Как научить своего ребенка одеваться самостоятельно – советы родителям

Общие рекомендации для всех возрастов

Безусловно, раздеться куда проще, чем одеться. Поэтому заранее уже годовалого ребенка можете просить раздеться. Начните с самого легкого, расстегивание замков, снятие головных уборов. Затем присоедините к этому ботинки и штаны.

Малыш может испугаться такого большого количества одежды, не понимая, что и зачем ему придется надеть. Давайте в руки каждый элемент одежды, подсказывая, на каком месте он должен находиться.

В итоге вы не заметите, как быстро ребенок смог самостоятельно одеться. Для начала можно разделить вещи условно на те, что надевает мама и те, что самостоятельно надевает малыш. Постепенно увеличивайте одежду у малыша, убирая её от мамы.

Намного проще надевать вещи, которые чуть большеваты, особенно это относится к носкам и штанам. Поэтому не стоит покупать одежду впритык. Она может быть слегка свободной.

Каждый день не следует настаивать на самостоятельном одевании. Возможно, ребенок не выспался или просто заболел. Если у малыша нет желания, тогда следует одеть его самостоятельно, не настаивая и не ругаясь за это.

Обязательно просите малыша, чтобы он помог вам выбрать гардероб. Не будьте столь требовательны, если кроха выбрал не красную, а зеленую футболку. Поверьте, для детей нет столь явного значения.

Как учить ребенка одеваться?

Сомнительные советы

Встречаются рекомендации вставать утром на 30 минут раньше, чтобы у ребенка было время самостоятельно одеться.

  1. Чтобы малыш оделся сам, нужно хотя бы 40-50 минут. Лето не считается.
  2. Чадо-то проснется раньше, а вы сами готовы будете потерять час сна?

Еще совет. Якобы отпрыск одевается в разы быстрее, если маменька уже одета и собралась уходить. Еще лучше, когда она уже вышла за дверь и ждет на улице.

  1. Способ может сработать, когда ребенок умеет одеваться, но не хочет.
  2. Будьте готовы, вернувшись в дом, застать раздетого и зареванного отпрыска.

Мотивировать сладостями. За каждый правильно надетый предмет одежды — конфетку.

  1. За комбинезон — ожирение, за колготки — кариес, за ботиночки — сахарный диабет.
  2. Когда сладкое есть под рукой постоянно — это не мотив. Похвала родителей и их искренний восторг, вот это самая настоящая мотивация.
  3. Игрушки тоже не вариант. Вы готовы покупать за каждый носочек новую игрушку?

Постоянно тренируйтесь, упорно и настойчиво.

  1. Какая настойчивость? Ребенок из духа противоречия будет назло вам совать обе ножки в одну штанину. И затем изображать оскорбленную невинность. К этим маленьким актерам применимо только терпение!
  2. Постоянно, это не три часа без перерыва. Это только по желанию ребенка. Или заинтересуйте его, тогда и желание не заставит себя ждать.

Если чадо капризничает, то предложить ему на выбор несколько вариантов комплектов одежды. Пусть выберет тот, который ему больше нравится.

  1. Способ хорош, если у вас есть эти несколько комплектов.
  2. Предоставьте два, максимум три. Иначе выбирать чадо будет три часа, а в итоге откажется от всех.

Как научить ребенка самостоятельно одеваться? Личным примером, помощью и снова терпением. Он обязательно научится, только грамотно подскажите и мотивируйте.

Приемы обучения

Взрослые не задумываются над процессом одевания, делая все механически. Малышу такая система не подходит. Чтобы приучить его правильно надевать на себя одежду, рассмотрите ее вместе с ним со всех сторон. Покажите ему, где у носка пятка, где у колгот швы, где у кофты перед и где зад, где изнанка, а где лицо. Покажите, как положить вещь перед собой, чтобы надеть ее правильно.

Объясните ребенку последовательность надевания одежды и способ надевания каждой конкретной вещи. Раньше вы не задумывались, как надеть свитер, сначала рукава, потом горловину или наоборот. Как надеть брюки, сначала сидя, а когда из штанин выглянут ступни, то стоя? Где у кофты перед, а где зад, и как это определить? Горловину надевают через лицо или через макушку? Теперь все это придется обосновать и объяснить.

Иногда не помешает применить немного хитрости. Если вы упустили момент для обучения, и ребенок привык, что его одевают родители, и не хочет одеваться сам, попробуйте превратить одевание в увлекательную игру:

  1. Пусть ножки будут паровозиками, а брючины – тоннелями, по которым надо проехать.
  2. Устройте соревнования на скорость одевания. В этих соревнованиях малыш должен победить.
  3. «Забудьте», как правильно одеваться. Надевайте колготы на голову, а носки на руки. Пусть ребенок вас поправляет.
  4. Поиграйте в ручки и ножки. Пусть они говорят: «мне холодно, где же согреться?» или «ой, как страшно, хочу в домик».

Если вы умело организуете мотивацию, ребенок с удовольствием начнет сам одеваться. Постарайтесь помочь своему малышу.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно приучить ребенка к садику в 2 года?

Решение

Истинный выход из ситуации – коррекционные занятия для развития концентрации внимания, памяти, сенсорного и зрительного восприятия.

Если у ребенка нет концентрации, родители задаются вопросом: «Что делать?». Установить режим для своего чада. Подъем, отбой, дневной и ночной сон должен начинаться всегда в одно и то же время. Жизнь крохи заключить в четкие рамки жесткого графика. Это необходимо для того, чтобы малыш постепенно научился прогнозировать свои действия. Например, после ночного сна, он сам пойдет в ванную комнату для выполнения водных процедур.

Первое, чему необходимо научиться – соблюдать обязательные ритуалы. После прогулки на улице обязательно мойте руки, а перед сном читайте книгу, рассказывайте сказку. Так малыш сможет переключиться и настроиться на привычный вид деятельности, который следует за ритуалом.

Второе, приучайте к однозадачности, о которой я говорила выше. Пример — если кушаете, то делайте это в определенном месте без сторонних развлечений (мультики, музыка и т.п.).

Третье, прогулки в лесу, в парке, в тихом месте для очистки оперативной памяти.

3 типа детского развития

Под термином «раннее развитие» понимаются самые разнообразные явления. Для некоторых раннее обучение является синонимом преждевременного и неадекватного вмешательства в естественный ход развития маленького человечка.

По мнению специалистов, раннее развитие – это применение активных воспитательных методов в возрастном периоде от 0 месяцев до 2 — 3 лет.

Однако подобное воспитание нередко вступает в противоречие с традиционными образовательными системами, в которые обучение ребёнка начинают с 6 или 7 лет.

Психологическая литература традиционно разделяет раннее психическое развитие малыша на три типа по степени адекватности возрастным особенностям ребёнка:

  • преждевременное. Приведём простейший пример: новорождённого нельзя научить сидеть, стоять и тем более ходить. В целом же при преждевременном развитии ребёнок не способен воспринять информацию по причине психологического и физического «несовершенства»;
  • позднее. Не секрет, что в детском возрасте имеются так называемые сенситивные периоды развития, когда ребёнок наилучшим образом воспринимает определённую информацию: зрительную, речевую и т.д. В случае запоздавшего развития процесс усвоения навыков и знаний становится менее продуктивным. Например, поздно учить ребёнка кататься на коньках в 12 лет, если вы хотите воспитать великого фигуриста;
  • своевременное. Это традиционный вариант развития детей, при котором выдаваемая информация максимально соответствует их возрастным и психологическим особенностям.

Последний вариант многим кажется самым адекватным и правильным. Однако в реальной жизни встречаются все три разновидности детского развития.

В данном случае нас больше интересует раннее обучение. Всегда ли оно соответствует преждевременному воспитанию? Нет. При правильном оценивании своих и детских возможностей, а также следовании методике и здравому смыслу скорее можно говорить об опережающем развитии.

С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?

Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка

К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен развиваться всесторонне и гармонично

Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.

 Возраст  ребенка
 Навыки самостоятельного одевания
(в данном возрасте ребенок должен уметь)
 Наличие помощи взрослых
 2 года
 Снимать и одевать в определенном порядке:
 шапку;
 обувь, расстегнутую взрослым;
 колготки;
 шорты (юбку, брюки) на резинке.
 С помощью взрослых
 3 года
 Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая  расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.
 Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду.
 Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня:  поправлять одежду.
 С небольшой помощью взрослых
 4 года
 Одеваться и раздеваться в определенной последовательности  самостоятельно.
 Аккуратно складывать и вешать одежду.
 Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
 Помощь только в завязывании  шнурков.
 5 лет
 Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со  шнурками.
 Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых.
 Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
 Без помощи взрослых, по  небольшой словесной инструкции.
 6 лет
 Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.
 Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
 Без помощи взрослых.

Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3-4 года

Научить малыша одеваться самостоятельно несложно, однако некоторые детки не могут быстро обучиться этому навыку. В таком случае родителям приходится прислушиваться к советам психологов, друзей и родственников которые сами столкнулись с этой проблемой. Как же научить ребенка одеваться самостоятельно в 3-4 года? – спросите вы. В поисках ответа следует учитывать возраст ребенка, самый оптимальный трехгодичный возраст. Если вашему малышу два года то нет смысла заставлять его учится одевать вещи самостоятельно, ведь в этом возрасте детки стремятся делать все сами. И настойчиво отстаивают свое мнение.

Итак, если вашему ребенку три или четыре года, то вам нужно принять во внимание советы приведенные ниже. Не требуйте от своего малыша быстро обучатся, и если он самостоятельно пытается одеться и у него что-то не получается не мешайте ему и не делайте замечаний. Со временем он исправит свои ошибки, и то что когда-то у него не получалось он сможет делать быстро и качественно

Со временем он исправит свои ошибки, и то что когда-то у него не получалось он сможет делать быстро и качественно

Не требуйте от своего малыша быстро обучатся, и если он самостоятельно пытается одеться и у него что-то не получается не мешайте ему и не делайте замечаний. Со временем он исправит свои ошибки, и то что когда-то у него не получалось он сможет делать быстро и качественно.

Если ваш ребенок посещает школу, то каждое утро просыпайтесь на полчаса раньше. Чтобы спланировать время для одевания. Благодаря этому обучение такому непростому делу пройдет быстро, удобно и комфортно не только для вас, но и вашего ребенка.

В случае, когда у вашего малыша нет никакого желания, учится самостоятельно одеваться, не отчаивайтесь, некоторыми действиями вы можете его подтолкнуть на эту работу. К примеру, оденьте носочки, колготки или кофту не полностью, и скажите, что он должен только подтянуть до конца вещь. Вот увидите, он наверняка сделает, так как вы попросили.

Предложите малышу снимать ту одежду, которая на ваш взгляд снимается очень просто. Спустя некоторое время он сможет справиться даже с зимней одеждой.

Известно, что любой навык формируется постепенно, и умение одеваться не исключение. Регулярно предлагайте ребенку решать несложные «задания», такие как продевание рук в рукава одежды, одевание носков, штанишек, шапки, рукавичек и т.д. Устройте увлекательное соревнование – кто быстрее сможет одеть футболку или другую вещь, малышу это понравится.

Сделайте вместе с ребенком увлекательный плакат (ватман), наклейте на него изображения вещей, в том порядке, в каком следует одевать одежду. Малыш будет на него смотреть и одеваться не только правильно, но и с удовольствием.

Помните, что усвоение различных навыков ребенка напрямую зависит от интеллектуального развития. Приобретите подходящие игрушки (одетые в одежду), они помогут малышу быстрее освоить процессы одевания. Очень полезны любые игрушки с карманами, застежками, липучками, шнурками, молниями, пуговицами и т.д

Обратите внимание на то, чтобы одежда была удобной, возможно нежелание самостоятельно одеваться кроется в неудобных вещах

Прослушайте к ряду этих советов, и в скором времени ребенок будет радовать вас успехами.

18 советов, как научить ребенка одеваться

Учим ребенка главным действиям с одеждой: застегнуть молнию и пуговицы, надеть перчатки или варежки, носки, как по ярлыку определить у футболки или кофты лицевую и заднюю сторону, определить изнаночную и лицевую сторону колготок или носочков;
У детей могут возникнуть сложности с натягиванием штанин, длинных рукавов, колготок, в которых они просто путаются. В этом случае нужно несколько раз постепенно и правильно показать движения вместе с ребенком. Каждый шаг объясняйте подробно и медленно
Для малыша в два года достаточно несколько таких повторений, чтобы он понял и запомнил, как это действует;
При обучении уделите внимание отдельным деталям одежды. Это не только застежки, но и пояс, кармашки, манжеты, воротничок
Они должны быть аккуратно уложены или заправлены;
Приобретайте для малыша вещи с простыми застежками, с которыми он справиться сам. Для деток до трех лет подходящим вариантом станут липучки и крупные пуговицы, нижние элементы одежды на резинке. А варежки станут комфортнее перчаток;
Хорошо, если одежда будет с подсказками. Например, с рисунком или аппликацией спереди, разноцветными пуговками и петельками, большим кольцом на собачке от молнии и так далее;
Наберитесь терпения и спокойствия. Не ругайтесь, не смейтесь и не злитесь, если кроха делает что-то не так. Иначе отобьете желание учиться чему-либо. Ребенок испугается или начнет сильно капризничать;
Не мешайте ребёнку. Как считает популярный педиатр Комаровский, вмешиваться в попытки детей что-либо сделать нужно только, если это угрожает здоровью и безопасности крохи или кого-то другого;
Пусть ребенок познает, как делать правильно, путем собственных проб и ошибок. Если он сделал что-то не так, не спешите исправлять ошибку. А когда он уже наденет вещь, спросите, видит ли он, что здесь неправильно. Поинтересуйтесь, что нужно исправить, как это сделать;
Выдерживайте темп одевания, не торопите и не подгоняйте малыша. Если потребуется, внесите коррективы в режим дня, чтобы малыш успел спокойно собраться. Оставляйте больше времени перед сборами и перед выходом на улицу;
Если что-то не получается, подбодрите кроху. Поощряйте желания к самостоятельным действиям и проявления вкуса в одежде. Хвалите и отмечайте успехи ребенка. Говорите, что в этот раз получилось лучше предыдущего. Хвалите кроху, когда он именно сам надел вещь, выполнил задание или что-то сделал. Такая похвала — главный фактор при воспитании детской самостоятельности;
Помните, что малыши копируют поведение. Пусть кроха повторяет за вами. Одевайтесь параллельно. Например, вместе надевайте носки, кофту, штаны и так далее;
Чтобы ребенок запомнил, что и когда надевать, каждый раз собирайтесь в одинаковой последовательности. Повесьте в комнате или коридоре картинки-памятки с наклеенными предметами одежды в нужном порядке;
Если малыш не хочет одеваться сам, подтолкните кроху за счет совместного участия. Начните делать действие и предложите закончить самостоятельно;
Если ребенок продолжает терпеливо ждать, пока взрослый его оденет, и не хочет одеваться самостоятельно, применяйте методы адаптации ребенка к реальному миру. Скажите, что если он хочет гулять, значит, нужно одеться. Если он хочет кушать, нужно взять ложку в руки и так далее. А если он не оденется, то не пойдет гулять. Если не возьмет ложку, не поест;
Используйте различные игры и учите, играя. Малышу должно быть интересно, а не скучно. Можно использовать куклы, в том числе и бумажные, мягкие игрушки с разными видами одежды, чтобы усвоить порядок одевания. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями;
Найдите и проговаривайте различные стишки, потешки или считалки. Они займут и отвлекут маленького ребенка, пока вы одеваете кроху. Малышей постарше научат, где лево, а где право, как правильно одеть ту или иную вещь. Сегодня в интернете легко найти подобные стишки под каждый элемент, будь то варежки, сапожки, шапочка или пр.

Важно, чтобы потешка подходила по возрасту;
Соблюдайте принципы единства. Малыш должен одеваться самостоятельно везде и всегда, в независимости от места и времени

Не делайте за него действия которые он может выполнить сам!;
Аккуратно указывайте на неопрятность во внешнем виде и помогайте исправить это, поощряйте попытки контроля малыша за собственной одеждой и обувью, за порядком на полке и в шкафчике. Но не ругайте и не наказывайте кроху при отсутствии навыков, а при необходимости подсказывайте и помогайте.

Что не нужно делать, приучая ребенка одеваться самостоятельно

К сожалению, многие родители считают, что если ребенок не умеет одеваться самостоятельно в 4 года или даже в 5 лет, то в этом виноваты кто угодно, но только не они. Но ведь именно их ошибки в воспитании привели к такому результату! И никакой вины воспитателей тут нет. Ведь если малыш пошел в садик в два-три года или в пять, и еще не умеет самостоятельно одеть колготки и куртку – это вина родителей. Вот только некоторые типичные ошибки мам и пап, которые приводят к детской несамостоятельности.

  • Никогда не торопите ребенка и позвольте ему одеваться самостоятельно. Вечно спешащие родители начинают натягивать одежду на малыша, лишая его возможности одеться самому. Постарайтесь распределить время таким образом, чтобы собираться в сад или на прогулку не торопясь.
  • Не критикуйте ребенка за неправильно надетую одежду или не заправленную в штанишки рубаху. Не забывайте, что он только еще учится одеваться, да и моторика у него еще не развита до конца. Лишь одобрение и поддержка родителей помогут малышу не потерять желание одеваться самостоятельно.
  • Частенько ребенок бывает просто не в настроении и начинает капризничать и отказываться одеваться сам. Или слезы появляются у него, когда он не справляется с застежкой. Чтобы не трепать себе нервы, многие мамы предпочитают не тратить время на уговоры и разговоры, а просто одеть чадо сами. Но это неправильно! Ведь таким образом они растят слабовольного и несамостоятельного ребенка, который не сможет потом преодолеть более трудных препятствий.
  • Иногда причиной неумения одеваться в старшем дошкольном возрасте бывает неудобная одежда. Начиная обучение, стоит продумать гардероб ребенка. На начальном этапе не стоит покупать одежду и обувь со сложными застежками и шнурками, свитера и водолазки с тугой горловиной, рубашки с мелкими пуговицами, платья с застежками на спине, куртки на тугих кнопках или с крючками. Не покупайте одежду, которую будет трудно натянуть, лучше брать на полразмера или даже на размер больше. Чем проще ребенку будет одеть одежду, тем с большим удовольствием он будет это проделывать.
  • Старайтесь покупать одежду из натуральных тканей. «Кусачие» свитера, шапки и шарфы, платья и рубашки с грубыми швами, синтетические плавочки – все это вызывает дискомфорт и аллергию. Ребенок будет просто отказываться надевать такие вещи.

И еще один нюанс, о котором частенько забывают родители. Чтобы приучить ребенка одеваться самостоятельно, воспитывайте в нем аккуратность и бережное отношение к одежде. Научите его правильно ее снимать и складывать так, чтобы она не помялась и ее легко было надеть, не запутавшись, где у нее перед, а где зад, где лицевая сторона, а где изнанка. При правильном подходе (без нервов и криков) и при раннем приучении в игровой форме легко будет научить ребенка одеваться самостоятельно.

Основные правила

Несколько простых правил помогут детям научиться одеваться, а взрослым помочь им в этом процессе.

Терпение и еще раз терпение

Взрослые привыкли одеваться быстро, однако, маленький ребенок пока не способен это делать. Его моторика еще недостаточно развита, поэтому он может путаться в рукавах, очень долго застегивать одну пуговицу или не понимать, где правый ботинок, а где левый.

Родителям придется проявить терпение и спокойствие. Раздражение и попытка поторопить только отпугнет, вызовет плач и нежелание действовать самому.

Если ребенок хочет, пусть делает

Как вы знаете, примерно в 3 года у детей появляется потребность и желание, обозначаемое «я сам». Нельзя подавлять это. Если малыш проявляет инициативу, тянет ручки к колготкам, то ему надо предоставить такую возможность

Это важно и для дальнейшего воспитания самостоятельности

Однако нельзя и категорически требовать, чтобы малыш надевал все сам. Он многое не умеет,  помощь взрослых ему необходима. Попробуйте стимулировать самостоятельность, говоря, что взрослые мальчики или девочки умеют одеваться.

Критика недопустима

Маленькие дети очень чувствительны к критике в свой адрес. От родителей они ждут одобрения своих действий, поэтому ребенка надо чаще хвалить, так он быстрее научится делать то, что нужно. Часто бывает, что опаздывая с утра, родители начинают обвинять ребенка, что он делает все медленно и неправильно. Это даст обратный эффект. Ребенок расстроится, у него начнет получаться еще хуже, в итоге будут слезы и капризы. Лучше начать собираться пораньше, хваля при этом за самостоятельность.

Если совсем не хочет одеваться

Бывает так, что малыш напрочь отказывается одеваться, потому что у него это совершенно не получается. В таком случае можно немного помочь ему. Оденьте носок наполовину и предложите ребенку натянуть его дальше. Хвалите при этом, тон речи должен быть предлагающий, а не приказывающий.

Используйте куклы

Для того чтобы изучить различные элементы одежды, подойдет игра в куклы. Сшейте им красивые платья, колготки и предложите малышу одеть любимую игрушку. В процессе игры дети быстро учатся одевать на куклу одежду, а затем у них возникает желание попробовать и со своей. Полезны также развивающие игрушки, например, книги-шнуровки, игрушки с карманами, нашитыми пуговицами, липучками и молниями. Это поможет развитию мелкой моторики и не бояться элементов одежды.

Превратите все в игру

Найдите или придумайте стишок, где рассказано о процессе одевания. Читайте его малышу, это вызовет интерес и превратит процесс в игру и тогда не придется задумываться, как научить ребенка одеваться, все произойдет естественно. Помним, основной способ обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста – это игра. Касается это любых сторон жизни и осваивания бытовых навыков. Играйте на любопытстве и желании стать, как взрослый.

Изучите одежду вместе с малышом. Расскажите ему, как называются части гардероба, пусть он получше рассмотрит молнии и пуговицы и попробует застегнуть их в игре. Руку можно представить «паровозиком» и «заехать» ей в тоннель, роль которого будет выполнять рукав. Сопровождайте все смехом, позитивом и веселыми звуками.

Подражаем взрослым

Маленькие дети очень хотят вырасти и стать, как мама или папа, даже если им всего 3 года. Покажите на своем примере, как вы надеваете носки, шапку или куртку. Разложите детскую одежду рядом и устройте небольшое соревнование, кто быстрее, малыш обязательно увлечется этим, особенно если родители дадут ему выиграть.

Рассказывайте порядок действий

Запомнить, что надо сделать первым, малыш сможет не сразу. Приучайте его постепенно, что и в каком порядке делается. Расскажите, что есть вещи, которые носят дома, в детском саду и на улице. Обязательно меняйте одежду, приходя домой, это еще и вопрос гигиены и воспитания дисциплины.

Считаемся с мнением малыша

Нельзя забывать и о качестве одежды. Она должна быть не только свободной, но и удобной. Проверьте, чтобы свитер «не кусался». Шерсть должна быть натуральной, мягкой и приятной для тела. Майки лучше выбирать хлопчатобумажные. Надо считаться и со вкусом ребенка. Если ему категорически не нравится вещь, не стоит настаивать на ее использовании.

Многие дети к трехлетнему возрасту способны сами одеться, начиная от нижнего белья и кончая верхней одеждой. Продумайте наряд малыша так, чтобы ему не пришлось потеть над сложными застежками. Если ребенок надел что-то задом наперед, перепутал ботинки, не ругайте его. Помогите что-то снять и переодеть. Застежки вы сможете застегнуть сами, когда остальное уже будет надето.

Хвалите своего ребенка, ваше хорошее настроение и доброжелательность помогут ему сохранить интерес к одеванию, а упреки зарубят инициативу на корню. Если вы не успеваете на работу, в следующий раз начните сборы на 30 минут раньше.

В случае, когда малыш сам не справляется с одеванием, помогите ему немного, чтобы он не начал злиться и не потерял интерес к процессу. Не стоит раздражаться или смеяться над малышом. Он все делает не идеально, но то, что у него получается, достойно вашей гордости. Забудьте про свой перфекционизм.

С чего начать

Помогая ребёнку одеться, называйте предметы одежды и части тела

Прежде чем начинать учиться одеваться, ребёнок должен

  • знать названия частей тела (голова, руки, ноги) – эта информация доступна для детского сознания с 1-1,5 лет;
  • понимать, какие предметы одежды на какие части тела надеваются (для этого с самого раннего возраста проговаривайте все действия, связанные с одеванием малыша: «Продеваем ручку в рукав кофточки», «На голову надеваем шапку» и др.);
  • уметь раздеваться.

На последнем моменте остановимся более подробно. Этот момент может быть освоен задолго до 3-летнего возраста. Уже с 1,5 лет малыш может сам стягивать кофточки на пуговицах или молнии (которые взрослые на нём предварительно расстёгивают), снимать шапку, носочки. Главное – выдерживать нужный для освоения одного действия временной промежуток, а уж потом добавлять новый элемент, то есть сначала пусть снимает только шапку, затем штанишки и т. д. К 2-2,5 годам с ребёнком можно устраивать соревнования, кто быстрее разденется. Только помните о колоссальных преимуществах для любого обучения создания «ситуации успеха»: малыш должен периодически обязательно ощущать вкус победы.

Важные моменты и практические рекомендации

Проще всего научить ребенка одеваться в процессе игры, т.е. тогда, когда он и не подозревает, что его чему-то учат. Чем раньше начнется своеобразная «атака» на его подсознание, тем лучше:

  • Уже в годик малыш должен иметь неограниченный доступ к тем вещам, которые постоянно носит. Лучше всего выложить их в коробку, из которой все легко доставать. Сначала карапуз будет просто доставать вещи и разбрасывать, но через какое-то время постарается и примерить.
  • Дети обожают ролевые игры. Если у них в распоряжении есть различные костюмы (звери, униформа, одежда супергероев), то они будут пытаться снимать и надевать их даже без подсказки. Главное, поощрять малышей и никак не препятствовать их порывам.
  • Обычные игры, требующие быстрого переодевания, тоже подойдут. При этом дети должны видеть, что родители тоже в восторге от таких мероприятий, тогда отдача будет максимальной.
  • Сначала детки умеют только раздеваться, но и это должно поощряться похвалами со стороны родителей. Через какое-то время малыш начнет пытаться сделать что-то такое, чтобы еще больше удивить маму и постарается самостоятельно одеться.
  • Не стоит сразу же пугать ребенка большим количеством одежды, лучше выделить предметы, с которыми малыш уже может самостоятельно обращаться и ненавязчиво их ему предлагать.
  • Детки очень любят наряжаться, поэтому стоит спрашивать их мнения, подбирая наряд на выход или завтрашний день. Если карапузу будет визуально нравится то, что предлагает мама, то высок шанс того, что он захочет это надеть без посторонней помощи.
  • Заранее нужно позаботиться о том, чтобы кроха понимал, где передняя и задняя части изделия. Если после того, как ребенок самостоятельно оденется, он будет себя чувствовать некомфортно, это может отбить у него всю тягу к самостоятельности в дальнейшем.
  • Обтягивающие изделия (носочки, свитера, колготки) лучше изначально приобретать на размер побольше, с такими вещами детям намного проще справляться.

Проще всего обучить ребенка самостоятельно выполнять все манипуляции – это подать хороший пример. Если малыш будет видеть, сколько удовольствия мама или папа получают от процесса натягивания свитеров, шапок, курток и всего остального, он и сам захочет испытать то же самое. Ну а когда его старания, пускай и не самые плодотворные, будут вознаграждены похвалой или даже подарком, он обязательно попытается повторить то же самое. Но с уже большим успехом.

https://youtube.com/watch?v=IHpDuD2HdDA

Игры для самостоятельности

Предлагаем разные увлекательные игры, которые помогают развивать самостоятельность:

  1. «День рождения куклы». Предложите малышу подготовить игрушку к празднику: одеть, накрыть импровизированный стол, встретить гостей и принять их, а потом убрать в доме.
  2. «Золушка». После прочтения одноимённой сказки предложите сыну или дочери выбрать похожую на главную героиню игрушку и помочь ей собраться на бал: отсортировать крупы, убраться в доме, подготовить одежду.
  3. «Быстро выбирай». Попросите чадо быстро выбрать какой-то предмет, а потом объяснить выбор. Такая игра учит оперативно принимать решения и понимать необходимость их осознанности.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий