Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Как мотивировать ребенка на домашние дела?

Любая семья на определенном этапе сталкивалась с тем, что дети не помогают родителям. Что делать в подобном случае?

Заставить ребенка силой родительского авторитета и каких-либо наказаний можно, и на какое-то время этого хватит, чтобы дела выполнялись. Но очень вероятно, что из-за чувства противоречия и нелюбви к принуждениям чадо прекратит делать то, что требуется, сразу, как только увидит, что его не проверяют или не наказывают.

Да, таким образом вы не получите чистюлю-аккуратиста. Но ребенок (подросток тоже) должен прощупать рамки своей вседозволенности в социуме, и понять, чем вызваны родительские принуждения: отчего фактически становится плохо, если никто никому не помогает.

Родительский пример — лучшая мотивация для труда

Может статься, что ребенок и не ощутит дискомфорта – возможно, его не смущает беспорядок или отсутствие какой-либо еды, кроме чипсов. Опять же, продемонстрируйте то, что от бездеятельности пострадают так или иначе все – он не поможет поддержать приемлемый для всех порядок, ему не помогут сохранять его «домашнее мироустройство». Не дадут заработанные не им карманные деньги, не купят краски, не постирают любимую футболку, не помоют любимую чашку, не найдут чистую пару носков, и т.д. Ругать и стыдить не надо – но никакой ответной помощи!

А еще очень нужно рассказать про удобство разделения труда в ячейке общества, и предложить ребенку выбрать, что бы он мог и хотел делать для всех, а от чего взамен мог бы отстраниться. Можно даже собраться всей семьей и разделить занятия, а всеми нелюбимые дела распределить голосованием или жребием. Видя, что все в его окружении готовы мирно договариваться о помощи друг другу, ребенок наверняка захочет влиться в эту семейную атмосферу.

Сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная. Автор — Дарья Блинова. Подробнее про авторов сайта.

Что посильно дошкольнику в домашних делах

Обязанности детей по дому должны соответствовать их возрасту. Возможности трехлетнего малыша отличаются от того, что должен уметь ребенок 6-7 лет.

На первых этапах дошкольник только оказывает помощь взрослому, выполняя работу вместе с ним или рядом с ним. Впоследствии, имея определенные навыки, он может иметь конкретные обязанности по дому. Задача мамы и папы поддерживать и подбадривать ребенка, а также контролировать выполнение и качество.

Приобщение 3-летних малышей

Приобщение трехлетних дошколят к оказанию посильной помощи начинается с естественных потребностей поддерживать порядок в доме

Если взрослые будут обращать внимание ребенка на чистоту и аккуратность вокруг, он будет с удовольствием выполнять поручения в наведении порядка, посильные его возрасту. Например:

  • убрать свою тарелку, ложку и чашку после принятия пищи;
  • сложить свои игрушки в коробку;
  • убрать книги, карандаши, бумагу в специальное место;
  • вместе с мамой полить комнатные цветы;
  • покормить домашнее животное;
  • раздеваясь, аккуратно сложить свои вещи на стульчик.

Включение малыша в выполнение таких обязанностей очень своевременно. В 3 года развитие личности ребенка переходит на новый этап, когда он начинает себя осознавать как «Я действующий». Посильный труд – самый подходящий способ принять участие в полезной деятельности и увидеть собственные достижения.

Первые обязанности в 4-5 лет

В 4-5 лет ярко выражается стремление детей жить такой же жизнью, как и взрослые. Дошкольник уже не только хочет поучаствовать в действии, а стремится достигнуть похвального результата. Не просто сложил вещи, а «сложил аккуратно», не просто вымыл тарелку, а «вымыл чисто» и пр.

Соответственно, перечень обязанностей, с которыми может справиться ребенок, расширяется. Дошкольник может помочь:

  • сервировать стол под присмотром взрослого;
  • счищать остатки пищи с грязной посуды и загружать ее в посудомоечную машину;
  • вытирать пыль;
  • убирать за собой игрушки и материал для самостоятельных занятий;
  • поливать цветы и растения на огороде;
  • участвовать в украшении комнаты к празднику;
  • развешивать свои вещи после стирки на сушилке;
  • выполнять посильные одноразовые поручения с понятной задачей (принести, сложить, рассортировать по коробкам и пр.).

Взрослым важно знать, что до 5 лет ребенок воспринимает различное участие в делах не как трудовую деятельность, а как некую игру, но особенную. Соответственно, отказ от выполнения поручения говорит не о том, что у ребенка как-то неверно формируется ответственное отношение

Как правило, имеют место другие факторы: настроение малыша, самочувствие, интерес к другому занятию.

Что может делать ребенок по дому в 6 лет

Дошкольник в 6 лет разделяет труд и игру. Он знает, что, потрудившись, принесет пользу, может оказать значительную помощь своим родителям. У него уже могут быть постоянные ежедневные обязанности:

  • помогать маме с уборкой;
  • убирать свою одежду в шкаф;
  • расстилать и заправлять свою кровать;
  • помогать развешивать выстиранное белье;
  • накрывать самостоятельно на стол для себя и всех членов семьи;
  • помогать ухаживать за младшим братом или сестренкой;
  • выгуливать домашних животных;
  • нести покупки из магазина (в соответствии с весом).

Что должен делать дошкольник в 7 лет

В этом возрасте помощь родителям по дому довольно обширна. Во-первых, ребенок уже достаточно хорошо владеет навыками самообслуживания; во-вторых, знает, что такое помощь взрослым и ответственен за определенные обязанности по дому. В перечень того, что может и должен делать ребенок 7-ми лет по дому, входит:

  • Содержать в чистоте и порядке свою комнату или уголок.
  • Делать простые покупки (хлеб, молоко).
  • Готовить простые блюда (омлет, кашу из фасованных пакетов).
  • Нарезать овощи для борща или салатов.
  • Убрать со стола и помочь помыть посуду.
  • Вытереть посуду.
  • Вынести мусор.
  • Следить за порядком в одежде. Убирать свою разбросанную одежду в шкаф.
  • Ухаживать за домашним питомцем.
  • Выполнять необходимые поручения при подготовке к приему гостей.
  • Помогать на даче или огороде (полив растений, сбор урожая).
  • Собирать свой рюкзачок в детский сад или на занятия развивающей студии.

Продуктивный подход – распределение обязанностей в семье. Например, ребенок убирает посуду со стола, мама моет посуду, а папа ее вытирает. Еще один вариант: во время уборки дома у дошкольника конкретная обязанность – вытирать пыль и пылесосить.

Что делать, если время упущено

Такой запрос чаще всего задают мамы подростков. Да, бывает такое, что и взрослый ребенок отказывается убирать за собой, помогать по хозяйству.

Что же делать? Во-первых, нельзя принуждать или оплачивать работу. Во-вторых, нужно познать интересы подростка и отталкиваться от этого. Например, можно предложить сходить на мастер-класс по приготовлению любимого десерта, а потом повторить это дома.

Если ребенок никак не идет на сотрудничество, то нужно вводить санкции. Заметьте, что речь идет о наказании за отказ трудиться, а не о труде в качестве наказания. И это нормально, ведь во взрослой жизни на работе за прогулы и плохое выполнение обязанностей тоже наказывают.

В противном случае вы взрастите в ребенке отвращение к труду на всю жизнь

Кроме этого, важно помнить о том, что нужно быть сдержанным, как можно больше поощрять ребенка. Если у него что-то не получается, то нужно похвалить и дать время набраться опыта

Нужно не приучать или заставлять, нужно приобщать. Мама и папа должны показывать это личным примером, объяснять на словах и, конечно, создавать такие условия, чтобы ребенок захотел подключиться. А это значит, что выполнение домашних дел не должно быть каторгой для самих родителей.

Автор

Светлана Трошина
Психолог

Поделиться

Чего делать не нужно

Напоследок расскажем, как делать не нужно:

  • Указывать, говорить повелительным тоном. Из-за этого малыш может или перестать хотеть проявлять инициативу, или привыкнуть к бездумной исполнительности.
  • Унижать. Если у чада что-то не получается, а родители упрекают его в этом в грубой или насмешливой форме, то пропадёт всякое желание пробовать и стараться.
  • Делать за малыша то, что он и сам вполне способен сделать. Он привыкнет к этому и не будет проявлять инициативу.
  • Переделывать что-то. Если ребёнок выполнил какую-то обязанность, а потом мама на его же глазах сделала всё по-своему, то в следующий раз малыш подумает: зачем делать это, если у взрослых получается лучше и правильнее? Желательно мягко указать на ошибки и попросить исправить их.
  • Заставлять делать то, что ребёнок пока не умеет в силу возраста. Не требуйте взрослеть быстрее положенного.
  • Наказывать, ругать за ошибки. Да, результаты не всегда соответствуют ожиданиям, но наказания разовьют страх ошибиться снова. И тогда ребёнок будет бояться что-то делать самостоятельно.
  • Навязывать советы, помощь. Можно мягко направлять и помогать по просьбам. Но если постоянно давать наставления, то вы будете лишать чадо возможности попробовать и дойти до конца самому, пусть и не так, как хотелось бы.
  • Перекладывать ответственность на себя. Пример: школьник тянул с уроками и в итоге понял, что не сделает их сам. Некоторые из жалости или ради предотвращения плохой оценки выполняют задание за ученика. Но ребёнок должен осознать последствия своего действия или бездействия, чтобы получить опыт и в будущем не допускать ошибок.
  • Оправдывать. Пример: ребёнок не застелил постель. Мама делает это сама, оправдывая отпрыска тем, что он просто ещё не проснулся и не собрался с силами.
  • Чрезмерно опекать. Конечно, меры безопасности нужны. Но оберегать от всего не стоит. Ребёнок должен познавать мир, сам осознавать реальные угрозы, иногда учиться на ошибках.

Развитие самостоятельности у ребёнка – непростая, кропотливая и непрерывная работа, требующая терпения и сил

Но если всё делать последовательно, обдуманно и с любовью, то чадо обретёт столь важное качество и подготовится к взрослой жизни

Закрепите за ребенком определенные домашние обязанности

Чтобы закрепить за ребенком определенные домашние обязанности, необходимо составить план, в котором будут предусмотрены ежедневная несложная работа и вознаграждения за нее. Но это не должно выглядеть так, будто вы платите ему за то, что он делает. Это не наемный ребенок, он должен получать удовольствие от процесса. Работа не должна возникать спонтанно, предупреждайте о ней хотя бы за день. Так должно продолжаться до тех пор, пока он сам не начнет находить себе дела по дому. Во взрослой жизни такие дети не будут испытывать дискомфорт, столкнувшись с бытовыми проблемами, что поможет им добиться целей.

Воспитывая трудолюбивого и ответственного человека, не забывайте, что детство должно быть счастливым. Говорите своим детям, что любая работа – это счастье, ведь она позволяет добиться нужного результата и получить удовольствие. Поняв это, они вырастут энергичными людьми, которые не будут откладывать жизнь на завтра.

С какого возраста ребёнок может помогать родителям

Помните, что ваш ребёнок — это маленькая, но уже личность. Его сознание и мировосприятие формируется с самого рождения. От того, что он делает, видит и слышит, будет зависеть то, каким он вырастет в будущем.

Желание помочь родителям начинает проявляться в двухлетнем возрасте. Ребёнок видит, как мама моет полы, например, и тоже хватается за тряпку, чтобы помочь ей. Он хочет показать маме, что может делать также, как она, что он самостоятельный (и взрослый =) ) человечек.

Не стоит кидаться отбирать тряпочку у ребёнка. Пусть как может, сделает своё дело. Покажите ему, как это правильно делать. А затем, когда малыш не видит, перемойте полы по-своему. Да, это займёт у вас немного больше времени. Но зато вы покажите чаду, что его забота и помощь очень важны для вас.

Также вы сами можете просить ребёнка о помощи — что-то принести или подать, убрать в шкаф, повесить на крючок. Главное, чтобы эти вещи и дела были безопасны для ребёнка.

Когда ребёнок стремится научиться одеваться и раздеваться самостоятельно, не препятствуйте ему. Подскажите, как делать правильно, но вовсе запрещать не стоит. Сразу объясните малышу, как и куда складывать вещи, чтобы не было бардака.

В период, когда ребёнок начинает посещать более старшие группы детского сада (с четырёх до шести лет), поощряйте и приучайте его складывать игрушки и вещи на полку или в корзину. В этом возрасте детям по силам менять корм и воду у домашних питомцев, раскладывать продукты в холодильник и накрывать на стол. Распределите обязанности по дому на всех членов семьи, где обязанностью ребёнка будет — вытирать пыль и складывать разбросанные вещи по местам.

Когда ребёнок пошёл в школу, помощи по дому у него значительно прибавится. Теперь введите в его обязанность ежедневную уборку и помощь.

А именно:

  • заправление постели;
  • уборка игрушек и вещей по своим местам;
  • уход за комнатными растениями;
  • сбор портфеля в школу;
  • уход и выгул домашних питомцев.

Не забывайте проявлять любовь и заботу по отношению к ребёнку. Показывайте чаду, что его помощь — неоценима для вас, что вы благодарны ему и цените эту поддержку.

Когда ребёнок приучен помогать родителям с малых лет, в подростковом возрасте он не будет воспринимать это, как нечто экстраординарное. А наоборот, с лёгкостью помоет посуду или пропылесосит в квартире.

5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел

Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»

Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.

Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.

Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.

Как организовать помощь детей по дому

Не просите детей сделать что-либо. Просто один раз обсудите, что они могли бы взять на себя, и закрепите за ними их обязанности. Вы не должны становиться сержантом-инструктором среди новобранцев, но в конце дня вы — босс.

Не заставляйте детей делать что-то из-под палки. Помните, что отчасти их работа базируется на доверии. Скажите им, что необходимо сделать, и дайте понять, насколько вы уверены в том, что они с этим справятся. Когда они почувствуют, что действительно помогают, очень интересно за ними понаблюдать.

У нас на кухне висит расписание, в котором перечислены все ежедневные обязанности детей. В нем указаны дни недели и задания, которые дети должны выполнять в этот день. Этот график очень помогал — он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать. Я не говорю, что это идеальная схема, но расписание определенно помогает.

Мама двоих детей

Всему свое время

Приучение детей к труду, отмечает матушка Ольга Стриевская, — это открытый процесс: «Все мы приучаемся к труду до конца жизни. А на своем опыте понимаешь, что и детей надо приучать к труду постоянно. Ведь если в тебе живет леность, то как же не жить ей в твоих детях?» Психолог Евгения Пайсон также считает, что не стоит строить иллюзий и надеяться, что, если ребенка почаще заставлять выполнять работу по дому, это войдет у него в привычку и напоминать больше не придется: «Если ребенок в принципе не склонен к высокой ответственности, странно ожидать, что он отнесется серьезно именно к домашним обязанностям».
Каковы же должны быть домашние обязанности, которые ребенок мог бы выполнять с большей или меньшей регулярностью? Это зависит то того, насколько большая семья и насколько заняты на работе родители. Но даже в большой семье домашняя работа для ребенка должна быть с конкретной задачей, с четкими началом и завершением, чтобы он мог увидеть и оценить результат своего труда. Работа не должна быть долгой. В разном возрасте и домашние поручения у ребенка будут разные. Трехчетырехлетний ребенок может помочь маме рассортировать высушенное белье, убрать свои игрушки. Не стоит в этом возрасте затевать с ребенком крупных проектов: просить убрать комнату — для него слишком неопределенная задача. А вот шестилетнему она уже по плечу, только нужно разбить ее на несколько четких этапов: сложить игрушки, убрать вещи, протереть пыль со стола. В этом возрасте дети уже могут убрать что-то не только за собой, но и за другими членами семьи, например книги. В семь-восемь лет ребенку уже можно предложить вынести мусор, попылесосить (он уже сообразит, что не стоит «засасывать» денежную купюру или закатившееся колечко). С этого возраста домашнюю работу можно разделять по половому признаку: мальчиков можно просить помочь маме нести «тяжелые» сумки с продуктами.
Даниил Ильяшенко вспоминает, что с семи лет один ходил по просьбе мамы в магазин, при этом оговаривая, что раньше все же было другое время. Мама писала список, что и в каком количестве надо купить, и он вполне с этим заданием справлялся. К мужской работе в семье протоиерея Александра Ильяшенко мальчиков приучал отец. Даниил рассказывает: «Я всегда папе помогал мастерить, сверлить, гвозди забивать, чинить краны, велосипед. Папа многое умел делать сам, и мы для мелких работ не приглашали мастеров. Сначала я смотрел, как что делается, затем помогал — что-то поднести, подержать, а потом постепенно научился делать сам». Нагружая детей домашними обязанностями, не нужно забывать о том, что с семи лет у них появляется новый труд — учеба. И он становится для них главным. В это время как раз и возникают многочисленные конфликтные ситуации между родителями и детьми: родитель видит, что ребенок способен помогать больше, но недооценивает, что он также устает после школы, как после рабочего дня. «Я стараюсь не прибегать к ежедневной помощи по дому тех детей, которые учатся, — говорит Ольга Стриевская. — Они должнызнать, что дома могут отдохнуть перед тем, как сесть за уроки. Конечно, я могу их попросить убрать в своей комнате перед сном, но вымыть за всеми посуду уже не попросишь». «В нашей семье, — рассказывает Даниил Ильяшенко, — у каждого были свои обязанности, их распределяли между нами родители. Кому-то, например, приходилось каждый день выносить мусор, а кто-то мыл коридор два раза в неделю, и это занимало минут пятнадцать-двадцать».
Конечно, есть старшие дети, для которых особая радость, когда мама их просит посидеть с малышами, но таких детей не так уж много. Тем не менее очень часто именно такая помощь детей востребована, учитывая и то, насколько малышам приятно, когда с ними общаются их старшие братья или сестры. В этом случае психолог Евгения Пайсон советует поступать так: «Мне кажется, заниматься с младшими братьями и сестрами на регулярной основе — дело родителей, а не старших детей. Если ребенок не хочет постоянно няньчиться с сестрой или братом — это его право. Но мама может попросить его сделать какую-то другую работу, пока она побудет с малышом: разгрузить стиральную машину, почистить картошку, сходить в магазин. Уход за младшими детьми не должен быть переложен на старших без их личной инициативы». И педагоги, и психологи, и родители согласны в том, что для решения проблемы приучения детей к труду нет однозначного рецепта. Наверное, потому, что ее корни лежат в системе взаимоотношений родителей и детей. И начинать строить эти отношения правильно никогда не поздно.

Как подготовиться к уборке в детской комнате

  1. Соберите разбросанные вещи. В вашей комнате наверняка уже есть корзина или ящик для игрушек. Воспользуйтесь приведенным ниже списком, чтобы сложить все необходимое для уборки в пространстве. Не начинайте процесс, пока в комнате не будут собраны все вещи. Перекладывать их с места на место — пустая трата времени.
  2. Уберите грязную одежду в корзину для стирки. Белье в комнате, вероятно, разбросано по разным местам, но вам нужно всего лишь собрать его. Не выворачивайте его наизнанку и не разделяйте по цветам — вы сделаете это, когда будете разбирать одежду непосредственно перед стиркой.
  3. Весь мусор переместите в мусорное ведро. Не беспокойтесь в этот момент ни о чем, кроме ненужных мелких деталей. Соберите весь хлам и выбросьте его в корзину.
  4. Заправьте кровать. Разгладьте одеяло и простыню. Взбейте подушки. Отойдите назад и быстро осмотрите кровать. Она выглядит намного аккуратнее, чем была до этого. Заправленная кровать придаст комнате опрятный вид.
  5. Сложите и развесьте чистую одежду. Вот здесь и пригодится застеленная кровать. Если вам нужно упорядочить много белья, вы можете аккуратно переложить его на кровать, чтобы сложить позже. Это сэкономит вам немного времени, придаст опрятный вид комнате и напомнит о необходимости разобрать одежду, прежде чем пытаться залезть в постель.
  6. Подберите все игрушки и сложите в ящик, корзину или другое место, где они должны быть. Не беспокойтесь о сортировке и т. д. Просто соберите их в коробку.
  7. Подметите пол и протрите его влажной шваброй. Сделайте это в доступных местах, не передвигая мебель, чтобы сэкономить время.
  8. Разложите оставшиеся вещи по местам. Вот и все. Готово! Теперь детская комната будет похожа на место, где хочется играть и проводить много времени!

Как правильно выполнять домашнее задание

Начинать с простых заданий

Ребёнок может потерять мотивацию делать уроки, когда столкнётся с первым трудным заданием. Чтобы этого избежать, при выполнении домашней работы следует руководствоваться принципом «антибаран». Суть его в том, что задание, которое не получается, надо пропустить и сделать то, что получается легче всего. Так мозг разомнётся на простых заданиях, что позволит ему справиться с более сложными задачами. Этот же принцип можно использовать при выборе предмета, с которого начнётся выполнение домашней работы: начав с лёгкого предмета, ребёнок будет рад, что у него всё получается, и с лёгкостью справится со сложными задачами за счёт мотивации.

Сначала делать все задания устно

Благодаря такому подходу можно сэкономить время на каждом предмете, даже если все задания письменные. Это помогает ребёнку лучше понять суть задачи и сделать её письменно гораздо быстрее.

Сохранять высокую скорость работы

Кроме выполнения работы на высокой скорости, важно успевать переключаться на другой вид деятельности до того, как ребёнок устал: это помогает мозгу перестраиваться и равномерно тратить энергию. После нескольких занятий в таком темпе ребёнок сам научится замечать у себя признаки усталости и будет сразу приступать к другому заданию.

Соблюдать гигиену работы

Следует делать пятиминутные перерывы каждые полчаса. Можно сделать пальчиковую гимнастику, прилечь или съесть что-нибудь питательное

Важно: перерывы должны проходить без гаджетов и интернета, чтобы не сбивать ребёнка с рабочего настроя

В комнате ребёнка должна быть оптимальная температура, хорошее освещение и удобный письменный стол, стул. На рабочем столе должно быть достаточно места для учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, ноутбука. Следует приучить ребёнка не захламлять стол ненужными вещами, которые могут отвлечь

Важно, чтобы он понимал, что письменный стол — это рабочее место, на котором должен царить порядок

Делать короткие перерывы

Это позволит ученику держать продуктивность на высоком уровне. Например, можно установить правило: каждые 30–50
минут устраивать десятиминутные переменки

Важно сразу договориться с ребёнком, что эти перемены будут проходить
без
гаджетов и Интернета. Следует объяснить школьнику, что навязчивый поток информации из соцсетей не даст мозгу
отдохнуть

Лучше предложите ему прогуляться или съесть что-нибудь питательное.

Игры для самостоятельности

Предлагаем разные увлекательные игры, которые помогают развивать самостоятельность:

  1. «День рождения куклы». Предложите малышу подготовить игрушку к празднику: одеть, накрыть импровизированный стол, встретить гостей и принять их, а потом убрать в доме.
  2. «Золушка». После прочтения одноимённой сказки предложите сыну или дочери выбрать похожую на главную героиню игрушку и помочь ей собраться на бал: отсортировать крупы, убраться в доме, подготовить одежду.
  3. «Быстро выбирай». Попросите чадо быстро выбрать какой-то предмет, а потом объяснить выбор. Такая игра учит оперативно принимать решения и понимать необходимость их осознанности.

Советы родителям как приучить ребенка к порядку

1) Убирайте квартиру совместно с детьми.

Взрослым не стоит отказываться от помощи детей по дому. Можно, например, попросить накрыть стол или порезать салат.

2) Во время уборки общайтесь с ребенком.

В раннем возрасте уборку игрушек можно превратить в веселое приключение.

3) Хвалите за помощь.

Не забывайте мотивировать ребенка к выполнению домашних обязанностей. Например, можно сказать: «Только ты выполнишь эту работу по-настоящему хорошо!». Никогда не платите деньги за выполнение любого задания, лучшей наградой будут слова о том, что ребенок самый трудолюбивый и ответственный ( но и перехваливать не нужно).

4) Не наказывайте работой.

Родители совершают большую ошибку, когда наказывают ребенка работой. Выполнение им домашних дел не должно быть в рамках наказания за какой-либо поступок. Ребенок должен понимать, что помыть посуду, застелить кровать и помочь бабушке на даче – это его обязанность.

Родители должны мотивировать заниматься домашними делами с самого раннего возраста. Приучить ребенка не так уж и сложно, если в данном вопросе стать ему хорошим примером. Дети всегда любят, когда мама проводит с ними время, а это значит, что любую домашнюю работу можно превратить в интересную игру.

Когда приучать ребенка к домашним обязанностям, решают непосредственно мама и папа, но лучше всего делать это как можно раньше.

Поощряйте инициативу

Многим знакома ситуация, когда ребенок рвется помогать маме или отцу. Реальной помощи от него мало, он слышит в ответ: «Немного подрасти и потом будешь помогать». Малыш растет, со временем ему можно поручить ответственно дело, только вот энтузиазм испарился, и теперь уже родители пытаются от него добиться помощи.

Чтобы не допустить такой ситуации, наберитесь терпения. Приготовьтесь к тому, что совместное выполнение простейших бытовых задач, с которыми вы управитесь за час-полтора, может растянуться на полдня. Зато ребенок будет счастлив принести отцу нужный ключ, пусть и не с первого раза, или помочь маме приготовить суп

Важно при этом благодарить и поощрять свое чадо за проделанную работу, какой бы она ни была. Через некоторое время в вашем доме появится еще один помощник, который возьмет часть бытовых вопросов на себя

Порядок в детской комнате

Комната, в которой ребенок проводит много времени, должна соответствовать санитарным нормам. Для поддержания чистоты и порядка в ней нужно проводить два вида уборки:

  • ежедневную – проветривание помещения, заправка кровати, раскладывание одежды и игрушек по местам, протирание мебели влажной салфеткой, мытье пола;
  • генеральную – два раза в месяц стирка текстиля (постельное белье, шторы, пледы), мытье стекол, светильников, чистка ковров.

Для быстрой и качественной уборки нужны салфетки и тряпка для пола из микрофибры, спреи и жидкие средства для уборки детских комнат. Поддерживать порядок проще с современными системами хранения:

  • подвесными органайзерами для мягких игрушек, мелочей, любимых книг, одежды, обуви;
  • ящиками на колесах, корзинами, пластиковыми боксами;
  • пегбордами – настенными, перфорированными панелями, на которые можно вешать корзинки, полки, крючки.

Система хранения для «Лего»

Игровая зона с открытыми полками для собранных моделей и фирменными коробками для деталей «Лего» даже во время творческого процесса выглядит стильно. В красивые боксы дети быстро и с удовольствием собирают элементы конструктора.

Благодарность и отсутствие критики

За каждое сделанное по дому дело ребенка в обязательном порядке следует искренне благодарить. Не надо стесняться говорить ему «спасибо» и приучать к тому, что маму и папу тоже надо благодарить за то, что они делают для ребенка. Благодарность — лучшая награда и отличное подкрепление нужного поведения.

Критики же следует избегать

Важно помнить, что дети только учатся жить в этом мире. В 7 лет им сложно тщательно отмыть посуду, в 8-9 они только осваивают сложные бытовые приборы, подросток 12-14 лет может плохо протереть со стола… Перечислять можно бесконечно

Не надо обращать внимания на мелкие недочеты и акцентировать на них внимание. Иначе ребенок решит, что все, что он делает, недостаточно хорошо, а значит, можно не стараться

Естественно, переделывать то, что сделал ребенок, надо таким образом, чтобы он этого не замечал. Некоторые родители делают это демонстративно, тем самым навсегда отбивая желание помогать по дому и нанося серьезный удар по самооценке.

Уборка — не наказание

Приучать ребенка к уборке игрушек можно уже с 10 – 12 месяцев и лучше делать это на собственном примере. Родители приходят домой, переодеваются в домашнюю одежду, а вещи, в которых ходили на работу, убирают на место или в стирку. Ребенок видит это и со временем тоже начинает убирать за собой.

Иногда маме проще самой разложить игрушки по местам. Но тогда ребенок не поймет, что уборка — это норма для всей семьи, а не только для него, папы или мамы по отдельности. 

Примером для ребенка нужно быть во всем — отношения к порядку это тоже касается. Если родители убираются с недовольным видом, будто уборка — это тяжелая часть их жизни, тогда и ребенок будет относиться к ней так же. Он сделает вывод, что это уборка — это что-то плохое.

Галина Швец, психолог

Нужно показать ребенку, что наводить порядок в комнате и раскладывать игрушки на местах приятно, а уборка — это даже весело. Например, можно бросать игрушки в корзину, как в баскетболе, или танцевать под музыку

Также важно рассказать ребенку про результат: объяснить, что после уборки в комнате будет чисто и появится больше пространства для игры, а еще можно будет пойти поиграть на улицу или попить чай с печеньем

До трех лет мама приглашает ребенка убирать комнату, а после трех лет — просит. Ребенок может отказаться. Тогда родители продолжают спокойно раз за разом просить прибрать в комнате и говорить о плюсах порядка.

Во многих семьях действует правило: сделал что-то плохое — иди мой посуду, поздно пришел с улицы — убирай комнату, иначе родители не будут с тобой разговаривать. В таких условиях любой труд для детей — это наказание. Поэтому наказывать уборкой нельзя. 

Галина Швец, психолог

Если дети не убирают игрушки, а маму или папу это выводит из себя, родителю надо разобраться с собой и понять, почему его не слушают и не слышат. Взрослому надо посмотреть на себя: возможно, они не замечают, когда ребенок убирается в комнате — тогда он просто не видит смысла делать это еще раз. 

В моей практике был случай: мама жаловалась, что дочка не хочет застилать кровать. Я спросила: «А что вы говорите, когда она ее застелит?» Мама ответила, что ничего, мол, это же само собой разумеющееся. Получается, ребенок выполнил просьбу мамы, а та этого не оценила и продолжает ходить с недовольным видом. Нужно обязательно отмечать достижения детей и хвалить их, говорить: «Ты молодец, с каждым разом у тебя получается всё лучше».

Ребенок должен понимать, что его любят безусловно, даже если он не убрал игрушки — так формируются доверительные отношения. Если же родители требуют и приказывают, ребенок потеряет доверие к ним, не будет рассказывать о своих переживаниях или событиях, которые его беспокоят.

Также нельзя платить ребенку за уборку. Отношения должны быть близкими и доверительными, а не экономическими. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий