Самостоятельность в обмен на время
Средства массовой информации с удовольствием накачивают родителей жуткими сенсациями, чтобы запугать нас и заставить постоянно следить за нашими детьми. Потом мы отправляем их в колледж. Мы должны вырастить детей так, чтобы со временем они могли уверенно войти в большой мир, а для этого им необходимо уметь самим решать многие жизненные вопросы.
Мы носимся с нашими детьми, словно с физически или умственно неполноценными лицами королевских кровей. Это то, что я называю «хороший родитель портит». Любящие, преданные, умные родители ведут себя так, словно их дети, пока им не исполнится 35 лет, даже попу себе вытереть не могут, не говоря уж о том, чтобы пройти по улице полквартала.
Представьте, что у вас шестеро детей. Ведь если бы у вас было шестеро малышей, вы не успевали бы всем вытирать попы и каждому подкладывать подушечку, когда он падает
Важно уточнить понятие крайней необходимости. Крайней необходимостью не является тот случай, когда ребенок немного капризничает или слегка проголодался. Семейный психолог
Семейный психолог
Можно взглянуть на помощь ваших детей по дому под следующим углом: их содействие высвободит вам время для того, чтобы обдумать, что вы хотите делать. Однако в действительности снижение вашей нагрузки — не главное в детской помощи. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они становятся сильнее. Возможно, сначала они будут отказываться накрывать на стол, забирать почту или кормить собаку, но когда они втянутся в эту работу и поймут, что действительно вам помогают, то обязательно почувствуют себя более значительными и нужными. У них появится цель и понимание того, что их вклад в домашнее хозяйство на самом деле важен для всей семьи.
Возвращаясь к вопросу о требованиях, которые мы сами к себе предъявляем, следует отметить, что чаще всего мы испытываем чувство вины, если не успеваем сделать хотя бы малую толику всей домашней работы.
Сумасшествие? Да, но это происходит постоянно. Иногда мы сами этого не осознаем. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.
Конечно, вы не станете предлагать трехлетнему малышу пылесосить или шестилетнему — готовить обед, но есть множество подходящих по возрасту задач, которые дети в состоянии выполнять, как только они начинают понимать речь. Двухлетний малыш может собрать кубики и сложить их в коробку. Шестилетке вполне по силам достать посуду из посудомоечной машины, пусть даже он просто поставит тарелки на стол, а не уберет их на место. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет — загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний — сложить выстиранное белье. Подросток выгуляет собаку или поменяет наполнитель в кошачьем туалете; дети этого возраста уже вполне могут постирать свои вещи и даже приготовить незамысловатый ужин.
Способ №2: Поддержание инициативы и похвала
Иногда родители не замечают, что их дети довольно часто сами хотят помочь, но наталкиваются на «я сама» или «не мешай». Так делать не нужно! С самого раннего возраста детскую инициативу следует поддерживать, постепенно впуская ребёнка во «взрослую» жизнь. Начинать можно с маленьких поручений, постепенно усложняя их и увеличивая в объёме.
Разумеется, трёхлетка вряд ли хорошо помоет пол и, скорее всего, размажет грязь по линолеуму. Но чем чаще он будет это делать, тем быстрее освоит ключевые навыки. Кроме того, к процессу мытья полов у него уж точно не возникнет отторжения в старшем возрасте.
Всё потому, что на данном этапе для ребёнка домашние дела — это игра. Включайтесь в неё! Хвалите, выражайте своё восхищение, говорите «спасибо за…».
Бывает, даже подростки, абсолютно не приученные домашним делам, внезапно берут в руки пылесос, влажную тряпку или губку для мятья посуды. «Мистика!» — скажете вы и будете правы, однако такое поведение следует встречать с большим одобрением, даже если после подростка вам хочется переделать всё заново. Просто скажите: «Ты очень мне помог, спасибо! Без тебя я бы не справилась».
5 Поручайте ребенку ограниченный круг дел
Когда вы говорите «Чтобы к моему приходу квартира была убрана», то обрекаете ребенка на мучительные раздумья: «Что такое убранная квартира? За что в результате будут ругать? С чего начать? Как много всего — это очень сложно!»
Все это крутится в голове у ребенка. В результате он не делает ничего или самую малость к приходу родителя.
Папа с мамой часто ведут себя как в сказке о золотой рыбке: «Полы помыл. А почему пыль на антресоли не вытер?». Всегда найдут к чему придраться. Это не способствует развитию привычки убирать, да и в принципе что-то делать.
Ограничьте свои требования конкретными заданиями: «Выносить мусор, мыть полы и вытирать пыль будешь каждый день. Сделал эти три дела — свободен!» Иногда можно просить дополнительной помощи, тоже очень конкретно. Для ребенка все должно быть предсказуемо.
Чего делать не нужно
Напоследок расскажем, как делать не нужно:
- Указывать, говорить повелительным тоном. Из-за этого малыш может или перестать хотеть проявлять инициативу, или привыкнуть к бездумной исполнительности.
- Унижать. Если у чада что-то не получается, а родители упрекают его в этом в грубой или насмешливой форме, то пропадёт всякое желание пробовать и стараться.
- Делать за малыша то, что он и сам вполне способен сделать. Он привыкнет к этому и не будет проявлять инициативу.
- Переделывать что-то. Если ребёнок выполнил какую-то обязанность, а потом мама на его же глазах сделала всё по-своему, то в следующий раз малыш подумает: зачем делать это, если у взрослых получается лучше и правильнее? Желательно мягко указать на ошибки и попросить исправить их.
- Заставлять делать то, что ребёнок пока не умеет в силу возраста. Не требуйте взрослеть быстрее положенного.
- Наказывать, ругать за ошибки. Да, результаты не всегда соответствуют ожиданиям, но наказания разовьют страх ошибиться снова. И тогда ребёнок будет бояться что-то делать самостоятельно.
- Навязывать советы, помощь. Можно мягко направлять и помогать по просьбам. Но если постоянно давать наставления, то вы будете лишать чадо возможности попробовать и дойти до конца самому, пусть и не так, как хотелось бы.
- Перекладывать ответственность на себя. Пример: школьник тянул с уроками и в итоге понял, что не сделает их сам. Некоторые из жалости или ради предотвращения плохой оценки выполняют задание за ученика. Но ребёнок должен осознать последствия своего действия или бездействия, чтобы получить опыт и в будущем не допускать ошибок.
- Оправдывать. Пример: ребёнок не застелил постель. Мама делает это сама, оправдывая отпрыска тем, что он просто ещё не проснулся и не собрался с силами.
- Чрезмерно опекать. Конечно, меры безопасности нужны. Но оберегать от всего не стоит. Ребёнок должен познавать мир, сам осознавать реальные угрозы, иногда учиться на ошибках.
https://youtube.com/watch?v=KsokqX5abfw
Развитие самостоятельности у ребёнка – непростая, кропотливая и непрерывная работа, требующая терпения и сил
Но если всё делать последовательно, обдуманно и с любовью, то чадо обретёт столь важное качество и подготовится к взрослой жизни
Как передавать ребенку домашние обязанности?
Выберите сначала что-то одно из списка, что вашему ребёнку будет по душе и по возрасту, и что он будет делать с удовольствием и интересом. Постарайтесь, чтобы ребёнок был воодушевлён такой возможностью, чтобы почувствовал, что у него получается и захотел делать это снова. Опыт успеха очень важен!
Осознание того, что нежелание ребёнка помогать – это результат воспитания, уже полдела. Осталось понять, как действовать, чтобы ситуацию исправить или не допустить в будущем.
Уделите время обучению
Уделите обучению ребёнка достаточно времени, наберитесь терпения, проявляйте доброту и понимание, поддерживайте, говорите, как у него хорошо получается. Нужно с терпением, без криков и критики показывать малышу все детали. Это для вас рутина, которая выполняется на автомате, а ребенок обучается новому. От того, как этот процесс будет происходить, будет зависеть, захочет ли он и дальше участвовать в хозяйственных делах или поймет, что ничего позитивного в этом нет и откажется помогать.
Делайте эти домашние дела с ребёнком, когда вы не раздражены, никуда не торопитесь и ребёнок тоже отдохнувший и в хорошем настроении. Атмосфера вокруг домашних дел должна быть спокойной и доброжелательной. Не настаивайте, не заставляйте и не давите. Постарайтесь преподнести это как удовольствие, как что-то особенное и очень интересное – вспомните пример с Томом Сойером, который красил забор.
И не называйте ребенку домашние дела «обязанностью» – пусть они будут для него «вкладом в домашние дела» или «вкладом в семью», Согласитесь, «Вклад» — звучит куда приятнее и позитивнее, чем «обязанность». Хороший, позитивный опыт ребенка — залог того, что ему это понравится и он захочет его повторять.
Привлекайте ребёнка к бытовым делам через игру
Например, можно устроить импровизированное кулинарное шоу, и научить ребёнка готовить какое-нибудь блюдо, или замешивать тесто и т. д. Если ребёнок маленький, привлеките куклу или игрушки, которые будут смотреть и учиться у него или как будто «ему помогать».
Поддерживайте инициативу ребёнка
Любое желание ребёнка что-то сделать самостоятельно по дому нужно поддерживать. При этом не нужно критиковать его за ошибки, а наоборот – подбадривать и мягко направлять.
Предоставьте ребёнку больше самостоятельности
Вы даже не догадываетесь, сколько всего под силу детям. Да, не все будет получаться с первого раза, но все мы когда-то чему-то учились и это нужно понимать.
Пересмотрев свой подход в воспитании, можно с легкостью приучить детей к бытовой рутине, более того они сами будут с удовольствием помогать родителям.
Хвалите ребёнка
Старайтесь использовать не просто похвалу, а благодарность:«Спасибо большое тебе за такую большую помощь!», «Спасибо тебе за твой вклад в наши семейные дела!», «Смотри, как замечательно у тебя получилось всё так чистенько убрать!» «Я вижу, что ты, действительно, постаралась!». Если ребёнок не закончил, поблагодарите даже за ту часть, которую он смог сделать.
Чем отличается самостоятельность и ответственность?
Самостоятельность и ответственность — это разные вещи. Сначала у ребенка формируется самостоятельность: «я могу это сделать сам». И только значительно позже, примерно к 9-10 годам, постепенно формируется ответственность: «я могу САМ за это отвечать, САМ об этом вспомнить и без напоминания сделать».
Не ожидайте, что ребенок до 9-10 лет будет сам помнить о тех домашних делах, которым вы его стараетесь научить. Совершенно нормально, что вы будете ему об этом каждый раз напоминать и просить помочь.
Еще очень важно — не делайте из этого «обязаловку» — ребенок, по сути, не должен делать что-либо по дому, это не его задача, а взрослых. Поэтому для него это дело добровольное и, если ребенок по какой-то причине не хочет и отказывается, не заставляйте его
Попробуйте перенести задачу на другой раз. Заставлять – это прямая дорога отвратить ребенка от того, чему вы хотите его научить.
Желаем вам взаимопонимания с вашим ребёнком и счастливого родительства!
P.S. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, где вы узнаете, как построить теплые и доверительные отношения в семье, сделать материнство легким и счастливым, без ежедневной войны с ребенком, без криков и усталости.
Какая награда и мотивация за труд?
Часто родители, не зная как заставить ребенка помогать им, пытаются его простимулировать деньгами. Убрался в квартире — получил вознаграждение, сделал уроки — получил вознаграждение. Не сделал — вернул часть в казну. Пусть знает, как зарабатывать и имеет тем самым личные деньги на карманные расходы.
Это ошибочное представление о мотивации. Лучшим стимулом труда должно быть получение конечного результата. Прививайте ребенку наслаждение тем, что он получит в итоге. Учите ребенка выявлять даже в самой рутинной работе интересное и полезное.
Если садите дерево, присмотритесь какие у него листики, какое оно будет красивым в последствии. Если делаете скворечник, скольким птичкам поможете вывести потомство.
Если ребенок отказывается от выполнения работы, предложите ему альтернативу. Не хочет мыть посуду, предложите пропылесосить или протереть пыль. Так ребенок будет понимать, что просто отойти от работы не получиться.
Лучшей наградой для вашего трудяги может стать интересная книга или давно желанная игрушка, поход в зоопарк или цирк, совместные игры с ребенком.
Лучшая мотивация — сотрудничество, что вы одна команда, поиграйте в космический экипаж, где у каждого своя забота, кто-то в отсеке борт-питания моет посуду, кто-то в спальном: прибирает постель и протирает пыль.
Способ №5: Ограничение круга домашних обязанностей
Когда родители просят чадо убрать квартиру, то обрекают его на мучительные думы. Что значит «убранная квартира»? Нужно только подмести или ещё полы вымыть? А посуду мыть надо? А мусор выбросить? С чего же начать? Все эти и другие мысли крутятся в детской голове, и в результате ребёнок не делает ничего или бросает дело, толком не начав. А потом ещё и родители начинают подмечать: «Ага, посуду вымыл. А зеркало в прихожей почему не протёр?» Придраться можно ко всему! И потому желание помочь просто-напросто исчезает. Иногда навсегда.
Что же делать? Ограничить требования. Ставьте ребёнку конкретные задачи (и желательно с конкретным временем выполнения): «Погуляешь с собакой, приберёшься у себя на столе, вынесешь мусор — и свободен!» А ещё лучше — определите ему чёткий круг дел, которые будет выполнять только он.
Как правильно выполнять домашнее задание
Начинать с простых заданий
Ребёнок может потерять мотивацию делать уроки, когда столкнётся с первым трудным заданием. Чтобы этого избежать, при выполнении домашней работы следует руководствоваться принципом «антибаран». Суть его в том, что задание, которое не получается, надо пропустить и сделать то, что получается легче всего. Так мозг разомнётся на простых заданиях, что позволит ему справиться с более сложными задачами. Этот же принцип можно использовать при выборе предмета, с которого начнётся выполнение домашней работы: начав с лёгкого предмета, ребёнок будет рад, что у него всё получается, и с лёгкостью справится со сложными задачами за счёт мотивации.
Сначала делать все задания устно
Благодаря такому подходу можно сэкономить время на каждом предмете, даже если все задания письменные. Это помогает ребёнку лучше понять суть задачи и сделать её письменно гораздо быстрее.
Сохранять высокую скорость работы
Кроме выполнения работы на высокой скорости, важно успевать переключаться на другой вид деятельности до того, как ребёнок устал: это помогает мозгу перестраиваться и равномерно тратить энергию. После нескольких занятий в таком темпе ребёнок сам научится замечать у себя признаки усталости и будет сразу приступать к другому заданию.
Соблюдать гигиену работы
Следует делать пятиминутные перерывы каждые полчаса. Можно сделать пальчиковую гимнастику, прилечь или съесть что-нибудь питательное
Важно: перерывы должны проходить без гаджетов и интернета, чтобы не сбивать ребёнка с рабочего настроя
В комнате ребёнка должна быть оптимальная температура, хорошее освещение и удобный письменный стол, стул. На рабочем столе должно быть достаточно места для учебников, тетрадей, канцелярских принадлежностей, ноутбука. Следует приучить ребёнка не захламлять стол ненужными вещами, которые могут отвлечь
Важно, чтобы он понимал, что письменный стол — это рабочее место, на котором должен царить порядок
Делать короткие перерывы
Это позволит ученику держать продуктивность на высоком уровне. Например, можно установить правило: каждые 30–50
минут устраивать десятиминутные переменки
Важно сразу договориться с ребёнком, что эти перемены будут проходить
без
гаджетов и Интернета. Следует объяснить школьнику, что навязчивый поток информации из соцсетей не даст мозгу
отдохнуть. Лучше предложите ему прогуляться или съесть что-нибудь питательное.
Лучше предложите ему прогуляться или съесть что-нибудь питательное.
Как приучить ребенка к чистоте
Чистота и аккуратность должна стать нормой для ребенка. Уже давно известно, что если ребенок воспитывается в чистоте, то и его интеллектуальные способности возрастают. Порядок начинается с головы. Но, это справедливо для взрослых. У детей, все наоборот. Если вокруг них порядок, то и мыслительные способности станут лучше.
Если ребенок не аккуратен, то родителям важно разобраться, из-за чего у него такая проблема. Если он просто забывает навести порядок после своих игр, это одно, а если лениться, то совсем другое
В любом случае, родителям при приучении ребенка к аккуратности нужно набраться терпения и применять все свои качества: гибкость, логику и т.п.
Если ребенок не убирает свои игрушки из-за того, что вы настаиваете, то расскажите ему о том, что все великие люди были аккуратными. Даже если это не так, на ребенка это может подействовать.
Для развития у ребенка чувства чистоты можно его и «подкупить»
Конечно в открытую. Этого делать нельзя. Но можно сказать, что ваши знакомые подарили своему сыну компьютерную приставку или скейтборд за то, что он целый месяц следил за порядком в своей комнате.
Неряшливый ребенок: причины
Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин :
- Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
- Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
- У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
- Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.
Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения:
- чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
- отсутствие положительного примера родителей,
- лень ребенка,
- несформированный режим дня у ребенка,
- ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
- депрессия,
- утрата близкого человека,
- характерная черта личности,
- употребление наркотиков и алкоголя.
Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.
Как приучать к хозяйству подростков?
Мама 13-летнего подростка во время летних каникул пыталась приучить его к домашнему хозяйству. Вначале мыть посуду и убирать со стола. Уже с малолетства он мог убираться в своей комнате, вынести мусор, убрать за кошкой
Но она добивалась, чтобы он стал это делать регулярно и без напоминаний, не в качестве помощи маме, а автоматически – просто потому, что здесь живёт.Обучать домашнему труду ребёнка нужно спокойно и терпеливо, подходя системно, но быть готовым к тому, что любой адекватный, организованный и разумный ребёнок начнёт «тупить»: не слышать, удивляться, не замечать, забывать.
Зачем нужен данный эксперимент? Потому что в будущем у сына будет семья, дети, поэтому ему так важно с юности привыкать к домашнему хозяйству, чтобы помогать своей супруге, да и пустить его в «свободное плаванье» отдельно от родителей будет не так уж страшно. Можно купить посудомоечную машину, но, во-первых, она дорогая, а, во-вторых, навык мытья посуды в жизни важнее – не везде с ним будет такая техника
А не лучше ли вешать на холодильник листок с напоминаниями? Но когда сын вырастет, от кого ему ждать подобных напоминаний? Пусть уж лучше доведёт эту привычку до автоматизма.
С чем можно ещё столкнуться?
Ребёнок может пообещать всё сделать, но так и не сделать. В этом случае мать предлагает действовать не слишком педагогично – настаивать, заставлять, в надежде на то, что терпение и систематический подход помогут. Вода камень точит…
Как мама сына организовала данный процесс?
Вначале всю работу по дому нужно разделить между домочадцами, хотя во многих семьях предпочитают всё делать вместе, а не делить обязанности строго. И то, и другое является неплохим вариантом, но для ребёнка проще иметь конкретный участок работы по дому, за который он бы нёс персональную ответственность и не мог её свалить на кого-то другого. Навык понимания своей персональной ответственности очень ценен и обязательно пригодится ребёнку в будущем.
При определении области ответственности ребёнка не стоит навязывать ему собственный выбор, лучше предложить ему сделать его самому. Не имеет смысла делать непосильную работу или ту, на которую не хватает пока умения
Важно, чтобы порученное дело было посильным для ребёнка. Его нельзя выпустить выгуливать собаку, поскольку даже по закону этим могут заниматься лица, достигшие 14 лет
То же касается и похода в магазин. А вот аргумент, что он не любит мыть посуду, поэтому и не будет, не должен приниматься в расчёт. Далеко не все любят бытовые хлопоты, но они неизбежны, и кто-то должен ими заниматься.
Поначалу, выдав сыну фронт работ, мама звонила ему с работы, напоминая, что должно быть сделано к её приходу. А спустя некоторое время она решила попробовать обойтись без звонка и посмотреть, что получится. Разумеется, сын про всё забыл и работу не выполнил. Маме пришлось объяснить, что в неубранной кухне она не будет готовить ужин. Из-за этого приходилось ужинать очень поздно, но сын запомнил, что и от него многое зависит.
Доведя до автоматизма одну работу, можно переходить к другой. Не стоит из мальчика делать Золушку и вешать на него весь быт. Но выносить мусор, ходить за продуктами и мыть посуду для подростка вполне по силам, несмотря на уроки и секции.
Не стоит ждать от ребёнка, что свою долю работы он сразу же начнёт делать качественно и вовремя. Поначалу за ним придётся переделывать, убирать осколки разбитой посуды, думать, что делать с окрашенным в машине цветным и белым бельём. Но за эти ошибки не нужно ругать, как и скрывать их от него, тайком выбрасывая испорченную вещь или перемывая посуду. Вначале нужно поблагодарить за работу, а потом заметить, что было сделано неправильно и показать, как надо.
Игры для самостоятельности
Предлагаем разные увлекательные игры, которые помогают развивать самостоятельность:
- «День рождения куклы». Предложите малышу подготовить игрушку к празднику: одеть, накрыть импровизированный стол, встретить гостей и принять их, а потом убрать в доме.
- «Золушка». После прочтения одноимённой сказки предложите сыну или дочери выбрать похожую на главную героиню игрушку и помочь ей собраться на бал: отсортировать крупы, убраться в доме, подготовить одежду.
- «Быстро выбирай». Попросите чадо быстро выбрать какой-то предмет, а потом объяснить выбор. Такая игра учит оперативно принимать решения и понимать необходимость их осознанности.
Как научить школьника в 9–11 лет и старше убирать за собой
Как приучить ребенка к порядку в комнате и навыкам опрятности, если ему 9 лет и более, если в раннем возрасте навык аккуратности так и не сложился? Способ напрямую зависит от того, как ребенок себя ведет. Обычно по поведению уже можно сказать, в чем причина проблемы:
Ребенок упрямится, разводит грязь, бесконечно откладывает дела на потом? Значит, от природы это обстоятельный и медлительный человек. Причем с раннего детства его ритм жизни не совпадал с родительским: мама требовала делать все быстрее, не копаться и, вероятно, срывала с горшка. Если вы хотите изменить ситуацию — запаситесь терпением и вернитесь на шаг назад. Применяйте рекомендации для более раннего возраста. Главное — создать ребенку комфортный, неторопливый ритм. Дайте больше времени на выполнение любой задачи. Не торопите, не подгоняйте, не обрывайте в речи и во время любого начатого процесса — дайте довести его до конца. Ваше понимание и поддержка играют для такого ребенка решающее значение.
Ребенок разбрасывает все вокруг, мельтешит, попытки убраться бросает на полпути? Это амбициозный шустрик, который просто испытывает дефицит дисциплины. Опять же, вернитесь на шаг назад и создайте ребенку нужные условия для развития: режим, структуру в пространстве и времени, систему правил и ограничений.
Ребенок часто вспыхивает гневом, норовит сбежать из дому? Это юный «вождь», который противится чрезмерному давлению. Опасная ситуация: тут уже не до уборки. Что делать — описано выше. Более подробно можно почитать в статье Вождь краснокожих. Коллизии воспитания неслабонервных. Часть 1
Всему своё время
Уже с двухлетнего возраста ребёнок способен оказывать посильную помощь по дому. Стоит выделить слово «посильная», поскольку полноценным трудом назвать маленькие поручения сложно. Однако стремление к самостоятельности необходимо всячески поощрять.
Что же доверяют детям в разных возрастных периодах?
С двух до четырёх лет
Этот период ещё называют кризисом трёхлетнего возраста, который характеризуется, в том числе, желанием стать более самостоятельным. Эту особенность обязательно учитывают внимательные родители.
Двухлетний ребёнок уже способен выполнять простейшие просьбы: подать маме перчатки, кошелёк, книжки, футляр от очков и т.д.
Все эти вещи должны быть безопасными для малыша – то есть нельзя просить принести что-то острое, тяжёлое или хрупкое.
В этот возрастной период дети обучаются навыкам самообслуживания, поэтому следует всячески поощрять желание ребёнка своими силами снимать и надевать брючки, плавки, футболки.
От родителей же требуется показать ему, куда нужно класть вещи для хранения.
Если ребёнок в этом возрасте будет видеть, как родители трудятся дома и вообще положительно относятся к выполнению различных обязанностей, процесс приучения к труду существенно упростится, поскольку перед глазами будет положительный пример.
С четырёх до шести лет
Дети дошкольного возраста развиваются очень быстро, с лёгкостью приобретая всё новые и новые навыки. Четырёхлетки уже способны выполнять более серьёзные требования и пожелания.
Например, детсадовцы раскладывают игровые принадлежности по местам после игры, складывают вещи в корзину, кормят домашних животных (меняют воду собакам и кошкам, насыпают сухой корм).
Необходимо активнее приучать ребёнка помогать взрослым при уборке квартиры. Ему вполне по силам бороться с пылью, сервировать стол, раскладывать продукты в холодильнике.
Родителям же необходимо всячески демонстрировать своему чаду, что они ценят его поддержку и благодарны ему.
От шести лет и старше
Совсем скоро ребёнок пойдёт в школу, поэтому крайне важно научить его не просто оказывать помощь при еженедельной генеральной уборке, но и наводить порядок каждый день. Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:
Шестилетки уже способны выполнять следующие домашние хлопоты:
- ежедневно заправлять свою постель;
- убирать игрушки на место;
- складывать одежду в шифоньер или на стул;
- ухаживать за домашними цветами;
- собирать рюкзак в садик или школу;
- следить за домашним животным, убирать за ним, выводить их на прогулку.
Как уже было отмечено, лучше приступать к приучению с самого раннего возраста, ведь трудовые навыки всегда пригодятся. Но можно попробовать привить любовь к домашним хлопотам и в более взрослые годы. Главное – делать это правильно.
Как устроено внимание
Прежде чем начать разговор о том, как бороться с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо разобраться, что такое внимание и как оно работает.
Внимание — это способность мозга фокусироваться на значимом.
Каждую минуту наш мозг получает десятки тысяч сигналов: тексты, звуки, запахи, цвета, внутренние ощущения тела. Если бы мы воспринимали их все сразу, то, скорее всего, сошли с ума
У сознания существует механизм, призванный фильтровать поступающую информацию и выделять то, что важно в данный момент, — это и есть внимание
Характеристики внимания
Внимание имеет множество характеристик, которые у каждого человека развиты в большей или меньшей степени. Начиная борьбу с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо понаблюдать, как он выполняет домашние задания и ведёт себя в быту. Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:
Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:
Концентрация — это умение сосредотачиваться на деле, вникать в проблему, видеть и анализировать свойства объектов. От концентрации напрямую зависит наблюдательность и собранность человека. Развитию концентрации помогают головоломки, лабиринты, задания на поиск различий и тому подобное.
Устойчивость внимания — это способность поддерживать концентрацию в течение длительного времени и противостоять отвлекающим факторам. Дети с развитой устойчивостью внимания более усидчивы и способны доводить начатое дело до конца. Устойчивость внимания помогают развить пазлы, задачи-картинки с перепутанными линиями и подобные «медитативные» головоломки.
Объём внимания подобен оперативной памяти компьютера, он позволяет удерживать в зоне внимания большое количество данных. Чем сильнее развит этот навык, тем проще ребёнку работать с информацией — анализировать, сравнивать и обобщать. Чтобы увеличить его, тренируйте логическое мышление ребёнка.
Распределение внимания отвечает за многозадачность: например, возможность одновременно слушать учителя, делать конспект урока и запоминать информацию. Натренировать это качество могут помочь развивающие компьютерные игры, в которых необходимо следить за несколькими объектами сразу.
Переключаемость внимания
От того, как быстро ребёнок может переносить внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому, зависит его работоспособность в целом. Увеличить скорость переключения внимания помогают развивающие игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и так далее
<<Форма демодоступа>>