7 способов отучить ребенка от гаджетов

Что делать, если ребенок зависим от телефона?

Как избавиться от зависимости телефона? Можно ли избежать возникновения зависимости от телефона? Однозначного ответа на эти вопросы, конечно, нет. А вот минимизировать вероятность ее появления и наметить пути искоренения – определенно можно.

Рассмотрим наиболее действенные методы борьбы с зависимостью от телефона и Интернета у детей и подростков.

Личный пример родителей

У ребенка зависимость от телефона, что делать?

Прежде всего важно понять, что гаджеты – неотъемлемая часть повседневной жизни современного подростка. Исходя из этого, воздействие по минимизации рисков возникновения зависимости от телефона или ее искоренение должно основываться на особых принципах, среди которых – личный пример.. Не стоит навязывать строптивому подростку какие-либо правила и открытые ограничения

Достаточно на опыте показать, что кроме смартфона и Интернета есть еще масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь.

Не стоит навязывать строптивому подростку какие-либо правила и открытые ограничения. Достаточно на опыте показать, что кроме смартфона и Интернета есть еще масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь.

Досуг, детские секции

Чрезмерное увлечение гаджетами говорит о том, что ребенок находится в поиске интересного занятия, которое сможет принести пользу и подарить положительные эмоции.

Альтернативой и отличным методом борьбы с зависимостью от телефона может стать посещение различного рода секций или же организация досуга, с учетом особых предпочтений и пожеланий ребенка. Так, отвлечься от гаджетов может помочь обычный конструктов, настольные игры или наборы для творчества, способные подарить массу незабываемых впечатлений.

Сделать мобильный телефон полезным

Не хочется, чтобы ребенок тратил время в пустую? Не знаете, что предпринять при зависимости от телефона? Попробуйте обратить ситуацию в лучшую сторону, сделайте так, чтобы гаджет стал полезнее.

Ограничьте время использования телефона

Любое пагубное увлечение требует ограничения. Так должно происходить и с зависимостью от телефона. Чтобы ее побороть, необходимо установить временные лимиты использования гаджетов.

Важно, что в подростковый период сделать это достаточно трудно, однако вполне реально. Отличным помощником в этом может стать приложение родительского контроля, одним из наиболее эффективных среди которых является UsafeKids.. При помощи UsafeKids можно не только ограничить время использования гаджета, а еще и установить дополнительные ограничения на установку игр, совершение звонков и выход в Интернет.

При помощи UsafeKids можно не только ограничить время использования гаджета, а еще и установить дополнительные ограничения на установку игр, совершение звонков и выход в Интернет.

Пользоваться смартфоном вредно?

Сами по себе смартфоны абсолютно безопасны. Они не вредят здоровью и не отправляют зомбирующие сигналы прямиком в твои глазные яблоки или что-то в этом духе.

Проблема в том, что смартфоны стимулируют мозг и при этом никак не стимулируют тело.

Ты просто подолгу сидишь на одном месте. А вот это точно вредно. Особенно для подростков. Отсутствие активности тяжело переносится и телом, и мозгом, особенно когда он переполнен стимулирующими гормонами и быстро развивается.

Более того, из-за недостатка солнечного света (когда ты сидишь с телефоном в помещении) твоя кожа вырабатывает мало витамина D. Его нехватка в детстве и в подростковом возрасте может в будущем привести к различным заболеваниям.
Существует множество причин не заниматься спортом регулярно (травма, болезнь, инвалидность и так далее), но «я хочу посидеть с телефоном» не одна из них. К тому же если все время сидеть, склонившись над смартфоном, это плохо повлияет на осанку, нервную систему, суставы, а мышцы шеи и плеч будут постоянно напряжены. И в этом нет ничего хорошего, потому что шея и плечи тебе еще пригодятся, и не раз.

Есть даже случаи растяжения связок пальцев рук из-за постоянного использования смартфонов. Не говоря уже о проблемах со зрением. Твои глаза развиваются, как и весь организм, и регулярно смотря только на объект прямо перед собой, ты даешь понять своему несформировавшемуся зрению, что вот этот ближний фокус — все, что нужно.

По этой причине способность видеть предметы на дальнем расстоянии ухудшается, а значит, тебе, скорее всего, понадобятся очки.

Люди получают травмы, отвлекшись на телефон и случайно выйдя на дорогу, где несутся автомобили. А еще можно упасть в открытый канализационный люк! Подобное случается не так часто, как принято считать, но зафиксировано немало случаев, когда люди погибали, забравшись в опасные места ради удачного ракурса для селфи.

Убежище

В подобные моменты и говорящему, и слушающему может понадобиться укрытие. В данном случае мы говорим о временном убежище от развивающегося конфликта. Хорошо, если пара договорится об условном знаке, например, просто о слове «убежище», дающем понять, что разговор стоит остановить — и провести какое-то время раздельно. Лучше заранее условиться, что, если один подает такой знак, запрос должен быть выполнен.

Это может оказаться очень непросто. Если вы говорите о сокровенных и важных для вас чувствах, внезапное самоустранение слушателя способно сильно задеть. Вы можете посчитать, что вас бросили — или что ваши откровения столь отвратительны, что оставаться рядом с вами невыносимо. Ну а если вы внимательно слушали, сочувствуя и ожидая своей очереди, и тут разговор был остановлен, это может показаться чудовищной несправедливостью.

Когда такое случается, крайне важно позаботиться о себе. Вы можете энергично прогуляться, помедитировать, хорошенько побить боксерскую грушу, почитать книгу, посмотреть баскетбольный матч или помыть посуду — чем бы вы ни занялись, это должно отвлечь вас от обсуждаемых тем и страстей, чтобы затем вернуться к конфликту более уравновешенным. Вы не несете ответственности за чувства любимого человека, но можете отвечать за себя

Сейчас ваши силы должны быть направлены на то, чтобы успокоиться. Отношения только выиграют, если оба освоят этот навык

Вы не несете ответственности за чувства любимого человека, но можете отвечать за себя. Сейчас ваши силы должны быть направлены на то, чтобы успокоиться. Отношения только выиграют, если оба освоят этот навык.

Правила убежища:

  • Не пользуйтесь им слишком часто.
  • Запланируйте продолжение обсуждения.

Какое влияние оказывает телефон на психику ребенка?

Розен Марина Викторовна

Прежде чем говорить о влиянии телефона на психику ребенка, разберемся в некоторых понятиях. Чаще всего в связи с телефоном мы слышим два словосочетания «интернет зависимость» и «экранная зависимость». Если интернет зависимость больше проблема подростков и взрослых, то экранная зависимость начинается с того, что родители предлагают ребенку гаджет с самого раннего детства. Совершенно очевидно, что интернет зависимости предшествует зависимость экранная.

Экранная зависимость – это переизбыток времени, проведенного ребенком перед экраном телефона или любого гаджета. В результате этого искусственно формируется особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. Собственная деятельность ребенка в норме ведома такими мотивами как страсть к познанию, к исследованию этого мира и расширению границ собственного Я

Как известно, растет и развивается то, чему уделяется внимание. Если родители, чуть ли не с рождения, подменяют ребёнку реальный мир миром виртуальным, ребенок будет уделять внимание мелькающим картинкам.

Совершенно очевидно, что проблема экранной зависимости у ребенка (в том числе и телефонной) это не проблема новых технологий. Это проблема культуры потребления новых технологий. На развитие онлайн игр, доступных в телефоне, сегодня работает миллиардная индустрия. Родители чаще всего становятся одиноки в своем желании противостоять этой хорошо организованной индустрии с высококлассными маркетинговыми стратегиями.

Как определить зависимость от телефона

Если вы читаете эту статью, то, скорее всего, проблема уже возникла. Но в любом случае нужно изучить признаки номофобии. Именно так в научных и околонаучных кругах принято называть телефонную зависимость. Это слово имеет английское происхождение и является аббревиатурой: no mobile phone phobia, что можно перевести, как «страх остаться без мобильного телефона».

Официально психиатрическая наука ещё не признала зависимость от телефона и соцсетей в качестве самостоятельной патологии. В МКБ-10 такого пункта нет, однако специалисты Всемирной Организации здравоохранения эту проблему признают и планируют в дальнейшем включить её в перечень заболеваний.

Почему всё так серьёзно? Дело в том, что при использовании смартфона возникает та же самая реакция, что и при употреблении наркотических средств. В головном мозге осуществляется выброс эндорфинов (так называемых гормонов счастья), провоцирующих кратковременную эйфорию и чувство удовольствия.

Неоднократное срабатывание этого шаблона приводит к появлению психологической зависимости.

Её результаты очевидны:

  • злость;
  • усталость и утомление;
  • депрессия;
  • пониженная концентрация внимания.

Чтобы понять, есть ли у вашего ребёнка зависимость от телефона, обратите внимание на его поведение. Насторожитесь, если ваш сын или дочь:

Насторожитесь, если ваш сын или дочь:

  • перестали общаться с приятелями вживую;
  • постоянно держат смартфон в руке, буквально не расстаются с ним ни на минуту;
  • испытывают тревогу и беспокойство, если забывают телефон дома;
  • пользуются гаджетом тайно (прячутся в ванной или спальне);
  • стали хуже учиться в школе, не делают уроки, получают плохие отметки.

Появляются и физиологические признаки неблагополучия:

  • бессонница, проблемы со сном;
  • отсутствие аппетита;
  • лишний вес (отсутствие аппетита может сменяться всеядностью, когда ребёнок сидит/лежит на диване и поглощает сладости и фаст-фуд в больших количествах);
  • рассеянность.

Если вы заметили подобные симптомы, нужно действовать. Ждать, когда всё само собой наладится, не лучшая тактика. Депрессия может нарастать, а с этим серьёзным психологическим расстройством лучше не шутить.

Влияние гаджетов на жизнь детей

Сегодня сложно представить ребенка, который бы не знал, что такое смартфон и не умел им пользоваться. Родители часто дают ребенку смартфон для того, чтобы тот не мешал им заниматься его делами. Но какой вред приносит телефон детям на самом деле? Давайте разбираться с этим вопросом подробней.

Как смартфоны влияют на развитие ребёнка?

Сегодня мы находимся на исходной точке эпохи гаджетов и планшетов, поэтому поколение наших детей — первое, которое испытывает их на себе. По этой же причине еще нет точных и обширных исследований, которые могли бы точно ответить на вопрос как телефоны влияют на развитие ребенка.

Уже сейчас есть первые результаты этого эксперимента. МРТ показало, что у детей, которые проводят в планшете или смартфоне около 7 часов в день, истончение мозговой коры. Обычно такое явление происходит с человеком во взрослом возрасте. Также наблюдается низкая успеваемость у тех, кто проводит за планшетом более 2 часов в день. Дети хуже справляются с тестами на логику и мышление и отстают в развитии от своих сверстников.

Влияние смартфона на физическое здоровье детей

Очевидно, что смартфоны плохо влияют на физическое состояние детей (и взрослых тоже). Так что давайте разбираться, почему смартфоны вредны:

  • Нарушение сна. Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, что смартфоны действительно влияют на качество сна. У детей может возникать бессоница в случае, если они проводят много времени за смартфоном или любым другим гаджетом пред сном. Причиной тому становиться мелатонин — гормон сна, который вырабатывается в организме только при наступлении темноты. Но если уж перед глазами ребенка постоянно находиться техника — ни о каком сне не идет речи.
  • Проблемы с позвоночником. Сидячая поза, голова опущена вниз — все это характерно для детей, которые проводят время за смартфоном. Все это плохо влияет на позвоночник, особенно на шейный и поясничный отделы.
  • Проблемы со зрением. Длительное смотрение на экран с близкого расстояния плохо влияет на зрение детей. Это может стать причиной того, что ребенок не видит одинаково хорошо на близком и дальнем расстоянии. Также может возникнуть синдром сухого глаза, что становиться причиной инфекционных заболеваний глаз.
  • Боли в голове. Длительное пользование смартфоном может вызвать головную боль из-за того, что мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это в свою очередь влияет на сосуды и уменьшает поступление кислорода в мозг.
  • Лишний вес. Постоянное сидение в телефоне вызывает дефицит активности у детей. Они гораздо меньше двигаются и занимаются физической активностью, что может стать причиной ожирения.

Проблемы с физическим здоровьем детей могут серьезно влиять на их дальнейшую жизнь и состояние организма. Они цепной реакцией влекут за собой остальные заболевания и проблемы.

Влияние смартфонов на психику детей

Не менее важно и негативное воздействие гаджетов на психоэмоциональное состояние детей. Иногда эти проблемы оказываются даже серьезней, чем проблемы с физическим развитием, поэтому нужно знать врага в лицо. Проблема эмоционального развития

Гаджеты — это серьезная угроза нормальному общению ребенка со сверстниками. Все чаще современные подростки заменяют живое общение виртуальным, что негативно влияет на формирование их социальных навыков. Рассеянность

Проблема эмоционального развития. Гаджеты — это серьезная угроза нормальному общению ребенка со сверстниками. Все чаще современные подростки заменяют живое общение виртуальным, что негативно влияет на формирование их социальных навыков. Рассеянность

Гаджеты становятся причиной того, что у ребенка рассеяно внимание, проблемы с концентрацией. Перегрузка сенсорной системы

Сенсорная система человека ответственна за восприятие сигналов из окружающей среды

С дисплеев гаджетов дети получают слишком много сигналов, что вызывает агрессию, раздражение, капризы.

Негативное воздействие смартфонов на общее состояние организма детей — недостаточно изученная сфера. Но даже те данные, которые есть сейчас, показывают очевидный вред гаджетов на детей.

Как игры на планшете снижают иммунитет и нарушают развитие мозга

Мы еще только начали изучать, как гаджеты влияют на детей, но даже первые результаты вызывают беспокойство. Согласно одному исследованию, в котором участвовали около 2500 детей, достаточно смотреть телевизор всего лишь час в день, чтобы риск развития проблем с концентрацией внимания увеличился почти на 10%.

Самая большая опасность заключается в том, что некоторые типы компьютерных игр могут стимулировать выброс адреналина. Обычно это происходит, когда человек испытывает страх, стресс или чем-то сильно захвачен: слышит громкий звук, видит вспышку света, болеет за любимую футбольную команду или играет в компьютерную игру, где его персонаж может умереть. Выброс адреналина связан с восприятием угрозы — она не обязательно должна быть реальной. Получается, что волнение, которое ваш ребенок испытывает во время онлайн-игры, скорее всего, вызовет выброс адреналина.

Адреналин дает нам дополнительную энергию, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. Одна из главных функций надпочечников, производящих этот гормон, — мгновенно переводить тело в режим «бей или беги». Сердцебиение учащается, чувства обостряются, и высвобождается энергия для мгновенного реагирования, поэтому мы можем убежать от опасности или атаковать врага.

Проблема в том, что всякий раз, когда выбрасывается адреналин, тело высвобождает кортизол, также известный как «гормон стресса»: он повышает кровяное давление и сахар в крови, а также ослабляет иммунную систему. Ежедневный стресс, который может быть вызван играми на компьютере или планшете, ведет к выработке большого количества кортизола. Со временем высокий уровень кортизола может разрушить мышцы или кости, нарушить пищеварение и остановить выработку жизненно важных гормонов.

Кортизол также влияет на настроение, повышая уровень тревожности. Проводя слишком много времени перед светящимся экраном, наши дети находятся под угрозой химической атаки собственного тела. Примерно так же стресс влияет на людей, «сгорающих» на работе.

Кортизол особенно вреден для маленьких детей, потому что они пока не могут справляться с эффектами, вызванными этим гормоном. Мозг ребенка в этот период все еще развивается, он пластичен, и при формировании нейронных связей для приобретения новых навыков переизбыток кортизола и длительный стресс особенно вредны. Кроме того, постоянный высокий уровень кортизола повышает давление, грозит развитием диабета и нарушением гормонального баланса.

Если от игры на планшете у ребенка учащается сердцебиение, поднимается температура, он сильно потеет, ерзает, кричит и тяжело дышит, играя на компьютере, — все это признаки сильного эмоционального возбуждения и повышенного выделения адреналина. Вам стоит ограничить доступ к таким играм. Подобная реакция вряд ли возникнет при просмотре телевизора или канала на YouTube (разве что во время спортивных соревнований). Но она вполне может появиться во время игры, в которой персонажи дерутся и теряют жизни.

Чем опасны гаджеты?

Начнём с того, что психологи отмечают: зависимость от экрана планшета/компьютера/телевизора возникает тем сильнее, чем младше ребёнок. То есть чем раньше вы дали возможность детям пользоваться девайсами, тем сложнее будет потом отучить.

Американские педиатры заявляют, что на детей до 2-х лет не должно быть никакого влияния технологий, 3-5 лет должно быть ограничение до 1-го часа в день, 6 — 18 лет ограничение должно составлять до 2-х часов в день. Увеличение ‘экранного’ времени уже влияет на развитие детей.

Помимо того, что снижаются навыки общения и эмпатии, наблюдается развитие депрессивного синдрома и/или истерических реакций, поскольку ребёнок перестаёт сам себя контролировать. Отмечается неправильное формирование мышечных тканей, которые отвечают за функциональность пальцев рук. От этого сильно страдает мелкая моторика, что ведёт к задержкам в развитии речи.

Страдает шейный отдел позвоночника, поскольку голова всегда находится в наклоне. Про склонность к ожирению можно и не говорить: и так ясно, что физическая активность практически на нуле. Также девайсы влияют на сон, поскольку излучают особый синий свет, который возбуждает центральную нервную систему и способствует развитию бессонницы.

Интересно, что дети разработчиков различных электронных девайсов очень ограничены в использовании технологий. Например, Стив Джобс не допускал использование айфона за столом во время обеда, вместо этого семья вела беседы на различные темы.

Признаки игровой зависимости у ребёнка


Фото: https://pixabay.com/photos/bullying-hands-face-curl-up-her-679274/ Специалисты выделяют ряд симптомов, которые свидетельствуют о том, что у подростка сформировалась зависимость от онлайн игр.

  1. Протестное поведение в ответ на просьбу отвлечься от игры и отдохнуть от ноутбука.
  2. Негативные эмоции – злость, раздражённость, опустошённость, возникающие в тот момент, когда ребёнок не может играть в игру.
  3. Невозможность спланировать своё время.
  4. Отстранение от выполнения своих обязанностей (ребёнок не делает домашнее задание, не помогает по дому).
  5. Эмоциональный подъём во время игрового процесса (сродни эйфории от употребления наркотической дозы или алкогольных напитков).
  6. Пренебрежение элементарными гигиеническими правилами. Подросток забывает почистить зубы, помыть голову, выглядит неряшливо.
  7. Нарушение обычного режима дня. Ребёнок поздно засыпает, пропускает приёмы пищи (либо ест прямо за компьютерным столом, не желая прерывать игровой процесс), с трудом просыпается по утрам.
  8. Изменения в эмоциональной сфере: грубость, жестокость, депрессивность, импульсивность, вспышки ярости.
  9. Проблемы в учёбе, отношениях с ровесниками.
  10. Сужение круга интересов, когда центральной темой становится игра. Ребёнок постоянно обсуждает лишь игровой процесс, на другие темы разговаривает с неохотой.
  11. Трата денег на приобретение новых компьютерных игрушек, улучшение характеристик компьютера. Если ребёнок увлечён онлайн-казино, то он тратит деньги непосредственно на ставки.

Эти признаки игромании часто сопровождаются физиологическими проблемами. Постоянное нахождение в одной позе приводит к болезненным ощущениям в области позвоночника и шеи. Из-за нарушения пищевого поведения возникают сбои в работе кишечника. Не стоит забывать и о снижении остроты зрения. Ведь ребёнок очень много времени проводит перед монитором компьютера.

Третий этап. Дарим коня

Теперь, вооружившись знанием, подарите вашего Троянского коня. Начните при ребенке говорить об игре, начните демонстрировать свою экспертность в ней

Так вы привлечете к себе его внимание. Вы увидите, как удивительно быстро начнет меняться отношение к вам. Вы создаете общее эмоциональное поле

В нем вы делитесь впечатлениями, эмоциями, информацией

Вы создаете общее эмоциональное поле. В нем вы делитесь впечатлениями, эмоциями, информацией.

Если вам удастся достичь большого успеха в игре, вы станете авторитетом в глазах ребенка, гуру! Он станет вас уважать и восхищаться вами, поначалу — как игроком. Далее можно помочь ему достичь большего в игре, например, подсказать, как пройти тот или иной уровень или купить в игре недостающих участников, оружие и т.д. Постоянно держите в уме задачу третьего этапа — установление контакта, создание общего эмоционального поля.

Все, теперь вы, может быть, впервые в жизни находитесь в одном мире со своим ребенком. Насладитесь этим моментом, потому что дальше придется работать. В процессе игры вы можете много нового узнать от ребенка, выведать (в хорошем смысле) все, что вас интересовало.

Третий этап. Дарим коня

Теперь, вооружившись знанием, подарите вашего Троянского коня. Начните при ребенке говорить об игре, начните демонстрировать свою экспертность в ней

Так вы привлечете к себе его внимание. Вы увидите, как удивительно быстро начнет меняться отношение к вам. Вы создаете общее эмоциональное поле

В нем вы делитесь впечатлениями, эмоциями, информацией

Вы создаете общее эмоциональное поле. В нем вы делитесь впечатлениями, эмоциями, информацией.

Если вам удастся достичь большого успеха в игре, вы станете авторитетом в глазах ребенка, гуру! Он станет вас уважать и восхищаться вами, поначалу — как игроком. Далее можно помочь ему достичь большего в игре, например, подсказать, как пройти тот или иной уровень или купить в игре недостающих участников, оружие и т.д. Постоянно держите в уме задачу третьего этапа — установление контакта, создание общего эмоционального поля.

Все, теперь вы, может быть, впервые в жизни находитесь в одном мире со своим ребенком. Насладитесь этим моментом, потому что дальше придется работать. В процессе игры вы можете много нового узнать от ребенка, выведать (в хорошем смысле) все, что вас интересовало.

Как проявляется проблема

Основной признак номофобии можно обозначить следующим образом: смартфон становится вечным спутником человека. Работа, дом, встреча с друзьями, отдых на природе — в руках всегда телефон. По сути, гаджет превращается в лучшего друга и советника в важных вопросах, источник информации и развлечений.

Как ведет себя «среднестатистический» зависимый:

  • часто меняет гаджеты, стараясь использовать исключительно новые модели техники;
  • не выпускает из рук телефон;
  • с маниакальной настойчивостью десятки раз за день проверяет электронную почту и заходит в соцсети;
  • остается на связи даже ночью;
  • постоянно следит за уровнем заряда телефона;
  • начинает и заканчивает день со смартфоном;
  • постоянно боится, не «подведет» ли смартфон в самый важный момент – вдруг отключится или не будет ловить сеть.

Признаки зависимости от телефона обостряются, когда человек по тем или иным причинам теряет доступ к гаджету. Психологи сравнивают это с алкоголизмом и наркоманией — лишение смартфона, как и алкоголя, вызывает острый синдром отмены. Человек приходит в возбужденное состояние — он раздражен и суетлив. На какое-то время зависимый может потерять контроль над собой и проявлять агрессию к окружающим, пытаясь в панике найти средство связи. В особо сложных случаях синдром отмены также выражается головокружением, повышенной потливостью и сердцебиением, тремором конечностей.

Результаты исследования: как отучить ребенка от смартфона

Поитогамисследования Фондаразвитияинтернетабыловыявлено, что 26 % детей подростковоговозрастаимеютзависимость от сети и мобильныхгаджетов. Данные не предвещают ничего хорошего, ведь подростки – это будущая молодежь, на плечах которых будет находиться ответственность за новое общество.

Изучаявозможныепричиныподобныхрезультатов, специалистывыяснили, чтороссийскимдетямоченьранопозволяютиграть с телефоном. К примеру, детям до 2-х лет категорически не рекомендуется пользоватьсятелефоном, ведь структура ихтела и внутренние органы еще не успелисформироваться. Но, правила постоянно нарушаются, ведь ребенкалегкоотвлечь с помощьютакойигрушки, а мамы успеют выполнить свои срочныедела.

Вред мобильного и других гаджетов

Прежде всего, чрезмерное увлечение телефоном негативно отражается на здоровье. Врачи называют ряд последствий: ухудшение зрения и памяти, нарушения концентрации внимания, заболевания опорно-двигательного аппарата, бессонница. Кроме того, использование гаджетов перегружает неокрепшую сенсорную систему подростка, делает его раздражительным, рассеянным, подрывает состояние нервной системы.

Вторая, не менее серьезная опасность — доступ к нежелательным и запрещенным ресурсам. Благодаря смартфонам, ребенок может находиться в Интернете сколько угодно, посещать любые сайты, паблики и сообщества. Это таит в себе множество социально-психологических угроз.

Например, скандально известная группа в социальной сети, носившая название «Синий кит». Кураторы этого сообщества занимались настоящей травлей подростков, склоняли к агрессии и попыткам суицида. Позднее появилось еще одно — «Исчезновение на 24 часа». Теперь подросткам предлагается сбежать из дома на сутки, не предупредив старших. Сюда же отнесем сообщества, разжигающие расовую, половую, классовую ненависть, а также порноресурсы. Согласитесь, это совсем не для детских глаз!

Урок 1. Дети нуждаются в автономии — в возможности изъявлять свою волю и контролировать свои поступки

Марисела Корреа-Чавес и Барбара Рогофф, профессора Калифорнийского университета в Санта-Крузе, провели следующий эксперимент: детей попарно заводили в комнату, где одного из них взрослый человек учил делать игрушку, пока второй ребенок просто ждал.

Исследователи хотели проследить, чем станут заниматься дети, оставшиеся без дела. В США большинство детей-наблюдателей делали то, что и ожидалось: ерзали на стуле, смотрели в пол и в целом проявляли признаки отсутствия интереса. Один нетерпеливый мальчик даже сделал вид, будто игрушка — это бомба, и вскинул руки, изображая взрыв и издавая звуки под стать картине массового уничтожения.

В отличие от них, дети индейцев майя из Гватемалы концентрировались на том, чему учился другой ребенок, и смирно сидели на стуле, пока взрослый его обучал.

Исследователи подсчитали, что в целом, по сравнению с детьми майя, время, в течение которого американские дети могли сохранять сосредоточенность, было вдвое меньше.

Но еще интереснее оказалось то, что дети майя, не вполне включенные в систему формального образования, «могли удерживать свое внимание и обучаться дольше, чем их сверстники из семей майя, полностью включенные в западную систему школьного образования». Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу. Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу

Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу.

Родители майя «твердо убеждены, что каждый ребенок лучше знает, что ему нужно, и цели достигаются, только если ребенок этого хочет».

Вместе с тем большинство школ системы формального образования в США и других промышленно развитых стран — это отнюдь не то место, где у детей есть автономия и они могут самостоятельно делать выбор.

По словам Рогофф, «вполне возможно, дети отказываются от самостоятельного контроля над своим вниманием, когда этим постоянно управляют взрослые». Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться. Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться

Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться.

Исследование Райана указывает, когда внимание детей начинает ускользать. Исследователь Роберт Эпштейн, написавший статью «Миф о подростковом мозге» для Scientific American, пришел к похожему выводу:. Исследователь Роберт Эпштейн, написавший статью «Миф о подростковом мозге» для Scientific American, пришел к похожему выводу:

Исследователь Роберт Эпштейн, написавший статью «Миф о подростковом мозге» для Scientific American, пришел к похожему выводу:

Конечно, в подобную строгую атмосферу попадает не каждый американский учащийся, но становится ясно, почему столь многим детям не удается находить мотивацию в школе: их потребность в автономии, в исследовании своих интересов не удовлетворяется.

В отличие от жизни офлайн, в сети у детей есть огромная свобода; у них есть автономия, позволяющая им самим всем заправлять и экспериментировать с творческими стратегиями решения проблем.

«В пространстве интернета, как правило, бессчетное множество вариантов и возможностей и гораздо меньше контроля и надзора со стороны взрослых, — считает Райан. — Поэтому в сети подросток ощущает себя свободным, компетентным и связанным со сверстниками, особенно если в привычном окружении чересчур много контроля и ограничений или оно недостаточно его стимулирует».

Когда родителей начинает беспокоить, что их дети так много времени проводят в сети, они, как ни парадоксально, часто вводят еще больше правил, и эта тактика обычно дает обратные результаты.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий