Игры и упражнения
Чтобы научить ребенка говорить, можно использовать всевозможные игры и упражнения.
Артикуляционные игры
С полутора лет можно выполнять очень занимательную и полезную зарядку для язычка. Все упражнения должна выполнять мама, малышу лишь остается смотреть, и со временем он научится повторять все мамины действия:
- Погулять язычок собрался: (открываем рот)
- Он умылся, (кончиком языка проведите по верхним зубам)
- Причесался, (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и обратно спрячьте)
- На прохожих оглянулся, (проведите языкам по губам – «облизнитесь»)
- Вправо, влево повернулся, (повернуть поочередно язык в указанные стороны)
- Вниз упал, наверх полез, (опустите язык вниз и поднимите вверх)
- Раз — и в ротике исчез (спрячьте язык во рту).
Скороговорки для развития речи
Бывает дети, научившись говорить, не произносят некоторые звуки, чаще всего это звуки на буквы р, л (в твердых слогах), ш, ж, с. Следите за тем, чтобы ребенок сразу учился говорить звук правильно, а не заменял его на другой, переучить будет труднее. Вот несколько несложных упражнений:
Данная скороговорка нацелена на выработку звука
В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы..
Скороговорки на звук :
Поезд мчится, скрежеща: жэ, че, ша, ща.
Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Скороговорки на звук :
У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Скороговорки на звук :
Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила — рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишки на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Детей очень увлекают звуки животных и в особенности подражание им. Как весело вместе по: мяукать, мычать, квакать, или рычать как тигр. Эта игра не только способствует развитию речи, но и в добавок обогатит словарный запас малыша, ведь он уже будет иметь представление, кто есть кто в царстве зверей.
Рекомендую вам посетить страничку моего блога sovetmamam.blogspot.ru раздел «Воспитание ребенка», статья посвящена тому, как совместный труд с малышом помогает развить многие его способности.
Обучающий массаж ручек
Игры с пальчиками вносят свой вклад в развитие речевых зон в коре головного мозга.
- Погладьте тыльную сторону ладошек, приговаривая, гладим «киску».
- Затем погладьте (с растиранием) ладошки с фразой «Ой, как холодно!».
- Переверните ладошку малыша и указательным пальчиком другой руки поводите по ней: «Воробушек прилетел, крошек поклевал, поклевал и улетел».
- Пощипайте ладошки малыша: «Гуси, гуси — травку щиплят».
- Встряхните кисти рук.
Давайте волю вашей фантазии, придумывайте упражнения сами, удивляйте малыша.
Игра для развития пальчиков
— Кто приехал в гости? (складываем обе руки кончиками пальцев вместе)
— Мама, мама, это ты? (хлопаем кончиками больших пальцев)
— Папа, папа, это ты? (хлопаем кончиками указательных пальцев)
— Братик, братик, тоже с нами? (хлопаем кончиками средних пальцев)
— С нами Дедушка (хлопаем кончиками безымянных пальцев)
— С нами Киска (хлопаем мизинчиками).
Развивающая речь игра «телефон»
Ваш малыш уже не раз видел, как вы совершаете звонки. А значит, представление об игре у него какое-то уже сложилось, только не было возможности ее осуществить. Все меняет дело, если в доме появится детский, точно такой же, как у мамы или папы – телефон. Имея такой предмет дома, вы сами не заметите, как скоро малыш начнет прикладывать его к уху, и произнесет те долгожданные слова «алло, привет, мама!».
Игра «праздничный пирог»
Данная игра очень полезна для тренировки губ. Соберите всех друзей, скажите, что поводом служат именины – Пяточка. А вот и долгожданный пирог, который пришли отведать гости. «Так, кто же поможет задуть имениннику свечки?! На раз, два, три – дуем!».
Массаж
Один из методов коррекции речи, который улучшает голос, дыхание, нормализует эмоции. Мы не будем детально говорить о сложных массажах, практикуемых логопедами при тяжелых случаях речевых нарушений. Они необходимы, если надо —научить ребенка говорить букву Р—, при заикании, задержке речи, проблемах со связками, пониженном и повышенном тонусе мышц.
В зависимости от проблемы логопедический массаж может быть активизирующим, расслабляющим или дифференцированным. Логопед ставит диагноз, потом назначает схему лечения, в сложных случаях работает сам, в простых – показывает, что делать маме.
Расслабляющий логопедический массаж
Ребенок может лежать или сидеть, как будет удобнее ему и в зависимости от обстоятельств. Массаж делается легкими поглаживающими приемами.
Для расслабления мышц шеи
гладим шею двумя руками сверху вниз;
осторожно поворачиваем голову малыша вперед-назад, влево-вправо, потом вращем по часовойстрелке и против, держа одной рукой шею, а второй – лоб.
Для расслабления мимической мускулатуры
Гладим пальцами двух рук до 10 раз:
- к вискам от середины лба;
- от бровей к волосам;
- вокруг глаз кругами;
- от переносицы к вискам под глазами;
- от губ к ушам;
- слегка надавливаем пальцами от волос до подбородка по всему лицу.
Расслабляем мышцы губ
- обвести губы пальцами;
- гладить сверху вниз по носогубным складкам;
- стучать по часовой стрелке вокруг губ.
Активизирующий массаж
Для активизации мимики
Гладим пальцами двух рук до 10 раз:
- к вискам от середины лба;
- от бровей к волосам;
- вокруг глаз кругами;
- от переносицы к вискам под глазами;
- от губ к ушам;
- сжать подбородок;
- размять скулы и щеки;
- пощипывать щеки.
Для активизации мышц шеи и плеч
- растереть боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти;
- растереть заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка;
- попросить ребенка наклонять голову вперед-назад, вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.
Дифференцированный массаж
При смешанном характере нарушений проводится массаж, сочетающий расслабляющие движения с тонизирующими. Во время проведения такого массажа нужно внимательно наблюдать ответные реакции других групп мышц, поэтому подобный массаж должен делать только специалист.
Для малышей массаж должен быть совсем коротким 5-8 минут, в младших классах – до 15 минут, в старших – до 25 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном – 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте – 25 минут.
Ребенку во время проведения массажа должно быть комфортно. Если есть повышенная чувствительность, оставьте это упражнение и посоветуйтесь с логопедом.
Обычно дети быстро адаптируются к массажам и у них не возникает негативных ощущений. Если же малыш испуган этими движениями, нужно изменить приемы на более легкие и нежные или вообще прекратить на время.
Почему малыши молчат
Психологи утверждают, что не следует раньше времени вмешиваться в процесс развития малышей. Если они молчат в год, в два и даже три – это еще не повод для паники
Однако родителям все-таки следует обращать пристальное внимание на таких детей. Когда стоит волноваться?
На самом деле все просто. Необходимо следить не за речью, а за общим развитием крохи. Если он ничего не говорит, но при этом все понимает и может объяснить по-своему, чего хочет, значит, с его общим развитием все в порядке.
Почему дети молчат? Зачастую в этом бывают виноваты сами взрослые. Если мама мало общается со своим малышом, предпочитает оставлять его наедине с телевизором, чему она сможет его научить? Сколько месяцев пройдет впустую, пока кроха сам поймет, что с людьми надо разговаривать?
Следует отметить, что развитие речи малышей может быть активным и пассивным. В первом случае они учатся говорить, произнося слова самостоятельно. Во втором же слушают, наблюдают, анализируют. Те, кто идет по второму пути, обычно начинают активно разговаривать на третий год жизни, но в течение всего нескольких месяцев догоняют своих ровесников, а зачастую и перегоняют.
Этап ранний. Как учить ребенка говорить до 6 месячного возраста?
Самый ранний период и самый благодатный возраст, когда учить ребенка говорить. Развитие малыша сейчас происходит наиболее быстро: стремительно растет объём мозга, обостряется зрение и усиливается слух, происходит физическое развитие. Слух играет сейчас ведущую роль в процессе обучения речи: ребенок слышит человеческие голоса, вслушивается в звуки окружающего мира, учится пользоваться звуками для общения с людьми. Сосредоточение на звуках проявляется с самого рождения малыша. Первые два месяца он просто замирает, глядя говорящему в глаза. Создаётся впечатление, что ребенок готов слушать часами напролет
Даже первая улыбка малыша возникает, как реакция на звук голоса человека! Слыша голоса родителей, малыш концентрирует внимание и пытается повторять, произносимые ими слова
Буквально на третьем месяце своей жизни ребенок может сосредотачиваться на родителях, разговаривающих с ним, активно воспроизводя большинство слышимых им звуков. На третьем-пятом месяцах жизни после непродолжительного сосредоточения малыша на говорящем взрослом человеке, он сам начинает активно вокализировать, радостно агукать и восторженно распевать. И уже с полугода он начинает осознавать смысл слышимых им слов.
Первые занятия
Звуки, гуление и лепет – важная составляющая подготовки голосового аппарата к будущей речи. Звуки носят больше рефлекторный характер и связаны с потребностями младенца.
В это время произносится первое слово маленького ребенка – «агу». Гулить младенец начинает в полтора месяца. Вначале это протяжные звуки: аааа, ууу, аууу. К трем месяцам появляются слоги «абу», «агу» и др. К полугоду кроха начнет петь, произнося звуки с меняющейся интонацией. К 6 месяцев появится лепет, а к 9 – и долгожданное «мама».
Гулит малыш только если ему комфортно. Убедившись, что он не голоден, ему тепло и сухо, присядьте рядом с ним, наклонитесь и тихо произносите звуки. Младенец обязательно вам ответит.
Разговаривать с новорожденным нужно ласково и с улыбкой, отвечая на все звуки, которые он произносит. Откликайтесь с улыбкой, а если крохе захочется пообщаться, откладывайте неотложные дела. Повторяйте агу, меняя сочетания звуков, и кроха будет повторять за вами.
Почему младенцы выбирают именно «агу»? Все звуки, произносимые новорожденными – гортанные. Звуки , по артикуляции больше на «г-гу» или «г-ха», поэтому их воспроизведение легче дается младенцу. Сначала звуки произносятся рефлекторно, но после продолжительных тренировок, кроха начинает придавать эмоциональную окраску своему «агуу» в разговоре с родителями.
Что надо знать родителям: этапы развития речи
В первые годы после рождения малыш больше всего времени находится в домашней, семейной обстановке. Это означает, обучение ребенка речи считается обязанностью родителей, и игнорировать развитие никак нельзя.
Ребенок плохо разговаривает
К сведению. Такое обучение, как учеба не воспринимается, а является частью жизни, общения мамы, папы с малышом. Однако, зная правила и способы, как помочь ребенку научиться говорить, это даст возможность быстро справиться с поставленной задачей.
Малыш учится в домашней обстановке
Развитие речи ребенка от рождения до школы
Опытный логопед подскажет, как учить ребенка разговаривать. Развивается речь поэтапно:
- Первые сочетания звуков ребенок начинает издавать, когда ему 2-3 месяца от роду. Малыш даже может различать голоса, но вот общие звуки новорожденные воспринимают, как успокаивающую мелодию. Это начальная стадия речевого развития.
- Примерно в 6 месяцев «гуление» ребенка становится наиболее понятным, эмоционально раскрашивается, и это следующая стадия правильного развития маленького чада.
- Наконец, в период с 7-9 месяцев ребенок начинает произносить небольшие слова, состоящие из слогов: «ма-ма», «па-па».
Понимание речи формируется у детей в возрасте около 12 месяцев, когда запас слов включает в себя уже несколько конструкций из 3-10 несложных слов. Если с ребенком на данном этапе проводить занятия, то в 2 года дочь или сын смогут не только расширить запас слов, но и называть демонстрируемые вещи, действия и передавать свои ощущения.
На заметку! Если малыш плохо говорит или совершенно не хочет идти на словесный контакт с другими детьми и взрослыми после того, как ему исполнилось 3 года, родителям надо бить тревогу — записаться к логопеду и детскому психологу. Нельзя исключать, что проблема в умственном развитии.
Разговор о событиях
Что нужно делать родителям, чтобы у ребенка развивалась речь?
Внимательных и ответственных родителей волнует вопрос, как научить ребенка разговаривать. Специалисты дают рекомендации:
Важно получать удовольствие, общаясь с дочкой или сыном и от самих уроков. Это позволит уделять малышу больше времени
Кроме того, разговоров будет больше, они наполнятся добром и нежностью.
Надо все время разговаривать с малышом о вещах, явлениях и событиях, окружающих его и происходящих с ним.
Необходимо покупать соответствующие возрасту игры, книги с картинками, «развивашки».
Важно играть совместно, так как играя, родитель может называть предметы и акцентировать внимание крохи на их свойствах, описании, включая размеры и цвета. Кроме того, нельзя «сюсюкать» и искривлять слова из активного детского лексикона. Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса
Правильная речь взрослых приведет к наиболее активному освоению словарного запаса.
С ребенком нужно разговаривать в любом возрасте
Считается нормой, если малыш не очень хорошо общается в 2-2,5 или даже в 3 года. Научить сына, дочь говорить — это значит видеть явный прогресс в развитии речи:
- Новые звуки.
- Попытку повтора слов.
- Знание названий определенных предметов.
Девочки в этом смысле значительно быстрее восхищают мам и пап своими звуками, а мальчики отстают от них, начинают говорить чуть позднее. Все потому, что девочки созревает намного раньше, чем мальчики — так создала природа.
На заметку. В тех семьях, где мама и папа общаются на двух и более языках, ребенок скорее всего начнет говорить еще в более поздний период, так как годовалому и новорожденному «понять» сразу два информационных потока сложно.
Читаем книги, стихи и песенки
Задумываясь о том, как учить ребенка говорить, необходимо ежедневно и не по раз играть со слогами и звуками, читать книжки, петь, ведь всё это реально совмещать с повседневными заботами: поездка в маршрутке (можно поиграть в слоги), на прогулке (спеть песню).
Когда ребенок подрастет, важно повысить нагрузку и добавить к полезным развлечениям вопросы: что бывает сладким (сахар), что может быть желтым (солнце). На заметку
Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки
На заметку. Ребенок должен смотреть в глаза родителя, когда к нему идет обращение. Слова, произнесенные вскользь, эффекта не дадут. Говорить надо выразительно, четко, а ударные гласные тянуть: «кооо-рооо-вааа». Правильно хорошо вытягивать губы округло в трубочку, чтобы ребенок понял, как нужно издавать звуки.
Как научить ребенка грамотно и красиво говорить?
Чтобы научить ребенка красиво говорить, достаточно соблюдать такие правила:
- старайтесь разговаривать максимально много с малышом;
- начинайте говорить с самого рождения;
- занимайтесь разговорной речью, как только малыш начал произносить звуки;
- никогда не перебивайте кроху;
- занимайтесь пальчиковой гимнастикой с рождения;
- не включайте телевизор, аудиокниги;
- ежедневно читайте сказки детям;
- учите стихи с ребенком, просите рассказывать с выражением и интонацией;
- если малыш произнес слово неправильно, обязательно поправьте его;
- всегда интересуйтесь его делами, выслушивайте ребенка до конца.
Активное слушанье и разговорная активность родителей являются наиболее важными составляющими грамотной речи малыша.
Как же научить ребёнка говорить?
Существуют некоторые рекомендации, способные помочь родителям в обучении ребенка разговорной речи. Остановимся на них:
Разговаривайте со своим малышом еще до рождения. Как известно, во второй половине беременности младенец, находящийся в утробе матери, уже способен воспринимать звуки, чувствуя интонацию, в частности, речи, обращенной именно к нему. Этот способ будет хорошей, пусть даже невидимой, подготовкой к умению ребенка говорить.
Продолжайте разговаривать с младенцем после рождения. Пусть он еще не может вам ответить, зато прекрасно чувствует интонации вашего голоса, видит работу артикуляционного аппарата, наполняется пассивный словарный запас малыша. Старайтесь поймать взгляд своего ребенка, не спеша произносите слова, можно нараспев. Развитию познания крохи может способствовать знакомство с различными предметами. Возьмите ребенка на руки, путешествуйте по комнате, называя те предметы, которые встречает ваш взгляд. Вскоре кроху заинтересуют предметы, находящиеся вне комнаты, на улице. Не ленитесь называть и рассказывать о них. Вскоре, не умея говорить, ребенок будет показывать то, о чем вы ему говорили. Не забывайте повторять простые слова по несколько раз в день, это нужно для их запоминания.
Важным правилом для родителей является правильное произношение слов. Старайтесь не «сюсюкать» с ребенком, но четко и правильно называйте слова, дабы они правильно отпечатывались в его сознании. Малыш часто коверкает слова не потому, что это весело и интересно, просто он еще не умеет по-другому. Обязанность родителей показать ему правильный вариант произношения. Повторять за ребенком полезно на той стадии, когда он еще только начинает произносить первые звуки и их сочетания, тем самым вы дадите понять, что понимаете его.
Дети очень любят музыку, пение. Можно петь колыбельные или веселые детские песни. Особенно хорошо пропевать простые слова на разные мелодии. Например, «ма-ма-ма», «ням-ням-ням», «би-би-би» и другие.
Не забывайте почаще читать малышу. Полезны простые ритмичные детские стишки, дополненные яркими иллюстрациями. Чтение с наглядным рядом способствует расширению словарного запаса и развитию воображения. Хорошим приемом служит неоконченное стихотворение или сказка. После года при систематических занятиях ребенок будет неплохо запоминать то, что вы ему читаете. Произнося очередной стишок, остановитесь перед последним словом, давая крохе возможность его произнести. Сначала вы услышите тишину, после паузы произнесите слово сами, постепенно эта игра заинтересует ребенка, и он будет стараться вам ответить.
Не спешите заваливать ребенка большим количеством новых слов. Пусть их будет несколько, но они будут простыми и повторяться родителями по несколько раз в день
Значение новых слов объясняйте, опираясь на уже известные и знакомые.
Для лучшего усвоения новых слов немаловажно то, в какой форме они преподносятся. Самой подходящей для ребенка является игровая
Можно предложить следующую игру. Мама, закрывая лицо платком, спрашивает: «Где мама? Мама ку-ку». Или, пряча мишку за спинку кресла, говорит: «Куда же мама спрятала мишку? Ах, вот он нашелся мишка». В такой игре можно использовать различные предметы. Главное, чтобы слова были простыми, доступными для произношения.
Еще одним эффективным приемом служат вопросы, задаваемые ребенку. Почаще спрашивайте о чем-то, заставляя его искать ответы на вопросы и способы выражения своих мыслей. Такой приемом отлично способствует развитию головного мозга. Вопросы могут быть различными:
— Ты хочешь кушать?
— Да.
— А где у нас папа?
— Там.
По мере развития ребенка и овладения им речью вопросы будут усложняться и требовать более развернутого ответа.
И, самое главное, обязательно занимайтесь с ребенком развитием мелкой моторики. Ведь овладение речью напрямую связано с ловкостью пальчиков малыша. Начинать занятия хорошо с самого рождения. В помощь вам будет массаж пальчиков, игрушки с различной фактурой, а далее крупы, бусины, пластилин, пирамидки, сортеры и многое другое.
Не стоит волноваться, если хорошо вас понимая, ребенок никак не хочет говорить. Поверьте, очень скоро придет его время и он будет давать интересные развернутые, порой оригинальные, ответы, а также задавать сложные вопросы вам, дорогие взрослые.
Итак, уважаемые мамы и папы, а также бабушки и дедушки, не забывайте как можно чаще хвалить своего ребенка. Не зацикливайтесь на результатах, они обязательно появятся в свое время. Будьте доброжелательны с малышом, а он, в свою очередь, будет стараться порадовать вас своими успехами.
Как научить ребенка говорить «мама»?
Каждый малыш растет и развивается по индивидуальному сценарию. Одни дети начинают рано произносить простые слова, другие остаются молчунами и не спешат порадовать близких подобными успехами. Родители замечают, что чадо отличается от детишек знакомых, которые уже вовсю лепечут, и начинают беспокоиться из-за того, что он не перешел на данный этап. Каждая женщина мечтает услышать «мама» и радуется, когда это происходит.
Существуют факторы, которые указывают на готовность маленького человека заговорить в скором времени:
- Понимание ребенком обращенной к нему речи. Он откликается на собственное имя, реагирует на слова взрослых.
- Отсутствие нарушений слуха и зрительной функции.
- Ребенок перестал «агукать» и начал лепетать. Он дает собственные звуковые наименования различным предметам, которые отдаленно напоминают их названия.
- Во время игры малыш стремится повторять за родителями, выполняет действия, которые ему задали.
Процесс формирования речи напрямую зависит от психического развития и мышления. Женщина и мужчина должны следить за этими важными аспектами. В случае если есть подозрения на определенные проблемы, нужно обратиться к следующим специалистам:
- педиатру;
- неврологу;
- психологу;
- логопеду.
Если врач успокоил родителей и сообщил, что малыш развивается в соответствии с возрастными нормами и не имеет проблем со здоровьем, мама и папа могут помочь ребенку разговориться. Главное условие — общение. С ребенком нужно много разговаривать, ведь он все понимает. Чем больше внимания уделяется разговорам, тем богаче пассивный словарный запас крохи и тем быстрее он заговорит.
Что нужно делать для того, чтобы малыш научился говорить «мама»:
- Применять правильные формы слов. Не стоит упрощать процесс обучения словами вроде «би-би» или «ав-ав».
- Предложения должны быть простыми и при необходимости повторяться несколько раз.
- Речь мамы должна быть четкой, стоит находиться лицом к ребенку во время общения.
- Следует создавать иллюзию беседы — задавать вопрос и самостоятельно отвечать на него.
- Описывайте словами все, что происходит вокруг. Рассказывайте, во что одеваете малыша, куда идете, какая погода за окном и т.д.
- Исключите фоновые звуки, такие как телевизор или радио.
- Не используйте соску во время общения с малышом.
Как научить ребенка говорить «папа»?
С мамой ребёнок проводит много времени, а с отцом видится гораздо реже. По этой причине слово «папа» может стать элементом речи ребенка позже. Мужчина должен как можно чаще общаться с сыном или дочкой, когда он дома. Если взаимодействие с малышом происходит редко, оно должно быть эмоциональным и запоминающимся, приветствуются занятия в игровой форме.
Игры, которые помогут быстрее произнести слово «папа»:
- Шнуровки, перебирание бусин помогают развивать мелкую моторику и ускоряют формирование речи. Любые мелкие предметы в руках ребенка стимулируют речевое развитие, однако стоит быть осторожными и всегда следить, чтобы он не засунул детали в рот и не подавился.
- Пальчиковые игры, легкий массаж рук. Лучше рассказывать во время таких игр легко запоминающиеся стишки и потешки.
- Ребенок развеселится, если папа начнет повторять за ним все звуки. Затем он может сам произнести звук и предложить малышу сделать то же самое.
- Вечером нужно укладывать ребенка спать и читать книги с незатейливым сюжетом. Можно сочинять истории про смелого папу, который поддержит в трудную минуту и защитит.
- Игра в прятки также поможет ускорить процесс. Папа закрывает лицо ладонями и говорит «где папа?», потом убирает руки и произносит «а вот папа». Маленькие дети любят так играть, это поднимает настроение и укрепляет эмоциональную связь с отцом.
Интересный факт: согласно статистике, дети начинают говорить слово «папа» немного раньше, чем «мама» (меньше 50% всех малышей). Также ребенку проще произносить «дай», «на», «ам». Женщина не должна расстраиваться и принимать это близко к сердцу. Первым малыш произнесет то слово, которое будет проще выговорить. Это не означает, что маму он любит меньше.
Татьяна Владимировна Швецова, педиатр, клинический психолог
Артикуляционные игры
К 5 годам обычно у ребенка уже установлено произношение основных звуков. «Непобежденными» остаются только самые упрямые буквы: шипящие (Ш, Щ, Ч) и Р. Иногда и свистящие (С, З, Ц).
Теперь понадобится помощь в развитии артикуляционного аппарата малыша: мышц и органов, участвующих в произношении этих звуков. Нужно добиться подвижности губ, языка, нижней челюсти, научить язык ребенка принимать разные формы (быть плоским, узким, широким, твердым, мягким). Например, для произнесения звука Р надо научить малыша поднимать язык вверх, напрягать его, создавать вибрацию. При этом подъязычная уздечка должна быть достаточно растянута
Для произношения звука С и других свистящих важно уметь прижимать язык и прятать за нижними зубами, направлять струю воздуха на выдохе вперед (подробнее об этом – здесь)
Чтобы выговаривать шипящие буквы, ребенок должен научиться удерживать язык вверху широким, держа губы вытянутыми, округлыми.
Отработке этих навыков помогают специальные артикуляционные упражнения и игры.
Игра в лошадку. Просим малыша повторить, как лошадка цокает копытами, как ее подгоняют («но»!), останавливают («тпррру!»), как лошадка фыркает, как она говорит «и-го-го!».
Игра в домашних животных. Особенно весело и естественно получается играть, если в доме есть кошки или собака. Просто просим малыша им подражать: как Мурзик лакает язычком? Как облизывается? Как он облизывает свою шерстку? Как дышит Рэкс, когда он долго бегал? Как он рычит, когда злится?
«Кисточка» или «Чистим зубки». Малыш открывает ротик и представляет, что его язык – это кисточка. Она медленно прокрашивает сначала верхние зубки, затем нижние – снаружи и изнутри, а потом нёбо – вдоль и поперек.
«Маляр красит нёбо». Губы растягиваются в улыбке, малыш приоткрывает рот и кончиком языка гладит нёбо.
«Трубочка-улыбочка» (или «Слоник»). Губы сначала вытягиваются в трубочку, как для звука У, затем растягиваются в улыбке, показывая зубки.
«Вкусное варенье». Пусть малыш несколько раз оближет верхнюю губу сверху вниз широким язычком.
«Чашечка». Просим малыша открыть ротик, высунуть язычок, сделать его чашечкой – поднять бока и кончик — и задержать в таком положении несколько секунд.
«Грибочек». Похож на «лошадку», только язык в верхнем положении нужно присосать кончиком и с боков и не отпускать, а нижнюю челюсть максимально опустить вниз.
«Футбол». На столе перед ребенком положить ватный шарик, сзади него – импровизированные ворота (можно обозначить их, положив карандаши). Задача – на одном выдохе вогнать «мяч» в «ворота». Щечки надувать нельзя, добирать воздух и прерывать выдох – тоже
Важно научить ребенка направлению и силе выдоха.
«Качели». Малыш улыбается, открывает рот и попеременно цепляет кончик языка то за верхние, то за нижние зубы.
Эти упражнения помогут малышу подготовить артикуляционный аппарат к тому, чтобы заняться постановкой шипящих звуков. О том, как вести дальнейшую работу в этом направлении, читайте здесь.
Если домашние занятия по коррекции произношения результатов не дают, следует проконсультироваться с логопедом. Возможно, у ребенка проблемы с развитием органов (короткая подъязычная уздечка, большой язык, дефект нёба, неправильный прикус), нарушено слуховое восприятие и различие звуков (фонематический слух). Справиться без помощи специалистов в таких случаях невозможно.
Но если с малышом все в порядке, систематические игровые развивающие занятия непременно дадут результат и избавят ребенка в будущем от множества проблем и комплексов.
Закладываем навыки. Обучение ребенка речи в 6-12-месячном возрасте.
Шесть-двенадцать месяцев – это возраст, когда закладывается навык умения слушать и услышанное повторять
Разговаривая между собой, родители должны понимать, что малыш может полностью концентрировать собственное внимание на происходящем вокруг от десяти минут и дольше. Необходимо категорически исключить общение в его присутствии на повышенных тонах, резкий тон и громкие стуки
В процессе обучения речи наиболее эффективным в этот период является воспроизведение ребенком коротких музыкальных сказок
Поэтому, следует сосредоточить на этом особое внимание. Выбирайте аудиозапись, тщательно оценивая чёткость звучания слов и музыки, отсутствие резких скачков тональности в произведении, красоту музыкального оформления
Воспроизведение сказок осуществлять лучше фрагментами, постепенно увеличивая продолжительность звучания от трех минут и до десяти. Более длительное прослушивание эффекта в этом возрасте не имеет. Многократно прослушивая один отрывок сказки, малыш учится, и слушать, и повторять звуки и слова.
Со временем малыш научиться узнавать и слова, и мелодию, что родители непременно заметят. Ребенок поворачивает головку, ища глазами, источник звука, концентрируется и пытается услышанное воспроизводить самостоятельно. И пусть речь крохи ещё не слишком понятна, а многие слова искажены до неузнаваемости – но старания «на лицо». Это период лепета. Помогайте ему осваивать это невероятно сложную науку для него, повторяйте терпеливо звуки раз за разом, слова и фрагменты сказки. Не стоит бояться, что ребенку надоест многократное повторение одного и того же отрывка сказки. С каждым разом ребенок все больше и больше будет радоваться знакомым звукам.
Позаботьтесь, чтобы малыша ничего больше не отвлекало от увлекательного мира звуков и слов. Не настаивайте, если во время первых прослушиваний малыш не будет никак реагировать, не воспринимайте его равнодушие, как проблемы с речью. Пускай занимается привычными делами – играет, ползает. Постепенно, малыш начнет поворачивать на звук голову. Вовлекайте кроху в прослушивание, повторяя песню или музыкальные фрагменты сказки, как бы приглашая его к совместной деятельности. Если вы наберетесь терпения, то буквально через пару месяцев малыш будет сразу узнавать звуки и мелодию, пытаться их повторять.
Ни в коем случае не стесняйтесь мяукать, квакать, кукарекать вместе с ребенком. Эти банальные звуки позволяют не только развивать активное слушание, эмоциональное общение малыша и взрослого, психологический контакт, но и развивают речь.
В результате такое обучение ребенка речи уже к годовалому возрасту сформирует богатый словарный запас — до 100 слов. Конечно, это вовсе не обязательно должны быть полноценные слова. Более чем достаточно, чтобы к концу первого года жизни в его словарном портфеле было чуть более десятка самых простых слов (папа, мама, кака, дай…) и примерно пару десятков различных звукоподражаний (ааа – качаем куклу, жжж – машина приехала, ууу – самолетик летает, ав-ав – собачка и так далее). Все остальное это пассивный словарный запас – слова, которые ребенок понимает, воспринимает и соответственно реагирует (дай ручку, пойдем гулять, возьми чашку, встань с пола, нужно идти домой), но сам их не произносит.
Еще один весьма полезный совет для родителей, как научить ребенка говорить в год – это вести дневник, записывая его маленькие победы, отмечая «прирост» слов и звукоподражаний в речи ребенка.