Истерики у ребенка в 1 год: как не сойти с ума?

Слезы тщетности

Существует такое понятие, как слезы тщетности. Это своего рода инструмент, который позволяет ребенку справляться с осознанием и принятием того, что невозможно изменить, с запретами и границами.

Согласитесь, что все разрешать и позволять ребенку просто невозможно, да и не правильно. Малыш должен с раннего возраста знать и понимать, что есть вещи, которые делать нельзя.

Слезы тщетности как раз и помогают малышу принять это. А ваше дело понять это и быть в этот момент рядом. Какое-то время истерика будет продолжаться, но со временем начнет стихать, перейдет в тихий плач, затем останутся только всхлипывания и, наконец, все прекратится.

Профилактика истерик

Вот то, что поможет ребёнку быть более спокойным:

Распорядок дня, режим. Сон, еда, прогулки, игры – всему своё время. Это позволяет малышу чувствовать себя в безопасности.

Твёрдость со стороны родителей. Если истерики не влияют на решения родителей, они вскоре прекратятся ввиду их бесполезности.

Нет – излишней строгости. Есть ли в запрете необходимость? Не нужно запрещать просто ради принципа. Иначе ребёнку будет казаться, что всё, что ему нравится – нельзя. И тогда будет бунт.

Подготовка к изменениям. У ребёнка первый день в саду? Готовьте его заранее, как и к любым другим стрессовым ситуациям. Так ему будет легче их пережить.

Определённая свобода выбора

Если ребёнок уже требует автономности, пусть выбирает! Например, между кашей и хлопьями, это научит его принимать решения и отвечать за них.

Внимание и забота. Старайтесь быть в курсе всех переживаний малыша с самого раннего возраста, общайтесь с ним, уделяйте ему время, проявляйте любовь, и у него не будет необходимости в истериках

Но не впадайте в гиперопеку!

Итак, истерики у дошкольников – явление нормальное, но требующее много терпения и твёрдости. Если вы не в силах справиться с ситуацией, не пускайте ситуацию на самотёк: обратитесь к детскому психологу!

Как проявляются приступы злости у детей

В зависимости от возраста дети выражают агрессию по-разному:

  • до 1,5 лет: плач, укусы, швыряние игрушек;
  • 1,5–5 лет: возможны вспышки ярости, физическое нападение на сверстника, крик, плач, топанье ногами, валяние на полу, убегание, обзывательства;
  • 5–7 лет: драчливость, истерики, оскорбления, игнорирование, порча имущества;
  • младший школьный возраст: дразнилки, «лёгкие» нападения (толкнуть, отобрать рюкзак, кинуть чем-то), планирование мести, порча имущества, игнорирование просьб, слёзы;
  • старший школьный возраст: физическая и вербальная агрессия, перенос агрессии на себя.

Как бы ребёнок ни проявлял злость, важно разобраться в причинах происходящего, решить конфликт здесь и сейчас и предотвратить агрессию в будущем. ‍

Помощь психолога при детских истериках

Итак, 3 года – время истерик. Но что если они не проходят и в 4, 5 и более лет? Здесь 2 варианта: либо родители в чём-то ошиблись, либо у ребёнка есть проблема. И вот здесь необходим третий шаг – поменять среду и способы взаимодействия с ребёнком, которые приводят к истерикам. То есть необходимо создать условия, при которых он сможет выражать свои чувства иначе, не допускать перевозбуждения или переутомления, выстраивать отношения со своим чадом так, чтобы необходимость в истериках отпала сама по себе.

В истории с Софией взрослые уменьшили длительность пребывания ребёнка в садике (по средам её стала забирать бабушка сразу после обеда), в выходные стали ограничиваться одним выходом «в свет», субботу или воскресенье полностью проводили дома в спокойных занятиях и длительных прогулках, начали использовать игры на эмоциональную разгрузку. Они иначе стали строить взаимодействие с ребёнком, больше поддерживать в неудачах, помогать справляться девочке с её трудными чувствами (гневом, страхом, недоумением).

Главное, что нужно сделать, если истерики случаются часто, протекают тяжело и ничто, кажется, не помогает – обратиться к психологу. Он поможет понять, в какой плоскости лежит проблема. Если всё дело в ошибках воспитания, психолог скорректирует действия родителей, разработает с ними такую модель поведения, которая решит проблему. С дошкольником старшего возраста также может быть проведена психологическая работа, призванная научить ребёнка приёмам саморегуляции.

Если психолог видит, что причина истерик кроется, скорее, в медицинской сфере, то порекомендует обследовать малыша, чтобы выявить проблему и приступить к лечению.

Реальность: Автокресло

Первая проблема, с которой сталкиваются родители после выписки – перевозка ребенка. Делать это можно только в специальном детском кресле. Очень неправдоподобный миф: «Ребенку безопаснее всего на руках у матери». Даже очень подготовленная мама не является супергероем. Поэтому хорошее автокресло обязательно должно быть. Даже для новорожденного. Иногда вместо кресла используют съемную люльку от коляски. В ней даже бывают прорези для закрепления ремней. Это допустимо, но не желательно. Такая люлька не обеспечивает малышу максимальной безопасности, потому, что ее нельзя установить по ходу движения (она стоит боком).

Секрет № 4 У детского плача (и других звуков) всего несколько причин, которые можно вычислить

В первые два месяца, в период, когда складывается индивидуальная, отдельная от матери, психическая жизнь ребенка, я с легкостью определяла причины плача — сон, еда, болит животик. Здесь важную роль играла последовательность в действиях. При плаче сначала предлагала грудь: если присасывался и сладко засыпал, значит был голоден и хотел спать. Если это не срабатывало, малыш поджимал ножки и плакал всё сильнее, давала ветрогонное.

К концу второго месяца плач стал средством общения, ребенок научился привлекать мое внимание. Обычно, это происходит одновременно с развитием комплекса оживления: замирание с фиксацией внимания на предмете или звуке, которое сменяется улыбкой, вокализацией, радостными вскриками, двигательным оживлением, например, при приближении матери

С четвертого по шестой месяц добавились зубы: малыш неистово пихал свои и мои пальцы в рот, рычал, грыз все, что попадало под руку, и истекал слюнями.

Запомнить:

прислушиваться к ребенку и изучать зоны ближайшего развития, это поможет вам быстрее удовлетворять его актуальные потребности.

Почему ребёнок злится

Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.

Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».

Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии:

‍Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.

‍Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.

‍«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.

Ребенок закатывает истерики. Разбираемся в причинах

Топ-9 частых причин истерик

  1.  Перевозбуждение и переутомление;
  2. Возрастные кризисы;
  3. Сопутствующие соматические заболевания;
  4. Невозможность получить желаемое;
  5. Недостаточность внимания со стороны родителей;
  6. Отсутствие поведенческих границ в семье;
  7. Ревность к другим членам семьи;
  8. Вмешательство взрослых в игру или ранее начатое ребенком дело;
  9. Излишняя критика со стороны взрослых

В некоторых случаях, когда истерики становятся регулярными, целесообразным будет ведение «дневника», где вы сможете отмечать, что привело к той или иной реакции ребенка, сколько она длилась, и как удалось с ней справиться. «Дневник» поможет выделить триггерные факторы, и в последующем будет проще работать именно с ними.

Миф 3: Режим и сон

Еще один распространенный миф: «Нужно все время быть с ребенком». Но, на самом деле, новорожденный большую часть своего времени проводит во сне. И маме все это время вовсе не обязательно находиться рядом. Даже наоборот, если с малышом слишком много играют, он «перегуливает», перевозбуждается и не может нормально заснуть. В результате – устает, плачет. Несчастная мама не может понять, что же такое случилось. Появляются разные версии от «болит животик» до «сглазили». Но возможно, ребенка просто надо оставить в покое и дать ему отдохнуть. Если мама хочет качать малыша на руках, она при этом должна быть абсолютно спокойна.

Мнение эксперта: Многие родители считают, что ребенка обязательно нужно класть на бок. Чтобы он не срыгнул и не поперхнулся рвотной массой. Боятся класть его на спину. Но именно на спине – самое безопасное положение для ребенка. Когда он так лежит, его дыхательные пути оказываются выше, чем пищевод. Поэтому рвотные массы не смогут попасть в дыхательные пути. Физиологически это исключено. По последним рекомендациям, безопасным для ребенка, считается сон на спине на твердой поверхности.

Мнение эксперта: Есть стереотип, что с ребёнком надо очень много гулять на улице. Ходить — круги нарезать. Бедные мамочки ходят и ходят. А если не ходишь – плохая мама. Но делать это совсем не нужно. Сон во время движения не полезен малышам, потому, что не входит в глубокую фазу. Он является поверхностным. Малыш не может нормально отдохнуть. Ребенку полезно спать на прохладном свежем воздухе. Но для этого совсем не нужно ходить. Можно поставить люльку на балкон или в комнате с открытым окном.

Истерика дошкольника: как реагировать до и после

В самом начале можно попытаться отвлечь малыша чем-то интересным. Если это не помогло, и истерика началась, нужно применить одну из следующих моделей поведения:

  1. При истинной истерике – приласкайте ребёнка. Ему сейчас плохо, покажите, что любите его. Об его поведении можно поговорить после, сейчас же нужно обнять его, погладить, покачать, показать, что вам не безразлично его горе. Ласковые прикосновения и утешения помогут ему быстрее прийти в себя и успокоиться.
  2. При манипулятивной истерике – лишите его зрителей. Если истерика случилась в магазине, уведите его от чужих глаз, если дома – покиньте детскую. Лишите его возможности играть на публику. Проявите твёрдость. Один раз показав слабину, вы будете смотреть на истерики постоянно. «Нет» должно означать «нет», и недопустимо, чтобы кто-то из родственников противоречил решению родителей.

В случае Софии истерики были истинными, и девочка действительно нуждалась в утешении и поддержке. После кратковременных объятий, озвучивания переживаний девочки взрослые начинали мягко переключать её на что-то интересное, стремились занять творчеством или тихими играми. Стыдить и ругать перестали, и это помогало, выходить из истерик София стала легче.

Самое худшее, что могут сделать взрослые при детской истерике (неважно какой) – накричать на него или даже побить. Не нужно показывать свои слабости и вставать с ребёнком на один уровень эмоционального развития

Когда истерика закончилась, можно поговорить с ним о произошедшем. Во-первых, дать возможность сказать, что с ним случилось, что он чувствовал. Во-вторых, объяснить, как он другим способом может сообщать свои желания и чувства. Конечно, это не значит, что ребёнок сразу всё поймёт: до определённого возраста он сам себе не хозяин. Но обсуждать это нужно.

ЕСЛИ ДЕЛО В РОДИТЕЛЕ?

Возможна и обратная ситуация – поведение ребёнка является не следствием его психологических переживаний, а отражением состояния заботящегося о нём взрослого. Не секрет, что родители устают от постоянного напряжения, которое создают современный ритм жизни, работа, нехватка денег, отдыха, невозможность полноценно реализоваться. Родители могут срываться на ребёнка из-за собственной чрезмерной усталости и неудовлетворённости собственной жизнью, особенно в периоды кризисов или травмирующих ситуаций – увольнение, смерть близких, развод, тяжелые отношения с собственными престарелыми родителями. Когда не хватает сил и времени на себя, постоянные требования заботы от другого человека могут стать поводом для раздражения.

В процессе работы с психологом выяснилось, что Марина переживает развод с мужем, который ушёл к другой женщине. С его уходом Марина не только ощущала предательство близкого человека, перед ней ещё и остро встал финансовый вопрос, потому что ей срочно пришлось искать работу. Погружённая в собственные проблемы, Марина отдалилась от дочери, замкнулась в своих переживаниях и стала весьма раздражительной к любым её требованиям.

В ходе консультаций Марина смогла осознать, что сложившаяся ситуация не менее тяжела и для Тани, которая тоже остро переживала развод родителей и изменившиеся семейные обстоятельства, поэтому пыталась достучаться до мамы единственным доступным ей способом – плохим поведением. Марина ощущала своё положение как нестабильное, как в эмоциональном, так и в финансовом плане, но как взрослый человек могла повлиять на ситуацию, найдя работу и обратившись к психологу. Танечка же находилась в тревоге от того, что не понимала, что происходит с мамой и папой и с ней самой.

Хотя клиентка обратилась на прием, в первую очередь, по поводу поведения ребенка, акцент психологической работы сместился совсем в другую сторону. Психолог предложила Марине сначала разобраться с собственным состоянием и эмоциями, женщина эту помощь приняла. В результате трехмесячной психотерапии клиентке удалось выйти из своего кризиса, она смогла смириться с ситуацией развода и научилась не переносить своих переживаний на дочь. Поведение ребенка постепенно изменилось, ушла агрессия, однако остались тревога и повышенная плаксивость, связанные с расставанием родителей. Но это уже другая история.

Однако причиной нестабильного эмоционального состояния мамы не обязательно могут быть внешние обстоятельства. Срывы нередко случаются у тех мам, которые склонны забывать в заботах о ребёнке о собственных потребностях. Им кажется, что их долг полностью посвятить себя ребёнку и дать ему всё для развития. Такие женщины могут тратить любую свободную минуту на то, чтобы придумывать для домашних интересные занятия, организовывать быт, чтобы всем было легко и приятно, совершенно забывая о себе.

Естественным образом они полагают, что окружающие оценят их заботу и отплатят благодарностью, которой они часто не ощущают. Постоянное напряжение, сопровождающееся вопреки ожиданиям, потребительским отношением домочадцев, вызывает фрустрацию, которая постепенно накапливается, периодически выливаясь в приступы плохо контролируемого гнева. В подобных случаях консультация психолога помогает осознать собственные ожидания от семейной жизни и неудовлетворённые потребности, которые за ними стоят.

Реальность: Послеродовая депрессия

К сожалению, послеродовая депрессия – это не миф. Она случается со многими, в разной степени тяжести. Грусть-печаль накатывает и не дает спокойно жить. Сказываются и новый режим и изменения гормонального фона. Некоторые рассказывают, что после рождения ребенка испортились отношения с мужем. Они могут испортиться не только с мужем, но и с мамой, с подругами, с братьями и сестрами. И по самым разным причинам. Одни мамы обижаются на то, что им совсем не помогают. Другие – напротив – жалуются, что все достали с помощью и ненужными советами. Главное – понять, что это совсем не исключительная ситуация. Послеродовый период – большой стресс для женщины, даже если она обожает своего малыша. И семья после рождения ребенка должна ее поддержать.

Симптомы истерии у детей

Уже в год дети весьма самостоятельны и любопытны, стремятся исследовать окружающие его предметы. Желания малыша становятся определяющими в его поведении. Любой запрет и препятствие может вызвать истеричную реакцию, начало которой сопровождается громким плачем и криками. Ребенок находится в напряженном состоянии, жмурит глаза, импульсивно стучит кулаком по окружающей поверхности, а при приближении взрослых может кусаться и драться. При этом слезы у него могут отсутствовать. Гнев сменяется громким плачем. Постепенно припадок начинает утихать, ребенок расслабляется. От сильных эмоций организм утомляется и устает. 

Проявление истерии у ребенка в возрасте 3-х лет является попыткой установить свои правила и доминировать над окружающими его людьми. Социальные связи становятся сложнее. Ребенок пытается сопротивляться не только словами, но и поступками. Любое «нет» со стороны родителей может вызвать истерию, которая сопровождается театральным падением на пол, судорогами, дугообразным выгибанием тела и даже кратковременной остановкой сердца. Головокружение, тошнота, боль от ушибов и царапин – все это сопровождает ребенка по окончанию каждого приступа истерики.

Симптомы истерии у подростков немного отличаются от детских. Истеричная реакция может начаться по любому незначительному поводу. Среди основных признаков:

  • тахикардия;
  • повышенное артериальное давление;
  • краснота кожи и белков;
  • одышка;
  • истеричный плач;
  • битье окружающий предметов.

Нередко дети даже рвут на себе одежду, катаются по полу, травмируют себя. Отличается приступ истерии от других психических расстройств полным сознанием ребенка. Припадок завершается при отсутствии либо «зрителей», либо желаемого результата

Почему дети сжимают пальчики в кулачки?

Все дети рождаются с повышенным мышечным тонусом. Связано это с вынужденным напряжением мышц плода в матке к концу беременности: из-за того, что ему становится тесно, ребенок вынужден поджимать руки и ноги к туловищу, приняв при этом характерную «позу эмбриона». В результате происходит физиологическое усиление тонуса сгибателей, которое сохраняется на протяжении нескольких месяцев после рождения. Мягкий бережный уход за малышом, поглаживание ручек и ножек, начиная с 10 дня, приводит к постепенному расслаблению мускулатуры.

Мышечное напряжение может быть следствием воздействия некоторых факторов. К причинам истинного (патологического) гипертонуса относятся:

  • беременность, отягощенная вирусными заболеваниями, токсоплазмозом, хроническими болезнями матери;
  • тяжелое течение беременности, осложненное токсикозом, угрозой прерывания беременности;
  • алкогольная или наркотическая зависимость у беременной женщины, курение;
  • родовые травмы;
  • внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание);
  • резус-конфликт между новорожденным и матерью;
  • повышенная нейрорефлекторная возбудимость.

Чаще всего к развитию истинного гипертонуса приводит родовая травма, полученная в результате срочных или тяжелых родов, при неправильном акушерском пособии в родах и т.д. Мягкость некоторых костей черепа, открытые роднички, размер головки ребенка, который превышает диаметр родовых путей, — все это способствуют тому, что даже незначительные препятствия и задержки при родах могут стать причиной механических травм черепа новорожденного. Следствием этого являются недостаточное кровоснабжение головного мозга, гипоксия, нарушение трофики тканей, повышение внутричерепного давления, недоразвитие структур головного мозга.

Источники

  • Wagner R., Meißner J., Grabski E., Sun Y., Vieths S., Hildt E. Regulatory concepts to guide and promote the accelerated but safe clinical development and licensure of COVID-19 vaccines in Europe. // Allergy – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33887070
  • Al-Tammemi AB., Tarhini Z., Akour A. A swaying between successive pandemic waves and pandemic fatigue: Where does Jordan stand? // Ann Med Surg (Lond) – 2021 – Vol65 – NNULL – p.102298; PMID:33880181
  • Koweyes J., Salloum T., Haidar S., Merhi G., Tokajian S. COVID-19 Pandemic in Lebanon: One Year Later, What Have We Learnt? // mSystems – 2021 – Vol6 – N2 – p.; PMID:33879497
  • Przednowek T., Stacey C., Baird K., Nolan R., Kellar J., Corser WD. Implementation of a Rapid Post-Code Debrief Quality Improvement Project in a Community Emergency Department Setting. // Spartan Med Res J – 2021 – Vol6 – N1 – p.21376; PMID:33870002
  • Desilets J., Lee CS., Fang W., Hinkle DM. Mortality risk associated with endophthalmitis in West Virginia. // Int Ophthalmol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33861381
  • Monte-Soldado A., López-Masramon B., Rivas-Nicolls D., Andrés-Collado A., Aguilera-Sáez J., Serracanta J., Barret JP. Changes in the epidemiologic profile of burn patients during the lockdown in Catalonia (Spain): A warning call to strengthen prevention strategies in our community. // Burns – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33858713
  • Eubank JM., Burt KG., Orazem J. Examining the psychometric properties of a refined perceived stress scale during the COVID-19 pandemic. // J Prev Interv Community – 2021 – Vol – NNULL – p.1-14; PMID:33855930
  • Ghosh AK., Mecklenburg M., Ibrahim S., Daniel P. Health Care Needs in the Aftermath of Hurricane Maria in Puerto Rico: A Perspective from Federal Medical Shelter Manatí. // Prehosp Disaster Med – 2021 – Vol36 – N3 – p.260-264; PMID:33853696
  • Wang R., Zhong R., Liang H., Zhang T., Zhou X., Huo Z., Feng Y., Wang Q., Li J., Xiong S., Li F., Liang W., He J. Thoracic surgery and COVID-19: changes and managements during the pandemic. // J Thorac Dis – 2021 – Vol13 – N3 – p.1507-1516; PMID:33841943
  • Ogura Y., Gum JL., Steele P., Crawford CH., Djurasovic M., Owens RK., Laratta J., Brown M., Daniels C., Dimar JR., Glassman SD., Carreon LY. Drivers of in-hospital opioid consumption in patients undergoing lumbar fusion surgery. // J Spine Surg – 2021 – Vol7 – N1 – p.19-25; PMID:33834124

Классификация криков — аффективный срыв или крик-требование?

Родителям важно уметь различать два разновидности крика, поскольку каждая из них требует от них разных моделей поведения со своим ребенком. К первой относится аффективный срыв, относящийся к группе психических нарушений, ко второй — так называемый крик-требование, цель которого состоит в удовлетворении того или иного желания

Виды различаются физиологически, обусловлены разными причинами, но нередко и тот, и другой выглядят одинаково.

При аффективном срыве ребенок перестает контролировать свое поведение, впадает в состояние, схожее с беспричинным страхом, панической атакой. Объясняется это тем, что у него исчерпались «запасы» саморегулирования

Срыв зачастую становится следствием эмоциональной или сенсорной перегрузки, а также может случиться из-за обманутых ожиданий (так, для детей с РАС чрезвычайно важно ощущение предвидения любой ситуации, ее предсказуемость, и в том случае, если привычный порядок поведенческой или коммуникативной ситуации нарушается, то это воспринимается ими не иначе как угроза своей безопасности)

Крик-требование обеспечивает ребенку безапелляционную победу в коммуникации, и если контроль за собственным поведением не утерян окончательно, то такой крик может сигнализировать о том, что малыш хочет что-то получить или пытается чего-то избежать.

Как правило у требовательного крика имеется конкретный адресат, на котором ребенок внимательно отслеживает, как взрослый реагирует на его поведение. Он может сначала разразиться криком, а затем затихнуть, оставляя таким образом «коридоры» для «переговоров» (если ему доступна развитая речь). Если же взамен получает то, чего хотел, то вскоре останавливается и успокаивается. Однако в состоянии срыва, он не может сразу перестать кричать и успокаиваться ему приходится долго. В такой период ему безразлична реакция взрослого, и он всячески избегает любого с ним контакта. Между тем случается, что сначала он кричит, чего-то требуя, а затем ресурсы его истощаются и «нетвердость» требования вконец оборачивается аффективным срывом.

Как помочь справиться со злостью

Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так:

‍Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.

‍Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».

‍Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.

‍Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.

‍Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.

Я сам!

Для кризиса первого года характерны следующие признаки :

  • «трудновоспитуемость» – ребенок словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания;
  • резко возрастает желание сделать все самому;
  • малыш обостренно реагирует на замечания;
  • учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте.

Однако, главная проблема первого кризиса состоит в том, что родители еще не успели подстроиться под новый скачок в росте и развитии своего ребенка. Им он по-прежнему кажется маленьким несмышленышем, за которого они должны принимать все решения. Если вчера он довольствовался погремушкой, которую родители вешали ему над кроваткой, то сегодня ему непременно нужно достать папину компьютерную мышку, мамину косметику и любимую фарфоровую куклу старшей сестры.

Первая реакция взрослых – запретить! Однако проявление самостоятельности (а вместе с ним и капризы, слезы, скандалы) – это вовсе не признаки дурного характера и избалованности. Так ваш малыш взрослеет. За каждым его действием (которое порой взрослым кажется опасным или бессмысленным) стоит серьезная причина.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению

С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.

Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.

Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.

С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба»

Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.

Запомнить:

разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.

Миф 1: «Забудь о себе»

Жизнь после рождения ребенка уже никогда не будет прежней. Меняется все. Один из самых распространенных мифов гласит: «Родила ребенка – забудь о себе». Очень вредный миф. Конечно, малыш требует внимания

Но о себе-то зачем забывать? Для того, чтобы хорошо позаботиться о ребенке, важно и самой быть в порядке. А это значит, нельзя забывать о своем здоровье, комфорте и отдыхе

Подойдет все, что хоть как-то поможет облегчить повседневные заботы. В наше время есть стиральные и посудомоечные машины, полуфабрикаты, одноразовые подгузники, готовое детское питание и многие другие блага цивилизации. Не стоит слушать тех, кто говорит, что «для ребенка все нужно стирать руками», «одноразовые подгузники очень вредны» и «неизвестно, что они положили в эти банки». Все, что продается для детей – стиральные порошки, питание, подгузники – подвергается самому тщательному контролю.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий