование, раздражение и обиду. Взрослые ни в коем случае не должны игнорировать ребенка и бережно относиться к нему в такие моменты.
  3. Истерика, зачастую, начинается от перевозбуждения, после активных игр, длительного переутомления или шумного праздника.
  4. Гиперопека. Чрезмерная забота родителей может подавить в ребенке его самостоятельность и спровоцировать естественное сопротивление малыша. Что, в свою очередь, вызывает истеричное состояние.
  5. Недопонимание со сверстниками. У детей отсутствует полноценное речевое развитие, которое бы поясняло его желания, позволяло выражать игровые позиции. Нет и необходимых навыков общения, которые бы смогли предотвратить конфликты. Поэтому единственное, что остается – выразить все свои эмоции в виде истерики.
  6. Непоследовательность взрослых. У родителей должна быть выработана четкая система ограничений, которая бы позволила ребенку выстраивать собственное поведение. 

Причины истерии у подростков немного отличаются от истерии дошкольников, однако, в целом имеют схожие признаки.

  1. Чувство несправедливости. Нервный срыв у подростка может случиться, если он, как ему кажется, столкнулся с какой-либо несправедливостью по отношению к себе. Подросток хочет быть самостоятельным во всем: в выборе друзей, одежды, в распоряжении своим телом, а запреты родителей и общества для него становятся некими триггерами. 
  2. Одиночество. Подросток тоже может испытывать дефицит внимания со стороны родителей. Ему кажется, что его никто не понимает, хотя на самом деле окружение просто не согласно с его мировоззрением. Не разделение взглядов ребенка расценивается им как непонимание. Это может провоцировать как истеричную реакцию, так и замкнутость ребенка в себе.
  3. Переутомление. Высокая нагрузка в школе, множество секций, постоянное пребывание дома за учебниками, также, могут стать причинами подростковой истерии. К слову, не только учеба, но и увлечение онлайн играми и постоянное «зависание» в интернете, отрыв от которых подростка не устраивает, могут стать причиной срыва.
  4. Стрессовое событие. Это может быть развод родителей или смерть одного из них, проблемы в школе, травля, либо насилие по отношению к себе.
  5. Неудачный любовный опыт, также, может стать причиной истерик, особенно, если это стало достоянием общественности.
  6. Внешние дефекты. Лишний вес, характерные высыпания, проявляющиеся в переходном возрасте, вызывают дискомфорт и могут вызвать приступы агрессии.

Патогенез детской истерии основан на незрелости структуры головного мозга, а также, психофизиологических изменениях кризисного периода. Мозговые структуры созревают постепенно – от подкорки к коре. Истерика провоцирует накопление нервного возбуждения и выработку гормона стресса. Активизируется лимбическая система, вызывая гнев и, стимулируя возникновение вегетативных реакций – тахикардию, мышечное напряжение. Истерика проходит волнообразно. Вначале проявляется гнев, который достигая своего апогея, превращается в горе. Постепенно эмоции ослабевают и остается лишь обычный плач.

Чаще всего истерии подвержены ранимые, лабильные дети, обладающие высокой эмоциональностью, и желающие постоянно быть в центре внимания. Истерика – как отстоять свои интересы, утвердить независимость своего «я». Если ребенка удастся при помощи истерик добиться этого, то и дальше это станет отличным поводом для его манипуляций. 

Как предотвратить истерику

Вы, как никто другой, знаете моменты, которые предшествуют истерике. Если начать действовать в это время, можно избежать истерики.

  1. Увеличьте в разы долю своего внимания к ребенку в этот момент. Предложите ему совместное пребывание в любом виде: поиграйте вместе, почитайте с ним и т.д. Очень важен телесный контакт: объятия, поцелуи – этого должно быть много;
  2. Не перегружайте ребенка впечатлениями в течение дня (походы в гости, развлекательные мероприятия, людные места). Это поможет предотвратить ночную истерику в 2 года;

Кстати, о том. как легко укладывать малыша в кровать также написано в статье Ритуалы перед сном>>>

  1. Если ситуация связана с желанием что-то купить (игрушки, еда), тогда предложите малышу на выбор сразу несколько вариантов, но не больше 3 позиций;

Естественно, без учета желаемого объекта – ваша цель – как можно мягче отвести внимание ребенка от него. Иначе он просто выберет то, что хотел изначально, даже не обращая внимания на предложенные дополнительные варианты

А вы не собираетесь покупать это в данный момент, иначе предистерической ситуации не было бы места.

Сразу преподносите это следующим образом: покупка будет совершена только в пределах этих трех позиций.

Так малыш будет четко понимать: то, что он хочет в данный момент ему не купят.

А начавшее его накрывать чувство огорчения будет перекрыто возможностью выбора, что дает положительное ощущение достоинства своего «Я»: «Со мной считаются, интересуются моим мнением».

  1. Избегайте места возможных конфликтов. Например, не заходите в ряды детских игрушек, если вы находитесь в магазине. А, если знаете, что это не поможет, постарайтесь сделать так, чтобы ребенок вообще не посещал в магазин;
  2. Если ребенок просит помощи – помогите. Даже там, где знаете точно, что малыш может справиться сам. Но, при этом, озвучьте, что в следующий раз он будет продолжать справляться сам;
  3. Не давайте игрушки не по возрасту. Ребенок не справиться с задачей (в этом не будет его вины: игрушка не рассчитана на его возраст) и это станет дополнительным поводом закатить истерику.

Как прекратить истерику ребенка

Если момент упущен, и истерика уже началась, важно сохранять хладнокровие и твердость. Не кричите на ребенка, ни в коем случае не применяйте силу – это не успокоит малыша, а только распалит его еще сильнее, к тому же добавит изрядную долю негатива и сложностей в ваши с ним отношения

Еще ни на кого крик или оплеуха не действовали умиротворяюще.

Если объективные причины (голод, жажда, усталость и т.д.) устранены или не имеют отношения к ситуации, вы поговорили с ребенком, но он накручивает себя, требует что-то определенное, пытается манипулировать и надавить на жалость, не дайте ему добиться своего. Не реагируйте, займитесь делами, оставьте ребенка наедине с его эмоциями. Со стороны может показаться, что это слишком жестоко, но помните – истерике всегда требуются зрители. Конечно, не следует игнорировать состояние ребенка, следите за ним и не допускайте, чтобы он повредил себе. Но в ситуации, когда ваше присутствие подливает масла в огонь, а ребенок способен контролировать себя достаточно, чтобы не травмироваться, иногда есть смысл оставить его одного и дать успокоиться.

Когда малыш пришел в себя, не стоит упрекать его в том, как он себя вел. Ведите себя спокойно и нейтрально. Если считаете нужным, можно обсудить с ребенком, что привело к такой бурной реакции, но не ругайте и не наказывайте за эмоциональный срыв. С другой стороны, даже если вы расстроены тем, как плохо было вашему ребенку, и чувствуете вину за это, не поддавайтесь этому чувству, не заглаживайте свои мнимые огрехи подарками и развлечениями. Так вы создадите в разуме малыша опасную логическую связку «истерика – награда», что повлечет за собой проблемы в будущем.

Если истерики случаются регулярно, продолжаются после 3-4 лет, слишком бурные и изматывающие, с последствиями в виде проблем с аппетитом, сном, длительными периодами плохого настроения, то, вероятно, есть смысл проконсультироваться со специалистами, в первую очередь, неврологом и психологом.

Помните, что истерики – это временное явление, без них редко проходят первые годы жизни ребенка

Важно, чтобы вы были рядом, чтобы ваши отношения были построены на глубоком доверии. Учите малыша выражать свои чувства и эмоции, внушите ему, что всегда будете любить и принимать его

Общайтесь, проводите время вместе и будьте чутки к состоянию вашего ребенка, это поможет вам вместе преодолеть любые трудности.

Ребенок «бесится» — что делать?

– Торговаться с ребенком, вступать с ним в переговоры, когда он в таком состоянии, совершенно бесполезно.

– Так же бесполезны призывы быть умным мальчиком или умной девочкой, прежде всего необходимо помочь малышу сдержать свой гнев, попробовать управлять им.

– А в этом плане самое вредное — подражать ребенку, впавшему в ярость: ваш собственный гнев способен только ухудшить ситуацию.

– Если вашему ребенку меньше трех лет, возьмите его на руки — чтобы успокоить, чтобы он нечаянно что-то себе не повредил. Помогите малышу научиться контролировать свои эмоции собственным примером. Предложите ему: «Когда у тебя что-то не получается, приходи ко мне, а если вдруг рассердишься, поиграй со своим спальным мишкой…»

– Если сыну или дочке больше трех лет, самое лучшее — его (ее) изолировать, избавляя от случайных зрителей, и подождать, пока он (она) успокоится.

–  Иногда бывает полезно объяснить малышу, что к вам он сможет прийти, только когда успокоится.

В три-четыре года у вашего ребенка еще могут случаться приступы ярости, пусть и не так часто, как раньше. Теперь малыш ходит в детский сад, учится там хотя бы частично вводить в русло свои связанные с подавлением того или иного желания эмоции, но дома он все равно найдет множество причин для того, чтобы пошвырять на пол игрушки, поссориться с братом или сестрой, заупрямиться.

Что до родителей, то дети, случается, больно ранят близких чересчур эмоциональными высказываниями, заявляя, к примеру, что ненавидят их или что нет на свете других таких ужасных мамы и папы, как у него.

– Не принимайте его игру и ни в коем случае не отвечайте ему в тон, говоря, что и вы его не любите.

– Поймите, что сейчас вам ненавистен вовсе не собственный ребенок, а его гнев! И отказываясь признаться ему во ответной нелюбви, вы тем самым говорите: он и его гнев — отнюдь не одно и то же.

Истерика у ребенка 4 лет — причины. Что делать? 10+ способов успокоить малыша

  1. Отождествляйте истерику как нечто чужеродное. «Смотри, Злюка-Капризка прилетела. Фу, какая страшная. Давай ее прогоним или может быть, ты ее нарисуешь?».
  2. Отложите плач на завтра. «Давай ты завтра поплачешь, а то мы опоздаем к началу мультика, хорошо?». Часто на такие условия дети согласны, это преуменьшает чувство значимости событию и, конечно же, до завтра они все забывают.
  3. Выберите кодовое слово, к примеру, «каляки-маляки». В течение недели или больше балуйтесь с малышом, приговаривая шуточную кричалку «каляки-маляки, каляки-маляки». А когда наступит момент истерики, проговорите ее вслух и улыбнитесь. Возможно, ребенок переключится и захихикает. Опасность миновала!
  4. Придумайте особое место, где малыш может капризничать. Пусть это будет стул в дальнем конце комнаты. Такое «место для истерики» должно быть скучным, без игрушек. «Возвращайся, когда успокоишься. Я буду ждать».
  5. Придумайте смешной ритуал. Когда кроха начинает реветь, возьмите карандаш и постарайтесь «вытереть» слезки или красками нарисовать улыбку.
  6. Компромисс. Чадо наотрез не хочет есть кашу? «Хорошо, можешь не есть, но вместо этого скушай пюре».
  7. Создайте ему необычные условия. Отказывается ложиться? Возможно, он захочет спать у вас в кровати. Вообще не хочет есть? Приготовьте особое меню в виде забавных монстриков или поужинайте при свечах.
  8. Дети более охотно успокаиваются, если в деталях объяснить, в чем конкретный смысл установленных запретов.
  9. Если кроха сейчас разревется, говорите без остановки быстро-быстро, но только что-то интересное, познавательное. И параллельно одевайте, кормите, ведите, спешите в садик и т.д.
  10. Вознаграждение. За каждое действие через моральное усилие обещайте и давайте награду. Съел нелюбимый суп — получил конфету, собрал игрушки — включили мультик, оделся сам — идете гулять.
  11. Превращайте каждое действие в игру: купание — в баталии кораблей, одевание обуви в соревнование — кто успеет первым.
  12. Он злится? Приспособьте подушку для битья, которую он может попинать и успокоиться.

Общая характеристика

Детская истерика (истерический невроз) — состояние крайнего нервного возбуждения, сопровождающееся потерей самообладания и неадекватным поведением. Со стороны выглядит безобразно, пугает всех окружающих. Чаще всего используется осознанно для достижения желаемого. Однако из этого правила есть исключения. Приступы могут быть продиктованы психотравмами или заболеваниями нервной системы. В таких случаях требуется помощь неврологов и психотерапевтов.

Несмотря на то, что большинство родителей знают, как остановить детские истерики (не обращать на них внимания), не у всех это получается. Иногда взрослые слишком буквально воспринимают данный совет и не проводят вообще никакой работы с ребёнком, склонным к таким приступам. На самом деле игнорирование используется только в разгар припадка. А до него и после необходимо применять приёмы и техники, предлагаемые психологами и психотерапевтами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий