Как ребенок реагирует на поощрение дома
У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.
Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».
В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени
Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос»
Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».
Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».
Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.
Могут ли поощрения навредить?
Любимое чадо ведет себя хорошо и не капризничает – родители в восторге от послушного сына или дочки. Мама покупает малышу мороженое, папа ведет его в цирк, думая о том, какое счастье, что у них растет положительный ребенок
Но во всем важно знать меру, награда может пойти во вред:
Похвала нередко заставляет малыша искать одобрения со стороны взрослых. Дети перестают радоваться тому, что они узнают что-то новое, они перестают получать удовольствие от творческого процесса, их основной целью становится – произвести впечатление на окружающих.
Малыш, который постоянно слышит восклицания бабушек и дедушек: «Молодец! Ты самый лучший!» часто растет настоящим эгоистом.
Не следует детей подкупать за «хорошее» поведение, желая получить легкое вознаграждение, маленькие мальчики и девочки быстро понимают, какую роль им следует играть, и в результате легко манипулируют родителями. Малыши кажутся идеальными, они послушные и скромные, но на самом деле, это только поверхностно.
Никогда не принижайте достоинства других детей, говоря: «Твоя поделка лучше, чем у Маши». Пусть малыш соревнуется, но не со сверстниками, а с самим собой, тогда он каждый раз будет улучшать свои результаты.
Основная особенность поощрения детей
Как правило, к особенностямпоощрения детей в саду можно отнести один негативный момент. Если малыша хвалят за все подряд (особенно за сам процесс, но не результат), то в итоге кроха все время будет ждать похвалу и капризничать при ее отсутствии. Например, вы делаете поделку к празднику мам, один ребенок старается, доводя картинку до идеала. Второй делает быстро, да так, что в итоге вы только и можете сказать “тяп-ляп”. Оба малыша при этом гордятся своими поделками. Но у каждого из них разное восприятие. Хотя ожидание похвалы со стороны воспитателя, после проведенного занятия, и мамы, после вручения поделки, они ждут одинакового. Но с одной стороны, вы видите, что малыша поощряюти хвалят только за хороший результат (с учетом его возрастных возможностей), а второго хвалят за все подряд. При этом первый скажет: “Я старался! Смотри, как красиво получилось!”, а второй даже, если понимает, что поделка так себе, ответит: “Ну я же ее сделал сам!” Переделывать и совершенствовать он ее явно не собирается.
Поэтому, раздаваяпоощрения детям в саду или дома на занятиях, не забывайте о том, что можете просто его избаловать!
Подбадривайте себя на каждом этапе пути
Вы наверняка знаете, что вас ждёт, когда вы достигнете большой цели
Но так же важно подумать и о менее значительных наградах, которые будут радовать вас каждый день. Вот несколько примеров приятных мелочей:
- Завершайте каждые полчаса работы пятью минутами отдыха.
- Почитайте книгу или посмотрите кино вечером, чтобы немного расслабиться.
- Купите комнатное растение и поставьте его на рабочий стол. Оно будет напоминать о том, что недавно вы завершили серьёзную часть дела.
- Порадуйте себя полезной мелочью. Например, вам будет приятнее вновь садиться за компьютер, если у вас появятся новые наушники, или идти в тренажёрный зал, надевая новые кроссовки.
- Возьмите выходной в конце недели и займитесь всем, чем жертвовали ради работы в будние дни.
Практическая педагогика для родителей: не в оценках счастье!
Родители часто «воспитывают» интерес к учебе, вручая ребенку игрушку или выплачивая ему некоторую сумму денег. С одной стороны, учеба – труд, который, как всем известно, должен вознаграждаться. Вроде бы, все правильно, потому что так устроено общество, и родители «учат жизни». Да и взрослым такой подход удобен: заглянул в дневник – выплатил ребенку его честно заработанный рубль или десять (у кого какие возможности!). Одна минута на воспитание, и родители, с чувством выполненного долга, переключаются на свои заботы. Но, с другой стороны, как объяснить ребенку, что у всех людей существуют обязанности, за которые никто платить не будет? Например, вряд ли кто-то из родителей ожидает, что ему будут платить за то, что он учит своего ребенка. Точно также и ребенок не должен думать об оплате за то, что он учится.
Попробуем взглянуть на ситуацию глазами ребенка. Допустим, он уже придумал, как правильно распорядиться заработанными деньгами: купить игрушку, покататься на каруселях, похвастаться перед одноклассниками новым «крутым» гаджетом и т.д. Конечно, на дорогие мечты придется зарабатывать больше хороших оценок, и он будет стараться их получить. При этом нет никаких гарантий, что заработанные деньги будут потрачены «с умом», что ребенок научится самостоятельно ими распоряжаться, ценить труд родителей, и что оценки будут заработаны не списыванием у соседа по парте или «зубрежкой», которая знаний не прибавляет.
Метод поощрения «хорошая оценка – деньги/ или их материальный эквивалент» исключает из этой цепи самое важное звено – интерес к личности ребенка, его развитию, глубине и качеству его знаний. По факту выходит, что материальное стимулирование приучает ребенка к мысли, что деньги важнее знаний, что как образованная личность он не вызывает интереса у собственных родителей. Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе
К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить
Кроме этого, появляется принципиальное различие между методами материальной стимуляции дома и морального поощрения со стороны учителя в классе. К таким противоречиям ребенка тоже нужно готовить
Важно, чтобы он понимал разницу между ценой и ценностью знаний. Ведь, признание и уважение невозможно купить, а к этим нравственным категориям общества стремится каждый человек
Советы психологов
Рассмотренные приемы, помогут родителям разобраться, как хвалить своего ребенка. Каждый родитель может использовать тот прием, который будет уместен в сложившейся ситуации. Но существует табу, которого должны придерживаться все взрослые, если хотят сделать похвалу действенным приемом в воспитании детей.
Какие “нельзя” должны учитываться в воспитании
- Нельзя использовать сравнение между ребятами.
- Нельзя ставить собственных детей выше остальных, говорить, что ребенок рисует или убирает лучше, чем его сверстник. Ведь в дальнейшей жизни чадо будет стремиться избежать сложных задач, чтобы не совершить ошибки, которые совершили его сверстники.
- Категорически нельзя сравнивать между собой детей одной семьи, сестер и братьев. Если старший ребенок легко воспринимал математику, то не нужно говорить младшему об этом. Возможно, что у него совершенно другие способности, ведь все дети не могут быть одинаковыми. Тем самым родители будут оказывать плохое влияние на обоих детей, у старшего будет неоправданно повышаться самооценка, а у младшего произойдет обратный эффект.
- Нельзя смешивать похвалу и критику. Иногда родители могут похвалить, а потом указать на совершенные ошибки и сообщить, где нужно было сделать лучше. Критику ребенок обязательно запомнит надолго, а от похвалы не останется следа.
- Нельзя ждать совершенства или идеального поведения от своего чада, чтобы затем не получать разочарование.
- Нельзя льстить или преувеличивать заслуги, главное выбрать правильный способ выражения одобрения. Поощрение должно быть наполнено искренностью.
- Нельзя перехваливать ребенка, у всего должны быть границы. Если чрезмерно захваливать дочь или сына, то дети не будут стремиться делать что-то хорошо, ведь будут уверены в очередной похвале от родителей.
- Нельзя вспоминать промахи, совершенные в прошлом.
Важно! Дети, которые постоянно ощущают родительскую поддержку, обретают уверенность в собственных силах, могут раскрыть свои таланты и способности
Причем поощрять нужно правильно и грамотно, обращать внимание на небольшие успехи, показывать оценку действиям
Рекомендации родителям
Так нужно ли хвалить детей? Может вообще ничего не говорить, как утверждала Мария Монтессори. По мнению итальянского психолога, ребята, в принципе, не нуждаются в похвале. Дети стремятся к познанию мира и созданию нового, поэтому положительные слова не влияют на их потребности. В некоторых детских учреждениях принципиально не поощряют детей, ведь они привыкают к этому, и не в состоянии оценить собственные результаты и достижения. Ребенок может самостоятельно себя проверять, сверять с образцами, чтобы избавиться от сомнений в правильности выполненного поручения. Преподаватели полностью исключают выражение оценки деятельности ребенка.
Можно продемонстрировать собственное присутствие только взглядом или жестом
В некоторых ситуациях ребятам просто требуется понимание, что родители видят их деятельность, они не испытывают потребности в произнесении слов
Главное – мама и папа одобряют его действия.
Можно сообщить малышу, что папа обращает внимание на его деятельность, мама хвалит ребенка за красивые цветы на рисунке. Главное, детям требуется понимать, что родители видят их достижения и старания.
Можно поинтересоваться у чада, что он сам думает о собственном рисунке или выполнении домашнего задания
Вопросы помогут малышу размышлять о собственном труде, правильно оценить ситуацию и конечный результат работы.
Похвалу нужно выражать при помощи собственных чувств и ощущений
Нужно при похвале выразить собственное отношение к труду малыша, не стоит использовать безличные формы положительной окраски, например: “хорошо-хорошо, иди поиграй”.
Важно показывать одобрение стараниям и усилиям детей, а не обращать внимание только на итоговый результат. Необходимо оценивать старания, так чадо увидит, что мама оценила его действия и поняла, что ему непросто совершить определенный поступок.
Можно разными способами выражать родительское одобрение действиям малыша, не стоит мыслить строго по стандартам
Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно»
Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах
Естественно, родителям следует говорить слова: «Молодец, хорошо, прекрасно». Ведь все это показывает исключительно положительные эмоции, не стоит их сдерживать. Однако необходимо расширять диапазон хороших слов, адресованных малышу, а также обязательно сообщать малышу о своей любви и чувствах.
Какие слова-благодарности и фразы можно и нужно говорить ребенку каждый день, чтобы он рос лидером?
Хотите вырастить счастливого, уверенного в себе и целеустремленного ребенка? Тогда переходим к практике. В помощь волшебные слова и фразы.
«Я люблю тебя»
Эту фразу стоит говорить детям не только каждый день, но и много раз за день. Таким образом, между вами выстраиваются доверительные отношения. Благодаря этим трем словам ребенок верит в свою значимость и ценность и смело идет по жизни, не боясь пробовать новое и совершать открытия.
«Я благодарна судьбе за то, что ты у меня есть»
Слыша эту фразу, ваш ребенок всегда будет чувствовать, что его любят не за какие-то действия, а вопреки всему. Независимо от того, хорошо или плохо он поступил. Благодаря этой фразе закладываются основы устойчивой психики.
«Спасибо за твои старания. Я замечаю твои успехи и горжусь тобой»
Такие слова помогают ребенку ориентироваться, понимать, что он двигается в правильном направлении. Чаще замечайте успехи и старания своих детей, чаще одобряйте их действия, и они всегда будут мотивированы.
«Пожалуйста, прости меня. Я сожалею, что так получилось»
Мы тоже ошибаемся и бываем неправы. Мы можем сорваться и накричать или сказать обидные слова. Главное – научится признавать свою неправоту и просить прощения у своих детей. Сказав «Пожалуйста, прости, я была неправа», вы даете ребенку почувствовать, что его уважают. А также подаете пример, как надо вести себя в подобных ситуациях. Именно в такие моменты формируется система ценностей маленького человека.
«Спасибо, что рассказал. Ты можешь всегда рассчитывать на мою помощь»
Поблагодарив один раз ребенка за то, что он рассказал вам правду, пусть даже не очень приятную, вы тем самым показываете, что вам можно доверять, что к вам можно обратиться с любой проблемой. Ребенок не станет искать помощи на стороне и вряд ли попадет в плохую компанию.
«Прислушайся к своему сердцу. Чего тебе сейчас хочется?»
Всегда предоставляйте ребенку право выбора. Спрашивайте, чего он хочет, что думает, как бы он поступил и т. д. Дети, которым предоставляют право выбора, вырастают активными и становятся успешными.
«Ничего не бойся. Имей смелость делать то, что хочешь»
Эту фразу тоже можно отнести к праву выбора. Говоря «Имей смелость делать то, что хочешь», мы разрешаем ребенку выбирать, кем стать и как жить. Это такой задел на будущее. Когда ему будет 20 лет, он будет четко понимать, в каком направлении двигаться. А уже к 30 сможет почивать на лаврах.
«У тебя все получится. Не бойся ошибаться. Ошибки – это нормально»
«Мама, у меня не получается! Я не смог!», – мы начинаем слышать подобные заявления с момента, как ребенок научился говорить. Поддержите, скажите, что все ошибаются, что без ошибок невозможен прогресс. Здоровая реакция на собственные ошибки способствует формированию у ребенка терпения, настойчивости и других лидерских качеств.
«Никому не верь, если говорят, что ты плохой»
Объясните ребенку, что он может кому-то не нравиться, что кто-то может считать его плохим, но эту оценку не стоит принимать на свой счет. Это позволит ребенку быть более уверенным, не сомневаться в себе и нормально воспринимать критику.
Мы с вами, разобрали основные фразы, которые стоит говорить ребенку каждый день, чтобы он рос счастливым и приобретал лидерские качества. А теперь разберемся, как себя вести и что говорить, если ребенок капризничает или бьется в истерике?
Основные правила поощрения
Самое главное, что вам нужно знать – это что нельзя разбрасываться хвалебными словами просто так, каждый человек должен это заслужить. Зачастую дети, которых постоянно хвалят, вырастают капризными и не контролируют свое поведение. Все дело в том, что они слышат постоянные похвалы и думают, что им можно вести себя хуже – ведь все равно похвалят. Поэтому хвалите заслуженно: поощряйте хорошее поведение в семье, в детском саду, на улице.
Хвалите именно поступки ребенка, а не его личность. Говорите, какой он молодец, что помог вам, хвалите за выполнение какого-то задания или поручения. Постоянно говоря малышу о том, какой же он прекрасный и самый красивый на свете, вы в итоге вырастите самовлюбленного эгоиста. Разумеется, такие слова нужно говорить своим детям, но необходимо знать меру
Обращайте внимание на любую мелочь сделанную ребенком: если он убрал за собой посуду, сам помыл свою кружку или подал вам что-то – обязательно это отметьте. Но не стоит говорить: «Какой ты хороший, ты самый лучший на свете, потому что подал мне пульт!» Лучше использовать такой вариант: «Сегодня ты помыл свою кружку, тем самым помог мне. Ты молодец!»
Не нужно поощрять детей за то, что они и так должны делать. Например, самостоятельно одеваться или чистить зубы
Ты молодец!». Не нужно поощрять детей за то, что они и так должны делать. Например, самостоятельно одеваться или чистить зубы.
Следующее полезное правило заключается в том, что нельзя оплачивать все хорошие поступки ребенка. Не нужно давать ему деньги просто за хорошее поведение. Так дети привыкают к тому, что деньги им легко достаются и будут всю оставшуюся жизнь «сидеть на шее» родителей. Если вы желаете давать время от времени детям деньги на карманные расходы, это не запрещается, но они должны осознавать, что эти деньги действительно заслужили. Можно заранее договориться с ребенком, что вы будете давать ему в конце недели карманные деньги в том случае, если он всю эту неделю был полезным и помогал вам. Конечно, в любой семье существуют свои правила, но в любом случае карманные деньги не должны быть крупной суммой. Пусть это будет постоянная неизменяемая сумма, которой хватит, чтобы купить себе перекусить или, например, начать откладывать деньги на что-то более дорогое, но очень желанное. Так у ребенка появится привычка тратить на игрушки и развлечения свои деньги, а не родителей.
Не преувеличиваем
Похвала сама по себе не вредна, если не преувеличивать заслуги ребенка. Такую ошибку зачастую допускают родители, которые не чувствуют себя успешными людьми и им не хватает уверенности в себе. По этому они стараются воспитать в своем продолжении ту самую любовь к себе, целеустремленность и желание идти напролом. Но, зачастую, излишнее захваливание оказывает обратный эффект.
Читай также: Как хвалить ребенка правильно
Ситуация 1: Дочка принесла маме очередной рисунок. Мама начала восторгаться картиной, называть ее идеальной, восхитительной и невероятной.
Дети остро ощущают фальшь. Малышка получает критику не только в стенах дома, но и в детском саду, от сверстников и в школе. Она сразу поймет, что мать с ней неискренна. Может пропасть доверие к родителю и желание делиться своими успехами. В ином случае, девочка не будет видеть смысла стремиться улучшить свои навыки и прогресс на этом остановится.
Общие принципы использования поощрения в воспитании
Поощрение – это процесс усиления желаемого поведения ребенка при помощи положительного стимула, который может быть материальным или нематериальным. Например, похвала, комплимент или награда.
Выбор подходящего вида поощрения должен зависеть от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой он находится. Необходимо учитывать его возраст, способности, интересы и склонности. К примеру, маленьким детям лучше давать конфеты, а подросткам – дополнительные привилегии.
Поощрение должно быть своевременным. Это означает, что хвала или награда должны быть выражены в тот момент, когда ребенок показал желаемое поведение. Отложенное поощрение может не дать должного эффекта, и ребенок не сможет соединить свое поведение с похвалой.
Поощрение не должно создавать ожидания награды. Если ребенок научится требовать награду в обмен на хорошее поведение, это приведет к появлению негативных эмоций и ухудшению результатов. Награда должна быть дополнительным стимулом, а не единственной формой мотивации.
Система поощрений должна быть сбалансирована. Ребенок должен получать похвалу и награду, но не слишком часто и не за малейшие проявления желаемого поведения. Система поощрений должна быть понятной и справедливой для ребенка, а также соответствовать его потребностям и интересам.
Правила поощрения ребенка словами
1. Хвалите за дело. Слова одобрения чудодейственны лишь тогда, когда направлены на конкретный поступок. Ребенок сам завязал ботинки? Вот умница! Помог маме сделать влажную уборку? Какой молодец!
Нашел папины очки под диваном? Сыщик! Не испугался американских горок? Храбрец!
Но просто за то, что он есть, весь такой замечательный, красивый и любимый, хвалить не нужно. Просто поцелуйте его и обнимите – он знает о вашей любви.
2. Вредная похвала несет обратный эффект. Если вы постоянно твердите без повода, что ваш ребенок – самый замечательный, умный и трудолюбивый, то заставите его усомнится в собственном совершенстве.
Чадо растеряется, смутится и начнет вам доказывать, что не такое уж оно чудесное. И ждите плохого поведения.
3. Единственный ребенок в семье часто вырастает эгоистом именно потому, что все добрые слова мира направлены на его персону. Особенно усердствуют бабушки и дедушки, почитая и балуя обожаемого внучка.
Если малыш чрезмерно возгордился, попробуйте поставить его на место. Не нужно сравнивать его с другими, но вот с ним самим – вполне педагогично. «А вчера у тебя получилось гораздо лучше, может, попробуешь еще?».
4. Не оценивайте личность, оценивайте результат
Вместо того, чтобы то и дело восклицать «Ах, ты будешь ученым, такой умненький!» или «Вырастешь настоящим спортсменом, мой силач», обращайте внимание на содеянное. «Вот я столько раз отжаться не могу, и как у тебя получилось?
5. Не делайте вывод, давайте намеки и описывайте свои ощущения
В правильной словесной похвале важно, как вы строите предложение
Сделайте упор на свои чувства («Мне так приятно было зайти в твою чистую, прибранную комнату!»), а уж ребенок сам додумает за вас и в следующий раз постарается не разочаровать.
6. Иногда уместная похвала вдруг становится неуместной. Так, если малыш двух лет отроду впервые справился с молнией на куртке, его надо поощрить. Но не стоит хвалить дошкольника за то, что он одевается сам. Ведь это естественный процесс, и здесь похвала даже унизительна.
Ряд ошибок, совершаемых родителями в процессе воспитания своих детей
Порой родители настаивают на своём, заставляя делать дела, которые ребёнку не по душе. «Делай то, что тебя просят, иначе родители перестанут тебя любить» — часто такие слова можно услышать от замученных родителей, когда ребёнок упирается и не хочет выполнять требования взрослых. По мнению взрослых, ребёнка бесполезно в чём-то переубеждать и разговаривать с ними по душам. Он всё равно не поддаётся на уговоры.
Послушаем мнение психологов на слова родителей «если не выполнишь мою просьбу, то я перестану тебя любить». Как заявляют специалисты, к такой угрозе дети относятся очень серьёзно.
- Во-первых, обман – это не лучший метод давления на ребёнка. А такая угроза обманом как раз и является.
- Во-вторых, такое заявление вряд ли положительно повлияет на вашего ребёночка. Лучше не обманывать своё чадо. Попробуйте заменить эту угрожающую фразу на другую, например вот эту: «Я всегда буду любить тебя, но твоё поведение мне не нравится, меня оно очень огорчает».
Ещё одна не очень хорошая фраза, которую применяют к детям, чтобы его образумить: «Я намного старше тебя, я папа (мама). Будет всё равно так, как я скажу». Многие взрослые люди считают, что строгость по отношению к подрастающему поколению является лучшим вариантом для воспитания. Родители гораздо старше и опытнее своих детей, поэтому они всегда правы. Если потакать маленькому человеку, то он окончательно «усядется» на голову, и не будет выполнять просьбы, исходящие от взрослых.
А что же на это скажут специалисты по детской психологии? При выполнении задания от взрослых детям важна мотивация, он должен знать, что его старания должным образом вознаградят. Маленького человека необходимо убедить, что он старается не зря. Если относится к детям слишком строго, то это может привести к ситуации, когда ребёнок будет слушаться и выполнять ваши просьбы только в вашем присутствии. А вот когда дома никого не будет, малыш будет заниматься вредительством, делая всё, чтобы расстроить родителей. Строгое отношение конечно необходимо, но не стоит перегибать палку. В том случае, если на уговоры ребёнка у вас нет времени, пообещайте, что обязательно вознаградите его за работу позже, в том случае, если он сделает все дела.
https://youtube.com/watch?v=12oPrH6kaxQ
Зачем поощрять детей
Когда малыш только начинает свой путь к самостоятельности для него любая похвала взрослого прибавляет гораздо больше уверенности в правильности своих поступков. Он закрепляет у себя понимание, что в данный момент поступает правильно, что именно этого ждут от него взрослые. При этом кроха не просит помощи, а делает все самостоятельно. Любое доброе слово, которое будет употреблено к месту, прибавят сил и желания самосовершенствоваться любого из ребят.
Важность самого поощрения приобретает нравственный оттенок и накладывает свой неизгладимый отпечаток при формировании характера малыша. Все мы стремимся привить самые лучше черты: заботливость, сострадание, доброту, желание и способность к обучению, чувство меры и справедливости, честности и аккуратности. Смысл поощрения для детей сводится к тому, чтобы отделить и зафиксировать в памяти такие положительные моменты, чтобы записать именно этот положительный опыт и сделать его эталоном поведения
Смысл поощрения для детей сводится к тому, чтобы отделить и зафиксировать в памяти такие положительные моменты, чтобы записать именно этот положительный опыт и сделать его эталоном поведения.
А как же деньги?
Денежное поощрение в предподростковом возрасте — приемлемая форма похвалы. В конце концов детство — это же репетиция взрослой жизни. Почему бы не начать пробовать взамен на усилия получать денежное вознаграждение?
Впрочем, платить деньги за каждую пятерку — тупик и пресловутое перебарщивание. Гораздо полезнее вознаграждать за пролонгированный успех. Например, за хорошие оценки в четверти или даже году. Например, можно заранее договориться о сумме денег, которую ребенок получит, или о подарке, который он заслужит хорошей учебой.
Если не хотите вводить в отношения с ребенком деньги, можно использовать жетоны, карточки, бусины, любую другую систему, которая станет трекером поведения. Заведите таблицу, в которой ребенок сможет ежедневно наблюдать за собственными успехами и тем, как он справляется с поставленными задачами
В таблице по горизонтали укажите дни недели, по вертикали — навыки, которыми ребенку важно овладеть. «Сесть за уроки без подсказки», «Заниматься 15 минут и не отвлекаться», «Самостоятельно собрать рюкзак» — эти задачи вполне могут стать пунктами таблицы
Если навык сформирован, то подкреплять его нет необходимости, смело обновляйте список задач.
В случае с подростками, которые и так хорошо учатся и успешно с чем-то справляются, поощрением может стать расширение свободы. Дать подольше поспать или попозже вернуться с прогулки с друзьями — это и поощрение, и демонстрация родителями уровня доверия своему подростку, вера в его самостоятельность.
Совет третий: поощряйте за конкретные и завершенные вещи, поступки, выполненные дела. Причем не обязательно деньгами.
Ласка
Такие простые действия, как поглаживания по голове или спинке, поцелуи и объятия, могут творить чудеса в процессе воспитания. Только не перебарщивайте с таким поощрением, иначе после каждого положительного действия чадо будет бегать к вам за наградой.
Кстати, не забывайте к ласке добавлять похвалу. Это нужно для того, чтобы ребенок понимал, за что его поощряют.
Немного поразмыслив, возникает другой вопрос: что делать с подростками? Дети такого возраста частенько весьма негативно относятся к «телячьим нежностям». Как быть?
Оказывается, выход есть. Как бы ни было печально, но многие подростки большую часть времени проводят в интернете. И там у них очень популярен мем, который называется обнимашки. Используйте его в общении с ребенком. Он не требует поглаживаний или поцелуев, да и вообще довольно шуточный.
Но, если вместо ласки сказать отпрыску: «Да ты молодчина, иди обнимашки!», то поверьте, эффект будет поразительный. Чадо ощутит свою нужность, и будет гордиться, что родители с ними на одной волне.
Совет. Покопайтесь в интернете и выучите несколько слов из подросткового сленга. Это весьма пригодится вам в общении с ребенком. Только не используйте подобные фразы во всеуслышание или на людях. Дети стесняются таких родителей. А вот тет-а-тет — всегда, почаще и к месту.