Учим ребенка жевать

Зачем малышу жевать твердую пищу?

Как бы ни было полезно материнское молоко для младенца, со временем в его рацион необходимо вводить различный прикорм (продукты для него подбираются согласно возрасту и рекомендациями специалистов). После супов-пюре приходит черед жевать твердую пищу, которую ни в коем случае нельзя избегать, иначе у вашего крохи может возникнуть целый ряд проблем.

  • Во-первых, желудочно-кишечный тракт будет развиваться не совсем правильно: без пережевывания слюноотделение происходит недостаточно интенсивно, из-за этого количество вырабатываемых ферментов значительно сокращается, начинает «сбоить» пищеварение, а желудок вообще может атрофироваться!
  • Во-вторых, стоматологи предупреждают о том, что зубки, которые «не работают» в полную силу, растут неправильно, что приводит к измененному прикусу и множеству трудностей в будущем.
  • И третий, социальный аспект: ребенок, не умеющий жевать, не сможет правильно разговаривать, поскольку от развития жевательных мышц напрямую зависит и работа артикуляционного аппарата.

Едим твердую пищу

Если вы продолжаете сомневаться по поводу целесообразности введения в рацион крохи твердой пищи помимо грудного молока, вот вам еще один аргумент: вы не сможете быть рядом с вашим малышом все время (как бы грустно это не звучало). Совсем скоро его нужно будет вести в детский сад, и к этому моменту ребенок должен обладать всеми необходимыми для его возраста навыками и умениями.

Что значит правильно

Сбалансированное питание — это способ покрыть все энергетические затраты ребенка для гармоничного роста и развития. При правильном рационе достаточное количество питательных веществ обеспечивают нормальный обмен веществ и дают ребенку силы для познания мира.

То есть, чтобы нормально развиваться, ребенку достаточно каждый день съедать немного фруктов, овощей, белка, сложных углеводов и молочных продуктов. Форма приготовления не так важна. Варить каждый день супы или каши не обязательно, если ребенок их не ест.

Объем рациона зависит от физической активности ребенка, возраста и образа жизни. Дети едят больше во время периодов активного роста и активных занятий, но меньше при болезни или долгом сидении дома. Родителям часто кажется, что ребенок мало ест. Но если он активен и хорошо растет, то питания хватает.

При настоящей нехватке питательных веществ он больше спит, нервничает, жалуется на слабость и не может долго гулять. Ногти легко ломаются и слоятся, кожа шелушится, а в углах губ могут появиться трещины.

Ниже перечислены первые навыки, которые ребенок приобретает во время упражнений в употреблении пищи после расширения своего рациона:

  • он учится перемещать пищу внутри своего рта, используя свой язык;

  • приобретает больше навыков в глотании жидкости / пищи, получаемой не от груди или бутылки (чайная ложка, чашка), то есть он постепенно адаптируется к так называемому «зрелому глотанию» (в отличие от «инфантильного глотания», необходимого на стадии грудного вскармливания);

  • приобретает навык получения пищи с ложки;

  • распознает и принимает различные пищевые консистенции и текстуры;

  • распознает и принимает различные ароматы;

  • познает жевательные и дробящие движения (согласованные последовательности движений височно-нижнечелюстных суставов).

Что дает вовремя развитый жевательный навык

Многие неопытные мамочки упускают момент развития жевательных навыков у грудничка, а потом удивляются, почему уже двухлетний малыш выплевывает твердую еду! Приучить двухлетнего ребенка жевать довольно проблематично, но вопрос не только в этом.

Отсутствие жевательного рефлекса или слабый артикуляционный тонус (неактивные мышцы лица) грозит довольно серьезными проблемами в развитии малыша.

Польза вовремя закрепленного жевательного рефлекса:

  • крепкие зубки;
  • сбалансированная работа ЖКТ;
  • четкая артикуляция;
  • полноценное психическое развитие.

Несвоевременное развитие жевательного рефлекса приведет к формированию неправильного прикуса, что неизбежно скажется на изменении овала лица. Молоденькие зубки без дозированной нагрузки на десны могут выпадать.

Если кишечник будет перерабатывать лишь пюреобразную пищу, это приведет к вздутиям животика и запорам. Если ребенок будет есть только такую пищу, которую можно спокойно проглотить, организм не сможет вырабатывать необходимые ферменты. Для правильного формирования ферментов пища должна обильно смачиваться слюной, а это невозможно при простом проглатывании пюре и каш!

Неумение жевать, глотать и есть твердую пищу до года неизбежно приведет к проблемам речи.

Логопеды связывают задержку развития речи или ее отсутствие с несвоевременно выработанным жевательным рефлексом. Малыш молчит, потому что ему трудно проговаривать некоторые звуки из-за сниженного артикуляционного тонуса.

Привычка есть только протертую пищу закрепляет навык лености. Ребенок не умеет трудиться, ему не хочется жевать! Вот уже малышу год, второй пошел – а он все еще на кашах и пюре. Мамочки объясняют это жалостью к малышу, стремлением облегчить ему жизнь! Но так ли это? Может, мама себе облегчает жизнь, сокращая время на приготовление и прием пищи малышом? В результате кроха научится манипулировать родителями, почувствовав слабинку. А это уже серьезный сигнал: капризы лишь увеличатся с взрослением и могут аукнуться в подростковом возрасте “бунтом против родителей”.

Что будет, если давать малышу до года резиновое или силиконовое колечко, а не твердые кусочки пищи “почесать десны”? У него не выработается жевательный рефлекс, и пищевод не приучится принимать и переваривать твердую пищу. Колечко малыши тоже грызут и кусают активно, но не связывают это с приемом пищи. Колечко не вкусное, его нельзя проглотить!

Малыш подавился: что делать?

Если, несмотря на все старания родителей, ребенок все же подавился, крайне важно оказать ему своевременную первую помощь

Действовать надо уверенно, но осторожно

  1. Поместить малыша на предплечье родителя таким образом, чтобы голова младенца оказалась ниже туловища, лицо было направлено вниз.
  2. Выполнить 5 несильных ударов ладонью по спине ребенка между лопатками.
  3. Далее малыша следует перевернуть на спину.
  4. Выполнить при помощи указательного и среднего пальцев 5 толчкообразных движений в центральную часть грудины.
  5. Открыть малышу рот, удерживая язык большим пальцем, а нижнюю челюсть – остальными.
  6. В случае если кусочек пищи, повлекший проблему, хорошо виден, его следует аккуратно удалить. Если нет – повторить действия до достижения успеха.

Взрослым необходимо сохранять самообладание, ведь от их действий зависит здоровье и жизнь малыша.

Получение пищи с ложки для 5-6-месячного ребенка – первые шаги в расширении диеты ребенка

Положите небольшое количество пищи на ложку, которая должна быть маленькой, твердой, узкой и не слишком глубокой. Мы показываем ее ребенку и подносим ближе к его рту. Когда ребенок видит ложку, он обычно открывает рот.  Если он его не открывает, вы можете мягко коснуться его верхней губы. Мы помещаем ложку с ее содержимым в рот ребенка. Если его рот остается открытым, а верхняя губа не забирает пищу из ложки, вы можете слегка надавить ложкой на середину языка, после чего малыш закроет рот. Если ребенок крепко сжал губы на ложке или укусил ее деснами, вам нужно подождать, пока он не ослабит хватку и вытащить ложку из его рта.  Кормление ложкой является важным элементом обучения вашего ребенка употреблению пищи. Эта активность укрепляет кольцевые мышцы рта и учит ребенка, как правильно использовать язык. Мы используем ложку для кормления продуктами в виде пюре, мусса или сливок, с помощью которых вы учите своего ребенка пищевым продуктам, не жидкой консистенции. Употребление пищи в такой форме требует, чтобы язык и другие мускулы рта работали правильно, чтобы эффективно и безопасно передавать пищу в пищевод.

Советы родителям

  • Активируйте работу мышц языка, преодолевая рвотный рефлекс. Проделывайте легкий массаж языка через марлю. При помощи деревянного шпателя постепенно продвигайтесь к корню языка и обратно, слегка надавливая. Положите за щечку ребенка марлевую салфетку и попросите его язычком вытолкнуть ее.
  • Не забывайте делать артикуляционную гимнастику.
  • Преодолевайте страх попадания в рот твердой пищи. Дайте ребенку твердый продукт или ниблер, пусть грызет.
  • Постепенно переходите от протертой пищи к кусочкам. Предлагайте малышу самому измельчить свою еду.
  • Вызывайте интерес у ребенка к процессу питания. Накрыв на стол, его приборы оставьте в стороне. Всей семьей с аппетитом и восхищением нахваливайте: «Как же это вкусно!». Когда маленький человечек подойдет к столу, не спешите его усаживать, наоборот, говорите, что здесь на всех не хватит. Ждите, пока не проявится устойчивый интерес, и только потом можете угостить, одной ложечкой. Напоминайте, что это ваша порция. Как только интерес пропал, отправляйте его из кухни. А если кроха тянется еще к чему-нибудь пожевать, смело усаживайте за стол.

Малыш всегда должен есть под присмотром родителей. Но делайте это ненавязчиво.

Как научить жевать годовалого ребенка

Сегодня больше половины детей не умеют жевать к 2-х летнему возрасту.

Развивать этот навык нужно с полугода:

  1. Купить красивые прорезыватели (несколько видов).

Ребенок должен не только снимать напряжение с десен, но и учится жевать. Главное, не забывать следить за их чистотой и регулярно мыть.

  1. Твердая пища.

В качестве знакомства с пищей вместо прорезывателя можно дать небольшую баранку, кусочек моркови, яблока. В процессе жевания деснами, малыш будет получать маленькие кусочки лакомства. Так малыш поймет, что получить новый вкус можно самостоятельно.

При этом родители не должны оставлять детей без присмотра. Баранки достаточно хрупкие, могут раскрошиться, мелкие кусочки способны перекрыть органы дыхания.

  1. Купить ниблер.

Специальное приспособление с пластиковой (силиконовой) сеточкой, внутрь которой можно помещать кусочки фруктов и овощей. Ниблер позволит ребенку познакомиться с новыми вкусами и при этом задерживает кусочки, поэтому безопасен для малыша.

  1. Приучать к новым продуктам постепенно.

Не стоит резко начинать кормить ребенка супом, как у взрослых. Часть привычного питания нужно заменить кусковым, например, оставить в пюре несколько небольших кусочков картофеля или украсить кашу свежими фруктами.

  1. Уменьшать помол.

Не нужно сразу давать малышу крупные куски, можно измельчить продукты на терке, ножом или просто размять вилкой. Это не относится к мясным продуктам: ребенок может не разжевать волокна и подавиться. Лучше предложить ему суфле или паровые котлеты и тефтели.

Обычно этих мер достаточно, чтобы дети в полтора года полностью овладели жевательными навыками.

Более подробно о том, как научить малыша жевать твердую пищу разными способами, можно узнать, посмотрев видео.

Срочные меры

К сожалению, некоторые дети и в 2-3 года не могут есть твердую пищу. В первую очередь такого ребенка нужно показать педиатру для исключения возможных патологий.

Если малыш полностью здоров, и отказ самостоятельно жевать связан с ленью или избалованностью, решить проблему можно, но придется запастись терпением.

Есть несколько способов, как научить жевать детей после 2 лет:

  1. Покажите пример.

Начните с приготовления простых блюд, пусть ребенок принимает посильное участие. Сядьте за стол всей семьей, разложите продукты в красивые тарелки (у всех одинаковые).

В игровой форме покажите малышу, как нужно жевать, можно устроить соревнование.

Главное, сохраняйте спокойствие, не будьте излишне строги и не ругайте, а тем более, не наказывайте за неудачу.

  1. Пригласите в гости детей.

Или старше или ровесников, уже овладевшими навыками жевания. Глядя на них, вполне вероятно, что малыш начнет повторять.

  1. Уберите из рациона пюреобразную пищу.

Предложите ребенку измельчить овощи или фрукты самостоятельно. Скорее всего у малыша не хватит сил сделать это самостоятельно, помогите ему.

  1. Используя мягкие и вкусные продукты.

Например, натуральный мармелад или зефир. Разжевывать их очень легко, а вкус намного приятнее привычной еды.

  1. Не используйте блендер. Можно сказать, что он сломался.
  2. Оставляйте на видном месте вкусные продукты для перекуса: бананы, нарезанные яблоки.
  3. Освойте актерское мастерство.

Предложите малышу сыграть в семейство зайчиков, белочек, лисичек (любых животных, которые привлекают ребенка). Предварительно можно посмотреть мультфильм или сходить в зоопарк. Войдите в роль полностью, вероятно, придется даже передвигаться на четвереньках.

  1. Сводите ребенка в детский развлекательный центр, зайдите в кафе и купите малышу новый для него продукт, привлекательный внешне.

Иногда причиной отказа от твердой пищи становится просто плохой аппетит. В этом случае можно попробовать такие способы:

  • больше времени проводите за занятиями, требующими физической активности;
  • вместо привычного сока предлагайте компоты из сухофруктов или отвар шиповника;
  • избегайте перекусов между приемами пищи.

Заинтересуйте ребенка едой: приготовьте новое блюдо, оформите необычно, как можно эмоциональнее продемонстрируйте, насколько оно вкусное. Научить жевать нужно как можно раньше, вся ответственность в этом ложится на родителей.

Категорически нельзя заставлять малыша есть твердую пищу, повышая на него голос или наказывая. Это вызовет стресс у него и страх перед самим процессом еды.

Другие дети могут начать проявлять характер и отказываться из-за обычного упрямства. Терпение и творческий подход помогут крохе освоить жевательный навык и подготовят к переходу в новый период жизни — детский сад.

Возможные проблемы

Очень заботливые родители, которые переживают, что кроха подавится, и как можно дольше оттягивают процесс знакомства с густой едой, сталкиваются с рядом проблем:

  1. Неправильное кормление. Постоянно протертая пища приводит к тому, что маленький хитрюга впоследствии ленится жевать, ведь гораздо удобнее просто глотать. Это приводит к проблемам ЖКТ. Еда поступает крупными кусочками, грузно лежит на дне желудка и не переваривается как следует.
  2. Кроха не знаком с твердой пищей, он не знает, что делать и попросту выплевывает ее.
  3. Страх. Малыш может бояться глотать большие кусочки, от этого и желание жевать пропадает.
  4. Ребенок давится при кормлении твердой пищей, пытаясь ее проглотить. Начинает задыхаться, захлебываться.
  5. Срабатывает рвотный рефлекс. Такое происходит при попытке проглотить кусочек, или мама неправильно вводит ложку (слишком глубоко).
  6. Несформированные пищевые навыки. Кроха не может двигать языком из стороны в сторону, поднимать его к небу, собирать пищу в комок для глотания.
  7. Нарушение тонуса жевательных мышц приводит к тому, что у ребенка не получается сосать, глотать, жевать. Развиваются различные заболевания, что в дальнейшем влияет на речь.
  8. Ранний отказ от грудного вскармливания приводит к тому, что чадо получает смесь из бутылочки не напрягаясь. Некоторые родители еще и дырку в соске побольше делают, чтоб лучше проходила. На самом деле все в нашей жизни неспроста. Чтобы получить молочко из маминой груди, малыш трудится, напрягает свои артикуляционные мышцы. И это тоже способствует развитию жевательного рефлекса!
  9. Не хочет кушать, пока не включат мультики — современная проблема, которой пренебрегают многие молодые мамочки. Более того, заботливые родители специально включают мультфильм, чтобы ребенок хорошо и без каприза поел. Но в этом-то и проблема. Кроха отвлекается от еды и съедает больше, плохо пережевывает, у него не вырабатывается желудочный сок, так как он увлечен телевизором, а не поеданием пищи. От этого тоже возникают проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом.

Рекомендации Комаровского

Всеми любимый доктор Комаровский, на мнение которого ориентируются многие родители, советует:

  • Проявляйте актерское мастерство, объясняйте почему сегодня не привычная для малыша пища, а густая, да еще и с какими-то кусочками. Например, расскажите целую историю, что в магазине баночки закончились, что блендер сломался и теперь эту работу придется делать вашему непоседе. Но он обязательно справится, ведь вы в него верите. Хрум-хрум, и готово.
  • Скажите маленькому человечку, что вы устали, попросите помочь его, вручив вилку. Пусть ребенок сам разомнет, как сможет. Приготовьтесь, процесс будет долгим и мало опрятным. Но более выигрышным. Потому как самостоятельно приготовленная еда намного вкуснее.

Предложите крохе что-нибудь лакомое, но целым кусочком, например, мармелад, пастилу или зефир. Жевать будет. Отказ маловероятен.

Как правильно учить ребенка жевать?

Научиться жевать с минимальным риском подавиться поможет ниблер

Готовое детское питание облегчает для родителей решение вопроса о кормлении ребенка. Оно обеспечивает необходимыми веществами детский организм. Но увлечение питанием из баночек без учета возрастного ценза приводит к тому, что у малыша не сформируется жевательный рефлекс.

На форумах в интернете можно прочесть весьма неадекватные советы «опытных» мам по поводу данной проблемы:

  • Одни из них считают, что проблемы вообще нет: вырастет малыш и сам научится жевать любую пищу.
  • Другие предлагают применить так называемую шоковую терапию. Она заключается в том, что нужно перестать кормить ребенка, но при этом поставить в доступных для него местах еду, потребляемую взрослыми: поест сам, голод заставит.

Ничего хорошего такие советы не сулят, родительские ошибки они предоставляют исправлять самому ребенку, не задумываясь о последствиях. Если следовать первому совету, малыш будет недополучать необходимые вещества, что отрицательно скажется на его физическом состоянии и интеллектуальном развитии.

Использование родителями второго совета вызовет стресс у малыша, что может явиться причиной снижения иммунитета и развития различных заболеваний. Поэтому правильной тактикой родителей будет обращение к педиатру.

Специалисты предлагают для выработки у ребенка навыков жевания твердых продуктов руководствоваться такими советами:

  1. Известный педиатр Е. Комаровский считает, что в неумении малыша жевать и употреблять твердую пищу виноваты родители. Они должны проявлять терпение при формировании навыка. Не стоит ругать дитя и нервничать, если нет быстрого результата. Его и не следует ожидать, если родители упустили время. Кормление должно проходить в спокойной обстановке.
  2. Переход к твердой пище должен быть постепенным. Вначале нужно оставлять в пюре мелкие кусочки овощей, а в суп добавлять небольшие кусочки хлеба. Такая неоднородная пища будет способствовать обучению.
  3. Поможет в обучении использование ниблера – специального приспособления в виде ситечка. В него можно вставить кусочек овоща или фрукта и дать его ребенку, который мог бы не только сосать этот кусочек, но и кусать его без риска подавиться. С года кусочки овощей и фруктов можно давать малышу в ручку, но в присутствии взрослых.
  4. Заинтересовать ребенка новой пищей можно, используя яркую ложечку или тарелочки с картинками. Положительные эмоции будут помощниками в обучении. Но смешить или развлекать малыша за едой нельзя.
  5. Повысить интерес к твердой пище можно и личным примером: родители и старшие братья или сестры едят «взрослую» пищу, не забывая расхваливать ее, рассказывать, как это вкусно.
  6. С ребенком можно посетить детское кафе в развлекательном центре. Увидев, с каким удовольствием поглощают еду другие дети, ребенок может и сам захотеть попробовать ее. К тому же можно ребенку объяснить, что привычного питания из баночек в кафе нет.
  7. Для закрепления навыка можно привлечь дитя к приготовлению блюда, что повысит интерес к нему. Например, дать ему пластмассовую вилку с тупыми зубчиками и предложить самому разминать пюре. Понятно, что кусочки овощей останутся, малыш в процессе приготовления будет есть их.
  8. Доктор Е. Комаровский советует предложить ребенку вначале банан, мармелад или зефир. Малышу придется их жевать, а затем уже перейти к продуктам твердым – баранкам, печенью, мясу. Ощутив приятный вкус, ребенок будет продолжать откусывать кусочки продукта.

Методы обучения

Ни в коем случае не следует резко менять обычную для малыша еду. Если ребенок привык только к перетертым продуктам, то увидев в первый раз кусочки пищи, он откажется их есть. Бывает, что кроха даже боится непривычных продуктов, считая их несъедобными. Процесс перехода к другой пище должен быть плавным. Следует постепенно изменять консистенцию привычных пюре, делая их более густыми, но без кусочков. Если малыш поначалу будет отказываться от такой еды, можно ее немного разбавлять чем-то жидким (бульоном, водой или молоком). Только так ребенок начнет привыкать к новой для него пище, имеющей густую консистенцию.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: питание и развитие ребенка в 10 месяцев

Чуть позже в тарелку вместе с протертыми продуктами нужно добавлять кусочки овощей или фруктов. При этом малышу необходимо объяснять, что именно такую пищу едят большие детки и взрослые. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и подтолкнет его к желанию жевать продукты в виде кусочков, а не перетертые.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка от бутылочки со смесью?

Еще один способ научить кроху жевать – сажать его за общий стол со взрослыми в процессе трапезы. Для этого понадобится специальный высокий стульчик, либо колени одного из родителей. Малыш увидит, что все едят пищу в виде кусочков, и у него появится желание делать так же.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как научить ребенка правильно держать ложку и кушать самостоятельно?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок не хочет есть прикорм?

Следующий этап – добавление в привычную кашу или пюре другой еды: например, можно положить ягоды, ломтики нетвердых фруктов (персика, банана) или овощей (вареной моркови, свеклы). Со временем кусочки должны становиться крупнее, а их количество в детской тарелочке больше. Этот прием поможет постепенно уйти от протертых продуктов к мягким. Затем стоит вводить в рацион твердую пищу – яблоки, груши или огурцы.

Еще один замечательный прием для приучения малыша к твердой еде – игра. Допустим, можно попробовать с крохой поиграть в белочку или зайчика и предложить ему погрызть сушку, печенье, ломтик морковки или яблока. Какой же ребенок откажется от такого развлечения?

Как обучение правильному кусанию пищи связано с развитием речи?

Развитие речи – сложное дело. Оно требует умения слышать, понимать и приобретать словарный запас. Затем ребенку нужно продемонстрировать умение говорить, то есть сказать определенные звуки, которые будут пониматься как человеческая речь. Ему нужно правильно, что зачастую очень сложно, использовать свои речевые органы, чтобы воспроизвести корректную, запланированную последовательность звуков. Во-первых, кормление малыша грудным молоком, задействующее более 40 мышц (включая язык, губы, челюсть и щеки), а затем познание того, как жевать и откусывать пищу, помогают в тренировке этих органов. Эффективное кусание задействует следующие элементы рта – десны, зубы, язык, верхние и нижние челюстные кости. Это те же самые органы, правильное функционирование которых требуется для правильной звуковой артикуляции, и ухудшение развития которых способствует дефектам речи и неправильному прикусу. Весь мышечный комплекс рта участвует в кусании и жевании пищи, что является отличным упражнением для развития речи.  Вот почему, обучая вашего ребенка, как кусать и жевать пищу, мы непосредственно поддерживаем развитие его речи. Что же представляет собой самую большую трудность в функции откусывания, кусания и жевания пищи? Координация! Эти мышцы должны работать синхронно, эффективно и, кроме того, последовательность их работы должна быть достаточной для того, чтобы текстура и консистенция пищи изменились (от твердого до болюсного состояния), и, таким образом, пища могла быть безопасно проглочена.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий