Как общаться с малышом

Общайтесь через игру

Игра — основная форма общения для ребенка. Через нее он входит в этот огромный мир, познает его, учится жизни, общению. Поэтому играйте! Вспоминайте, как это было, учитесь играть заново, открывайте этот мир вместе с ребенком.

Придется сделать усилие, чтобы вырваться из ставшего привычным мира взрослых, забот, трудностей, важных и неотложных дел. Придется научиться временно выгонять из своей головы «всех тараканов», выключать свою взрослость и серьезность. Вспомните, как здорово стучать крышками от кастрюль, кидаться бумажками или, может, катать в кузове машинки игрушечных любимцев, возиться с куклами — придумывать им имена, прически, наряды. Возможно, получится не с первого раза. Но получится обязательно.

Игра должна быть интересной, увлекательной как для взрослого, так и для малыша. Если он не хочет участвовать в игре, которую мама ему предлагает, то надо присоединиться к той, которая его в данный момент по-настоящему увлекает. И обязательно комментируйте, облекайте в словесную форму все, что делаете, видите, чем манипулируете во время игры.

Пользуйтесь обычными словами и короткими фразами. Например:

  • «Вот зайка. Он прыгает по дорожке. Прыг-скок, прыг-скок — вот как прыгает зайка».
  • «Вот кукла Маша. Она купается — куп-куп. Маша топает ножками топ-топ. Она упала — бух».

Простые фразы

Не нужно говорить с ребенком сложными предложениями. Малыш долгое время не сможет осознавать сложных слов. На первом этапе жизни голос мамы для ребенка звучит завораживающе. Но это не значит, что вы можете нести любую чушь сладеньким голоском. Постарайтесь вести повествование простыми фразами. Чем чаще ребенок будет слышать повторяющиеся слова, тем больше вероятности, что он их запомнит. Не рассчитывайте на то, что ребенок будет сразу воспроизводить услышанное. Память малыша работает в накопительном режиме. Она сначала, как губка, впитывает в себя информацию, и только потом малыш сможет использовать тот словарный запас, который накопился в его подсознании. Сложные слова, которые используются редко, малышу в первые годы жизни точно не пригодятся. Поэтому не усложняйте жизнь себе и своему ребенку.

Как общаться с ребенком со всей серьезностью?

Общаться с ребенком, слушая его

Во-первых, когда сын или дочь, говорят нам о чем-то, нужно найти время их выслушать. К сожалению, у родителей вырабатывается стойкая привычка слышать детей вполуха. Но с таким отношением невозможно, чтобы общение детей и родителей в семье было полноценным и сближало их друг с другом.

Нам как родителям следует научиться внимательно выслушивать нашего ребенка, уделяя ему 100% внимание. И тогда намного уменьшится количество случаев вызывающего поведения детей с целью обратить на себя внимание

Мамам и папам для повышения их качества слушания как нельзя кстати будут полезны уточняющие выражения. Например, «на сколько правильно я тебя понял…» или «ты имеешь ввиду…» или «так ты мне говоришь, что …» и «я вижу что…». Кроме уточняющих слов будет эффективно и перефразирование. По сути это пересказ того что произошло с добавлением чувств, которые вызвало то или иное событие, но без осуждения и критики. Например, такая фраза: «Вижу, что когда учитель поставил тебя плохую оценку это тебя сильно огорчило».

Говорить с ребенком, признавая его чувства

Во-вторых, нам следует честно воспринимать чувства нашего ребенка

Когда мы заявляем: «Не будь слюнтяем, здесь совсем нечего бояться». Тем самым мы внушаем ребенку, что с ним что-то не то, раз он боится. Но ведь и в нашей взрослой жизни тоже есть свои страхи. Давайте будем честными и не отмахиваться от негативных чувств своих детей. В подобной ситуации следует спросить у ребенка, чего он конкретно боится. Обсудить с ним его страхи и постараться ему помочь, чтобы он не боялся.

Разговаривать с детьми по-честному

В-третьих, дети ценят нашу искренность и слова сказанные ребенку должны быть правдивы. В конце концов, дети как полноправные члены семьи имеют право, чтобы родители говорили им правду. И как бы родители не пытались скрыть свою фальш дети это почувствуют.

Вот еще один пример, когда перед анализом крови мы говорим детям: «Это совсем не больно …». Да неужели? Мы пытаемся в этой лжи убедить ребенка и самого себя. Не лучше ли сказать своему отпрыску:  «Да, будет больно и неприятно, но боль быстро пройдет. Я знаю ты у меня терпеливый и сможешь немножко потерпеть, я буду рядом и буду держать тебя за руку».

Тоже самое можно сказать ребенку и перед походом к стоматологу. Такое честное общение детей и родителей будет по-настоящему удовлетворять потребность ребенка в правдивости. И с вами ребенок тоже будет откровенен.

Тактильный контакт с ребенком

Любой физический контакт — массаж, гимнастика, совместное купание — важнейшая форма общения с малышом. Интересно, что с самого рождения язык тела у детей различается. Одним нравится, когда их пеленают, другие предпочитают свободу движений. Некоторые хотят все время быть на руках, а многие — лежать в своей кроватке или специальном шезлонге. Малыши радостно реагируют на приятные для них действия и плачут, если с ними обращаются неправильно.

Всевозможные бытовые процедуры, будь то смена подгузника или пеленание, ребенок воспринимает в первую очередь как общение. Малыш еще не может понять, что купание и гимнастика полезны для него, но радуется близости папы и мамы, их прикосновениям. Постарайтесь выполнять эти действия не машинально, а с любовью и лаской, взаимодействуйте с ребенком. В этом вам помогут народные потешки и пестушки, которые уже много веков передаются из поколения в поколение. Они учат молодых родителей правильно заботиться о малыше и создают семейные ритуалы, столь важные для детей. Эти простые песенки сопровождают умывание, укладывание спать, зарядку и другие дела. Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова потешек: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями. Например:

Умывание

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Купание

Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Укладывание спать

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки —

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Как общаться с маленькими детьми и важные принципы общения:

  • Общаясь с малышом, старайтесь проявлять только положительные эмоции. Даже если вы испуганы непонятной сыпью на коже ребенка или содержимым его подгузника, широко улыбнитесь крохе, дайте понять, что вы рады ему;
  • Воспринимайте любые жесты и звуки малыша как попытку диалога, будь то громкий крик или сжимание кулачков;
  • Внимательно следите за развитием ребенка и совершенствуйте ваше общение. Со временем малыш будет все активнее взаимодействовать с вами — улыбаться, агукать, показывать пальчиком на разные предметы.

Как сформировать связь с малышом?

Общение с детьми: основные правила для взрослых

  1. Относитесь серьезно к сказанному детьми, особенно когда они говорят о каких-то детских проблемах. Даже если это несерьезная проблема, не перебивайте ребенка и не обрывайте его речь. Более того, не называйте их проблемы или переживания мелочью или пустяками. Для родителей, сказанное ребёнком, может быть и пустяк, но для детей — это серьезная проблема. (Одна из таких проблем — буллинг в школе и вам надо знать, как защитить ребенка от него).
  2. Что нужно для того, чтобы общение родителей с детьми в семье, было плодотворным и эффективным? Стать для детей друзьями. Играйте с ними, проводя вместе время. Учитесь разговаривать с детьми по душам, тогда вам легче будет говорить с ними в подростковом возрасте. Выработав привычку откровенно и открыто общаться, вы сможете избежать в будущем многих проблем.

  3. Никогда не избегайте детских вопросов. Дети очень любопытны и, как правило, задают множество вопросов в отношении всего, что видят. Учитесь даже на глупые вопросы отвечать спокойно и серьезно. Поощряйте детей спрашивать у вас обо всем, что им интересно. Так, вы способствуете развитию у них словесного мастерства. (Советую прочитать 100 детских вопросов к родителям).
  4. Будьте сдержанными на слова и поступки детей, когда они вас чем-то расстраивают. Например, вредничают, дерутся или повторяют за кем-то услышанное сквернословие. В таких ситуациях старайтесь объяснять, почему неправильно так говорить или вести себя, а не наказывайте или запрещайте. (Прочитайте несколько важных правил воспитания детей).
  5. Если несколько детей в семье, тогда старайтесь хоть иногда побыть с каждым из них наедине. Можете вместе ходить за покупками, а в пути непринужденно общаться. Это укрепляет общение детей со взрослыми.

Правила поведения в общении с детьми

Зрительный контакт. Он важен не только, когда даются какие-то указания, но и когда малыш плохо себя ведет. Когда ему смотрят в глаза и говорят, ребенок четко понимает, что обращаются именно к нему.
Одна из возможностей постоянно общаться с детьми — играть с ними. Поэтому иногда на время окунитесь в детство, чтобы подурачиться с детьми. Устройте бои подушками, поборитесь или делайте другие детские шалости

Это сближает родителей и детей.

Сосредоточьте внимание на себе. Для этого подойдите к нему и только тогда разговаривайте

Не нужно разговаривать с ним из-за двери или соседней комнаты. Подойдя к ребенку, опуститесь на уровень его глаз, то есть присядьте. Положите мягко руку на его плечо, посмотрите в глаза, а затем говорите. Прочитайте 5 правил, как эффективно дисциплинировать ребенка.
Когда малыш или подросток пытается, заикаясь что-то рассказать, не прерывайте и не перебивайте его, даже если вам не нравится, как он говорит.

Как общаться с детьми чтобы они чувствовали себя защищенными?

Общение родителей с детьми в семье часто представляет собой определенного рода психологическое насилие. Вы не согласны? Тогда  вам  не знакомы выражения подобные этим:

«Если ты немедленно не прекратишь плакать, я тебя накажу».

«Если ты не будешь учиться из тебя ничего не получиться».

Или: «Ты никогда ничего не понимаешь»

И еще: «Как можно быть таким тупым?»

Но нельзя так говорить с ребенком. Так как подобные высказывания вызывают в ребенке бурю негативных чувств. Например, чувство страха, вины или стыда. А как мы уже выяснили, в первую очередь на  основе родительских фраз дети и строят представление о себе.

А угрозы, которые мы используем, с целью сохранить контроль над детьми,  а по сути их запугивая. Даже мы взрослые, когда нам угрожают ощущаем либо страх, либо гнев. Дети же получают психологические травмы от такого общения с нами. И о доверительных отношениях родителей и детей не может быть и речи.

Однако же любовь и принятие ребенка ни как не отменяет «заслуженное»наказание. Про то как наказывать детей читайте здесь.

Ясные высказывания и положительные намерения

Как правило, мы взрослые не отдаем себе отчет в том, что дети не в состоянии анализировать сказанное им.

В действительности, второе выражение наш ребенок воспринимает как «не из тебя ничего не получится, а у тебя ничего не получиться». Ребенок думает, что он ленивый и ни на что не способен».

Вот как бы следовало сказать о последствиях плохой учебы по-другому: «Да, я понимаю, что учеба не всегда приносит удовольствие. Сегодня тебе трудно понять, как учеба в школе может повлиять на твою жизнь в будущем. И дело здесь не столько в хороших оценках, а в знаниях. Эти знания тебе могут очень понадобиться, когда ты станешь взрослым. Мы с мамой очень волнуемся, чтобы у тебя все было хорошо. И готовы тебе помочь. Обращайся если тебе нужна наша помощь».

Такие слова сын или дочь воспринимают: «О мне заботятся и мне доверяют принять решение».

Следовательно, в общении с вашим чадом важно подбирать правильные выражения смысл которых был бы легко понятен ребенку. Кроме того, слова должны отражать наши настоящие намерения

Также следует учитывать и чувства, которые мы испытываем в процессе общения с детьми. Этот «подтекст» ребенок особенно тонко чувствует.

Научиться обходиться без убивающих обобщений

Следующее высказывание про понимание со словами «никогда» и «ничего» (см. начало раздела) также неприемлимо. Даже такие неоскорбительные слова дети воспринимают очень разрушительно. Они думают: «Если мама или папа так считают, то я и впрямь со мной что-то не в порядке».

Вместо осуждающего вердикта «ты никогда ничего не понимаешь», лучше спросить: «Что тебе непонятно?» Или: «Если хочешь, я покажу тебе где ты допустил ошибку» Таким образом малыш получает сообщение что он достаточно смышлен и ему нужно только чуть-чуть помочь. Вот как работает позитивное общение с детьми!

Уважение к ребенку на практике

Ну, а высказывание про тупость – это уже прямое оскорбление чувства собственного достоинства нашего ребенка. Его чадо воспринимает как признание родителями того факта, что он действительно глуп и у него нет умственных способностей. За такие слова о нашем ребенке мы вызвали бы других взрослых «на дуэль». Тем не менее, сами себе это частенько позволяем.

Запомните, если сын или дочь получал родительское уважение, то и он будет проявлять уважительное отношение к другим людям когда вырастет. Уважение к старшим по возрасту, опыту и званию, уважение к своему государству. И конечно же  — к своим престарелым родителям.

Нам взрослым, выбирая способы общения с ребенком, следует помнить о необходимости снисходить на его уровень. Мы же часто ожидаем намного больше, чем дети способны выполнить.

Топ-5 лучших книг для помощи в воспитании детей

Каждый родитель хочет научиться:

  • понимать своего ребенка;
  • быть с ним терпеливым;
  • не идти на поводу эмоций в непростых моментах воспитания.

Иногда это трудно сделать в силу неопытности и нехватки знаний. Что же делать в ситуации, когда чадо в очередной разбушевалось, а все известные методы исчерпали себя? Можно ждать, когда малыш перерастет свой «кризис» и все вернется на свои места. А можно обратиться к профессионалам-авторам и почерпнуть знания из книг о детском воспитании.

Перед вами рейтинг изданий, которые после прочтения помогут вам взглянуть на воспитание своего ребенка по-новому.

» Общаться с ребенком. Как?» — Юлия Гиппенрейтер

Книга о том, как часто необдуманные слова приносят ребенку боль и сомнения в родительской любви. На примерах приведены фразы, которые способны сделать ребенка замкнутым, трудным или «с характером». Но исправить ситуацию не поздно никогда! Здесь вы найдете не только универсальные советы, но и анализы реальных историй, а также практические задания. Это одно из лучших изданий, которое рассчитано на широкий круг читателей: будущих родителей, состоявшихся отцов и матерей с детьми от 0 до года и старше, для тех, кто имеет проблемы с детьми и тех, кто считает, что в семье все хорошо.

» Растет дочка, растет сын» — Ирина Ханхасаева

Автор книги (к слову, мама четверых детей) помогает решить родителям такие простые, но важные вопросы о воспитании ребенка с первых дней жизни. О чем и как разговаривать с новорожденным; что делать с раскапризничавшимся грудничком; как понять, что малыш готов к яслям и детскому саду — все эти темы раскрыты в издании И.Ханхасаевой.

» Когда ваш ребенок сводит вас с ума» — Эда Ле Шан

Издание написано для родителей, которые считают поведение своего ребенка откровенно нестерпимым. Автор предлагает взглянуть на ситуацию с другой стороны, а точнее — разобраться в себе, вернувшись в воспоминания собственного детства. Книга поможет мамам избежать желания сделать «шлепок», поможет понять, почему иногда (или часто) раздражают действия своего ребенка, и как можно с этим справиться.

» После трёх уже поздно» — Ибуки Мосару

Труд японского автора убеждает читателей в том, что их ребенок наделен безграничными потенциальными возможностями, которые даны ему самой природой

Есть они у каждого, и важно правильно раскрыть эти возможности (читай — способности), окружив ребенка правильной средой развития. Почему до трёх лет? Именно с рождения до трехлетнего рубежа мозг малыша способен схватывать все «на лету», новые знания усваиваются очень быстро

Книга рекомендуется парам, ожидающим пополнения, а также родителям детей возрастом до 3 лет.

«Мы и наши дети» — Борис и Елена Никитины

В книге собраны идеи и опыт семьи Никитиных, вырастивших семерых детей, и предлагающих уникальные методы воспитания с раннего детства. Главная идея издания в том, что не стоит «перегибать палку» в заботе о ребенке: она не должна быть чрезмерной. На страницах вы встретите множество советов о том, как вырастить крепкое, здоровое чадо и с момента рождения приучать его к выносливости и закаливанию.

Также кроме списка книг хотим поделиться с вами опытом молодой мамы, которая рассказывает о занятиях, играх и развитии детей до годика:

https://youtube.com/watch?v=ESmU0VUawOI

6 советов как вести себя в разговоре с подростком

Многим семьям трудно общаться с подростками. Родители не понимают изменения, которые испытывает их подросток и его желание иногда побыть одному или самостоятельно принимать решения. Эти советы помогут вам наладить общение с подростком.

  1. Эффективность общения с подростком наступает тогда, когда родитель и ребенок понимают точку зрения друг друга. Поэтому родителям не стоит скрывать свои страхи и переживания в отношении своего чада. Это поможет подросткам научиться понимать поступки родителей.
  2. Что делать, если вы не удовлетворены компанией вашего подростка? Тогда не просто запрещайте компанию, а поговорите с ним о вреде, который она причиняет ему. Избегайте унижать подростка, назвав его слабым человеком или тем, кто легко подпадает под влиянием других людей.
  3. Старайтесь в разговоре не вдаваться в ненужные аргументы или подробности, выспрашивая их у подростка. Если разговор превращается в жаркие споры, прекратите его. Как взрослый и старший человек, будьте для подростка в этом примером. Вы можете начать разговор позже, когда оба остынете и появится соответствующий момент.
  4. Не всегда поддавайтесь на требования вашего подростка. Иногда нужно дать ему понять, что есть установленные границы, которые нельзя самостоятельно нарушать. (Если, например, подросток не хочет учиться, то узнайте, как можно побороть лень и начать учебу).
  5. Разговаривая с подростком, всегда показывайте, что доверяете ему и что хотите продолжать верить в него. Поощряйте его быть честным, чтобы не подрывать ваше доверие к нему.
  6. Избегайте говорить с подростком тоном приказа. Например: «Я тебе сказал сделать…; ты обязан…; давай быстрее». Обычная реакция подростка на такой разговор – это раздраженность, желание оправдаться или принципиальное молчание. Лучше говорить так: «Уже всё на столе, пожалуйста давай быстрее, тебя все ждут». «Скоро будем кушать, пожалуйста, приходи за стол через 5 минут». Предупреждая заранее подростка, вы даете ему время закончить свои дела.

4 ошибки в общении с детьми

Многие родители испытывают трудности общения с ребенком из-за некоторых своих ошибок. К сожалению, большинство из них не признают этого, поэтому продолжают общаться в том же духе. Вот некоторые из наиболее часто повторяющихся ошибок, из-за которых возникают проблемы общения родителей и детей.

Крик. Постоянно кричать на детей — значит эмоционально их подавлять. Дети очень чувствительны, и остро реагируют на психологическое давление. Постоянный крик развивает в них отрицательные механизмы защиты от родительской истерики.

Например, ребенок уходит в себя, становится замкнутым или принципиально непослушным. Более того, может начать принимать такое поведение, как само собой разумеющееся. И вероятней всего, будет эмоционально подавлять других детей и кричать на них.

Наказание. Многие родители общаются с детьми через наказание. Когда дети плачут, они указывают на ремешок или показывают жест, обозначающий наказание, чтобы напугать их. Но это самый разрушительный способ общения, вызывающий у ребенка вину, стыд, унижение.

Возможно, родители добьются послушания и подчинения. Но тем самым сделают из них инвалидов общения, с потерянным чувством собственного достоинства. Чтобы ваши дисциплинарные меры были эффективными прочитайте статью о правильном наказании детей.

Неумение сдерживать свое слово. Некоторые родители дают детям много обещаний, которые затем не в состоянии выполнить. Это плохая привычка, лучше не обещать, если сомневаетесь, что сможете выполнить обещанное. Даже если вы пытаетесь обещанием прекратить детские капризы. Невыполненное обещание заставляет ребенка сомневаться в родительских словах.

Сравнение с другими. Общение сводится к постоянному сравнению, которое провоцирует детей ввязаться в «крысиные гонки» с другими. Родители побуждают их идти по головам конкурентов, чтобы преуспеть во всех областях жизни. Ставя перед детьми нереалистичные ожидания, родители собственными руками делают их неуверенными в себе и менее умными.

Отвечайте на улыбку малыша

Среди многочисленных гримасок новорождённого есть напоминающие улыбку. Однако поначалу они ещё не обращены к взрослому, а лишь отражают внутреннее состояние ребёнка, то есть являются «физиологическими». Но если вы замечаете эту улыбку и улыбаетесь в ответ, обращаясь к малышу ласковым голосом, она очень скоро превращается в «социальную» улыбку, когда малыш смотрит вам в глаза и получает удовольствие от общения с вами.

Первая «настоящая» улыбка появляется примерно на третьей неделе жизни малыша. Обычно такая улыбка появляется в момент, когда малыш только что проснулся, ещё не устал, не хочет есть и хорошо себя чувствует. И главное — когда на него смотрят любящие глаза мамы. Сначала она мимолетная и мгновенная, но очень скоро можно заметить, что малыш всё чаще начинает улыбаться сразу при появлении мамы, он радуется, когда к нему обращаются. Эта улыбка не просто выражает удовольствие ребёнка, а является способом сообщить другому человеку о своём удовлетворении. Она служит для налаживания отношений с окружающими людьми, первым средством общения.

Итак, если мама часто и подолгу разговаривает с малышом, окружает его любовью и заботой, ловит его взгляд, быстро откликается на любые проявления недовольства, всеми возможными способами выражает своё отношение, уже к концу первого месяца он одарит ее своей улыбкой. Именно улыбка малыша приносит самую большую радость маме и знаменует собой переход новорождённого к новой ступеньке развития.

К.А. Громова, детский психолог
Школа пап и мам, подготовка к родам — www.mamapapa.ru

Вопросы и ответы

Обращаясь к малышу, задавайте ему вопросы и сами же на них отвечайте: «Ванечка хочет спать? Конечно, хочет! Сейчас мы пойдем в кроватку…» Или: «Ванечка хочет на ручки? Конечно, хочет! Сейчас мамочка возьмет сыночка на ручки…» «Ой, кто это там пришел? Это папа пришел!» Задавая вопрос крохе, делайте небольшие паузы прежде, чем ответить. Давайте ребенку возможность как-то отреагировать на ваши слова: оживиться, покряхтеть, погулить, улыбнуться. Это будет такой своеобразный диалог. Ну и что, что малыш еще не умеет говорить? Зато вон как активно и радостно он реагирует на ваши слова! Разве это не разговор двух любящих друг друга людей?

Никогда не стесняйтесь выказывать свою нежность малышу, играть, разговаривать с ним, петь ему, рассказывать о том, как прекрасен этот мир… Вы получите от такого общения ни с чем не сравнимое удовольствие. К тому же результатом ваших усилий станет не только чистая и грамотная речь малыша, а и его искренняя и безграничная любовь…

Воспитание от года до 2 лет

Рост после года становится еще увлекательнее. Лепет превращается в слова, а слова в фразы. «Ребёнок говорит» — это праздник! Он начинает проявлять больший интерес ко всему вокруг и порой это требует от родителей много энергии и терпения. Ещё не поздно начать интенсивное обучение и задуматься о моральной стороне воспитания.

Физические потребности.

  • Если ребенок уже ходит ножками, то обязательно подбирайте обувь по размеру.
  • Одежда для прогулок должна быть легкой, но тёплой и качественно защищать от перегрева и переохлаждения.
  • Можно предпринять целенаправленные попытки научить личной гигиене. Например, ходить на горшок и мыть ручки.
  • Меняйте нательное белье крохи ежедневно для предотвращения инфекции, ведь детская кожа очень нежна.
  • Используйте только качественные средства для купания для нежного и бережного ухода.

Эмоциональные и интеллектуальные потребности.

  • Мозг открыт для всего нового и впитывает информацию как губка.
  • После года малыш может выражать свою волю не только выражением лица, но и звуками, жестами и даже словами. Взгляд, действия и реакция на происходящее более адекватны и чётче показывают характер.
  • В воспитании должны принимать участие оба супруга. Часто до 2 лет дети настолько сильно привязаны к матери, что полностью отвергают других. И отец и мать могут укачивать его на руках, помогать ребёнку одеться и кормить его.
  • Продолжайте вместе читать книжку с картинками. Лучше выбирать книги в твёрдой обложке с толстыми страницами и крупными картинками.

О чём говорить с ребёнком 4–5 лет

Приведённые выше варианты, о чём говорить с детьми, будут продолжать работать, но нужно давать ребёнку всё больше инициативы и возможности высказаться, поощряя и помогая наводящими вопросами. Побуждайте рассказывать об эпизодах прошедшего дня, о переживаниях и мечтах. Делать это лучше, когда вы никуда не спешите и настроены друг на друга: на прогулке или перед сном. Например:

  • Расскажи о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.
  • Что нового ты узнал?
  • Кто тебя порадовал/разозлил?
  • Что тебе снилось?
  • О чём ты мечтаешь?

В жизни малыша появляется всё больше других людей, он внимательно наблюдает за тем, как по-разному они себя ведут, и задаёт много вопросов о том, что хорошо и что плохо, что такое дружба, доброта. Обсуждайте с ним поступки героев книг и мультфильмов, его самого и окружающих, говорите о тех ситуациях, в которые он попадает или свидетелем которых становится. Идти нужно от простых вопросов к сложным.

  • Как, по-твоему, Петя ушёл от ребят, потому что он обиделся?
  • Как ты думаешь, почему он это сделал?
  • А как бы ты поступил на его месте?

Дети 4–5 лет живо интересуются вашей жизнью, профессиями родных, спрашивают, как познакомились мама с папой, каким был папа, когда был маленьким, задают первые вопросы о мальчиках и девочках, откуда берутся дети.

Язык — по-прежнему прекрасная тема для общения. Добавляйте синонимы, антонимы, сравнения, играйте в слова, отгадывайте загадки, вспомните игры из своего детства: «Я знаю пять имён», «Съедобное-несъедобное», «Я садовником родился».

Как общаться с ребенком в зависимости от возраста

Очевидно, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями и потребностями. Именно поэтому необходимо иметь представление обо всех этапах взросления ребенка.

Специалисты выделяют четыре возрастных периода у детей:

  • малыши;

  • дети дошкольного возраста;

  • младшие школьники;

  • подростки.

Не все родители знают, как вести диалог с малышом 1–3 лет

Это заблуждение, что общение в этом возрасте не важно и не приносит никакой пользы. Наоборот, тем самым у ребенка активнее развиваются мозг и коммуникативные навыки

Поэтому даже сюсюканье не будет лишним для всестороннего формирования личности малыша.

Так как у дошкольников превалирует игровая деятельность, то можно вводить их в общение через этот процесс. В данном возрасте происходит активное физиологическое взросление, поэтому кроме игр эффективными будут театральные уроки по актерскому мастерству (подражание – одно из самых любимых занятий у детей).

Даже в младшем школьном возрасте ребенок является личностью, которая продолжает свое формирование. В основном это происходит за счет учебы и общения. Необходимо находить разные темы для разговора со школьником: его успехи, желания, цели, новые знакомства и все, что будет мотивировать на дальнейшее развитие

Важно наладить дружеский контакт со своим чадом.

Уже в более старшем возрасте стоит начать говорить о пагубных привычках: алкоголе, курении и наркомании, однако делать это ненавязчиво, чтобы ребенок не чувствовал давления. Правил относительно того, как общаться с ребенком-подростком, множество, но основное – не переходить его личные границы и решать конфликты на основе доверия.

Как общаться с ребёнком в разном возрасте

До 2 лет

Общение с младенцем фактически представляет собой родительский монолог. Главное на этом этапе – спокойная ласковая интонация и отсутствие громких криков рядом с малышом и, тем более, в его адрес.

С 2-3 до 12 лет

С 2-3 лет малыш уже начинает осознавать себя как личность, а значит, в эти годы с ним нужно начинать строить более осмысленное общение. Помните, что вы учите его общаться с окружающими, и этот бесценный навык в будущем может существенно улучшить жизнь ребенка.

Обязательно интересуйтесь мнением и эмоциями малыша по тому или иному поводу. Спрашивайте, как прошел день в детском саду или школе – пусть ребенок попробует вспомнить как можно больше событий и описать, какие чувства они вызывали.

Чтобы беседа получилась содержательной, обязательно ставьте конечную цель – выяснить эмоции малыша, получить его рассказ о каком-то происшествии, узнать мнение о конкретном человеке или ситуации и пр.

При этом старайтесь оставаться взрослым, не «сюсюкайте» и не поддавайтесь на детские манипуляции, в противном случае вы потеряете родительский авторитет.

С 12 лет (подростковый период)

Две главные особенности подростков – их стремление к сепарации и бурный гормональный фон. Все это может выражаться в довольно грубом и/или непредсказуемом поведении. Поэтому общение с тинейджером требует особого подхода.

Прежде всего, не пытайтесь постоянно контролировать подростка и давить на него

Важно давать самостоятельность и уважать личные границы ребенка. Примите как факт: перед вами отдельный человек, у которого есть свои желания и мнения, часто – отличные от ваших

На этом этапе ребенок начинает критически оценивать родителей. Поэтому взрослым стоит быть интересными прежде всего самим себе: иметь свои хобби, свою жизнь и свои принципы — это сделает родителей интересными и в глазах подростка

Важно также находить с ребенком точки пересечения, общие темы для обсуждения и заниматься совместной деятельностью

Не забывайте спрашивать тинейджера о его меняющихся взглядах на мир и новых увлечениях, конечно, если он захочет об этом говорить

А чтобы начать беседовать с ребёнком о чем-то более личном, его отношениях и секретах, – важно дать понять, что вы – на его стороне, независимо ни от чего. Научитесь внимательно слушать подростка, задавать уточняющие вопросы и не перебивать

Стоит добавить, что если ранее вам удалось выстроить с малышом доверительные отношения, – в пубертатном периоде с ним будет куда легче поддерживать позитивное и качественное общение. Так что не упускайте возможность подружиться со своим ребёнком ещё в раннем возрасте.

Разговаривайте с малышом

Известно, что новорождённые дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам

Конечно, ребёнок ещё не понимает значений слов, но для него очень важно просто слышать их. Окружая ребёнка заботой и нежностью, чаще общайтесь с ним, сопровождайте все процедуры ухаживания за малышом ласковой речью, комментируйте все ваши действия

Не задумывайтесь, понимает ли вас ребёнок, просто обращайтесь к нему так, будто он осознаёт всё, что вы ему говорите — ласково шепните ему о вашей любви и спросите, как ему спалось.

Таким образом, вы вступаете в общении с малышом, пока авансом наделяя его функциями партнера. Но очень скоро вы заметите, что при звуках вашего голоса малыш замирает, как бы прислушивается, и начинает искать глазками источник звука

Речь взрослого, обращённая к ребёнку, вызывает максимальное внимание и радость малыша по сравнению с другими воздействиями. При этом особенно чувствителен малыш к так называемой «детской речи» — когда с ним говорят «сюсюкающим» голосом

А это самый простой способ дать ребёнку то, что ему нужно именно в этом возрасте: нежность, любовь, ласку.

Для мамы также важно прислушиваться к звукам, которые издаёт малыш, и отвечать на них. Так между мамой и малышом быстрее возникает тесная связь

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий