Как научить ребёнка жевать?

Рекомендации доктора Комаровского

Знаменитый детский доктор Евгений Комаровский в своих видео-уроках дает родителям множество полезных советов по поводу воспитания и сохранения здоровья малышей. Есть у него и рекомендации, которые помогут мамам и папам приучить своего кроху пережевывать пищу:

  • Родителям придется попробовать себя в роли актера, объясняя малышу причины, по которым сегодня на обед нет привычного жидкого пюре. Например, можно сказать, что сломался блендер, поэтому пища теперь будет только в виде кусочков, или придумать что-нибудь еще.
  • Можно дать малышу какое-либо лакомство кусочком – допустим, ломтик мармелада или пастилы.
  • Стоит использовать в своих целях и склонность малышей к подражанию другим детям или взрослым. Например, можно пригласить к себе гостей с детками примерно такого же возраста, тогда кроха увидит, что его ровесники отправляют в рот еду в виде кусочков, заинтересуется и попробует поступить так же.

Заставить малютку отказаться от привычной перетертой пищи и научить его пережевывать твердые продукты – занятие для родителей непростое, требующее от них выдержки и настойчивости

Здесь важно не упустить время и заняться обучением крохи в тот момент, как у него прорежутся зубы. Впрочем, и в более позднем возрасте можно добиться результата

Родители должны построить процесс приучения малыша к новой пище таким образом, чтобы кроха не воспринял его как наказание. Не стоит кричать и сердиться на ребенка, если ему что-то не удается, позитивный настрой и терпение станут лучшими помощниками. Помочь сможет и опыт других мамочек.

Почему магний и B6 важны для детей?

Магний и Б6 невероятно важны для всех детей. В норме малыши должны получать микроэлемент в достаточном количестве:

  • 150 мг магний детям до 3-х лет;
  • 200 мг – детям от 4 до 7 лет;
  • 250-300 мг – детям старше 8 лет.

Магний вместе с Б6 у детей способствует нормальной работе всех клеток. Вещества нужны для многочисленных процессов обмена, протекающих на клеточном уровне. Особенно они важны для работы ЦНС и опорно-двигательной системы.

В детстве нервная система только формируется и совершенствуется, поэтому любой врач вам ответит, для чего детям нужен магний и Б6. Без них ребенок будет развиваться не так быстро, как должен.

Методы профилактики

Своевременная профилактика позволит избежать не только приступов головной боли и приливов крови к лицу, но также сохранить здоровье сосудов. Врачи рекомендуют ежедневно выполнять простые правила, которые принесут общую пользу для организма:

  • выбирать простые продукты для ежедневного рациона, отказаться от жирных блюд и сладостей, выпечки, маринадов и большого количества соли;
  • заниматься упражнениями на свежем воздухе – для поддержания тонуса сосудов подойдет ходьба и утренняя зарядка;
  • избавиться от лишнего веса – он вынуждает сердце и сосуды работать в усиленном режиме даже в повседневной жизни;
  • ежегодно проходить профилактические обследования, которые включают электрокардиографию и анализы крови.

Коррекция произношения

После налаживания работы артикуляционного аппарата, восстановления мышечной активности, логопед переходит к корректировке неправильного произношения.

Обычно у детей выявляют такие неточности произношения:

  • пропуск отдельных звуков, чаще «р»;
  • замена одних звуков другими – «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы появляются при введении в слово.

Если подобные изменения были замечены родителями, то логопедическую работу стоит начинать сразу, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуками, искаженными в наименьшей степени. Перед их постановкой требуется научить детей различать их на слух.

Задача специалиста сводится к следующему:

  • моделирование основных артикуляционных укладов – постановка шипящих, свистящих, сонорных, небных звуков;
  • постановка изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Сначала для фиксации используют слова, в которых звук присутствует в утрированной форме. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с оппозиционным по звучанию: са-ша, сфа-тфа. 

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, дает основы навыков письма, чтения.

Советы семейных психологов

Для освоения навыка жевания, особенно в более старшем возрасте (1,5–2 года), важна психологическая обстановка и несколько простых хитростей:

  • Придумайте сказку о пользу жевания. Рассказывайте увлекательную историю чаще. Не забудьте чуть устрашить начало, где герой не хотел кушать хлеб, мясо, но справился с ленью и научился всему.
  • Расскажите о пользе правильного питания. Истории о работе внутренних органов нравятся детям после 2 лет. Уговорите малыша помочь желудку справиться с нагрузкой, обеспечить организм полезными веществами в твердом виде.
  • Устройте соревнования. Кто лучше прожует мясо, у кого зубки острее и быстрее и т.

    д.

  • Не жалейте времени и сил. На обучение после года уйдет больший срок.
  • Не пугайте ребенка, даже если он поперхнулся, не бойтесь сами. В крайнем случае поможете малышу справиться с кашлем. Если карапуз видит, как напряжена мама, будет возбужден и напуган сам.
  • Привлеките кроху к приготовлению еды. Пусть натрет овощи, посолит кашу и т.д. А потом съест результаты своего труда. Хвалить за любое проявление интереса, попытки пожевать нужно обязательно.
  • Сервируйте стол вилками для вторых блюд. Нанизывать кусочки и класть их в рот вилкой гораздо интереснее.
  • Крики, ругань под запретом. Пусть ребенок выплевывает приготовленное блюдо, морщится, протестует. За плохое поведение его можно только слегка пожурить и сделать расстроенный вид. Кричать, угрожать нельзя категорически.
  • Не забывайте хвалить за достижения. Похвала для детей — лучший двигатель прогресса.

Резюме для родителей

Учить ребенка жевать родители должны еще во 2-м полугодии его жизни при своевременном введении прикорма. Если малыш научится жевать мясную котлетку, небольшие кусочки хлеба, то и с твердыми продуктами проблем не будет.

Но если родители не уделяли должного внимания в плане подготовки ко «взрослой пище», то и к 2 годам ребенок не сможет питаться ею. Родителям придется заняться его обучением, чтобы сформировать навыки жевания. Ситуация исправимая, хоть и трудоемкая.

Врач-педиатр Е. О. Комаровский рассказывает, как научить ребенка жевать:

Врач-диетолог С. Г. Макарова рассказывает, когда можно давать ребенку пищу кусочками:

Методы обучения

Ни в коем случае не следует резко менять обычную для малыша еду. Если ребенок привык только к перетертым продуктам, то увидев в первый раз кусочки пищи, он откажется их есть. Бывает, что кроха даже боится непривычных продуктов, считая их несъедобными. Процесс перехода к другой пище должен быть плавным. Следует постепенно изменять консистенцию привычных пюре, делая их более густыми, но без кусочков. Если малыш поначалу будет отказываться от такой еды, можно ее немного разбавлять чем-то жидким (бульоном, водой или молоком). Только так ребенок начнет привыкать к новой для него пище, имеющей густую консистенцию.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: питание и развитие ребенка в 10 месяцев

Чуть позже в тарелку вместе с протертыми продуктами нужно добавлять кусочки овощей или фруктов. При этом малышу необходимо объяснять, что именно такую пищу едят большие детки и взрослые. Этот прием поможет заинтересовать ребенка и подтолкнет его к желанию жевать продукты в виде кусочков, а не перетертые.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка от бутылочки со смесью?

Еще один способ научить кроху жевать – сажать его за общий стол со взрослыми в процессе трапезы. Для этого понадобится специальный высокий стульчик, либо колени одного из родителей. Малыш увидит, что все едят пищу в виде кусочков, и у него появится желание делать так же.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: как научить ребенка правильно держать ложку и кушать самостоятельно?

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок не хочет есть прикорм?

Следующий этап – добавление в привычную кашу или пюре другой еды: например, можно положить ягоды, ломтики нетвердых фруктов (персика, банана) или овощей (вареной моркови, свеклы). Со временем кусочки должны становиться крупнее, а их количество в детской тарелочке больше. Этот прием поможет постепенно уйти от протертых продуктов к мягким. Затем стоит вводить в рацион твердую пищу – яблоки, груши или огурцы.

Еще один замечательный прием для приучения малыша к твердой еде – игра. Допустим, можно попробовать с крохой поиграть в белочку или зайчика и предложить ему погрызть сушку, печенье, ломтик морковки или яблока. Какой же ребенок откажется от такого развлечения?

Обязательно ли уметь малышу к 2 годам жевать?

Некоторые родители считают, что незачем заморачиваться, прилагать какие-то усилия, чтобы научить малыша жевать. Дескать, подрастет – сам научится. Такое мнение ошибочно. Во-первых, отсутствие навыка жевания негативно скажется на развитии челюстно-лицевого аппарата и формировании прикуса. Во-вторых, последствия могут быть еще серьезнее. С возрастом у ребенка происходит развитие всех органов и систем. Дальнейшее становление и расширение ферментативной способности получает и система пищеварения. Поэтому переход на питание «взрослыми» продуктами, требующими жевания – процесс вполне физиологический.

Органы пищеварительного тракта постепенно привыкают к перевариванию твердой пищи. Растущему организму с повышением двигательной и умственной активности требуется больше питательных веществ. Обеспечить возросшие потребности может только разнообразное питание с общего стола. Если малыш не приучен к употреблению обычных продуктов, то недостаток питательных веществ скажется на развитии всех тканей. Будет страдать не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка.

Что делать, если нужный момент упущен

Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

  • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
  • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягивайте губы в трубочку, широко улыбайтесь, имитируйте жевание возле зеркала. Делайте упражнения вместе с ребенком. Занятиям уделяйте не менее двадцати минут в день. Разбив подходы на три–пять минут.
  • Используйте массаж языка как профилактику рвотного рефлекса. Цель занятий: активировать мышцы языка. После курса массажа язычок привыкнет к попаданию твердой пищи в горло, не будет ее выталкивать. Малыш перестанет задыхаться, бояться глотать кусочки, захлебываться.

Как делать: воспользуйтесь услугами профессионала или научитесь сначала на себе, потом проводите процедуру ребенку. Возьмите шпатель или палочку для осмотра горла, положите ее на язык и нажимайте, медленно продвигаясь к корню язычка. Если ребенок почувствовал страх, начал плакать, остановитесь. Продолжите на следующий день. Продвигайтесь глубже медленно, пусть на это уйдет две–три недели.

  • Помогайте жевать руками. Дотрагивайтесь до лица, двигайте щеки, если малыш не против. В этот момент жуйте понарошку сами, комментируйте все действия.
  • Провоцируйте желание жевать. Дайте попробовать вкусняшку, например мармелад, банан (маленький кусочек). А потом предложите кусочек побольше. Ребенок должен хотеть укусить его.
  • Обратитесь к примеру других людей. Ходите на обед или ужин в гости, приглашайте семейные пары с детьми к себе. Изучая поведение ровесников, малыш быстрее научится жевать.

Симптомы

Симптомы синдрома беспокойных ног не зависят от его причины. Основным признаком патологии является неприятное ощущение в стопах и голенях. Пациенты описывают его как жжение, зуд, покалывание, распирание или сдавливание, боли, тяжесть и т.п. Дискомфорт появляется в покое, чаще всего во время засыпания, и вызывает стойкое желание пошевелить ногами. Ощущения прекращаются во время движения и возобновляются в покое. В результате процесс засыпания нарушается.

В течение ночи проблема сохраняется. Человек продолжает двигать ногами (а иногда и руками) неосознанно, в результате чего сон становится поверхностным и прерывистым. Сила приступов особенно выражена в начале и середине ночи (до 2-3 часов утра), затем дискомфорт постепенно сходит на нет. Недостаточный ночной отдых приводит к появлению сонливости в дневное время

У пациента снижается внимание, способность к концентрации. В тяжелых случаях развивается стойкое расстройство сна, а оно, в свою очередь, приводит к нервному истощению и депрессии.

Некоторые люди отмечают появление дискомфорта в ногах и в дневное время. Длительное пребывание в сидячем положении, например, во время поездки, работы за компьютером или посещения театра также провоцирует приступ.

Причины нежелания жевать пищу

Причин нежелания детей пережевывать пищу может быть несколько. Одни из них легко устранимы, а другие требуют вмешательства специалистов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся:

1. Дети получают неправильное питание. Случаев, когда мама чрезмерно заботится о чаде, постоянно измельчая и раздавливая для него продукты, очень много. Получается, что она делает всю работу за малыша. Он должен сам пробовать жевать и учиться этому постоянно.

2. У малыша не успел сформироваться навык жевать твердую пищу. Происходит это из-за того, что родители не давали ему ранее твердые корочки хлеба, сушки и прорезыватели для зубов.

3. Дети бывают от природы ленивыми. Они просто не хотят жевать самостоятельно, если еще при этом мама все измельчит.

4. Повышенная активность также может стать причиной нежелания пережевывать пищу. Такие детишки постоянно крутятся, куда-то спешат, не могут сидеть на месте. Они и жевать не хотят, потому что им «некогда».

Главная задача родителей, выявить причину нежелания есть твердую пищу. Только в этом случае вам удастся оказать ему помощь в получении нужных навыков.

Новости

5 января

Достаточно ли лечения у ЛОРа, чтобы начать дышать носом, а не ртом?

В статье “Как восстановить носовое дыхание?” рассказано о роли миофункциональной терапии в восстановлении такого важного фактора профилактики нарушений прикуса, как носовое дыхание.

27 декабря

Полная реконструкция прикуса

Полная реконструкция прикуса требует комплексного подхода, и в “Диал-Дент” есть все специалисты и оборудование, чтобы выполнить всестороннее лечение и физиологичное протезирование зубов в финале. В работе “Полная реконструкция прикуса пациентки с участием ортодонта, нейромышечного стоматолога, остеопата и миофункционального терапевта” показан один из примеров комплексного лечения.

16 декабря

Комплексный подход для красивой улыбки

В работе “Исправление прикуса с последующим восстановлением зубов керамическими коронками” показано полное преображение улыбки – при помощи брекетов подготовлено место для импланта жевательного зуба, и выровнены зубы, подвесной передний зуб заменен на коронку на импланте, выполнено протезирование для восстановления функции и эстетики зубов, зубы пролечены с микроскопом от кариеса.

6 декабря

Решение проблемы повышенного рвотного рефлекса миофункциональными методами

В статье “Миофункциональная коррекция повышенного рвотного рефлекса” рассказано, как занятия с миофункциональным терапевтом помогают решить проблему повышенного рвотного рефлекса и что входит в программу лечения.

30 ноября

Замена старых неэстетичных коронок

В работе “Замена устаревших металлокерамической и металлических коронок на современные керамические коронки” показан вариант протезирования зубов для улучшения эстетики с минимальным вмешательством – выполнена замена металлокерамической коронки на одном переднем зубе и замена двух металлических коронок на жевательных зубах. Улыбка стала естественной, а окружающие теперь не догадаются, что на зубах есть коронки.

все новости

Понять проблему

В наше время дизартрию диагностируют примерно у 6% детей. Это довольно высокий показатель для того, чтобы отнести расстройство в разряд распространенных.

Несмотря на то, что заболевание встречается довольно часто, многие родители теряются, слыша диагноз «дизартрия» у своего ребенка. В связи с незнанием, лечение патологии у малыша может быть начато в запоздавшие сроки или пойти по неверной схеме

В отношении детей важно все делать в срок, в том числе корректировать произношение, иначе неправильная его модель может надежно зафиксироваться и остаться навсегда

При дизартрии происходит органическое поражение лицевой мускулатуры, принимающей участие в формировании речи: мышц щек, языка, области вокруг рта. Страдают также нервные волокна, иннервирующие мышцы, кожу. В результате мимика обедняется. Дизартрик лишается возможности в полной мере работать лицевой мускулатурой, чтобы произнести нужный звук. Речь малыша становится неразборчивой, тихой, монотонной.

Среди причин расстройства выделяют:

  • тяжелый токсикоз беременных;
  • резус-конфликт;
  • внутриутробная инфекция;
  • недоношенность;
  • преждевременные роды;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденных;
  • родовые травмы;
  • наследственные заболевания;
  • черепно-мозговая травма;
  • гидроцефалия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • интоксикации различного генеза;
  • гнойные отиты.

Часто дизартрия сопровождает ДЦП и задержку психического развития. 

 Распознать у своего ребенка болезнь в начале пути внимательные родители могут по следующим признакам:

  • слабость лицевой мускулатуры, сопровождаемая выпадением языка, полуоткрытым ртом;
  • спазм лицевых мышц – ребенок плотно смыкает губы;
  • позднее появление речи;
  • проблемы с употреблением пищи – постоянные поперхивания, трудности с глотанием, долго удерживает пищу за щекой;
  • повышенное слюноотделение, регистрируемое после 6 месяцев;
  • малыш без причины разговаривает «в нос»;
  • речь без эмоциональной окраски, слишком быстрая или медленная. В случае повышенного тонуса голосовых связок голос писклявый;
  • искажение, пропуск отдельных звуков;
  • нарушение мелкой моторики – с трудом застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Не может лепить из пластилина, рисовать не получается из-за слабости удержания карандаша;
  • плохой музыкальный слух;
  • нарушается речевое дыхание. Дети, проговаривая фразу, задыхаются, делают паузы в произношении;
  • возможна полная немота из-за паралича лицевых мышц.

В 5 лет артикуляция всех звуков должна быть сформирована. Если этого не произошло, то имеющееся косноязычие нельзя списывать на возраст. Необходимо вмешательство специалиста. Чем раньше дети отправляются к логопеду, тем лучше для них и родителей.

Часто проблему ставят ребром в возрасте около 7 лет, перед поступлением в школу. Этот возраст для начала коррекции считается поздним, работа будет происходить сложнее, усилий потребуется больше.

Возможные ошибки родителей

Желая как можно быстрее научить ребенка жевать, родители нередко допускают ошибки, из-за которых малыш отказывается есть предлагаемую ему пищу. Рассмотрим, в чем может быть дело.

  • Попытка дать малышу кусочки, по размеру превосходящие полагающихся ему по возрасту. У ребенка срабатывают сосательный и защитный рефлексы, из-за которых инородные частицы выталкиваются языком, может возникнуть рвота.
  • Позднее начало прикорма. Некоторые мамы полагают, что ребенка можно кормить исключительно грудным молоком вплоть до года. Кроха привыкает к такому питанию, поэтому жевательный рефлекс у него оказывается совершенно несформированным.
  • Необходимо помнить, что каждый ребенок – индивидуальность, обладающая собственным вкусом. Поэтому если младенец отказывается от какого-либо продукта, возможно, он ему просто не нравится.

Психологи полагают, что отказ от приема пищи из ложки может быть связан с негативными ассоциациями, которые у ребенка вызывает этот столовый прибор (например, если незадолго до этого из ложки ему приходилось принимать лекарства).
Некоторые мамы и папы стараются как можно быстрее приучить ребенка жевать твердые кусочки, вводя новые продукты в его рацион чуть ли не ежедневно
Но подобная практика может вызвать отторжение и рвоту.
Следует обратить внимание на размер ложки: если она очень велика для небольшого ротика, малыш также будет испытывать дискомфорт и откажется от пищи.
Вызвать рвотный рефлекс способна и неправильная техника кормления, глубокое введение ложки в ротовую полость.

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением
Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Родителям важно проявить терпение и не кормить малыша насильно, рискуя вызвать у него стойкое неприятие твердой пищи, что в будущем перерастет в проблему с пищеварением

Постепенно внимательные взрослые заметят, что у малыша сформировались собственные пристрастия в еде – например, появились продукты, которые ему нравятся, именно их следует активно использовать в процессе обучения, обращая внимание на общее состояние ребенка

Как переводить ребенка на общий стол?

Когда бы ты ни решила переводить ребенка на общий стол, делать это нужно постепенно. Если поспешить, можно столкнуться с расстройствами желудочно-кишечного тракта.

Когда основные ингредиенты уже опробованы по ходу введения прикорма, давай крохе блюда с общего стола. Чтобы два раза не готовить одно и то же, отложи часть общей еды для ребенка до того, как добавила соль, специи, майонез, кетчуп, горчицу, лимонный сок. Если хочется улучшить вкус блюда, его можно сдобрить легкой сметаной, нежирным сыром, нарезанной зеленью. Еду не жарят, только варят, тушат, запекают без масла или готовят на пару.

Начиная с 3 лет блюда с общего стола можно давать в том же виде, что и взрослым, переводя ребенка на привычный для семьи формат питания. Знакомство с продуктами из списка запрещенных стоит отложить на максимально долгий срок. Чем позже ребенок попробует майонез, кетчуп , фаст фуд, тем лучше будет для детского организма, который очень чувствителен к консервантам, усилителям вкуса, искусственным красителям.

Приняв решение переводить чадо на общий стол, будь готова к тому, что не все новые блюда придутся по вкусу малышу. Не стоит переживать и нервничать по этому поводу. Непонравившееся блюдо можно предложить позже, но уже в другом виде. Возможно, тогда ребенок оценит твои старания. Ведь все детки разные: один любит борщ, а другой — куриную лапшу. Иногда достаточно просто изменить подачу блюда: например, выложить из продуктов забавную мордашку или подать рыбу в непривычном формате суфле вместо обычных кусочков.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Когда надо начинать учить ребенка жевать

В народе говорят, что жевать ребенок должен начинать после семи зубов. Это где-то с 8-10 месяцев, у кого как. Жевательный навык приходит вместе с развитием моторики, нервной системы и умением координировать свои действия. В это время ребенок уже должен уметь сам переворачиваться (если не умеет, то обязательно нужно его учить переворотам со спинки на животик) и становится готов к работе деснами и язычком.

К тому же исчезает защитный рефлекс, задуманный природой, чтобы ребенок не подавился – это выталкивание язычка наружу, если в рот попадает что-нибудь твердое. И таким образом к полугоду малыш уже должен уметь глотать что-то более густое, чем грудное молоко. С 4 месяцев начинают появляться зубки и малыш учится контролировать свой язычок, это уже сигнал о необходимости первых шагов к принятию твердой пищи.

Что давать ребенку в 8 месяцев — какой консистенции должна быть его еда?

Консистенция пищи для восьмимесячного малыша должна быть мягкой, но не гомогенизированной — пюре, фарш, измельченные на терке. С 8 месяцев рекомендуется вводить в прикорм кусочки: начинать следует с небольших, не более 0,5×0,5 см мягкой консистенции (например, отварной кабачок, банан, спелая груша и прочее).

Помимо пищи, которую малыш получает из ложечки, важно предлагать ему так называемую finger food — еду, которую ребенок самостоятельно будет держать в руке и кушать. Например, порезанные на крупные куски свежие фрукты (банан, персик, дыня) или приготовленные овощи (картофель, морковь, болгарский перец)

Кушать самостоятельно, держа продукт в руке, — важный навык, который ребенок должен приобрести на этапе знакомства с пищей. Так ребенок будет учиться откусывать маленькие кусочки, пережевывать и глотать их. Кроме того, это отлично тренирует координацию и мелкую моторику, а изучение текстуры продукта является важной частью развития.

Почему ребенок не хочет жевать

Нежелание или невозможность прожевывать пищу, есть вторые блюда в твердом виде имеют несколько причин. Разделим их на две группы: внешние и внутренние.

К внешним, исходящим от особенностей воспитания и атмосферы в доме, относятся:

  • Страхи родителей. Боязнь давать ребенку твердую пищу: «Он же может подавиться!» Так рассуждают излишне заботливые мамы и продолжают кормить годовалого малыша пюрешками, супчиками, протертыми через блендер. И лишают грудничка желания жевать.
  • Суетливость и лень родителей. Папе или маме хочется быстрее накормить дитя. Времени на разжевывание нет. И дается бутылка с кашей, мягкая еда отправляется в ротик ложкой в ускоренном темпе. Жевать не нужно, время экономится.
  • Затягивание с введением прикорма до 1–1,5 года. Миф о том, что грудью кормить лучше лет до трех и при этом ребенок больше ни в чем не нуждается, жив в умах бабушек, молодых неопытных родителей до сих пор. Отказ от прикорма, позднее введение твердой пищи приводит к формированию привычки есть кашки из бутылки, сосать мамину грудь. Жевать в этом случае не нужно вовсе.
  • Отсутствие тренировки жевания в период прорезывания зубов. Если младенцу не давали сухарики, прорезыватели для почесывания зудящих десен в 6–10 месяцев, жевательный аппарат не привык к активным движениям.

К внутренним причинам относятся:

  • Лень грудничка. Кроха ленится жевать, а мама не настаивает. Быстро заменяет второе блюдо на первое, забывает дать морковку на полдник в целом варианте. Малыш доволен, родители не устали от капризов. Всем хорошо, а жевать ребенок не научился.
  • Страх перед приемом пищи. Этим часто страдают малоежки. Заботливые бабушки, мамочки устают ждать появления аппетита и кормят малыша насильно. Запихивать в ротик жидкую пищу легче, с нее и начинают. Твердая остается в стороне надолго, а потом просто заглатывается ребенком без жевания. Единственное, что он хочет во время обеда, быстрее проглотить и убежать от ненавистной тарелки. В результате давится, боится глотать, отказывается от еды кусочками.
  • Непоседливый характер. Малыш крутится, бежит, не концентрируется на одном деле. При таком темпераменте дети жуют, но делают это так быстро, что постоянно давятся. В этом случае больше терпения, настойчивости нужно проявлять маме.
  • Патологии развития. В редких случаях речь идет о неврологических или психических болезнях. Не могут тщательно пережевывать твердую пищу, боятся введения новых продуктов дети-аутисты, дети с ДЦП, с гипотонией (слабостью) мышц.

Для того чтобы понять, как научить ребенка жевать и глотать, придется проанализировать ситуацию индивидуально. Если проблема в поведении родителя, начинайте решение с себя.

Рекомендации

Еда должна быть вкусной. Да, не только взрослые любят гурманить, но и дети, которые сразу же поступают соответственно своему представлению – тут же ее выплевывают. К тому же, продуктовые вкусы не всегда говорят о капризности малыша, их организмы тоже требуют вместо кабачка, например, бурячок или вместо овсяной каши – тыквенную. Вкус у малыша уже есть и если он не может что-то кушать, долго не заставляйте его, потому что при наличии нелюбимой еды еще и жевать просят – это уже слишком. Нужно проявлять понимание: у вас же тоже есть нелюбимые продукты. Педиатрией считается, что приучать ребенка к какому-то продукту нужно пять раз. Если это не получилось сделать, то и после ваши попытки будут все так же безуспешны. Через полгода-год можно будет вернуться к этим продуктам – вкусы меняются, но пока так.

Есть такая бабушкина хитрость. Приготовив вкусное блюдо (на ваш взгляд), помажьте им губки малыша и посмотрите, если еда ему не понравилась, он начнет морщиться, выражать недовольство и в этом случае вряд ли на этом фоне у вас получится еще и учить его жевать. Но если вкус ему понравится, то он слижет все, и тогда уже давайте ему ложку и учите работать деснами и язычком, скорее всего, еда будет съедена.

  • Никогда не раздражайтесь и не повышайте голос. Ребенку и так нелегко. Спокойно, по-доброму все объясняйте, показывайте, если хочется, с юмором, придумывая на ходу веселые истории жевалок.
  • Если вы сами беспокоитесь, что ваш ребенок может не проглотить кусочки еды или подавится, то точно ничего не получится. Дети чувствуют мамины настроения, мамины страхи, и сами начнут беспокоиться, откажутся от такой «опасной» затеи. При этом реально подходите к этому вопросу, да, ребенок может слегка подавиться, поэтому никогда не оставляйте его одного, когда он ест твердую пищу.
  • Как только прорежутся зубки, давайте ребенку погрызть кусочки морковки, яблочка, груши, сушку – это хорошее упражнение для дальнейшей разработки жевательного рефлекса.

Обратите также внимание на то, что ложка должна быть небольшая и содержимое должно лежать в ней почти на кончике. Таким образом, оно окажется почти на середине языка, а это самое лучшее для того, чтобы ребенку было удобнее обработать еду.

Хвалите ребенка

Если он сам потянулся к продукту, который ему не запрещен по каким-то причинам, дайте ему его и похвалите. Получить желаемое – это всегда заманчиво, ребенок потянет это в ротик и, скорее всего, начнет жевать.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий