Неуверенный ребенок: как помочь ребенку стать увереннее

Как помочь ребенку стать уверенным в себе

На практике большинство родителей сталкивается с проблемой неуверенности своих детей.

Признаки неуверенного поведения

Их распознать довольно легко:

  • не стремится выразить свое мнение;
  • не хочет рассказывать о своих чувствах, эмоциях и впечатлениях;
  • молчалив и замкнут;
  • очень тяжело вступает в контакт с незнакомыми людьми;
  • не креативен, повторяет чужие действия;
  • обладает высоким уровнем тревожности;
  • болезненно ориентирован на других детей.

Развивать в малыше лидера нужно

Изначально малыш появляется на свет, не имея никакой самооценки. Однако с течением времени и под воздействием внешних факторов происходит ее формирование.

К сведению. Дети ориентируются на мнение окружающих о себе, своем поведении, о том, как они реагируют на тот или иной поступок. Очень зависит детская самооценка от того, какие у крохи отношения с родителями и другими взрослыми родственниками.

Важным фактором формирования самооценки малыша является и оценивание его умственных способностей и учебных достижений взрослыми.

К сведению. На самооценку влияет и собственное восприятие крохой его внешности.

Действия родителей

Родителям полезно узнать, как научить ребенка быть уверенным в себе. Родительская вера это основа уверенности маленького человека в себе. Когда родители излишне беспокоятся о малыше и прямо запрещают ему что-то попробовать, происходит программирование его на неудачу, он начинает автоматически считать, что не справится с чем-либо, дальнейшая учеба или тренинг бесполезны.

Развитие лидерства и самодостаточности важно с малых лет

Исключение унижения

Следует знать, как сделать ребенка уверенным в себе. Категорически нельзя унижать малыша. Какая-либо шутка и насмешка в адрес малыша (даже неумышленная в садике) может вызвать в нем злость и отторжение. Дети воспринимают слова буквально, и воспринятая как унижение фраза будет становиться камнем преткновения в детских глазах.

Ценность

Не все знают, как в ребенка вселить уверенность в себе. Важно ценить именно усилие, а не конечный результат. В силу возрастных особенностей и ограниченных способностей, кроха может не справиться с тем или иным заданием. Важно показать, что учить надо, его намерения были правильны, попытка действий достойна похвалы

Важно показать, что учить надо, его намерения были правильны, попытка действий достойна похвалы. К сведению

К сведению

Если обращать внимание на негативный результат, то ребенок укоренится в мысли о своей неуспешности, что послужит причиной комплексов. 

Поддержка

Как помочь ребенку обрести уверенность в себе, стоит знать родителям. Поддержка в трудной ситуации также принципиально важна для детей. Быть уверенным ни в коем случае не значит не просить о помощи. Если малыш будет рассчитывать только на себя, это приведет к сильному стрессу, ошибкам и потере уверенности.

К сведению. Наоборот, ему надо дать понять, что в случае трудной ситуации он может рассчитывать на помощь и поддержку.

Поддержка взрослого важна

Принятие

Дитё следует воспринимать таким, какой он есть

Крохе жизненно важно знать, что его любят и ценят, несмотря ни на что. Чадо превратится в уверенного в себе человека, только если знает, что его близкие его любят и ждут дома

Проблемы в окружении ребенка

Чаще всего проблемы с уверенностью в себе связаны именно с наличием существенных трудностей в окружении.

К сведению. Одним из самых сильных ударов по самооценке является тот случай, когда постоянно ставятся в пример либо братья и сестры, либо соседские дети. Это будет приучать к тому, что другие лучше малыша, и он начинает болезненно воспринимать не только собственную личность, но и негативно относиться к окружающим.

Значительные проблемы с самооценкой испытывают несамодостаточные дети из проблемных семей и детских домов. Им кажется, что родители их не любят, не будут помогать, оставили из-за того, что они плохие и не смогут научиться и развиться. Дети, которыми не занимаются и которые с ранних лет вынуждены решать свои проблемы самостоятельно, тоже часто не уверены в себе. Это связано с тем, что в силу возраста они регулярно не справляются с теми проблемами и вызовами, которые перед ними ставит жизнь.

Обратите внимание на себя

Помните о том, что дети следят за каждым вашим действием. Если вы сами неуверенный человек, как малыш узнает, что такое уверенность. Он должен видеть в родителях пример. Следите за вашим собственным поведением. Чем увереннее вы себя чувствуете, тем легче ребенку понять что это такое и как ему следует вести себя. Вы должны уметь принимать решения, быть ответственным и волевым человеком. Именно эти качество тогда и захочет забрать себе малыш.

У меня есть знакомый отец одиночка. Более неуверенного и слабого человека я еще не встречала, но все эти проблемы начались после ухода жены к более богатому мужчине. Его сыну шесть лет и он ведет себя точно так же, как и отец. И знакомый мне постоянно жалуется, что его сын размазня, нюня и совершенно ничего не может делать сам. Я посоветовала приятелю самому обратиться к специалисту, который поможет разобраться с его внутренними проблемами.

Через два года я встретила совершенно другого человека, который шел рядом с сыном и они весело что-то обсуждали. Я подошла поздороваться и была потрясена переменами в отце и сыне. Передо мной стояли уверенные, смелые, решительные и сильные мужчины.

Помните, что все ваши проблемы серьезно отражаются на детях. Не отбрасывайте свою жизнь с появлением детей в дальний ящик. Не переставайте заниматься собой, совершенствуйтесь, идите вперед и не останавливайтесь. Ведь вы для ребенка главный пример в жизни. Будьте таким человеком, которым ваше чадо сможет гордиться и захочет быть таким же.

Как понять, что у ребенка заниженная самооценка

Понять, что ребенок недостаточно ценит себя, можно, если понаблюдать за его поведением и прислушаться к фразам, которые он произносит в ситуациях, требующих от него каких-то действий.

Неуверенный ребенок ведет себя следующим образом:

  • не умеет проигрывать, очень переживает, злится и расстраивается, когда побеждают другие;
  • бросает начатое дело при столкновении с трудностями;
  • боится пробовать свои силы в чем-то новом;
  • сильно переживает из-за своих промахов, ругает себя;
  • проявляет робость и стеснительность в общении со сверстниками и взрослыми;
  • не проявляет лидерских качеств, даже если они у него имеются.

Также малыш часто произносит такие фразы:

  • «Я не буду этого делать, потому что у меня все равно не получится»;
  • «Я боюсь что-нибудь сделать не так»;
  • «Пусть другие решают эту проблему вместо меня»;
  • «Я некрасивый/глупый/плохой»;
  • «Я хуже, чем другие».

Психическое развитие детей: возрастные особенности

В возрасте 1-3 лет малыши уже должны получить часть самостоятельности, взаимодействуя с людьми и предметами, у них активно развивается речь. С 3-х до 7-ми лет ребенок различает свои состояния и эмоциональные переживания, возникает наглядно-действенное мышление, закладываются основы нравственного развития, дети активно играют, моделируя мир взрослых.

До 5 лет психика очень гибкая, память хорошая, поэтому крайне важно помочь ребенку раскрыть его способности и потенциал. С 7 лет развиваются волевые процессы, память, ребенок оценивает себя, планирует действия

С 3 до 7 лет важно проводить с чадом различные упражнения. Так вырастет человек, знающий себя, умеющий действовать, добиваться успеха во всех сферах жизни.

Опасность низкой самооценки

Пониженная самооценка приводит к развитию устойчивого комплекса неполноценности. Ощущая себя хуже других, такие дети постоянно испытывают неуверенность в наличии сил для решения тех или иных задач.

Если у ребёнка низкое суждение о себе, отсутствие веры в свои возможности, скорее всего, будет мешать ему, реализоваться как личности. Таким ребятам приходится испытывать постоянные трудности в общении с ровесниками, им мешает мысль о том, что с ними никто не хочет дружить.

В результате занижения своей самооценки детей могут ждать самые разные негативные последствия:

  1. Начинает снижаться эффективность учёбы. Если ребёнок постоянно ругает себя, считает себя не способным, ему не хватает ни сил, ни желания решать встающие перед ним задач.
  2. Теряется способность любить других людей. Нельзя любить другого, если нет здорового чувства любви к себе. Если становится непреодолимым путь к собственной значимости, теряется возможность уважать других.
  3. Снижается качество друзей. Парадоксально, но обычно такие дети выбирают в друзья тех, кто будет часто их критиковать. Потому что они видят себя именно такими, достойными критики. Ни на что не способными, никому не нужными.
  4. Приземистость цели. Дети с низкой самооценкой стараются не строить большие планы и не ставить перед собой высоких целей. Повышенная критичность к себе заставляет их ограничиваться решением самых простых задач.

Ребенок не уверен в себе: что делать?

Обратиться к специалисту. Нужно провести диагностику, поставить диагноз: понять, в чём причина. И эту причину устранить, преодолеть.

Наивно думать, что преодолеть неуверенность в себе можно очень легко с помощью нескольких упражнений, сеансов гипноза или методик аутотренинга. Это не так.

Это глубоко личностное качество, которое связано с ядром нашей личности, определяется нашей человеческой сущностью.

Для повышения подростковой самооценки нужны очень серьёзные изменения в отношениях с подростком, в его образе жизни, чтобы он научился быть более уверенным в себе.

Как повысить самоуверенность девушке?

Как девочке вселить уверенность в себе? Понятно, тут речь идёт о специфике укрепления самооценки именно девушек, в отличие от юношей.

У девушек их самооценка в огромной степени зависит от их мнения о собственной привлекательности для противоположного пола.

Поэтому нужно учить юную девушку воспринимать себя как красивую. Учить быть красивой. Учить танцевать, правильно держать себя и общаться с мальчиками.

Если её представление о себе как о девушке достаточно высокое, она будет и достаточно уверенным в себе человеком.

Как поднять самоуверенность юноше?

Как помочь сыну преодолеть неуверенность в себе?

Для ребят внешность и физическая привлекательность тоже имеют значение. Но не решающее.

Главное, чтобы мальчик чувствовал себя сильным и успешным в каком-то деле. Сильным, в том числе, физически. Поэтому надо научить развиваться юношу физически: пусть физически трудится, занимается спортом или физкультурой.

Если он слабо учится, нужно найти ему дело, в котором он будет успешен.

Если у него есть такое дело, и он положительно воспринимает себя с точки зрения физических кондиций, то и будет достаточно высоко себя оценивать.

Немного из исследований

В силу априорной важности взрослых в становлении личности ребенка необходимо рассмотреть еще один аспект проблемы, а именно: какова роль периода детства в воспитании характера человека. О роли детства в дальнейшем становлении личности ребенка и его влиянии на последующую жизнь человека говорили многие крупнейшие представители психологии вне зависимости от того, к какой школе они принадлежали и в какой период времени проводили свои исследования. Несмотря на «неновость» изучаемого вопроса, в нем как было, так и остается множество белых пятен, именно поэтому он не перестает интересовать психологов и сегодня

Несмотря на «неновость» изучаемого вопроса, в нем как было, так и остается множество белых пятен, именно поэтому он не перестает интересовать психологов и сегодня

О роли детства в дальнейшем становлении личности ребенка и его влиянии на последующую жизнь человека говорили многие крупнейшие представители психологии вне зависимости от того, к какой школе они принадлежали и в какой период времени проводили свои исследования. Несмотря на «неновость» изучаемого вопроса, в нем как было, так и остается множество белых пятен, именно поэтому он не перестает интересовать психологов и сегодня.

Результаты исследований показали, что положительная эмоциональная оценка воспоминаний о детстве свойственна людям со следующими личностными характеристиками:

  • адекватный уровень самооценки;
  • эмоциональная стабильность;
  • самоконтроль;
  • практичность.

Для ярко негативной оценки воспоминаний о детстве:

  • неадекватный (чрезмерно завышенный или заниженный) уровень самооценки;
  • инфантилизм.

Безусловно, на эмоциональную сторону этих представлений оказало влияние то, как складывались в детстве взаимоотношения этих людей с их родителями.

Переходя от науки к конкретным примерам, можно вспомнить случай из практики, ярко демонстрирующий то, как ребенок воспринимает себя с точки зрения своей успешности или неуспешности в зависимости от отношения родителей. В данном случае имеется в виду школьная успешность и связанные с этим моменты.

За психологической помощью обращалась мама мальчика, ученика первого класса. На тот момент ребенок отучился в школе полгода. С ее точки зрения, сын испытывал «учебные трудности», был неуспешным: при выполнении домашних заданий постоянно ждал подсказок, боялся сделать что-то не так, «не хотел, ленился думать самостоятельно», часто во всем сомневался, не мог принять решение и т.п. Мама при этом испытывала не просто недовольство ребенком, но и сильнейшее раздражение по этому поводу. Выполнение уроков было для них сродни каторге. «Почему другие дети способны самостоятельно выполнять задания, а мой такой ленивый, совсем не хочет думать? Я должна вместо него решать задачи, объяснять ему, что, как и когда он должен делать, где и что нужно писать… Может, у него какие-то проблемы?»

На самом деле в результате психологической диагностики было выявлено, что у ребенка абсолютно нормальный интеллект, но мальчик действительно с трудом принимал самостоятельные решения, был склонен к сомнениям, боялся сделать что-либо неправильно. Обусловлено, однако, все это было не леностью, а тревожностью ребенка. Причем тревожность мальчика была связана со стилем отношений в семье. Проблема состояла в достаточно авторитарной модели воспитания, вследствие чего у ребенка и появилась боязливость сделать что-нибудь не так, неуверенность в себе, неадекватно заниженная самооценка и тревожность. Соответственно, все это привело к такому же неуверенному поведению во время подготовки домашних заданий.

Как и когда самооценка формируется

Формирование человека, как личности происходит ещё в совсем юные годы. Часто определённые черты характера родители начинают замечать у своих детей задолго, до того, как те начинают говорить.

К концу первого года ребенок чувствует отношение к нему окружающих людей. Если окружающий мир не перенасыщен раздражителями – никто не кричит, малыш чувствует себя комфортно. Дефицит ласки и внимания развивают в ребёнке чувство отчуждения, что не способствует зарождению адекватной самооценки.

В период раннего детства – от года до четырёх лет, ребенок проходит важный этап своей жизни. Возникают первые представления о себе и своей внешности.

От того, как взрослые воспримут эти изменения, зависит развитие самооценки. Если поддержат и примут – разовьется адекватная, если посмеются и отнесутся несерьезно – существенно снится.

К пяти годам, как правило, характер начинает проявляться «во всю». К этому же времени самооценка у детей формируется до уровня, присущего взрослому человеку. К этому же времени у ребёнка появляются первые страхи и психологические барьеры. В общении с людьми, в решении каких-то ситуационных задач. Умение преодолевать эти проблемы и формирует самооценку и уверенность в себе. Недоверие и критика вызывают чувство вины, а это уже заниженное самовосприятие.

Дошкольный период условно расценивается как первый этап формирования самооценки. Ребёнок в это время ограничен рамками общения со взрослыми, окружающими его, как правило, это родители. В основном только они оказывают внешнее влияние на формирование самооценки.Понятно, что их должен волновать вопрос -Как помочь ребенку стать уверенным в себе.

Отсутствие тесного общения с ровесниками, не даёт до конца понять, в чём он действительно хорош, а в чём не очень. Поэтому слегка завышенная самооценка у ребёнка в первом классе школы – это просто особенность возраста.

Придя в школу, ребёнок начинает сравнивать себя с окружающими ровесниками.  Их отзывы, понижают уровень его оценки самого себя.

Самостоятельное решение проблемы

Прежде всего, вы должны сами для себя понять, что именно способствовало тому, что вы начали испытывать неуверенность. Перестаньте винить родителей и возьмите ответственность за свою жизнь в свои руки. Вы должны понять, что неудачи всегда будут присутствовать в вашей жизни, но их необходимо воспринимать как опыт.

Чтобы проработать свою проблему и обрести силу, а также уверенность, необходимо учиться отстаивать свое мнение. Не спрашивайте советов у знакомых, а научитесь сами делать так, как считаете нужным.

Еще одним помощником в формировании уверенности станет запись в дневнике. Кратко и четко сформулируйте предложения о своих сильных сторонах

В данном случае важно концентрироваться на каждом слове. В дневнике вы можете конспектировать то, что вы приобрели, удалось ли вам сделать что-то полезное и выгодное за день, а также описывать маленькие достижения, приносящие радость. Для достижения уверенности в себе большое значение имеет окружение

Избегайте общения с людьми, которые вселяют в вас чувство опустошения и печали. Старайтесь, чтобы в вашем окружении были лишь оптимисты, готовые всегда поддержать и прийти на помощь

Для достижения уверенности в себе большое значение имеет окружение. Избегайте общения с людьми, которые вселяют в вас чувство опустошения и печали. Старайтесь, чтобы в вашем окружении были лишь оптимисты, готовые всегда поддержать и прийти на помощь.

6 советов, которые помогут вам воспитать уверенного в себе ребенка

Как ребенку стать уверенным в себе? В этом вам помогут несколько рекомендаций.

Никогда не сравнивайте со сверстниками. После фразы: «Лиза с 9 этажа твой ровесник, а читает, как взрослая» ваш ребенок не станет лучше читать. Он решит, что родители считают его глупым, не любят и соседка Лиза нравится им гораздо больше. Во взрослой жизни он будет пытаться быть «не хуже». О каких-то больших стремлениях и речи быть не может. Уверенные в себе люди соревнуются с собой и не оглядываются на успехи других.
Доверяйте ему. Запаситесь терпением и позвольте ребенку самому преодолеть новую для него задачу. Если родители в растрепанных чувствах со словами «Я уже устал ждать» доделывают начатое за ребенка, он усваивает, что он никчемный, ему не доверяют. Вселяйте обратное: «Я сильный, я смогу, родители поддерживают меня!»
Не критикуйте. Высказывать недовольство можно только по отношению к поступкам ребенка. Например, он играл с телефоном и разбил его

Сравните: «Руки у тебя дырявые, вечно от тебя одни проблемы» и «Видишь, что получается, когда неосторожно обращаешься с вещами?» Принижая незрелую личность, вы воспитываете склонность к самоуничижению. Одобряйте

Меняйте фразы: «нарисовал непонятно что» на «необычное творение»

Одобряйте. Меняйте фразы: «нарисовал непонятно что» на «необычное творение»

Одобряйте любое новое его занятие

Рисунок повесьте на стену
Ребенку важно быть признанным, знать, что он талантлив. Вера в себя и есть уверенность.
Не высмеивайте его
Когда вы весело рассказываете посторонним людям, как ваше чадо умудрилось сказать глупость при всем классе, это вызовет минутный смех окружающих и возведет стену недоверия между вами и ребенком

В его душе поселятся тревога, отчаяние и разочарование. Будьте опорой и защитой, чтобы ваш ребенок вырос уверенным в себе.
Выражайте благодарность. Вы благодарите мужа или подругу за помощь, приятный вечер, поход в кафе? Точно также нужно благодарить и маленького человека, когда он помог в уборке по дому, рассмешил и поднял вам настроение и даже за попытку оказать помощь. Ребенок будет чувствовать себя нужным, и самооценка укрепится.

Как воспитать в ребенке уверенность в себе

1. Неуверенность родителей

Робкие родители в разных жизненных ситуациях твердят, что «лучше промолчать, не высовываться, не рисковать». Дают понять, что лучше не вступать в противодействие с обстоятельствами и людьми. Если у ребёнка не выходит какое-то дело, родители говорят: «Я так и знал (-а), что у тебя ничего не получится. Не надо было и пробовать!»

В результате ребенок укрепляется во мнении, что другие лучше, умнее его. Если возникает новая ситуация, требующая инициативы, опыт говорит ребёнку: бездействуй, спрячься. Родительская неуверенность в себе передаётся ребенку, который перенимает их заниженную самооценку.

2. Психологические черты родителей

Родители благополучны и достаточно уверенны в себе, но, когда ребёнка ожидает испытание, они, как описано выше, стремятся удержать его от действий / обесценить достигнутый успех.

Тут речь идёт о глубинных личностных особенностях родителей. Пока речь идёт о них самих, эти люди как-то преодолевают собственные страхи. Ребёнок же – наиболее ценное второе «Я» родителей. И страхи вырываются наружу, они пойдут на всё, чтобы уберечь его от действий. Если ребёнок где-то добился успеха, взрослые, в страхе перед опасностью новых действий, выставляют его успех как поражение, чтобы отбить желание пробовать дальше. 

3. Проблемы ребёнка в проявлении инициативы

Инициативность у ребёнка максимально проявляет себя в игре. Игра – это область, где человек может воображать или воссоздавать различные ситуации. Рамки игры предполагают полную безопасность. Ребёнок с трёх лет учится понимать связь «действие – последствия». И с этого возраста включается понятие ответственности (хоть и малой). Определенные действия ребёнка ведут к негативным последствиям и требуют внимания.  

В 3-7 лет ребёнок наиболее чувствителен к осуждению / одобрению. С трёх лет начинается высвобождение ребёнка от опеки родителей. Если в «игровом» возрасте ребёнка нередко осуждали, наказывали за инициативность, то чувство вины будет его сопровождать и во взрослой жизни.  

Если по мере взросления ребёнок научится преодолевать робость, то со временем, когда родители постареют, взрослый ребёнок будет поступать в угоду родителям, жертвуя своей карьерой, счастьем, будущим.

4. Проблемы ребёнка в формировании самооценки

На успешное формирование самооценки в детстве влияют: ровесники, педагоги, случаи успехов и поражений. Идя в школу, ребенок попадает в окружение малознакомых людей

Поэтому его важно обучать правильным поведенческим стратегиям

Помогите ребенку расширить круг общения

У застенчивого ребенка мало друзей. Стеснительность и неуверенность в себе мешают ему знакомиться со сверстниками и общаться с ними на равных. И нередко родители, видя, насколько тяжело малышу находиться в большом коллективе, стараются «защитить» его. Няня вместо детского сада, минимум времени на детских площадках, праздники только в кругу семьи — это целый ряд ошибок, которые тормозят развитие ребенка и совсем не помогают ему в навыках социализации.

«Гуляйте с ребенком в час пик, когда много ребятишек на площадке, чтобы он начал взаимодействовать со сверстниками, — говорит Любовь Быкова. — Есть много активных игр, таких как прятки, догонялки, катание на велосипеде. Не ленитесь, возьмите с собой на площадку игрушки, самокат. Чаще посещайте новые места, где ребенок еще никого из ребят не знает: здесь он будет учиться знакомиться и выстраивать новые отношения. Игра раскрепощает, помогает освоить навык и легче отстаивать свое мнение, развить инициативность. Способствует формированию доверия и уверенности в себе, развивая спонтанность. Лучше использовать игры, которые способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка и приводят к развитию умения позитивно разрешать проблемные ситуации».

«Запишите ребенка на различные развивающие занятия, где он сможет познакомиться с другими ребятами. — советует Любовь Быкова. — При этом можно переходить к групповым занятиям постепенно, если малыш сильно стесняется. Пусть это будет сначала работа с педагогом тет-а-тет, а затем малые группы по 2-3 человека. А дальше — большой коллектив. Меняйте ситуации вокруг ребенка постепенно, давая ему возможность адаптироваться, тогда научение знакомству будет проходить комфортно и безболезненно».

Как справиться со страхами

Проблему страхов нельзя пускать на самотек. Сегодня ребенок может бояться темноты, а завтра у него может развиться невроз, хронические болезни или фобии. А уж эти состояния никак не придают уверенности в себе, если не сказать обратное. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолеть детские страхи.

С раннего детства не следует пугать ребенка «бабайкой», «бабой ягой» и прочими выдуманными персонажами для достижения каких-то своих целей. К примеру, если ребенок не хочет засыпать, или плохо кушает, мы довольно часто прибегаем к подобным манипуляциям. Следует говорить малышу, что он самый смелый, самый мужественный и находится под маминой защитой.

Однако, следует понимать, что страх – это нормальное состояние человека. По статистике, каждый второй ребенок в возрасте от 2 до 5 лет начинает ощущать различные страхи. С возрастом фантазия малыша может приобрести такую форму, при которой он будет бояться абсолютно всего. Грань между реальностью и выдуманным миром очень тонка, а фантазия детей безгранична, а ее последствия могут иметь серьезные заболевания психики.

Социальные страхи у детей возникают в возрасте от 3 до 7 лет. В это же время формируются и страхи, вызванные испугом или запугиванием. Естественный страх проходит, как правило, в течение месяца. Если ребенок не сумел перебороть в себе испуг за это время, то следует обратиться к психологу за консультацией, чтобы не усугубить сложившуюся ситуацию.

Не стоит выяснять отношения с домочадцами на глазах у ребенка. Дети очень болезненно переживают семейные конфликты и замываются в себе, оставаясь наедине со своими страхами. На формирование уверенности это никак не повлияет. То же самое можно сказать и о запугивании детей. Подобным поведением мы сами прививаем ребенку страх и мешает формированию у него уверенности в себе. Не разрешайте детям смотреть страшные передачи, фильмы ужасов и прочее. Дети в возрасте до 10-12 лет не воспринимаю телевизор, как телевизор. Для них это и есть самая реальная реальность.

Преодоление детских страхов сводится к следующим правилам поведения:

  1. не высмеивайте страхи ребенка, какими бы нелепыми с вашей точки зрения они не казались;
  2. не критикуйте и наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится;
  3. установите с ребенком доверительные отношения, постарайтесь вместе решать его проблемы (если он боится темноты, оставляйте в его комнате ночник на ночь, включенную настольную лампу и прочее);
  4. не сравнивайте ребенка с собой или другими детьми, помните, что каждый человек индивидуален;
  5. преодолевайте детские страхи методом «закаливания», не делайте сами то, чего боится ваш ребенок (например, если ребенок боится выступать на сцене перед широкой публикой, не выталкивайте его туда, лучше приучайте сначала выступать перед небольшим числом зрителей);
  6. разъясняйте все интересующие ребенка моменты на доступном ему языке, не прибегая к слишком взрослым терминам. Часто страхи возникают из-за недопонимания какой-либо ситуации.

Как помочь ребенку стать увереннее

Главное, что даёт уверенность даже в самой паршивой ситуации любому – это ощущение, что хоть кто-то принимает тебя таким, каков ты есть на самом деле. Малышу нужно напоминать, что мама любит не хорошего или успешного сыночка или дочку, а всякого, любого.

Ребёнок, не ощущающий поддержки родителей, страдает в первую очередь.

Итак, всё, что в жизни дано, от цвета волос, до походки и манеры поведения идёт от родителей и из семьи.

Рассмотрите сквозь «лупу» и со стороны не детей, а себя и своего супруга. Вы уверены в себе, в своих поступках и возможностях. А вы любите себя или корите и жалеете при любой неудаче?

Взрослый должен уметь определять цель, объяснить доходчиво ее ребенку, почему так, а не иначе, не менять своего решения, и не показывать колебания и сомнений. Скажем, если вы решили для себя что с ребенком надо ежедневно гулять не менее часа в любую погоду. То объясните, почему это нужно и полезно, и не отменяйте прогулок, если вдруг пошёл дождь или снег. Если погода испортилась, то достаточно сократить время, выйти хотя бы на пять минут. Будьте последовательны в своих собственных поступках.

Рано или поздно в жизни взрослого тоже случаются неудачи, которые сложно скрыть. Вы можете порыдать ночью в подушку, но при ребенке не имеете права демонстрировать неуверенность, безнадежность, тоску.

Другая противоположность – слишком уверенные в себе родители, которые считают, что они все знают и за себя, и за своих детей, что нужно и как правильно, навязывают свое мнение и не терпят оспаривания собственных решений. Ну что тут сказать?! Тут впору перевоспитывать родителя, донести до его сознания тот факт, что ребенок – это самостоятельная личность, маленький человек, который имеет свои интересы, желания, возможности и он должен жить своей жизнью. Ребенок имеет право выбора и право на ошибку. Родитель может являться только примером, самым наглядным и доступным.

Личные границы

С каждым годом дети получают все больше самостоятельности. Это нельзя запрещать. Конечно, должны быть правила: всегда одевать шапку, когда холодно или брать с собой зонтик, если намечается дождь. А выбор одежды, например, ребенок делает самостоятельно. Должна быть система с четкими правилами: что ребенок может делать, а что ему пока запрещено. Например, гулять вечером разрешается только с родителями, а вот днем, возле дома, можно играть с друзьями, но не бегать к дороге.

Наличие четких правил поможет стать уверенным в своих силах, будет способствовать полноценному, всестороннему развитию психики.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий